Психологический барьер в отношениях. Как преодолеть психологические барьеры, мешающие начать новую жизнь

Психологический барьер в отношениях. Как преодолеть психологические барьеры, мешающие начать новую жизнь

Общение – неотъемлемая часть жизни человека. От умения быстро устанавливать контакты с окружающими в современных условиях зависит успешность личности практически во всех сферах жизнедеятельности. Все стремятся к приятному и эффективному общению, однако иногда возникают ситуации, когда обмен информацией нарушается и партнерам сложно понять друг друга.

К этому приводят барьеры общения, которые существенно затрудняют диалог между собеседниками.

Язык иногда вместо дороги превращается в барьер.
Дэниел Киз. Цветы для Элджернона. Доктор Штраус

Что такое барьеры общения?

Это факторы, которые способствуют потере и искажению смысла информации в процессе взаимодействия. Они приводят к снижению эффективности коммуникации, возникновению напряжения и отрицательных переживаний. Часто они становятся основной причиной конфликтных ситуаций. Все барьеры общения делятся на две группы: психологические и коммуникативные.

"Я" и "другие": преодолевая барьеры

В повседневной жизни, когда мы сталкиваемся с ситуациями общения, близости, переговоров или общей деятельности с другими людьми, часто возникает ощущение “преодоления барьера” или существования какого-то крупного барьера, между личностями, который не позволяет им адекватно взаимодействовать друг с другом. Многие философы, писатели и просто бытовые исследователи обращали внимание на колоссальную разницу в восприятии человеком своего “я” и ощущения “других”.

Те люди, которые находятся за пределами нашего “я” оказываются чужими, непредсказуемыми и часто приносят неприятные ощущения, боль и разочарование – именно из-за того, что чем более близким становиться человек, тем в большей степени на него перекладываются индивидуальные представления о том, что правильно, и что нет, как нужно жить и действовать. Соответствующие ожидания не оправдываются никогда, потому что другой человек – совершенно другая, отдельно сформировавшаяся личность, у которой другие интересы, способности и цели в жизни. Однако, даже такое вполне логичное разочарование заставляет не открыть себе понимание “других”, а отстраниться от общения. Ж.П.Сартр сформулировал такой психологический процесс очень афористично: “Ад – это другие”.

На самом же деле путь к взаимопониманию прост и необыкновенно логичен, как это ни странно. Для того, чтобы нормально и адекватно воспринять других людей, необходимо присматриваться к их характерным реакциям, способам поведения, особенностям восприятия мира, к тому, что и как они делают, и как реагируют на те или иные события. Внимательное наблюдение должно сопровождаться как можно более широким и разнообразным общением с задействованием как можно большего диапазона инструментов – разговора, совместной деятельности, обмена впечатлениями, совместного творчества или разделения его результатов и т.д. Чем в большем количестве разнообразных ситуаций проявит себя человек, тем больше о нем можно узнать, и тем точнее будет наше поведение по отношению к нему.

Психологические барьеры общения

Психологические барьеры возникают в следствие индивидуально-психологических особенностей людей, которые вступают в процесс общения (скрытность, скромность, различия в типах темперамента), а также в результате особенностей отношений между партнерами (недоверие, антипатия).

Определяющим для возникновения ситуаций непродуктивного общения становятся личностные аспекты. В связи с тем, что каждый человек воспринимает события и явления окружающего мира субъективно, оценивает их с точки зрения своего индивидуального опыта, ему иногда бывает сложно понять партнера по общению, у которого другая точка зрения и другие особенности восприятия.
Основные виды психологических барьеров:

  1. Эстетические барьеры – возникают в ситуации, когда человеку не нравится внешний вид собеседника. Это может касаться особенностей его внешности, стиля одежды, определенных деталей гардероба.
  2. Интеллектуальные барьеры – заключаются в отличиях типов мышления, скорости протекания мысленных операций и различиями уровня интеллектуального развития. Например, общение оптимиста и пессимиста не всегда можно назвать продуктивным, ведь один будет искать в любой ситуации плюсы и пути выхода, а второй – акцентировать внимание на негативе. К интеллектуальным можно отнести барьер некомпетентности, когда человек не разбирается в обсуждаемой теме, что вызывает у партнера по общению чувство огорчения или раздражения.
  3. Мотивационные барьеры – проявляются, когда у людей разные цели. Это приводит к непониманию, искаженному восприятию информации.
  4. Моральные или этические барьеры – эффективности общения мешает несовместимость нравственных позиций, принципов, взглядов.
  5. Барьер установки – если у человека есть негативная установка по отношению к партнеру, то его слова воспринимаются не объективно, часто с внутренним протестом. Возникать он может в результате предыдущего опыта общения или на основе отзывов других людей.
  6. Барьер отрицательных эмоций или плохого физического состояния – относятся к ситуативным барьерам. Иногда проблемы в общении возникают, когда у человека плохое настроение или самочувствие, и он не настроен на установление контакта с другими.

Коммуникативные барьеры общения

Коммуникативные барьеры возникают, если между собеседниками есть несоответствие словесного запаса. К этой группе также относятся проблемы, связанные с отсутствием аналогий понятий в разных языках и другие сложности перевода.
Основные виды коммуникативных барьеров:

  1. Семантические барьеры – возникают, когда партнеры по общению под аналогичными понятиями подразумевают разные вещи. Например, один человек фразу «хороший метод достижения цели» понимает, как способ, который не навредит окружающим людям, а другой – как стратегию достижения желаемого любой ценой, даже если окружающие пострадают.
  2. Логические барьеры – проявляются, если человек не умеет четко и последовательно выражать свои мысли. В таком диалоге нарушаются причинно-следственные связи, и часто происходит подмена понятий.
  3. Фонетические барьеры – это плохая техника речи у говорящего. Когда слова звучат нечетко и непонятно, что затрудняет восприятие информации.

Видео: Барьеры в коммуникации. Как преодолеть?

Как преодолеть барьеры общения?

Человека в современном мире невозможно представить без речевых коммуникаций. Каждый день приходиться общаться на работе или учебе, с друзьями или коллегами. Но настоящей проблемой может стать барьер, который мешает грамотно общаться с окружающими и отделяет человека от нормальной жизни.

Один из самых распространенных барьеров - комплекс неполноценности. Люди с низкой самооценкой считают, что они хуже других, не видят своих достоинств и предпочитают проживать свою жизнь тихо и спокойно. Но на самом деле, стоит только сменить имидж, начать работать над собой и улыбаться трудностям, так потребность в общении появляется сама собой. Неуверенность в себе проходит с практикой. Психологи советуют не обходить людей стороной, а как можно чаще пробовать поддержать разговор.

Еще одной проблемой в общении может стать и завышенная самооценка. Комплекс превосходства проявляется в предвзятом отношении к окружающим людям. Человек чувствует себя лучше остальных и считает, что разговаривать с ними можно неуважительно и свысока. Конечно, такое отношение никого не устраивает и контактов с такой личностью скорей всего будут стараться избегать. Но если человек сам понимает причину трудностей в общении, то справиться с ними поможет самоконтроль и лояльное отношение к обществу. При разговоре, можно попробовать найти в собеседнике положительные черты, благодаря этому беседа пройдет более комфортно для обеих сторон.

Часто, случается так, что человек просто боится вступать в контакт с кем-либо. Например, не найти нужных слов, показаться глупым или сказать что-то не то. Появляется страх быть не принятым и осужденным. Возможно, у человека не хватает навыков общения или недостаточный словарный запас. Выход из такого положения – практика. Можно тренироваться перед зеркалом, как бы разговаривая с воображаемым другом. Попробовать вести переписки в интернете, ведь не имея возможности смотреть на собеседника, выражать свои мысли гораздо легче. Конечно, нужно больше читать и развивать словарный запас, чтобы подбирать слова для любой ситуации. Важно оставаться самим собой и не бояться о том, что подумают другие. Каждый человек воспринимает все по-разному, и найдутся те, кто сможет помочь справиться с этим барьером.

Сложность заключается в том, что зачастую причины возникновения сложностей общения не осознаются людьми. Особенно актуально это для психологических барьеров. Если коммуникативные преграды воспринимаются сразу и для их устранения часто достаточно уточнить смысл сказанного, переформулировать предложения и поработать над своей речью, то психологические сложности являются следствием подсознательных установок. Они плохо поддаются контролю.

Минимизировать вероятность возникновения барьеров помогут следующие правила общения:

  • Следите за своей внешностью и манерами общения, они должны соответствовать ситуации. Пытайтесь воспринимать собеседника объективно и безоценочно.

Заключение

Для того, чтобы правильно с человеком взаимодействовать, нужно как можно больше о нем знать, и действовать в соответствии с его программой действий, а не со своей. Следует смиренно принять тот факт, что другие люди, даже те, которые вследствие обстоятельств являются нашими близкими, на самом деле – совершенно другие, мыслят, чувствуют и действуют не так как мы. Настоящая близость становится возможной только после достижения этого понимания и его практического воплощения.

Начать общаться с людьми совсем не сложно. Живое общение действительно приносит огромное удовольствие и помогает добиваться поставленных целей.

«Барьеры» общения - особые жизненные обстоятельства, также выступающие препятствием к полноценному общению. Педагог должен, с одной стороны, уметь считаться с этими барьерами, принимать их во внимание, выстраивая в соответствии с ними свою стратегию и тактику общения с учащимися. С другой сто­роны, помогать детям преодолевать и разрушать эти барьеры. С третьей - контролировать себя и не допускать их в собственной практике общения с учащимися и коллегами.

Различают морально-психологические и социо-культурные «барь­еры» общения.

Морально-психологические коммуникативные барьеры, связан­ные с тем или иным психическим состоянием личности, ее ус­тановками, ожиданиями и реакциями, иногда - с тем или иным «дефектным уровнем» общения, могут быть классифицированы следующим образом.

1. Барьер страдания, горя - возникает при сильных пережива­ниях личности (даже если они, на наш взгляд, и необоснован­ны) и проявляется в разных формах: это и желание побыть в одиночестве («оставьте меня в покое»), и эгоизм (жаль себя), и зависть к чужой радости, и даже агрессивность. Возможно, луч­ший выход из такой ситуации - действительно «оставить чело­века в покое».

2. Барьер гнева - возникает от обиды, неудовлетворенности, несправедливости, грубости. В этой ситуации человек, особенно ранимый,"часто «зацикливается» на первопричине своего гне­ва, ни о чем другом не может и не хочет говорить. Коммуника­ция с ним затруднена: до человека сложно «достучаться» («глу­хота к окликанию»), или любая попытка установить контакт порождает отрицательные эмоции («нравственная агрессия»).

3. Барьер страха - вызывается разными причинами. Это может быть страх ребенка перед наказанием или вызовом к доске, ко­торый лишает его дара речи и не дает возможности объясниться и оправдаться; страх добросовестного ученика перед невыпол­нением задания; страх лентяя перед работой и т.д. Учитывая, что страх связывает не только общение, но любую продуктивную деятельность, педагогическая этика рекомендует учителю ста­раться не внушать страха своим учащимся - даже из благих по­буждений, мотивируя это желанием установить дисциплину и порядок или добиться глубоких знаний.

4. Барьер стыда и вины - образуется при отрицательной само­оценке своих действий или при «неправильной» критике со сто­роны другого. В первом случае, когда человек осознает недопус­тимость, вред, пагубность своего поведения по отношению к самому себе или другому, стыд - этот «своего рода гнев, обра­щенный вовнутрь», - заставляет его уйти в себя, «самоугрызаться» или «самооправдываться». Во втором случае «неправиль­ная» критика, скажем, со стороны учителя, также непродуктивна: несправедливая по содержанию, публичная и унизительная по форме, она заставляет человека направлять энергию не на поиск оптимального решения, а на самооправдание («так все поступа­ют», «я хотел как лучше», «другие делают еще хуже» и т.д.). Чело­век уходит в себя, перестает слушать неприятные для него слова, «отключается», начинает испытывать обиду или гнев в отношении критикующего. В любом случае общение затруднено.

5. Барьер установки - негативное восприятие кого-либо или чего-либо на основе предшествующего знания или предубежде­ния. Отрицательная установка, вызванная собственным печаль­ным опытом или чьим-то внушением, становится препятствием для непредвзятого доброжелательного отношения к другому. Поэтому нельзя сразу и безусловно воспринимать компромети­рующую информацию о ком-то: возможно, кто-то специально формирует у вас отрицательную установку по отношению к этому человеку - коллеге, ученику или студенту. А это, в свою оче­редь, вызывает вашу негативную реакцию на любые его дейст­вия и предложения, даже конструктивные. Культура общения предполагает в связи с этим наличие контр-установки - не при­нимать на веру любые утверждения о человеке, требовать их до­казательств.

6. Барьер презрения - как правило, это результат воспитания или идеологических установок, связанный с господствующими в обществе ценностями и идеалами. Часто возникает на базе предрассудков, бытующих в обществе: профессиональные, ра­совые, национальные предубеждения («все продавцы - воры», «все лица “кавказской национальности” - бандиты», «большин­ство подростков - хулиганы» и т.д.).

7. Барьер отвращения, брезгливости - связан с психофизио­логическими особенностями поведения людей: неприятными манерами, отталкивающими привычками, нарушением правил личной гигиены, несоблюдением «дистанции в общении». По­этому, чтобы не вызывать подобного барьера по отношению к себе, человека следует с детских лет приучать следить за своими манерами, чистоплотностью, привычками. Вместе с тем педаго­гам и родителям надо учить детей и учиться самим преодолевать барьер отвращения и быть более терпимыми по отношению к другим, особенно детям и подросткам.

8. Барьер настроения - может включать в себя все предыду­щие, быть разной степени тяжести (от просто «встал не с той ноги» до глубокой депрессии), иметь различные причины. Ос­новные из них, по которым настроение становится барьером общения, это, конечно же, межличностные конфликты, ссо­ры, нежелание пойти навстречу другому, обиды друг на друга, когда признается лишь собственная правота. Среди других при­чин барьера настроения - несбывшиеся ожидания, обманутые надежды, отказ в чем-то, на что рассчитывал. Учитывая, что настроение в общении с другими играет особую роль - оно очень заразительно и обладает «эффектом бумеранга», т.е. возвращает­ся к нам, - учитель должен, во-первых, быть крайне внима­тельным к проявлениям собственного настроения и настроения своих учащихся и, во-вторых, учиться владеть им и учить этому молодых людей.

9. Барьер речи - двойной барьер: это одновременно барьер «говорения» и барьер «слушания». Первый проявляется в языко­вом бескультурье: недостаточный запас слов; невнятная, моно­тонная речь; дефекты дикции; отталкивающий (высокомерный, амбициозный) тон; отсутствие чувства юмора; незнание рече­вого этикета. Второй барьер правильнее было бы назвать «барье­ром неслышания», потому что препятствием к общению здесь выступает именно неумение слушать и слышать другого.

Неумение слушать проявляется в том, что, слушая собеседника, человек:

Спешит опровергнуть его, не вникая в смысл его речи и мотивов;

Не умеет сдержать желания высказать собственное мнение;

Перебивает собеседника, не дожидаясь окончания аргументации;

Отвлекается на несущественное, внешнее, упуская суть речи;

Считает, что его знаний достаточно, чтобы отстаивать свою пози­цию;

Заранее настраивается на несогласие с оппонентом.

Социокультурные «барьеры» и маргинальность в общении

Кроме психологических и моральных причин, препятствую­щих общению, познанию и пониманию Другого, одними из са­мых серьезных являются социокультурные барьеры. Особое место среди них занимает сравнительно новый феномен - маргинальность в общении.

Маргиналъностъ - это пограничное положение личности по отношению к какой-либо социальной группе, накладывающее определенный отпечаток на ее психику, поведение, образ жиз­ни. В ситуации маргинальное™ оказываются так называемые «культурные гибриды», балансирующие между доминирующей в обществе группой с ее культурными и моральными ценностя­ми и «материнской» группой, из которой они выделились (си­туация неадаптированных мигрантов). Безусловно, что подобная ситуация накладывает свой отпечаток и на культуру общения, по­рождая определенные, порой трагичные, барьеры.

В основе маргинальное™ в общении лежит герменевтическое непонимание - невозможность прийти к общей точке зрения и взаимопониманию из-за того, что партнеры принадлежат либо к разным культурам, либо к разным типам, уровням и тради­циям одной культуры. И хотя общаются они на одном естест­венном языке, но договориться порой не могут, что объясняет­ся различиями категориальных систем их мышления и ценно­стей, когда смысл, вложенный в сказанное одним человеком, вызывает неадекватные ассоциации у другого. Такое непонима­ние возникает не обязательно тогда, когда стороны враждебно настроены друг к другу или когда одна сторона оказывается «пра­вой», а другая «неправой». Просто сигналы о добрых намерениях одной стороны в силу культурологических различий не улавли­ваются, не распознаются другой. Причем главное здесь - не «ко­личественный» уровень культуры сторон (прямо пропорциональ­ной зависимости между уровнем культуры и уровнем понимания не прослеживается), а «качественный» тип культуры людей, всту­пающих в общение. В наибольшей степени маргинальность харак­терна для переходного типа культуры или для перехода личности из одного в другой тип культуры.

Маргинальность может быть пространственной, временной, культурной . Пространственная маргинальность связана с пере­меной места жительства: эмиграцией в другую страну, миграци­ей из села в город и т.д. В результате такого вынужденного или добровольного перемещения человек теряет связь со своей куль­турной укорененностью (иногда добровольно отказываясь от нее, скажем, от деревенского происхождения, традиций, националь­ного языка), но культуру своего нового положения он еще не освоил, не «вписался» в нее: ведь адаптация к новому образу жизни требует немалого времени, иногда смены нескольких поколений. Испытывая затруднения с включением в иную куль­турную традицию или отторгаясь новым окружением, не же­лающим его принимать, он попадает в «промежуточную» ситуа­цию - ситуацию «меж-культурья». Возникает феномен маргинальности , порождающий синдром «никому-не-нужности», с одной стороны, и желание самоутверждения и «приобщения» - иногда весьма агрессивное - с другой. Так человек становится маргиналом.

И дело не в том, что одна культура общения «выше», «лучше», а другая «ниже», «хуже» - к примеру, городская или сельская. Они про­сто иные, разные. Иногда помогает время, дающее возможность адапта­ции, иногда человек до конца жизни так и остается «промежуточным» - маргиналом. И чтобы этого не случилось, ему надо помочь адаптиро­ваться к новой, непривычной культуре. Это касается, в частности, сту­дентов, приехавших в вузы из сел, маленьких городов, провинции. Их городские сверстники не всегда готовы помочь им в этом, а иногда, особенно на первых порах, демонстративно отгораживаются от них. Вот здесь и должен на помощь прийти педагог: снять возникшие барьеры, устранить герменевтическое непонимание.

Временная маргинальность связана с переменами иного рода - когда не человек меняет среду обитания, а меняется сама среда, точнее, эпоха: когда происходит ломка привычных ценностей и идеалов; старые нормы общения перестают действовать или те­ряют свою ценность, а новые еще не сформировались или не могут - в силу убеждений, заблуждений или просто лености мысли людей - стать «руководством к действию». И опять чело­век «впадает» в состояние маргинальное™, в которой он «не виноват», но которая так или иначе делает его «промежуточ­ным» человеком.

Такие ситуации, как правило, редки, происходят они в периоды бурных социальных ломок и потрясений - в глобальном или регио­нальном масштабе. Так, человечество с трудом привыкало к новым правилам общения и общежития в эпоху становления христианства. В России эпохальные потрясения вообще стали «национальной забавой» - от петровских реформ до эпохи перехода «от социализма к капитализ­му». Причем одни люди обрекают себя на маргинальность по доброй воле - не желая принимать новых правил отношений, другие же ока­зываются просто не в состоянии перестроить свою ментальность. В та­ком положении, оказалась, например, значительная часть старшего поколения граждан бывшего Советского Союза, не желающая или не умеющая принять новых условий жизни, тоскующая по старым образ­цам и желающая вернуть их. Отсюда - пресловутый конфликт «отцов» и «детей», их неумение и неготовность понять друг друга.

Суть «культурной» маргинальности - недооценка или непри­ятие культуры вообще, пренебрежение к ней, непонимание ее роли и значения в жизни личности и общества, стремление стать «над ней»: Такой тип маргинальное™ сегодня характерен, на наш взгляд, для тех белорусов, которые проявляют пренебрежи­тельное отношение к своему языку, культуре, национальным обы­чаям. Единственный путь преодоления культурной маргинально- сти - образование и воспитание - «окультуривание» человека.

В педагогической деятельности, единственным способом осу­ществления которой является общение, чрезвычайную роль иг­рает маргинальность в общении, затрудняющая процесс обуче­ния и воспитания, а порой делающая его просто невозможным. Проявляется она в ряде моментов, к встрече с которыми (и к преодолению которых) педагог должен быть готов.

1. Для нее характерна узость мышления и отсюда - «клано­вость», деление на «своих» и «чужих». И если со «своими» (род­ственниками, земляками, единомышленниками) у человека складывается полное взаимопонимание, то по отношению к «чужим» (или ставшим «чужими» в силу расхождения взглядов или жизненных обстоятельств) он проявляет то самое «не-пони- мание», о котором уже говорилось.

Дело в том, что менталитет маргинала отличается рядом признаков:

Одномерностью мышления (мышление по типу «или-или»), неумени­ем совместить разные точки зрения и найти общую систему координат;

Монополизмом на истину, только моя точка зрения верна, иные не имеют права на существование;

Неумением и нежеланием слушать и слышать партнера: человеком с таким типом мышления овладевает психологическая глухота, и лю­бые аргументы здесь бессильны - он не воспринимает их;

Нетерпимостью к инакомыслию, когда любой не согласный со мной воспринимается враждебно и вызывает раздражение и желание дать от­пор.

2. Маргинал подходит к другому с сугубо утилитарных пози­ций (часто не осознавая этого). Стиль его отношений с другими («чужими») - это «стиль-вампир»: он использует человека (в самых разных смыслах, не только в примитивно-материальном, но иногда и в духовном), а затем действует по «вещному» прин­ципу «использовал - выбросил».

3. Маргинальность в общении носит, как правило, воинст­вующий характер. Маргинала отличает уверенность в собствен­ной правоте и праве на отторжение другого, гордость собой и своими принципами. Маргинальность зачеркивает всякую воз­можность компромисса и взаимопонимания, выдвигая «борьбу» в качестве основной ценности и программы действий. Эта на­правленность на противостояние может проявляться в общест­венной жизни, профессиональной деятельности или личных отношениях, но в любом случае она не просто малопродуктив­на, но и привносит большое моральное зло в систему межлич­ностных отношений и коммуникации.

Таким образом, если принять за основу, что культура обще­ния предполагает отношение к Другому как равному мне субъ­екту, за которым я готов признать право на «самость», «инаковость» и к которому я готов относиться терпимо и с уважением, то маргинальность - это антикультура в общении.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВОЛЖСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ГОУ ВПО

ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ


Курсовая работа

по дисциплине: "Социальная психология"

на тему: "Психологические барьеры в общении"


Выполнила:

Студентка III курса

Группы П-071

Резникова Д.В.

Проверил:

к. пс. н., доцент

Торопчин И.И.


г. Волжский 2010.


Введение

Глава 1. Теоретический анализ понятий "общение" и "барьеры общения" в отечественной и зарубежной психологии

1 Понятие общения и его функции

2 Определение понятия: барьер общения

3 Психологические барьеры общения

4 Коммуникативные барьеры общения

Глава 2. Психологическое исследование проблемы возникновения психологических барьеров общения

1 Описание диагностического комплекса

2 Анализ и интерпретация полученных результатов

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Введение


Актуальность изучения проблемы общения состоит в том, что ее исследование открывает возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его внутреннего мира, показывает социальную обусловленность психики и образа жизни индивида.

В отечественной психологии общение исследовали Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтин, В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Л.С.Рубинштейн. Они рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.

Проблемой барьеров в общении учёные занимались всегда. Эта тема прежде всего связана с такими именами, как Э. Берн, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.С. Золотнякова, М.С. Каган, Б.Д. Парыгин, З. Фрейд.

Цель исследования: выявить взаимосвязь между самооценкой, установками и психологическими барьерами общения.

Задачи:

1.Рассмотреть мнения отечественных и зарубежных ученых по вопросам понятия и функций общения.

2.Провести теоретический анализ понятия "барьера общения".

.Рассмотреть виды барьеров общения.

4.Подобрать методики.

5.Провести эмпирическое исследование.

.Провести математическую обработку полученных данных с помощью статистического критерия.

.Провести анализ результатов математической обработки и их интерпретацию.

.Сформулировать выводы.

Предметом исследования является влияние неадекватной самооценки и негативных установок на возникновение психологических барьеров в общении.

Объект: психологические барьеры в общении.

Гипотеза: наличие неадекватной самооценки и негативных установок влияет на возникновение психологических барьеров в общении.


Глава 1. Теоретический анализ понятий "общение" и "барьеры общения" в отечественной и зарубежной психологии


.1 Понятие общения и его функции


Общение, в котором мы каждое мгновение воссоздаем свою социальность и которым мы каждую минуту подтверждаем, что человек - это существо общественное, для нас и самое легкое, и самое трудное дело на свете. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.

Категория "общение" является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями "мышление", "деятельность", "личность", "отношения", "Сквозной характер" проблемы общения сразу становится понятным, если дать одно из определений межличностного общения: это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношении, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.

За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии, прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.

По Л.С. Выготскому и С.Л. Рубинштейну , общение - процесс передачи информационного субъекта другому при помощи различных коммуникативных средств и механизмов с целью обмена информацией между людьми и установления взаимопонимания между ними. В качестве информации выступают мысли, чувства, переживания, мнения, знания, социальные ценности, опыт и т.д. Б.Ф. Ломов же определяет, общение как процесс взаимодействия, а передача информации только необходимое условие протекания общения. Смысл человеческого общения в установлении взаимопонимания, в осуществлении взаимных контактов, в объединении людей в рамках определенного социума. По А.А. Леонтьеву , общение - один из видов человеческой деятельности. А по Г.М. Андреевой , общение - разновидность общественных отношений, процесс, включающий в себя передачу и обмен информацией, взаимодействие и взаимопонимание людей в сложившейся системе общественных отношений.

М.С. Каган и А.М. Эткинд разделяют понятия "общение" , "управление" и "коммуникация" . Общение рассматривается как взаимодействие, участники которого взаимно воспринимают друг друга как цель. Управление - взаимодействие, в котором целью является только один из партнеров, а другой выступает как средство удовлетворения его потребностей. Коммуникация - взаимодействие, при котором оба партнера являются средствами по, отношению к некоторой цели, стоящей вне их.

Т.о., общение - процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах.

1. Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

2. Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

3. Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

4. Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

Разумеется, этими четырьмя функциями вовсе не исчерпываются значение и характеристики общения. Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Е.Г. Злобина приводит следующую классификацию функций общения:

1. социальные (т.е. общение рассматривается как фактор раз вития общества), включающие:

а) собственно социальные , ориентированные на удовлетворение потребностей общества в целом и отдельных его групп (функция планирования, координации совместной трудовой деятельности, социального контроля и др.);

б) социально-психологические , связанные с потребностями от дельных личностей членов общества (функции социализации, передачи опыта поколений и др.);

2. общение как фактор развития личности и ее формирования (в общении происходит осознание человеком собственной человеческой сущности). При этом подчеркивается, что в общении конкретный индивид усваивает опыт, выработанный человечеством, благодаря чему преодолевается ограниченность индивидуального опыта и это основная функция общения.

На индивидуальном уровне анализируют и такие функции общения, как информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная.

Поскольку общение является многомерным процессом, его функции можно классифицировать и по другой системе оснований, выделяя такие функции, как организация совместной деятельности, познание людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений.

Рассмотренные выше классификации функций общения не исключают ни друг друга, ни возможности предложить иные варианты. Общим для них является подчеркивание полифункциональности общения. При этом отмечается, что в реальном акте непосредственного общения все перечисленные функции (в разных вариантах классификации) выступают в единстве.

Т.о., можно сделать вывод, что уменьшение барьеров, ведет к эффективности общения, то есть снижаются барьеры понимания и соответственно увеличивается эффективность совместной деятельности (здесь можно понимать также и барьеры между членами семьи, между друзьями).


.2 Определение понятия: барьер общения


Барьеры общения - это уже чисто психологический феномен, возникающий в ходе общения коммуникатора и реципиента. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

"Барьер" общения - это явление субъективной природы, возникающее в объективно сложившейся ситуации, сигналом появления которого являются острые отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением и препятствующие процессу взаимодействия.

Барьер общения - психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей.

Установка - это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которого оно совершается. Существует теория Э. Берна , которая рассказывает о стереотипах (часть из которых становится психологическими барьерами) заложенных в человеке еще с самого раннего детства.

Личностный аспект является определяющим в классификации "барьеров" основанной на положениях психологии отношений В.Н.Мясищева.

Различаются:

) "барьеры" отражения - это барьеры, которые возникают в результате искаженного восприятия:

себя (неадекватная самооценка);

партнера (приписывание не присущих ему свойств, способностей);

ситуации (неадекватная оценка значимости ситуации);

) "барьер" отношения - это барьеры, возникающие в результате неадекватного отношения:

к себе (неудовлетворенность своим ролевым статусом);

к партнеру (чувство антипатии, неприязни к партнеру);

к ситуации (негативное отношение к ситуации);

) "барьеры" обращения как специфической формы отношения. Эти "барьеры" возникают:

при формах обращения, которые ведут к кооперации, сотрудничеству и т.д. (комплименты, похвала, какие-либо поощрительные жесты и т.п.); - при формах обращения ведущих к непродуктивному общению (повышенный тон голоса, невербальные средства, используемые в конфликтных ситуациях, оскорбительные выражения и т. п.).

Изучение проблемы "барьеров" общения в контексте личностного подхода позволяет говорить о схеме выхода из ситуации "барьера", где главным является принцип взаимоотношений ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию с учетом индивидуально-психологических особенностей партнеров по общению. Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения.

Также выделяют следующие барьеры общения:

·коммуникативные барьеры (когда человек не понимает речи собеседника по тем или иным причинам, например, если речь искажена или люди беседуют на разных языках);

·психологические барьеры (например, если люди не понимают друг друга из-за разницы в возрасте или "первое впечатление" оказало слишком сильное влияние).

Человек, как элемент коммуникации - сложный и чувствительный "получатель" информации со своими чувствами и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию. Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных и психологических барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.


1.3 Психологические барьеры общения


Психологические барьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает ощущать неверность своего поведения, и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы. Причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью.

Изучением психологических барьеров общения занимались: Р. Николс, Майерс, О. Крегер и др.

Виды психологических барьеров, которые возникают в процессе общения людей:

Первое впечатление считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным.

Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки . Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам. Следует установить возможные мотивы появления такого отношения и преодолевать их. Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей. Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, до вашего личного опыта общения с конкретным человеком надо избегать. К новым людям, с которыми предстоит общаться, надо подходить с оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь в окончательной оценке человека только на мнение других.

Барьер "боязни" контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко. Что делать? Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер. После беседы обязательно проанализируйте успешность разговора и зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности.

Барьер "ожидания непонимания". Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения. Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.

Барьер "возраста" - типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия.


.4 Коммуникативные барьеры общения


Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда её искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; эти варианты можно обозначить как информационно-дефицитный барьер . Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (проблема состоит в том, что передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию). Здесь можно говорить о замещающе-искажающем барьере . Искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но когда она проходит через несколько человек - ретрансляторов, искажение может быть существенным. Также этот барьер называют "барьер отражения" . Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями - эмоциональные барьеры . Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причём не столько сами слова (символы), сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).

Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер , возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др. Так, партнёр по общению может не принять критическое замечание, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере, или дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого. Коммуникатору необходимо тонко чувствовать состояние своих реципиентов, улавливать оттенки возникающей ситуации общения, с тем чтобы привести в соответствие с ней стиль своего сообщения.

Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства. В психологическом плане можно говорить о существовании множества логик и логических систем доказательств. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали. Можно говорить о существовании "женской" и "мужской" психологической логики, о "детской" логике и т. д. От психологических пристрастий реципиента зависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтёт её не убедительной. Для коммуникатора же выбор адекватной данному моменту системы доказательств всегда является открытой проблемой.


Выводы


ØОбщение - процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга.

ØУменьшение барьеров общения приводит к улучшению понимания, т.е. к эффективности общения, что в свою очередь способствует продуктивности совместной деятельности.

ØВосприятие информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных и психологических барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.

ØПричиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия. Также в качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста.

ØКоммуникативные барьеры общения имеют большой спектр разных причин, но все они приводят к искажению изложенной информации и самой сути передаваемой мысли.

ØБарьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения.


Глава 2. Психологическое исследование проблемы возникновения психологических барьеров общения

общение барьер самооценка коммуникация

2.1 Описание диагностического комплекса


Исследование проводилось в Волжском Гуманитарном Институте на студентах юношах и девушках Факультета Естественных и Гуманитарных Наук. Возраст испытуемых от 18 до 22 лет.

Проанализировав спектр диагностических методик, были выбраны те, которые определяют наличие негативных установок, уровень общительности и самоотношение испытуемых.

Методики, применяемые в ходе исследования:

Тест оценки уровня общительности Ряховского (Приложение 1): Испытуемому предлагается ряд простых вопросов, необходимо однозначно ответить на них "да", "нет", "иногда".

Оценка ответов: "да" - 2 балла, "иногда" - 1 балл, "нет" - 0 баллов.

Интерпретация набранных баллов:

1.30-31. Вы явно некоммуникабельны.

2.25-29. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество.

.19-24. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно.

.14-18 . У вас нормальная коммуникабельность.

.9-13. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры).

.4-8. Вы, должно быть, "рубаха-парень". Общительность бьет из Вас ключом.

.3 и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер.

Тест "Ваша коммуникативная установка" (Приложение 2): Испытуемому предлагается ряд утверждений, необходимо прочитать каждое суждение и выразить свое согласие или несогласие с ним.

Ответы интерпретируются по пяти шкалам:

1. Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них.

Открытая жестокость в отношениях к людям.

Обоснованный негативизм в суждениях о людях.

Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.

Негативный личный опыт общения с окружающими.

По каждой шкале при совпадении вариантов ответов набирается определенное количество баллов. Суммируя показатели всех шкал получаем процентную выраженность негативной установки у испытуемого.

Тест-опросник самоотношения Столина (Приложение 3): Испытуемому предлагается ряд утверждений необходимо выразить свое согласие или несогласие с ними.

Опросник включает следующие шкалы:

Шкала S - измеряет интегральное чувство "за" или "против" собственного "Я" испытуемого;

Шкала I - самоуважение;

Шкала II - аутосимпатия;

Шкала III - ожидание положительного отношения от других;

Шкала IV - самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес "Я" испытуемого.

Шкала 1 - самоуверенность,

Шкала 2 - отношение других,

Шкала 3 - самопринятие,

Шкала 4 - саморуководство, самопоследовательность,

Шкала 5 - самообвинение,

Шкала 6 - самоинтерес,

Шкала 7 - самопонимание.

Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком; и утверждения, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком.

При значении показателя меньше 50 - признак не выражен; 50-74 - признак выражен; больше 74 - признак ярко выражен.

При проведении корреляции полученных данных была выбрана только шкала II - аутосимпатия, так как она отражает дружественность-враждебность к собственному "Я". В шкалу входят пункты, касающиеся "самопринятия", "самообвинения". В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе - видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров ("и поделом тебе").

Таким образом, можно сказать, что шкала аутосимпатии уже включает в себя большинство имеющихся показателей опросника и наиболее выражает самооценку испытуемого.


2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов


Тест оценки уровня общительности Ряховского.

По данному тесту было подсчитано среднее значение набранных баллов испытуемых. Получили показатель 10,8. Это говорит о том, что в среднем выбранные испытуемые весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Бывает, вспылят, но быстро отходят. Им недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, могут себя заставить не отступать.

Тест "Ваша коммуникативная установка".

По результатам данного теста был подсчитан средний процент выраженности негативной установки у испытуемых. Он составляет 50,4 %. В целом негативная установка выражена средне, что говорит о ситуативном ее проявлении. Энергетику негативной коммуникативной установки невозможно скрыть от сенсорных систем партнера. Проблемы появятся даже в том случае, если испытуемые будут стараться тщательно маскировать свой негативный настрой по отношению к окружающим, например, на работе или в институте. Дело в том, что когда человек заставляете себя сдерживаться, быть корректным, возникает постоянное напряжение. С точки зрения этики, возможно, все обстоит безукоризненно, однако, расплачиваться за это приходится высокой психологической ценой, рано или поздно состояние напряжения приведет к стрессу, нервному срыву, не исключено, что разрядка время от времени происходит за пределами института или работы - в семье, в общении с приятелями или в общественных местах, что тоже малоприятно.

Тест-опросник самоотношения Столина.

По данному тесту-опроснику было подсчитано среднее значение накопленных частот по шкале аутосимпатии. Получен показатель 81,3. Это говорит о том, что аутосимпатия у испытуемых ярко выражена. Они дружественно настроены к собственному "Я". Испытуемые одобряют себя в целом и в существенных частностях, обладают доверием к себе и позитивной самооценкой; крайне редко раздражаются на себя и не выносят самоприговоров.

С помощью статистического критерия Пирсона была проведена математическая обработка полученных данных.


ОбщительностьНегативная установкаСамоотношение474177,33332390,67606590,67635077,33535769,65406486535796,67434996,67437828333486335586176796,67335296,67173298,33134690,67275190,67607358504996,67232986308637,33333069,67504569,6771698,3305386274537,3375886475786435177,33334737,33605377,33При корреляции между шкалами общительности и негативной установки был получен коэффициент 0,2. Это свидетельствует о том, что связи между данными показателями нет.

При корреляции между шкалами общительности и самоотношения был также получен коэффициент 0,2. Это свидетельствует о том, что между этими показателями также связи нет.

Таким образом, можно сделать вывод, что эмпирическое исследование не подтвердило поставленную нами гипотезу. Это можно объяснить малой выборкой и большой степенью разброса показателей.


Заключение


Исследование, проведенное в данной курсовой работе является одной из многих попыток разобраться в некоторых аспектах общения. Мы постарались доказать наличие взаимосвязи между самооценкой, установками и психологическими барьерами общения.

В результате теоретического анализа литературы по интересующей нас теме, мы смогли отобрать и систематизировать необходимый материал, чтобы конкретизировать и уточнить те аспекты общения, на которые направлено настоящее исследование.

Сложный этап работы - подбор диагностического комплекса, так как тема общения сложна своей широтой, и при выборе методик необходимо четко придерживаться поставленной цели. Проведенное эмпирическое исследование не доказало выдвинутой нами гипотезы. Математическая обработка с помощью статистического критерия Пирсона показала отсутствие взаимосвязи между неадекватной самооценкой, негативными установками и возникающими психологическими барьерами общения. Возможно, это связано с недостаточным количеством выборки. Также считаем необходимым пересмотреть составляющие диагностического комплекса, возможно, он нуждается в коррекции.

В целом, данная работа является еще одним доказательством, что многие вопросы темы общения до сих пор остаются не изученными, а это важно, ведь общение - основная деятельность человека на протяжении всей жизни.


Список литературы


1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов.- 5-е изд.- М.: Аспект Пресс, 2008.- 363 с.

2. Белинская Е.П. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.

3. Бодалев А.А. Психология общения.- М.: "Институт практической психологии".- Воронеж, 1996.-256 с.

Бодалев А.А. Столин В.В. Общая психодиагностика.- Спб.: Речь, 2006.- 440 с.

Горянин В.А. Психология общения: учебное пособие для студентов вузов.- 5-е изд.- М.: издательский центр "Академия", 2008.- 416 с.

Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов.- М.: Юнити, 1997. - 295 с.

Коломинский Я.Л. Психология общения.- М.: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.

Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.- 544 с.

9. Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для студентов вузов.- 5-е изд.,- М.: "Академия", 2008.- 368 с.

Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976. - 270 с.

Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии.- СПб.: Питер,1998.- 342 с.

Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии.- 5-е изд.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.- 687 с.

Общение и оптимизация совместной деятельности./ Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М.: МГУ, 1987.- 296 с.

14. Психология: словарь.- М.: Политиздат, 1990. - 145 с.

15. Райгородский Д.Я. Практическая психология: Методики и тесты.- Самара: БАХРАХ - М, 2003.- 672 с.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. В 2-х кн. Кн. 2.: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 480 с.

Рогов Е.И. Психология общения.- М.: ВЛАДОС, 2001.- 336 с.

Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФРА, 1999.- 321 с.

Творогова Н.Д. Общение: диагностика и управление.- М.: Смысл, 2002.- 246 с.

20. Тейлор Ш. Социальная психология.- 10-е изд. - СПб.: Питер, 2004.- 767 с.


Приложение 1


Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: "да", "нет", "иногда".

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

Оказавшись один на один с незнакомым человеком. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?

Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?


Приложение 2


Пол_________ Возраст _____________________

1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.

Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).

Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.

Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.

С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.

Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.

Большинство людей лишено чувства сострадания к другим.

Большинство работников на предприятиях и в учреждениях старается прибрать к рукам все, что плохо лежит.

Подростки в большинстве своем сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.

В моей жизни часто встречались циничные люди.

Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.

Добро должно быть с кулаками.

С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.

Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.

Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные.

Я очень доверчивый человек.

Правы те, кто считает: надо больше бояться людей, а не зверей.

Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.

Наша действительность делает человека стандартным, безликим.

Воспитанность в моем окружении - редкое качество.

Я всегда откликаюсь на чью-либо просьбу.

Большинство людей пойдет на безнравственные поступки ради личных интересов.

Люди, как правило, безынициативны в работе.

Пожилые люди в большинстве показывают свою озлобленность каждому.

Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.


Приложение 3


Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, выразите свое согласие (+) или несогласие (-) с ними.

Пол_________ Возраст _____________________

Думаю, что большинство моих знакомых относятся ко мне с симпатией.

Мои слова не так уж часто расходятся с делом.

Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.

Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.

Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.

Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.

Мое "Я" всегда мне интересно.

Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

В моей жизни есть или по крайней мере были люди, с которыми я был чрезвычайно близок.

Собственное уважение мне еще надо заслужить.

Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел.

Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

Я сам хотел во многом себя переделать.

Мое собственное "Я" не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.

Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.

Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.

Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.

Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.

У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

Часто я не без издевки подшучиваю над собой.

Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни - это подчиниться собственной судьбе.

Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.

К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.

Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

Быть снисходительным к своим слабостям вполне естественно.

У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.

Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.

Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.

Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю у себя, разумно ли это.

Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он тут же понял, какое я ничтожество.

Временами я сам собой восхищаюсь.

Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.

Без посторонней помощи я мало что могу сделать.

Иногда я сам себя плохо понимаю.

Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.

В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь.

Большинство моих знакомых не принимает меня уж так всерьез.

Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

Я вполне могу сказать, что уважаю себя сам.

Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.

В целом меня устраивает то, какой я есть.

Вряд ли меня можно любить по-настоящему.

Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.

Если бы мое второе "Я" существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.

Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.

Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.

Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю "И по делом тебе".

Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Психологический барьер – это особое состояние психики, при котором индивид не может реализовать определенные действия. Такие состояния происходят из-за неадекватно острых отрицательных психологических переживаний относительно актуальных проблем или конкретных ситуаций. Субъективно, психологические барьеры переживаются человеком, как непреодолимые трудности в установлении взаимоотношений и коммуникативных связей и сопровождаются самонеудовлетворенностью, самонеприятием, заниженной самооценкой, низким уровнем притязаний.

Наличие подобных характеристик приводит к внутриличностным психологическим , чувству вины, тревоге, различным комплексам, в частности комплекса неполноценности.

Виды психологических барьеров: барьеры общения, индивидуальные психологические и социально психологические барьеры личности.

В общении выделяют психологические барьеры коммуникации и смысловые барьеры личности. Психологические барьеры коммуникации непосредственно связаны с трудностями, возникающими у человека при организации его коммуникативного взаимодействия.

Смысловой психологический барьер происходит из-за взаимонепонимания людей, которые наполняют одно событие различным смыслом. В каждой сфере взаимодействия людей существует возможность возникновения психологических смысловых барьеров. Можно выделить те взаимоотношения, в которых они чаще всего возникают – это смысловой психологический барьер в отношениях детей и родителей, жены и мужа, руководителя и подчиненного.

Индивидуальные психологические барьеры человека проявляются в его неуверенности в себе, чрезмерной застенчивости, зажатости, страхах, .

Преодоление психологических барьеров происходит с помощью психолога, прохождения специальных тренингов или саморазвития.

Социально психологические барьеры личности являются особенным состоянием, которое зависит от психологических особенностей самой личности, но в большей мере от конкретной ситуации ее жизни. Так, плохое настроение человека, вызвано негативным стечением обстоятельств, может стать психологическим барьером, которое деформирует внимание человека и его понимание в определенной ситуации общения с партнером.

Психологические барьеры общения

Психологический барьер – это состояние пассивности субъекта, которое препятствует выполнению им необходимых действий. Такое состояние усиливает отрицательные переживания и установки (чувство вины, страха, переживание тревоги, чувство ).

Барьер общения обозначается, как столкновение противоположных ориентированных тенденций в сознании одного индивида, в межличностных взаимоотношениях индивидов или целых групп, связанные с негативными эмоциональными переживаниями.

Психологический барьер в отношениях обуславливает неэффективное взаимодействие людей и сопутствующее ему конфликты. Психологические факторы возникновения подобных конфликтов кроются в индивидуальных характеристиках человека, таких, как , манера общения, различие эмоциональных состояний собеседников.

Барьер темперамента появляется при встрече двух личностей с совершенно противоположными типами нервной системы, разными способами реагирования на окружающую среду. Коммуникация людей с разными темпераментами может сформировать психологический барьер в отношениях или привести к конфликту.

Еще одна причина формирования психологических барьеров в отношениях – акцентуации личности. Акцентуации содержат в себе позитивные и отрицательные качества и определяют стиль поведения человека. Поскольку акцентуации – это крайние выражения черт характера человека, то каждый тип способен порождать конфликты.

Способ поведения и манера общения, сформированные на основе темперамента, характера и акцентуации могут создавать психологические барьеры общения между людьми с различными манерами общения. Поэтому, каждый человек должен знать о различных типах субъектов общения, и уметь себя правильно с ними вести.

Субъект доминантного типа всегда обращается к человеку, не задумываясь о целесообразности общения. Для него главным является то, что он стал инициатором общения, оказывает влияние на других и подавляет активность партнеров коммуникативного процесса. Это наблюдается в повышении голоса, перебивании, многократном повторении одной информации. В общении с таким человеком необходимо спокойно придерживаться независимой точки зрения.

Мобильный тип субъекта общения живо вступает в контакт, легко переключает внимание, его речь тороплива, он лично задает темп общения, перебывает собеседника. В ходе разговора такой человек активно выражает свое мнение насчет того, что говорит собеседник, вставляет свои реплики и высказывания. Общаясь с мобильным типом нужно помнить, что с ним очень тяжело обсуждать длительное время серьезные темы с анализом сути затрагиваемых вопросов.

Ригидный тип субъекта общения характеризуется тем, что он не сразу включается в общение. Сначала он изучает партнера, пытается понять его намерения. Он всегда очень внимателен, подробно излагает мысли, его речь неспешна, он тщательно подбирает выражения. Он не терпит, когда его перебивают или спешат. Нетерпеливым личностям очень трудно общаться с ригидным типом. В общении с ним необходимо избегать торопливости и невнимательности. Желательно придерживаться норм этикета, если общение с этим человеком действительно имеет значение.

Экстравертированный тип субъекта расположен к взаимодействию. Независимо от настроения, он всегда направлен на общение. Экстравертированный тип очень любознательный, он всегда заинтересован своим собеседником, проявляет к нему внимание и симпатию, и в свою очередь, ждет ответного отношения. Общение с экстравертированным типом организовывается очень легко, поскольку он сам задает положительной настрой коммуникации.

Интровертированный тип субъекта отношений характеризуется отсутствием инициативности внешнего диалога, он сосредоточен на аутообщении. Такой человек застенчив, он не любит говорить в больших компаниях. С ним лучше разговаривать тет-а-тет, тогда появляется возможность его немного разговорить, но для интенсивного общения лучше постепенно вводить такого человека в разговор.

Ориентируясь в характеристиках различных типов субъектов отношения и зная подход к каждому из них, человек обеспечивает себе тыл от возникновения возможных психологических барьеров в отношениях.

Эмоциональное состояние личности также имеет большое влияние на эффективность процесса общения, поскольку эмоции являются регулятором психической деятельности человека и его поведения. Эмоции могут быть, как положительными, так и отрицательными. Могут возникать различные виды психологических барьеров, вызванные отрицательными эмоциями.

Барьер страдания – вызывается трагическими событиями, болью, заниженной самооценкой или неудовлетворенностью самим собой. Из-за переживания страданий у человека снижается уровень общительности.

Барьер гнева возникает из-за переживания человеком эмоций . Такой человек способен вести себя неадекватно, говорить оскорбительные слова или проявлять агрессивные действия. Естественно, агрессивного человека боятся или стараются избегать общения с ним, поскольку не знают чего от него можно ожидать.

Барьер отвращения появляется в результате нарушения человеком базовых норм этичного поведения или от не восприятия человеком внешности собеседника. Отвращение и брезгливость могут спровоцировать: грязная одежда, обувь, небрежные действия и жестикуляция партнера, отталкивающие акты (пальцы во рту, носу, ушах, сморкание), нарушение личностного пространства, запах алкоголя, неприятные запахи от тела собеседника и тому подобное. Если у человека есть определенные физические дефекты, изменить или скрыть которые он не может, то люди со временем к нему привыкают, но принять нарушение правил гигиены тела, люди так быстро не могут, поэтому они часто даже не вступают в общение с таким человеком.

Барьер презрения возникает в том случае, если собеседник своим поведением вызывает отрицательные эмоции. Такое поведение – это аморальные поступки, предрассудки, трусость, предательство, скупость и другие.

Барьер страха появляется в результате общения с человеком, вселяющим чувство страха. Такого человека избегают, особенно стараются не очутиться с ним наедине или не попасться ему на глаза.

Барьер стыда или вины образуется в результате понимания неуместности происходящего и, как реакция на неумеренную похвалу, критику, лесть, как страх показаться неловким от осознания своей вины. В таких случаях у человека краснеет лицо, меняется голос, он уходит от взгляда и от общения собеседника.

Барьер плохого настроения возникает в результате отсутствия настроя одного из собеседников. Отрицательный настрой человека влияет на его собеседника и отбивает охоту общаться с ним.

Барьер речи образуется вследствие допущения человеком речевых ошибок в разговоре. Постоянное искажение слов, допущение речевых ошибок в построении сообщения, неправильный подбор слов, слабая аргументация сказанного – эти факторы способны заглушить смысл слов говорящего, потому что собеседник будет ориентироваться только на «помехи».

Социально психологические барьеры личности – это состояния человека, при которых блокируются духовно-психические ресурсы и реализация их в процессе жизнедеятельности. В качестве личностного свойства социально-психологический барьер является постоянным признаком, сформировавшимся в результате особенностей характера человека. Повышенная настороженность, подозрительность, недоверие к другим являются социально-психологическим барьером в процессе общения.

Социально психологические барьеры личности исполняют функцию защиты от разрушительного воздействия. Впервые понятие защитных механизмов было введено Зигмундом Фрейдом, позже он описал их, как средства ослабления внутреннего психологического конфликта, порожденного столкновением инстинктивных импульсов и требований социальной среды.

Еще до описания Зигмундом Фрейдом механизмов, его дочь, Анна Фрейд попыталась создать целостную теоретическую систему защитных механизмов. В ее толковании эти механизмы направлены на ослабление психологических конфликтов личности, повышение ее адаптации к окружающей среде и саморегуляции, обеспечение психологической защиты личности от влияния стресогенных факторов, способных расстроить внутреннюю уравновешенность. Они также являются психологическими барьерами в адекватном восприятии и понимании личностью сущности травмирующих факторов.

Вытесняя или подавляя сигналы об угрозе, поддерживая тем самым внутреннюю стабильность, эти механизмы являются психологическими барьерами, поскольку они мешают формированию у человека адекватной оценки этих угрожающих сигналов и сопутствующей ситуации, которая требует перестройки поведения и психического состояния личности. Эти барьеры также являются средством контроля степени соответствия или несоответствия намерений индивида относительно социальных норм.

Система защиты психики понимается, как механизм поддержания психологической цельности и стабильности модели мира, которым блокируется информация, не соответствующая представлениям личности о мире. Иногда этот механизм мешает формированию новых решений, если они будут противоречить существующим представлениям.

Социально-психологические барьеры больше нужны тому индивиду, у которого слабая нервная система, повышенная впечатлительность и чувствительность.

Психологический барьер защищает мир человека от перепадов его внутреннего состояния и внешних условий жизни, от разрушительных стрессовых ситуаций и воздействия опасных соблазнов.

Действие психологического барьера имеет две стороны. С одной он защищает мир человека от внутренних конфликтов и негативных внешних влияний, но с другой тормозит, сдерживает эмоциональную реактивность, умедляет скорость интеллектуальных процессов и общую подвижность личности, что в свою очередь приводит к ограничению взаимодействия с социальным окружением.

Как преодолеть психологический барьер

Ориентируясь в теоретической основе характеристики психологического барьера, человеку становится легче придумывать и разрабатывать различные варианты выхождения из ситуации, создаваемой барьером. Существует также общая стратегия преодоления психологических барьеров и вызванных ими конфликтов.

Преодоление психологических барьеров имеет схему, в которой есть несколько шагов. Первым делом необходимо оценить сложившуюся ситуацию, определить ее направленность и всевозможные последствия. Далее нужно выявить ориентиры причин возникновения, рассматривать и изучать предполагаемые пути выхода из ситуации относительно ее причин. И напоследок определить необходимые аффективные действия для решения выхода из проблемной ситуации, вызванной психологическим барьером.

Действия, направленные на устранение психологических барьеров, налаживают процесс общения и приводят к аффективной совместной деятельности. Большую роль в преодолении психологических барьеров имеет мотивационная направленность человека.

Преодоление психологических барьеров в отношениях, в первую очередь нуждается в оценке ситуации, выяснении причин возникновения психологического барьера, а потом в действиях согласно намеченной стратегии. При этом должен использоваться главный принцип: сотрудничества и взаимопонимания, учитывая индивидуально-психологические особенности собеседников. Поскольку психологические барьеры способны порождать эмоциональное состояние, при котором тяжело мыслить, делать выводы, творчески решать проблемы, необходимо разрешать возникающие конфликтные ситуации.

Преодоление психологических барьеров не будет эффективным, если не придерживаться следующих правил. Необходимо помнить, что во время конфликта человек руководствуется не разумом, а эмоциями, что часто приводить к аффекту, а в состоянии аффекта сознание отключается, и человек становится не способным отвечать за свои действия.

Чтобы не возникали психологические барьеры общения, нужно придерживаться многоальтернативного подхода, настаивать на своем предложении, но не отвергать идею партнера, представить ему выгодные позиции своей идеи и понять его предложение.

Чтобы предотвратить психологический коммуникативный барьер нужно осознать насколько значимым является разрешение конфликта, и подумать, что может быть в случае, если решение так и не найдется. Таким образом, основной аспект перенесется с отношений между партнерами на возникший между ними проблемный вопрос.

Если собеседник раздражен или агрессивный, нужно снизить внутреннее напряжение. Если теряется контроль над ситуацией, нужно сделать то, что возможно в любой ситуации и не требует лишних затрат – замолчать. В скором времени партнер перестроится, успокоится, и можно будет далее вести спокойный разговор.

В процессе общения нужно ориентироваться на положительные черты человека, на лучшее, что в нем есть. Если человек видит к себе внимательное отношение с признаками симпатии, тогда ему в ответ хочется также быть вежливым, и он настраивается на позитивную волну. Создавая благоприятную положительную атмосферу, личность тем самым минимизирует возможность возникновения психологического коммуникативного барьера.

Чтобы понимать намерения человека, необходимо пробовать ставить себя на его место. Не нужно обвинять другого субъекта в сложившейся проблемной ситуации, которая касается обеих личностей, необходимо признавать свою долю ответственности. Нежелательно преувеличивать свои заслуги или демонстрировать превосходство над собеседником, это лишь настроит его более агрессивно, тогда о результативной беседе можно забыть.

Если психологический барьер в общении невозможно преодолеть, тогда нужно, хотя бы постараться сберечь сносные отношения с собеседником.

В преодолении социально-личностных психологических барьеров лучше всего может помочь психолог. Он проведет индивидуальную консультацию и независимо от вида психологического барьера подберет грамотный подход.

Если в нужный момент нет возможности пообщаться с психологом, тогда необходимо заняться самоанализом. Нужно проанализировать свой режим дня, подумать, если ли в нем действия, направленные на решение давних проблем, воспоминания которые вызывают негативные ассоциации. Если действительно существуют подобные проблемы, тогда следует заняться отвлекающей деятельностью.

Очень хорошо помогают занятия йогой. Они приводят разум в спокойствие, очищают мышление. Научившись расслабляться и владеть собой, человек обеспечивает себя психологической защитой от стрессов.

В распорядок дня нужно включить действия, направленные на решение конфликтов, которые мешают жить дальше, расстаться с ними раз и навсегда, а не нести эту ношу с собой на протяжении всей жизни. Возможно, причина кроется в том, что человек боится встретиться с этими проблемами, особенно, если ранее у него был неприятный опыт, относительно этой ситуации. В таком случае необходимо вообразить себе насколько положительными могут быть результаты от решения этой проблемы. Следует научиться видеть ситуацию с разных сторон, не давать отрицательным эмоциям и помыслам овладеть своим сознанием.



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными