Долой таблички! Как выучить английские времена. Легкий способ выучить английские времена Пошаговое изучение времен английского языка

Долой таблички! Как выучить английские времена. Легкий способ выучить английские времена Пошаговое изучение времен английского языка

27 декабря 2017 в 07:04

Долой таблички! Как выучить английские времена

  • Блог компании Skyeng ,
  • Читальный зал

Времена в английском языке традиционно считаются одной из самых сложных тем в обучении. Они прочно ассоциируются с зазубриванием длинных малопонятных таблиц и запоминанием неочевидных правил. На самом деле, все не так. Рассказываем, как быстро овладеть временами и их аспектами, чтобы начать говорить по-английски, не спотыкаясь.

First things first

Во-первых, в английском языке три времени : прошлое, настоящее и будущее (некоторые лингвисты даже сокращают их число до двух, не признавая за будущим права считаться отдельным временем). Но у каждого времени есть по четыре аспекта, из-за чего бытует заблуждение про «двенадцать времен».

Во-вторых, из двенадцати аспектно-временных форм наиболее часто (около 80%) используются всего пять – Present Simple, Present Continuous, Past Simple, Present Perfect и Future Simple. На первых порах достаточно запомнить только их, остальные доучатся по мере надобности (и практики).

В-третьих, при изучении этих аспектно-временных форм важно не заучивать таблички, а понять логику их образования, научиться по-английски воспринимать положение событий во времени.

Узнаем аспекты

Итак, на каждое из трех времен в английском приходится по четыре аспекта. Давайте разберемся с ними.

Simple используется в том случае, когда никакие дополнительные уточняющие временные факторы не требуются: надо просто сообщить о каком-то событии, не вдаваясь в детали. Также применяйте его во всех случаях, когда речь идет о чем-то постоянном, а в предложение можно воткнуть слова usually, often, never, always, sometimes, every (hour, Monday, winter, week, year) . Если вы говорите She speaks 3 foreign languages , вы имеете в виду ее постоянную характеристику, а не то, что она вот прямо сейчас говорит на всех трех.

Continuous узнается по вспомогательному глаголу to be и окончанию -ing и употребляется, когда действие находится «в процессе» в тот момент времени, о котором идет речь. Оно подчеркивает, что мы говорим о чем-то, что уже началось, но еще не завершено (не было/не будет завершено). I’m eating bread означает, что я прямо сейчас сижу с набитым ртом; when she called I was eating bread показывает, почему мне было проблематично ответить в момент звонка. Обратите внимание, что Continuous в английском больше акцентирует внимание на незавершенности процесса, чем несовершенные глаголы русского языка: нейтральное предложение «Я учился в университете», став I was studying at University , скажет собеседнику, что вы его не закончили.

Perfect содержит вспомогательный глагол to have и подразумевает завершенность действия – сделал, сыграл, заработал, съел, догнал. Если в предложение можно вставить что-то вроде «уже», «только что» или «наконец-то» - используйте Perfect. Our son has learnt how to read – Наш сын раньше не умел читать, учился, достиг результата и сейчас умеет.

Perfect Continuous (тут есть и to have , и to be с -ing ) вызывает у русскоговорящих учеников больше всего вопросов. Этот аспект описывает события, происходившие, происходящие или собирающиеся произойти в течение какого-то определенного отрезка времени. В чем же отличие Perfect Continuous от просто Continuous? Continuous применяется, когда важно, что событие происходит в описываемый момент, но когда оно началось - не имеет значения. Perfect Continuous - когда этот период времени надо подчеркнуть: «на момент, о котором идет речь, это происходит уже столько-то». I was studying at University when I met my wife – Continuous, потому что я говорю, в какой момент познакомился с супругой, и главное это, а не срок учебы. I have been studying at University for five years – Perfect Continuous: здесь акцент делается именно на сроке обучения. Обратите внимание: мы говорим об обучении, которое еще не закончилось или закончилось только что; если ваш диплом уже год лежит на полке, используйте аспект Simple (I studied at University for five years ), поскольку речь идет о свершившемся факте.

Пять главных времен-аспектов

Present Simple используется, когда мы говорим о регулярном, постоянном, типичном действии, не привязанном к моменту речи:

I live in Paris – Я живу в Париже (я живу в Париже «всегда, постоянно».)

Present Continuous показывает, что действие происходит прямо сейчас, в момент речи/написания (в русском похожая форма есть у глаголов движения - лечу, иду и т.д.):

The doctor is performing an operation now – Доктор сейчас проводит операцию (он делает это в момент речи того, кто сообщает).

The winter is coming – зима приближается не в предсказаниях, а прямо сейчас, надо срочно что-то делать, паника!

Present Perfect используется, когда действие завершилось (есть результат), но время не закончилось, или когда это действие имеет последствия в настоящем времени:

I have seen him today – Я его видела сегодня. (действие уже завершилось, а «сегодня» еще не закончилось; раньше в русском для «сегодня в прошедшем времени» использовалось слово «давеча»).

Be careful – I have washed the floor. – Аккуратней: я вымыл пол, и он – прямо сейчас – скользкий.

Our son has learnt how to read – сын научился и теперь умеет читать.

We have known each other since school – буквально переводится как «мы узнали друг друга в школе и с тех пор знакомы».

Past Simple употребляется для выражения действия, которое произошло в определенное время в прошлом, при этом это время уже закончилось или не имеет значения:

I saw him yesterday. – Я видела его вчера (этот день уже закончился).

Leo Tolstoy learned to read at the age of five – великий писатель сейчас вряд ли читает, и это не имеет значения.

Future Simple встречается все реже, и некоторые наши методисты считают, что ему не место в списке пяти самых востребованных времен. Сейчас его стоит применять для обозначения решения, принятого в момент речи, или ожидаемого события, о котором стало известно только что:

We will take a taxi. – Поедем на такси (показываем решение сделать что-то в будущем, принятое сейчас).

Зазвонил телефон: I’ll take it.

Вы играете в волейбол, летит мяч: I’ll get it!

Вы закончили разговор по телефону и сообщаете присутствующим: He’ll be there.

А куда делось shall?

С формой shall будущего времени произошло нечто интересное. Если ранее она употреблялась для первого лица единственного и множественного числа (I , we ) во всех значениях Future Simple, то теперь ее редко где встретишь. Will ее полностью заменила, упростив жизнь изучающих язык.

Однако есть особое значение, в котором и ныне употребляется только shall – когда вы предлагаете свою помощь кому-нибудь. Причем это обязательно должен быть вопрос, и обязательно от первого лица.

Shall I close the window? You look cold . – Мне закрыть окно? Похоже, что ты замерз.

Пара лайфхаков

  • Пока ситуация с Future Simple устаканивается, а вы еще не очень уверенно себя чувствуете в английском, просто используйте конструкцию с be going to для будущего времени. Если раньше она обозначала некий план, который уже разработан, но еще не начал осуществляться (My car is too old, I’m going to buy a new one ), то сейчас она допустима почти всегда (The solar eclipse is going to happen next August ).
  • Если вы знаете все аспекты, но не можете придумать, какой использовать в конкретном случае – ваш выбор Simple. Все остальные аспекты применяются, когда важно подчеркнуть фактор времени; если вы задаетесь подобным вопросом, значит, этот фактор не имеет значения.

Что дальше?

Пяти представленных выше аспектно-временных форм вполне достаточно, чтобы начать общаться. Но для полноценной английской речи, конечно, нужно знать и все остальные. Собственно, вы сами почувствуете потребность в них, когда освоите нашу «базовую пятерку». Что делать?

Если вам надо выучить все времена прямо сейчас (например, грядет экзамен) – нет ничего лучше индивидуальных занятий, нацеленных именно на изучение времен. Соберитесь с силами, и вперед.

Если вы просто хотите хорошо знать английский язык – практикуйтесь! Общайтесь, читайте, смотрите кино без перевода. Если вы выучили пять базовых форм и понимаете логику построения времен, все остальные формы не будут представлять сложности. Вы сами не заметите, как начнете их использовать – даже не зная, как они правильно именуются в учебнике. Главное – научиться думать по-английски, интуитивно чувствовать английское время.

Времена английского языка - одна из наиболее сложных тем для русскоговорящего человека. В первую очередь, это связано с тем, что учащийся часто просто не понимает их значения и смысла. Традиционно специалисты выделяют 12 времен, в то время как в родном языке их 3. Для того чтобы наконец-то освоить данный материал, вам необходимо структурировать знания по этой теме. Статья будет полезна людям, которые уже знакомы с теорией, но никак не могут приступить к практике.

С чего начать?

Все английские времена делятся на три большие группы:

  • Настоящее (Present).
  • Будущее (Future).
  • Прошедшее (Past).

Как видите, на данном этапе английский язык не отличается от русского.

Далее в каждой из представленных групп выделяют разные категории времен: Simple (простое), Continuous (продолженное), Perfect (Совершенное) и Perfect Continuous (совершенное продолженное). Зачем необходимо такое большое количество времен? Это значительно облегчает понимание собеседника в процессе общения. Каждое из этих времен имеет свое значение. Разобравшись в данном вопросе, вы больше никогда не станете совершать ошибок в процессе употребления английских предложений.

Времена категории Simple

Present Simple

Это простое настоящее время. Оно употребляется для обозначения последовательности различных действий или общего факта:

She gets up, washes her face and has breakfast.
Она просыпается, умывается и завтракает.

My name is Jane, I’m from London.
Меня зовут Джейн. Я из Лондона.

Также Present Simple применяется для выражения научно доказанных фактов и регулярно повторяющихся событий:

I always help my mother.
Я всегда помогаю своей маме.

Ice melts at 0 degrees.
Лед тает при температуре 0 градусов.

Past Simple

Выражает обычный факт или действие в прошедшем времени:

Yesterday I played football.
Вчера я играл в футбол.

Также как и Present Simple, может обозначать регулярное действие, но уже в прошлом:

This house was built 20 years ago.
Дом был построен 20 лет назад.

Употребляя простое прошедшее время - Past Simple , мы заинтересованы в передаче самого факта.

Future Simple

И в этом случае общее значение времени не меняется.

Future Simple может применяться либо для регулярных действий в будущем:

I will visit you very often.
Я буду очень часто тебя навещать.

Либо для передачи простого факта в будущем:

She will move to her mother next year.
В следующем году она переедет к своей маме.

Краткий вывод:
Английские времена группы Simple являются наиболее употребимыми. Они используются для обмена информацией. Внимание не заостряется ни на продолжительности, ни на завершенности действий.

Времена категории Continuous

Здесь необходимо запомнить главное значение всей группы - процесс.

Present Continuous - это какой-либо процесс, который происходит в настоящем времени. Действие могло начаться в недалеком прошлом и может окончиться в пределах определенного промежутка времени:

She is sleeping now.
Сейчас она спит.

It’s raining at the moment.
В данный момент идет дождь.

Еще один вариант употребления - выражение недовольства, раздражения:

You are always playing computer games!
Вечно ты играешь в компьютерные игры!

То же самое касается и времени Past Continuous . Оно выражает определенный процесс в конкретный момент прошлого:

She was sleeping at 10 p.m. yesterday.
Вчера в 10 вечера она спала.

Future Continuous также выражает процесс в определенный момент в будущем:

Tomorrow at 9 a.m. I will be helping my best friend.
Завтра в 9 утра я буду помогать лучшему другу.

Краткий вывод:
Английские времена группы Continuous используются для демонстрации фрагмента продолжительного времени. Это время практически всегда используется с такими словами, как now (сейчас), а также at the moment (в текущий момент).

Времена категории Perfect

C этим временем у людей возникает немало путаницы. Ключевое значение этой группы - результат. В процессе употребления этого времени мы заинтересованы именно в конечном итоге какого-то действия или события.

Present Perfect

Это результат, который удалось получить к настоящему моменту:

I have already done my homework and I can go for a walk.
Я уже сделал домашнее задание и могу пойти погулять.

Выходит, что само действие (приготовление уроков) уже не выполняется, оно полностью завершено. Но в текущий момент мы можем видеть результат действия: возможность отправиться на прогулку.

Глаголы в Present Perfect , как правило, переводятся на русский в прошедшем времени. Однако, действие в этом времени воспринимается в настоящем, так как привязано к текущему моменту результатом.

Past Perfect

Применяется для обозначения результата к конкретному моменту прошлого:

He had done the task by 11 p.m.
К 11 вечера он выполнил задание.

Также Past Perfect может использоваться для обозначения последовательности действий в прошлом и, соответственно, согласования времен:

James said that he had noticed his old friend.
Джеймс сказал, что он заметил старого друга.

Таким образом, сначала Джеймс заметил старого друга, а затем уже рассказал об этом. Наоборот случиться не могло никак.

Future Perfect

Данное время необходимо для передачи будущего результата:

I will have cleaned my room by 5 p.m.
Я уберу в комнате к 5 часам вечера.

В 5 часов действие уже не будет выполняться, но от него останется результат - чистая комната.

Таким образом, время Future Perfect употребляется для выражения действия, которое начнется и закончится до определенного момента в будущем с определенным результатом.

Краткий вывод:
Perfect - совершенное время, которое в обязательном порядке предполагает определенный результат, который также может быть негативным.

Времена категории Perfect Continuous

Present Perfect Continuous

She has been sleeping for 2 hours already.
Она спит уже 2 часа.

То есть, действие началось в прошлом и продолжается на данный момент.

Past Perfect Continuous

Это процесс, который начался когда-то давно и продолжался до конкретного момента времени в прошлом.

She had been sleeping for 3 hours when I came back.
В момент, когда я вернулся, она проспала уже 3 часа.

Возвращение - тот самый момент прошлого, до которого совершался процесс (сон).

Future Perfect Continuous

Это процесс, который продолжается конкретное количество времени к определенному моменту в будущем.

She will have been sleeping for 4 hours when you come back.
К тому времени, когда ты вернешься, она проспит 4 часа.

Краткий вывод:
Достаточно громоздкую конструкцию данного времени может «облегчить» употребление времени Perfect. Правда, этот совет уместен в том случае, если вы не готовитесь к какому-то важному экзамену: на тестах любят проверять знание всех времен.

1. Твердо решив усвоить времена английского языка, в первую очередь самостоятельно составьте для себя таблицу с теорией и некоторыми примерами употребления времен. Подобные таблицы можно легко найти в Интернете. В процессе написания вы неизбежно запомните некоторую информацию.

2. Не пытайтесь делать упор именно на теоретическом материале. Старайтесь сразу же переводить примеры и разбираться в их значении. Прекрасно, если у вас будет возможность проконсультироваться со специалистом, который разъяснит непонятные моменты.

3. Не стоит стараться выучить все и сразу. Распределите материал по темам. К примеру, неделю вы посвятите ознакомлению со временами группы Simple, неделю - Continuous и так далее. Спешить однозначно не стоит: вас ожидает немало подводных камней, тонкостей употребления и даже исключений.

4. Постоянно практикуйтесь. Как говорят опытные люди и квалифицированные педагоги, лучший способ выучить времена английского языка - это постоянная отработка на практике. Чем больше упражнений вы сделаете, тем быстрее вам удастся достичь положительного результата. Особенно хорошо, если вы решите заняться переводами с русского на английский: и времена подтяните, и заодно расширите собственный словарный запас.

5. Есть возможность пообщаться с иностранцем, который хорошо знает английский язык? Обязательно используйте этот шанс. Не стоит недооценивать преимущества виртуального общения.

6. Используйте любые современные возможности для улучшения собственных знаний. Например, на GooglePlay можно отыскать много полезных приложений для изучения времен английского языка.

Какие пособия использовать для изучения времен?

1. В первую очередь, вам нужна достойная книга с теоретическим материалом. Стоит уделить внимание пособию Round-Up от Virginia Evans. Это современное красочное издание. Книги представлены в разных вариантах сложности: от 1 до 7. Содержит достаточно много материала по грамматике.

2. Таблица английских времен и таблица неправильных глаголов . Незаменимые материалы для успешного изучения языка. Первое время обязательно держите эти пособия перед глазами во время занятий. Со временем вы будете заглядывать в такую «шпаргалку» все реже. Также стоит найти в Интернете различные упражнения по интересующей теме. В свободном доступе их достаточно.

3. Грамматика Голицинского. Это русскоязычное издание позиционируется как пособие для школьников, однако в нем имеются не самые простые задачи. Используя этот сборник заданий, вам придется немало поработать, ведь в книге есть довольно много переводных упражнений. Если вы решили заниматься самостоятельно, обязательно купите или скачайте правильные ключи к учебнику. Допущенные ошибки стоит выделять маркером и тщательно прорабатывать. В процессе занятий самостоятельно попытайтесь сформулировать причину употребления того или иного времени.

4. Учебники для подготовки к различным международным тестированиям: TOEFL, IELTS и так далее. Эти экзамены отличаются довольно высокими требованиями к уровню знаний всех аспектов грамматики, поэтому уже спустя несколько недель вы заметите положительный эффект. Кроме того, вам предстоит выполнить письменные задания: написать сочинение либо эссе. Будет великолепно, если вы сможете найти квалифицированного человека, который сможет проверить работу.

Таким образом, освоить времена английского языка вполне реально. Для этого вам необходимо просто разобраться в их правильном значении, после чего можно сразу же приступать к отработке на практике. Главное - не отчаиваться при возникновении каких-либо сложностей, которые обязательно встретятся вам на пути. Приложите усилия - и все обязательно получится!

В английском языке существует 4 времени:

Простое.
Длительное.
Завершенное.
Длительное-завершенное.
Каждое из времен делится на:

Настоящее
Прошлое
Будущее
Всё просто, по той же системе и в русском языке делятся времена. Сейчас я вам кратко опишу каждое из времен и его отличительные свойства и как просто и быстро отличить его от других.

1)Простое.

Это самое легкое время. Самое простое.

Значение - Констатация факта. Обозначает регулярное, обычное, закономерное действие. Факты, истины. В данном времени НЕ определен точный момент времени.

Вообще если просто сказать - показывает обычное действие, кто-то что-то сделал, кто-то что-то знает и т.д. ну или просто факт. Так же действие, которое например человек делает каждое утро, или каждый день, или что делал человек вчера.
Если в предложении имеются слова - everyday, usually, never, at first, then, after, in the morning, in the evening , tomorrow, next week, next month, often, soon- то, скорее всего это именно простое время. Отличить можно по наличию в предложении по вспомогательным глаголам в отрицательных и вопросительных предложениях: do, does, did, didn"t, don"t, will, shall, will not, shall not. Помните - регулярность, факт, обычное действие.

Настоящее - человек делает это сейчас, или он делает это каждый день (говорит каждый день, или читает книгу, пишет письмо и т.д.)
прошлое - действие, которое было или происходило в прошлом. Ну, или факт из прошлого (писал письмо вчера, работал каждый день, работал с 90 по 95 год, ходил по магазинам вечером)
будущее - действие или ряд действиq, которые случаться в будущем, предсказания, прогнозы (буду работать завтра, напишу письмо, буду учить ин.яз. каждый день, сделаю реферат скоро)
2)Длительное.

Процесс - это главный смысл времени. Показывает, что действие делается, делалось или будет делаться определенное время. Делал, но не сделал. Если в предложении имеются слова - now, at the moment, at, when, while, at 20 o"clock, tomorrow - то, скорее всего это именно длительное время. Отличить можно по ing-овому окончанию глаголов. Вспомогательных глаголов - was, were, was not, were not, am, will be, shall be. Помните - показывает что было потрачено время на действие

Настоящее - действие, которое человек делает именно сейчас, он это реально делает и тратит свое время и именно это в предложении показано (Работает сейчас, пишем письмо в данный момент, иду домой сейчас)
прошлое - действие, которое происходило в какой то определенный момент в прошлом, или которое делалось в тот момент, когда произошло другое действие. (Я писал письмо в 7 вечера; он писал письмо, когда я вошел в комнату, он спал 4 часа)
будущее - действие, которое будет происходить в определенный момент в будущем (я буду писать письмо в 7 вечера, я буду копать землю завтра с 7 до 9 утра)
3)Завершенное.

Результат - это главный смысл времени. Показывает, что действие свершилось, есть результат! Если в предложении имеются слова - twice, lately, recently, several times, yet, already, never, just, ever - то это скорее всего именно завершенное время. Отличить можно по вспомогательным глаголам - had, has, have, shall have, will have.

Помните - тут есть результат, действие тут завершилось или завершиться, и это по любому.

Настоящее - действие, которое совершилось в прошлом, но имеет самую прямую связь с настоящим. Пример: он уже написал письмо. Поясняю: он делал это в прошлом, но результат относиться именно к настоящему. Пример: я только что потерял ключ. Поясняю: то, что он потерял - это было в прошлом, но он об этом говорит сейчас.
прошлое - действие, которое завершилось до определенного момента времени в прошлом (я написал письмо к 7 часам).
будущее - действие, которое завершиться к какому-то определенному моменту в будущем (я напишу письмо к 7 часам).
4)завершенное - длительное.

Тут я посоветую самостоятельное изучение. Данное время не употребляется в разговорной речи, да и к изучению данного времени придти лучше после изучения выше написанных времен. Не забивайте голову, отработайте предыдущие времена!

Итак, подведем итог:

Простое время - констатация факта.
Длительное время - процесс.
Завершенное - результат.

Каждый, кто изучал английский язык как иностранный, и уж тем более тот, кто выбрал себе профессию преподавание английского языка в школе, лицее, гимназии или вузе, знает, что самую большую сложность для говорящих на русском языке представляют "времена" английского глагола. Действительно, если любой говорящий на русском языке как родном знает, что времен - три, то какое недоумение должны вызывать английские грамматики, в которых утверждается, что в этом языке не три и не пять времен, а двенадцать. Однако зафиксированное в грамматиках как факт наличие двенадцати времен очень редко у кого вызывает недоуменный вопрос: а какие же еще есть в английском языке времена, помимо настоящего, прошедшего и будущего? Попробуйте-ка на него ответить! Не получается? Можете не тратить времени зря. Потому что, кроме названных трех, других времен нет и быть не может. Ни в одном языке мира (а их насчитывается несколько тысяч) количество глагольных времен, выраженных специальными грамматическими формами, не превышает "магического" числа "три". Меньше трех может быть. Есть языки только с двумя формами времен (например, "прошедшее""непрошедшее"), есть языки вообще без глагольных времен, но нет языков, где этих времен было бы больше трех.

Название любого из двенадцати английских времен начинается с одного из трех слов: Present, Past, Future. Есть четыре вида настоящего, четыре вида прошедшего и четыре вида будущего, которые известны как Simple, Progressive, Perfect и Perfect Progressive. В русском языке аналогичная картина, только форм меньше: одно настоящее (иду), два прошедших (шел/пришел) и два будущих (буду идти/приду). Строго говоря, если согласиться с тем, что в английском языке 12 времен, то следует говорить как минимум о пяти временах в русском (на самом деле их и того больше). Но мы почему-то этого не делаем. Почему? Да потому, что мы прекрасно понимаем, что и шел, и пришел - формы прошедшего времени. Точно так же, как говорящий на английском языке понимает, что I work, I am working, I have worked и I have been working - все формы настоящего времени.

Сложности, с которыми сталкиваются изучающие английский язык при овладении грамматическими формами глагола (не только с грамматической категорией времен, но и пассивным залогом), вызваны тем, что в учебной литературе нет четкого теоретического осмысления значений и функций глагольных форм, которое позволяло бы простым образом объяснить, в чем состоит их предназначение. Другими словами, нужно хорошо понимать, зачем вообще в языке нужны такие категории, как время, вид, залог, чтобы доходчиво и просто объяснить принципы функционирования соответствующих форм. Такое понимание дает когнитивный подход к языку как к системе представления знаний.

В соответствии с этим подходом любая грамматическая категория служит для выражения и сохранения в языке определенного знания. По сравнению с лексиконом грамматика - более абстрактная система, поэтому представленные в ней знания являются универсальными в том смысле, что они важны для нормального функционирования общества: неважно, на каком языке общаются между собой члены общества. Это значит, что грамматические категории, имеющие в разных языках различное выражение, содержательно мало чем отличаются друг от друга. Именно поэтому возможен перевод с одного языка (например, русского) на другой (например, английский).

Для чего же нужны категории времени и вида? С помощью категории времени человек делит весь окружающий его мир на три сферы опыта: 1) опыт, непосредственно входящий в сферу воспринимаемой чувствами и осознаваемой действительности, или настоящее (present от лат. praesens - mo, что перед чувствами); 2) опыт, сохраняющийся как память о том, что прошло мимо наших чувств, или прошлое (past); 3) опыт, который предсказывается на основании имеющихся знаний, или будущее (future). Здесь очень важно усвоить, что в отличие от английского языка в русском нет однозначного соответствия между этими понятиями и так называемыми формами глагола. Рассмотрим как пример следующую ситуацию.

Папа некоторое время назад уехал в командировку. Вова в своей комнате учит уроки, мама на кухне готовит ужин. Раздается звонок в дверь. Мальчик открывает дверь и при виде отца радостно сообщает: "Мама, папа приехал!"

В любой школьной (и не только школьной) грамматике будет обозначено, что приехал (в данном случае) - форма прошедшего времени совершенного вида обозначает действие, имевшее место в прошлом и завершившееся к моменту речи. Это традиционный подход, к которому все говорящие на русском языке привыкли (тем более, что это знание, которым никто из нас никогда на практике не пользуется: ведь мы все усвоили родной язык, включая грамматику, в младенческом возрасте, когда еще и понятия не имели ни о времени, ни о виде, ни о других тонкостях грамматической науки). Но при изучении английского как иностранного такой подход нас более не устраивает, так как не позволяет соотнести то, что мы знаем о родном языке, с тем, что находим в иностранном. Когнитивный же подход ориентирует на то, чтобы ответить на вопрос: "А что именно сообщает мальчик маме?" В этом случае его восклицание интерпретируется так: "Я вижу папу. Начиная с некоторого момента в прошлом, я его не видел, т.е. его дома не было, так как он уехал в командировку. Теперь папа снова здесь, значит, приехал (логический вывод, основанный на фоновых знаниях мальчика)". Другими словами, смысл восклицания мальчика таков: "Папа снова дома (я его снова вижу)". Но ведь это настоящее время. И в английском языке, где соответствие между временными понятиями и временными формами глагола гораздо более последовательное, чем в русском, будет конечно же, употреблена форма настоящего времени. Другой вопрос, какая из четырех возможных: Simple, Progressive, Perfect или Perfect Progressive? И здесь на помощь приходит правильное (т.е. когнитивное) понимание категории вида.

С помощью категории вида человек разграничивает знания по их источнику: мы знаем о чем-то, потому что видели (слышали, ощущали и т.п.) это сами, и мы знаем о чем-то, потому что это знание было передано нам в готовом виде (кто-то сказал, прочитали об этом, узнали в школе и т.п. - возможности здесь самые разнообразные). Это различие очень важно, и в повседневной деятельности мы все время учитываем его на подсознательном уровне. Всем нам хорошо известна пословица "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Смысл ее в том, что увиденное воочию, как правило, не подвергается сомнению, тогда как знание, полученное из чужих рук, не всегда обязательно достоверно. В этой связи посмотрите, что получится, если в приведенной выше ситуации мальчик вместо совершенного вида глагола употребит несовершенный: "Мама, папа приезжал!". Хотя формально это высказывание грамматически правильное, в нашей ситуации оно не может быть употреблено, потому что так не говорят. А не говорят так, потому что приезжал не содержит в себе указания на то, что в момент высказывания мальчик видит папу, тогда как форма приехал такое указание содержит.

Отличие русского языка от английского состоит в том, что в русском подобного рода смысловые различия очень часто передаются не специальными формами глагола, а контекстом. Сравните следующие примеры: Иван курит, несмотря на предостережения врачей; Смотри, Иван снова курит, несмотря на предостережения врачей. В первом случае речь идет о том, что мы знаем об Иване, при этом вовсе не обязательно, чтобы Иван находился у нас перед глазами; он вообще может быть в другом городе, даже в другой стране. Во втором случае речь идет о том, что мы непосредственно наблюдаем: на это прямо указывает глагол смотри. В английском же языке все гораздо проще, потому что там эти смысловые различия передаются специальными (видовыми) формами глагола: Simple и Progressive, соответственно. Отметим, что термин вид происходит от глагола видеть (который этимологически связан с лат. videre - видеть и греческим eidos - то, что видимо).

Но мы пока говорили о двух типах знания, которым соответствуют два вида: одно знание имеет определенный источник информации (например, мальчик в приводившемся примере), а другой неопределенный источник (например, говоря Иван курит, я не даю понять, откуда мне об этом известно). А форм английского глагола - четыре. Почему так много?

Да потому, что ситуации, когда мы говорим о том, что непосредственно наблюдаем, могут существенно различаться, в зависимости от того, что именно мы видим (слышим и т.п.). Когда я говорю: Смотри, Иван снова курит, я имею возможность наблюдать сам процесс курения (он держит в руке сигарету, подносит ее ко рту, втягивает дым и затем выпускает его - действие, вообще-то говоря, бессмысленное и вредное). Но если мама, встречая Ивана, чувствует исходящий от его одежды запах табачного дыма и спрашивает: Ты опять курил?, она задает вопрос, основываясь на том, что воспринимает в момент речи (в данном случае органами обоняния), и это, конечно же, настоящее время. Но самого действия курения она не наблюдает, ее восприятию доступны лишь определенные признаки, говорящие о том, что Иван курил. Для выражения этого когнитивного смысла в английском языке существует своя, специальная форма глагола - Perfect. Эта форма употребляется тогда, когда мы сравниваем то, что видим, с тем, что было до этого (например, утром от Ивана не пахло, а теперь пахнет табаком - значит, курил). Наконец, возможны случаи, когда мы говорим о непосредственно наблюдаемом действии и при этом одновременно сравниваем то, что мы видим, с тем, что видели в какой-то момент (или в какие-то моменты) до этого. Например, я вижу, что Иван сейчас курит, но я также видел его курящим и до этого, в течение всего дня. В таком случае происходит объединение двух форм, выражающих разные когнитивные смыслы, и мы получаем очень не любимую многими учащимися форму Perfect Progressive, хотя на самом деле это не просто, а очень просто.

Приведенные (естественно, в очень кратком виде) объяснения когнитивного содержания английских глагольных форм можно суммировать в виде очень простого алгоритма, который позволяет практически безошибочно выбрать правильную форму глагола.

Алгоритм выбора видо-временной глагольной формы:

  • Реши для себя, к какому времени относится то, что ты собираешься сказать (Present, Past, Future).
  • Реши для себя, о чем ты собираешься сказать: о том, что видишь (видел, увидишь), или о том, что знаешь (знал, будешь знать).
    • Если о том, что видишь, спроси себя: "Что именно я вижу?"
      • Вижу само действие → Употреби форму Progressive
      • Вижу признаки (следы) действия → Употреби форму Perfect
      • Вижу само действие и сравниваю то, что вижу сейчас, с тем, что видел до этого -> Употреби форму Perfect Progressive
    • Если о том, что знаешь (неважно откуда) → употреби форму Simple

Этот алгоритм как составная часть методики обучения грамматическим формам английского глагола описан в учебном пособии "Английский глагол. Новая грамматика для всех" (Кравченко А. В. (ред.), Иркутск, 1999).

Более того, когнитивный подход к английским временам позволяет наглядно увидеть, что никаких так называемых исключений в отношении употребления глаголов различных групп в тех или иных грамматических формах не существует. Так, любой глагол (например, see, know, remember, like и т.п.) может быть употреблен в форме Progressive, просто нужно знать, когда это можно и нужно сделать, а когда - нельзя. Становится понятным простой принцип, определяющий выбор в речи пассивного или активного залога; тем более что этот принцип точно такой же, как и в русском языке.

Короче говоря, оказывается, что ничего сложного и непостижимого в системе грамматических форм английского глагола нет. Как показывает практика, думающий человек (неважно, школьник, студент или взрослый) усваивает значение и функции английских времен за короткий срок. Остальное - дело техники, тренировки обучающихся в употреблении самих форм и автоматизации алгоритма выбора.

А. В. Кравченко, Иркутск

Примерно в таком соотношении используются в устной речи видовременные формы глагола

Времена английского глагола – одна из самых устрашающих тем в грамматике. На первый взгляд таблица в 20 (или 24, смотря как считать) ячеек с непонятными словами, схемами, примерами выглядит жутковато. Плюс к этому есть еще под три сотни , которые подчиняются своим собственным правилам.

И по какой-то странной причине все, кто уже знает язык, говорят, что ничего сложного во временах глагола нет! Может быть, эта причина в том, что в них действительно нет ничего сложного?

Я тоже считаю, что времена в английском языке – не такая страшная тема, как кажется. Эти несколько подробных советов помогут с ними справиться!

1. Не пренебрегайте учебниками

Иногда встречается мнение, что учебники – это скучный и устаревший, отживший свое инструмент изучения языка. Сейчас действительно много полезных обучающих программ, сервисов, но учебники нисколько не потеряли актуальности.

Учебник – это очень удобный инструмент, в нем есть нужная теория, примеры, упражнения. Все расположено в тщательно продуманном порядке и умещается под одной обложкой. Времена английских глаголов, да и вообще грамматический материал, достаточно подробно разобраны в общих самоучителях, например , но есть и книги, специализирующиеся именно на глаголах. Например, “Повторяем времена английского глагола” Т. Клементьевой. Эта тонкая книжка содержит всю необходимую информацию, подробные объяснения и много упражнений.

Конечно, не стоит ограничивать изучение языка только учебником, ведь он не может дать, например, разговорную практику, но и отказываться от него не нужно, особенно на первых порах. Это удобный путеводитель, карта, которая поможет не заблудиться в языковом путешествии.

Если для вас лучше один раз увидеть, посмотрите видеоуроки – их очень много и они все бесплатные. Ютюб переполнен учителями и просто энтузиастами, снимающими образовательное видео. К сожалению, многие ролики сняты “на коленке” и не радуют хорошим качеством.

Рекомендую посмотреть видеуроки на Puzzle English – они профессионально сняты, в них хорошо дается теория и приводятся интересные примеры. К тому же, посмотрев урок, вы сможете пройти упражнения и задать вопрос, если что-то непонятно.

3. Не бойтесь количества времен глагола в английском

Мы привыкли, что в русском языке всего три времени глагола: настоящее, прошедшее и будущее. В английском языке времен каким-то немыслимым образом аж 20 штук. Как это вообще возможно? На самом деле 20 штук не времен, а, если быть точнее, видовременных форм, которые для простоты называют временами. Нужно различать время глагола и вид .

Сколько времен глагола в английском? Времени всего три, как и в русском:

  • Present (настоящее),
  • Past (прошедшее),
  • Future (будущее).

Однако каждое из времен может быть четырех видов. Вид – это такой смысловой модификатор времени, который уточняет, как именно происходит действие. В русском языке есть всего два вида – совершенный и несовершенный , да и то только у глаголов в прошедшем времени.

Мы думали о прекрасном (несовершенный вид).

Мы подумали о прекрасном (совершенный вид).

В английском языке видов четыре, причем во всех временах.

  • Simple (Indefinite) – действие вообще, регулярное действие.
  • Continuous (Progressive) – длительное действие, происходящее в определенный момент.
  • Perfect – завершенное действие (как наш совершеный вид).
  • Perfect Continuous – среднее между длительным и завершенным действием. На практике используется очень редко, особенно в разговорной речи.

Нетрудно посчитать, что три времени по четыре вида – это уже 12 возможных комбинаций. Эти комбинации называются “видовременные формы”, а для краткости – просто времена английского глагола. Когда говорят, что в английском 20 времен, имеют ввиду видовременные формы.

Итак, в английском мы насчитали 12 форм, откуда еще 8?

Запомнить их очень просто, никаких трудных правил нет, вот только глагол to be может вызвать некоторые трудности. Чтобы помочь с ними справиться, я написал отдельные рекомендации и составил карточки для запоминания:

5. Времена Simple – самые нужные

Итак, вы уже поняли, что времена в английском языке не так уж страшны. Что дальше? Дальше – просто, нужно внимательно изучить каждую форму и запомнить ее образование. В первую очередь нужно знать всего ТРИ самые используемые формы:

  • – настоящее простое,
  • – прошедшее простое,
  • – будущее простое.

Примечание: в некоторых учебниках вместо термина Simple используется Indefinite (неопределенное) – это одно и то же.

Образуются они очень просто. Во временах Simple только глаголы в прошедшем времени присоединяют окончание -ed (не считая неправильных глаголов) и есть одна форма (1-ое лицо, ед. число) с окончанием -s . Это пустяк по сравнению с разветвленными системами окончаний в испанском, французском, русском, да и многих других языках.

Подробно эти схемы расписаны в . Так как вы уже знаете глагол , вы сможете запомнить эти формы не только в утвердительной форме, но и в вопросительной и отрицательной.

Собственно говоря, на этом можно закончить изучение времен. Если ваша цель – общение на уровне “выживания за границей”, если вы хорошо владеете жестами, мимикой, не боитесь ошибаться, то даже этих трех времен будет достаточно для общения.

Но если такой минимальный уровень вас не устраивает, я рекомендую последовательно изучить все времена, а потом уже практика покажет, что нужно, а что не нужно. Я составил удобную таблицу, в которой представлены все .

6. Тренируйтесь строить фразы, развивайте навыки

Изучение языка – вопрос, скорее, не получения знаний, а развития навыков. Частая ошибка – пытаться “выучить” язык, запомнить его как бы на потом. Мол, я сначала язык выучу, а потом буду на нем говорить. Язык нужно не столько учить, сколько тренироваться в его владении, развивать навыки. Как в спорте. И как в спорте, для этого нужно упражняться. Вот как можно разобрать одну видовременную форму:

1. Изучите правило

Обычно оно умещается в одну фразу, например: “Для построения прошедшего простого времени добавьте к начальной форме глагола окончание -ed”. Только не забывайте, что ваша задача – уметь строить фразу, а не знать назубок правило.

2. Разберите примеры

В любом учебнике после правила идут примеры, например:

I wanted – Я хотел.

She helped – Она помогла.

3. Выполните упражнения, чтобы запомнить схему

В учебниках обычно предлагают составить фразы с пройденной формой, перевести предложения, поставить слово в нужной форме и так далее. Например:

Поставьте слово в нужную форму:

She (to invite) me to the party yesterday.

С помощью упражнений вы закрепите знание правила, выработав начальный навык построения нужной фразы. Но многие страдают тем, что вроде как знают все правила, могут запросто прорешать упражнения из учебников, а говорить и понимать на слух – не могут.

Чтобы говорить и понимать на слух, нужно тренироваться именно говорить и понимать на слух. Грамматика и лексика – это только часть изучения языка, знания слов и грамматики нужно помножить на практику в , вот тогда вы действительно будете владеть языком, а не просто знать его.

7. Учите времена английского глагола в утвердительной, вопросительной и отрицательной формах

Вариант 2. Учим времена глагола с помощью карточек

Возьмите картонные карточки и напишите с одной стороны английскую фразу, с другой – перевод (можно воспользоваться и электронными карточками )

Вот как можно заниматься по карточкам:

1. Начните с голой схемы без лишних слов

Сначала возьмите карточки с полной таблицей спряжения без лишних слов – только и . В в статьях о временах глагола есть уже готовые карточки, например вот этот набор.

I noticed - Я заметил.

You noticed - Ты заметил.

She noticed - Она заметила.

He noticed - Он заметил.

They noticed - Они заметили.

We noticed - Мы заметили.

I did not notice - Я не заметил.

You did not notice - Вы не заметили.

She did not notice - Она не заметила.

We did not notice - Мы не заметили.

They did not notice - Они не заметили.

Did I notice? - Я заметил?

Did you notice? - Ты заметил?

Did he notice? - Он заметил?

Did we notice? - Мы заметили?

Did they notice? - Они заметили?

2. Расширьте голую схему до коротких фраз

В жизни мы редко говорим двумя словами вроде “Я пригласил” или “Я заметил”. Расширьте схему до более подробных, но коротких фраз, причем подберите разных контекст для каждого отдельного лица и числа, чтобы сделать задачу посложнее (тяжело в учении – легко в бою). Например:

  • I noticed your new dress.
  • I didn’t notice this noise.
  • Did you notice something?

Будет здорово, если вы сделаете яркие, живые фразы . Можно добавить имена знакомых, немножко юмора (смешное хорошо запоминается). Даже если фразы будут полным абсурдом, ничего страшного, вам ведь нужно просто потренироваться!

3. Потренируйтесь строить фразы на лету

Напишите десять-пятнадцать глаголов, которые вы хорошо знаете и, глядя на них, говорите вслух придуманные на ходу фразы с этими глаголами. Фразы лучше всего строить от первого лица, ведь мы чаще всего говорим именно от первого лица. Можете разнообразить упражнение, вставляя фразы в других лицах и числах, добавляя утверждения и отрицания. Зная одни только времена Simple можно очень много чего рассказать.

Вам может показаться, что такая детальная и тщательная проработка одной видовременной формы ни к чему. Действительно, запомнить форму можно и без этого, но с помощью таких упражнений вы не только лучше запомните построение фраз, но и лучше проработаете речевой навык.

8. Тщательно проработайте 7 основных видовременных форм

Если взять таблицу времен глаголов в действительном залоге, мы увидим 12 форм. Однако чаще всего используется 7 из них, в таблице они выделены оранжевым. Их нужно проработать особенно хорошо.

Simple Continuous Perfect Perfect Contonuous
Present
Past
Future

Другие формы тоже знать нужно, просто не пытайтесь выучить их на таком уровне, чтобы безошибочно выдавать спряжение Future Perfect, когда вас разбудят среди ночи. Это не приоритетная задача. Усилия и время стоит распределять разумно. Особенно не стоит углубляться во времена Perfect Continuous. Знать их на уровне понимания нужно (пригодится при чтении), но вот вырабатывать уверенный речевой навык… уж очень редко они встречаются в речи.



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными