Храм пророка Илии (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове. Ильинский приход в Черкизове: «Люди, которым небезразлична чистота Храм ильи пророка в черкизово расписание

Храм пророка Илии (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове. Ильинский приход в Черкизове: «Люди, которым небезразлична чистота Храм ильи пророка в черкизово расписание

Московский храм Ильи Пророка в Черкизове был возведен в 1690 году. Раньше на этом месте в 1370 году стояла деревянная церковь, которая сгорела.

История церкви связана с историей самого села — Черкизово. Известно, что она была возведена в XIV веке. Село было названо в честь его владельца — царевича Серкиза, который после крещения стал Иваном Серкизовым. Он был выходцем из Золотой Орды. Однако владел своим селом Серкизов недолго, поскольку вскоре продал его своему соплеменнику — Илье Озакову. В истории говорится, что тот был очень набожным человеком. Из уважения к своему небесному покровителю — Илье Пророку, он приказал возвести храм. Так и была построена Илиинская церковь в Черкизове.

Располагалась она на берегу реки Сосенка, в весьма живописном месте. Река Сосенка является правым притоком Хапиловки, ее исток находится в районе Гольянова. Длина ее — 9 километров. В наши дни главная часть русла заключена в трубу. Только благодаря черкизовскому пруду, на берегу которого стоит церковь, люди помнят, где река когда-то текла по поверхности. Теперь она течет в коллекторе вдоль восточного берега водоема.

Деревянная церковь. Каменный храм

Каменный храм в Черкизове построен на месте деревянной церкви, когда здесь еще находилось загородное жилище митрополита Алексия. До 1764 года село было собственностью московских митрополитов, через некоторое время церковь стала приходской.

В 1883 году к ней пристроили приделы и трапезную, в 1899 году — шатровую колокольню с тремя ярусами. В убранстве были задействованы иконостасы XIX века, ограда небольшого кладбища — также того времени. На нем находится могила Ивана Яковлевича Корейши — известного московского провидца, местного юродивого и святого (годы жизни: 1783-1861). В то время храм не закрывали, при нем действовала воскресная школа для всех жителей села.

Черкизовская митрополичья и Патриаршая дача

Село очень понравилось митрополиту Алексию — служителю Московскому и всея Руси, а именно: его живописное расположение, окружающие просторы, близость к Москве. В 1360 году он решил приобрести село не только для себя, но и для своих преемников по сану. С того момента Черкизово стало одной из главных усадеб кафедрального московского Чудова монастыря, аббатства с большим и просторным двором, а также хорошо развитым обительским хозяйством.

Для митрополита Алексия храм Ильи Пророка стал местом отдыха и уединения. В нем он мог спокойно оглянуться на свой пройденный жизненный путь, восстановить свои силы, которые пригодились бы ему в будущем, или же просто увидеться с близкими ему людьми. Когда митрополит всея Руси скончался, Черкизово еще долгое время оставалось летней опочивальней московских митрополитов.

Когда было восстановлено Патриаршество, Патриархом всея Руси стал Московский митрополит, Коломенский Святитель и Чудотворец Тихон. Он стал называть дачу Патриаршей.

За всю историю своего существования двор храма многократно перестраивался. С его историей связан святитель и митрополит Иннокентий, по приказу которого была сделана еще одна перестройка в середине XIX века.

В советское время большинство храмов в Москве были полностью уничтожены, но Ильинская церковь устояла. Во времена Великой Отечественной войны все верующие храма смогли собрать один миллион рублей на возведение самолетов и отправили их Сталину. Он в ответ отправил признательную телеграмму. Почему именно самолетов? Дело в том, что Пророк Илия является защитником авиации.

В середине XX века в храм Ильи Пророка в Черкизове свозили иконы из всех соседних храмов, которые должны были уничтожить. В то время настоятелем церкви был протоиерей Павел Иванович Цветков.

Ильинские храмы Москвы

Пророк Илия считается одним из самых уважаемых святых Ветхого Завета. Ему посвящено три храма в Москве: храм Пророка Илии на Воронцовом поле, храм Ильи Пророка в Черкизове и храм Пророка Илии в Обыденском переулке. В любом из них есть много святых мощей, различных предметов, которые почитают христиане, а также иконы.

Богослужения здесь проходят:

  • будничная литургия — ежедневно с 9:00 и 17:00;
  • в великие праздники и в воскресенье — с 7:00 и 10:00, с 17:00 — вечерняя служба.

При храме открыта воскресная школа.

Несколько слов о Черкизовском кладбище

Равным образом, как и храм Ильи пророка в Черкизове, кладбище имеет свою древнюю историю. Оно является старейшим местом захоронений. Свое название получило от села, рядом с которым оно и было образовано. Находится кладбище недалеко от церкви. Точнее, оно ее окружает. Кладбище является очень древним историческим некрополем. Оно не было разорено в советское время. С 1998 года начали вести архив, в котором указана регистрация всех захоронений, даже родственных. На территории есть место проката сельхозинвентаря для ухода за могилами. Черкизовское кладбище работает ежедневно с 9:00 до 19:00 (с мая по сентябрь) и с 9:00 до 17:00 (с октября по апрель). Погребальные обряды производятся с 9:00 до 17:00 ежедневно.

Деревянный храм Илии Пророка в Черкизове стоял здесь еще в 1370 году.

Изначально село было собственностью царевича Серкиза, выходца из Орды. Затем тот продал Черкизово Илье Озакову. Вероятно, последний и возвел на этом месте храм во имя своего святого, поскольку всегда был человеком очень набожным.

Из истории церкви на Большой Черкизовской

От Озакова имение перешло митрополиту Алексию. Место было очень живописным, на берегу реки. Митрополит сделал святыню летней резиденцией, где часто собирались московские патриархи.

Когда деревянный храм сгорел в пожаре, на его месте в 1689 году возводят каменный. Новая постройка имеет при себе звонницу, трапезную и придел в честь митрополита Алексия.

В 19 веке церковь перестраивается не раз.

Первая перестройка сделала храм Илии Пророка пятиглавым. После второй реконструкции святыня стала больше и просторнее, ведь возросшее количество прихожан прежнее здание вместить уже не могло.

Храм после революции и сегодня

После революции Ильинский храм оставался действующим.

В годы войны верующие собрали немалые деньги и отправили их Сталину с просьбой использовать эти пожертвования на развитие авиации, покровителем которой и является святой Илия. От вождя пришла благодарственная телеграмма.

Конечно, после этого о закрытии Ильинского храма речь уже даже не шла. Так святыня смогла пережить советское время.

Повезло и самому древнему московскому кладбищу, окружавшему храм. Сегодня это один из редчайших некрополей, который не разорили после революции.

В 1861 году здесь похоронили известного юродивого Ивана Корейшу, считавшегося святым.

К этому человеку всегда шли за помощью и советом. Когда Корейшу определили в сумасшедший дом, поток посетителей не прекращался. Около 60 человек в день могло прийти в келью юродивого, а поскольку за посещения больница стала брать деньги, вскоре условия здесь улучшились, для пациентов было закуплено все необходимое.

До конца своих дней Корейша молитвами помогал людям. Когда же его не стало, многие храмы пожелали похоронить святого у себя. Однако, поскольку племянница юродивого была замужем за диаконом храма святого Илии, решили уважить ее просьбу и упокоить тело старца рядом с этой обителью.

Сегодня к могиле юродивого все так же приходят люди с просьбами заступления и вразумления. Нескончаем поток верующих и к храму святого Илии, двери которого, как и прежде, открыты всем желающим.

Храм Илии пророка в Черкизове расположен по адресу: Москва, Большая Черкизовская, 17 (рядом с одноименной станцией метрополитена).

Храм Ильи Пророка (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове - православный храм Преображенского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в районе Преображенское, Восточного административного округа города Москвы. Главный престол освящён в честь праздника Воздвижения Креста Господня; приделы в честь пророка Илии, в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца.

История Ильинской церкви неразрывно связана с историей села Черкизово, в котором она была построена в XIV веке. Село получило своё название по его владельцу, Царевичу Серкизи, после крещения ставшему Иваном Серкизовым. Иван Серкизов владел селом недолго и затем продал его, такому же как он выходцу из Золотой Орды, Илье Озакову. Илья Озаков был крещёным татарином и весьма набожным человеком. Именно он выстроил в Черкизове церковь в честь своего небесного покровителя - Ильи Пророка.

Ильинская церковь была расположена в живописном месте, на берегу речки Сосенка. Сосенка - правый приток Хапиловки, исток её расположен в районе Гольянова, а длина всей речки - почти девять километров. В настоящее время основная часть русла Сосенки, заключена в трубу. Черкизовский пруд, на берегу которого по-прежнему возвышается Ильинская церковь, является одним из немногих мест, где речка выходит на поверхность.

Вместе с братом Сергеем Илья входил в число приближённых слуг митрополита Алексия. Именно к митрополиту от Ильи Озакова и перешло Черкизово. Живописное расположение села пришлось по душе митрополиту Алексию и он сделал храм летней резиденцией московских патриархов. Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.

В 1689-1690 годах, на месте сгоревшего деревянного храма, была построена каменная церковь. Храм был освящён 18 июня 1690 года, в нём уже был придел Святителя Алексия, трапезная и звонница. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки 1821-1825 годов храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьёзная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: «Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан...». План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 году. После окончания работ в конце 1890-х годов храм был заново освящён.

Ильинская церковь окружена кладбищем, которое является самым древним кладбищем в Москве. Это один из редких отечественных исторических некрополей, который не был разорён в советское время. В 1861 году здесь был похоронен знаменитый московский юродивый Иван Яковлевич Корейша, которого долгое время почитали как святого. О его популярности свидетельствует тот факт, что образ Корейши запечатлен в произведениях Н.С. Лескова («Маленькая ошибка») и Ф.М. Достоевского («Бесы»).

В годы Великой отечественной войны верующие и духовенство храма собрали 1 миллион рублей на сооружение самолётов и отправили их И.В. Сталину. Сталин в ответ направил благодарственную телеграмму. И храм пережил все тяжелые годы правления советской власти. В середине XX века в храм свозились иконы из соседних церквей, подлежавших уничтожению. Настоятелем храма в то время был Павел Иванович Цветков.

Паломнические поездки к Храму Ильи Пророка в Черкизове в г. Москва

Дача святителя Алексия, удивительная жизнь прозорливца Ивана Яковлевича Корейши и необычная акция прихожан - уборка берегов Черкизовского пруда - история и современность одного из самых активных московских приходов.

Наследие Серкиз-Бея
И сам возвышающийся на холме белоснежный Илиинский храм, и устроенный у его подножия пруд имеют очень древнюю историю.

Первое упоминание о селе Черкизово относится к XIV веку. Названо оно по имени его владельца, боярина Андрея Серкизова, сына служилого татарского царевича Серкиза (Серкиз-бея), в крещении Ивана, коломенского воеводы. Будучи воеводой Переяславского полка, Андрей Иванович Серкизов погиб как герой в 1380 году на Куликовом поле.

Очевидно, село это принадлежало Серкизовым недолго, потому что в книге «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», которую составил и издал в 1895 году П.В. Синицын, первым владельцем древнего подмосковного села Черкизово в ХIV столетии назван другой человек - Илья Озаков. Он тоже был выходцем из Золотой Орды, татарином, добровольно принявшим Православие. Именно ему мы обязаны первой построенной, но не дошедшей до наших дней деревянной церковью во имя своего небесного покровителя пророка Божия Илии.

Известно еще, что в 60-х годах XIV столетия Илья Озаков продает свои подмосковные села и деревни святителю Алексию, Московскому митрополиту, выдающемуся русскому церковному деятелю из рода Бяконтов. Среди них упоминается и село Черкизовское, отданное по духовному завещанию митрополита «в монастырь Святого Архангела Чюда», более известный нам по урокам истории как Чудов монастырь, названный так в память о Чуде Архистратига Михаила в Хонех, который, к великому сожалению, был разрушен в 1930 году, в годы богоборчества.

Впервые Черкизово встречается нам в духовной грамоте святителя Алексия, найденной митрополитом Платоном в Чудовом монастыре в 1779 году, где сказано, что «сельцо куплено «на мое серебрецо», поэтому неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». Кстати сказать, недавно вышла в свет книга под таким названием - «Чудотворца Алексия вотчина», изданная на основе исторических фактов под руководством настоятеля Илиинского храма архимандрита Саввы (Тутунова).

Но возвращаясь в те далекие годы, стоит сказать, что Черкизово было весьма отдаленной окраиной, где все располагало к уединению и отдыху. Не случайно это место среди лесных дубрав, расположенных вдоль живописной речки Сосенки, притоке Яузы, митрополит Алексий выбрал для своей архиерейской дачи, куда он обычно перебирался в теплое время года. Это место служило летним пребыванием как для него самого, так и впоследствии для его преемников.

Архиерейская дача

Возрождение и расцвет Илиинского храма и митрополичьей резиденции относится к середине XVIII века. Этот период связан с именами митрополитов Тимофея (Щербацкого), Платона (Левшина), святителя Иннокентия (Вениаминова), апостола Сибири и Америки.

Известный своим изысканным вкусом митрополит Тимофей устроил целый комплекс архиерейского подворья с дворцовой частью, хозяйственными постройками, садово-парковыми затеями.

Позднее, инициативе владыки Платона, построенный митрополитом Тимофеем архиерейский дом был отреставрирован. При нем на архиерейском подворье появились березы и был устроен огороженный каменным заборчиком дивный розарий, ухаживать за которым он предпочитал сам, и где очень любил находиться в часы отдохновения.

30 сентября 1868 года из Чудова монастыря только заступившему на московскую кафедру митрополиту Иннокентию (Вениаминову) был прислан доклад о состоянии этог архиерейского подворья. В нем говорилось, что архиерейский дом в подмосковном селе Черкизово «пришел в такую ветхость, что исправить его починкою уже невозможно». И посему испрашивалось архипастырское разрешение на закладку каменного фундамента под новый дом.

Новый дом, проект которого был выполнен архитектором Василием Николаевичем Корнеевым, был построен в течении двух лет. Оригинальной особенностью этого произведения зодчества является ренессансная трактовка парадного фасада дома с ее четырехгранными колоннами, арками и медальонами.
Вообще надо сказать, что судьба архиерейской резиденции в Черкизове связана с целым рядом выдающихся людей.
Обычно с ранней весны и до поздней осени жил здесь митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков). Здесь он закончил свой фундаментальный богословский труд «История Русской Церкви» в 13-ти томах. Здесь, на даче в Черкизове, 9 июня 1882 года он завершил свой земной путь.

Местом своего летнего пребывания избрал архиерейский дом у живописного пруда митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский), когда нес архиерейское служение в Москве. В 1898 году он заступил на московскую кафедру и сразу же деятельно включился в жизнь Чудова монастыря и его архиерейского подворья, большое внимание уделяя сохранности его исторического ландшафта. При нем благоустраивается и принимает нынешний облик церковь пророка Божия Илии: заканчивается ее реконструкция и внутренняя роспись, а также строительство изящной шатровой колокольни. 23 мая 1899 года митрополит Владимир освятил новый, уже трехпрестольный, храм с центральным пределом в честь Воздвижения Креста Господня.

Напомним, что владыка Владимир был зверски убит в 1918 году, став первым священномучеником в ХХ веке из числа иерархов Русской Православной Церкви.

После октябрьской революции к этому месту относились уже без надлежащего благоговения. В советское время в деревянном двухэтажном здании резиденции московских митрополитов находилось ремонтно-строительное управление, а бывшая здесь домовая церковь была разорена. Сохраниться до наших дней этому дому было не суждено: он горел дважды - первый раз в 1992 году, а спустя 7 лет был полностью уничтожен пожаром.

Только к 2012 году дом был отстроен заново, завершена внутренняя отделка первого этажа. По решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, теперь резиденция стала местом проведения заседаний Общецерковного суда, созданного Архиерейским Собором в июне 2008 года.

Не стоит село без праведника

Рассказывая об этом удивительном месте, нельзя не упомянуть о том, что и в безбожное советское время в храме Илии пророка не прерывалась молитва. Сюда свозились святыни из закрывающихся московских храмов, а поэтому сегодня там сохранились уникальными старинные иконы. И еще хочется напомнить о том, что у его стен похоронен Иван Яковлевич Корейша - личность уникальная и очень известная.

В ХIХ столетии о нем знали не только в златоглавой Москве, столичном Санкт-Петербурге или губернском городе Смоленске, где родился этот праведной жизни человек, пострадавший за свою любовь к ближнему. Более сорока лет находился он в сумасшедшем доме на Преображенке, из них первые три года был прикован цепями к стене в холодном сыром подвале. И только благодаря тому, что в московскую Преображенскую больницу был назначен доктор Василий Федорович Саблер - известный психиатр, доктор медицины и просто добрый человек, Иван Яковлевич был переведен в светлое большое помещение. Но и здесь он умудрился занять совсем немного места - всего лишь уголок большой комнаты.

К Ивану Яковлевичу Корейше ходила буквально вся Москва. В течение его продолжительного пребывания Преображенская больница расцвела, ее капитал, поскольку с каждого приходящего было установлено брать по 20 копеек на улучшение быта больных, составил несколько тысяч рублей. Причем с бедных по просьбе Ивана Яковлевича за вход не брали. Между ними он делил все, что ему приносили.

Корейша был настолько популярен, что вошел в произведения выдающихся русских писателей как под фактическим, так и под вымышленными именами. О нем писали Федор Михайлович Достоевский в «Бесах», Николай Семенович Лесков в «Маленькой ошибке», Алексей Николаевич Островский в «Женитьбе Бальзаминова».

Умер Иван Яковлевич Корейша 19 сентября (6 сентября по ст. ст.) 1861 года в день памяти Чуда Архистратига Михаила в Хонех. По благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова), Корейшу решили похоронить в Москве, в ограде Черкизовского храма. И в этом также прослеживается связь с Чудовым монастырем, которому раньше принадлежало Черкизово. Владыка уважил просьбу родной племянницы почившего Марии, которая была замужем за дьяконом этого храма Никифором, причем дьяконское место им было получено по ходатайству Корейши к тому же митрополиту Филарету.

Как при жизни Иван Яковлевич привлекал к себе множество людей, так и сейчас на могилу к нему приходят его многочисленные почитатели. Они с благодарностью приносят цветы, молятся. По молитвам угодника Божия многие получают помощь и утешение в житейских и семейных нуждах, в скорбях и болезнях, исцеление от различных недугов, в том числе неизлечимых, освобождение от пагубных страстей, включая алкоголизм и наркозависимость, о чем многие прихожане оставляют свои письменные свидетельства.

Как вернуться к истокам?

Обычно в праздник Крещения Господня на архиерейский пруд, где сооружалась Иордань и освящалась вода, ходили Крестным ходом. В течение всего года в пруду ловили рыбу, которая водилась там в большом количестве, а воду жители близлежащих домов использовали как питьевую.
Правда сегодня не только пить из некогда замечательного водоема нельзя, но и купаться в нем строжайше запрещено. Вся береговая зона завалена строительным мусором и бытовыми отходами. Собственно, поэтому и решили в Илиинском приходе своими силами спасать это уникальное место, которым наградил их Господь.

Тем более что и священноначалие призвало православных христиан внимательнее относиться к окружающей среде. В феврале этого года на Архиерейском Соборе был принят документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии», где особо подчеркнуто, что долг христианина трудиться в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды, думая о сохранении здоровья и нормальной жизни людей.

И вот 16 июня этого года более двадцати энтузиастов, приготовив мусорные мешки и рабочие перчатки, вышли к пруду на воскресник. Одна из молодых прихожанок храма Ольга Куликовская рассказала, что выросла у этого пруда и конечно же его нынешнее состояние не может оставить ее равнодушной. «Хотя отдыхающих такое состояние пруда не отпугивает, - удивляется Ольга, - и общую картину дополняют еще брошенные пакеты и горы мусора, которые они оставляют после посиделок на природе. Поэтому мы и вышли в июньский день на воскресник для возвращения пруду былого вида, хотелось личным примером засвидетельствовать необходимость заботы о нашей малой родине».

Девушка считает со временем такие воскресники из разовой акции могут перерасти во что-то более определенное, стать повседневной заботой местных жителей о том месте, где они живут. И очень надеется, что в следующий раз в уборке примут уже не 20 человек, а гораздо больше. Ведь и в этот раз некоторые отдыхающие, воодушевленные добрым примером, стали убирать вокруг себя.

Один мужчина из компании рыбаков долго наблюдал за нашими действиями и через какое-то время решил к нам подойти. А, узнав, что мы убираем пруд по собственной инициативе, начал нам помогать, - с улыбкой заметила Ольга.

Причем в уборке пруда участвовала не только молодежь храма, но и прихожане постарше, и дети с родителями. И не только жители близлежащего столичного района Черкизово.

«Кого-то привели с собой друзья. И хотя некоторые прихожане добираются к нам из другого района Москвы, но и они не остались равнодушными, что очень нас порадовало. Я считаю, наш христианский долг не оставаться равнодушным к природным проблемам, и начать нужно со своей малой родины, со своего района, тем более, когда потребность в помощи уже видна невооруженным глазом», - сказала Ольга Куликовская.

Конечно же, мероприятие это не возникло само собой, поясняет еще один его активный участник Кирилл Егоров.

Мы живо откликнулись на обращение нашего настоятеля отца Саввы выйти на уборку, потому что все живем бок о бок и надо друг другу помогать. И показывать другим, что мусорить нельзя и есть люди, которым небезразлична чистота, - заметил Кирилл.

«Оказывается, навести вокруг себя порядок можно и малыми силами?» - спросила я у Кирилла, однако с таким заключением он позволил себе не согласиться.

Не могу сказать, что «малыми», - ответил он, - если учесть, что мы там трудились порядка трех часов. Как раз сил достаточно много было потрачено. Было видно, как все устали. Это была очень серьезная работа. Все увлеклись и тщательно стали убирать территорию, хотя не всю убрали, в основном, прогулочные места. Но наша инициатива произвела эффект на окружающих: многие люди, которые отдыхали, тоже воодушевились и начали сгребать вокруг себя мусор. Считаю, такая акция очень полезна, ее надо шире освещать, рассказывать о ней на приходе. После мы сделали фотоотчет об этом мероприятии, который разместили на стенде у храма. Кроме того у нас появилась идея подготовить плакаты и укрепить их в местах, где народ отдыхает. Смысл их в том, что нам небезразлично место, где мы живем. Чтобы все видели, что здесь убирались, и не дворники, которым платят, а обычные люди, которые здесь живут. Такая социальная инициатива в любом случае принесет пользу и, может быть, люди станут по-другому к этому относиться.

«Не надо бороться за чистоту - надо подметать», - сказал однажды известный писатель Михаил Зощенко. И правда, разве сложно, как метко подметил прихожанин черкизовского храма Кирилл Егоров, просто собраться вместе тем, кому небезразлична чистота и, засучив рукава, навести вокруг себя порядок. Ведь эта удивительная природа дана нам самим Создателем, а сохранена заботой многих поколений, как показывает история, замечательных людей, которые не только любовались ею, но берегли и преумножали ее красоту. Так почему бы и нам не последовать их примеру?! Ведь сколько радости приносит такое по-настоящему хорошее дело, не передать словами!

Координаты : 55°48′01″ с. ш. 37°44′03″ в. д.  /  55.80028° с. ш. 37.73417° в. д.  / 55.80028; 37.73417 (G) (Я)

Храм Илии Пророка (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове - православный храм Воскресенского благочиния Московской городской епархии .

Ильинская церковь была расположена в живописном месте, на берегу речки Сосенка. Сосенка - правый приток Хапиловки, исток её расположен в районе Гольянова , а длина всей речки почти девять километров. В настоящее время основная часть русла Сосенки заключена в трубу. Черкизовский пруд, на берегу которого по-прежнему возвышается Ильинская церковь, является одним из немногих мест, напоминающих о том, где речка ранее текла по поверхности. Сама же река течет в коллекторе вдоль восточного берега пруда.

Вместе с братом Сергеем Илья входил в число приближённых слуг митрополита Алексия . Именно к митрополиту от Ильи Озакова и перешло Черкизово. Живописное расположение села пришлось по душе митрополиту Алексию, и он сделал храм летней резиденцией московских патриархов . Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.

Каменная церковь

В -1690 годах на месте сгоревшего деревянного храма была построена каменная церковь. Храм был освящён 18 июня 1690 года , в нём уже был придел Святителя Алексия , трапезная и звонница. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки -1825 годов храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьёзная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: «Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан…». План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 году . После окончания работ в конце -х годов храм был заново освящён.

Ильинская церковь окружена кладбищем, которое является самым древним кладбищем в Москве . Это один из редких отечественных исторических некрополей , который не был разорён в советское время. В 1861 году здесь был похоронен знаменитый московский юродивый Иван Яковлевич Корейша , которого долгое время почитали как святого. О его популярности свидетельствует тот факт, что образ Корейши запечатлен в произведениях Н. С. Лескова («Маленькая ошибка») и Ф. М. Достоевского («Бесы»). Иван Яковлевич упоминается у А. Н. Островского («Женитьба Бальзаминова»).

В годы Великой отечественной войны верующие и духовенство храма собрали 1 миллион рублей на сооружение самолётов и отправили их И. В. Сталину . Сталин в ответ направил благодарственную телеграмму. И храм пережил все тяжелые годы правления советской власти. В середине XX века в храм свозились иконы из соседних церквей, подлежавших уничтожению. Настоятелем храма в то время был Павел Иванович Цветков.

Храм Илии Пророка в Черкизове сегодня

30 декабря 2011 года настоятелем храма назначен Архимандри́т Са́вва (в миру Серге́й Андре́евич Тутуно́в ; 19 февраля 1978, Вилькрен, Франция) - архимандрит Русской православной церкви, заместитель управляющего делами Московской Патриархии и руководитель контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Черкизовское кладбище

Черкизовское кладбище - самое маленькое московское кладбище и одно из старейших кладбищ Москвы. Своё название «Черкизовское» кладбище получило от села Черкизово , рядом с которым в 1380 году и было образовано кладбище. В 1960 году Черкизовское кладбище вошло в состав московских кладбищ в ведении ГУП «Ритуал» . На Черкизовском кладбище с 1998 года ведется архив, в котором регистрируются все захоронения. На кладбище работает пункт проката инвентаря для ухода за могилами. В настоящее время на Черкизовском кладбище производятся родственные захоронения. Черкизовское кладбище открыто для посещений ежедневно с мая по сентябрь с 9 часов до 19 часов и с октября по апрель с 9 часов до 17 часов. Захоронения на Черкизовском кладбище производятся ежедневно с 9 часов до 17 часов.

На кладбище похоронены:

  • Иван Яковлевич Корейша ( -) - знаменитый московский юродивый
  • Брагин Сергей Михайлович ( -) - профессор
  • Замятин Николай Михайлович ( -) - генерал-майор
  • Смирнов Павел Дмитриевич ( -) - священник
  • Соколов Алексей Павлович ( -) - протоийрей
  • Ильин Николай Ильич ( -) - настоятель храма
  • Глушаков Алексей Васильевич ( -) - настоятель храма
  • Королева Надежда Александровна ( -) - ветеран труда
  • Елкин Иван Владимирович ( -) - военный летчик

Фотографии

    Church of Saint Elijah the Prophet in Cherkizovo 02.jpg

    Ильинский храм и окружающее его кладбище

    Church of Saint Elijah the Prophet in Cherkizovo 41.jpg

    Ильинский храм

Напишите отзыв о статье "Храм Ильи Пророка в Черкизове"

Примечания

Ссылки

  • храма Илии Пророка в Черкизове

Отрывок, характеризующий Храм Ильи Пророка в Черкизове

– Мы сейчас очистим вам. – И Тимохин, еще не одетый, побежал очищать.
– Князь хочет.
– Какой? Наш князь? – заговорили голоса, и все заторопились так, что насилу князь Андрей успел их успокоить. Он придумал лучше облиться в сарае.
«Мясо, тело, chair a canon [пушечное мясо]! – думал он, глядя и на свое голое тело, и вздрагивая не столько от холода, сколько от самому ему непонятного отвращения и ужаса при виде этого огромного количества тел, полоскавшихся в грязном пруде.
7 го августа князь Багратион в своей стоянке Михайловке на Смоленской дороге писал следующее:
«Милостивый государь граф Алексей Андреевич.
(Он писал Аракчееву, но знал, что письмо его будет прочтено государем, и потому, насколько он был к тому способен, обдумывал каждое свое слово.)
Я думаю, что министр уже рапортовал об оставлении неприятелю Смоленска. Больно, грустно, и вся армия в отчаянии, что самое важное место понапрасну бросили. Я, с моей стороны, просил лично его убедительнейшим образом, наконец и писал; но ничто его не согласило. Я клянусь вам моею честью, что Наполеон был в таком мешке, как никогда, и он бы мог потерять половину армии, но не взять Смоленска. Войска наши так дрались и так дерутся, как никогда. Я удержал с 15 тысячами более 35 ти часов и бил их; но он не хотел остаться и 14 ти часов. Это стыдно, и пятно армии нашей; а ему самому, мне кажется, и жить на свете не должно. Ежели он доносит, что потеря велика, – неправда; может быть, около 4 тысяч, не более, но и того нет. Хотя бы и десять, как быть, война! Но зато неприятель потерял бездну…
Что стоило еще оставаться два дни? По крайней мере, они бы сами ушли; ибо не имели воды напоить людей и лошадей. Он дал слово мне, что не отступит, но вдруг прислал диспозицию, что он в ночь уходит. Таким образом воевать не можно, и мы можем неприятеля скоро привести в Москву…
Слух носится, что вы думаете о мире. Чтобы помириться, боже сохрани! После всех пожертвований и после таких сумасбродных отступлений – мириться: вы поставите всю Россию против себя, и всякий из нас за стыд поставит носить мундир. Ежели уже так пошло – надо драться, пока Россия может и пока люди на ногах…
Надо командовать одному, а не двум. Ваш министр, может, хороший по министерству; но генерал не то что плохой, но дрянной, и ему отдали судьбу всего нашего Отечества… Я, право, с ума схожу от досады; простите мне, что дерзко пишу. Видно, тот не любит государя и желает гибели нам всем, кто советует заключить мир и командовать армиею министру. Итак, я пишу вам правду: готовьте ополчение. Ибо министр самым мастерским образом ведет в столицу за собою гостя. Большое подозрение подает всей армии господин флигель адъютант Вольцоген. Он, говорят, более Наполеона, нежели наш, и он советует все министру. Я не токмо учтив против него, но повинуюсь, как капрал, хотя и старее его. Это больно; но, любя моего благодетеля и государя, – повинуюсь. Только жаль государя, что вверяет таким славную армию. Вообразите, что нашею ретирадою мы потеряли людей от усталости и в госпиталях более 15 тысяч; а ежели бы наступали, того бы не было. Скажите ради бога, что наша Россия – мать наша – скажет, что так страшимся и за что такое доброе и усердное Отечество отдаем сволочам и вселяем в каждого подданного ненависть и посрамление. Чего трусить и кого бояться?. Я не виноват, что министр нерешим, трус, бестолков, медлителен и все имеет худые качества. Вся армия плачет совершенно и ругают его насмерть…»

В числе бесчисленных подразделений, которые можно сделать в явлениях жизни, можно подразделить их все на такие, в которых преобладает содержание, другие – в которых преобладает форма. К числу таковых, в противоположность деревенской, земской, губернской, даже московской жизни, можно отнести жизнь петербургскую, в особенности салонную. Эта жизнь неизменна.
С 1805 года мы мирились и ссорились с Бонапартом, мы делали конституции и разделывали их, а салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, какие они были один семь лет, другой пять лет тому назад. Точно так же у Анны Павловны говорили с недоумением об успехах Бонапарта и видели, как в его успехах, так и в потакании ему европейских государей, злостный заговор, имеющий единственной целью неприятность и беспокойство того придворного кружка, которого представительницей была Анна Павловна. Точно так же у Элен, которую сам Румянцев удостоивал своим посещением и считал замечательно умной женщиной, точно так же как в 1808, так и в 1812 году с восторгом говорили о великой нации и великом человеке и с сожалением смотрели на разрыв с Францией, который, по мнению людей, собиравшихся в салоне Элен, должен был кончиться миром.
В последнее время, после приезда государя из армии, произошло некоторое волнение в этих противоположных кружках салонах и произведены были некоторые демонстрации друг против друга, но направление кружков осталось то же. В кружок Анны Павловны принимались из французов только закоренелые легитимисты, и здесь выражалась патриотическая мысль о том, что не надо ездить во французский театр и что содержание труппы стоит столько же, сколько содержание целого корпуса. За военными событиями следилось жадно, и распускались самые выгодные для нашей армии слухи. В кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к примирению. В этом кружке упрекали тех, кто присоветывал слишком поспешные распоряжения о том, чтобы приготавливаться к отъезду в Казань придворным и женским учебным заведениям, находящимся под покровительством императрицы матери. Вообще все дело войны представлялось в салоне Элен пустыми демонстрациями, которые весьма скоро кончатся миром, и царствовало мнение Билибина, бывшего теперь в Петербурге и домашним у Элен (всякий умный человек должен был быть у нее), что не порох, а те, кто его выдумали, решат дело. В этом кружке иронически и весьма умно, хотя весьма осторожно, осмеивали московский восторг, известие о котором прибыло вместе с государем в Петербург.
В кружке Анны Павловны, напротив, восхищались этими восторгами и говорили о них, как говорит Плутарх о древних. Князь Василий, занимавший все те же важные должности, составлял звено соединения между двумя кружками. Он ездил к ma bonne amie [своему достойному другу] Анне Павловне и ездил dans le salon diplomatique de ma fille [в дипломатический салон своей дочери] и часто, при беспрестанных переездах из одного лагеря в другой, путался и говорил у Анны Павловны то, что надо было говорить у Элен, и наоборот.
Вскоре после приезда государя князь Василий разговорился у Анны Павловны о делах войны, жестоко осуждая Барклая де Толли и находясь в нерешительности, кого бы назначить главнокомандующим. Один из гостей, известный под именем un homme de beaucoup de merite [человек с большими достоинствами], рассказав о том, что он видел нынче выбранного начальником петербургского ополчения Кутузова, заседающего в казенной палате для приема ратников, позволил себе осторожно выразить предположение о том, что Кутузов был бы тот человек, который удовлетворил бы всем требованиям.
Анна Павловна грустно улыбнулась и заметила, что Кутузов, кроме неприятностей, ничего не дал государю.
– Я говорил и говорил в Дворянском собрании, – перебил князь Василий, – но меня не послушали. Я говорил, что избрание его в начальники ополчения не понравится государю. Они меня не послушали.



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными