В Музее современного искусства в Казории (провинция Неаполь, Италия), расположенном в 17 км от Везувия, недавно открылась необычная выставка эротических работ, посвященных древним Помпеям. Творческая группа выступила в роли фотомоделей и создала серию композиций, на которых они заменили некоторых персонажей "бордельных фресок" древнего города, уничтоженного в результате извержения вулкана почти две тысячи лет назад.
Директор музея Антонио Манфреди говорит, что министерство культуры попыталось подвергнуть выставку цензуре. Но, благодаря привлечению внимания СМИ и широкому общественному резонансу, экспозиция "ErotiCAM Cabinetto Segreto II" полностью соответствует первоначальному замыслу. Хотя на входе и помещена надпись "Censored" (подвергнуто цензуре – англ.).
Некоторые критики говорят, что работы, представленные на ErotiCAM, настолько натуралистичны, что могут классифицироваться как порнография. Другие считают, что речь идет об эротическом искусстве в изначальном понимании этого термина. В любом случае, заявляют они, порнографии на обновленных фресках не больше, чем на фресках древних Помпей.
Стараниями современных художников на фресках I века появились мужчины, женщины, гермафродит и животные из XXI века. Некоторые модели изображали мифологических персонажей и римских богов.
Для создания этих работ, помимо профессиональных моделей, позировали художники, литераторы и музыканты из разных стран мира: Вероника Байер, Мануэль Вернер Брауэр, Антон Финк, Патрик Гердениц, Петра Холасек, Патрисиа Иосиф, Герман Ницш, Кончита Верст, Рональд Зеттль, Клаудия и Даниэль Фейерль – из Австрии, Бетти Би – из Великобритании, Антонио Манфреди, Альберто Дель Генио, Катерина Флор Гюмпель, Мария-Лаура Матей и Маоро Папаро Филомарино – из Италии. Кто-то из них уже снискал всемирную славу, кто-то только начинает свой творческий путь. Для наиболее откровенных композиций позировали анонимные модели из "индустрии для взрослых".
Наиболее известным среди фотомоделей был 90-летний химик и писатель Карл Джерасси – создатель первых противозачаточных таблеток, имя которого можно найти во всех современных энциклопедиях (в том числе еврейской, поскольку он вырос в еврейской семье выходцев из Австрии и Болгарии).
Организаторы выставки не скрывают, что эпатаж для них является способом выживания: государство не финансирует Музей современного искусства в Казории, и музею приходится существовать исключительно за счет частных пожертвований и продажи билетов.
"Бордельные фрески" древних Помпей
Пан и коза — статуэтка, найденная среди руин в Помпеях. Британский музей
Редакция NEWSru.co.il благодарит пресс-секретаря Музея современного искусства в Казории Грациеллу Меланию Герачи за предоставленные фотографии
Древнее здание Лупанарий (именно так назывались бордели в древнем Риме), погребенное 24 августа 79 года вместе с остальными городскими постройками под лавой Везувия, неплохо сохранилось до наших дней, передает CBC .
На его стенах все еще можно разглядеть фрески с откровенными сексуальными сценами, которые служили своеобразным «меню услуг» для посетителей древних итальянских борделей.
Археологи утверждают, что это место пользовалось огромной популярностью среди местных политиков и богатых торговцев.
Всего на территории Помпей было обнаружено около 200 борделей на 30 тысяч населения. Тогда считалось нормой, если женатый мужчина спит с другими, но замужней женщине изменять своему мужу запрещалось под страхом заключения
Этот Лупанарий был самым крупным из обнаруженных в Помпее. Его раскопали в 1862 году, но свои двери для туристов он открыл сравнительно недавно из-за затянувшейся реставрации. Это был самый крупный бордель в городе.
Это двухэтажное здание в самом центре Помпеи с пятью комнатами — по два квадратных метра каждая — вокруг вестибюля. В стены комнат были встроены каменные ложа с тростниковыми одеялами. Именно в таких комнатах трудились лупы («lupa» – проститутка).
Во всех комнатушках не было окон. Освещались они огненными фонарями круглые сутки. Археологи утверждают, что в помещениях стояла сильная вонь и духота.
Напротив входа располагалось отхожее место – одно на всех, а в вестибюле возвышался своеобразный трон, на котором восседала «мадам» – старшая лупа и привратница по совместительству.
Для особенных гостей были и VIP комнаты, которые находились на втором этаже. Но какого-либо отличия от нижних комнат они не имели, кроме балкона, с которого можно было зазывать клиентов.
В соответствии с законами, бордели открывались в 3 часа пополудни. Час пик приходился на поздний вечер – начало ночи.
За каждой проституткой была закреплена своя комната с выбитым над входом именем владелицы. Это дает возможность предположить, что местные лупы жили в других местах, а в бордель приходили только на работу.
Так же, как и во всем Древнем Риме, проститутки Помпеи должны были пройти государственную регистрацию для получения лицензии. Они платили налоги, и имели особый статус среди женщин. Их профессия не считалась чем-то позорным.
Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.
В наше время хорошо известно, что древние римляне отличались весьма либеральными взглядами на сексуальность. Однако, когда в середине XVIII века были обнаружены древнеримские города Помпеи и Геркуланум, погребенные под слоем вулканического пепла Везувия, общественность оказалась не совсем готова обнаружить также и пикантные подробности древнеримского общества, а именно - повальное увлечение эротикой.
В Помпеях процветала обширная секс-индустрия с десятками борделей, стены которых были покрыты эротическими фресками. Художественное изображение секса нередко встречалось и на стенах спален в богатых частных домах.
На шее жители Помпей носили амулеты фаллической формы, чтобы отгонять злых духов. А дома почти у каждого из них хранилась небольшая коллекция предметов искусства сексуальной тематики.
В хозяйстве часто использовались масляные лампы и другие бытовые предметы фаллической формы.
А самой скандальной находкой оказалась статуя греческого бога Пана - наполовину человека, наполовину козла, - совокупляющегося с козой.
Демонстрация всех этих откровенных сексуальных материалов вызвала немало смущения и неловкости среди общественности XVIII века, поэтому непристойные древности поспешили скорее спрятать от глаз публики, заперев в секретном кабинете.
Секретный кабинет, или gabinetto segreto, изначально располагался в Музее Геркуланума в Портичи. Доступ в него осуществлялся исключительно по специальному письменному разрешению короля. Но, как известно, запреты только подогревают интерес, поэтому изображения фресок и копии попавших под запрет экспонатов производились внутри кабинета и распространялись среди французской элиты.
После переноса из Портичи в Национальный археологический музей Неаполя коллекция ненадолго стала доступна публике безо всяких ограничений. Продолжалось это до тех пор, пока король Франциск I в 1819 году не нанес музею визит в сопровождении своей жены и дочери. Поспешно выпроводив семью, возмущенный король тут же распорядился запереть коллекцию в специальном зале, где ее смогут лицезреть только мужчины «зрелого возраста и устоявшихся моральных принципов». Женщинам и детям входить туда строго воспрещалось.
На протяжении следующих 200 лет секретный музей оставался в основном закрытым, лишь несколько раз открывая свои двери на непродолжительное время. Даже открывшись в охваченных сексуальной революцией 60-х, он сохранил прежние ограничения на вход. И только в 2000 году коллекция наконец-то стала публично доступна как для мужчин, так и для женщин.
Когда во второй половине 18 века начались систематичные раскопки Помпей, туда любили заглядывать знатные персоны. Многие открытия случались на их глазах - на свет извлекались найденные раньше и снова закопанные античные раритеты. Для этого были две причины: исследователи хотели сделать приятно важным гостям и не хотели случайно выкопать при них что-нибудь неподобающее. Этого добра в Помпеях хватало.
Извержение Везувия 24 августа 79 года привело к гибели городов Помпеи, Геркуланума, Стабии, а также нескольких небольших селений и вилл.
Только для высокоморальных мужчин
Помпеи, Геркуланум и Стабии дошли до нас в том виде, в каком их застало извержение вулкана. Погибшей культуры не коснулась христианская цензура, и это стало проблемой. Раскопки показали, как наслаждалась похотью Римская империя во время своего наивысшего расцвета. На фресках, мозаиках, рельефах люди и животные совокуплялись во всех мыслимых позах, а боги и мифологические существа демонстрировали неувядающую потенцию.
В 1819 году раскопки вместе с женой и дочерью посетил будущий король Обеих Сицилий Франциск I. Возмущенный, он повелел увезти и запереть все непристойные артефакты. Так в неапольском Музее Бурбонов (теперь - Национальный археологический музей) появился Секретный кабинет (Gabinetto Segreto). Его экспонаты по специальному разрешению могли увидеть только «высокоморальные мужчины» . В самих Помпеях эротические фрески, которые невозможно было демонтировать, прикрыли металлическими заслонками. За дополнительную плату их приоткрывали, и снова только для мужчин.
То есть образованные мужчины из высших классов, не простолюдины.
Глиняные лампы из Секретного кабинета. Фото: Darren & Brad / Flickr
Не все экспонаты Gabinetto Segreto были найдены на раскопках Помпей, Стабии, Геркуланума. Коллекцию пополняли предметы со всей Италии. И сам Секретный кабинет никогда не помещался в одну комнату. Это галерея, которая со временем захватывала все новые помещения.
Возвращение «порнографии»
Чтобы описать коллекцию римских непристойностей, ученые вспомнили редчайшее слово порнография . В античной литературе древнегреческий термин «изображение проституток» встречается один раз. Сначала определение использовалось в научной литературе, а потом пошло в народ.
В 1860 году Джузеппе Гарибальди взял Неаполь и широким жестом открыл Секретный кабинет для всех. Но вскоре он закрылся снова, почти на полтора столетия. Только в 2000 году скрываемая коллекция стала доступна для всех, хотя подросткам для ее осмотра до сих пор требуется разрешение родителей.
Вот самые известные из непристойностей Gabinetto Segreto.
Сочинение «Пир мудрецов» Афинея, 2 век н.э.
Венера Каллипига (Прекраснозадая)
Римская копия более ранней греческой работы изображает девушку, приподнявшую тунику, чтобы посмотреть на свои ягодицы. Статуя была найдена в подземном зале римского дворца Нерона и до попадания в Неаполь хранилась в Коллекции Фарнезе.
19 век скульптура провела под замком в Комнате Венер при Секретном кабинета, куда со всей Италии собрали статуи с обнаженной женской натурой.
Одно из крупнейших собраний античных предметов, основанное папой Павлом III (1534-1549).
Венера Каллипига. Фото: ho visto nina volare / Flickr
Тайная жизнь пигмеев
Распространенной темой фресок в домах зажиточных жителей Помпей была жизнь пигмеев. Впервые их упомянул еще Гомер, сообщивший о войне, которую племя вело с аистами.
При раскопках Дома Квадриги в Помпеях в 1844 году выяснилось, как римляне представляли себе сексуальную жизнь африканцев. На фреске изображен групповой секс в лодке. Участники увлечены процессом и, кажется, не замечают крокодилов и бегемотов вокруг.
Условное название, данное археологами.
Секс втроем на лодке в окружении диких животных. Фреска, Помпеи. Источник: Национальный археологический музей (Неаполь) / Wikipedia
Фреска из Секретного кабинета. Фото: Sailko / Национальный археологический музей (Неаполь) / CC BY 3.0 Фреска из Секретного кабинета. Фото: Marie-Lan Nguyen / Национальный археологический музей (Неаполь) / Wikipedia Фреска из Секретного кабинета. Фото: Marie-Lan Nguyen / Национальный археологический музей (Неаполь) / Wikipedia Фреска из Секретного кабинета. Фото: Marie-Lan Nguyen / Национальный археологический музей (Неаполь) / Wikipedia
ЕСЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА И БЕЗУПРЕЧНОЙ РЕПУТАЦИИ,ТО ЭТА СТАТЬЯ ДЛЯ ВАС.
В Архелологическом музее Неаполя есть секретный кабинет,где собраны сексуальные фрески,мозаики,скульптуры и предметы быта.Коллекция Секретного кабинета, основанного в 1819 году, содержит фрески, рельефы, плиты с текстами и другие предметы эротического и порнографического характера, обнаруженные в Помпеях.
Ранее коллекцию было разрешено осматривать лишь узкому кругу лиц. Кабинет несколько раз открывался для публики, но всегда на непродолжительное время, а окончательное открытие состоялось только в 2000 году.
Вотивные предметы в Секретном кабинете.
Сухая рациональность эстетики классицизма не вязалась со многими помпейскими находками, особенно сделанными в городском лупанарии. Среди «неудобных» для экспонирования предметов были фрески и надписи Приапеи, скульптурные сцены содомии и зоофилии, домашняя утварь фаллической формы.
« Приап с кадуцеем»
Учёные терялись в догадках о том, как поступить с помпейской « порнографией», пока вопрос не был решён в 1819 г. сицилийским королём Франческо I, посетившим места раскопок в сопровождении супруги и дочери. Монарх был настолько возмущён увиденным, что потребовал увезти все «крамольные» предметы в столицу и запереть их в Секретном кабинете.
В 1849 г. дверь в кабинет была заложена кирпичом, потом доступ в него был всё же открыт «лицам зрелого возраста и безупречной репутации».
В самой Помпее фрески, которые не подлежали демонтажу, но оскорбляли общественную нравственность, были прикрыты завесами, которые разрешалось приподнимать только за плату для лиц мужского пола.
Эта практика существовала ещё в 1960-е годы. В конце 1960-х гг. была предпринята попытка «либерализации» выставочного режима и превращения Секретного кабинета в общедоступный музей, но она была пресечена консерваторами. Кабинет открывался для публики только на непродолжительное время.
Секретный кабинет как одно из последних проявлений цензуры воспринимался неоднозначно, а его содержание вызывало много толков. В 2000 году он был наконец открыт для всеобщего посещения совершеннолетними. Для посещения подростками требуется письменное разрешение родителей. В 2005 году собрание Секретного кабинета было окончательно передано в распоряжение дирекции Национального музея археологии.
В Помпеях существовал лупанарий.
Лупана́рий (также лупана́р , лат.lupānar или lupānārium ) — публичный дом в Древнем Риме, размещенный в отдельном здании. Название происходит от латинского слова «волчица» (лат.lupa ) — так в Риме называли проституток.
Он был обнаружен в 1862 году, с тех пор несколько раз реставрировался. Последняя реставрация закончилась в 2006 году , предпоследняя — в 1949. Это двухэтажное здание с пятью кубикулами (спальнями) на каждом этаже. В прихожей стены у потолка покрыты фресками эротического характера. В кубикулах нижнего этажа — каменные ложи (покрываемые матрацами) и граффити на стенах
Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2—8 ассов. Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.
Ложе в лупанарии.
Обитательницы лупанариев принимали гостей в небольших комнатах, расписанных фресками эротического содержания. В остальном обстановка этих крохотных комнат была предельно проста, в сущности, это было одно узкое каменное ложе длиной около 170 см, которое сверху застилали матрасом.
По требованию властей все женщины легкого поведения носили приподнятые к груди и завязанные сзади красные пояса, называемые mamillare. .
Одна из фресок из лупанария.
В Помпеях подобные места старались не афишировать С улицы в лупанарий вела низкая и неприметная дверь. Однако найти лупанарий не представлялось сложным делом даже для заезжих торговцев и моряков.
Посетители ориентировались по стрелкам в виде фаллического символа, вырубленным прямо на камнях мостовой.
Они пробирались в лупанарий после наступления темноты, прикрываясь низко надвинутыми капюшонами. Специальный остроконечный головной убор, называемый cuculus nocturnus (ночная кукушка ), скрывал лицо благородного клиента борделя. Упоминание об этом предмете есть у Ювенала в рассказе о похождении Мессалины
Для занятия любовью жительницы Помпей собирали волосы в сложные укладки-прически, и никогда не обнажались полностью. На фресках видны браслеты, кольца и ожерелья. Помпеянки уже практиковали депиляцию, носили лифчики и даже...бюстгальтеры
Итальянский журналист Альберто Анджела,считает, что в Древних Помпеях обитатели жили просто-напросто полнокровной жизнью по принципу «лови момент и наслаждайся жизнью».
Итальянский журналист утверждает, что причиной тому была «жизнь, короткая и насыщенная, как сон». Продолжительность жизни в Древних Помпеях была 41 год у мужчин и 29 лет у женщин. Древнеримское божество, олицетворявшее жизнь,
Kairòs
, был представлен в виде юноши с крыльями – улетит, и не поймаешь!
Поэтому все то, что доставляло наслаждение – любовь, секс, еда, украшения, пиршества и танцы – являлось предметом вожделения и погони за наслаждениями.
Помпеянцы и помпеянки использовали приворотные зелья, любовные эликсиры, секс-игрушки, искусственные фаллосы, вырезанные из дерева и обшитые кожей. Бесплодные женщины пользовались услугами суррогатных матерей. Были специальные площадки для «съема» – цирки, форум, термы.
По мнению Альберто Анджела, в Древних Помпеях существовало «изысканное, утонченное общество, отличавшееся утонченным вкусом, страстями, эмоциями...достаточно одного лишь примера: в то время как древние римлянки уже пользовались противозачаточным настоем, приготовленным из растения сильфио, уже несуществующего в настоящее время, варвары-галлы все еще держали в доме головы убитых врагов!»
Амулеты.
Мраморная статуэтка, изображающая совокупление древнегреческого бога Пана с козой. Найдена на раскопках роскошной Виллы Папирусов.
Пан — древнегреческийбог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы, культ которого имеет аркадийское происхождение. По гомеровскому гимну, он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться.
Испуганная необычайной наружностью и характером ребенка, мать покинула его, но Гермес, завернув его в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса видом и живостью своего сына, что боги назвали его Паном, так как он доставил всем великую радость.
Использованы материалы открытых сайтов интернета.
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ,надеюсь вы будете корректными и воспитанными в своих комментариях.