Традиции и обычаи ненецкого народа. Организация воспитательной работы в условиях интерната через приобщение ненецких детей к традиционной культуре

Традиции и обычаи ненецкого народа. Организация воспитательной работы в условиях интерната через приобщение ненецких детей к традиционной культуре

Ненцы October 9th, 2012

Ненцы — коренное население Европейского Севера и северо-запада Сибири.


Они расселены на огромной территории тундры, лесотундры и северной тайги, простирающейся с запада на восток на несколько тысяч километров.


Самоназвание ненэц буквально означает «настоящий человек». Официально оно было введено в оборот в 1930 году. А до этого русские называли ненцев самоедами. Церковно-славянское слово самоядь означает «людоеды». Закреплению за ненцами этого названия способствовали жестокие обычаи, существовавшие у средневековых ненцев, которые практиковали людоедство в культовых целях. Ю. И. Кушелевский писал (Северный полюс и земля Ялмал. Путевые записки. СПб. 1868, стр. 52-53): «в преданиях самоедов... еще в настоящее время сохранилось в памяти следующее обыкновение самоедческих предков; удрученный летами самоедин, когда чувствовал себя неспособным к промыслам и езде на оленях, когда жизнь свою считал в тягость потомству... приказывал себя убить в честь счастливой жизни своего потомства и тело свое съесть. Этот обряд отцеубийства исполняли дети при шаманстве с особенным благоговением и тело съедали».

По другой версии, в старинных русских приказных ведомостях самоеды назывались иногда сыроядцами, потому что издавна употребляли в пишу сырое мясо, из чего русские ошибочно заключили, будто они едят самих себя (Этнографический сборник. — СПб., 1854. — Вып. 4. — С. 40—44).

Впрочем, лингвисты настаивают, что имя этого народа произошло не от "само-едения", а от Самееднам — названия, которое дают своей стране лопари. Полагают, что в древности они жили восточнее, чем теперь, и были оттеснены на запад ненцами, которые якобы и унаследовали их имя.

Сибирские народы ("остяки и самоядь ездят на оленях и псах")

Новгородцы знали о «самояди», обитающей в «полуночных странах», уже в XI веке. Но активное проникновение русского населения на земли ненцев началось гораздо позднее — с конца XV века, в Московский период. В 1499 году в нижнем течении Печоры (рядом с нынешним Нарьян-Маром) был основан Пустозерск — опорный пункт Российского государства на крайнем северо-востоке Европы. По документам, сюда съезжалось для торговли и уплаты ясака до двух тысяч ненцев.

Реконструкция Пустозерска. Автор - А.В. Ополовников при участии Е.А. Ополовниковой

В следующем столетии были основаны новые русские поселения: Мезень, Усть-Цильма и Ижма.


Обложить ненцев данью (ясаком) оказалось нелегко. С целью предупредить открытые выступления и распространить ясак на тех ненцев, которые укрывались в тундрах от ясачных поборов,широко применялось аманатство (взятие заложников). Государевой грамотой (1652 г.) «повелено Карачейскую самоядь с ласковостью склонять к даче аманатов из лучших людей, для удержания от воровства и обложения ясаком». Грамотой следующего года повелевалось «Карачейскому князьку Хулеву быть в аманатах на Березове, а при смене аманатов велеть сыскивать разбежавшихся самоедов, приводить их на прежние угодья, где жили, и взыскивать с них ясак». Взятие аманатов с тундровых и лесных ненцев практиковалось до середины XVIII в.


Ужесточение ясачного обложения привело к крупному восстанию ненцев, которые зимой 1662/1663 годов сожгли Пустозерск. Одновременно они начали переселение в Западную Сибирь, где вступили в многовековое противостояние с местным коренным населением — энцами.

Постепенно ненцы оттеснили энцев до Енисея. Решающее сражение произошло зимой 1849/1850 годов на озере Туручедо, в низовьях Енисея. Судя по преданиям, энцам помогали нганасаны и тунгусы (эвенки). Каждая сторона приписывает победу себе. Ясно лишь, что после этой битвы установилась та граница между энецкими и ненецкими землями по Енисею, которая сохраняется и по сей день.

Постоянная угроза нападения заставляла быть настороже. Очевидно, в это время у лесных ненцев сложился обычай, когда подъезжавший к поселению извещал о себе криками, символизируя мирные намерения, и ожидал, пока его не встретят.

Мезенские ненцы.1894 г. Фото Я.И. Лейцингера.

В 1929-1931 годах ненецкие земли оказались разделёнными на три части: были образованы Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Долгано-Ненецкий национальные округа.


Культурный отдых, 1950-е годы.

Общая численность ненцев в течение последнего столетия возросла с 12 000 до 34.200 человек. Сегодня ненцы являются самым многочисленным из малых народов России с самым высоким уровнем знания своего языка (около 78 % ненцев называют ненецкий язык родным). Этот демографический прогресс стал возможен только под историческим покровительством русского народа. Однако в память ненецкого народа кто-то вбивает совсем другое.
Это — "Хебидя тэн" (в переводе с ненецкого "Священная память"), памятник ненцам, погибшим в борьбе с русскими. Установлен под русским городом Пустозерском в 1999 г. при попустительстве местных властей.

Эх, посмотрел бы я на памятник жертвам английских колонизаторов, установленный в Уэльсе или в Шотландии! Или на памятник в Дакоте индейцам сиу, павшим в борьбе с кровожадными янки.

***
В религиозных представлениях ненцев сохранились пережитки первобытного анимизма — веры в духов. Считалось, что землю и все живое создало верховное божество Нум. Его сын Нга был богом подземного мира, болезней и смерти. Кроме Нума было еще одно доброе божество: Я-Небя — «мать земля», которая особенно покровительствовала женщинам.
Стихии и урочища, сопки, реки и озера имели своих особых духов-хозяев, требовавших жертвоприношений. Но при неисполнении просьб духов наказывали и оставляли без пищи.

Шаман

Оленеводство давало ненцам все — мясо и сало для питания, шкуры и кожу для одежды и обуви. Стадо в 70-100 голов обеспечивало хозяйство всем необходимым. Поэтому олень, как считалось, приносит счастье и покровительствует семье.

В каждом хозяйстве были особые священные олени белой масти, на боках которых выстригали знак солнца или изображения духов, уши и рога украшали красными лентами. Таких оленей не впрягали в нарты и не убивали.

В начале XIX века архангелогородский архимандрит Вениамин крестил ненцев в материковой тундре Европейского Севера. Но влияние новой религии сказалось только в том, что к почитаемым божествам прибавился Николай-угодник. Ему приносили в жертву оленя и мазали оленьим салом и кровью иконы с его изображением. Большая же часть ненцев - оленеводов Западной Сибири — сохранила языческие представления.

Жилищем ненцам служит конический чум с остовом из шестов, крытый оленьим шкурами, иногда берестой. Посередине чума располагается открытый очаг, который теперь часто заменяется железной печкой.

Одежда ненцев — глухая малица с капюшоном — надевается на голое тело мехом внутрь. К кожаному поясу подвешивают нож в деревянных ножнах и мешочек, в котором хранятся трубка и огниво. Обувью служат меховые сапоги - пимы.

Основным средством передвижения ненцев испокон веков была нарта — оленья упряжка.

Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские — еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые запрягают «веером» от двух до шести оленей. В отличие от эвенков, якутов, чукчей и коряков ненцы всегда садятся в нарты с левой стороны. Так что узнать ненца можно издалека.

Как и другие северосамодийские народы, ненцы сформировались из нескольких этнический компонентов. На протяжении первого тысячелетия н.э. под давлением гуннов, тюрок и других воинственных кочевников самодийскоязычные предки ненцев переселились на север.

Ранее они населяли лесостепные области Прииртышья и Притоболья, тайгу , а после переселения заняли таежные и тундровые районы Заполярья и Приполярья и ассимилировали аборигенное население – охотников на дикого оленя и морских зверобоев. Позднее в состав ненцев вошли также угорские и энецкие группы.

Среди ненцев выделяют тундровых и лесных ненцев. Они различаются диалектами и некоторыми этнокультурными особенностями. Лесные ненцы проживали в Пуровском и Надымском районах Ямало-Ненецкого АО, в Сургутском и Белоярском районах Ханты-Мансийского АО. Расселение на такой большой территории было обусловлено разнообразием контактов ненцев с другими народами: русскими, коми-зырянами, . Родственные им народы – нганасаны, энцы, селькупы. В настоящее время ненцы населяют обширные территории автономных округов Ненецкого, Ямало-Ненецкого, Таймырского, Ханты-Мансийского.

Ненцы говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи, который подразделяется на тундровый (на нем говорят большинство ненцев) и лесной диалекты. Сегодня среди ненцев распространен русский язык, письменность была создана в 1936 году на основе русской графики. Ненцы юга Большеземельской тундры говорят на ижемском диалекте языка коми.

По данным переписи населения 2002 г., на территории Российской Федерации проживало более 41 тысячи ненцев.

Традиционные занятия ненцев – кочевое оленеводство, охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины XVIII в. ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство с круглогодичным выпасом оленей под охраной пастухов и собак.

Ненцы вели кочевой образ жизни, совершали большие перекочевки, двигаясь со стадами весной к морю, осенью - обратно в район лесотундры. Стадо в 70-100 голов обеспечивало хозяйство всем необходимым. Небольшие хозяйства проводили время у рек и озер, занимаясь рыболовством. Рыболовство было особенно развито в низовьях Оби, Надыма, Пура, Таза, Енисея. У ненцев особенно ценились осетровые, сиговые, лососевые породы рыб, а также язь и навага. Рыбу ловили сетями и запорами.

Охотились ненцы на дикого оленя и на пушных зверей - песца, лис, зайца, горностая. На птицу (гусей) устраивали групповые охоты, их загоняли сетями. Огнестрельное оружие у ненецких охотников появилось не ранее XVIII в. Вплоть до начала ХХ в. применялся сложный (клееный) лук длиной 1,5-2 метра. Ненцы, особенно западные группы, занимались также морской охотой: добывали нерпу, лахтаку, белуху, гренландского тюленя, моржа. Зверя скрадывали при помощи щита на полозьях, при ловле нерпы применяли также крючья, устанавливаемые на полынье.


Вплоть до конца XIX в. основной социальной ячейкой ненцев был патрилокальный род (еркар). У сибирских тундровых ненцев сохранились 2 экзогамные фратрии. Термины ненецкого родства восходят к эпохе группового брака. Долгое время сохранялась полигамия, за жену уплачивался калым, выкуп, существовал обычай кровной мести между родами.
Традиционное жилище представляет собой разборный тестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом. Верхняя одежда (малица, сокуй) и обувь (пимы) шились из оленьих шкур. Передвигались на легких деревянных нартах. Традиционной пищей считается оленье мясо, рыба.

Христианство было введено в первой четверти XIX в. у ненцев Архангельской губернии. Несмотря на то, что ненцы были обращены в православие, большое значение продолжали иметь традиционные верования. Сохранялись народные верования в духов - хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы. Воплощением злого начала считался волк, настоящее имя которого - «сармак» - нельзя было произносить вслух.

Христианским святым, например, Николаю-угоднику, приносились жертвы, как и идолам. Весьма распространен был шаманизм. В 1898 г. в Обдорске был учрежден «инородческий пансион», но всякие попытки образования ненцев силами христианской церкви оказались безрезультатными. Попытку создания ненецкого алфавита предпринял в 1830-е гг. архимандрит Вениамин, переведя на него Евангелие. Однако эта «азбука» не была никем утверждена, в том числе и Синодом. Новая письменность и букварь для ненцев были созданы в 1932 г.

«Ненец» или «ненэч» в переводе с ненецкого означает «человек». Раньше их также называли самоедами или юраками. Среда обитания представителей этого коренного малочисленного народа российского Севера растянулась вдоль берега Северного Ледовитого океана от Архангельской области до Красноярского края. Основными местами их проживания являются Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и Долгано-Ненецкий Таймырский район Красноярского края. Также небольшие группы ненцев проживают в Ханты-Мансийском автономном округе, в Архангельской и Мурманской областях и в Республике Коми.

Ненцы делятся на две неравные группы: тундровые и лесные. Тундровые, их подавляющее большинство, проживают на территории двух автономных округов. Лесных ненцев всего порядка полутора тысяч человек. Они проживают в бассейне рек Пур и Таз на юго-востоке ЯНАО и в ХМАО.

Согласно всероссийской переписи населения 2010 года, численность ненцев составляет около 45 тысяч человек. За восемь лет, прошедших со времени переписи 2002 года, их численность возросла более чем на 3 тысячи.

Традиционный образ жизни

Основные занятия ненцев - оленеводство, рыболовство и охота. Вся их жизнь связана с оленями. Эти животные используются в качестве тягловой силы для езды на нартах и перевозки грузов, оленье мясо идет в пищу, а шкуры используются для обтягивания чума - традиционного жилища ненцев.

Для добычи рыбы мужчины выходят в море на лодках-колданках, используя сети и неводы, которые плетутся из конопли или тальникового лыка. Также практикуется подледный лов, когда привлеченную приманкой рыбу бьют острогами.

Ненцы народ мастеровитый. Раньше каждый мужчина владел плотницким, столярным и кожевенным ремеслом, умел вязать рыболовные сети, мастерить нарты, изготавливать ювелирные украшения и небольшие скульптуры. Из инструментов только топоры и пилы приобретались у русских, все остальное ненцы изготавливали самостоятельно.

Основным средством передвижения в тундре являются нарты, которые используются круглый год. В них запрягают оленей, а для управления упряжки используется хорей - шест длиной до пяти метров с костяным шариком на конце или железным наконечником.

Быт ненцев

Традиционным жилищем ненцев является чум - это центр всей жизни ненецкой семьи. Его сооружают с помощью нескольких десятков длинных жердей, которые оборачивают оленьими шкурами - нюками. Диаметр такого жилища достигает восьми метров, в нем могут проживать до двадцати человек. Центральной осью чума является шест симзы, который ненцы считают священным. На нем помещают семь голов семейных и родовых духов. По симзы дым от очага поднимается к верхнему отверстию чума. Согласно легендам, по священному шесту герои улетали на битвы и военные подвиги.

За симзы находится священное место - си. Только старшим мужчинам разрешается на него наступать. Для детей и женщин это место запретное. Там находится священный ларь, в котором хранятся духи - покровители очага, семьи и рода, а также все семейные сбережения и реликвии, оружие и инструменты. Эти вещи доступны только для главы дома, а для других членов семьи они неприкосновенны. Место «не» - для женщины, оно находится напротив си, у входа. Здесь она занимается всеми домашними делами. Посередине, между не и си, находится спальное место. В изголовье кладется пояс с амулетами и ножом. Летом оно отгораживают пологом из ситца. Дети спят рядом с родителями. Дальше от симзы укладываются неженатые старшие сыновья, далее - старики и другие члены семьи, а также гости. В чуме очень дымно, но летом - это даже хорошо, потому что дым служит эффективным средством от комаров.

Раньше чумы использовались также в качестве мест захоронения. Небольшой чум ставили для умирающего человека или на месте его смерти, это последнее пристанище становилось для него могильным. На это указывал и снятый с вершины чума обжимающий металлический обруч.

Основная пища ненцев - оленье мясо, довольно нежное и вкусное. Как правило, оленину засаливают, это позволяет сохранить мясо на длительный срок. В дальнейшем его можно употреблять в пищу копченым, вяленым и даже сырым. Суровые условия Крайнего Севера приучили ненцев есть сырое мясо с кровью, это удовлетворяет потребность организма в витаминах, особенно С и В 2 . Благодаря этому ненцы никогда не болеют цингой. Кроме оленины, ненцы едят говядину и свинину, мясо морского зверя, а также рыбу, в том числе пресноводную: сига, щуку, нельму. Любимый напиток ненцев - чай. Также они варят компоты и морсы из брусники, морошки, черники, кисель из крахмала и ягодного сока.

Традиционная одежда

Суровый климат Крайнего Севера требует надежной одежды, способной защитить зимой от лютого мороза, а летом - от гнуса. Традиционной одеждой ненцев является малица - нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами, надежно защищающая тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьется и надевается мехом внутрь. Малица подпоясывается кожаным поясом ни. В сильный мороз, пургу и во время дальней поездки поверх малицы надевают меховой совик.

Женщины носят распашную шубу - паны. Ее верхняя часть изготавливается из шкур с верхней части оленьих ног - камусов - черного и белого цвета мехом наружу. Нижнюю часть шьют из песцового меха ворсом вниз. К рукавам пришивают рукавицы. Паны украшают меховой мозаикой, кистями и кантами из цветного сукна. Женский головной убор - меховой капор - шьется отдельно и, в отличие от мужской одежды, не скрепляется с шубой.

Ненецкая национальная обувь - пимы - шьется из шкур с оленьих ног. Пимы довольно высокие, обычно до паха, поэтому для изготовления пары мужских пим уходит порядка десяти шкурок, женских - порядка восьми. Пимы подвязывают под коленями и закрепляют ремешками к кольцам, нашитым на меховые штаны. Под пимы надевают чижи - меховые чулки до паха.

Религиозные верования

Традиционно ненцы являются язычниками. Среди представителей этого народа исторически был распространен анимизм - вера в духов. Главным считался дух неба - Нум - покровитель погоды, способный управлять снегом, молниями, дождем и бурями. Также ненцы почитали духов других стихий и мест обитания: воды, земли, леса, огня, реки, озера. Чтобы задобрить духов, ненцы совершали жертвоприношения. В качестве жертвы, в основном, использовали оленя, причем во многих случаях исключительно белого. Чтобы задобрить злого духа, вызывающего болезни, приносили в жертву собаку. Известны случаи человеческих жертвоприношений. Так, например, чтобы задобрить духа воды, ненцы не спасали выпавшего из лодки рыбака.

Кроме того, у ненцев существовали семейные духи-покровители. Это были вырезанные из дерева фигурки или камешки необычной формы. Их хранили в специальном сундучке, который передавался по мужской линии. По женской линии передавался только один дух-покровитель - «старуха чума». Она представляла собой несколько крошечных предметов одежды.

Ненцы верили в загробную жизнь. Согласно их представлениям, человек после смерти попадает в мир мертвых, где живет так же, как и на земле, - разводит оленей, охотится, рыбачит. Причем «живет» покойник ровно столько же, сколько прожил до смерти. Ненцы верили, что в мире мертвых все зеркально миру живых людей: день и ночь меняются местами, целые вещи будут сломаны, а сломанные - целы. Поэтому в гроб умершему клали принадлежавшие ему вещи, предварительно сломав их, а нарты просто переворачивали полозьями кверху.

Ненцы – самый многочисленный среди малых народов Севера. Самоназвание этого народа происходит от слов ненэць –человек, ненэй ненэць – настоящий человек. Официально употребляемым термином стало в 1930 году. До этого времени их называли самоедами или самоедами-юрками.

Термин самоед вероятнее всего произошел от saam-jedna – земля саамов. передвижения и формирования этого народа не только интересна и насыщенна большим количеством информации, но до сих пор не найдены ответы на все вопросы. Именно это и служит толчком к изучению, как и где живут ненцы.

Из истории появления и формирования народа ненцы

Ненцы – потомки древнего самодийского населения южно-сибирского происхождения. Их прародиной считаются северные отроги Саяно-Алтая. Во 2 – 4 веках новой эры самодийцы вынужденно мигрировали под натиском кочевников гуннов на север, дойдя до тундры и таежных районов Заполярья и Приполярья. Они шли разными путями – по восточным склонам Урала, по Заболотью и Томскому Приобью. Это были переселенцы первой волны, которые и сформировали постепенно новый народ.

Следующая волна самодийцев покинула Северный Алтай под давлением тюркских племен и ушла в тундру в 9 веке новой эры. Путь на север шел по правым притокам Оби. Затем они разделились, часть переселенцев ушла вверх по реке Таз, где стала основой энцев . Другие шли вдоль рек Аган и Пур. Они также приняли участие в формирование ненцев и лесных ненцев.

Самодийцы, расселяясь по северной тундре, застали там местное население, которому дали название сихиртя. В своих преданиях они описывали аборигенов как людей маленького роста, живущих в землянках с единственным отверстием в крыше, которое было и дымоходом и дверью. Эти люди промышляли охотой на оленя и морского зверя, рыбалкой. Существует теория, что самодийцы не только воевали с аборигенами, но и вступали с ними в брак, т.к. не могли создавать семьи внутри одной родовой группировки. В результате этого местные малочисленные народы были полностью ассимилированы пришельцами.

Где живут ненцы на территории Руси

Северные территории в сферу интереса и влияния русского народа попали еще до полного формирования народа ненцы . В старинных документах самодийские народы и ненцы назывались общим словом самоеды . «Повесть временных лет» 11 века – первый письменный документ, в котором есть информация об этом народе, его языке, месте и соседях. Территории, заселенные ненцами, в состав Российского государства вошла в 1594 или 1595 году после походов Ермака, присоединения Сибири к России и строительства Обдорского острога. Это открыло царскому правительству и русским купцам дорогу в тундру от Ямала до Таза.

Где живут ненцы в Российской Федерации

В настоящее время ненцы занимают очень большую территорию Севера России и Западной Сибири. Они проживают в Ненецком автономном округе Архангельской области (образовался в 1929 г), Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округе (Тюменская область, 1930 г), Таймырском округе (Долгано-Ненецком) Красноярского края (1930 г).

Все современные ненцы делятся на 2 этнографические группы, которые говорят на разных диалектах ненецкого языка:

  1. Тундровые ненцы составляют 0,9 от всей численности народа. Основное занятие – оленеводство.
  2. Лесные ненцы в регионе Обско-Енисейского водораздела. Занятие – рыболовство, охота, разведение вьючных оленей.

К народу ненцы примыкает народность колвинцы, проживающая в районе реки Колвы. Эта группа появилась в 19 веке в результате браков между женщин-коми и мужчин-ненцев. Они говорят на одном из диалектов языка коми.

Где живут ненцы – география

Ненцы в Росси живут и в Европе, и в Азии:

  • В Европе между Белым морем, восточное побережье, и Уралом. Выделяется несколько районов-«тундр». На западе – Канино-Тиманская тундра, которая занимает полуостров Канин и тянется на восток до острогов Тиманского кряжа. Между Печерой и Тиманским кряжем лежит Малоземельская тундра. К востоку от Печеры и до Уральского хребта находится Большеземельская тундра.
  • В Азии ненцы занимают Гыданский, Тазовский и Ямальский полуострова. Они живут в бассейнах рек Пур и Таз, в низовьях Енисея и Оби.
  • В Северном Ледовитом океане на островах Вайгач и Колгуев.

Культура, традиции, быт

Информация о том, где живут ненцы, необходима для полноценного знакомства с этим самобытным народом, сумевшим в разных жизненных катаклизмах сохранить свою индивидуальность, уникальность и культуру, небольшие различия в которых определяются конкретными географическими характеристиками места проживания.

Разделение территории проживания на несколько административных образований не помешало сохранить этому народу свою целостность, общие традиции и язык. Интересно отметить, что при отсутствии собственной государственности, изменениях в письменности, которая создавалась искусственно (в 1932 году на ненецком языке писали латиницей, а с 1937 года – кириллицей), около 80 % ненцев считают ненецкий язык родным, а пятая часть говорит только на этом языке.

Основной вид деятельности – табунное оленеводство, помимо этого разводят и вьючных животных. А вот для верховой езды мелкие северные олени не пригодны, т.к. у них слабый позвоночник. Древний ненец говорил так: «… за оленями пешком ходил, с осени до весны ходил, с весны до осени ходил. Никогда на оленях не ездил». Постепенно появились оленьи упряжки, которые соседствовали с собачьими упряжками аборигенов. Олень давал ненцам все необходимое для жизни – пищу, одежду, транспорт, жилье.

Именно оленеводство определило кочевой и вид жилья – чум, который легко собирался и устанавливался на новом месте. Летом семья или несколько семей (род) двигались за стадом на север, где меньше назойливой мошки, а зимой в сторону лесотундры на юг.

Другой исторический вид деятельности – рыбная ловля (летом) и охота:

  • На пушного зверя с помощью капканов, ловушек и огнестрельного оружия.
  • На диких оленей охотились загоном, на водных переправах или с помощью прирученного оленя-манщика.
  • На морского зверя и оленей охотились с помощью скрадных досок, которые устанавливали на лыжах.
  • В период линьки добывали птиц – белую куропатку, гуся, глухаря.

Эти виды деятельности принадлежали мужчинам, женщины выделывали шкуры, шили одежду, украшая ее меховым орнаментом, мозаикой из кожи и меха, бисером. Они плели украшения и вышивали подшейным оленьим волосом.

Прошлое и настоящее этого народа овеяно мифами, легендами и сказаниями, в которых наряду с действующими героями функционирует и сам сказ, одушевленное существо называется лаханако (переводится как словечко).

Противоречий между описаниями путешественников и исследователей от 15 века до наших дней и мифами этого древнего народа еще очень много. Зная, где живут ненцы, их современные обычаи и образ жизни, можно продолжить изучение истории становления и развития этого народа.

Еще читайте:
Н‘ЕНЦЫ, ненэц или хасова (самоназвание – "человек"), самоеды, юраки (устаревшее), народ в России, коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Живут в Ненецком автономном округе (6,4 тыс. человек), Лешуконском, Мезенском и Приморском районах Архангельской области (0,8 тыс. человек), северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком (20,9 тыс. человек) и Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской области, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края (3,5 тыс. человек). Численность в Российской Федерации 34,5 тыс. человек. Выделяются две этнографические группы: тундровые и лесные Ненцы. Родственные народы: нганасаны, энцы, селькупы.

Говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи, который подразделяется на 2 диалекта: тундровый, на котором говорит большинство Ненцев, и лесной (им владеет около 2 тыс. Ненцев, расселённых главным образом в таёжной зоне, по верхнему и среднему течению реки Пур, а также в истоках реки Надым и по некоторым притокам Средней Оби). Распространён также русский язык. Письменность на основе русской графики.

Как и другие северосамодийские народы, Ненцы сформировались из нескольких этнических компонентов. На протяжении 1-го тысячелетия нашей эры под давлением гуннов, тюрок и других воинственных кочевников самодийскоязычные предки Ненцев, населявшие лесостепные области Прииртышья и Притоболья, тайгу Среднего Приобья, продвинулись на север в таёжные и тундровые районы Заполярья и Приполярья и ассимилировали аборигенное население – охотников на дикого оленя и морских зверобоев. Позднее в состав Ненцев вошли также угорские и энецкие группы.

Традиционные занятия – охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины 18 века ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство.

В бывшем СССР хозяйство, быт и культура Ненцев претерпели существенные изменения. Большинство Ненцев работало на предприятиях рыбной промышленности, вело оседлый образ жизни. Часть Ненцев выпасает оленей в единоличных хозяйствах. Семьи оленеводов кочуют. Значительное число семей живёт в городах Нарьян-Мар, Салехард, Печора и др. и работает в промышленности и сфере обслуживания. Выросла ненецкая интеллигенция.

Большинство Ненцев вело кочевой образ жизни. Традиционное жилище – разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом.

Верхняя одежда (малица, сокуй) и обувь (пимы) шились из оленьих шкур. Передвигались на лёгких деревянных нартах.

Пища – оленье мясо, рыба.

Основной социальной ячейкой Ненцев в конце 19 века был патрилинейный род (еркар). У сибирских тундровых Ненцев сохранялись 2 экзогамные фратрии.

В религиозных воззрениях господствовала вера в духов – хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы. Среди части Ненцев Европейского Севера в середине 19 века получило распространение православие.

В. И. Васильев

По данным Переписи населения 2002 года численность ненцев, проживающих на территории России, составляет 41 тысячу человек.



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными