Изображение фигуры человека в истории искусства рисунки. Изображение фигуры человека в античном искусстве Античное искусство – это искусство Древней Греции и Древнего Рима

Изображение фигуры человека в истории искусства рисунки. Изображение фигуры человека в античном искусстве Античное искусство – это искусство Древней Греции и Древнего Рима

Человек в искусстве остается главной темой. Художники и скульпторы передают различные образы человека. Портрет человека – это отражение внутреннего мира, настроения отдельного лица. Однако, с течением времени люди меняются, а значит, меняется и искусство изображения человека


Скульптура VI – начала V века до н.э. Скульптура VI – начала V века до н.э. В эпоху Древней Греции мастера-скульпторы чаще всего изображали молодых атлетов с прижатыми к телу руками и выдвинутыми вперед ногами. Греческие скульпторы многое заимствовали из Древнего Египта, греческие скульптуры создавались по египетским канонам, которые оказывали огромное влияние на развитие искусства в Древней Греции








Скульптура первой половины V в. До н.э. Скульптура первой половины V в. До н.э. В это время мастера изображали атлетов – победителей Олимпийских игр. Великим ваятелям поручалось воспевание героического образа доблестного и сильного гражданина как надежного защитника древнегреческого города-полиса.


Пифагор, статуя Гиацинт, V век до н.э. Герой Гиацинт, любимец Аполлона, был случайно убит богом Солнца, метнувшим диск во время гимнастических состязаний. Из капель его крови вырос прекрасный цветок, и Пифагор постарался передать определенное действие в своей скульптуре – юный герой наблюдает за летящим диском.


Пифагор, статуя Кифаред, V век до н.э. Статуя демонстрирует умение автора преодолевать плоскостность и фронтальность архаической скульптуры в объемном изображении сидящего музыканта. Фигура отличается монументальной лаконичностью форм и своеобразия замкнутостью композиционного построения.


Мирон, статуя Дискобол, V век до н.э. Мирон – один из лучших мастеров Древней Греции. Афинский скульптор отличался удивительным даром передачи человеческой красоты. Его статуя Дискобол поражает своей грандиозностью. Образ дискобола выглядит естественном и настоящим. Мирон – первый скульптор древности, изобразивший человека в движении.


Поликлет, статуя Дорифор, V век до н.э. Вторым крупнейшим скульптором был Поликлет. Именно Поликлет в классический период воплотил образ прекрасного и доблестного гражданина полиса. В своих статуях мастер старался передать совершенные пропорции человеческого тела, исходя из математических вычислений.


Поликлет, статуя Дорифор, V век до н.э. Мастер очень тонко передал пластику здорового мускулистого тела. Человек изображен в готовности к действию, светится жизненной силой. Юноша стоит так, будто вся тяжесть тела направлена на одну ногу, а вторая немного согнута, словно в мерном шаге. Склоненная и повернутая к правому плечу голова создает впечатление непринужденной задумчивости. Красота человеческого тела раскрывается в пропорции упругих ног и мощных объемов груди и плеч.


Пракситель, статуя Афродита Книдская, V век до н.э. Одним из интересных скульпторов Древней Греции является Пракситель. Этот скульптор выполнял работы в мраморе, именно благодаря этому он умело создавал мягкую игру светотени в своих работах. Его скульптураАфродита Книдская пользовалась громкой славой. Статуя отличается благородство, изяществом, страстной и в то же время девственной грацией. Именно в ней Пракситель первым изобразил всю красоту женского тела


Лисипп, статуя Геракл в борьбе со львом, V век до н.э. Творчество скульптора Лисиппа тоже уникально. Лисипп стремился к созданию образу идеального человека. Из всех его работ больше всего поражает скульптура Геракла со львом. Здесь красота человеческого тела передана в напряжении мышц. Лев изображен в динамике, поза задыхающегося льва неустойчива, а человек напротив, держится твердо и уверенно, открыто демонстрируя красоту и силу своего идеального тела.



Греки, думая, что в красивом теле должна быть красивая душа, изобрели идеал красоты. Древние греки первыми задумались, каким должен быть прекрасный человек, и воспели красоту его тела, смелость воли и силу разума. Изучив каноны рисования египетских мастеров, греки нашли новые пути изображения фигуры человека. Им не нравилось на рисунках неестественно большие головы египтян, поворот туловища и ног. Первым изобрел пропорциональное изображение фигуры человека и систему членения человеческого тела скульптор Поликлет в 432 г. до н.э. Эта система схожа с системой передачи пропорциональности, которой мы пользуемся и по сей день. Греки утверждали – что в человеческом теле 8 голов. Знания древних греков лишились мифологической окраски и приобрели характер науки, и, соответственно, красоту они пытались объяснить как форму бытия. Пифагор считал, что красота исходит из гармонии и соотношения размеров. Он даже искал соответствующее числовое соотношение. Прекрасным считалось лицо, которое можно было разделить на несколько равных частей (три или четыре). При трех разграничительные линии проходили через кончик носа и верхний надбровный край; при четырех – через край подбородка, по кайме верхней губы, по зрачкам, по верхнему краю лба и по темени.

Греческие художники стремились к реальности изображения, они старались изобразить реальный мир как можно точнее. Натура являлась источником знаний, а следовательно, в основу метода преподавания было положено рисование с натуры. Линия в рисунке играла первостепенную роль.

В Древней Греции большое значение придавалось формам человеческого тела, существовал культ тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения искусства - скульптура, вазопись, керамика, на которой изображено много разнообразных, часто стилизованных человеческих типов. Представление о красоте человека, прежде всего, ассоциировалось с его положительными нравственными качествами. Прекрасный мужчина был олицетворением мужества, разумной силы и сосредоточенности; прекрасный юноша - символом ловкости, очарования и различных других добродетелей, свойственных его возрасту. Внешний облик человека как бы символизировал определенный уровень его внутреннего мира. В мире, где гармоничность тела понималась как выражение гармонии духа, безобразное означало недостаток разума, благородства, силы, характера, выступало как отрицание позитивных ценностей.

Задание: Рассмотреть основные типы греческих ваз и сюжеты росписи. Выполнить творческую работу по росписи вазы на темы "Олимпийские виды спорта" или "Древнегреческие мифы"

Изображение человека в древней культуре Египта. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

Художники и скульпторы передают свое отношение к миру при помощи определенных образов. Изо­бражая человека, мастер показывает нам свои представления о красоте. Однако эти представления менялись с течением вре­мени, и подтверждение этому - древние памятники искусства.

С течением времени люди меняются, а значит, меняется и искусство изображения человека. Давайте посмотрим, каким образом изображался человек в эпоху Древней Греции.

Скульптура VI - начала V в. до н. э.

Если мы посмотрим на иллюстрации с изображением скульп­туры эпохи Древней Греции, то заметим, что тогда мастера чаще всего изображали молодых атлетов с прижатыми к телу руками и выдвинутыми вперед ногами. Выбранная поза была неслучай­ной. Греческие скульпторы, создавая свои произведения искусств, многое заимствовали из Древнего Египта. Так. этот образ полно­стью соответствовал египетским скульптурным канонам, которые оказывали огромное влияние на развитие греческого искусства. Канон - это свод правил, господствующих в искусстве какого-ли­бо периода или направления, а также определенное произведение, служащее образцом. Считается, что канон - это «закон и мера прекрасного».

В VI-V вв. до н. э. греческие мастера обращались и к другому виду скульптуры, который имел название «кора», т. е. «девушка». Богини, изображенные в эпоху архаики, напоминают смертных красавиц, их фигуры пронизаны женственностью и лиризмом.

Скульптура первой половины Vв. до п. э.

В это время мастера обычно изображали атлетов - победи­телей Олимпийских игр. Именно эта тема оставалась ведущей в искусстве пластики в течение всего века. Небольшая бронзовая фигурка юноши, приготовившегося к прыжку, является образ­цом скульптуры начата V в. до н. э. Великим ваятелям поруча­лось воспевание героического образа доблестного и сильного гражданина как надежного защитника древнегреческого горо­да - полиса.

Скульптура Мирона

Одним из лучших мастеров Древ­ней Греции является Мирон. Афин­ский скульптор отличался удивитель­ным даром передачи человеческой красоты. Наиболее известная его работа - «Дискобол» поражает своей грандиозностью

Обратите внима­ние. как мастер изобразил внешность человека. Образ дискобола выглядит естественным, настоящим. Мирон - первый скульптор древности, изобра­зивший человека в движении.

К другим произведениям Миро­на относится скульптурная группа «Афина и Марсий»

Скульптура Поликлета

Вторым крупнейшим скульптором V в. до н. э. был выдаю­щийся ваятель Поликлет. Главной темой его творчества также служил человек, атлет-победитель. Именно Поликлет в класси­ческий период воплотил образ прекрасного и доблестного гра­жданина полиса, волновавший скульпторов древности. В своих статуях Поликлет старался передать совершенные пропорции че­ловеческого тела, исходя из математических вычислений. Древние приписывали скульптору прославленное сочинение, носившее название «Канон». Поликлет строил строго продуманную систему

соотношений всех частей статуи. Одной из самых прославленных статуй того времени по праву считается его «Дорифор» - юноша, несущий копье.

Взгляните на эту статую: как тонко пе­редана пластика здорового мускулистого тела. Человек изображен в готовности к дей­ствию, светится жизненной силой. Юноша стоит так, будто вся тяжесть тела направле­на на одну ногу, а вторая немного согнута, словно в мерном шаге. Склоненная и повер­нутая к правому плечу голова создает впе­чатление непринужденной задумчивости. Красота человеческого тела раскрывается в пропорции упругих ног и мощных объемов груди и плеч. В древности самого «Дорифора» иногда называли «каноном Поликлета», считая, что мастер создал статую для того чтобы другие художники пользовались ею к ак моделью.

Скульптура Фидия

Цицерон о Фидии: «Когда он создавал Афину и Зевса, перед ним не было земного оригинала, которым он мог воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и воплощен им в материи. Недаром говорят о Фидии, что он творил в порыве вдохновения, который возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух - этот небесный гость, по выражению Платона»,

Выдающимся представителем древнегреческой скульптуры V в. до н. э. является Фидий, великий мастер зрелой классики. Под его руководством было выполнено оформление Парфенона - центрального здания афинского Акрополя. Внутри храма распо­лагалась известная скульптура Афины-Девы, созданная Фидием из золота и слоновой кости. Вторая скульптура Афины находилась перед святилищем и была выполнена из бронзы. Эти произведения поражают своей естественностью.

Скульптура Праксителя

Этот скульптор выполнял работы в мраморе, именно благодаря этому он умело создавал мягкую игру светотени в своих образах. Взгляните на его статую «Афродита Книдская» (рис. 3). Эта рабо­та пользовалась громкой славой. Статуя отличается благородством, изяществом, страстной и в то же время девственной грацией. Именно в ней Пракситель пер­вым изобразил всю красоту женского тела.

Творчество JIucunna

Творения этого мастера также инте­ресны. Лисипп стремился к созданию об­раза идеального человека. Замечательна его статуя «Апоксиомена» - атлета, очищающего тело скребком. Скульптура имеет довольно сложное построение, в ней отражены все законы пропорции.

Поражает своей красотой группа скульптур с изображе­нием подвигов Геракла. Самая знаменитая из них - «Геракл в борьбе со львом». Красота человеческого тела передана в напряжении мышц. Противники изображены в ди­намике, поза задыхающегося льва неустойчива, а человек, напротив, держится твердо и уверенно, открыто демон­стрируя красоту и силу своего идеального тела.

Таким образом, античное искусство было направлено на то, чтобы показать зрителю красоту физически совершен­ного человека.

  • Изображение фигуры человека
  • в истории искусства
  • В рамках этого вида искусства изображения человека встречаются особенно редко. Изредка можно увидеть человеческие изображения- менее реалистичные, чем изображения животных, - в резьбе или в форме статуэток и крайне редко на рисунках. Как мужские, так и женские фигуры изображены обнаженными. На последних в некоторых случаях видны украшения. Если на мужских фигурах четко прорисованы черты лица (глаза, рот), то на женских это встречается гораздо реже: только на голове Венеры Брассемпуйской (Грот-де Пап, Франция) прорисованы нос и брови.
«Венеры» эпохи палеолита
  • Женские изображения указанной эпохи представляют собой определенную группу так называемых «венер», хотя их анатомия далека от эталонов стройности. Их вырезанные или изваянные изображения отличаются большими размерами груди и ягодиц, по сравнению с которым голова, руки и ноги выглядят маленькими и тонкими.
  • «Венера Виллендорфская» (Вена, Музей естественной истории). "Венеры- эпохи палеолита получили название «толстушек» ("брюхатых") за морфологические характеристики их ягодиц. Подчеркнутая тучность, прежде всего в области живота и груди, то есть в органах, связанных с материнством, не соответствует видимому реализму, но отражает мысль о плодовитости и символизирует репродукционную функцию женщины
Рельефные человеческие изображения: Венера Лоссельская
  • «Венера Лоссельская», называемая еще Дама с рогом», барельеф на известняковой скале (размер - 42 см), хранящийся в Музее Аквитании (Бордо, Франция).
  • Она изображена в фронтальной плоскости и в типичной для «венер» манере: с объемным выделением тазобедренной части тела. В поднятой вверх и в сторону руке женщина держит рог. Ее голова повернута к рогу, а волосы спадают в противоположную сторону. Другая рука лежит на животе и направлена в сторону лобка. Наличие рога подтверждает мысль о том, что эта «венера» представляет собой символ плодородия. Рога, фрагментарные изображения которых свидетельствуют о присутствии животного - как гарантии обилия пищи - имеют здесь конкретное значение. Корпус тела четкое прорисован с ясным изображением больших отвисших фудей, выпуклого живота и максимально уменьшенных ног, похожих на некие неопределенные дополнения.
  • Несмотря на фронтальное положение тела, голова-профиль, лишенная черт лица, - признак, указывающий на отсутствие индивидуальной характеристики, - сообщает фигуре некое подобие движения.
Древнеегипетские рельефы и изображения.
  • Формы головы лучше всего видны в профиль, так они и показаны. Но глаз мы всегда мысленно видим анфас. Соответственно профиль лица дополняется изображением глаза анфас. Верхняя часть тела, плечи и грудь, наиболее полно воспринимаются с фронтальной позиции, поскольку так видны сочленения рук с корпусом. Но кисти рук и ступни хорошо обрисовываются только при виде сбоку. Все это объясняет, почему фигуры людей в египетском искусстве выглядят такими странно плоскими и словно искривленными. Кроме того, египетским художникам было затруднительно представить обе ступни так, как они видны с одной позиции. Они предпочитали четкий контур, очерчивающий большой палец и подъем стопы. Так что обе ступни изображались с одной, внутренней стороны, словно у человека, как на этом рельефе, две левых ноги. Это не значит, что египтяне думали, будто человеческие существа имеют такую наружность. Они просто следовали методу, позволявшему запечатлеть все, что в фигуре человека представлялось существенным. По-видимому, строгость формальных предписаний как-то связана с магическими функциями изображений. Иначе как бы мог человек с «укороченной» или «отрезанной» рукой принимать и приносить дары мертвым?
  • В скульптуре все сидящие фигуры держат руки на коленях; мужские тела окрашивались в более темный цвет, чем женские.
  • Художники древнего Египта изображали людей по канонам.
  • КАНОН – свод правил и законов, которыми должен был
  • руководствоваться художник при построении рисунка, -
  • регламентировал в Древнем Египте своеобразный критерий красоты
Античное искусство Греции и Рима Античное искусство Греции и Рима Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека. В образе юноши-атлета воплощены черты прекрасного и гармонически развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством. Энергичным, мощным движением левого плеча вперед он приготовился к метанию диска. При этом он испытывает колоссальную физическую нагрузку, но внешне остается спокоен и сдержан. Создается впечатление, что скульптора интересует не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа.
  • Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека. В образе юноши-атлета воплощены черты прекрасного и гармонически развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством. Энергичным, мощным движением левого плеча вперед он приготовился к метанию диска. При этом он испытывает колоссальную физическую нагрузку, но внешне остается спокоен и сдержан. Создается впечатление, что скульптора интересует не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа.
  • Статуя Октавиана Августа выполнена римским скульптором в 27г.до н.э.
  • Тщедушный и болезненный первый римский император Октавиан изображается атлетически сложенным, «богоподобным человеком». Скульптор сумел запечатлеть своеобразный тип лица и характерную прическу императора, подчеркнуть его решительность и целеустремленность
Скульптуры эпохи Возрождения: Микеланджело Буонаротти Микеланджело скульптура «Давид»
  • «Давид» Микеланджело – величественный и прекрасный юноша, исполненный беспредельной отваги, решимости, благородства. Он спокоен, однако чувствуется его готовность приложить все усилия борьбы со злом, для победы справедливости. Это подлинный монумент героической личности, человеку, духовно и физически совершенному. Микеланджело ваяет свою скульптуру из мрамора. Большая глыба камня имела дефекты, в ней были трещины, и никто не верил в то, что из громады можно что-либо сделать. Но художник взялся за работу, тщательно продумал будущий пластический образ, и смог «извлечь» из мраморного монолита великий немеркнущий образ
Микеланджело «Страшный Суд»
  • На наших глазах происходит мировая катастрофа. Люди захвачены ангельской вестью о наступлении Страшного суда в разгар своих обыденных занятий. Но Провидение неумолимо: справа лавиной низвергаются в ад грешники, их подгоняют ангелы, тащат за собой демоны. Слева возносятся в рай праведники. Мускулистый Иисус беспощаден и непреклонен в своем гневе, что скорее напоминает античного бога-громовержца, воплощающего возмездие. Одна лишь Богоматерь скорбно поникла, сочувствуя страданиям людей, но не имея права помочь им.
  • На камне у источника сидит святой Ворфоломей. Его глаза пылают огненной угрозой. В руке святой держит собственную кожу, которую некогда содрали с него противники христианства. На этой коже Микеланджело изобразил свое лицо, искаженное неимоверными страданиями. Художник подчеркивает, что он сам - здесь и сейчас - мучается не менее, чем грешники на Страшном суде. Красота У Микеланджело проникнута страданием и состраданием.
Портретная живопись Джорджоне Джорджоне «Юдифь»
  • Написанная в первые годы XVI столетия «Юдифь» утверждает идеал Высокого Возрождения, который нашел выражение в картине через внутреннюю раскрепощенность композиции, размеренность изобразительных форм, красоту и утонченность женского образа, певучесть линейных и красочных сочетаний.
  • «Она прекрасна и необычна – Юдифь Джорджоне, пишет искусствовед А.Варшавский. _ Освободить родной город от нависшей над ним грозной опасности вызвалась красавица Юдифь. С головой предводителя вражеских войск Олоферна возвращается она в отчий дом. Враги дрогнули, когда на городской стене будет выставлена голова Олоферна, и вечно будут славить подвиг юной красивой вдовы, ее самопожертвование, ее удачливую удаль сограждане, те, кого спасла она от чужеземного ига, может быть, от смерти.
  • … Уже все позади. Уже все свершилось. И задумчиво глядит на отрубленную голову вражеского полководца Юдифь.»
  • В этом одухотворенном образе есть все: нежность и достоинство, кротость и сожаление, внутренняя сила и обаяние.
Рафаэль «Сикстинская мадонна»
  • Раздвинувшийся занавес открывает нам простую и одновременно величественную фигуру женщины, несущей на руках младенца. Взгляд матери устремлен на зрителя и вместе с тем в даль, прозревая свои будущие страдания и подвиг Сына Божия царица Небесная исполнена сознания великого и горестного предназначения – она несет своего Сына людям как искупительную жертву. Иисус на ее руках – не просто несмышленое дитя, это серьезный мальчик, во взгляде которого тоже можно прочесть предощущение собственной судьбы. Мадонна шествует по облакам, но ее босые ноги и на этом мягком небесном покрове выглядят трогательно и беззащитно. Идеальность и человечность, уравновешенность композиции и ощущение движения, простота и возвышенность – все это взаимодействует, обогащая друг друга
Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком"
  • Крупные фигуры матери и младенца даны в условном пространстве кельи, оживленном лишь холодным пятном зеленоватого неба в окне. Золотым сиянием освещены лица матери – совсем еще юной Марии – и маленького Иисуса. Лицо Мадонны ласковое, шаловливое – она протягивает Сыну цветок и любуется тем, как Он изучает его с не по-детски серьезным выражением лица Белые цветы на темно-зеленом стебле служат связующим элементом между матерью и младенцем. Присмотревшись, мы видим в четырехлепестковых цветах мотив креста – будущего распятия.
Леонардо да Винчи «Мадонна Лита"
  • Уравновешенность композиции – две крупные фигуры между двух окон – создает ощущение долговременного радостного покоя. Холодным ясным светом вылеплен чистый лоб Мадонны, ее мягкая чуть печальная полуулыбка и глаза, устремлены вниз, на Сына. С удивительным реализмом, живостью, теплотой написаны вьющиеся рыжевато-золотистые волосы Иисуса. Взгляд божественного ребенка устремлен на зрителя с недетской печалью и прозрением.
  • Да, человек – главная тема в искусстве.
  • В каждой исторической эпохе было
  • понимание красоты по своему,
  • но в этом разнообразии есть что-то общее….


© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными