Женские образы. Герой нашего времени» как психологический роман

Женские образы. Герой нашего времени» как психологический роман

В период с 1839 по февраль 1840 года в журнале «Отечественные записки» были напечатаны три нов еллы Лермонтова: «Бэла», «Фаталист», «Тамань». Полностью роман с общим заголовком «Герой нашего времени» вышел в 1840 году и состоял из пяти повестей и рассказов. Они были расположены в таком порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». В таком построении романа Лермонтова заключается одна из его особенностей. Дело в том, что события на самом деле разворачиваются не в том порядке, как они представлены автором. Если исходить из хронологии, повести и рассказы должны располагаться таким образом: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч». Нарушив хронологию событий, Лермонтов тем самым добился большого литературного эффекта. В «Бэле» главный герой предстает каким-то таинственным, неразгаданным существом. Это впечатление усиливается после рассказа «Максим Максимыч», слегка приоткрывается в «Тамани», полностью раскрывается в «Княжне Мери» и своеобразной точкой в раскрытии характера Печорина является новелла «Фаталист».

Особенностью романа является и то, что герой представлен тремя разными лицами, тем самым достигается наиболее объективная оценка Печорина. В начале о нем рассказывает Максим Максимыч, потом он представляется глазами автора, а затем Печорин раскрывает сам себя через дневниковые записи.

Стоит особо отметить язык произведения. До «Героя нашего времени» русская беллетристика не знала такого яркого, блестящего прозаического языка, какой продемонстрировал Лермонтов. Белинский говорил по этому поводу: «Вся повесть насквозь проникнута поэзией, исполнена высочайшего интереса. Каждое слово в ней так глубоко-знаменательно, каждое положение так интересно, так живо обрисовано! Слог повести - то блеск молнии, то удар меча, то рассыпающийся по бархату жемчуг».

Роман Лермонтова явился и первым психологическим произведением в русской литературе. Л. Толстой как-то выразился: «Если бы жив был Лермонтов, не нужны были бы ни я, ни Достоевский», тем самым признавая, что их истоки реалистического и психологического изображения характеров восходят к творчеству Лермонтова.

Психологизм романа проявляется в сложных и противоречивых поступках главного героя, в его диалогах с другими персонажами, в описании его поведения, в его размышлениях о своей судьбе, предназначении, стремлениях, чувствах и т. д. Буквально каждый поступок, каждый жест, каждая фраза имеет авторский комментарий, передающий их истинное значение, в каком психологическом состоянии произнесено слово, допущен жест, сделан поступок.

Нередко автор в жесте, в мимике, в поступке обнаруживает перед читателем скрытый мир внутренних чувств и переживаний героев. Нам не сообщается, что они испытывают, но интонации голоса, внешние признаки переживания настолько выразительны, что мы понимаем все, что происходит в душе героев. Лермонтов создает условия для того, чтобы читатель смог догадаться, что думает, как переживает человек то или иное событие.

Белинский справедливо указывал на повесть «Княжна Мери», как главную в романе. Дело не только в том, что она занимает центральное место в композиции произведения. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. И недаром в предисловии к «Журналу Печорина» сказано, что в нем перед нашими глазами предстанет история «души человеческой». Здесь сильнее всего проявляются особенности «Героя нашего времени» как психологического романа.

В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя свои слабости и пороки. Здесь даны и разгадка его характера, и объяснение его поступков.

Подчеркивая социальный характер трагедии поколения, к которому принадлежал Печорин, Чернышевский писал: «Лермонтов понимает и представляет своего Печорина как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга».

Печорин воспринимается читателями как жертва своего времени. Но оправдывает ли Лермонтов его поступки, его настроение? В бессонную ночь, накануне дуэли с Грушницким, герой романа как бы подводит итоги прожитой жизни. «Пробегаю в памяти мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился? - размышляет Печорин. - А верно, она существовала, и верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей, пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».

Какие горькие признания! То, что мы узнаем о Печорине из его дневника, из рассказов других действующих лиц, вызывает к нему двойственное чувство. Мы не можем не осуждать Печорина за его отношение к Бэле, к княжне Мэри, к Вере, к доброму Максиму Максимовичу. Но мы не можем не сочувствовать ему, когда он едко высмеивает аристократическое «водяное общество», разбивает козни Грушницкого и его приятелей. Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но нас увлекает Печорин своей жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценивать свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам «жалкостью действий», теми своими поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что он сам глубоко страдает.

Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...». Каковы причины этой раздвоенности? «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...» - признается Печорин. Он научился быть скрытным, стал злопамятным, желчным, завистливым, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой.

Печорин - эгоист. Но еще пушкинского Евгения Онегина Белинский назвал страдающим эгоистом поневоле. То же самое можно сказать и о Печорине. По мнению Белинского, «это Онегин нашего времени - Герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегой и Печорою».

КГУ «Летовочная средняя школа»

Тайыншинский район

Северо – Казахстанская область

Открытый интегрированный урок по русской литературе

(психолог, учитель самопознания) в 9 классе

«Психологизм романа. Художественное совершенство романа М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени»

Учитель литературы: Морева Н.И.

Учитель сапопознания: Зауэр О.В.

Психолог школы: Морев И.А.

Цели (литература): анализ страниц дневника Печорина; развитие речи;

развитие образного и логического мышления.

Цели (психология):

ознакомление с понятиями “характер”, “черты характера”;

развитие навыков самоанализа;

Цели : (самопознание): развитие культуры общения.

Оборудование : компьютер, экран, мультимедийный проектор, текст романа “Герой нашего времени”, диски с музыкой.

На доске эпиграф : История души человеческой…едва ли не

любопытнее и не полезнее истории целого

народа.

М.Ю. Лермонтов

Ход урока : звучит музыка Бетховена “Лунная соната”

Учитель: - Какие чувства вызывает эта музыка? (волнует, тревожит, заставляет задуматься о жизни).

На доске эпиграф, как вы его понимаете? (поэт говорит о сложности человеческого характера, о том, что человек сам создаёт себя, о своём внутреннем мире).

Ученик : Короткая, но яркая жизнь Михаила Юрьевича оставила глубокий след в российской литературе. Поэт, прозаик и драматург, обогативший наше творческое наследие великими произведениями, погиб в 27 лет на дуэли, но имя его навсегда останется в сердце каждого русского человека. Его произведения отличаются не только богатством содержания и характеров, выразительностью речи, а также ясностью и простотой русского слова. Н. Г. Чернышевский ставил Лермонтова на первое место в русской литературе, впереди Пушкина и Гоголя.

ИГРА «КТО эти герои?» (слайды)

1.Он лежал в первой комнате на постели, подложив одну руку под затылок, а в другой держа погасшую трубку; дверь во вторую комнату была заперта, и ключа в замке не было. Я всё это тотчас заметил ... Я начал кашлять и постукивать каблуками о порог, только он притворился, будто не слышит. (Печорин )

2.Холодно смотрела Бэла на подарки, которые каждый день приносил ей Печорин, и гордо отталкивала их. Долго безуспешно ухаживал он за нею. Между тем, он учился по-татарски, а она начинала понимать по-русски.

3.«Послушайте, Максим Максимыч: у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. ( Печорин )

4.Однажды Печорин отправился с Максимом Максимычем на охоту за кабаном. С раннего утра часов до десяти напрасно искали они его; Максим Максимыч уговаривал своего товарища воротиться, не тут-то было: несмотря ни на зной, ни на усталость, тот не хотел воротиться без добычи.

5. Идеальный молодой человек, который щеголяет своей идеальностию, как записные франты щеголяют модным платьем, а «львы» ослиною глупостию. Он носит солдатскую шинель из толстого сукна; у него георгиевский солдатский крестик. Ему очень хочется, чтобы его считали не юнкером, а разжалованным из офицеров: он находит это очень эффектным и интересным. (Грушницкий )

6.Она вздрогнула и побледнела. - Я знала, что вы здесь, - сказала она. Я сел возле нее и взял ее за руку. Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса; она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами, - в них выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрек. (Вера)

7.Она наклонила голову и слегка покраснела. «Вы странный человек!» - сказала она потом, подняв на меня свои бархатные глаза и принужденно засмеявшись. (княжна Мери)_

8.Быть для кого-нибудь причиною страданий и радости, не имея на то никакого положительного права, не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? насыщенная гордость. (Печорин)

Психолог: - Что такое характер? Какое вы можете дать определение понятию “характер”?

Как влияет характер человека на его отношения с окружающими?

Как влияет характер на успехи в школе, в жизни?

Характер у всех людей разный, судим мы о характере человека по его поступкам. И характер – это некое отношение.

А к кому или чему можно относиться? (к себе, к другим, к деятельности)

Стержнем характера являются морально волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении своих целей. Безволие обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать своих возможностей.

Итак, характер – совокупность индивидуальных, устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности.

Учитель : Печорин – сложная противоречивая личность. “Во мне живёт два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его” ,- так сам герой говорит о себе. Я бы добавила – судит себя строго. А многие ли из нас так строги к себе?

Каких же черт больше в Печорине – отрицательных или положительных? Давайте попробуем ответить на вопрос “Каков характер Печорина” и составим таблицу: в гр

Положительные черты характера

Отрицательные черты характера

умён

злопамятен

справедлив

скрытен

честен

честолюбив

смел

насмешлив

самоотвержен

эгоистичен

проницателен

Психолог: - Давайте познакомимся со своими характерами.

Психологическое упражнение “Мой характер”

Психолог раздает карточки. Работа индивидуальная.

Задание : Прочитайте список качеств характера; найдите то, что и вам свойственно (как положительные, так и отрицательные особенности).

Обозначьте их (подчеркнуть или галочкой отметить – по желанию).

Подумайте, как помогают и как мешают эти особенности в вашей жизни.

Выберите одну положительную черту, которая особенно вам нравится. Запомните ее.

Учитель : - Изучать характер литературного героя, анализировать прочитанное. Для чего это нужно? (познать и самого себя, понять себя)

Психолог: Себя познать непросто. Знание характеров литературных героев поможет вам строить отношение с другими людьми, избегать предательства, находить друзей, получать радость от общения с окружающими.

Учитель самопознания : я хочу рассказать вам сказку о Деревьях - Характерах. (музыка, слайды) Сказка о Деревьях – Характерах . И. Вачков

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких гор, росли Деревья – Характеры. Это были необычные растения, их внешний вид был отражением характеров людей, живущих за горами.

У каждого Дерева – Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям; Отношение к делу; Отношение к себе; Отношение к вещам. У каждого дерева эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою особенность. На одном Дереве ветвь Отношения к людям была прям а и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где – то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюблённостью, где – то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношение к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья – Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми трескалась земля – такими они были тяжёлыми, зато лёгкие Деревья – Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и поэтому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твёрдые Характеры, а мягкие были настолько податливы, что их стволы можно было мять как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелящиеся по земле.

Так непохожи были Деревья – Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну дождь давал влаги. У каждого человека в жизни складывается всё по-разному, верно?

Порой налетала свирепая буря, яростно она бросалась на Деревья – Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. А были и такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.

Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот лес не может никто. А узнать какой у тебя характер, можно, внимательно изучая самого себя и свои поступки.

Учитель :

М. Ю. Лермонтов знает, что “исправителем людских пороков” (его слова из Предисловия к роману) невозможно стать путём нравоучений, впрямую изрекая истины. Его герой ведёт дневник, в котором анализирует каждое своё слово, каждый свой поступок. Он учит начинать с себя. Об этом же пишет поэт 20 века Б. Окуджава.

Ученик: Осудите сначала себя самого, Научитесь искусству такому,
А уж после судите врага своего И соседа по шару земному.
Научитесь сначала себе самому Не прощать не единой промашки,
А уж после кричите врагу своему, Что он враг и грехи его тяжки.
Не в другом, а в себе побеждайте врага, А когда преуспеете в этом,
Не придётся уж больше валять дурака, Вот и станете вы человеком.

Совершенство романа:

Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?

Давайте откроем содержание романа.

Не замечаете никаких странностей? (нумерация глав)

Сколько частей в романе? (две)

А сколько глав в каждой части? (1-3,2-2)

Для начала вспомним, что такое фабула и сюжет?

Сюжет – совокупность событий художественного произведения (события, расположенные в том порядке, в котором о них сообщает автор).

Бэла” /4/

Максим Максимыч” /5/

Предисловие”

Журналу Печорина” /6/

Тамань” /1/

Княжна Мери” /2/

Фаталист” /3/

Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи (совокупность событий в их естественном хронологическом порядке)

Тамань”

Княжна Мери”

Фаталист”

Бэла”

Максим Максимыч”

Предисловие” к “Журналу Печорина”.

Ученик: “Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;

Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;

Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;

Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;

Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.

Восстановим картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”. Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине.

- Как вы думаете, для чего понадобилось автору именно в таком порядке расположить части романа? (предполагаемые ответы учеников )

Максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

Проследить историю его внутренней жизни;

Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия (дневник);

При таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию. Такой композиционный приём выражает скрытый оптимизм автора, его веру в человека. Вспомните: "Народ разошёлся, офицеры меня поздравляли - и точно, было с чем". На этих словах мы прощаемся не только с главным героем, который мог бы совершить прекрасные дела, сложись его судьба иначе. Таким он, по мысли Лермонтова, и должен был запомниться читателю.

Все это правда, но не вся. Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман.

Г. - Почему "Герой нашего времени" -это первый психологический роман в русской литературе? - Что такое психологизм?

Работа в группах:

отличительный характер русской литературы - внезапные проблески _____________ и даже великих художнических талантов и, за немногими ___________, вечная поговорка читателей: «книг _________, а читать нечего ... ». К числу таких сильных художественных талантов, неожиданно являющихся среди окружающей их __________ , принадлежит талант господина Лермонтова.

(Белинский В. Г. 1941 . - С. 28-123.)

отличительный характер русской литературы - внезапные _____________ сильных и даже ___________ художнических талантов и, за немногими исключениями, вечная поговорка читателей: «книг много, а читать ____________ ... » К числу таких сильных художественных талантов, неожиданно являющихся среди окружающей их пустоты, ________________ талант господина Лермонтова.

(Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова: [Статья] . СПб., 1840. Ч. 1-2 // Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. - Л.: ОГИЗ: Гос. изд-во. худож. лит., 1941 . - С. 28-123.)

отличительный характер ___________ литературы - внезапные проблески сильных и даже великих художнических талантов и, за немногими исключениями, вечная поговорка читателей: «________ много, а читать нечего ... » К числу таких сильных ______________ талантов, неожиданно являющихся среди окружающей их пустоты, принадлежит талант господина ____________.

(Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова: [Статья] . СПб., 1840. Ч. 1-2 // Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. - Л.: ОГИЗ: Гос. изд-во. худож. лит., 1941 . - С. 28-123.)

В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”.

Итак, М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе.

Почему Лермонтов выделил Печорина на фоне других героев, почему несмотря на неблаговидные поступки, Печорин лучше некоторых других персонажей.

Урок мне понравился / не понравился

Материал показался сложным/ сложным, но нужным/ ненужным

заинтересовало/ безразлично/ сложно

Домашнее задание. Составить характеристику других героев: Бэла, княжна Мери,

Грушницкий, Максим Максимович

Оценки

Лермонтов – самый загадочный поэт 19 века. Он имел много знакомых, но не имел друзей. Он посещал балы, светские вечера, но на них был одинок. Он редко встречал добрых и искренних людей. Повсюду маски, маски, маски… Прощаясь сегодня с вами, я вам говорю: до следующей встречи с Талантливым Лермонтов.

Инвектива (от Инвектива, появившаяся в Invectiva in Sallustium ).

Инвектива отличается от необязательностью стихотворной формы (в современном, начиная от , понимании эпиграммы) и отсутствием развлекательного юмористического аспекта, обычно присущего эпиграмме, но обычно имеет общую с ней сатирическую окраску.

М. Ю. Лермонтов был не только великий поэт, но и прозаик, в творчестве которого нашли свое отражение мрак реакции, изменения в психологии людей. Главной целью молодого гения было желание глубоко раскрыть сложную натуру своего современника. Роман «Герой нашего времени» стал зеркалом жизни России 30-х годов XX века, первым русским, социально-психологическим романом.

Замысел автора обусловил своеобразное построение романа. Лермонтов сознательно нарушил хронологическую последовательность, чтобы внимание читателя сместилось от событий к внутреннему миру героев, к миру чувств и переживаний.

Главное внимание в романе уделено Печорину. Лермонтов вначале дает возможность узнать мнение других людей о Печорине, а потом уже то, что думает о себе этот молодой дворянин сам. Белинский сказал о герое романа: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени». Печорин был пред-ставителем своей эпохи, его судьба более трагична, чем судьба Онегина. Печорин живет в другое время. Молодой дворянин должен был либо вести жизнь светского бездельника, либо скучать и ждать смерти. Эпоха реакции наложила свой отпечаток на поведение людей. Трагическая судьба героя- это трагедия всего поколения, поколения нереализованных возможностей.

Влияние света сказывалось в поведении Печорина. Личность незаурядная, он скоро убедился, что в этом обществе человек не сможет добиться ни счастья, ни славы. Жизнь обесценилась в его глазах, (им овладели тоска и скука - верные спутники разочарования. Герой задыхается в душной атмосфере николаевского режима. Сам Печорин говорит: «Во мне душа испорчена светом». Это слова человека 30-х гадов XX века, героя своего времени.

Печорин - одаренный человек. У него глубокий ум, способный анализировать, стальная воля, силь-ный характер. Герой наделен чувством собственного достоинства. Лермонтов говорит о его «крепком сложении, способном переносить все трудности кочевой жизни». Однако автор отмечает странность, противоречивость характера героя. Глаза его, которые «не смеялись, когда он смеялся», подсказывают, как глубоко герой разуверился во всех обольще-ниях мира, с какой безнадежностью смотрит на свои собственные жизненные перспективы.

Эта обреченность развилась в нем еще в период жизни в столице. Следствием полного разочарования во всем была «нервическая слабость». Бесстрашный Печорин пугался стука ставен, хотя один охотился на кабана, панически боялся простуды. Эта противоречивость характеризует «болезнь» целого поколения. В Печорине как бы живут два человека, борются рассудочность и чувство, ум и сердце. Герой утверждает: «Я давно уж живу не сердцем, а головою». Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».

Отношение героя к Вере показывает Печорина человеком, способным на сильное чувство. Но и Вере, и Мери, и черкешенке Бэле Печорин приносит несчастье. Трагедия героя в том, что он желает де-лать добро, а приносит людям только зло. Печорин мечтает о судьбе человека, способного на великие дела, и совершает поступки, которые расходятся с представлениями о высоких стремлениях.

Печорин жаждет полноты жизни, ищет идеал, который в то время был недостижим. И не вина героя, а его беда, что жизнь прошла бесплодно, силы израсходованы впустую. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли», - с горечью говорит Печорин.

В романе главному герою противопоставлены все остальные персонажи. Добрый Максим Максимыч благороден, честен и порядочен, но он не может понять душу Печорина в силу своей необразованности. На фоне подлеца Грушницкого еще сильнее проявляется богатство печоринской натуры, сила характера главного героя. Только доктор Вернер чем-то схож с Печориным. Но доктор не до конца последователен, у него нет смелости, которая отличает Печорина. Поддерживая героя перед дуэлью с Грушницким, Вернер после дуэли даже не подал Печорину руки, отказался от дружбы с тем, кто «имел смелость взять на себя всю тягость ответственности».

Печорин - личность, которую отличает упорство воли. Психологический портрет героя полностью раскрывается в романе, отражая социально-политичес-кие условия, формирующие «героя времени». Лермонтова мало интересует бытовая, внешняя сторо-на жизни людей, а волнует их внутренний мир, психология поступков персонажей романа.

«Герой нашего времени» явился предшественником психологических романов Достоевского, а Печорин стал закономерным звеном в ряду «лишних людей», «младшим братом Онегина». Можно по-разному относиться к герою романа, осуждать его или жалеть истерзанную обществом человеческую душу, но нельзя не восторгаться мастерством великого русского писателя, подарившего нам этот образ, психологический портрет героя своего времени.

Роман «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» -- социально-психологический роман -- по глубокому психологизму в раскрытии образа главного героя и по широте и многообразию отраженной в нем социальный действительности. Продолжая пушкинские традиции, Лермонтов исследует личность, сформированную данным веком. Но портрет поколения дается не только в образе Печорина -- каждый персонаж оказывается представителем своего времени, определенным социально-психологическим типом.

Но «герой времени» именно Печорин. Такие качества, как хандра, «охлажденный» взгляд на жизнь, постоянный самоанализ, эгоцентризм, отсутствие душевного равновесия, сближают Печорина с лучшими представителями поколения дворянской молодежи 30-х гг.

Смысл названия многопланов: автор указывает, во-первых, на то, что в произведении поставлена проблема «человек и эпоха», его сформировавшая, во-вторых, на то, что в центре романа -- внутренний мир (психологический портрет) личности, в которой сконцентрированы все характерные черты, -- и достоинства, и недостатки его современников. И наконец, еще один смысл названия: герой, которого заслуживает его время, его эпоха.

Очевидна связь романа с произведениями романтизма. Именно романтизм открыл в литературе внутренний мир человека как основной объект изображения. Но романтиков, как правило, интересовала уже сложившаяся яркая личность. Лермонтова же занимает «история души человеческой», так как душа, как и характер человека, формируется всю жизнь, с одной стороны, в соответствии с его страстями и убеждениями, с другой -- в зависимости от эпохи и общества.

Роман состоит из пяти самостоятельных глав, объединенных фигурой Печорина, общей темой, авторской идеей. Впечатление «разорванности» повествования отражает мысль о «разорванности» жизни героя, отсутствии в ней объединяющего начала, большой цели, в движении к которой мог бы выстраиваться его жизненный путь. Вся жизнь Печорина проходит в погоне за новой целью, которая каждый раз приводит к разочарованию. Этот вечный поиск отражает не только особенности данного конкретно-исторического характера, но и саму эпоху с ее драматическими исканиями человеческого духа.

Все художественные средства романа (построение, система образов, ситуации, в которых действует главный герой, лексика и т. д.) подчинены главной задаче -- раскрытию внутреннего мира Печорина.

Особенность построения романа состоит в том, что хронологическая последовательность событий (фабула) не соответствует последовательности глав в романе.

Фабула. «Тамань» (Печорин едет к новому месту службы -- на Кавказ) -- «Княжна Мери» (Печорин приезжает в Пятигорск) -- «Фаталист» -- «Бэла» (за дуэль с Грушницким Печорин сослан в крепость к Максиму Максимычу, на линию боевых действий. Из крепости отряд производит боевые вылазки) -- «Максим Мак-симыч» (Печорин вышел в отставку, едет в путешествие) -- Предисловие к «Журналу».

Последовательность глав в романе. «Бэла» (один случай из жизни Печорина, рассказанный доброжелательным, но глубоко чуждым ему по духу человеком), «Максим Максимыч» (рассказчик, странствующий офицер одного поколения и круга с Печориным, дает его психологический портрет. В этой главе обнаруживаются общие закономерности поведения и характера этого «странного человека». Читатель понимает, что героя постигла духовная катастрофа) -- «Журнал Печорина» (дневник героя, в котором он анализирует свои чувства и поступки, является ответом на вопрос: почему так трагично сложилась жизнь незаурядного человека?).

Подчеркнуто разорванная хронологическая последовательность и смена рассказчика (автор -- Максим Максимыч -- сам Печорин) не только постепенно открывают героя читателю, но и все больше оправдывают Печорина. От рассмотрения следствий к выявлению причин идет раскрытие истинного отношения автора к герою, от рассмотрения внешних примет -- к внутренней жизни.

Действие романа происходит в необычных для петербургского дворянина условиях, что ярче выделяет характерное в его личности и поведении. Присутствует в романе и привычная для него среда -- высший свет, превратившийся на Кавказе в «водяное общество».

Главный герой романа Печорин -- «натура неординарная». Его портрет дает нам представление о нем, как о человеке, наделенном душевной силой, интеллектом, сложным внутренним миром. Натура Печорина противоречива: у него проницательный ум, он умеет разбираться в людях, остроумен, смел, обладает силой воли, настойчивостью, тонким поэтическим восприятием природы. С этим богатым душевным потенциалом контрастирует мелочность его жизненных целей: Печорин растрачивает силы по пустякам. Поразительны его эгоизм и индивидуализм (он исходит в своих поступках только из своих желаний, занимается только собой).

Основа личности Печорина -- «духовная неуспокоенность, вечный поиск, жажда какой-то более полноценной жизни» (В.Г. Белинский). Именно напряженную духовную жизнь Печорин считает истинной. Несмотря на постоянные заявления о равнодушии к радостям и бедам человеческим, в журнале Печорина звучит поразительный интерес к жизни, к миру, к людям. В людях ему важны индивидуальность, истинное лицо человека, а не маска. Печорин -- натура активная, он не просто наблюдает, а постоянно действует и строго анализирует свои поступки, изучает мотивы поведения других людей. Главное для него -- выявить, раскрыть, разоблачить суть данного человека. Для этого Печорин то и дело провоцирует экстремальные ситуации: ставит человека перед внутренним выбором (цель как бы гуманная -- помочь человеку осознать свою истинную человеческую суть, но гуманны ли средства?). Результатом его экспериментов становится, как правило, бескомпромиссная оценка и часто -- жестокое наказание «подопытного» за неправильный выбор (надо ли было убивать Грушницкого?). Печорину необходимо общение с людьми, но, будучи личностью яркой, неординарной, он предъявляет к окружающим завышенные требования. В итоге -- разочарованность в людях, в их несовершенстве.

Сам Печорин внутренне независим, он не подчиняется ничьей воле. Его деятельной натуре недостаточно будничного течения жизни, он сам начинает искать себе приключения, провоцировать события, вмешиваться в жизнь окружающих, это часто нарушает привычный порядок вещей, приводит к взрыву, конфликту.

Так, Печорин вмешался в жизнь «честных контрабандистов», вынудил их «отбыть в неизвестность». Он сделал несчастной Мери, стал виновником гибели Грушницкого, круто изменил жизнь Бэлы, предопределив трагизм ее судьбы. При этом Печорин не злодей, его побуждения по большей части благородны. Душевная неуспокоенность, состояние вечного поиска, жажда иной, более полноценной жизни не позволяют герою остановиться, удовлетвориться тем, что есть. Он стремится вперед, не признавая такие вечные ценности, как семья, дом, поэтому рушит их и в чужих судьбах. Часто, сам того не желая, он приносит страдание тем людям, с которыми близко общается, будто его преследует злой рок. Осознание этого заставляет страдать и самого Печорина.

Раскрытию характера главного героя подчинена вся система образов романа. Находясь в центре событий на протяжении всего повествования, Печорин сопоставляется со всеми остальными персонажами. С каждым его можно соотнести по сходству или контрасту каких-либо особенностей личности; такая «зеркальная» система образов помогает лучше понять глубокий и многогранный характер Печорина.

Например, с горцами его сближают действенность, готовность к риску. Однако Печорину не хватает их гармонии с природой, со своей средой, цельности их характеров. Но и то, и другое у этих людей основано на патриархальности, силе традиций, а не на развитом самосознании, которым обладает главный герой.

Человечность, доброжелательность Максима Максимыча контрастируют с эгоизмом Печорина. Но у «добрейшего штабс-капитана» полностью отсутствует осознание себя как личности, у него нет критического отношения к действительности, он, не рассуждая, выполняет свой долг. Печорин же подвергает глубокому анализу и свои поступки, и действия других людей.

Грушницкий -- в чем-то пародия на истинную драму Печорина. Недалекий и самодовольный, он носит маску высокой разочарованности, претендует на необыкновенные страсти, в то время как Печорин старательно скрывает мучительную тоску и «силы необъятные» своей противоречивой души.

Вернер, как и Печорин, поражает «странным сплетением противоречивых наклонностей», отпечатком в «чертах» лица «души испытанной и высокой». С Печориным Вернера сближают интеллект, знание «живых струн» человеческих, критическая направленность ума, гуманные чувства. Но в отличие от Печорина он не способен к активному вторжению в действительность, у него нет печоривской последовательности и действенной решимости.

Образы Мери и Веры важны для выявления разных граней отношения Печорина к любви как к сильнейшему человеческому чувству. С Мери это утонченная и жестокая «наука страсти нежной», игра в любовь, где проявляется светская испорченность Печорина. И здесь же мы видим способность героя искренне увлекаться малейшими проблесками внутренней душевной красоты в человеке. Образ Веры наиболее лиричен в романе. С Печориным ее роднит приобщенность к миру неведомых большинству духовно-нравственных ценностей. Как и Печорин, она неспособна променять свое глубоко скрываемое несчастье на чисто внешнее благополучие. В отношениях с Верой герой наиболее противоречив. Именно здесь максимально проявляется суть его взаимоотношений с людьми. Для Печорина (с его беспокойной деятельной натурой, поисками «назначенья высокого») семейная жизнь невозможна -- это остановка, а значит -- смерть души.

Вулича с Печориным сближает неординарность натуры, склонность к «игре» как своей, так и чужой жизнью, но в отличие от Печорина он -- истинный фаталист, целиком верящий в рок, в судьбу. Для Печорина же, кроме предопределения, не менее важны воля и свободный выбор человека.

Проблематика романа. Размышления о предопределенности судьбы человека, о соотношении свободы воли и необходимости, о цели и смысле человеческой жизни занимают центральное место в проблематике романа. И автора и Печорина интересует, как соотносятся обстоятельства (общественные, исторические), которые формируют личность, ее мысли и желания, и индивидуальная воля, ответственность человека за свое поведение.

Для Лермонтова нет однозначного ответа на вопрос: существует ли предопределенность, судьба?

Он признает и общие законы времени, действительности, и свободный выбор личности. Хотя моральные пороки и мелочные действия Печорина вызваны несовершенством общественных отношений, Лермонтов не освобождает героя от личной ответственности. В какие бы тяжелые условия жизнь ни ставила человека, он обязан уважать окружающих людей, считает писатель. Эту нравственную норму Печорин нарушает. Он эгоист и презирает людей, поэтому приносит зло. Все силы его души замкнуты на самоанализе, что уродует душу, притупляет живые чувства, жажду жизни. А по мнению Лермонтова, разум и воля человека зависят от его нравственного чувства.

Трагичность судьбы Печорина, контраст его удач в отдельных эпизодах с ощущением пустоты жизни в целом связаны с ведущей темой романа -- размышлением о предназначении человека, о его возможности самореализоваться, выразить себя. Печорин так и не разгадал своего «высокого предназначения». «Бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду». «Дух его созрел для новых чувств и новых дум. Но он не находит разумного применения своим недюжинным силам, для него все старое разрушено, а нового еще нет» (В.Г. Белинский). Трагедия Печорина -- это трагедия незаурядного человека эпохи безвременья.

«Герой нашего времени» -- это грустная дума о нашем поколении», -- писал Белинский.

Язык романа «Герой нашего времени» отличает полифоничность звучания. Мы слышим нескольких рассказчиков: автора, Максима Макси-мыча, Печорина, а также других персонажей -- Казбича, Азамата, Вернера, Грушницкого. Язык каждого действующего лица индивидуализирован. Например, Максим Максимыч, человек «простого» происхождения, изъясняется грубовато, иногда неграмотно; в его речи много разговорных, просторечных слов («вишь», «шныряет», «рожа»).

Ведущая роль рассказчика принадлежит Печорину, его характер определяет особенности авторской речи. Печорин эмоционален и склонен к самоанализу -- это задает общий тон роману. Напряженность переживаний передается обрывками фраз, пропусками слов: «Мери не вышла -- больна». Фразы строятся по принципу противопоставления, порой они парадоксальны: «Я иногда себя презираю -- не оттого ли я презираю и других», «...Я когда угодно готов подвергать себя смерти, но нимало не расположен испортить навсегда свою будущность в здешнем мире». Эмоциональность Печорина передается также через многочисленные вопросительные и восклицательные предложения.

Лермонтов использует прием многозначности, недоговоренности: «Бедняжка! радуется, что у него нет дочерей...» Фразу додумывает сам читатель, знающий ситуацию с точки зрения Печорина-рассказчика. Изобразительные средства романа максимально точны и выразительны -- «как кошка вцепилась в мою одежду», «воздух чист, как поцелуй ребенка». Интересно, что в авторской речи Лермонтов практически не использует иностранные слова вместо русских. Редкие галлицизмы звучат либо в таком случае, как: « болезнь не русская вовсе, и ей на нашем языке нет названия», либо, и чаще всего, с ироническим оттенком: -- похвалил Грушницкий пение Мери (плохое, по мнению Печорина).

Лермонтов, сближая лексику персонажей с разговорной, просторечной, не использует даже такие книжные выражения, как «сей», «токмо», «ибо», которые еще встречаются у Пушкина.

Лермонтов, психологизм романа «Герой нашего времени»

Содержание
Введение.............................................................................................................3


      1. Структура романа........................................................................................4

      2. Роман «Герой нашего времени» как психологический...............................5
Заключение.........................................................................................................8

Список литературы............................................................................................9

Введение
«Герой нашего времени» (написан в 1838-1840) - знаменитый роман Михаила Юрьевича Лермонтова, классика русской литературы. Жанр романа - социально-психологический реализм.

Своеобразие жанра и композиции романа М. Ю. Лермонтова связано с его главной особенностью. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе. Поэтому более подробное рассмотрение особенностей данного романа является актуальным.

Под психологизмом понимается художественное изображение внутреннего мира персонажей, то есть их мыслей, переживаний, желаний, чувств. Лермонтов чаще всего использует прямую форму психологизма, непосредственное изображение внутренней жизни человека, прежде всего Печорина, и передаёт эти процессы в виде монолога, диалога, психологического самоанализа.

Цель работы - проанализировать психологизм романа «Герой нашего времени».

На основании цели работы были поставлены следующие задачи:


      1. Рассмотреть структуру романа;

      2. Проанализировать особенности романа как психологического.
Объект работы - роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Предмет работы - особенности психологизма романа «Герой нашего времени».

1. Структура романа
Роман состоит из нескольких частей, расположенных не в хронологическом порядке. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по дневниковым записям. Структура романа такова:

Предисловие;

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

II. Максим Максимыч

Журнал Печорина

Предисловие

I. Тамань

ЧАСТЬ ВТОРАЯ (Окончание журнала Печорина)

II. Княжна Мери


      1. Фаталист
Хронологический же порядок частей таков:

  • «Тамань»;

  • «Княжна Мери»;

  • «Бэла»;

  • «Фаталист»;

  • «Максим Максимыч».
Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче» проходит пять лет 1 .

Рассмотрим более подробно, в чем же заключается психологизм романа?


      1. Роман «Герой нашего времени» как психологический

Не хронологический порядок повестей создаёт психологизм. Все персонажи показаны Печориным и в этом психологическом описании раскрывается его характер. Люди для него - эксперименты. Всё в романе направлено на раскрытие характера Григория Александровича. Чтобы читатель понял всю эту «вечную грусть» героя, причины которой кроются в самой натуре Печорина.

На композиционном уровне внутри каждой части Лермонтов прибегает отнюдь не к техническому, а к впечатляющему монтажу. Неукоснительно соблюдая принцип вторичной значимости сюжетных перипетий по сравнению с логикой приближения к психологическому «ядру» поступка, Лермонтов дробит действие. Так, например, сюжетно-эмоциональная кульминация «Княжны Мери», эпизод ночи перед дуэлью, и сама дуэль разъединяются в тексте отсрочкой и резкой сменой обстоятельств действия (то есть условий заполнения дневника): «И, может быть, я завтра умру!. .. и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно... Вот уже полтора месяца, как я в крепости N; Максим Максимыч ушёл на охоту» 2

Таким образом, из комплекса читательских впечатлений временно исключается «нецелесообразное» внимание к чистому событийному ряду.

Композиционная сложность романа неразрывно связана со сложным психологическим образом, который присущ Печорину. Можно сказать, что противоречивость и неоднозначность характера главного героя проявлялись не только в исследовании его духовного мира, но и в соотнесении главного героя с другими образами романа. Вот почему автор не сразу пришел к композиционному решению романа, благодаря которому мы приближаемся к Печорину.

Специфическое взаимодействие пространства и времени в произведении создает своеобразный кинематографический эффект, благодаря которому все душевные потрясения героя, его психологическое состояние представляется читателю постоянным, непрерывным фактом, который не устраняется сменой конкретных сюжетных событий. Таким образом, пространство и время главного героя и сюжета в произведении существуют параллельно.

«Бэла» и «Максим Максимыч» дают полную экспозицию героя: от общего плана («Бэла») сделан переход к крупному - теперь пора перейти к психологической разработке.

По окончании прочтения «Бэлы» образ Печорина для читателя остается загадкой; настроенный критично штабс-капитан («Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужто тамошняя молодежь вся такова?») еще больше усиливает загадочность, при этом внося в черты портрета главного героя несколько вульгарный демонизм.

«Тамань», хотя и была написана, по всей видимости, вне прямой связи с романом в целом, но включена в «Героя нашего времени», словно сюжетное и психологическое «противоядие» итогу повестей «Бэла» и «Максим Максимыч».

Если в «Бэле» читателю еще может почудиться налет наивного «руссоизма», то в «Тамини» он просто исчезает. По правде говоря, Печорин уже в «Бэле» говорит о том, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни», но это можно отнести как раз за счет «демонизма». В повести «Тамань» Печорин, который опять погнался за «любовью дикарки», терпит полное поражение, оказываясь на краю гибели. 3

Поэтому после такого поражения Печорину приходится покинуть мир «дикарок» и вернуться в мир «знатных» барынь и барышень. Так мы переходим от «Тамани» к «Княжне Мери».

В «Тамани» линия Печорина, особенности его поведения опускаются, а в «Княжне Мэри» опять поднимаются, так как мы знакомимся не только с поступками главного героя, а и с его мыслями, стремлениями, жалобами - и всё это заканчивается многозначительным «стихотворением в прозе». Смысл его выходит за пределы мелкой возни с княжной Мери и с Грушницким: «Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце» 4 ... Однако больших битв и бурь ему не дождаться, - и самое большее - что он опять, как это было уже не раз, окажется на краю гибели - и не погибнет.

Таким образом читатель переходит к повести «Фаталист», которая является эпилогом. Но при этом в хронологии событий описанное в «Фаталисте» событие не является последним, так как встреча с Максимом Максимычем и отъезд главного героя в Персию происходят намного позже.

В этом смысле эпилогом бы считалось предисловие к «Журналу Печорина», так как именно в нем сообщается новость о том, что герой умер, подводятся некоторые итоги жизни Печорина. Получается, что о смерти Печорина сообщается в середине произведения, без подробностей. Новость подается как простая биографическая справка, с ошеломляющим своей неожиданностью переходом: «Это известие меня очень обрадовало».

Таким образом автор освобождается от необходимости заканчивать произведение гибелью Печорина. Такое решение дает Лермонтову возможность закончить роман на мажорной ноте: Печорин спасся от смерти и совершил смелый и полезный поступок (первый раз на протяжении всего романа), при этом он не был связан ни какими «пустыми страстями», так как тема любви в повести «Фаталист» отсутствует 5 .

Заключение
Роман «Герой нашего времени» можно с уверенностью назвать первым в русской прозе «личным» (согласно терминологии французской литературы), либо «аналитическим» романом, так как его сюжетным и идейным центром является не биография, а характер и личность героя, его душевная жизнь, переживания и мысли, отображенные как процесс.

К подлинному психологизму Лермонтова привели именно повышенный интерес к внутренним особенностям личности человека и его характера. Усложнение представлений читателя о душевной сложности человека, многомерности структуры человеческой личности - одна из главных заслуг автора.

Начальной ступенькой концепции человека, развитой в романе, можно считать лермонтовское решение вопроса о соотношении природно-физиологического и духовного начал.

Список литературы


      1. Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Ю. Лермонтова./Полное собрание сочинений. Т. IV. - М.: АН СССР, 1954.

      2. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. В кн.: Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 4. - М.: Правда, 1969. // 1-е изд.: Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. - СПб., 1840.

      3. Эйхенбаум Б. М. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 125-162.

1Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. В кн.: Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 4. - М.: Правда, 1969. // 1-е изд.: Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. - СПб., 1840.

2 Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Ю. Лермонтова./Полное собрание сочинений. Т. IV. - М.: АН СССР, 1954.

3 Эйхенбаум Б. М. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 125-162.

4 Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. В кн.: Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 4. - М.: Правда, 1969. // 1-е изд.: Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. - СПб., 1840.

5 Эйхенбаум Б. М. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 125-162.



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными