Коэволюция человека и природы кратко. Контрольная работа идея коэволюции природы и общества

Коэволюция человека и природы кратко. Контрольная работа идея коэволюции природы и общества

В предельно широком философском смысле природа - это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория «природа» соразмерна с понятиями «материя», «реаль­ность», «Космос». Под природой в узком смысле этого слова понимается естествен­ная среда обитания человек а, выступающая в качестве объекта изучения конкретных наук, что не исключает философского размышления о природе и отношении к ней человека.

Умозрительное философское истолкование природы как целостности носит название натурфилософии (от лат. natuга - природа). Место натурфилософии в системе философского зна­ния и ее отношения с развивающимся естествознанием исторически менялись. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древ­ности, когда она возникла как исходная форма философских представлений о мире. Рост интереса к природе в эпоху Возрождения спо­собствовал расцвету натурфилософии в этот исторический период. В Новое время в силу стремительного развития естествознания натурфилософия отходит на второй план. На исходе развития классической философии натурфилософия наиболее полно была представлена в творчестве Ф. Шеллинга. Со временем натурфилософские умозрительные построения вступи­ли в конфликт с развивающимся естествознанием и были им отвергнуты, но философия не утратила своего значения для науки. Не подме­няя конкретно-научных исследований, она выступает в качестве метатеоретического основания научного познания природы.

Каким же мир предстает глазам современного ученого? В новой картине мира исчезает жесткое различие между материей и пустым пространством, так как развитие атомной и субатомной физики разрушило представление о твердой материи. Это значит, что когда мы углубляемся на другие уровни существования материи, то обнаруживается, что элементарные частицы, из которых состоят атомы - невещественны. Вместо жесткого детерминизма в квантовой физике действует принцип неопределенности. Один и тот же феномен может выступать и как частица, и как волна, частицы как бы непрестанно создаются из чистой энергии и возвращаются в собственно-энергетическое состояние. Это сплошная динамика, которая не позволяет говорить о фиксированном месте в пространстве и о массе покоя. Элементарные частицы являют собой сгустки поля.



Общим основанием естественнонаучного изучения природы на современном этапе становится концепция глобального эволюционизма , объ­единяющая идеи системного и эволюционного подходов. На ее основе создается единая научная картина мира, общая стратегия естест­веннонаучного познания природы, объединяющая представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и со­циальной жизни. Основной вклад в реализацию этого масштабного проекта вносят физико-космологические, биогеохимические и социально-экологические научные дисциплины. В формировании образа природы как саморазвивающейся системы определяющую роль играют три важнейших направления в современном научном познании: синергетика, теория нестационарной Вселенной, а также теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы.

Современной теорией самоорганизации является синергетика. Подходы синергетики могут быть распространены на рассмотрение любых самоорганизующихся систем, включающих в себя многие подсистемы (электроны, атомы, молекулы, клетки, сложные многоклеточные организмы, сообщества людей и т. д.) Благода­ря синергетике самоорганизация, включающая все процессы саморегуляции, самовоспроизведения порядка из хаоса, рассматривается как одно из основных свойств Вселенной.

Теория нестационарной Вселенной возникла в результате революции в астрономии в начале XX века. Первой версией этой теории стала концепция расширения Вселенной в результате «Большого взрыва», происшедшего примерно 13 млрд. лет назад. В середине XX столетия идеям эволюции Вселенной был придан новый импульс. Это было связано с пересмотром взгляда на физический вакуум и возникновением концепции «раздувающейся» Вселенной, в рамках которой было описано «самое начало», охватывающее промежуток времени от нуля – условного момента «Большого взрыва», до крохотных долей секунды. В хаотическом напряженном скалярном поле Большой Вселенной возникают флуктуации напряжения (случайные локальные изменения), порождающие виртуальные частицы – зародыши Малых Вселенных вроде нашей. Часть из них может «выжить», перейти к стабильному состоянию. Так, частицы вещества рождаются из энергии поля по модели, сформулированной в синергетике. Ключевым элементом концепции раздувающейся Вселенной было представление о так называемой инфляционной фазе ускоренного рас­ширения. После колоссального расширения окончательно установилась фаза с нарушенной симметрией, что привело к изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц. Наша Вселенная вначале была горячей и очень плотной, но по мере расширения охлаждалась, а вещество по мере остывания конденсировалось в галактики. Последние, в свою очередь, разбивались на звезды, собирались вместе, образуя большие скопления. В процессе рождения и умирания первых поколений звезд происходил синтез тяжелых элементов. Умирающие звезды выбрасывали вещество, конденсирующееся в пылевых струк­турах – туманностях. Из газово-пылевых облаков образовывались новые звезды и планеты, в том числе и наша Земля. В результате развития данной концепции возникло представление о Вселенной как состоя­щей из многих локальных мини-вселенных, в которых и свойства элементарных частиц, и величина энергии вакуума, и размерность пространства-времени могут быть различными. Новая теория позволяет рассматривать наблюдаемую Вселенную (Метагалактику) лишь в качестве малой части Универсума как целого, а это значит, что вполне правомерно предположить существование достаточно большого числа эволюционирующих Вселенных.

Огромную роль в разработке эволюционных идей традиционно играл концептуальный аппарат биологии. В 20-е гг. XX века в биологии начало формироваться новое направление эволюционного учения - учение об эволюции биосферы и ноосферы. Его становление связано с именем В. И. Вернадского, видного ученого-естествоиспытателя, заложившего основы нового научного направления - биогеохимии. Биосфера, по В. И. Вернадскому, представляет собой особое геологическое тело, структура и функции которого определяются специфическими особенностями Земли и Космоса. Она - результат длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими условиями. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - ноосферу, а возможности человека становятся сопоставимыми с действием геологических сил. В результате жизнь предстает как целостный эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в общую космическую эволюцию.

Таким образом, в XX веке благодаря развитию естествознания возникла общенаучная картина природы как саморазвивающейся системы. Она становится фундаментальной исследовательской программой науки на этапе междисциплинарного синте­за знаний.

Введение

Современное общество на данном этапе своего существования сталкивается не только с экономическими препятствиями и барьерами, но и с проблемами, связанными с экологией, природой. Экологические проблемы возникают постепенно, медленно разрушая биосистему Земли. На сегодняшний день проблемы загрязнения воздуха, водоемов, глобальное потепление, перенаселение носят достаточно острый характер и требуют всеобщих усилий государств по принятию защитных и охранительных мер, касающихся создания и поддержания гармонии между обществом и природой.

Как гласит второе правило термодинамики: «Любая (неограниченно растущая) система может развиваться только лишь за счет деструкции окружающей среды» В. И. Каракеян, Экономика природопользования: учебник для бакалавров / В. И. Каракеян. -- М. : Издательство Юрайт; 2012 - С. 10.. Таким образом, актуальность решения экологических проблем и необходимость «коэволюции» природы и общества обусловлены экономическим развитием человечества, которое постепенно разрушает окружающую среду. Несомненно, совокупная деятельность человека на сегодняшний день подрывает природное равновесие биосферы, и, тем самым, того не желая, человек собственными усилиями (новыми техническими средствами, «вредной» технологией производства) ведет себя к гибели.

Но, тем не менее, было бы неверно считать, что общество может нести лишь хаос и разрушение, человек способен созидать и создавать. Научная деятельность, творчество приводят к рождению и реализации идей, которые способны изменить мир в лучшую сторону, преобразовать сознание и ход мыслей человечества. Известно, что осуществляется мировая пропаганда «чистой» технологии, поощрение научных проектов по созданию экологически чистых продуктов, производств. Более того, общественные деятели, ученые в России в своих трудах выразили необходимость изменения роли человека во Вселенной. Например, теория Вернадского о «ноосфере», суждения Циолковского приобретают всю большую популярность и имеют социальную значимость, так как несут идею перехода от антропоцентризма, где благополучие человека на первом месте, к биоцентризму, где интересы всего живого превыше эгоистических, человеческих желаний. Главная цель моей работы - это изучить, как изменялись суждения, действия людей, государств относительно взаимосвязи природы и экономики на протяжении различных эколого-социально-экономических эпох.

Задачи исходя из цели работы следующие:

· Рассмотреть основные проблемы коэволюции человечества и природы

· Изучить основные черты эколого-социально-экономических эпох

· Изучить теорию «ноосферы» В.И. Вернадского как экологический идеал, который провозглашает коэволюцию человека и природы

Проблема коэволюции человечества и природы. Эколого-социально-экономические эпохи

Экологический кризис вызван человеком, интересы которого эгоистичны и неограниченны, они приводят к хищническому отношению к природе, провозглашению концепции антропоцентризма. Что же повлияло на принятие именно такой системы взглядов? Ответ заключается в отличительных особенностях человека от остального живого. Человек разумен, на деятельность человека в основном влияют социальные и культурные факторы, так как человек «живет» в обществе, поэтому он может определять свою направленность деятельности, контролировать ее разумом, а не только инстинктами.Но, несмотря на данный факт, общество, столкнувшись с последствиями его деятельности, которые могут привести к его гибели, осознает, что от принципа безудержного преобразования природы и неограниченной ее эксплуатации следует перейти к экономии природных ресурсов и весьма осторожному изменению природной среды жизни. То есть необходимым условием благополучного существования человечества является переход к «коэволюции», совместному существованию человека и природы, уделив основное внимание рациональному преобразованию человеческого общества. Идея «коэволюции» является центром биоцентризма, экологического сознания, планетарного мышления. Именно экологическое сознание способно рационализировать деятельность человечества и привести к единству человека и природы, что является ключом к сохранению жизни на Земле. Проблема в том, что формирование такой системы мышления требует длительного отрезка времени и действий со стороны государств. На сегодняшний день данное экоцентрическое сознание находится в стадии формирования, об этом свидетельствует наличие «ползучих опасностей», которые медленными темпами разрушает живое и являются следствием научно-технического прогресса, способности человечества создавать новые химические вещества, контролировать химические процессы. Новые химические вещества, например: лаки, пластик не могут быть в круговороте веществ, не разлагаются, разрушают биосистему.Таким образом, в соответствии с наиболее яркими проявлениями экологического кризиса: загрязнение воздуха, разрушение озонового слоя, парникового эффекта и др. разумная деятельность определяется основными показателями, связанными с экономикой:

· недопустимость выхода геофизических систем планеты (океаны, поверхностные воды суши, земная кора, др.) из стационарного состояния из-за перепроизводства энергии;

· ограничение и создание нормативов выброса синтетических и других антропогенных веществ;

· добыча химических элементов из недр земли, которая основывается на учете самоочищающей способности редуцентов и способности живых систем планеты противостоять загрязнениям;

· поддержание экологического баланса в пределах экономической оправданности.

Более того, ограничения и лимиты в природопользовании подразумевают интенсивное развитие экономических процессов (поиск разумных альтернатив использования ресурсов), отказ от психологии экстенсивного расширения природопользования, который все-таки на данный момент доминирует в мире. Тем не менее общественное сознание постепенно трансформируется и разделяет важность идей коэволюции человека и природы. Процесс изменения идей, действий человечества в отношении природы и человека можно проследить в смене эколого-социально-экономических эпох.

Эколого-социально-экономическая эпоха - определенный отрезок истории, который характеризуется определенными идеями в отношении роли человека и природы в экономике.

Ученые выделяют 4 эпохи:

1. Технология с экономическими ориентирами.

Данная эпоха началась с 17 века и закончилась серединой 20 века. Данный период охватывает различные формы экономических отношений: феодализм, где основным «орудием труда» является раб, не имеющий свобод и работающий на хозяина, капитализм. Несмотря на то, что феодализм и капиталистические отношения имеют существенные различия в форме собственности, в способе производства, они имеют общие экономические тенденции в отношении экологии и природы. Характерными чертами являются:

· стремление к максимальному демографическому росту, ограниченному недоеданием и болезнями.

· Территориальная и демографическая экспансия (захват рабов, привлечение рабочих рук из-за рубежа, эксплуатация захваченных территорий, создание колоний)

· Игнорирование охраны природы, экстенсивное производство и использование полезных ископаемых и других ресурсов природы

Таким образом, в мировом обществе наблюдалась доминанта прокормления, которая основывается на том, что природа в полном подчинении человека, является «средством и материалом удовлетворения любых потребностей в любых количествах», и биологические системы не нуждаются в защите и охране.

2. Технология с экономическими и отчасти экологическими ориентирами.

Данная эколого-социально-экономическая эпоха имеет временные границы середина 20 века - конец 20 века. Данный период характеризуется усилением глобализации мирового сообщества, увеличением числа монополий, развитием вычислительной техники, ростом населения в связи с развитием медицины. Глобализация мировых экономики привела к бурному росту промышленного производства, увеличения научных открытий, которые в свою очередь имели негативное воздействие на природу. Но, несмотря на это, проявление экологических проблем привели лишь к декларации охраны природы, а не к действиям. Более того хищническое отношение к природе преобладает, территориальный экспансизм, производство использует ресурсы некачественно и нерационально, экстенсивным путем ради получения прибыли более дешевым способом. Следовательно, данная эпоха провозглашает доминанту экономики, которая ставит выше экономические интересы, которые основаны на личной, но не общественной выгоде будущего благополучия.

3. Технология с экономическими и возрастающими экологическими ориентирами.

Данная эколого-социально-экономическая эпоха имеет границы - конец 20 века - середина 21 века, то есть затрагивает наше время.

Характерные тенденции и черты:

· Осуществляется охрана окружающей среды, но с технологическими и экологическими ограничениями (лимит выбросов, отходов, штрафы и др)

· Сдерживание демографического роста не происходит, лишь декларируется

· Ресурсный экспансионизм, потребление и добыча ресурсов по-прежнему весьма велика

Эпоха характеризуется доминантой экономики с экологическими ограничениями. Приветствуется чистая технология производства, государство регулирует деятельность предприятий в отношении природы посредством санкций: штрафов, лимитов и нормативов предпринимательской, производственной деятельности. Тем не менее, производство технологий, которые не вредны, практически не осуществляется, так как это все еще не выгодно из-за высоких издержек.

4. Технология с абсолютно экологическими ориентирами.

Ученые считают, что «технология с абсолютно экологическими ориентирами» еще не сложилась и будет сформирована к середине 21 века.

Данная технология ставит выше интересы планеты в целом, и главной целью человеческого общества является не удовлетворение личных потребностей, а совместимых с интересами природы, окружающей среды. Демографические процессы подчинены цели повышения «качества» человека -- низкой заболеваемости и высокой продолжительности жизни на фоне повышения образованности и обеспеченности. Человечество осознает невыгодность войн, массового оружия, но, тем не менее, возможны политические столкновения по поводу выживания, ресурсов, так как экологические проблемы достигнут своего пика (нехватка питьевой воды, полезных ископаемых, загрязнение воздуха). Таким образом, будет существовать доминанта выживания. На данный момент, как считают ученые, человечество находится между 2-й и 3-й эпохами, постепенно втягиваясь в 3-ю эпоху. Несмотря на это давление на природу демографическими тенденциями все равно практически не уменьшается. Во многих странах демографические программы неэффективны. Если не будет иметь место превентивная саморегуляция, то в будущем возникнут конфликты и самоуничтожение в ходе войн. Он неразумен и недопустим. Таким образом, государства должны разработать экологическую политику, которая будет ограничивать разрушительную деятельность человека. Государства, граждане государств должны осознавать необходимость создания новых экономических ориентиров и принципов, которые будут соответствовать схеме не «товар -- деньги -- товар», а «природная система -- ее ресурсы -- товар -- деньги -- воспроизводство природных систем». Именно данная схема экономики не приведет к гибели живого. Более того, государственный аппарат должен поощрять «чистые» производства, научные идеи по сохранению природы, внедрение принципа «богатеет охраняющий» в рамках отдельных предприятий, отраслей хозяйства и особенно в рамках территориальных хозяйственных комплексов. Но особенно важно, если нормативы деятельности будут учитывать не только безопасность здоровья человека, но и гарантировать здоровое функционирование природной среды. Расчет необходимо строить не только на эгоистичных устремлениях того или другого региона и государства, а на основе понимания интегрального единства мира и людей в нем. Основная цель человечества заключается в том, чтобы с учетом реальных ограничений и объективных процессов обеспечить себе максимум экономических, социальных и природных благ, т.е. оптимальные условия существования без возникновения угрозы любого дисбаланса. В этом смысле все научные и практические знания имеют единое назначение и не противоречат друг другу. Обеспечение коэволюции природы и экономики невозможно лишь посредством государственного приказа, страха перед наказанием, каждый гражданин любого государства должен проникнуться идеей о гармонизации отношений с окружающим миром. Наиболее эффективным средством достижения равновесия биосферы, я считаю, является экологическое воспитание, пропаганда государством идеологии «экоцентризма», «планетарного мышления». Как известно, идеи изменения роли человека были изложены во многих трудах русских ученых «космистов» Циолковского, Гумилева, Вернадского. Поэтому, я думаю, необходимо рассмотреть знаменитую теорию о «ноосфере» Вернадского.

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества выступил на конференции в 1968 г. ученый Н. В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических законов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры - принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как человека, так и общества. Исследователи, развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера - это область мира, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.

В рамках проблем коэволюции актуальной становится проблема устойчивого развития системы общество-природа. Цель стратегии устойчивого развития - обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного развития природы и общества. Ее реализация состоит в сохранении окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический закон, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения в триаде «человек-хозяйство-природа».

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие мировоззрения, его структура и функции

Аристотель из Стагира великий древнегреческий философ и ученый энциклопедист Ученик Платона подвергший критическому переосмыслению многие его.. Объектом критики Аристотеля стала теория идей Платона Он считал что Платон.. Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно научного Он выделяет первую..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие мировоззрения, его структура и функции
Мировоззрение - общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убежден

Генезис философии
Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем это представление. В действительности все свои про

Соотношение веры и разума – основная проблема философии в эпоху Средневековья
Проблемы соотношения веры и разума, единичного и общего, по-прежнему в качестве важнейших тем сохраняются вопросы о бытии Бога, возможности спасения души и т.п. Центральную проблему зрелой схоласти

Образы философии в истории культуры
В любом обществе формируются определенные представления о философии, которые условно можно обозначить как ее образы, сложившиеся в массовом сознании людей: 1. Философия как любовь

Философия как знание и понимание
В переломные моменты человеческой истории и культуры, связанные с крушением кумиров и иллюзий, резко актуализируется поиск теоретической мысли по решению насущных проблем, обоснованию новых ориенти

Понятие мировоззрения, его структура и основные функции
Уже на ранней ступени социального развития человек под воздействием потребностей своей жизнедеятельности формирует определенное мировоззрение, т. е. систему обобщенных представлений о мире, о своем

Предмет философии и его историческая динамика
Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества

Структура философского знания
В структуре философского знания вначале выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, которые постепенно оформились в следующие разделы философского знания: онтол

Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, религия
Для того чтобы предметно и обосновано зафиксировать место и роль философии в системе культуры, целесообразно рассмотреть ее соотношение с другими формообразованиями культурного универсума. Выделим

Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории
Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Приблизительная датировка самых древних частей ведического корпуса восходит к середине II тыс. до н. э. Веды представляют собой сборники текстов -

Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм
Даосизм: основателем является философ Лао-цзы (букв. старый учитель), собственное имя Ли Эр. Возникло около VI -V вв. до н. э. Лао-Цзы развивает учение о правильном пути и добродетели. Ему приписыв

Периодизация античной философии
Философия в Греции возникает как мировоззрение промышленно-торгового городского класса, народа, борющегося за власть против землевладельческой аристократии. Факторы, которые способствовали реализац

Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
Основателем атомистического учения является Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Еще одним представителем является Левкипп из Милета. Атомисты выдвинули два принципиальных положения: 1) деление до беск

Исторические этапы развития средневековой философии
I этап: На заре своего становления христианская теология существовала в форме апологетики, защиты христианства от нехристиан (язычников). В соответствии с этим начальный период в р

Принципы средневекового философского мышления
Каноны христианского вероучения определили принципы средневекового философского мышления. Среди них следует выделить: теоцентризм, креационизм, символизм, принцип оппозиции души и тела, провиденциа

Гуманизм философской мысли Возрождения
С начала XIV в. в различных областях культуры Западной Европы стали происходить существенные изменения. Изменения произошли литературе, в религиозных настроениях, в художественном творчестве, в соц

Социально-политические идеи Возрождения
Гуманистическое мировоззрение, распространившееся в Европе в XIV-XVI вв., нашло свое отражение в создании новых социально-политических учений. Наиболее яркие и своеобразные идеи в области обществен

Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
В XVI в. государства Западной Европы одно за другим вступили в полосу радикальных перемен. С этого периода начинается бурное развитие мануфактурного производства, национального рынка, происходит ст

Философия и идеология в эпоху Просвещения
Во второй половине XVII – XVIII вв. наступает новый период в развитии новоевропейской философии. Философскую мысль этого периода принято называть философией Просвещения. В широком смысле слова Прос

Основные черты марксистской философии
Марксизм возникает в середине 40-х г. 19 в. Его основоположники Карл Маркс и Фридрих Энгельс на новом уровне осмыслили закономерности развития общества, открыли материалистическое понимание истории

Основные исторические формы позитивистской философии
Одним из ведущих направлений философии XX века является философия науки - совокупность различных философских течений и школ, для которых основным и единственным предметом анализа выступает научное

Религиозная философия: неотомизм
Неотомизм - течение в современной католической философии, в основе которого лежит учение средневекового философа Фомы Аквинского (1227-1274). Представители неотомизма - Э. Жильсон, Ж. Маритен во Фр

Философские концепции экзистенциализма
Экзистенциализм - от позднелат. «exsistentia» философия существования. Э. возник накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мир. войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и

Основные идеи феноменологии
Феноменология - одно из ведущих направлений философии XX в. Ее возникновение связано с именем Эдмунда Гуссерля (1859-1938). Гуссерль разрабатывал феноменологию как «переворот» в философии, как откр

Философская герменевтика
Герменевтика (греч.: hermeneutike - толкование) как способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования, является одним из философских направлений XX в. Предыстория гер

Структурализм и постструктурализм
Структурализм возник в литературе и искусстве в 30-е годы XX в. Предлагая альтернативные методы исследования и решения проблем социогуманитарного знания. Формирование структурализма как философског

Философия постмодернизма
Постмодернизм оформился на рубеже 70-х гг. XX в. в широкую концепцию культуры. Постмодернизм рассматривается как современная общекультурная тенденция западного самосознания, оказывающая влияние на

Философия и национальное самосознание
Рубеж ХХ и ХХI в. является переломным временем в развитии мировой цивилизации. Радикальные трансформации охватили буквально все сферы общественной жизни. В особой мере это характерно для стран пост

Истоки и основные этапы развития философской мысли Беларуси
Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения было п

Основные направления и типологические характеристики русской философии
Подлинно национальная русская философия появляется только в ХIХ в. Начало профессионального философствования в России связано с именем Петра Яковлевича Чаадаева. Главное философское произведение П.

Понятие «метафизика». Изменение статуса метафизики в истории философии
Слово метафизика (греч. meta ta physica ,буквальный перевод: после физики, физика обозначает природу) - это философское учение о первичных основах всякого бытия или сущности мира. Данное понятие во

Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия
Понятие онтология (греч. ontos - сущее, logos - учение) впервые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. Но в качестве термина, в философский язык его ввел Х. Вольф, определив онтологию как науку

Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
Материя (лат. materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к созна

Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы и законы
Происхождение данного термина означает «искусство вести беседу» и его первоначальное употребление в философском смысле связывают с именем Сократа, понимавшим под диалектикой искусство обнаружения и

Основные структурные уровни организации материального бытия
Структурная организация всего мира означает, что любое материальное явление - система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруп

Природа как объект философского и научного анализа
В широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понимание природы в различные эпохи: Античность: В философии истоки пон

Природа как среда обитания. Естественная и искусственная среда обитания
Рассматривая природу как среду обитания, ее подразделяют на естественную и искусственную. Данное разделение имело место уже в античности, например в философии Аристотеля, который отделял то, что ос

Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосферы»
Термин «биосфера» впервые был употреблен еще в 1804 г. французским ученым Ж. Б. Ламарком для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. Сегодня это понятие имеет несколько то

Научные и философские модели происхождения человека
1) концепция креационизма (лат. сreatio - творение, создание) была исторически первой моделью происхождения мира и человека. Рассматривает человека как продукт специального божественного творчества

Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия. Феномен человеческой телесности
Уникальность человека определяется своеобразным переплетением индивидуальных и всеобщих моментов. Особая сложность этого процесса связана с невозможностью однозначного разделения внутреннего и внеш

Проблема генезиса сознания
Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить две основополагающие: 1. Сознание имеет

Структура сознания. Сознание и самосознание
Структуру сознания можно представить как определенную систему уровней и проекций, описывающих характер отражения действительности и спектр отношений к ней. Необходимо сказать, что приведенная струк

Творческая природа и социокультурная размерность сознания
Природу и функционирование сознания невозможно понять без учета соответствующих социокультурных факторов его формирования и развития. Именно идея о социокультурной размерности сознания отделяет кла

Специфика и основные характеристики познавательного отношения человека к миру
Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успешно и осмысленно преобраз

Структура и основные характеристики познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания
Человек получает все знания о мире, используя в первую очередь две стороны познавательного процесса - чувственное и рациональное познание. Чувственное познание реализуется в трех основных

Понятие и основные функции науки
Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное. Наука зародилась в древности,

Эмпирический и теоретический уровни научного познания
В структуре научного знания выделяют два уровня знания - эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретиче

Определение общества
В отличие от природы общество есть деятельность преследующего свои цели человека. Если в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы, то в о

Общество как развивающаяся система
Общество представляет собой сложноорганизованную социальную систему. Слово «система» в переводе с греческого - целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отнош

Социальная структура общества. Типы социальных структур
Общество представляет собой множество людей, организованных в определенные группы, общности. Целостная совокупность устойчивых, функционирующих в социуме общностей и взаимосвязей между ними составл

Политическая организация общества
Политика (от греч. politikа - государственные и общественные дела) - социальная деятельность в политической сфере общества, направленная на формирование, исследование и проектирование различных фор

Феномен власти в жизни общества
Важное значение в развитии общества имеют властные отношения. По словарю В.И. Даля, «власть - право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление..Властвоват

Государство как важнейший компонент политической организации общества
Государство - основной институт политической системы и политической организации общества, создаваемый для организации жизнедеятельности общества в целом и проведения политики правящих классов и дру

Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории
Одним из важнейших вопросов философии истории является проблема периодизации исторического развития. К проблеме периодизации истории человечества в живом ее движении, которое и есть исторический пр

Глобализация как предмет социально-философского анализа
Глобализация стала важным реальным аспектом современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих дальнейший ход развития нашей планеты. Она затрагивает все области обществен

Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология
Термин «культура» (лат. cultura - возделывание, обрабатывание, почитание) используется для обозначения того, что сделано человеком, как синоним общественного, искусственного в противоположность при

Традиции и новации в динамике культуры
Ценностные изменения структуры культуры предопределяют развитие и формы организации социума. Общество способно функционировать и развиваться, только наследуя, творчески перерабатывая и обогащая цен

Религия как форма духовного освоения реальности
Важным элементом духовной культуры является религия (лат. religio - благочестие, набожность, святыня). Религия - мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существов

Искусство как форма духовного освоения реальности
В эволюции духовной культуры существенно важную роль играют социально-психологические и чувственно-эмоциональные структуры сознания. Они расширяют и обогащают смыслы и язык культуры, стимулируют ее

Приоритеты философии в новом тысячелетии
Современная философия - это диалог культур, философских учений, структур бытия и человека, его эмоций, переживаний, ценностей и смыслов. Все это и есть поиск своего бытия, устремленный к первоначал

Мораль как регулятор социального поведения
Мораль (лат. moralis - нравственный, mores - обычаи, нравы, поведение) – специфический способ регуляции поведения человека в обществе, утверждающий преобладание ценностного отношения к действительн

Понятие личности. Свобода личности и ответственность. Личность и общество
Термин «личность» произошел от лат.persona - маска, роль актера. Данное понятие было сформулировано для отображения социальной природы человека, с целью рассмотрения его как участника социокультурн

Глобальные проблемы современности
Понятие «глобальные проблемы современности» как «совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс в современную эпоху», получило широкое

Проблема смысла жизни человека
Смысл жизни - только человеческий феномен. Никто из живых существ, кроме человека, не задумывается над смыслом бытия, не поднимается выше своих физических возможностей. Проблема смысла жизни реальн

Понятие общественного прогресса, его критерии и типы
Понятие общественного, социального пространства и времени. Прогресс и регресс как характеристики направления социального времени, возможные тенденции ритмов истории. Рождение идеи социального прогр

Аналитическая философия
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, преобладающее течение мысли в англоязычных странах 20 в.; способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости. Последние были выраже

С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования - стала испытывать на себе антропогенное влияние(то есть влияние человека и его деятельности). Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга –- человек само­стоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее.

Общество представляет собой один из высших этапов бесконечной эволюции и усложнения природного бытия. В истории взаимодействия природы и общества можно выделить четыре типа отношения человека к природе .

Первый из них - древнейший. Для него характерно непосредственное присвоение и использование готовых продуктов природы с помощью примитивных орудий труда. Основными видами деятельности, обеспечивающими жизнь людей, были собирательство, охота, рыболовство. В качестве жилищ ис­пользовались природные укрытия. Крупнейшие достижения этого этапа - овладение огнем, отбор некоторых наиболее ценных для человека видов растений и животных. Но в целом человек еще был «в плену» у природы;

Второй - аграрный, так как главными сферами деятельности людей, обеспечивающими существование и развитие общества, становятся земледелие и животноводство. Начинают развиваться ремесла, появляются города. К концу этого периода достигает значительного прогресса простое товарное производство, возникает мануфактура. Исторически данный этап охватывает древнюю и средневековую эпохи человечества. В качестве источника энергии использовались мускульная сила человека и животных, энергия ветра и воды;

Третий - промышленный. В области энергетики формирование этого типа отношений началось с применения в производ­стве пара, а затем и электричества. В производственных целях стали создавать машины, использование которых резко повыси­ло производительность труда людей. В хозяйственный оборот бы­ло вовлечено огромное количество различных минеральных, ор­ганических и иных ресурсов. Дальнейшее развитие получают сельское хозяйство и транспорт. Интенсивно развивается наука, превращаясь в важный фактор прогресса человечества. Природные ресурсы планеты уже не считаются практически неисчерпаемыми. Мощь человечества сопоставима с мощью природных стихий. Ведущей сферой общественного производства становятся промышленность, машинное производство;

Четвертый (современный) характеризуется бурным научно-техническим развитием, превращением научно-технической деятельности в ведущую сферу общественного производства. На этом этапе прослеживается не только тенденция возрастания масштабов потребления природных и человеческих ресурсов, но и стремление к их воссозданию в необходимых размерах, что порождает ряд проблем, имеющих глобальный характер. И прежде всего – проблему управления биосферой, решение которой возможно лишь на основе научного управления всеми общественными процессами.


Характерной особенностью четвертого типа взаимодействия природы и общества является возрастание степени сложности проблем, которые возникают в русле этого процесса. Современ­ное человечество живет в эпоху небывалого развития науки и техники, сопровождающегося активным воздействием на при­родную среду. И хотя в последние годы принимаются меры (глав­ным образом в промышленно развитых странах) по ее охране и оздоровлению, тем не менее общее состояние окружающей среды продолжает ухудшаться. К чему это приведет в ближайшем и отдаленном будущем? Однозначного ответа на этот вопрос прогнос­тика не дает. Можно предположить, что разворачивающийся в мире процесс глобализации будет вести к целостности человечества, преодолению национального эгоизма, объединению ресурсов и усилий по решению глобальных проблем.

Принцип целостности человечества, его возможного постепенного превращения в единый организм с общими целями разделяется сегодня далеко не всеми. Однако без подобного принципа, а также принципа коэволюции (т.е. обоюдной взаимосвязанной эволюции общества и природы) какие-либо рекомендации о сохранении глобальной стабильности лишены вся­кого смысла. Коэволюция предполагает невысокую скорость изменения параметров биосферы под воздействием антропогенных факторов, что делает реальной адаптацию человека к изменяющимся внешним условиям. В свою очередь, изменение внешних условий существования человека вследствие антропогенных воздействий также должно носить адаптационный характер целенаправленного изменения параметров биосферы. Возможности человека по сравнению с мощью биосферы пока еще малы, но он своей деятельностью может нарушить ее равновесие, в результате чего биосфера перейдет в такое состояние, где места человеку уже нет. Возникает проблема достижения равновесия между познавательной и практической деятельностью человека, его неутолимой жаждой познания и преобразования и стремлением к сохранению целостности природной среды. Согласованное, взаимодополняющее развитие человека, общества и природы в их единстве - таков магистральный путь раз­вития.

Общим основанием философского постижения и научного изучения природы на современном этапе становится принцип универсального эволюционизма , объединяющий идеи системного и эволюционного подходов. На его основе создается единая научная картина мира, единая стратегия естественнонаучного познания природы, объединяющая представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и социальной жизни . Все это взаимосвязано и развивается (эволюционирует) по неким общим законам, поэтому и обозначается как универсальная эволюция.

Принцип глобального эволюционизма . В основе схемы глобального (универсального) эволюционизма лежат, согласно Н. Н. Моисееву , исходные принципы:

§ Вселенная – это единая саморазвивающаяся система;

§ эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности;

§ во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие;

§ во Вселенной господствует наследственность: настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно;

§ динамику мира можно представить как постоянный отбор, когда из множества виртуальных состояний система избирает наиболее реальные;

§ принцип отбора допускает существование бифуркационных состояний, в результате последующая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой, ибо вступают в силу случайные факторы, действующие в период перехода.

Важнейшим аспектом содержания понятия о глобальной эволюции является концепция коэволюции природы и общества. С этой концепцией, которая должна была выстроить оптимальное соотношение интересов социума и биосферы, выступил в 1968 г. Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский . С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Идея коэволюции используется в работах, исследующих проблему «общество-природа», а также при создании кибернетических моделей развития биосферы. При обсуждении синтетического характера исследований коэволюции приходят к выводу, что здесь необходимы совместные усилия естествоиспытателей и всех гуманитариев – вплоть до поэтов. Вне такого синтеза нельзя понять человека во всем драматизме его отношений с остальной природой, а без этого понимания невозможно создать реально функционирующую стратегию взаимодействия природы и общества (Н. Моисеев ).

Концепция коэволюциибазируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. В концентрированном виде она выражает исторический опыт человечества, содержащий в себе определенные регламентации и императивы социоприродного взаимодействия. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. Альберт Швейцер сформулировал базовый коэволюционизма – принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как индивидуума, так и общества. Развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера – это область бытия, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.


Проблема устойчивого развития системы общество-природа. Цель стратегии устойчивого развития – обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного социоприродного развития. Ее реализация состоит в согласовании задач социально-экономического развития, сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический императив, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения важнейших взаимосвязанных индикаторов в триаде «человек-хозяйство-природа».



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными