Ваганты средневековья. Поэзия вагантов как источник реконструкции истории повседневности средних веков

Ваганты средневековья. Поэзия вагантов как источник реконструкции истории повседневности средних веков

Вага́нты (от лат. vagantes - бродячие), создатели латиноязычной поэзии, расцвет которой приходится на западноевропейское «высокое» Средневековье (конец 11 - начало 13 вв.), когда в находящихся на подъеме средневековых городах множатся школы, возникают первые университеты и складывается первая в истории Европы ситуация избытка образованных людей. Ваганты - клирики, не имевшие постоянного прихода и скитавшиеся от одного епископского подворья к другому, школяры и студенты, странствовавшие из города в город в поисках знаний и лучших учителей, беглые монахи: их объединяет причастность к латиноязычной культуре и существование «на обочине» общества. Самоназвание вагантов - голиарды (goliard, возможный перевод «обжоры», «винопийцы»; от лат. gula - глотка, произвольно возводили к имени их мифического прародителя - стихотворца-обжоры верзилы Голиарда, отождествлявшегося с Голиафом вследствие созвучия двух имен).

Поэзия вагантов - органичная часть средневековой клерикальной литературы и культуры. Вместе с тем, она тесно связана со средневековой народной смеховой культурой, наивысшим проявлением которой были карнавальные празднества. Подобно карнавалу, поэзия вагантов творит рядом с миром жестокой повседневности, всеобщей регламентации и аскезы особый «второй» смеховой мир, являющийся вывороченным наизнанку кривозеркальным подобием первого (ср. концепцию М. М. Бахтина). В стихотворениях вагантов (например, в «Чине голиардском») само их братство описывается как своеобразный «орден», живущий по уставу, пародирующему уставы традиционной монастырской жизни.

Размеры и строфика духовных песнопений используются вагантами для восхваления беззаботной распутной жизни, веселого времяпрепровождения в кабаке за игрой в карты и в кости, для воспевания достоинств и прелестей возлюбленных - девиц легкого поведения, для обличения жадности и лицемерия высокопоставленных церковников. Высмеивая эти и другие пороки отдельных церковников и даже клира в целом (разврат, симонию , невежество, злобу), ваганты, в конечном счете, стремятся к очищению мира от греха. Подобно карнавалу, поэзия вагантов нацелена не на разрушение, а на конечное утверждение существующего мироустройства и христианской этики.

Помимо церковной поэтической традиции истоками лирики вагантов являются вновь открытая в 11-12 вв. римская поэзия, прежде всего, лирика «певца любви» Овидия (т. н. «овидианское возрождение») и народная обрядовая поэзия (отсюда - распространенность в поэзии вагантов «весенних песен», жанра прения). Особое место в поэтическом наследии вагантов занимают «попрошайни» - стихотворения, в которых поэты, грозя разоблачением, выпрашивают блага у сильных мира.

Вагантская поэзия сохранилась в рукописных сборниках 13-14 вв. Среди них самый объемный (содержит около 250 произведений) - «Кармина Бурана» (Carmina Burana), рукопись которого была обнаружена в 1803 в одном из монастырей возле южнонемецкого города Берена (в лат. огласовке Беурана). Большая часть вагантской лирики анонимна. Установлены имена нескольких поэтов-вагантов. Самые значительные из них: парижский школяр Гугон, по прозванию «Примас Орлеанский» (ок. 1093-ок. 1160), автор знаменитого стихотворения о рваном плаще, пожертвованном ему жадным прелатом, Архипиита Кельнский (творил в 1160-е гг.), автор одного из известнейших вагантстких творений - «Исповеди» (Архипиита - рыцарь по присхождению, ставший клириком из любви к наукам и придворным поэтом

Рукописный сборник (иллюминированный манускрипт) Вагантской поэзии «Кармина Бурана» – Кодекс Буранус, «Песни Бойерна»

Вагант это западноевропейский бродячий поэт в XI–XIV веков, автор и исполнитель светских песен, прозаических произведений, написанных в основном на латинском языке.

Вагантов также называли голиардами, они жили в основном в средневековой Франции, Германии, Англии и Северной Италии.

Лирика в поэзии вагантов

Первоначально вагантами, или голиардами, являлись клирики, служители церкви из низшего духовенства, позже, во время расцвета вагантской поэзии в XII–XIII вв., к ним присоединилась среда школьников, студентов, которые переходили из одного университета в другой.

Предшествующий вагантской поэзии средневековый сборник из 50-ти религиозных и светских стихотворений «Кембриджские песни» способствовал формированию движения вагантов уже в ХІ в.
Творчество вагантов связано с латинской христианской и античной поэзией. В античной поэтической традиции вагантами заимствуется не только мифология для создания ярких образов (Амур, Венера, нимфы и др.), богатый пейзажный символизм, но и мотивы любовной лирики, в большой мере представленной древнеримским поэтом Овидием («Наука любви» и др.).

Основные вагантские песни написаны на темы любви, весны и застолья. Любовная лирика вагантов пронизана гедоническими мотивами, связанными с радостью плотского наслаждения и лицезрением нагого тела. Красочная природа в сочинениях вагантов существенно близка к народной песне: их весенние пейзажи превосходят куртуазную лирику. В жанре застольных песен вагантской поэзии ярко выражена тема вина , веселье обостряется пьянством и распутством.

Пример поэзии вагантов

На латинских застольных песнях вагантов основаны многие студенческие песни, одной из которых является знаменитый торжественный гимн студентов «Гаудеамус», или «О скоротечности жизни», (1776 г.). Веселье воспевается уже в 1-м куплете гимна:
Итак, будем веселиться,
пока мы молоды!
После приятной юности,
после тягостной старости
нас возьмет земля.
(отрывок из гимна «Гаудеамус»)

Сатира в поэзии вагантов

Поэтическое творчество вагантов было разножанровым: кроме лирики, в нем присутствовали сатирические мотивы. Их поэзия вмещает пародии на основные формы духовной литературы (секвенцию, гимн и т. д.), литургию и Евангелие.

Вольнодумная поэзия вагантов отрицала аскетические идеалы католической церкви, в песнях и сатирических представлениях ваганты высмеивали изъяны Римской курии, пародировали библейские и литургические тексты, вследствие чего были подвергнуты преследованиям.

Вагантская поэзия поместилась в рукописных сборниках XII–XIV вв., самый богатый из которых – «Кармина Бурана», содержащий около 250 произведений, обнаруженном в 1803 и опубликованном в 1847. Известно лишь несколько поэтов-вагантов ХІІ века: Вальтер (Готье) Шатильонский, Гугон (Примас Орлеанский), Архипиита Кельнский, Филипп Гревский.

Слово вагант произошло от латинского vagare, что в переводе означает – бродить.

Бросим все премудрости.
Побоку учение!
Наслаждаться в юности -
Наше назначение.
Только старости пристало
К мудрости влечение.

Ваганты - бродячие клирики, школяры, попрошайки, распутники и бедолаги, недоучившиеся или переучившиеся теологи, от латинского слова: vagantes "бродячие люди". В основном, это, конечно, выходцы именно из клерикальных кругов, но, при этом, не лишённые творческой жилы и, в некотором роде, озорства. Остаётся вполне законный вопрос: откуда на дорогах Европы появляются толпы бродячих певцов? А это результат безответственного отношения к политическим реформам. В XII в. происходят коренные экономические преобразования: появляется класс купцов. Творческая, простите, духовная интеллигенция попросту начинает возмущаться, и вместе с этим появляется достаточно много народу, который получил образование или же не закончил его. В любом случае, и те, и другие не находят себе применения в новом мире и начинают искать себе пропитание в других местах. А именно, на дорогах. Как вы понимаете, профессор, учили в те времена, собственно, немногому. Но! Студент мог рассчитывать на приличное знание истории христианства и латыни. Вот поэтому можно заявить со всей ответственностью, что средневековая поэзия заимствовала свои основы в античности и христианстве. И вот, вы представляете, на этой основе родился особый вид средневековой поэзии - поэзия вагантов. Её можно было разделить на несколько частей или даже тем:

I. Гневное обличение вышестоящих.
II. Чувственная любовь в пику трубадурской любви возвышенной.

Сейчас поясню. Обе эти темы имели, как ни странно, свои корни. При этом, источник обличительной темы - ветхозаветные пророки и крупнейший римский сатирик Ювенал, а источник темы любви - "Песнь песней" и ранний Овидий. Что такое "Песнь песней"? Это церковная аллегория, обозначающая брак Христа с Церковью. Как ни странно, это обстоятельство имело и эротическую подоплёку во времена Средневековья. Стихи Овидия изучались в школе, их любили, им часто подражали. Одним словом, Овидий почитался почти что Богом Поэзии. Вот только поздняя мудрость Овидия никак не вписывалась в широкомасштабные запросы молодости, поэтому в поэзии вагантов он, прежде всего, певец любви, учитель любви. Ну, и как всякий талантливый ученик, вагант стремился перещеголять своего учителя. И ведь перещеголяли:

Но имеем право мы
Быть богоподобными,
Гнаться за забавами
Сладкими, любовными.

Но были и весьма пристойные сюжеты, например, любование прекрасной дамой, подобно трубадурам. Это была средневековая латинская лирика, появившаяся на свет в результате симбиоза христианской и латинской традиций:

О возлюбленной моей
день и ночь мечтаю, -
всем красавицам ее
я предпочитаю.
Лишь о ней одной пишу,
лишь о ней читаю.

Никогда рассудок мой
с ней не расстается;
окрыленный ею дух
к небесам взовьется.
Филологией моя
милая зовется.

На самом деле, конечно, это ещё одна тема для поэзии вагантов - любовь к учению в целом и к своему университету в частности.
Конечно, в итоге такое поведение не могло не возмутить церковь. В частности, пропагандировалось что-то типа:

"Вырядившись монахами, они бродят повсюду, разнося свое продажное притворство, обходя целые провинции, никуда не посланы, никуда не присланы, нигде не пристав, нигде не осев... И все они попрошайничают, все они вымогают - то ли на свою дорогостоящую бедность, то ли за свою притворновымышленную святость..."
(Исидоровский устав)

На помощь приходит очередной виток истории. В XII в. уже требуются образованные люди и притом в большом количестве: расцветает торговля, ремесла, загрубелые феодалы начинают чувствовать вкус к изящному быту и "вежественному" обхождению. А посему появляются новые сословия - рыцарское и бюргерское. В итоге создаются новые школы, университеты, по которым путешествуют ваганты. Примерно это выглядело так: в одном изучалась юриспруденция, в другом - философия, в третьем - медицина. Так чего бы не поучиться. При этом, новоиспечённые профессора, такие как Пьер Абеляр, покинувший Нотр-Дам де Пари, с удовольствием читали лекции в самом Париже и в его округе, собирая при этом толпы учеников.
Итак, ваганты у нас были откровенно бесшабашным народом, неприспособленным для оседлого труда. Видимо, при них было слишком много знаний о том, как избегать физического труда. И если поначалу они казались церкви невежественными идиотами, то уже к началу XIII века пошли в ход карательные меры. Церковь обрушила на вагантов сокрушительные удары: лишала их духовных званий, выдавала властям, то есть отправляла на виселицу. И ведь было за что, между прочим. Дело в том, что ваганты сами себя называли "голиардами". Это двусмысленное словцо расшифровывается как gula - от романского "глотка" (guliart - обжора) да плюс от библейского Голиафа, того, что убит был Давидом. А имя Голиафа в средние века было ходовым ругательством, бой же Давида с Голиафом трактовался как противоборство Христа с сатаною, посему выражение "голиафовы дети" означает "чертовы слуги". В пределах Англии гулял даже расхожий миф о происхождении вагантов, вернее даже об их прародителе, гуляке и стихотворце Голиафе, который "съедал за одну ночь больше, чем св. Мартин за всю жизнь".
Казалось бы, вагантов гуляло по Европе столько, что они уже могли бы с лёгкостью создать свой Орден. Создать не удалось, но устав был написан. Кстати, вот его фрагмент:

"Эй, - раздался светлый зов,-
началось веселье!
Поп, забудь про часослов!
Прочь, монах, из кельи!"
Сам профессор, как школяр,
выбежал из класса,
ощутив священный жар
сладостного часа.

Будет ныне учрежден
наш союз вагантов
для людей любых племен,
званий и талантов.
Все - храбрец ты или трус,
олух или гений -
принимаются в союз
без ограничений.

Вот такая она, священная поэзия средневековья и, в частности, вагантов - многочисленных студентов, чья жизнь, определённо, была полна романтики.
Надо заметить, что поэзия трубадуров и поэзия вагантов отличались значительно. Вторая, хоть и писалась на латыни, но считалась откровенно плебейской. О времена, о нравы! Надо признать к тому же, что если имена трубадуров были известны практически все, то с вагантами дело обстояло куда интереснее, вернее, я бы даже сказала, неизвестнее. Но некоторые имена из этой разношёрстной толпы всё же уцелели, вот они:

Наиболее раннее и самое славное из вагантских имен - Тугон, по прозвищу Примас (то есть Старейшина) Орлеанский (1093 г. - 1160 г.)

Далее, если обратиться к "Декамерону" Боккаччо, то можно заметить упоминание о бродячем певце "Примассо". О нём же повествует и Хроника Ришара из Пуатье. Стихи Примаса весьма и весьма автобиографичны. Он, как человек честный, изображал свою любовницу не лучезарной красоткой, как все, а, собственно, тем, кем она и являлась - городской блудницей. Вот примерно в таком ключе поэт излагал свои повседневные мысли:

Был я молод, был я знатен,
Был я девушкам приятен,
Был силен, что твой Ахилл,
А теперь я стар и хил.
Был богатым, стал я нищим,
Стал весь мир моим жилищем,
Горбясь, по миру брожу,
Весь от холода дрожу.
Хворь в дугу меня согнула,
Смерть мне в очи заглянула.
Плащ изодран. Голод лют.
Ни черта не подают.
Люди волки, люди звери...
Я, возросший на Гомере,
Я, былой избранник муз,
Волочу проклятья груз.
Зренье чахнет, дух мой слабнет,
Тело немощное зябнет,
Еле теплится душа,
А в кармане - не шиша!
До чего ж мне, братцы, худо!
Скоро я уйду отсюда
И покину здешний мир,
Что столь злобен, глуп и сир.

Очередной вагантский поэт поэтов - Ахипиита Кельнский (примерно 1135-1165гг). Замечательной души человек, несмотря на то, что откровенный попрошайка. Это чёртово отродье умело загнуть свою рифму так, что не подать ему было просто несусветным грехом. Но самое интересное, что в отличие от других вагантов, это был фактически светский человек. Имеются даже упоминания о том, что он состоял при дворе императора Фридриха Барбароссы. Его перу принадлежит самое популярное в Европе вагантское стихотворение:

С чувством жгучего стыда
Я, чей грех безмерен,
Покаяние свое
Огласить намерен.
Был я молод, был я глуп,
Был я легковерен,
В наслаждениях мирских
Часто неумерен.
Человеку нужен дом,
Словно камень прочный,
А меня судьба несла,
Что ручей проточный,
Влек меня бродяжий дух,
Вольный дух порочный,
Гнал, как гонит ураган
Листик одиночный <...>

Как мы видим, стиль написания лёгкий и непринуждённый, несмотря на то, что, по всей видимости, вагантам приходилось весьма туго. Но, не будем отвлекаться и перейдём к следующему поэту. Вальтер Шатильонский, был почти сверстником Архипииты. Правда, ему повезло немного больше, в смысле прожил он больше, работая при дворе Генриха II Плантагенета, короля Англии и половины Франции. Несмотря на то, что родом Вальтер был из Лилля, он так самозабвенно предавался работе в Шатильоне, что заслужил соответствующее прозвище. Именно там он создал поэму в 10-ти книгах "Александриада" - шедевр европейского гуманизма XII в. Ну и тем самым выбил себе место каноника в Амьене. Нетипичный для ваганта образ жизни, тем не менее, не повлиял на его стихи, кои имели оглушительный успех. И, раз уж он не попрошайничал и не бродяжничал, как прочие, то основной темой его стихов стало обличение нравов. А ещё для нашего проповедника не чужда была Пастораль, но не её я приведу в качестве примера.

Я, недужный средь недужных
И ненужный средь ненужных,
Всем, от вьюжных стран до южных,
Глас посланий шлю окружных:
Плачьте, плачьте, верные -
Церкви нашей скверные
Слуги лицемерные,
С Господом не дружны!
Кто, прельщенный звоном денег,
Иль диакон, иль священник,
Утопая в приношеньях,
Погрязая в прегрешеньях,
В путь идет заказанный,
Симоном указанный,
- Тот, да будет сказано,
- Гиезит-мошенник <...>

Как его продержали с такими мыслями на проповедческой должности, остаётся только догадываться.
Итак, представленные выше поэты являют собой не только три хронологические ступени, но ещё и три разные социальные группы. В XIII в. бродячий клирик, несмотря ни на что, постепенно превращается в важного прелата, однако стихи его, если он, конечно, талантлив, становятся достоянием репертуара бродячих певцов.
Таким образом, зачастую, произведения переходили из уст в уста, но в итоге практически все перекочевали в один большой сборник из 200 песен. Это так называемый "Буранский" сборник. Что в нём такого интересного? Если вы хоть раз наблюдали последнюю страничку тетради и то, что там нарисовано/написано/процитировано и прочее и прочее, перемешаете это с конспектами по различным предметам, скажем, пусть это будет философия, добавим парочку химических формул и отрывок из сочинения по Булгакову, то вместе это будет как раз вот такой вот средневековый сборник.
И, наконец, то, чего от меня так долго ждали.
Основные особенности вагантской поэзии: латынь, рифма, ритм, иногда двуязычие.
Крайне часто это нанизывание строк и длиннейших тирад на одну рифму. По стилю это полное смешение библейских текстов и античных стихов. А говоря простыми словами, это откровенная пародия - совмещение благочестивейшего текста и нечестивейшего контекста (или наоборот).
Основные темы, поднимаемые вагантами: вино, женщины и песни, ругательство и попрошайничанье, своеобразно поданная религия. И, наверное, стоит сказать, что ваганты во второй раз в истории обратились к драматургии. Первый раз она произошла из процессий в честь Диониса. В случае с вагантами это произошло из церковного богослужения, из литургии, которую они наглым и бессовестным образом спародировали.

Simoren / На предмет "Магическая литература"

Поэзия вагантов, ее темы, идеи, значение

Первые образцы лирической и публицистической поэзии появились в 12 веке на латинском языке.

Создателями этой своеобразной поэзии были деклассированные, большей частью бродячие клирики, оторвавшиеся от духовной среды в которой они были воспитаны, и проникшиеся вольным бунтарским духом городской бедноты.

С 12 века во Франции, Италии, Германии, Англии это течение значительно усилилось в связи с ростом школ и университетов, с увеличением числа школяров-латинистов. Эти школяры, в большинстве своем бедняки, во время вакаций скитались по стране, живя подачками, которые они получали за исполнение своих латинских песен. С 12 века они называют себя вагантами или голиардами. Второе название они сами в насмешку производили от имени библейского великана-язычника Голиафа.

Творчество вагантов по своему характеру близко к народной поэзии, из которой оно черпает очень многие мотивы и образы, но вследствие образованности авторов в нем заметно и сильное влияние древнеримской поэзии. У вагантов нередко встречаются имена языческих богов, приемы описаний, заимствованные у Вергилия, понимание любви, целиком взятое у Овидия.

Поэзия вагантов состоит главным образом из сатирических песен и воспевания радостей жизни. Ваганты беспощадно клеймят лицемерие, обман, жадность и т.д. Они обличают порочность и корыстолюбие епископов, богатых прелатов, а также тунеядство и лицемерие монахов. Всему этому ваганты противопоставляют беспечное веселье, упоение радостями жизни, культ Бахуса и Венеры. Любовь в песнях вагантов имеет всегда откровенно чувственный характер. Предметом ее почти никогда не является замужняя женщина; обычно это девушка, иногда также куртизанка.

Таверна, игра в кости, любовь к красотке, песни, шутки, вино – вот идеал жизни ваганта. Ничто так ему не отвратительно, как скупость, серьезность, аскетическое настроение. Поэзия вагантов нашла известное отражение в мировой литературе. Цитированное стихотворение было обработано на немецком языке Бюргером и подсказало Гете его «Застольную песню».

В свое время поэзия оказала влияние на лирику трубадуров и миннезингеров. В середине 13 века духовные и светские власти начинают принимать суровые меры против «бесчинств» бродячих клириков, поэзия которых в 14 веке окончательно замирает.

1) Кто такие ваганты.

Время существования – XII-XIII вв. Вагант – это безместное духовное лицо, слоняющееся по дорогам Европы. Собственно, название их и происходит от латинского глагола vagari – бродяжничать. Вагантов называли еще и голиардами.

Судить о национальности вагантов трудно, но вообще-то они были во многих странах Европы – назовете Германию, Англию, Францию, Италию и Испанию, не ошибетесь (короче, везде, где были университеты: они там учились сначала, а потом шли бродяжничать, не получив места, потому что в Европе в то время было перенасыщение грамотными людьми).

Имен вагантов тоже мало известно, потому что они не стремились к личному авторству, хотя авторское самосознание уже сложилось. Но некоторых вычислить удалось – это Примас Гугон Орлеанский, Архипиита Кельнский и Вальтер Шатильонский (я о них расскажу отдельно, потому что не знаю, в какой пункт они входят). Почему они писали анонимно? В отношении авторства латинская вагантская поэзия являет собой контраст со своей сверстницей – провасальской поэзией трубадуров, в которой стихи прочно закреплены за именами авторов (а вот и врете, батенька – Н.К.), и вокруг этих имен слагаются легенды. Поэзия трубадуров аристократична, каждый певец гордится своим именем и своим местом если не среди других дворян, то среди других певцов, расстояние между собой и своим коллегой-соперником чувствует очень остро и старается на каждое стихотворение ставить свою творческую печать. Поэзия вагантов, наоборот, плебейская. Духовного аристократизма в ней очень много, но социального аристократизма и индивидуализма в ней нет: все ваганты, во-первых, духовные лица, памятующие, что все смертные равны перед Богом, во-вторых, бедные люди, гораздо лучше чувствующие общность своего школярского положения и образования, чем разницу своих личных вкусов и заслуг.

2) Традиционный характер их поэзии.

3) Основные повторяющиеся темы, сюжетные ситуации и образы. Объединяю эти два вопроса, потому что не знаю, как их разделить.

Два корня вагантской поэзии – один в античности, другой в христианстве. Основные темы – прославление вина и плотской любви и сатирическое обличение духовенства.

Что касается первой темы – то это не больше как дань литературной традиции: даже если вагант не пил, то стихи в честь Бахуса он писал. Ну и любовь тоже прославлял, отдавая долг традиции.

Многие обличительно-сатирические стихотворения вагантов, если их пересказать прозой, окажутся обычной вариацией средневековой проповеди на тему порчи нравов, уснащенной реминисценциями из античных сатириков (Горация, Ювенала, Персия). Но через традицию в обличении духовенства отражалось реальное положение вещей. надо сказать, что любовная и вакхическая темы вагантов никогда не смешиваются, потому что они восходят к разным литературным традициям.

Другие темы: религиозные (разные гимны святым, “Прение человека со смертью”, драма “Действо о страстях господних”), политические (призыв к крестовому походу, плач о Ричарде Львиное Сердце), на сюжеты народных сказок, античные сюжеты.

Вагантские пародии.

Пародия в культуре средневековья играла очень большую роль. Любая тема, любой сюжет имели пародию. Но пародирование вело не к дискредитации пародируемых объектов, а к комическому удвоению мира.Ваганты пародировали все – начиная с себя и заканчивая Евангелиями и богослужениями (“Всепьянейшая литургия”).

Примас Орлеанский (1130-е-40-е гг.). Самые приземленные и самые индивидуальные стихи. Пишет о подарках, которые он выпрашивает, или о невзгодах, которые подстерегают его на каждом шагу. Единственный из вагантов, который изображает свою возлюбленную не условной красавицей, а городской блудницей.

Архипиита Кельнский (60-е гг.). Крут и мелко порублен, поэтому и прозвище Архипиита – “поэт поэтов”. Легкие и блестящие стихи. Примас всегда нацелен на конкретную хвалу или хулу, А., наоборот, охотно все обобщает, но потом все равно все сводит к самой конкретной попрошайне. Попрошайничает много, но принимает подаяние как нечто заслуженное. Куча реминисценций из Библии и античных поэтов. Наиб. известное стихотворение – “Исповедь”. Вальтер Шатильонский – 70-80-е гг. У него была самая упорядоченная жизнь, он почти не скитался, всегда было какое-то теплое место. Наиболее образованный, поэтому реминисценций еще больше. Попрошайных стихотворений почти нет, зато есть сатирические, где он обличает духовенство. Главный предмет его обличения – богатые прелаты, симония (торговля церковными должностями) и непотизм (раздача тех же должностей по родству).

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

г. Ржева, Тверской области

ПОЭЗИЯ ВАГАНТОВ КАК ИСТОЧНИК РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Исследовательская работа по истории

ученика 7 класса

Ильчука Даниила

Руководитель: Арсеньева Татьяна Евгеньевна

Ржев

2014

Предметом изучения является возможность расширения источниковой базы по истории повседневности средневековья путём привлечения и изучения творчества вагантов.

Целью работы стало наше стремление продемонстрировать значение поэзии вагантов как исторического источника по истории Средневековья.

Задачи исследования:

Определить возможность использования поэзии вагантов в качестве исторического источника по реконструкции истории повседневности Средневековья;

Выделить те стороны жизни средневекового общества, которые наиболее ярко представлены в поэзии вагантов.

Реконструкцию истории повседневности весьма успешно в своё время начала школа «Анналов». Ф. Бродель, Л. Февр, М. Блок, Ж. Ле Гофф, Й. Хейзинга и др. в своих работах уделили большое внимание ментальности общества, бытовым реалиям, месту простого человека, а не социально детерминированного элемента в обществе. Для их работ в качестве исторических источников использовались произведения художественной литературы того времени. Посмотрим, могут ли произведения вагантов стать таким же подспорьем для историка.

Введение.

В историческом исследовании весьма актуальна проблема наличия достоверных источников (под историческим источником понимается все созданное в процессе человеческой деятельности или испытавшее ее воздействие). Всё, что в ходе истории порождалось или видоизменялось обществом, объективно отражает его развитие, несёт в себе информацию о нём. Источник неисчерпаем, главная проблема заключается в том, как извлечь и правильно истолковать содержащуюся в нём информацию.

Когда историки говорят о средних веках, то обычно нам представляется закованный в латы рыцарь, тяжелым мечом поражающий врага, каменные громады феодального замка, изнурительный труд крепостного крестьянина, унылый колокольный звон, раздающийся за монастырской стеной, и монах, отрекшийся от мирских соблазнов. Железо. Камень. Молитвы и кровь. Но это в «официальной» литературе, угодной власти. Однако всё ли так безупречно и романтично было в средние века? Прочитав несколько произведений вагантов, я пришел в замешательство. Поэтому главной причиной возникновения моего интереса к исследованию творчества вагантов стала ограниченность числа свидетельств, характеризующих эпоху средневековья, особенно в части реконструкции бытовых реалий прошлого, ментальности средневекового общества.

Актуальность выбранной темы продиктована стремлением почувствовать и понять дух того далёкого времени, реконструировать и ощутить бытовые реалии, поскольку долгое время эти стороны жизни средневекового общества оставались без внимания исследователей, сосредотачивающих свои интересы на проблемах социально-экономической истории, вопросах классовой борьбы, социальной структуры общества. Произведения вагантов, на наш взгляд, дают богатейший материал для исследования, помогают глубокому погружению в эпоху, что определяет новизну нашей работы. Она заключена в том, что нами предлагается использование произведений вагантов в качестве исторического источника для реконструкции истории повседневности средневековья, особенно это важно там, где ощущается некоторый дефицит письменных источников иного плана, есть проблемы со знанием иностранных языков, а интерес к истории средневековья, тем не менее, достаточно велик.

Объектом нашего изучения является творчество средневековых поэтов-вагантов, дающее возможность увидеть жизнь разных слоев средневекового общества.

2.1. Изображение ментальности эпохи в произведениях вагантов.

Ваганты (лат. vagantes – бродячие). - Бродячие поэты, музыканты из студентов, переходящих из одного университета в другой в поисках лучших учителей, ушедших из монастыря монахов, клириков без определенных занятий.

Ваганты – это поэты, принадлежащие к неформальному литературному течению средневековой поэзии Европы.

Литературные произведения, написанные вагантами, как правило, рассказывают об их жизни, выражают их взгляды на происходящие события в соответствии с их философией, дают бытовые зарисовки.

Поскольку ваганты были людьми образованными, их взгляды на мир и на бытие и шире, и глубже, чем у подавляющего числа их современников. Самосознание вагантов в период раннего средневековья не было развито. Преобладало анонимное творчество. О поэтах их современники, а под час и они сами вспоминали связи с похвалами их рыцарским доблестям, подвигам, совершённых в крестовых походах, или их благочестию, при этом, не касаясь того, что они были поэтами. Только с XII века положение меняется, начинает возрастать самосознание поэта как творца.

Так как ваганты были своенравны и непредсказуемы, то они позволяли себе подвергать сомнению традиционные взгляды общества на мир, мораль, политику, философию и многое другое.

У них имелся своенравный нравственный закон или кодекс, отражённый в стихотворении «Орден вагантов»:

Все желанны, все равны,

К нам вступая в братство,

- Невзирая на чины,

Титулы, богатство.

Наша вера не в псалмах,

Господа мы славим

Тем, что в горе и в слезах

Брата не оставим.

Ваганты, несмотря на свою бедность, были щедры и милосердны. Их идеалы были сходны с утопическими представлениями о мире и всеобщем равенстве. Естественно, что, исповедуя такие принципы, ваганты не могли мириться с законами, диктуемыми обществу правящим богатым и знатным классом. Огромное количество стихотворений и песен вагантов посвящены вину, пьянству, пирушкам. Всё это изображается у них как особое действо, наполненное глубоким смыслом:

Но у господа зато

Есть вино в избытке

Для продравших в кабаках

Все свои пожитки.

Вину в произведениях придаётся, чуть ли не божественное значение. Вином освещается пир и все, высказываемые чувства, размышления и порывы души во время весёлой пирушки. Темы отступничества от христианских духовных норм и заветов пронизывают всё творчество вагантов. Они сочинили свои церковные законы, оправдывающие их пьянство и разгульный образ жизни. Вообще в те времена само слово «вагант» ассоциировалось с кабаками, тавернами, харчевнями. Ведь вино они считали выше всего земного, а состояние опьянения – особой благодарностью, снизошедшей на них. Их не смущал драный вид и босые ноги, пустые кошельки, они видели в этом особую романтику, воспевали эти элементы бытия как естественные атрибуты свободной жизни. В этих настроениях мы можем видеть протест против лицемерия, царящего в средневековом обществе, освещенного католической церковью. Серьезные жанры духовной словесности тем самым приобретали пародийное звучание:

«Отче Бах, иже еси в винной смеси. Да изольётся вино твое, да приидет царствие твое; да будет недоля твоя, яко же в зерни, и в кабаце. Вино твое насущное даждь нам днесь, и остави нам кубки наши, яко мы оставляем бражникам нашим, и не введи нас во заушение, но избави сиволапых от всякого блага. Опрокинь. Во шкалики шкаликов. Опрокинь».

Архипиит Кельнский мог, например, вполне благочестивую стихотворную «проповедь» неожиданно закончить обращением к богу, которого он убедительно просит снабжать его деньгами. А в своей знаменитой «Исповеди», пронизанной горьким юмором, прославить беспутную жизнь ваганта, предпочитающего умереть не на ложе, а в кабаке.

Эти песни мне всего
на земле дороже:
то бросает в жар от них,
то - озноб по коже.
Пусть в харчевне я помру,
но на смертном ложе
над поэтом-школяром
смилуйся, о боже!

или

Я желал бы помереть
не в своей квартире,
а за кружкою вина
где-нибудь в трактире.
Ангелочки надо мной
забренчат на лире:
«Славно этот человек
прожил в грешном мире!

Естественно, что власть и церковь борются с вагантами, начинаются преследования:

Ложь и злоба миром правят,

Совесть душат, правду травят.

Мёртв закон, убита честь,

Непотребных дел не счесть.

Заперты, закрыты двери

Доброты, любви и веры.

Пласты жизни, представленные в произведениях вагантов, резко отличаются от тех, которые представлены официальной и церковной литературой. Мы видим иную жизнь, иные человеческие ценности, иные бытовые реалии. Нет скуки, пафоса, дидактики. Лирика вагантов соответствовала по своему настроению и пафосу гедонистическому 1 направлению, провозглашающему удовольствие и наслаждение как высшую цель и основной мотив человеческого поведения, яркими представителями которого были античные философы Аристипп и Эпикур, Лукреций. Эпикурейцы считали главной целью и смыслом человеческой жизни стремление к наслаждению и блаженству. Ваганты вторили им, и поэтому средневековое общество предстаёт перед нами в связи с их зарисовками в совершенно новом виде, непривычном и несколько нетрадиционном. Оно не мрачное, не тёмное - аскетичное, а полное светлых жизнеутверждающих красок.

Ваганты, как и многие другие поэты, помимо бытовых реалий воспевали также богатство и красоту окружающей природы: моря, реки, горы.

В полной силе было лето,

В леске солнечного света

Вся земля в цветы одета.

Лето было особенно любимо вагантами за тепло щедро даримое обездоленным людям:

Ну, здравствуй, доброе лето!

Ты пышной зеленью одето.

Пестреют на поле цветы

Необычной красоты.

Ваганты – странники, и, естественно, кочуя по дорогам и видя все красоты летней поры, они описывают это в своих произведениях самыми пышными и яркими красками, которые практически не встречаются больше нигде в их творчестве. Обычно в своих произведениях зоркий глаз ваганта тут же подмечал все недостатки, которые находили своё отраженье в сатирической или лирической форме, создавая иное обличье средневековому обществу.

2.2. История эпохи в произведениях вагантов.

Расцвет ордена вагантов пришёлся на период крестовых походов. Ваганты не остались в стороне от этих событий.

Что предрекает царь Давид,

Осуществить нам предстоит,

Освободить Господня сына

От надругательств сарацина!

Это стихотворение именуется не иначе, как «Призыв к крестовому походу». Речь в нем идёт об официальной причине начала крестоносного движения, которое продолжалось практически два столетия с конца 11 по конец 13 веков. Естественно, это событие было ярким материалом для творения вагантов. В этом же стихотворении говорится, что участники крестовых походов свято верили в искупление всех своих грехов.

Поверь, мы слышим: пробил час

тебя спасти от мук безмерных,

мечи обрушив на неверных!

О, мы, погрязшие в грехах,

преодолеем низкий страх,

с победой в град священный вступим

и тем грехи свои искупим!

Довольно часто в произведениях вагантов встречается имя Фридриха Барбароссы.

Отмечено, что этот германский император во время итальянских походов, совершаемых с целью захвата богатых итальянских земель, принял в свою свиту многих учёных и законодателей. В числе его свиты оказался вагант Архипиид Кельнский. Он сообщает, что в течение 12 века римское право, написанное свитой Фридриха Барбароссы, проникло во все школы, что вызвало бурное недовольство со стороны церкви во главе с Папой.

Из трудов ваганта Вальтера Шатильонского известно о драматических столкновениях английского короля Генриха с архиепископом Фомой Бекетом (Шатильонский входил в его научный кружок), вызванных спорами о законах, изданных королём, в частности, против «Трактата об английских законах». Эти противоречия между королём и архиепископом привели к смерти последнего от рук убийц, направленных, по мнению большинства, королём. Заговор против Фомы Бекета описан в одном из стихотворений Вальтера Шатильонского.

Много произведений посвящено волнениям, происходящим в церкви. Естественно, что неуравновешенное положение внутри такого важнейшего государственного института, как церковь, не могло остаться незамеченным вагантами:

Нет, не милосердие

Пастыри даруют,

А в тройном усердии

Грабят и воруют.

Загубили веру,

Умерла надежда.

Известно, что в это самое время церковь боролась с еретиками всеми возможными способами, забывая порой о том, что составляла основу христианской морали. Христианская мораль в то время предписывала каждому человеку «соблюдать своё место в жизни».

Известно, что среди вагантов также были и еретики; естественно, что стихи этих поэтов несли людям их мораль и их взгляд на происходящее в церкви. Из таких стихов нам стало известно, что ваганты-еретики утверждали, что церковь «испорчена», они отвергали дорогие церковны е обряды, пышные богослужения. В своих произведениях ваганты осуждали священников и монахов за отказ от бедности. Они сами показывали пример праведной жизни: раздавали своё имущество бедным, питались подаяниями. Они защищали крестьян и бедняков, а священников осуждали как толстосумов, любящих хорошую одежду, еду, вино:

Священнослужители

Ныне стали плохи.

Наши им не ведомы

Горестные вздохи.

В их домах, бесчинствуя,

Скачут скоморохи.

Ваганты сочиняли свои церковные законы, которыми и жили.

Конечно, произведения вагантов не являются историческими хрониками, но всё же общий ход событий вполне может быть представлен на основе их произведений.

Большинство же произведений вагантов описывали жизнь и быт обычных людей, невольно втянутых в борьбу и войны, стоящими у власти. На дорогах Европы можно было встретить много странствующего люда. Это людское море состояло из бездомных батраков, солдат, нищенствующих монахов, отрядов разбойников, поджигающих добычу на дорогах, купеческих караванов, а также бродячих артистов, циркачей, музыкантов.

2.3. Социальная структура общества,

место вагантов в нём.


Ваганты, несмотря на то, что вели нищенский образ жизни, имели ряд прав и привилегий, дарованных им королями. Например, неподсудность общему суду. Это преимущество ставило их вне окружающих людей. Разумеется, это вызывало недовольство в народе. Но в целом общество любило и принимало вагантов.

В средние века латинский язык был не только языком католической церкви, но также языком науки и образованности. В университетах, монастырских и городских школах занятия велись на латинском языке. Это давало возможность школярам, склонным к перемене мест, перебираться из одного университета в другой, из одной страны в другую, повсюду встречая привычную обстановку латинского велеречия 2 . Поднимая вагантов над массой «профанов», латинский язык приобщал их к духовной элите среднихвеков, вместе с тем на иерархической лестнице того времени они занимали достаточно скромное место. Большие господа посматривали на них свысока. Ваганты знали, что такое бедность и что такое унижение. Это сближало их с демократическими слоями, да, вероятно, многие из них вышли из этих слоев.

Литературные произведения, написанные вагантами, рассказывают, как правило, об их жизни, выражают их взгляды на происходящие события в соответствии с их философией, дают бытовые зарисовки.

Уклад жизни вагантов диктовался исторической обстановкой и оформлялся в протестной форме. Бедность, постоянные странствования создавали и соответствующий быт, стремление хоть на некоторое время уйти от действительности, умерщвлению плоти, к которому призывала церковь, противопоставить гедонизм 3 .

Свечи яркие горят,

Дуют музыканты,

То свершают свой обряд

Вольные ваганты.

Стены ходят ходуном,

Пробки вон из бочек!

Хорошо запить вином

Лакомый кусочек!

Ваганты имели еще одно название – голиафы 4 . Оба названия возникли в одно и то же время. Ваганты, принявшие это название, считали, что они так же, как и библейский герой, Голиаф внушают страх своим врагам. А враги – это лицемерные служители церкви, богатеи, короли, не заботящиеся о своих подданных.

Конечно, вагант бывал и огорчён, и печален, но в своей сущности он всегда весел и счастлив. Вагант наслаждается своей свободой, и это делает его счастливым. Несмотря на такую беззаботную и свободную, казалось бы, жизнь, он с усердием учится, познаёт науки.

Филологией моя

Милая зовётся.

Я взираю не неё

Восхищенным взором.

Грамматическим мы с ней

Заняты разбором.

Нам сейчас трудно себе представить, как мог в одном человеке ужиться разгильдяй, любящий веселье, и прилежный ученик, получающий удовольствие от учёбы, верующий, славящий Бога, человек, и опровергающий законы бытия, и насмехающийся над священнослужителями вольнодумец. Тем не менее это было так!

Плачьте, плачьте верные

Церкви нашей скверные

Слуги лицемерные,

С господом не дружные!

Жестокосердие, обличаемое в песнях вагантов, чаще всего сопряжено с алчностью, с сребролюбием, стяжательством высших слоев общества.

Нищий стучится в окошко:

"Дайте мне хлебца немножко!"

Но разжиревший богач

зол и свиреп, как палач.

"Прочь убирайся отсюда!.."

Но не в духе вагантов унывать, они смеются над своей нищетой и веселя своих слушателей верят в чудо:

Вдруг совершается чудо:

Слышится ангельский хор.

Суд беспощаден и скор.

Нищий, моливший о хлебе,

вмиг поселяется в небе.

Дьяволы, грозно рыча,

в ад волокут богача.

Однако, мечтая о свободе и человеческой доброте, ваганты но собственному опыту знали, что мир, окружавший каждого из них, был скорее злым, чем добрым. Бедность следовала за ними но пятам, прерывала их учение, заставляла их мерзнуть и голодать. И хотя молодые весельчаки готовы были подчас и себе и другим внушать утешительную мысль, что бедность даже добродетель, им все же было трудно продираться сквозь жизнь с пустым карманом в дырявом рубище. Не раз и не два в песнях вагантов звучали жалобы на унизительную бедность, которая делала их игралищем бездушной фортуны.

Я - кочующий школяр...

На меня судьбина

свой обрушила удар,

что твоя дубина.

Не для суетной тщеты,

не для развлеченья

из-за горькой нищеты

бросил я ученье.

Ваганты славили бедных и сочувствовали им, высмеивали богатых и воспевали всеобщее равенство. Такие идеалы, как правило, всегда были востребованы в слоях нищих и бедняков. Ваганты пишут о неправедно приобретённых богатствах, об угнетении и откровенном грабеже народа феодалами, о двуличии церковных служителей. Вызывают этим восторг у своих слушателей, но вместе с тем и навлекают на себя гнев высших слоев общества, стоящего у власти или хотя бы приближённых к ней. Естественно, что власти и церковь начинают бороться с вагантами, и очень своеобразно. Они создают произведения и письма, опровергающие вагантов, но не уступающие им при этом в остроумии и таланте. Однако, несмотря на такие меры, следует отметить, что последнее слово всегда оставалось за вагантами.

А по социальному составу к вагантам относят бродячих школяров и студентов. Школяр – это ученик городской или монастырской школы. Студент – это тот же школяр, только закончивший школу и учащийся в высшем учебном заведении. Так как обычно представители вагантов были бедны и не имели собственного дома и имущества, то внешний вид их вполне соответствовал образу жизни.

Но до гробовой доски

В ордене вагантов

Презирают щегольски

Разодетых франтов.

Не помеха драный плащ.

Чтоб пленять красоток,

А иной плясун блестящ

Даже без подмёток.

Такому образу жизни соответствовало и окружение. Это обнищавшие люди, которые видят свою жизнь на дне бутылки, это просто кочующие бедняки, нищие и беженцы. Как правило, в таком обществе человек обречён на распутную и бессмысленную жизнь, наполняя её, по возможности, лишь телесными наслаждениями.

Как известно из стихотворений, довольно часто случались неурожайные годы, и тогда города наполнялись массой голодающих, бежавших из деревень. Чернорабочие, подёнщики и нищие составляли городскую бедноту. Бедняки вели борьбу против богатых горожан, которые их угнетали и притесняли. Не раз в городах вспыхивали восстания, которые тоже нашли своё выражение в стихах вагантов. Но, как правило, эти восстания жёстко подавлялись знатью, которая роскошно одевалась, щеголяла драгоценными украшениями. Эта верхушка была очень малочисленна в соотношении с простым бедным людом.

В средневековых городах росло число бедняков. Они нанимались на самую грязную и тяжёлую работу к богатым купцам и ремесленникам, мыли и чесали шерсть, переносили тяжести, грузили товар. Из-за частых эпидемий в городах скапливалось много немощных и искалеченных людей, которые нищенствовали и воровали – именно такому обществу покровительствовали ваганты:

Смотри, сидят, упиваясь в дым,

Григорий и Иероним,

И, сотрясая небеса,

Друг друга рвут за волоса.

На взаимоотношения общества и вагантов влияла, конечно, ещё и историческая обстановка того времени, в конце 13 века закончились религиозные крестовые походы. С этим немаловажным событием получила новое развитие система образования в Европе. Соответственно, поднялся общий уровень преподавания в национальных университетах. В то время многие бродячие ваганты нашли себе места службы. Бродячие, нищие студенты, как социальное явление, перестали существовать, но творчество вагантов продолжалось.

По окончании крестовых походов не только ваганты исчезли с дорог, изменился весь облик Европы. Европа постепенно оседала на месте, обустраивала свой быт, приобретала цивилизованный облик, зачастую заимствованный у мусульман. Одним из таких заимствований было то, что простые европейцы стали мыть руки перед едой, купаться в горячих банях, менять бельё и верхнюю одежду – эти элементы бытия в шуточной форме отмечали и ваганты в своих последних произведениях.

Созданная вагантами культура – в частности, поэзия и стереотип поведения – продолжала оказывать своё влияние на образованное общество, проникая всё глубже и глубже в различные его слои.

Заключение.

Трудно недооценить значение научно достоверных деталей, представленных в поэтическом наследии вагантов. Отчасти их творчество можно сравнить с фотографией, точно схватывающей текущий момент жизни. Поэтому вполне обоснованно можно считать вагантов истинными летописцами своего времени, живо пишущими бытовые реалии и ментальность эпохи.

Таким образом, мы смогли достичь нашей цели – т.е. доказать возможность использования произведений вагантов как источников информации об эпохе Средневековья.

Также были разрешены следующие задачи исследования:

Определена возможность использования поэзии вагантов в качестве исторического источника по реконструкции истории повседневности средневековья;

Выделены те стороны жизни средневекового общества, которые наиболее ярко представлены в поэзии вагантов.

На основе вышеизложенного, мы пришли к следующим выводам :

    Творчество вагантов даёт нам научно достоверные детали жизни, быта и нравственных устоев общества того времени.

    Фотографическая точность рисунка событий позволяет считать вагантов летописцами своего времени.

    Творчество бродячих студентов – важнейший элемент культуры Средневековья, который благодаря работе учёных не затерялся в лабиринтах истории, а нашёл своё место в духовном наследии человечества.

Литература

    Ваганты. Колесо фортуны. М., «Летопись», 2000 г.

    Блок. М. Апология истории. М., «Наука», 1973 г.

    Гуревич А. Категории средневековой культуры. М., «Искусство», 1972 г.

    Заборов М. История крестовых походов. М., «высшая школа», 1977 г.

    Карсавин л. «Культура Средних веков». Киев, «Символ», 1995 г.

    Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., 1974; Поэзия вагантов. М., 1975; Поэзия вагантов //Пуришев Б. И. (сост.). Зарубежная литература средних веков /3-е изд. М., 2003.

Интернет-источники

    Корякина, Е.П. Культура Средневековой Западной Европы: особенности, ценности [Электронный ресурс]/ Е.П. Корякина.- Режим доступа: http://art/miem.edu.ru/Kafedra/Kt/Publik/posob_4_ Kt.html .-Загл. с экрана

    ГЕДОНИЗМ

    (греч. hedone - ) - этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из удовольствия и страдания. Г. берет начало в школе киренаиков и складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность.

    КЛИРИК

    (от греч. kleros - жребий, удел) - общее название любого духовного лица, церковнослужителя, священнослужителя. Слово клирик происходит от идеи, что служение Богу есть особый жребий, удел .

    ГОЛИАФ

    (евр. Goliath). 1) имя филистимского исполина, убитого Давидом в единоборстве. 2) нарицательное для людей, выдающихся высоким ростом.



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными