Чем отличается творческая деятельность от других видов. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности

Чем отличается творческая деятельность от других видов. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности

Что отличает творческую деятельность от любого другого вида деятельности?

Издавна труженики делились на мастеров и ремесленников. Настоящих мастеров, тех, кто создавал в своем воображении, а потом воплощал это в конкретном деле, меньше. Однако необходимы и ремесленники - добросовестные исполнители замыслов других. Думаю, что человеком творческой работы может быть не только ученый-книжник, исследователь каких составляющая вопросов, а любой человек, у которого есть искра Божьего дара, талант, способность к мышлению, воображения, фантазии, мечты и ее воплощение. Такой, по моему мнению, мастер Каким Погребняк. Он не мог согласиться сразу на возведение храма по каким образцом (как везде!), Он должен был представить себе, построить это сооружение, мысленно «увидеть ее», «почувствовать» и только тогда приступать к работе. В результате тяжелых душевных мук пришло к мастеру вдохновения, он увидел «свой» храм - «веселый, солнечный храм из сосновых досок» с медными, а может, и «золотыми звонами. Стать Мастером, человеком-творцом нелегко. Здесь нужны и талант, и вдохновение, и огромный труд над собой. Не у каждого хватает силы для этого. Но кто все же решается достичь славы Мастера, тот имеет большое вознаграждение - душевную радость, удовольствие, гордость и, главное, уважение от людей, их благодарность. А что может быть лучшим в жизни!

Том, какие впечатления, основы духовности человек получил в детстве, сознательно или подсознательно влияет на всю ее жизнь. Примером может служить жизни Тараса Григорьевича Шевченко. Это - человек-легенда. Казалось, в его бедному подневольном да еще сиротском жизни не было ничего, что бы помогло вырасти сильной, творческой высокообразованным человеком с поэтически-романтическим мироощущением. Но Шевченко стал таким! Очевидно, что он сумел собрать в своей душе малейшие проявления любви к себе со стороны родителей, сестер и братьев, доброй соседке Оксане. Запоминал многочисленные песни, что слышал от родных и односельчан на праздники, героические рассказы деда Ивана, даже не всегда понятную дьячкову науку. Главнейшими составляющими, которые помогли Шевченко стать тем, кем он стал, были в детстве жажда познания мира (вспомним его поход в железных столбов, подпирающих небо!), К обучению, стремление воссоздать свои чувства в песнях и картинках и большая «внутренняя свобода ». Это дало ему возможность уже в раннем возрасте восстать против насилия и изменить хоть как-то свою судьбу «сельского бродяги».

Крестьяне во времена Шевченко, возможно, не умели красиво говорить, учить своих детей многих вещей, воспитывать по правилам. Но существовала неписаная народная педагогика, богатое устное народное творчество, которые прославляли общечеловеческие ценности: любовь, добро, веру, уважение к старшим, трудолюбие, достоинство. И это были очень сильные факторы, которые, помноженные на талант, дали украинской нации выразителя ее дум, защитника, великого писателя Т. Г. ШеГринченко. Конечно, гениев не так много, но родители еще с раннего возраста должны заботиться, чтобы заложить в ребенке основы духовности, вырастить его достойным человеком.

Часть 1

1.Какая из перечисленных потребностей человека обусловлена его социальной сущностью?

    В отдыхе 2)в пище 3) в творчестве 4) в продолжении рода

2.Найдите понятие, которое является обобщающим для остальных понятий:

1) синтез 2)абстрагирование 3)умозаключение 4)мышление 5)сравнение

3. Творческую деятельность от других видов деятельности отличает:

1) сознательный характер 2)использование различных средств 3)новизна результатов 4) возможность планирования

4. Верны ли суждения о деятельности?

А. Познавательная деятельность характерна только для детей и молодежи.

Б. Люди начинают принимать участие в трудовой деятельности по достижении трудоспособного возраста.

1) верно только А 2) верны оба суждения

3) верно только В 4) оба суждения неверны

5.Татьяна читает книгу. Субъектом данной деятельности является

1) Татьяна 2) книга 3) чтение 4) информация

6. Иван решает задачу по математике. Средством данной деятельности является:

1) Иван 2) задача 3) калькулятор 4) математика

7. Что отличает игру от трудовой деятельности?

1) наличие правил 2) получение практического результата 3) развитие способностей субъекта 4) условность совершаемых действий

8.Что отличает общение от других видов деятельности?

1) взаимодействие нескольких субъектов 2) нацеленность на обмен информацией 3) большая продолжительность по времени 4) использование невербальных средств

9. Качества человека, обеспечивающие его успешность в определенной сфере деятельности, - это:

1)потребности 2) способности 3)цели 4)средства

10. Проведение реформ, связанных с расширением государственного влияния на сферу бизнеса, представляет собой деятельность:

1) прогностическую 2) социально-преобразовательную 3) познавательную 4) ценностно-ориентационную

    Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено отдельной буквой. Запишите рядом с буквой цифру, выражающую его характер:

(А) Интерес – это целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребностей. (Б) Одних интересует спорт, других – искусство, третьих – путешествия. (В) К сожалению, немало людей, занятых только решением бытовых проблем. (Г) Очень важно, чтобы родители с самого раннего детства поощряли активность ребенка в реализации его интересов. (Д) Реализация – осуществление, проведение в жизнь какого-либо плана, идеи.

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

    Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Формируясь в деятельности ………..(А) , сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Сам факт осознания своей деятельности изменяет …………..(Б) ее протекания, а тем самым ее течение и характер. Деятельность перестает быть простой совокупностью ответных реакций на ……………..(В) ; закономерности, которым она подчиняется, выходят за пределы одной лишь физиологии.

Поведение человека включает в себя………… (Г) более или менее сознательных действий или поступков. Сознательное действие отличается от реакции иным отношением к …………. (Д). Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т.е. внешняя причина или толчок. Действие – это сознательный акт деятельности. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется ………… (Е).

  1. Общественные отношения

  2. Предметное сознание

  3. Внешние раздражители

  4. Личность

    Социализация

3.Вам предстоит подготовить развернутый план по теме «Деятельность человека» Составьте план, два-три пункта из которого должны быть с подпунктами.

Проверка

    Понятие деятельности

    Структура деятельности

Потребности, интересы, мотивы

Методы и средства

Результат

3) виды деятельности

Общение

Познавательная

4) отличие деятельности человека от активности животных

5) свобода и ответственность в деятельности человека

Издавна труженики делились на мастеров и ремесленников. Настоящих мастеров, тех, кто создавал в своем воображении, а потом воплощал это в конкретном деле, меньше. Тем не менее, необходимы и ремесленники - добросовестные исполнители замыслов других. Думаю, что человеком творческой работы может быть не только ученый-книгочет, исследователь какой-то составной части вопросов, а любой человек, у которого есть искра Божьего дара, талант, способность к мышлению, воображению, фантазии, мечте и ее воплощению.

Такой , по моему мнению, мастер Аким Погребняк. Он не мог согласиться сразу на возведение храма по какому-то образцу (как везде!), он должен был вообразить себе, построить это сооружение в мыслях, «увидеть его», «ощутить» и только тогда приступать к работе. В результате тяжелых душевных мучений пришло к мастеру вдохновение, он увидел «свой» храм - «веселый, солнечный храм из сосновых досок» с медными, а может, и «золотыми звонами».

Стать Мастером , человеком-творцом нелегко. Здесь нужны и талант, и вдохновение, и огромная работа над собой. Не у каждого хватает силы для этого. Но кто все-таки отваживается достичь славы Мастера, тот имеет большое вознаграждение - душевную радость, удовлетворение, гордость и, главное, почет от людей, их признательность. А что может быть лучше в жизни! О сновы духовности человек получил в детстве, сознательно или подсознательно влияют на всю его жизнь. Примером может служить жизнь Тараса Григорьевича Шевченко. Это - человек-легенда. Казалось, в его бедной, подневольной да еще и сиротской жизни не было ничего, что бы помогло вырасти сильным, творческим высокообразованным человеком с поэтическо-романтическим мироощущением. Но все же Шевченко стал таким! Очевидно, что он сумел собрать к своей душе наименьшие проявления любви к себе со стороны родителей, сестер и братьев, доброй соседки Оксаны. Запоминал многочисленные песни, которые слышал от родных и односельчан на праздниках, героические рассказы деда Ивана, даже не всегда понятную дякову науку. Главнейшими составными частями, которые помогли Шевченко стать тем, кем он стал, были в детстве жажда к познанию мира (вспомним его поход к железным столбам, которые подпирают небо!), к обучению, стремлению воссоздать свои чувства в песнях и рисунках и большая «внутренняя воля». Это дало ему возможность уже в раннем возрасте восстать против насилия и изменить хоть как-то свою судьбу «сельского подзаборника».

Крестьяне во времена Шевченко , возможно, не умели красиво говорить, учить своих детей многих вещей, воспитывать по правилам. Но существовала неписаная народная педагогика, богатое устное народное творчество, которые прославляли общечеловеческие ценности: любовь, добро, веру, уважение к старшим, трудолюбие, достоинство. И это были очень сильные факторы, которые, умноженные на талант, дали украинской нации выразителя ее дум, защитника, большого писателя Т. Г. Шевченко. Конечно, гениев не так много, но родители еще с раннего возраста должны заботиться, чтобы заложить в ребенка основы духовности, вырастить его достойным человеком.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Что отличает творческую деятельность от любого другого вида деятельности? . И в закладках появилось готовое сочинение.

Творческая деятельность - это процесс по созданию качественно новых духовных и материальных ценностей с последующей их интерпретацией. Результатом таких действий, как правило, является появление ранее неизвестных направлений искусства, науки или технологий. Итог творчества невозможно вывести из условий начального цикла. В этом его отличие от результатов производственного процесса, которые всегда предсказуемы. Творческая деятельность обладает главным критерием привлекательности - она всегда уникальна.

Возможности

Автор в процессе творческих изысканий может достичь результата, которого он и не предполагал. В этом заключается главное преимущество свободного выражения своих идей художником, литератором или артистом. Творческая деятельность, кроме общеизвестных направлений, может быть реализована в каком-либо особом ключе. Например, музыкант с мировым именем по ряду объективных причин стал чувствовать определенную ограниченность своей концертной деятельности и решил расширить свой потенциал. Используя личный опыт, а также некоторые технические средства, артист создает ранее неизвестный музыкальный инструмент, который совершает переворот в мире музыки. В этом и заключается истинная творческая деятельность. История знает немало подобных примеров.

Прикладное значение

Творческая деятельность человека - это духовно-материальная практика, ориентированная на создание оригинальных, не существовавших ранее культурных ценностей, открытие новых закономерностей, а также методик преобразования мирового пространства. Прикладное значение последней категории трудно переоценить. Это, по сути, познавательно-творческая деятельность, лежащая в основе глубокого практического применения во многих сферах общественной жизни. Результаты ее в большинстве случаев носят глобальный характер.

Новые достижения

Особое место в жизни человека занимает творческая художественная деятельность, когда творец создает ценности в категории изящных изобразительных искусств, литературе, музыке, живописи. Процесс появления новых достижений в сфере высокого искусства различных жанров всегда вызывает бурю положительных эмоций: люди постоянно находятся в ожидании премьерных показов в театре, новинок кинематографа, вернисажей и многих других событий - всего того, чем живет общество. Творческая художественная деятельность мастеров различных жанров нередко объединяет их усилия, и в результате появляется некий синтетический шедевр, который производит настоящий фурор. Великолепные оперные арии могут быть дополнены удачным либретто, замечательное литературное произведение входит в органичное сочетание с неповторимой красоты иллюстрациями.

Многогранность

Творческая деятельность, виды которой бесконечно разнообразны, является благодатной почвой для развития талантов в широких слоях населения. Люди разных возрастов и профессий стремятся реализовать свои способности во всех сферах общественной жизни, и когда это удается, человек получает ни с чем не сравнимое моральное удовлетворение. Особенно радует художественная творческая деятельность, виды которой тоже многочисленны. Это и живопись, и ваяние, и пение, и участие в театральных спектаклях, и чтение стихов, и бальные танцы.

Фактически творческая деятельность человека может отражаться в любой области его жизненных интересов: производственно-технической, научной, политической, художественной. Кроме того, существует целый ряд второстепенных направлений. Творческий процесс может характеризоваться двумя основными течениями:

  • психологией индивидуума, создателя определенных духовных или материальных ценностей;
  • философской составляющей, раскрывающей сущность феномена созидания.

Психология

В разные исторические периоды вопрос о смысле творческого начала ставился неоднозначно. Античная философия увязывала процесс созидания с конкретными результатами, не размещая их в русле вечного бытия. Другими словами, творчество считалось вполне земным делом, без особых созерцательных тонкостей. Однако наряду с практичностью во времена Платона создавались предпосылки к признанию творческих устремлений человека как феноменального явления. Сторонников такого подхода было немало.

Ренессанс

Эпоха Возрождения культивировала понятие феномена творческой деятельности, поскольку в тот период возможности что-то создавать в самых разных сферах были огромны. Философия Ренессанса не предполагала созидания на уровне ремесла или домотворчества. Шедевры Микеланджело или инженерные проекты Леонардо да Винчи нельзя назвать творческим процессом - настолько они грандиозны. Это были мегатворения космической значимости.

Аналитический подход

В современном мире наблюдается тенденция к исследованию феномена творчества, ученые пытаются осмыслить психологию процесса, изучается состояние души художника, инженера или писателя, в то время, когда они заняты созиданием. Нередко результаты подобных анализов ложатся в основу докторских диссертаций, ведь наблюдения ученых - это тоже творческая деятельность. Научный интерес, основанный на психологии, всегда дает непредсказуемые результаты, а это значит, что можно ожидать новых открытий.

Творческая активность, если рассматривать ее через призму философии, трактуется как характеристика личности, сформировавшаяся на основе развития специальных способностей индивидуума. При условии достаточной профессиональной подготовки и высокого уровня мотивации образуются социально-психологические установки, которые ведут творца к конечному результату.

Критерии

Применительно к творческой деятельности как таковой стремление достичь оригинальных решений всегда будет реализовано при условии четко обозначенной цели. В некоторых случаях цель может подменяться каким-либо стимулом - результат будет тот же. Творческая активность личности определяется следующими критериями:

  1. Настрой в соответствии с поставленными задачами: научной, технической, художественной, управленческой, исследовательской. Гармония задания с психологическими установками. Должна присутствовать социальная, общественно-значимая мотивировка.
  2. Способность автора осмыслить принцип конструкции будущей работы. Понадобится также восприимчивость к новому, творческая инициатива, неприятие стереотипов.
  3. Способность определить рамки собственной инициативы в поисках границ задания. Умение рационально выстраивать очередность творческих приемов.
  4. Высокий уровень интеллекта, пространственное мышление и развитое воображение. Способность к системным ассоциациям и обобщению.

Творческий процесс можно условно разделить на несколько частей:

  • "зачаточная" стадия, когда зарождается замысел, часто расплывчатый;
  • появление контуров идеи - просматривается общий рисунок;
  • следующий этап - это возможность выбора решений, формирующих программу действий;
  • выбор методов и оптимальных действий, нацеленных на результат;
  • появление творческого азарта, часто сопровождаемого "озарениями" и эмоциональным подъемом;
  • стадия завершающая, кристаллизация идеи, оценка уровня проделанной работы и эффективности результата;

Однако распределение и тем более планирование действий носит чисто условный характер, поскольку любой творческий процесс - это достаточно спонтанное явление с неуловимой подсознательной логикой, которая может по ходу дела вносить свои коррективы. Тем не менее творчество - это живой процесс, наиболее интересный в первой своей фазе, когда появляется потребность созидания. Как будет она реализована, всецело зависит от профессионализма индивидуума.

Творческая деятельность детей

Ребенок в возрасте 4-6 лет, как правило, стремится к активному образу жизни. Игры, прогулки на природе, общение со сверстниками - все это дает ему возможность применить свою энергию и получить эмоциональную разрядку. Однако творческий потенциал, заложенный в детях, тоже часто требует реализации. В дошкольных учреждениях существуют специальные программы развития. Воспитательницы и методисты в детских садах отводят несколько часов ежедневно для творческой деятельности своих подопечных. Девочки и мальчики превращаются в маленьких художников и скульпторов, инженеров-конструкторов или создателей фантастических трансформеров.

Перспективы на будущее

Творчество в любой форме полезно для развития личности. Ребенок, нарисовавший однажды на листе бумаги "солнечный круг и небо вокруг", может стать в будущем знаменитым художником, а первоклассница, написавшая сочинение на тему "Как я провела лето в деревне" - известной писательницей. Возможности творческой деятельности безграничны!

Материал лекции по теме «Особенности исследовательского метода»

в чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности?

Составитель: , учитель биологии высшей квалификационной категории
МОУ «Гимназия № 7»

В настоящем материале сделана попытка обозначить основные виды творческой деятельности в области естественных и гуманитарных наук и показать основные отличительные признаки собственно – исследовательской деятельности. Различают работы информационно – реферативные, проблемно – реферативные, эксперементальные, натуралистические и описательные, исследовательские.

Информационно реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой - либо проблемы.

Проблемно – реферативные творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных

разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы (хорошая проблема этого жанра, при наличии общепринятой структуры, вполне может считаться исследовательской).

Эксперементальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные творческие работы , направленные на наблюдение и качественное описание какого – либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования.


Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный эксперементальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является неопределённость результата, который могут дать исследования.

Все указанные виды творческих работ могут быть выполнены как на материале естественых, так и на материале гуманитарных наук. В случае гуманитарных наук объектом исследования является, как правило тексты (собранные у информаторов, архивы, первоисточники и т. д.)

Перечисленные виды имеют общие элементы.

Это, прежде всего, компиляция литературных данных. В случае

реферативных работ она является основным содержанием работы, в случае
трех последних видов выступает в качестве литерного обзора данных об исследуемом явлении.

В методическом плане все виды работ структурированы на постановку проблемы (зачем выполняется работа?), собственно материал, выводы (к чему пришли в результате выполнения работы?). Эти требования являются принципиальными с точки зрения обучения учащихся основным приемам творческой работы. При этом каждый из видов обладает своей спецификой, атрибутикой. Напомним, что под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (различных областях науки, техники, искусств) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал (в гуманитарной области это могут быть сведения первоисточников), анализ собственных данных и вытекающие из него выводы. Важно, что при реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которого выполняется работа. Это особенно показательно в гуманитарных областях. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, анализе и произведенных на его основании новых выводов. Суть реферативной работы в подборе материала из первоисточников, наиболее освещающих избранную проблему.

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.


Проектно - исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Учебное исследование и научное исследование . Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования . При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования - опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

Развитие субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» - «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега ». Вторая составляющая - «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.

Современное понимание смысла исследовательской деятельности учащихся. В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Деятельность многих юношеских научно-технических обществ нередко сводилась к реализации в среде старших школьников модели функционирования академических исследовательских коллективов, реализации в упрощенном виде исследовательских задач лабораторий научно-исследовательских институтов. Главной целью этой деятельности являлось подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт , устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) - социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований.

Специфика реализации исследовательских задач в школе. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, связанными с общими принципами проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знаний.

Научный (исследовательский) подход к изучению того или иного явления является одним из способов познания человекам окружающего мира, наряду с религиозным способом, познанием через искусство и др.)

Этот подход имеет четко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют ту или иную работу отнести к области исследовательских.

Что же должно присутствовать в исследовательской работе?

Во-первых, необходимо сформулировать цель исследования. Очень часто, читая текст, трудно понять, - зачем он написан. С этим часто приходится сталкиваться в художественных произведениях, где композиция романа или рассказа является предметом авторского замысла и развязка, объясняющая цель написания текста, наступает только в конце. В исследовательских работах это не так. Композиция и структура исследовательской работы стандартны, от этих стандартов (или правил) нельзя отступать (как, например», в футболе нельзя играть руками). Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений. (Для иллюстрации возьмем гипотетический пример из области наук о Земле - изучение кислотности воды в водных объектах N-го заповедника). Все сказанное ниже, может быть применено и для любой гуманитарной области.

Во-вторых, в исследовании важно выделить гипотезу. Это позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями. В нашем примере гипотезой исследования может быть предположение о зависимости кислотной воды от глубины водоема . Такое предположение определяет и выбор водоемов для отбора проб (мелкие и глубокие).

В-третьих, после этого необходимо поставить задачи исследования. Задачи показывают, что вы собираетесь делать (например, провести отбор определенного количества проб воды из разных объектов и определение их кислотности с помощью индикатора, назовем его условно "лакмусовой бумажкой").

В работе должен присутствовать литературный обзор, то есть краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований па нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не ""изобретаете велосипед ", делаете то, что давно уже сделали до вас. Написание литературного обзора поможет вам более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада. Нужно понимать, что в хорошо выполненной работе го, что входит в текст и звучит на докладе,- лишь "верхушка айсберга ", основная часть которого скрыта под водой и на прямую в работе не присутствует.

Использование в нашем примере правила отбора и определение кислотности являются методикой исследования, ее описание должна присутствовать в работе (в какие банки отбирается вода, с берега или с: лодки, с какой глубины, ночью или днем, сразу или используется "лакмус", каким образом определяется его цвет (на глаз или с помощью цветового" клина), как записывают результаты). Докладчику необходимо отдавать себе отчет в границах применимости методики и ее устойчивости (например, о возможных последствиях использования недостаточно хорошо вымытых банок). Далее представляются собственные данные. Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел (или иных данных), которые представлять не нужно. В тексте числа и конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы. Поэтому обычно рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют самые необходимые. Наиболее выигрышной формой представления является графическая. Всегда ставьте себя на место читателя, которому за время прочтения работа - это минут нужно разобраться и в работе, и в характере представленных результатов, старайтесь максимально облегчить ему восприятие текста. Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, то есть установить и сформулировать, закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленных в них.

Приложение 1
Литература

Исследовательский метод

    «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс - 81415. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.

Приложение 2
Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности

http://schools. *****/labmro - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО

www. issl. ***** - сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. 40 посещений в день.

www. konkurs. ***** - обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. До 50 посещений в день.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие виды творческих работ учащихся выделяют?

2. В чем состоит отличительная особенность исследовательских творческих работ?

3. Каковы общие элементы всех видов творческих работ?

4. Каково значение выдвигаемой гипотезы в исследовании?

5. Чем цель исследования отличается от задач исследования?

6. Какие основные этапы выделяют в научном исследовании?



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными