Бориса и Глеба (1840). Г

Бориса и Глеба (1840). Г

23.02.2024

Комплекс Николаевской церкви - единственный сохранившийся в Восточной Белоруссии комплекс в стиле белорусского барокко. На бумаге Свято-Никольский монастырь был основан в начале XVII столетия, реально первая постройка была создана только в 70-х годах XVII века. Монастырь сначала был женским, потом мужским, а потом и вовсе стал просто приходом. К концу XIX века церковь сильно обветшала, утратила часть интерьера и требовала существенной реставрации. В результате ремонтных работ некоторые детали интерьера, в том числе часть старинных росписей были выполнены заново.

В 1924 году храм был закрыт, позже здесь расположилась книжная база, стены и купол к этому времени были оштукатурены. Во время реставрационных работ нашего времени были вскрыты часть росписей XVII века, их можно видеть в наши дни.

В наши дни отреставрированный комплекс составляют каменные здания Никольской и зимней Онуфриевской церкви, жилого дома и колокольни, окруженные каменной оградой с воротами. Никольский храм - самый древний в городе. Благодаря своей особой ярусной архитектуре он выглядит очень нарядно.

Но хотя с точки зрения архитектуры церковь родственна костелам, все же оформление фасада основано на местных белорусских приемах и родственно, скорее, московскому зодчеству. Ярусы оформлены пилястрами и колоннами, которые покрыты лепным орнаментом, изображающим растения.

Эта церковь считается выдающимся памятником белорусской архитектуры XVII века. Первоначальные фрески храма почти не удалось восстановить, но выдающийся резной иконостас восстановлен практически в первоначальном виде.

Церковь «Трех святителей»

Собор трех святителей считается главным православным храмом Могилева и также относится к памятникам архитектуры начала XX века. Назван в честь трех святителей: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Интересно, что в храм можно войти с трех сторон.

Храм построен в форме креста, венчают здание семь куполов. Здание построено в псевдорусском стиле, хотя не лишено изящества. Строился собор 11 лет, начиная с 1903 года. Известно, что вовремя Первой мировой войны храм часто посещал находившийся здесь русский царь Николай II.

В начале 60-х годов XX века, когда начались гонения на религию, храм был обезглавлен - были снесены купола, колокольня и кресты - и отдан под помещение клуба местного завода. Только в 1989 году он снова стал приходом.

Гордость собора - список чудотворной иконы Божией Матери «Могилевско-Братская». Также здесь находятся икона святителя Николая с частицами мощей, чтимые списки иконы Божией Матери "Белыничская" и иконы Божией Матери "Барколабовская", а также образ преподобной Евфросинии Полоцкой, написанный в 1910 г. к событию перенесения и встречи в Могилеве святых мощей преподобной, переносившихся из Киево-Печерской Лавры в Полоцк.

Могилёв впервые упоминается в летописях в 14 веке. Но поселились люди на этом месте намного раньше, по свидетельствам археологов — к началу 11 века поселение уже существовало. С 14 века Могилев входит в состав Великого княжества Литовского, и вскорости переходит в собственность жены польского короля и великого князя литовского Ягайло — Ядвиги. На территории современного Могилёва при впадении реки Дубровенки в Днепр в 1526 был построен мощный деревянный замок. Постепенно город разрастался и набирал силу, и в 16 веке считался самым крупным городом белорусского Поднепровья. В 1577 году Могилёв получает собственный герб и магдебургское право. Строится ратуша — сначала деревянная, позже каменная. Многочисленные войны, прокатившиеся по этой земле, не раз опустошали и сжигали Могилёв, и до наших дней не многое сохранилось в первозданном виде. На этой странице представлены старая архитектура Могилёва и храмы — сохранившиеся с прошлых веков, и построенные недавно.

Борисо-Глебская церковь построена в XVII веке из кирпича, как одноэтажный жилой дом, который в XIX веке был перестроен под церковь. Стены ее украшали чудесные живописные декоративные мотивы: по сырой штукатурке были нарисованы растительные узоры на белорусские народные мотивы, характерные для местной школы зодчества (не сохранились, исчезли под слоями краски). В настоящее время - это крестильный храм при Крестовоздвиженском соборе.

Свято-Крестовоздвиженский собор — каменный, построен в 1869 году рядом с Борисо-Глебской церковью. Пятикупольная постройка, в центре которой купол на массивном цилиндрическом барабане, а по сторонам 4 небольшие головки. Обрамление окон, кокошники, орнаментальный фриз, рустованные пилястры выполнены в псевдорусском стиле. Внутри 4-крестовые столбы поддерживают барабан купола. При входе — 2 столба, на которые опираются хоры. Памятник архитектуры эклектики.

Собор был построен на пожертвования православных верующих жителей Могилевщины. Главный храм собора имеет основной придел в память Воздвижения Животворящего Креста Господня. Но он имел еще и престол во имя святых Бориса и Глеба. Поэтому народная молва и летописи издавна называют храм Борисо-Глебским, как и рядом стоящую церковь.

Сведения о Борисо-Глебском (Крестовоздвиженском) храме сохранились в документах XVII века. В древности существовал деревянный храм с тем же названием. Как известно, с 1619 года в течение 14 лет все православные храмы Могилева были закрыты. При открытии в городе самостоятельной, отдельной от Полоцкой, Белорусской епископии, киевский митрополит Петр Могила назначил сюда епископа Иосифа I Бобриковича Копет-Анехожского (1633—1635). Его кафедра была назначена в могилевском Спасском монастыре, который находился в то время в руках униатов.

Из акта передачи православным Борисо-Глебского храма в 1634 году следует, что на месте церкви уже в то время находился древний Крестный-Борисо-Глебский православный монастырь. Именно в нем размещалась первая православная епископская кафедра первого самостоятельного белорусского епископа Иосифа Бобриковича.

Вторым епископом белорусским в Могилеве был Сильвестр I Косов (1635—1647), который также постоянно находился и жил при Борисо-Глебском храме и монастыре. Он же в 1637 году созвал здесь первый Могилевский епархиальный собор и основал типографию.

В 1646 году скончался митрополит Петр Могила и на его место избрали Сильвестра. Не прекращая усилий, он постоянно вел борьбу с униатами, стремясь возвратить захваченный ими православный Спасский монастырь в Могилеве. Благодаря его стараниям и влиянию митрополии, эта древняя святыня в 1650 году была возвращена православным. В нем устроили кафедру и резиденцию православных могилевских епископов с епархиальной консисторией, братством, духовной школой, типографией и богодельней-госпиталем. С того времени в Крестном-Борисо-Глебском монастыре началась тихая, спокойная иноческая жизнь.

В начале XVIII века монастырь сгорел. После пожара был восстановлен только храм. Главный престол в нем по-прежнему назывался Воздвиженским, а правый придел — Борисо-Глебским.

С приходом советской власти храм был закрыт и снова начал действовать только в 1941 году после захвата Могилева немцами. Долгие годы он был единственным в Могилеве действующим храмом. В 1970-е годы в нем служил протоиерей Михаил Кузьменко, известный исследователь истории Могилевской православной епархии от времени ее образования до 1917 года. 1 апреля 1986 года Указом митрополита Минского и Белорусского Филарета Свято-Борисо-Глебская церковь города Могилева переименована в Свято-Крестовоздвиженский собор.

Здесь находится почитаемый прихожанами и весьма интересный по иконографии один из списков Могилеве-Братской иконы Божьей Матери, который можно отнести к местной интерпретации западноевропейских сюжетов. На нем представлен образ сидящей Богородицы, обращенной в левую сторону. Обеими руками она поддерживает младенца-Христа, стоящего у нее на коленях и обнимающего ее за шею своей левой рукой. Голова Богородицы покрыта чеканным головным убором, который напоминает плато.

В Республике Беларусь православие является основной религией, которой следует большинство верующих в нашей стране. Однако, Конституцией нашей страны закреплена такая свобода, как свобода вероисповеданий, то есть в нашем государстве могут спокойно жить представители самых разнообразных конфессий.

Основными убеждениями православных верующих можно назвать такие: жизнь на земле есть испытание души перед вечной жизнью, распятый примерно два тысячелетия тому назад Иисус Христос, вернется, умершие некогда люди, похороненные по православному обряду, воскреснут во время второго пришествия.

О православных обрядах на похоронах, церквях Беларуси, а также в городе Могилев вы можете узнать на нашем ресурсе – Белорусском справочнике ритуальных услуг сайт

Возможно, мы никогда не поймем, почему люди умирают и куда отправляются их души после смерти. Мы даже не знаем, есть ли у человека душа. Разумеется, есть предположения, которые строят религия и наука, но и они не могут дать нам точного и прозрачного ответа.

Однако каждая религия имеет свое представление о смерти, а вместе с ним, свои обряды, связанные с ней.

Так, у православия важнейшим ритуальным обрядом является отпевание. Некоторые люди по ошибке могут считать, что отпевание служит своеобразным «пропуском в рай» - однако, это не так. Отпевание – это лишь последняя возможность вымолить место в раю для человека.

Также, православные верующие, отдают большое значение символам и обозначениям. Например, руки умершего складывать нужно определенным образом, а в гроб также кладут иконы Спасителя и Божией Матери, в зависимости от того, к какому гендеру принадлежал покойный.

Отпевание души усопшей нужно произвести как можно скорее, поэтому, во время подготовке к похоронам, необходимо заранее и оперативно договориться со священником церкви города Гомель насчет отпевания.

В зависимости от того, каким убеждениям следовал человек при жизни, в какой среде он был воспитан, а также, от того, какие традиции предусмотрены в этой стране, зависит то, как он будет похоронен.

В нашей же стране преобладает православие, поэтому православные христианские обычаи распространены в культуре погребения.

В первую очередь – это похороны в гробу. Перед тем, как предать гроб с телом земле, священник осуществляет окропление святой водой гроба с покойным. Теперь это означает то, что гроб является своеобразным ковчегом для умершего, что дает ему возможность воскреснуть во время второго пришествия Иисуса Христа.

Также, в православии принято поминать усопших на третий, девятый и сороковой дни после погребения.

О том, как обратиться за отпеванием или же получить консультацию священника одной из церквей города Могилева, вы можете, ознакомившись непосредственно со статьей о конкретном храме населенного пункта, где вы проживаете.

Город Могилев также имеет на своей территории большое количество православных храмов и церквей. А Белорусский справочник ритуальных услуг сайт собрал в виде удобного списка всю нужную информацию:

История церквей;

Настоящее;

Контактные данные;

Схема проезда;

График работы и проведения служб.



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными