Египетская богиня войны, испепеляющая врагов фараона. Государственный Эрмитаж Египет Мут сохмет

Египетская богиня войны, испепеляющая врагов фараона. Государственный Эрмитаж Египет Мут сохмет

Сехмет - богиня войны и испепеляющего солнца. Дочь Ра, его Грозное Око. Изображалась в облике львицы. Иногда отождествляется с Тефнут и Хатор.

Сехмет, которую называли «могущественной» и «пламенем Ра», слыла чрезвычайно опасной богиней, и потому очень важно было снискать ее расположение. Ведь Сехмет - «око Ра в ярости», божественный гнев в обличье львицы. Многие из ее изображений дошли до наших дней.

Сехмет умела произвести сильное впечатление как на людей, так и на богов. Вместе с Птахом и Нефертумом богиня-львица вошла в одну из главных божественных триад Древнего Египта, которой поклонялись в Мемфисе.

Ее изображения

Как одна из древнейших богинь египетского пантеона, Сехмет во все эпохи изображалась одинаково: в образе львицы или, еще чаще, в виде женщины с головой львицы, облаченной в традиционное узкое прямое платье с двумя бретельками. Изначально она не обладала никакими атрибутами, но в Новом царстве египтяне наделили ее крестом анкх и жезлом в виде стебля папируса. В Мемфисе эта богиня часто изображалась рядом с Птахом: они считались очень могущественной четой. Остепенившись, Сехмет стала принимать обличье ласковой кошки, что сблизило ее с богиней Баст.

Египтологи предполагают, что двуликая Сехмет/Баст символизирует две стороны любви - разрушительную и созидающую. Эта богиня становится разрушительницей, когда Ра посылает ее покарать провинившихся людей, и тогда она выполняет его поручение без малейшей жалости. Стрелы Сехмет пронзают ее врагов, а смертоносный горячий пустынный ветер - это ее дыхание.

Больше всего изображений богини встречается в районе Мемфиса. Статую, поставленную по распоряжению Аменхотепа III в храме Мут в Карнаке, в полнолуние заливали бледные лучи ночного светила, и тогда завораживающее лицо богини как будто оживало.

Мифы о Сехмет

Могущественная, Обжигающее Пламя - иносказательные имена Сехмет звучат устрашающе! Ра, бог-творец, наделил богиню-львицу внушающей страх силой, потому что именно она положила конец восстанию людей. Мифы о Сехмет - это мифы о грозной богине.

Сехмет связана с одним из важнейших циклов древнеегипетской мифологии - солнечным. Его главный герой - Ра, творец и светило, без которого мир не видел бы дневного света. Но прошло время, и Ра состарился...

Сехмет - героиня солнечного цикла

В этой истории все началось с того, что власть Ра ослабла. Некоторые боги, жаждавшие занять его место, ждали, что Ра, устав царствовать, уступит им трон. Даже люди восстали против него! И не было покоя ни на небесах, ни на земле... Ра обратился за советом к мудрейшим богам эннеады, и те предложили ему восстановить порядок на земле, послав туда Сехмет. Богиня - «око Ра» - повиновалась, устроив настоящую резню, чтобы восстановить власть солнечного бога. Уничтожение людей смутило Ра, и он отозвал Сехмет, желая положить конец истреблению взбунтовавшегося человечества. Неудивительно, что с тех пор люди не могли побороть страх перед ужасной богиней-львицей.

Сехмет, «далекая богиня»

С этим эпизодом связана легенда о «далекой богине». Разгневанная Сехмет продолжала бушевать и злобствовать: она не в силах была успокоиться и вернуться обратно, к Ра. Чтобы утихомирить строптивицу, потребовалась вся изобретательность хитроумного бога Тота и ловкость охотника Онуриса. Общими усилиями «далекую» все-таки удалось вернуть назад, и это событие ассоциировалось у египтян с тем живительным дуновением ветра, которое приносил паводок Нила в начале каждого года. Так что в знак своей признательности люди назвали первый месяц года именем бога Тота!

Та, перед кем трепещут боги, люди и зло

Однако не только Сехмет обладала разрушительной мощью! Когда верховный бог Ра сделал эту богиню своим оком на земле, чтобы подавить восстание людей, он наделил ее несокрушимой силой и внушил слепое повиновение своим приказам. Чтобы исполнить божественную волю, Могущественная (как называли Сехмет люди) призвала себе на помощь полчища низших духов - устрашающих и кровожадных созданий, которых никто, даже сам Ра, не в силах был остановить. Эти духи, во всем послушные повелениям Сехмет, атаковали мятежников и мятежниц. Ничто не могло противостоять этим пугающим созданиям.

Тем не менее люди сумели извлечь из этого выгоду, обратив разрушительную энергию богини и ее помощников себе на пользу и сделав своим оружием. Ведь оказалось, что помощники Сехмет вели не менее безжалостную войну против болезней, эпидемий, стихийных бедствий и войн. Уничтожение этих зол было настоящим спасением для людей. Именно поэтому Сехмет горячо молились врачеватели, которые в большинстве своем были жрецами богини- львицы. Недаром древнеегипетская поговорка гласит: «Кто умеет убивать, умеет и исцелять». К врачам Мемфиса, как и к самой богине, простые египтяне испытывали опасливое почтение. Амулеты Сехмет - обереги от болезней - также свидетельствуют о том, что грозная богиня была еще и защитницей почитающих ее.

Триада из Мемфиса

В Древнем Египте существовало пять великих триад (божественных семейств), одну из которых составляли Сехмет, ее супруг Птах и сын Нефертум. Этой божественной триаде поклонялись в Мемфисе. В этом городе, стоявшем в дельте Нила, Птаха считали богом-творцом, который создал все живое и неживое одной только силой своей мысли. Понятно, что Птаха очень почитали! Нефертум, сын Птаха и Сехмет, был тем «бутоном лотоса», который Ра носил у своего лица с самого начала своего царствования. Этот прекрасный образ напрямую связан с мифом творения. Изначально Сехмет, Птах и Нефертум были объектами не связанных между собой культов, но в Новом царстве духовенство Мемфиса объединило их в триаду.

Жестокая львица или ласковая кошка

Из-за устрашающей сущности богини Сехмет люди очень рано уподобили ее агрессивной львице. Пустыня - вотчина Сехмет, и здесь вполне можно встретить ее в обличье хищного зверя, блуждающего в поисках пищи. Но богиня двулика, и, успокоившись, она превращалась в миролюбивую кошку. В этом случае древние египтяне сближали Сехмет с богиней Баст и иногда даже отождествляли с ней.

Ил и кровь

Помня о резне, устроенной на земле разъяренной богиней Сехмет, люди отождествили разлив Нила, который нес в своих водах красноватый ил, с кровью, безрассудно пролитой божественной львицей. Когда эта «кровь» после паводка оставалась на суше, она превращалась в черную плодородную землю долины великой реки, питавшей население всего Древнего Египта. Так что, возделывая поля, египтяне отныне имели полное право говорить, что добывают свой хлеб потом и кровью!..

Культ Сехмет

Культ богини Сехмет быстро распространился по всему Египту. И если в Мемфисе он был наиболее значим, то Фивы были на втором месте, особенно после того, как под влиянием фараонов Нового царства политический центр переместился в этот город.

Исследователи считают, что культ Сехмет зародился в Летополе. В самом начале богиня сблизилась с богом Махесом, который был во всем подобен ей, и с другой львицей из Лето- поля - Менхит. Мудрое и миролюбивое воплощение Сехмет отождествлялось с Баст, богиней-кошкой, чей культ процветал в Бубастисе. Этим объясняется тот факт, что Махес, считавшийся сыном Баст, был также сыном и Сехмет! Духовенство Нового царства, по-видимому, желавшее прояснить эту ситуацию, которая действительно была достаточно запутанной, предоставило Сехмет место в одной из важнейших триад Древнего Египта, объединив ее с Птахом и Нефертумом.

730 статуй Сехмет!

Святилище богини Мут в Карнаке состояло из нескольких храмов, охранявшихся впечатляющим собранием статуй Сехмет: археологи обнаружили 498 статуй и фрагментов, но предполагается, что всего их насчитывалось 730! Это число было связано с числом дней в древнеегипетском году. Из них 365 статуй изображали сидящую Сехмет, и 365 - стоящую. Судя по всему, они были собраны со всей страны, от Александрии до Асуана, и установлены здесь по воле одного из фараонов Позднего периода. Лучшие статуи были изготовлены в мастерских Аменхотепа III.

Сехмет и фараон

Несмотря на свое устрашающее обличье, Сехмет была богиней-защитницей. Ее покровительством пользовался, в первую очередь, фараон, которого львица поддерживала в сражениях. Поэтому нередки изображения - как скульптурные, так и живописные - Сехмет, кормящей грудью маленького фараона. Столь тесная связь между царем и богиней-хищницей способствовала укреплению авторитета правителя. Статуи Сехмет покрыты надписями, говорящими о том, что царь находится под защитой «великой» и «грозной». Когда опасность была слишком велика, фараон, подобно Ра, посылал страшную львицу на своих врагов. Даже Эхнатон, правитель, который предпочел традиционному культу новые монотеистические идеи, считал, что располагает покровительством и поддержкой богини. Но Атон, единственный бог, которого чтил этот фараон-«еретик», вряд ли допустил бы ее вмешательство!

Сехмет в Карнаке

Город Карнак был одним из тех мест, где богине-львице поклонялись с особым рвением. Храм Птаха стоит здесь с того момента, как по решению фараонов Нового царства, которые были уроженцами именно этих мест, власти обосновались в Фивах. Духовенство Мемфиса связало этого бога с Сехмет, и в результате этого в храме Птаха, возведенном фараоном Тутмосом III (XVIII династия), они естественным образом оказались соединены в божественную триаду, куда вошел также Нефертум. Святилище, посвященное этой триаде, разделено на три капеллы. Центральная капелла посвящена Птаху, а правая - его паредре, «великой Сехмет, возлюбленной Птаха». Здесь по-прежнему возвышается великолепная диоритовая статуя богини. И наконец, третья капелла посвящена и сыну Птаха и Сехмет богу растительности Нефертуму.

Эпитеты Сехмет: связь со всем Египтом

В Карнакском храме лучше всего ощущается распространение древнеегипетского культа Сехмет. Здесь можно увидеть множество статуй с выгравированными эпитетами, связывающими богиню с городами, деревнями или местностями, которые она защищала. Некоторые их этих городов (о которых сегодня нам больше ничего не известно), судя по всему, заказывали эти статуи для того, чтобы установить их на священной земле Карнака. Поступая так, жители могли быть уверены, что воздали богине должное в самом важном месте - политическом и духовном центре Египта.

Неблагоприятные дни

Сехмет необходимо было почитать, причем особенно рьяно это следовало делать в неблагоприятные дни. Деканы - трети зодиака - позволяли не только разделить день на часы, но и определить неминуемое наступление благоприятных и неблагоприятных дней. То, каким считался тот или иной день, зависело от связывавшихся с ним мифологических событий. Народу необходимо было очень внимательно следить за календарем. Например, пять эпагоменальных дней в конце года, которые выиграл Тот, чтобы Нут могла произвести на свет пятерых богов (в том числе, Исиду), считались чрезвычайно опасными. В эти дни могло случиться все что угодно, и поэтому людям рекомендовалось не выходить из дома и молиться Сехмет, которой было не чуждо милосердие. Если этой богине молились достаточно горячо и искренне, она могла умерить свой разрушительный пыл и обратиться не в львицу, а в кошку.

Барельефы Сехмет

Если лучшие статуи Сехмет были изготовлены в Фивах, то лучшие барельефы, напротив, красуются в храме Сети I в Абидосе. Там, на стене из плотного песчаника, изображена богиня-львица, защищающая правой рукой Птаха, который восседает перед ней. Великолепная иконографическая композиция относится к шедеврам древнеегипетских скульпторов!


Эрмитаж - один из крупнейших художественных музеев мира, экспозиция которого расположена в более чем 350 залах. В нем собрано около трех миллионов памятников, представляющих культуру и искусство различных эпох и народов. Особое место занимает коллекция Древнего Египта. В Эрмитаже находится ряд значительных скульптурных произведений бытовых и культовых, в частности монументальная статуя богини Мут - Сохмет. Она была первой древнеегипетской скульптурой, приобретенной Эрмитажем, привезенная в 1837 г. русским путешественником А. С. Норовым из храма богини Мут в Фивах и сначала находившаяся в Академии Художеств. Египет всегда привлекал русских людей. Паломников влекли святые места Палестины, Иерусалима и Синая. Среди паломников и путешественников было много увлеченных и искренне верующих людей, Таким был и академик А.С. Норов.


Авраам Сергеевич Норов - поэт и писатель, храбрый воин, взобрался даже на вершину Большой пирамиды, что нелегко сделать и здоровому человеку который возник в русском обществе с начала XIX в. Путешествие А. С. Норова, и покупка им монументальной статуи древнеегипетской богини, несомненно, стояли в тесной связи с тем широким интересом к памятникам древнего Египта, А.С.Норову мы обязаны появлением в Эрмитаже бесценной статуи Мут-Сохмет (XV век до нашей эры), обнаруженной в Карнаке среди развалин небольшого храма.


Отсюда, из храма в Карнаке Авраам Норов привез колоссальную гранитную статую богини Сехмет. В своем труде Норов упомянул место находки статуи, знаменитый комплекс богини Мут на берегу подковообразного озера Ишеру, хотя и ошибся, идентифицируя статую божества: «Обводной канал, шириною сажени три, доселе наполнен водою; во многих местах сбереглись каменные крыльца, сходившие в канал. Все четыре рамы полуострова были уставлены статуями из черного порфира, изображавшими в настоящий рост сидящую богиню Нейт, с львиною головою… Из всех этих статуй, поверженных и разбитых, я нашел только одну уцелевшую, и решился приобрести ее и перевезти на родной север». Во время перевозки статуи, еще в Египте, неподалеку от Кены, с Норовым произошел интересный случай. «Возвратясь в мою дагабию, я узнал от моих людей любопытное происшествие. Одна молодая арабская дама в сопровождении нескольких саисов проезжала на роскошно убранном лошаке возле берега, где была причалена моя дагабия; она была поражена видом приобретенной мною в Фивах статуи богини Нейт, которая занимала почти всю палубу; остановясь она послала просить позволения взойти на дагабию, и мои люди поспешили пригласить ее. Подойдя к статуе, она долго смотрела на нее в большой задумчивости; потом стала на колени, набожно поцеловала ее в грудь и удалилась со слезами на глазах… Одна старая женщина из свиты этой дамы сказала, что она молилась о прекращении ее неплодия».


Эта двухметровая статуя высечена из базальтового монолита в XV в.до н.э.в г. Фивы. 574 статуи Сохмет украшали храм богини Мут-Сохмет при Аменхотепе. В первой трети 19 в. русский путешественник Авраам Норов увидел одну уцелевшую статую среди разбитых и купил ее. По морю доставили статую до Одессы, а потом на санях в Петербург. Порфировое изваяние лежало полузасыпанное песком, и Норов купил его у местных властей, чтобы увезти "на родной север, не во гнев Исиде и Осирису, но из сожаления к драгоценным останкам великих Фив". Гранитная статуя богини Мут-Сохмет является хорошим образцом монументальной храмовой скульптуры. Она происходит из храма Мут в Карнаке, построенного Аменхотепом III, чьи титулы и имена написаны на передней поверхности трона. В храме находились многие сотни статуй богини, ныне разбросанные по музеям мира. Мут-Сохмет - львиноголовая богиня, дочь бога Ра, божество войны. Считалась защитницей Ра и Осириса, а также покровительницей медицины и врачей.


Статуя хранилась под лестницей в Академии и после 15-летнего пребывания Мут-Сохмет перевезли в Эрмитаж, где она и обрела свою вторую жизнь в окружении близких ей произведений искусства далекой для нас страны фараонов. Сохмет, Сехмет - "могучая", "обладающая силой и властью" - страшная богиня войны, богиня палящего солнечного жара, гнев её приносил эпидемии и мор. Священное животное - львица. Изображалась в виде львицы или в виде женщины с львиной головой. Обычно её одеяния были красного цвета.


Сехмет переводится как «могучая» и считается богиней палящего солнца и войны. Также она представляется грозным оком бога Солнца – Ра, целительницей, которая обладает магической силой наводить болезни, а также излечивать их. Сехмет покровительствовала врачам,считавшимся в то время ее жрецами. Ее характер не поддавался контролю. Богиня с головой льва, являлась олицетворением разрушительной энергии солнца и солнечного зноя, по этой причине у нее на голове был изображен диск. Богиня считалась довольно суровой. В одном позднем мифе, в котором повествовалось про истребление богом Ра непокорного человечества, богиня Сехмет получала наслаждение от вида избиения людей. В этом образе отражено стремление подчеркнуть могущество человека, сопоставив его с силой зверя. Согласно мифу, разгневанная на людей, переставших подчиняться её одряхлевшему отцу и творивших зло, богиня решила испепелить их жаром засухи. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. По их совету разлили ночью подкрашенное в красный цвет пиво, которое, приняв за кровь, выпила богиня. Миф порожден был реальностью: от засухи избавляют египтян красные, в период разлива, воды Нила. Грозная богиня держит в руках "анх" - знак символизирующий жизнь.


В некоторых мифах о создании людей богиню называют создательницей азиатов и ливийцев. Она была защитницей людей и хранительницей мира. Египтяне считали, что гнев Сохмет способен принести эпидемии и мор. Поклонения Сехмет происходили в храме Гелиополиса, в котором жрецы содержали священных львов.


И в наше время легенды о богине Сохмет вызывают интерес у посетителей Эрмитажа.. Жуткая легенда музея советует присмотреться к статуе львиноголовой богини войны и палящего зноя Мут-Сохмет. Согласно мифу, однажды эта кровожадная богиня решила истребить весь человеческий род. Спасло людей вмешательство остальных богов, которые решили обмануть Мут-Сохмет. Ночью они разлили перед ней подкрашенное красным пиво. Наутро богиня, приняв пиво за человеческую кровь, выпила его и успокоилась. Прошли тысячелетия. Однако, как рассказывает современная эрмитажная легенда, угроза человечеству до сих пор не исчезла. Правда, не исчезли и силы, его охраняющие. По легенде, раз в году, в полнолуние, на базальтовых коленях львиноподобной богини появляется красноватая лужица, очень напоминающая человеческую кровь или подкрашенное вино. Но незадолго до появления первых музейных посетителей лужица бесследно исчезает. Несомненно, статуя Мут-Сохмет является одной из ярчайших экспонатов и является предметом гордости для Эрмитажа.

Даже, когда лев находится в клетке, он способен вызывать трепет. Поэтому неудивительно, что в древности люди часто обожествляли это животное. Один из самых ярких культов льва возник в Египте. Его отображением является египетская богиня Сехмет.

«Грозное око Ра» – главный титул богини Сехмет. Нельзя сказать, что она олицетворяла зло, но именно в её образе соединилось всё, чего могли бояться древние египтяне, война, палящее солнце пустыни и эпидемии. Горячие ветра и палящие солнечные лучи считались дыханием Сехмет.

Характер божества не подавался контролю. Согласно мифологии именно Сехмет создала ливийцев – одних из главных врагов египтян. Эта богиня считалась дочерью Ра и супругой Птаха. Египтологи также выделяют так называемую мемфисской триаду, в которую входили Сехмет, её супруг Птах и их сын Нефертум.

Неудивительно, что именно эта грозная богиня охраняла фараона. Рамзес ІІ утверждал, что во время битвы при Кадеше Сехмет помогала ему, истребляя врагов огнем. Богиня также не жаловала врагов Осириса и Ра. Мифы описывают её настолько сильной, что даже Сет и Анубис не могли ей противостоять. «Великая» и «могучая» – главные эпитеты, которыми принято было характеризовать Сехмет в иероглифах. Её также именовали «владеющей ножом».

Стоит отметить, что Сехмет не только напускала болезни, но и могла излечивать их, по этой причине богиня считалась покровительницей врачей, они же считались её жрецами. По этой причине богиню иногда именовали «хозяйкой жизни». В период лечения молитвы к Сехмет считались обязательными. Выздоровлению также должны были способствовать амулеты с изображением богини.

Как изображали богиню Сехмет?

Женщина с головой львицы – каноническое изображение Сехмет. Голову богини часто украшает солнечный диск, таким образом художники подчеркивали её власть над разрушительной энергией солнца. Одета богиня в длинное красное платье, что подчеркивает её воинственный характер. Цветом богини считался ярко-оранжевый. Египтяне ассоциировали его со знойным солнцем в зените.

Ещё одним атрибутом Сехмет были горящие стрелы. «7 стрел Сехмет» символизировали страшные эпидемии и разрушения. Как богиня защитница, Сехмет иногда держит в руках ножи. Скульптурные изображения богини обычно дополнялись такими атрибутами, как анкх, урей и росток папируса, последний был символом здоровья. Перечисленные признаки божество получило в период Нового царства.

В «Книге мертвых» богиню часто изображают в солнечной лодке рядом с Ра. Это подчеркивает её роль защитницы. Покойников обычно хоронили со свитками, в которых находились подобные изображения. Египтяне верили, что Сехмет защитит умершего от сверхъестественных врагов.

Как почитали богиню Сехмет?

Почитание Сехмет имело общеегипетский характер. Эта богиня почиталась в Египте со времен Древнего царства и до греко-римского периода. Сехмет являлась покровительницей Мемфиса. Главный храм богине находился в Гелиополисе, здесь держали львов, посвященных божеству.

Храмы Сехмет обычно воздвигали на краю пустыни, поскольку в этих местах часто бродили дикие львы. Один из подобных культовых центров был сооружен фараоном Сахуром в Абусире. Считалось, что изображение богини в этом храме обладало целительными свойствами.

Кремень считался камнем богини. Именно из кремня в Древнем Египте изготовляли хирургические инструменты и ножи для бальзамирования. При храмах, посвященных Сехмет, развивалась древняя медицина.

Древние египтяне боялись Сехмет, но в случае опасности обращались именно к ней. Когда во времена правления Аменхотепа III в Египте разразилась чума, фараон, пытаясь умилостивить Сехмет, приказал изготовить 700 статуй богини. Они были установлены на берегу озера Ашеру и в заупокойном храме упомянутого правителя, расположенном в Фивах. Скульптуры были вырезаны из черного гранита и в высоту достигали 2-х метров. Сейчас эти статуи можно увидеть во многих крупных музеях мира.

В греко-римский период считалось, что богиню можно успокоить с помощью специальных ритуалов, включающих употребления алкоголя, в частности пива. Интересно, что праздник богини совпадает с датой современного православного Рождества, то есть он отмечался 7 января. Древние египтяне скрупулезно наблюдали за движениями небесных тел и заметили, что в указанный период продолжительность солнечного дня начинала увеличиваться. По этой причина 7 января было посвящено богине, отвечающей за солнечный зной.

Богиня Сехмет вызывала страх у египтян даже после того, как поклонение ей кануло в небытие. Об этом свидетельствует случай, произошедший уже в 20 веке. Местные жители изувечили одну из статуй богини, боясь, что она принесет вред детям.

20 декабря 2017

Важнейшая богиня-львица Древнего Египта

Сехмет поклонялись во все периоды истории Древнего Египта, включая греко-римскою эпоху.

Ее имя, которое можно перевести как «мощная», «могучая» или «могущественная», впервые появляется еще в «Текстах пирамид ».

В эпоху Нового царства ее распространенным эпитетом был такой - «Большая Сехмет, любимая Птахом». Ее самым важным культовым центром был Мемфис, где ей поклонялись как супруге Птаха и матери Нефертума.

В Новом царстве к Сехмет вернулась ее роль богини-матери. В этот же период впервые появляются сведения о связи между Сехмет и Мут, которая почиталась как «Великая богиня-мать» и супруга Амона . Вероятно, это произошло потому, что Фивы стали главным городом страны, возникла потребность идеологически связать между собой как новую и старую столицы, так и характерные для них религиозные традиции и верования. В конечном итоге культ Сехмет фактически полностью слился с культом Мут, одной из форм которой она стала.

Во времена Нового царства, Сехмет, главным образом, считалась агрессивным аспектом больших богинь: сначала Хатхор, затем Мут, и наконец Исиды.

В Последний период акцент вновь был сделан на ее разрушительной стороне. Сехмет появляется в различных текстах как уничтожитель врагов, а также как та, которую нужно успокаивать с помощью специальных ритуалов и празднеств, включающих в себя, как правило, употребление алкоголя (пива).

Египетская богиня войны, испепеляющая врагов фараона

Cехмет была тесно связана с Королевским саном. Она часто описывалась как мать Махеса , грозного бога-льва, который был покровителем фараона.

Поскольку Сехмет, как верили древние египтяне, выдыхала огонь на своих врагов, она была принята многими египетскими фараонами в качестве военной богини и символа их собственной власти в сражениях.

Фараон XIX династии Рамсес II (ок. 1279-1212 гг. до н.э.) утверждал, что Сехмет находилась вместе с ним в его боевой колеснице в битве при Кадеше, опаляя вражеских воинов своим огненным дыханием.

Но не только огонь был ее оружием – она уничтожала врагов и из своего лука. Из всех богинь-стрельцов в египетском пантеоне Сехмет была самой страшной. Ее «семь стрел» персонифицировались как семь посыльных, которые несли чуму и разрушение.

Фараон XII династии Сенусрет III (ок. 1878-1841 гг. до н.э.) в одном из гимнов назван тем, «кто пускает стрелу, как это делает Сехмет».

Египетские владыки не жалели сил и средств, чтобы обеспечить благосклонность этой богини. До нас дошел фрагмент известнякового рельефа из долинного храма в Дашуре фараона IV династии Снофру (ок. 2613-2589 гг. до н.э.), который был великим строителем пирамид . На рельефе голова правителя Египта расположена рядом с мордой богини-львицы, по-видимому, Сехмет. Земной владыка как бы вдыхает божественную жизненную силу, исходящую изо рта богини.

При фараоне V династии Сахуре (ок. 2487-2475 гг. до н.э.) в Абусире было построено святилище-храм в честь Сехмет.

Фараон Аменхотеп III – почитатель Сехмет

Однако самым страстным почитателем богини проявил себя фараон XVIII династии Аменхотеп III (ок. 1402-1364 гг. до н.э.). Более 700 статуй Сехмет были установлены к югу от большого храма Амона в Карнаке в зоне Мут на берегу озера Ашеру, а также в заупокойном храме фараона (Kom el Heitan) в западных Фивах.

Долго считалось, что сам фараон приказал установить статуи в обоих местах, но сегодня большинство ученых полагает, что первоначально все статуи стояли вблизи заупокойного храме Kom el Heitan. Там они явились частью крупной скульптурной программы Аменхотепа.

Эти большие статуи (их высота иногда превышает 2 метра) вырезаны из черного гранита или диорита. Твердость камня, из которого сделаны статуи, само их количество наглядно говорит о том колоссальном камнетесном труде, который был выполнен древними египетскими мастерами.

Cтатуи изображают богиню-львицу сидящей или стоящей. В одной руке она, как правило, держит анх – символ жизни, в другой иногда скипетр в виде ростка папируса - символ здоровья и Нижнего Египта.

Позже часть этих статуй была демонтирована с первоначальных мест и установлена в других египетских храмах и святилищах (немало из них попали в египтологические музеи всего мира).

Египтологи, в частности французские, предполагают, что первоначально у храма было установлено две серии статуй по 365 богинь-львиц в каждой. Ежедневные обряды, выполняемые перед каждой статуей, следовали за движением звезд и курсом солнца. Нильская долина зависела от состояния этих природных явлений, определяющих время и сроки разлива великой реки. Аменхотеп III, видимо, полагал, что таким образом обеспечивается закон и порядок мироздания – маат.

Также он, вероятно, надеялся, что такая концентрация статуй богинь обеспечит защиту страны от внешних врагов, эпидемий и неурожая.

Целительница и покровитель врачей

Если чума шла на Египет, ее, как говорили, нес «посыльный Сехмет». Египтяне полагали, что если Сехмет могла насылать болезни, то она была также той, которая могла защитить от них и вылечить в случае заболевания.

У нее была власть отразить мор, она могла проявлять себя как медицинское божество и богиня исцеления, получив эпитет - «хозяйка жизни».

Таким образом, священники Сахмет были связаны с медициной и волшебством, а сама богиня стала считаться покровителем врачей. Ее жрецы считались знатоками медицины и квалифицированными врачами. Один из папирусов, например, приписывает этим священникам детальное знание сердца.

Жрец, обращающийся с молитвами к Сехмет с просьбой о выздоровлении больного, был неотъемлемой частью всего процесса лечения, наряду с практическими действиями самого врача (жреца), который также находился под покровительством богини.

Как верили египтяне, амулеты и изображения богини могли способствовать выздоровлению. Например, ее изображение на стене храма Сахура в Абусире наделялось способностями магического и удивительного излечения страждущих.

Поскольку у Сехмет доминируют агрессивные и опасные черты, ее изображения могли, естественно, вызывать и чувство страха или тревоги. Причем не только у древних египтян. Известная статуя Сехмет, которая ныне находится в храме Птаха в Карнаке, была сломана в начале XX века местными жителями, которые боялись, что она может принести вред их детям.

Сехмет и «далекая» богиня

Египетские мифы в разных вариантах содержат рассказ об убежавшей в Нубию «далекой» богине в облике львицы, которая потом была возвращена в Египет. Такой сюжет содержится в рассказах о Мехит, которая была поймана и возвращена богом Онурисом , ставшим ее мужем. Тефнут, богиня влаги, также была возвращена из Нубии богом воздуха Шу.

Схожее повествование имеется и о Сехмет. Рассерженная богиня-львица убежала в Нубию. Ее отец, бог Ра, пытается вернуть свою дочь в Египет. Однако разъяренная Сехмет убивала каждого посланца, посмевшего к ней приблизиться.

Тогда боги, чтобы умиротворить львицу, пускают в ход музыку и танцы. Завороженная громкой музыкой и танцевальными движениями богов, Сехмет окунается в воды Нила вблизи первого порога и превращается в красивую женщину. По другим вариантам этого мифа она напивается и превращается в умиротворенную Бастет или Хатхор.

Ежегодно египтяне в период разлива проводили «Праздник опьянения», цель которого состояла в том, чтобы преобразовать неистовую солнечную львицу в умиротворенную богиню. Здесь теологи использовали определенные параллели между наступлением воды во время паводка и тем пивом, окрашенным под цвет крови, которое разливают боги, чтобы обмануть Сехмет.

В этом праздновании, в ходе которого египтяне употребляли алкоголь и веселились, был воплощен сельскохозяйственный вариант мифа вечного оживления природы. Кровь и пиво (вино) были тесно связаны в египетской мифологии.

Иконография Сехмет: богиня с головой львицы

Она обычно изображается как женщина с головой львицы. В Новом царстве она приобрела диск солнца, урей, знак анх и скипетр папируса как признаки.

Иногда, когда упор делается на ее связь с Хатхор, она изображается держащей систрум – музыкальный инструмент богини Хатхор.

Как богиня войны, защитница Ра, Осириса, фараона и всего Египта она иногда держит в ругах ножи (кинжалы).

Она часто носит длинный парик, который в определенной мере уравновешивает солнечный диск на ее голове.

Длинное платье, которое носит богиня, часто окрашено в красный цвет. С одной стороны, красный цвет был цветом Красной короны и символом Нижнего Египта, с другой стороны, красный цвет – цвет крови, подчеркивающий воинственный характер богини.

Иногда на каждой груди богини изображалась по розетке - они были астрономическим символом созвездия Льва.

Однако в целом изображения Сехмет трудно отличить от других богинь с головами львицы, имеющим схожую иконографию.

Сегодня я была в Эрмитаже.

Я очень люблю приходить в Эрмитаж за час-два перед закрытием музея.


Я вхожу в Эрмитаж, а навстречу мне выходят толпы усталого и довольного народа, по самую макушку приобщенного к искусству.
Залы пустеют, освещение приглушается...
Брожу по почти пустым залам, вглядываюсь в лица на портретах, лица древних статуй..
Давать волю вображению в это время лучше всего.

Кроме того, служительницы залов к вечеру уже устали, теряют бдительность напрочь и им все равно, кто что делает.
В мыслях они уже кто дома, кто в универсаме делает покупки, кто репетирут воспитательные речи детям-внукам, мужьям...
Можно близко подходить к экспонатам, можно фотографировать без окриков..
Вечером можно делать то, что нельзя делать днем.

Сегодня я пришла на свидание к статуе богини Мут - Сехмет в Египетском зале..

Египетский зал расположен на первом этаже Зимнего дворца и очень удобно расположен по отношению к входу в залы.
Не надо долго бродить по галереям и анфилладам, отвлекаясь на что-то другое..

Зал большой, он был создан на месте помещения Главного буфета Зимнего дворца в 1940 г.
И сейчас совсем недалеко от зала находится кафе.

В Египетском зале - собрание памятников Древнего Египта: скульптура, рельефы, саркофаги, предметы быта..
Все это позволяет представить себе развитие великой древней цивилизации практически на протяжении всей ее истории с IV тыс. до н.э. до начала н.э.
Помню школьные уроки истории в пятом классе, когда мы изучали историю древнего мира и нас приводили сюда...

К числу шедевров зала и всего музея относится огромная, двухметровая, гранитная статуя богини Мут-Сохмет из храма в Фивах (конец XV в. до н.э.).

Вот к ней-то я и шла...
(фотография не моя, мои получились плохо)

Появлением в Эрмитаже бесценной статуи Мут-Сохмет (XV век до нашей эры), обнаруженной в Карнаке среди развалин мы обязаны Аврааму Сергеевичу Норову, ученому, путешественнику, поэту.

А.Норов потерял ногу в Бородинском сражении, когда ему было 17 лет. Тем не менее, он взобрался даже на вершину Большой пирамиды, что нелегко сделать и здоровому человеку.

Он глубоко интересовался историей великой нильской цивилизации.

"Нельзя не удивляться на каждом шагу глубокомыслию этого удивительного народа, который из храмов, чертогов царей и других публичных зданий делал книги для изучения их в продолжении всей жизни, в которых гранитные листы, пережив тысячелетия, могут быть еще прочитаны будущими поколениями..." - писал А.С. Норов.

Он писал дневники и иллюстрировал их рисунками.
Особенно поразили Норова Фивы: "Все статуи Рима, Афин, народов Сицилии, даже Бальбака и Пальмира перед Фивами ничтожны!"

Из храма в Карнаке А. Норов в 1837 году привез базальтовую статую Сехмет - львиноголовой богини, дочери бога Ра.
Норов обозначил, где нашел статую: знаменитый комплекс богини Мут на берегу озера Ишеру, хотя и ошибся в идентификации статуи, приняв ее за Исиду сначала.
Статуй богини Мут на берегу озера было много, но только одна сохранилась, уцелела. Ее-то он и купил у властей, чтобы перевезти на "родной север, не во гнев Исиде и Осирису, но из сожаления к драгоценным остаткам великих Фив".

Во время перевозки статуи, еще в Египте, произошел интересный случай, который Норов описывает так: " Одна арабская дама...проезжала на роскошно убранноом лошаке возле берега, где была причалена моя дагабия; она была поражена видом приобретенной мною в Фивах статуи богини. Остановясь, она попросила позволения войти на дагабию, и мои люди поспешили пригласить ее.
Подойдя к статуе, она долго смотрела на нее в большой задумчивости, потом стала на колени, набожно поцеловала ее в грудь и удалилась со слезами на глазах.. Одна женщина из свиты этой дамы сказала, что на молилась о прекращении ее неплодия.
Другие молодые женщины приходили топами прощаться со статуей, пели вокруг нее, и какой-то старик говорил речь" .

По морю статую доставили в Одессу, а потом, на санях, в Петербург.

Вернувшись в Петербург, Норов рассказал об этом Пушкину. На последнего рассказ произвел сильное впечатление, он сказал: "Какую чудную поэму можно было бы создать из этого эпизода..." и пошел взглянуть на статую, хранившуюся тогда под лестницей в Академии.

После 15-летнего пребывания в Академии Мут-Сохмет перевезли в Эрмитаж, где она и обрела свою вторую жизнь в окружении близких ей произведений искусства далекой для нас страны фараонов.

Сехмет переводится как «могучая» и считается богиней палящего солнца и войны. Также она представляется грозным оком бога Солнца - Ра, целительницей, которая обладает магической силой наводить болезни, а также излечивать их.

Сехмет покровительствовала врачам,считавшимся в то время ее жрецами. Ее характер не поддавался контролю.
Богиня с головой льва, являлась олицетворением разрушительной энергии солнца и солнечного зноя, по этой причине у нее на голове был изображен диск. Богиня считалась довольно суровой.

Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий.
Боги решили спасти людей: они разлили перед богиней подкрашенное в красный цвет пиво, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь. Выпила - и успокоилась.
Миф порожден был реальностью: от засухи избавляют египтян красные, в период разлива, воды Нила.

Грозная богиня держит в руках "анх" - знак символизирующий жизнь.
Однако легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей все еще сохраняется.
Якобы, каждое полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица.

По другой версии - ноги богини покрываются странным красноватым влажным налетом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы. Последний раз налет, якобы, был обнаружен в 1991 году.

Есть ли в легенде хоть доля истины? И как можно объяснить странный «кровавый» налет?
На эти вопросы ответы пока не найдены.

Вот с такой "дамой" я сегодня встречалась...
Возвращаясь, прошла по набережной, "воют ветры в феврале"...)



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными