Сочинение Пастернак Б.Л. Художественное своеобразие лирики бориса пастернака Особенности лирики пастернака кратко самое главное

Сочинение Пастернак Б.Л. Художественное своеобразие лирики бориса пастернака Особенности лирики пастернака кратко самое главное

Центральное место в лирике Пастернака принадлежит теме при-роды. Содержание этих стихотворений значительно шире обычных пейзажных зарисовок. Рассказывая о веснах и зимах, о дождях и рас-светах, Пастернак повествует о природе самой жизни, исповедует ве-ру в нравственные основы жизни. Пейзаж в творчестве Пастернака не просто изображается, а живет и действует. Вся полнота жизни в разнообразии ее проявлений вмещается в кусочек природы, который, кажется, способен чувствовать, мыслить и страдать.

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!» относится к ранней лирике Пастернака. Написанное в 1912 году, оно было опубликовано в сборнике «Лирика» в 1914 году, а позже открывало сборник «Поверх барьеров», в который вошли стихи разных лет. Проникнутое грустным настроением прощания с зимой, стихотво-рение поражает точностью пейзажных зарисовок. Лирический ге-рой, поэт, хочет написать о феврале, когда чернеют проталины и появляются первые лужи. Ему хочется умчаться на пролетке за шесть гривен туда, «…где ливень еще шумней чернил и слез». Ты-сячи грачей, похожих на обугленные груши, «сорвутся в лужи и об-рушат сухую грусть на дно очей». Картина пробуждающейся при-роды создает у поэта особое настроение: «Писать о феврале навзрыд». Для ранних стихотворений Пастернака характерен уди-вительный подбор лексики, ассоциативные ряды образов.

Метафорическая насыщенность — также одна из отличитель-ных особенностей художественной системы Пастернака. Это и «гро-хочущая слякоть», «клик колес», «ветер криками изрыт». Обилие свежих, новых сравнений, метафор, эпитетов привлекает внима-ние, делает язык поэта особенным и неповторимым, но в то же вре-мя сложным для восприятия.

Стихотворения «Сосны» и «Иней» вошли в сборник «Переделки-но». Они были написаны в 1941 году во время жизни на даче, в подмосковном поселке Переделкино. Красота природы окружающе-го мира вызывает у поэта чувство благоговения и восхищения:

И вот, бессмертные на время, Мы к лику сосен причтены И от болей и эпидемий и смерти освобождены. («Сосны»)

В стихотворении «Иней» звучит та же тема беспредельной бла-годарности миру природы, дарующей человеку возможность видеть мир во всем его многообразии. Дни поздней осени, отмеченные первыми заморозками и первым снегом, особенно дороги поэту:

И белому мертвому царству, Бросавшему мысленно в дрожь, Я тихо шепчу: «Благодарствуй, Ты больше, чем просят, даешь».

Лирический герой Пастернака — страстная натура. Он не пере-стает удивляться и радоваться миру, потому что именно в простоте заключена его красота, только надо понимать это и уметь находить ее во всем. Пастернак видит и стихийность мира, и сложность в пе-реплетении человеческих судеб, и в то же время простоту, потому что люди не могут жить друг без друга. Тема любви звучит во мно-гих стихотворениях Пастернака. Переживший не один раз это ве-ликое и всепоглощающее чувство, Пастернак много писал о любви.

Стихотворение «Любить иных тяжелый крест…» было написано в 1931 году и вошло в цикл стихотворений «Второе рождение». Оно было посвящено жене — Зинаиде Николаевне Нейгауз, известной пианистке. Проникнутое большой любовью, нежностью и восхище-нием, оно невольно вызывает в памяти лучшие строки любовных стихотворений Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Образ любимой прекрасен и неповторим:

Любить иных — тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен.

В этом же сборнике было стихотворение «Никого не будет в до-ме…». Дата написания совпадает — это 1931 год. Тема ожидания любимой, которая должна неожиданно появиться в сумерках, рас-крывается на фоне угасающего зимнего дня. Лирический герой на-ходится в гармонии с природой. Приметы зимы напоминают рос-черк кисти художника-импрессиониста: «…белых мокрых комьев // Быстрый промельк маховой», «Зимний день в сквозном проеме // Незадернутых гардин». Душа поэта живет ожиданием встречи:

Ты появишься у двери В чем-то белом без причуд, В чем-то впрямь из тех материй, Из которых хлопья шьют.

Тема России всегда волновала Пастернака. Судьба писателя была неотделима от судьбы родины. Для него не было вопроса: ос-таться после революции в России или эмигрировать на Запад. Ев-ропа означала материальное благополучие и покой, а Советская Россия открывала неясные, невиданные в мировой истории гори-зонты. И Пастернак сделал свой выбор — остался на родине. Во второй половине 30-х годов, когда в СССР прокатилось несколько волн жесточайших репрессий, Пастернак осознал, что «единение с временем перешло в сопротивление ему». Но и в самые тяжелые минуты испытаний Пастернак сохранял любовь к отечеству. Это можно увидеть на примере небольшого стихотворения «На ранних поездах», написанного в 1941 году и вошедшего в цикл стихотворе-ний «Переделкино». Это маленький рифмованный рассказ. Его ге-рой — измученный сложнейшими вопросами бытия интеллигент. «В горячей духоте вагона» подмосковной электрички ему открывается правда о прекрасном и непобедимом народе.

Сквозь прошлого перипетии И годы войн, и нищеты Я молча узнавал России Неповторимые черты. Превозмогая обожанье, Я наблюдал, боготворя. Здесь были бабы, слобожане, Учащиеся, слесаря.

Так поэту открылись «России неповторимые черты». И он увидел то, что под силу прозреть лишь «вещим зеницам». Лица людей как бы высвечены отблеском будущих сражений, очищены от повсе-дневной шелухи. Рубежом сороковых годов разделяется два перио-да творческого пути Пастернака. Позднему Пастернаку присуща классическая простота и ясность. Его стихи одухотворены присутст-вием открывшегося поэту «огромного образа России».

На протяжении всего творческого пути Пастернака волновал во-прос позиции поэта. В цикле стихов «Тема с вариациями» (1918) он ищет в художнике, в творчестве источник силы, способной противо-стоять стихии разрушения, бушующей в современном мире. Пыта-ясь выйти к пониманию сути мира, жизни, законов ее движения, развития, поэт утверждал созидательную природу искусства:

Поэзия, не поступайся ширью, Храни живую точность: точность тайн. Не занимайся точками в пунктире И зерен в мере хлеба не считай.

В стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…», написанном в 1956 году, Пастернак определяет свое творческое кредо:

Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех.

Воля к преодолению своих пределов сочеталась с постоянной за-ботой о сохранении собственного почерка, с желанием «не отсту-паться от лица». Первая строка стихотворения задает тон всему стихотворению:

Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись.

Истинное величие поэта — не в том, чтобы стяжать себе славу, а в том, чтобы «привлечь к себе любовь пространства, // Услышать будущего зов».

Своеобразным поэтическим манифестом стало стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Оно было написано в 1955 году и вошло в сборник стихов «Когда разгуляется» (1956-1959). Стихотворение проникнуто чувством сопричастности всему живущему на земле, стремлением постигнуть сложность жизнен-ных явлений «до оснований, до корней, до сердцевины». Прибли-жаясь к пушкинскому философскому постижению жизни: «Я жить хочу — чтоб мыслить и страдать», Пастернак пишет:

Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.

Пастернак вновь ставит знак равенства между стихами и чудом из чудес — природой. В его стихах оживает «дыханье роз, дыханье мяты, луга, осока, сенокос, грозы раскаты». И путеводной звездой на этом пути в будущее, к идеалу, становится для него бессмертная музыка, рожденная повседневностью для вечности:

Так некогда Шопен вложил Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды.

«Лирика позднего Пастернака открывает перед нами позицию по-эта — в отношении к миру и времени — в несколько ином ракурсе сравнительно с его творчеством прежних лет. Идея нравственного служения здесь преобладает надо всем прочим… Смысл бытия, назна-чение человека, сущность мира — вот вопросы, волновавшие Пастер-нака на протяжении многих лет, в особенности в конце жизненного пути, когда он, можно сказать, полностью отдает свою лирику поискам основ, разгадыванию конечных целей и первопричин» (А. Синявский).

Важное место в лирике Пастернака занимают стихотворения, включенные в роман «Доктор Живаго» (1956). Они написаны глав-ным героем этого произведения — Юрием Живаго. Это стихи, кото-рые были найдены в его бумагах после смерти героя, они представ-ляют свидетельство Юрия Живаго о своем времени и о себе. В романе стихи выделены в отдельную часть. Перед нами не просто небольшой сборник стихотворений, но цельная книга, имеющая собственную, строго продуманную композицию. Открывается она стихотворением о Гамлете, который в мировой культуре стал обра-зом, символизирующим раздумья над характером собственной эпо-хи. Лирический герой этого стихотворения, несущий в себе мысли и идеи своего поколения, выходя на подмостки жизни, понимает, что ему придется «испить свою чашу» лишений, горя, страданий, и мо-лит Бога: «Авва Отче, чашу эту мимо пронеси». Но он знает, что прийти к бессмертию можно лишь после того, как пройдешь все ис-пытания, посланные тебе судьбой. Лирический герой осознает, что он, как и каждый человек, должен пройти свой жизненный путь, каким бы трудным он ни был: Материал с сайта

Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути, Я один, все тоне в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти.

В романе встречаются указания на обстоятельства возникнове-ния замысла тех или иных стихов. Одно из самых знаменитых сти-хов доктора Живаго «Зимняя ночь». Образ свечи, появляющейся на страницах романа, становится символическим. Накануне Рождест-ва Юра с Тоней проезжали по Камергерскому. «Вдруг он обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте од-ного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, прони-кавший на улицу почти с сознательностью взгляда…» В это время в сознании Юрия Живаго складываются стихи: «Свеча горела на сто-ле. Свеча горела…» как начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолжение придет само собой. Так образ свечи становится символом поэтического дара Юрия Живаго и его любви к Ларе, которую он пронес в своей душе через всю жизнь:

Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.

В цикле стихов доктора Живаго есть несколько стихотворений, по-священных православным праздникам. Одно из них называется «Ро-ждественская звезда». Рассказывая о рождении Христа, поэт описыва-ет Вифлеемскую звезду, которая зажглась над колыбелью младенца:

Она пламенела, как стог, в стороне От неба и Бога, Как отблеск поджога, Как хутор в огне и пожар на гумне.

Мы видим прекрасного младенца, «сияющего, в яслях из дуба, как месяца луч в углубленье дупла», его мать, деву Марию, которая любовалась Рождественской звездой.

Завершается эта поэтическая книга стихотворением, которое на-зывается «Гефсиманский сад». В нем звучат слова Христа, обра-щенные к апостолу Петру, защищавшему мечом Иисуса от тех, кто пришел его схватить и предать мучительной смерти. Он говорит, что «спор нельзя решать железом», и потому приказывает Петру: «Вложи свой меч на место, человек». И в этом стихотворении при-сутствует мотив добровольного самопожертвования во имя искуп-ления человеческих страданий и мотив будущего Воскресения:

Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья приплывут из темноты.

Таким образом, открывается книга стихотворений темой пред-стоящих страданий и сознанием их неизбежности («Гамлет») и закан-чивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвой.

«Наследие Бориса Леонидовича Пастернака законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры нашего века. Оно за-воевало любовь и признание самых взыскательных и строгих цени-телей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необхо-димостью, упоительным чтением и поводом для раздумий над коренными вопросами человеческого бытия» (А. Озеров).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • пастернак лирика тесты егэ
  • какие эмоции вызывает лирика пастернака
  • сосны пастернак анализ
  • лирика пастернака стихи
  • пастернак сосны анализ стихотворения

Уже в первых стихотворениях Пастернака проявились его художественные и музыкальные способности, поэтому словесные тексты обогащались звуками и мелодией, пластикой и рельефностью красок. Например, в самом известном раннем стихотворении Пастернак пишет:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит.

Обратите внимание на цветовой контраст в первой строке: белое и чёрное, снег и чернила. Весна приходит в город, снежные улицы превращаются в слякоть под грохотом повозок и экипажей — город наполняет громкая радостная симфония весны. Водопад чувств и прилив творческого вдохновения («плакать» — «писать навзрыд») сливаются с дышащей жизнью чёрной землёй и звонким весенним воздухом. В ранней поэзии Пастернак часто использует приём метонимии, при котором перенос признаков изображаемых предметов осуществляется не по принципу сходства, как в метафоре, а по принципу смежности. Например, в выражении «грохочущая слякоть» грохочет не слякоть, это звук проезжающих по улице колёс, который как бы передаётся перемалываемой ими снежной жиже.

Характерной чертой поэзии Пастернака является соединение образов из разных сфер действительности. Например, стихотворение «Импровизация» (1916) начинается переплетением двух образных рядов: стаи чаек и чёрно-белых клавиш рояля, вдохновенное касание рукой клавиш и кормление птиц:

Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот.

Это сопоставление получает в стихотворении развитие в ночном пейзаже, в котором соединяются материальные и мысленные образы.

Любовная лирика Пастернака всегда насыщена сильными чувствами и зримыми, осязаемыми образами. В ней много изначальной, почти первобытной страсти к жизни, как, например, в стихотворении из сборника «Сестра моя — жизнь»:

Любимая — жуть! Когда любит поэт,

Влюбляется бог неприкаянный

И хаос опять выползает на свет,

Как во времена ископаемых.

Зрелое отношение к любви появляется в сборнике «Второе рождение». В одном из своих самых известных стихотворений Пастернак рассуждает о том, что истинная любовь, возможно, должна быть простой, что чудо — это само чувство, которое нельзя объяснить, но в котором заключена тайна бытия. Стихотворение может показаться остроумно-шутливым, однако мысль поэта вполне серьёзна:

Любить иных тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Важное место в лирике Пастернака занимает тема творчества. Поэта прежде всего занимают отношения творческой личности и мира, ответственность художника за своё слово, долг поэта перед людьми и обществом. Эта тема носит философский и социальный характер. Таково, например, стихотворение «Гамлет», в котором звучит тема человека — поэта, актёра, Гамлета,— проходящего свой тернистый путь на земле. В сборнике «Второе рождение» выделяется стихотворение «О, знал бы я, что так бывает...» о разрушительной мощи поэтического вдохновения.

Одним из центральных стихотворений последнего сборника Пастернака «Когда разгуляется» стало стихотворение «Быть знаменитым некрасиво...», в котором выражена этическая суть отношений поэта и общества. Заканчивается сборник стихотворением «Единственные дни», и его последние две строки могут служить девизом всей поэзии Пастернака. Первая из строк говорит о вечности жизни, вторая — о вечности любви:

И дольше века длится день,

И не кончается объятье.

Поэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве - богатстве звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно знакомые предметы и явления с новой, порой неожиданной стороны. Поэзия Пастернака - это отражение личности поэта, выросшего в семье известного художника и талантливой пианистки. Известна любовь Бориса Пастернака к музыке - ему даже прочили композиторское будущее, но смыслом его жизни стала поэзия.

Первые публикации его стихотворений относятся к 1913 году. В следующем году выходит первый сборник поэта «Близнец в тучах». Пастернак входил в небольшую группу поэтов «Центрифуга», близкую к футуризму, но попавшую под влияние символистов. К своему раннему творчеству он относился критически и впоследствии ряд стихотворений основательно переработал.

Надо сказать, что Пастернаку в целом свойственно отношение к поэзии как к напряженной работе, требующей полной самоотдачи:

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты - времени заложник

У вечности в плену.

Уже в первые годы творчества у Пастернака проявляются те особенности его таланта, которые полностью раскрылись в последующем: поэтизация «прозы жизни», внешне неярких фактов, философские раздумья о смысле любви и творчества, жизни и смерти:

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит.

Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения - чем меньше слово было в книжном обороте, тем лучше это было для поэта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ранние стихотворения Пастернака после первого прочтения могут остаться непонятыми. Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных поэтом, нужно знать точное значение написанных им слов. А к их выбору Пастернак относился с большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали «затертые» поэтические выражения. Поэтому в его стихах мы часто можем встретить устаревшие слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей.

Своеобразие стихотворного стиля Пастернака состоит также в необычном синтаксисе. Поэт нарушает привычные нормы. Вроде бы обычные слова, но их расстановка в строфе необычна, и поэтому стихотворение требует от нас внимательного чтения:

В посаде, куда ни одна нога

Не ступала, лишь ворожеи да вьюги

Ступала нога, в бесноватой округе,

Где и то, как убитые, спят снега.

(«Метель»)

Но какую экспрессивность придает такой синтаксис поэтическому тексту! В стихотворении «Метель» речь идет о путнике, заблудившемся в посаде, о метели, усугубляющей безысходность его пути. Душевное состояние путника передают обычные слова, но само чувство тревоги, растерянности звучит в том необычном ритме стихотворения, который придает ему своеобразный синтаксис.

Оригинальны и ассоциации Пастернака. Они непривычные, но именно благодаря этому действительно свежие. Они помогают описываемому поэтом образу раскрыться именно так, как он его видит. В стихотворении «Старый парк» сказано, что «карающих стай девятки разлетаются с дерев». А далее находим такие строчки:

Зверской боли крепнут схватки,

Крепнет ветер, озверев,

И летят грачей девятки,

Черные девятки треф.

Образный ряд этого стихотворения глубже, чем может показаться на первый взгляд. Поэт использует здесь трехчленное сравнение: грачи - девятки треф - самолеты. Дело в том, что стихотворение написано в 1941 году, в пору, когда не названные в нем самолеты летали девятками, и их строй напомнил поэту девятки треф и грачей. В сложных ассоциативных рядах - своеобразие поэзии Пастернака.

М. Горький писал по этому поводу Пастернаку: «Много изумляющего, но часто затрудняешься понять связи ваших образов и утомляет ваша борьба с языком, со словом». И еще: «Иногда я горестно чувствую, что хаос мира одолевает силу вашего творчества и отражается в нем именно как хаос, дисгармонично». В ответ Пастернак писал: «Я всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану». В зрелой лирике поэта действительно есть ясность выражения, сочетающаяся с глубиной мысли: Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней До их причины, До основанья, до корней, До сердцевины.

Произошедшая с поэтом эволюция была естественным путем художника, желающего во всем дойти «до самой сути». Постижение духовного мира человека, законов развития общества, природы является главным в творчестве Бориса Пастернака. Многие его стихи служат поводом" для раздумья над вопросами жизненного устройства.

Признанием большого литературного таланта "Бориса Пастернака явилась присужденная поэту в 1958 году Нобелевская премия «За выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». Тогда Пастернака вынудили отказаться от этой премии. В 1989 году она была возвращена поэту посмертно. Можно с уверенностью сказать, что литературное наследие Бориса Пастернака имеет важное значение не только в русской, но и в мировой культуре.

Центральное место в лирике Пастернака принадлежит теме при­роды. Содержание этих стихотворений значительно шире обычных пейзажных зарисовок. Рассказывая о веснах и зимах, о дождях и рас­светах, Пастернак повествует о природе самой жизни, исповедует ве­ру в нравственные основы жизни. Пейзаж в творчестве Пастернака не просто изображается, а живет и действует. Вся полнота жизни в разнообразии ее проявлений вмещается в кусочек природы, который, кажется, способен чувствовать, мыслить и страдать.

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!» относится к ранней лирике Пастернака. Написанное в 1912 году, оно было опубликовано в сборнике «Лирика» в 1914 году, а позже открывало сборник «Поверх барьеров», в который вошли стихи разных лет. Проникнутое грустным настроением прощания с зимой, стихотво­рение поражает точностью пейзажных зарисовок. Лирический ге­рой, поэт, хочет написать о феврале, когда чернеют проталины и появляются первые лужи. Ему хочется умчаться на пролетке за шесть гривен туда, «…где ливень еще шумней чернил и слез». Ты­сячи грачей, похожих на обугленные груши, «сорвутся в лужи и об­рушат сухую грусть на дно очей». Картина пробуждающейся при­роды создает у поэта особое настроение: «Писать о феврале навзрыд». Для ранних стихотворений Пастернака характерен уди­вительный подбор лексики, ассоциативные ряды образов.

Метафорическая насыщенность - также одна из отличитель­ных особенностей художественной системы Пастернака. Это и «гро­хочущая слякоть», «клик колес», «ветер криками изрыт». Обилие свежих, новых сравнений, метафор, эпитетов привлекает внима­ние, делает язык поэта особенным и неповторимым, но в то же вре­мя сложным для восприятия.

Стихотворения «Сосны» и «Иней» вошли в сборник «Переделки­но». Они были написаны в 1941 году во время жизни на даче, в подмосковном поселке Переделкино. Красота природы окружающе­го мира вызывает у поэта чувство благоговения и восхищения:
И вот, бессмертные на время,
Мы к лику сосен причтены
И от болей и эпидемий и смерти освобождены.
(«Сосны»)

В стихотворении «Иней» звучит та же тема беспредельной бла­годарности миру природы, дарующей человеку возможность видеть мир во всем его многообразии. Дни поздней осени, отмеченные первыми заморозками и первым снегом, особенно дороги поэту:
И белому мертвому царству,
Бросавшему мысленно в дрожь,
Я тихо шепчу: «Благодарствуй,
Ты больше, чем просят, даешь».

Лирический герой Пастернака - страстная натура. Он не пере­стает удивляться и радоваться миру, потому что именно в простоте заключена его красота, только надо понимать это и уметь находить ее во всем. Пастернак видит и стихийность мира, и сложность в пе­реплетении человеческих судеб, и в то же время простоту, потому что люди не могут жить друг без друга. Тема любви звучит во мно­гих стихотворениях Пастернака. Переживший не один раз это ве­ликое и всепоглощающее чувство, Пастернак много писал о любви.

Стихотворение «Любить иных тяжелый крест…» было написано в 1931 году и вошло в цикл стихотворений «Второе рождение». Оно было посвящено жене - Зинаиде Николаевне Нейгауз, известной пианистке. Проникнутое большой любовью, нежностью и восхище­нием, оно невольно вызывает в памяти лучшие строки любовных стихотворений Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Образ любимой прекрасен и неповторим:
Похожие сочинения

    В русской литературе тема поэта и поэзии является одной из самых главных. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный самоотчет, напряженную авторскую исповедь. Звучит эта тема и в лирике Б. Пастернака. Своеобразен взгляд поэта на взаимоотношения...

    Борис Леонидович Пастернак – поэт для думающего читателя. Я бы сказал – для читателя с думающим сердцем. Он, как понятно, во всем стремился «дойти до самой сути» и, конечно, с самого начала был не просто поэтом, но и философом. Да если бы Пастернак не...

    Каждый поэт отличается «лица необщим выраженьем». Б. Пастернак - один из самых самобытных поэтов серебряного века. В чем же своеобразие его лирики? Центральное место в лирике Б. Пастернака принадлежит природе, однако увидена она поэтом настолько своеобычно,...

Особенности лирики Б. Пастернака

Он награждён каким-то вечным действом.

Той щедростью и зоркостью светил,

И вся земля была его наследством,

А он её со всеми разделил.

А А. Ахматова

Борис Леонидович Пастернак - светлый, таинственный гений. Он умел открывать мир заново, видел необычное в обычном: в движении тучи - девичьи черты, в изгибе женских плеч - приметы страсти, в страсти - любовь, в любви- движение жизни. Мог в движении жизни услышать пульс вечности, чтобы через хаос бытия прийти к внутренней гармонии души.

Поэт, творчество которого многозначно и многогранно, «талант исключительного своеобразия», как сказал о нем М. Горький. Поэзия была для Пастернака лазейкой в другой мир, где он мог подняться над серыми буднями. Своеобразие его творчества заключалось в том, что он стремился запечатлеть в своих стихах время: и мгновение, и вечность («В одном мгновенье видеть вечность...») Темы и мотивы его произведений разнообразны. Пастернак стремился отразить все сферы жизни в своих стихах. Многие его произведения пронизаны грустью, тоской и безысходностью. Это происходило, прежде всего, из-за гонений, с которыми обрушилась на него советская власть. Для поэта было очень важно иметь свободу творчества и свободу слова.

Всё в лирике Пастернака пронизано чувством, всё идёт от чистой души и открытого сердца.

Как были те выходы в тишь хороши!

Вздыхает ковыль, шуршат мураши,

И плавает плач комариный.

«Июльская гроза», «После дождя», «Эхо», «Стрижи» он улавливает малейшие шорохи. Божественная красота мира завораживает его, закономерность явлений покоряет, рождая стихи, в которых воедино слиты гроза, «в раскатах, в серебре», воздух садовый, луч солнца, тополя, великолепье берёз, рощи, трели соловья, звёздная гладь, полёт стрижей, земля «от фая небес до оврага»:

Гроза в воротах! На дворе!

Преображаясь и дурея,

Она бежит по галерее.

По лестнице. И на крыльцо.

Ступень, ступень, ступень. Повязку!

У всех пяти зеркал лицо

Всё так знакомо, но видится, слышится и чувствуется как-то по-другому, будто поведала тайну душа поэта, душа трепетная, любящая. Природа у Пастернака не просто очеловечена, она живёт, живёт своей жизнью:

Ужасный! - Капнет и вслушается,

Всё он ли один на свете

Мнёт ветку в окне, как кружевце,

«Плачущий сад», являясь свидетелем переживаний лирического героя, становится в то же время равноправным его собеседником:

Ни звука. И нет соглядатаев.

Борется за старое - скатывается

По кровле, за желоб и через.

На чашечку с чашечки скатываясь,

Скользнула по двум --ив обеих

Огромною каплей агатовою,

Повисла, сверкает, робеет.

Пусть ветер, по таволге веющий,

Ту капельку мучит и плющит.

Цела, не дробится - их две ещё

Прочитав эти строки, мы понимаем, Пастернак убеждён, что истинную любовь нельзя «разрушим! невозможно разлучить любящие сердца:

А я перед чудом женских рук,

Спины, и плеч, и шеи

И так с привязанностью слуг

Весь век благоговею.

А если разлука и настигнет лирического героя, то он, страдая, счастлив воспоминаниями о любви.

Я живу с твоей карточкой, с той, что хохочет,

У которой суставы в запястьях хрустят,

Той, что пальцы ломает и бросить не хочет,

У которой гостят, и гостят, и грустят.

Горькие раздумья о судьбе поэта, рождённые тридцатыми годами, звучат в стихотворении Пастернака «Борису Пильняку»:

Пастернак преодолевает страх опасности, он жаждет деятельности, хочет быть не свидетелем событий, а их участником, «вырваться из чащи полуснов и полудел», дать возможность людям вновь увидеть «синь и солнце, тишь и гладь», вернуть утраченную веру в радость жизни. Но строчки «сС-фо вью- убивают, нахлынут горлом и убьют». Можно остаться живым, изменив себе, превратившие» в раба, но тогда «кончается искусство»... Можно?! Мысль о такой судьбе Пастернаку невыносимо Чувствовать время, быть человеком эпохи - таково его понимание своего поэтического назначения.

Исторические события, происходящие в стране, волнуют его, вызывают чувство тревоги, тоски. Мы не находим в стихотворениях Б. Пастернака описание событий, но понимаем, как мучительно больно его лирическому герою:

О ангел загнавшийся, - нет, не смертельно

Страданье, что сердце, что сердце в экземе!

Но что же ты душу болезнью нательной

Даришь на прощанье? Зачем же бесцельно

Целуешь, как капли дождя, и как время,

Поэт не мог смириться с тем, что время убивает человека, так как полагал - «время существует для человека».

Однако оно (время) ранило и самого Бориса Леонидовича Пастернака: его пытались обвинить в ненависти и презрении к простому человеку, в антинародности романа «Доктор Живаго».

Поражает, с каким мужеством и с какой искренностью поэт передаёт свои чувства в стихотворении «Нобелевская премия»:

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу хода нет.

Сначала кажется, что поэт ощущает себя загнанным в угол. Читая стихотворение дальше, понимаешь: он не только задаёт вопрос:

Что же сделал я за пакость,

Я, убийца и злодей?

но достаточно убедительно и достойно даёт ответ:

Над красой земли моей.

«придёт пора - силу подлости и злобы одолеет дух добра».

«... вся земля была его наследством, а он её со всеми разделил».



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными