Проект по русскому языку 1. Исследовательский проект по русскому языку "от "биографии" слова к его орфографии"

Проект по русскому языку 1. Исследовательский проект по русскому языку "от "биографии" слова к его орфографии"

Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 сл.Большая Орловка

ученица 5 б класса

МБОУ СОШ №3 сл Б-Орловка

Руководитель: Панчехина

Инна Александровна,

Проект по русскому языку «Моё имя в мире имён»

МБОУ СОШ №3 сл Б-Орловка

Руководитель: Панчехина Инна Александровна,

учитель русского языка и литературы

Имена, имена, имена

В нашей речи звучат не случайно.

Как загадочна эта страна,

Так и имя – загадка и тайна.

С. Я. Маршак (Слайд 2)

1. Обоснование темы проекта (Слайд 3)

Имя каждому человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают другие. Но ему надо знать историю происхождения и значение своего имени. Также интерес должно вызывать и то, совпадают ли наши черты характера со значением наших имён, и всегда ли имя, выбранное родителями для своего ребенка, оправдано.

2. Цели проекта (Слайд 4)
Я хочу…

    Узнать, что такое имя и какова история и происхождение имен;

    Определить популярные, редкие и любимые имена среди учеников и учителей нашей школы;

    Сравнить имена детей, рожденных в России, и имена учителей, рожденных в СССР;

    Выяснить, что означают имена моих одноклассников и создать словарик их имён;

    Узнать о происхождении и значении своего имени и почему меня так назвали;

    Определить черты своего характера и сделать вывод о том, подходит ли мне моё имя или нет.

3. Задачи проекта (Слайд 5)
Для этого надо …

    Познакомиться со словарями В.И.Даля и С.Ожегова и изучить определение имени;

    Изучить из различных источников интернета историю и значение интересующих меня имён;

    Провести анкетирование среди одноклассников об истории происхождения и значении их имён;

    Рассмотреть списки обучающихся и учителей с целью определения частоты употребления имён;

    Провести опрос среди учеников и учителей, с целью выяснения любимого женского и мужского имени;

    Изучить информацию о происхождении и значении моего имени, о моих талисманах и покровителях, об известных людях с именем Елизавета;

    Понаблюдать за своими поступками и сделать сравнение с добытой информацией;

    Проанализировать и оформить полученные при исследовании результаты;

    Сделать вывод.

4. Актуальность проекта (Слайд 6)

На уроках русского языка мы учимся правильно общаться: выбирать адресата в зависимости от речевой ситуации. Но как правильно обратиться к собеседнику? Мы постоянно ищем ответ на этот вопрос.

Поэтому разговор о наших именах как обращениях при общении вполне естественен.

Имена людей - это часть истории народов. В них отражаются быт, верования, фантазия и творчество людей. А знать историю своего народа должен каждый человек.

Следовательно, тема моего проекта в наше время очень актуальна.

5. Работа со словарями (Слайд 7)

Посетив школьную библиотеку и познакомившись со словарями В.И.Даля и С.Ожегова, я узнала, что:

    «Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность»

    Имя – это слово, которое мы чаще всего слышим в своей жизни. Имя имеет огромную власть над судьбой человека. (По словарю В. И. Даля)

    Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. (По толковому словарю С.Ожегова)

6.Что же такое имя? (Слайд 8)

Из интернет- источников я выяснила, что «Имена - это слова, но особые».

Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека давно уже нет, а имя его живет.

В разделе русского языка «Этимология» я прочитала о том, что собственные имена, относящиеся к людям, называются антропонимами, а наука, которая занимается их изучением,- антропонимикой (от греч. anthropos – « человек», onuma – «имя»).

7.Анкетирование (Слайд 9)

Каково значение наших имен, почему нас так назвали, кто назвал и в честь кого? В ходе исследования я решила узнать истории имен одноклассников, потому как некоторые ребята носят имена своих бабушек и прабабушек, дедушек и прадедушек, а некоторые получили имя, потому что оно красивое или что-то значит для папы или мамы.

Мною в классе было проведено анкетирование, в ходе которого выявились такие результаты:

1.40% детей в классе названы мамами,

2.40% - названы папами,

3.10 % - названы бабушками,

4. 10 % - названы дедушками;

5. 10 % - названы в честь бабушки (девочки) ;

6.20 % - названы в честь прабабушки (девочки) ;

7. 10 %- названы в честь дедушки (мальчики);

Как и почему их так назвали, что имя означает, не знали 70% одноклассников. Теперь знают, благодаря проведенному мною анкетированию. Результатом данной работы стал составленный мною «Словарик имен 5б класса».

8. «Словарик имен 5б класса».

В словаре я расположила имена одноклассников в алфавитном порядке, указала окончание во множественном числе и род (мужской или женский), объяснила значение имени, а так же указала все возможные производные от каждого имени и именины, если есть.

Что означают имена моих одноклассниц: (Слайд 10)

Анастасия – с древнегреческого как "воскресшая" ("возвращенная к жизни");

Дарья – с персидского «огонь великий»;

Елена –от греческого «избранная, светлая, сияющая»;

Елизавета - с древнееврейского «заклинающая богом»;

Татьяна - от греческого «устроительница»;

Эвелина – от древнееврейского «жизненная сила»;

Эйла - произошло от eyla, с древнесабейского наречия, на турецком языке означает «ореол света вокруг луны»;

Эльнара - от тюркского «радость народа»;

Шамазад – от греческого «мудрая».

Что означают имена моих одноклассников: (Слайд 11)

Александр - с греческого «защитник»,« оберегающий муж», «мужчина»;

Алишан – от арабского алшан, что значит «достоинство»;

Артем - с греческого «невредимый, здоровый»;

Максим - от латинского слова «максимус» - величайший.

Новруз - с персидского «новый день и дневной свет»; от названия праздника Новруз-байрам;

Рамазан - с арабского «жаркий месяц»; мальчик, рожденный в рамазан;

Руслан - с тюркского «лев»;

Эмрах - с турецкого «верный друг», «старший брат».

Фото одноклассников. (Слайд 12)

9. Работа со списками учеников и учителей нашей школы

У школьного секретаря я взяла Список обучающихся и Список педагогических работников МБОУ СОШ №3 сл.Б-Орловка на 2015-2016 учебный год. Из первого списка я узнала, что в нашей школе обучается 491 обучающийся: 250 девочек и 241 мальчиков. Я записала все имена в алфавитном порядке, посчитала, сколько отдельно девочек и сколько мальчиков имеет имя на каждую букву алфавита. Далее я выявила часто и редко употребляемые имена у девочек и мальчиков.

Девочки/мальчики

    А - 51/56

    Б - 0/8

    В - 10/21

    Г - 10/1

    Д – 13/19

    Е – 11/0

    Ж – 3/1

    З - 10/1

    И – 5/19

    К – 9/14

    Л – 19/1

    М – 18/16

    Н – 14/9

    О – 5/4

    П – 0/9

    Р – 4/28

    С - 32/14

    Т – 4/4

    У – 1/1

    Х – 2/4

    Ф – 7/0

    Ш – 2/7

    Э – 15/9

    Ю – 5/0

    Я – 0/1

Из второго списка учителей я узнала, что в нашей школе работает 52 педагога: 46 женщин и 6 мужчин. С этим списком я проделала такую же работу. Женщины/мужчины

    А – 0/1

    В - 5/0

    Г – 1/0

    Д – 0/1

    Е – 4/0

    И – 10/1

    Л – 4/0

    М – 3/1

    Н – 9/2

    О - 2/0

    Р – 1/0

    С – 6/0

    Ю – 1/0

Сравнила имена, рожденные в России и рожденные в СССР.

Сравнение:
(Слайд 15)

    Валентина -2/2

    Виктория -2/2

    Елена -2/4

    Ирина – 1/8

    Инна -1/1

    Лариса –2/1

    Любовь -1/2

    Марина-2/1

    Мария – 7/1

    Надежда- 2/2

    Наталья – 1/5

    Ольга – 2/2

    Светлана – 2/3

    Севда – 2/1

    Юлия – 3/1

Сравнение:
рожденные в России и рожденные в СССР
(Слайд 16)

    Андрей – 3/1

    Дмитрий – 7/1

    Игорь – 1/1

    Николай -2/2

10. Результаты: (Слайд 17)

Как мы видим, больше всего в нашей школе обучается девочек и мальчиков с именем на букву А (51/56). С именем на буквы Б, П, Я нет девочек, а с именем на буквы Е, Ф, Ю нет мальчиков.

82 девочки и 87 мальчиков имеют редкие неповторяющиеся имена.

Больше всего в нашей школе Анастасий (11), Александров (9), Артёмов (9) и Владиславов (9). Также часто встречаются имена Максим (8), Дмитрий(7), Мария(7), Лейла(7), Рамазан (7), Алина (6), Анна(6), Арзу(6), Данил (6), Альбина (5), Дарья (5), Диана (5), Елизавета (5), Илья (5), Кирилл (5) и Руслан (5).

Среди учителей больше всего с именем на букву И (10), Н (8), С(6) и В(5). Больше всего в нашей школе работает учителей с именем Ирина (8), Наталья(5)+ 1 Наталия, Елена (4).

Среди рожденных в России стали редко употребляться имена, часто встречающиеся среди рожденных в СССР, это: Вера, Галина, Ирина, Любовь, Наталья, Светлана, Татьяна, Надежда, Валерий, Василий, Константин, Павел, Пётр, Игорь и другие.

11.Опрос (Слайд 18)

Я провела среди учеников и учителей опрос , с целью выявления любимого женского и мужского имени. Вот что из этого вышло:

У учеников У учителей

женское имя женское имя

Елизавета (8) Екатерина (2), Ольга (2), Татьяна(2)

мужское имя мужское имя

Александр (9) Андрей (2)

Результат: победило моё имя Елизавета, набрав 8 голосов, среди мужских имён победило имя Александр, набрав 10 голосов.

12.Все обо мне и о моем имени.

А вот собственно и я – Мазницына Елизавета Викторовна! (Слайд 19)

А это я и мои родители, Мазницыны Виктор и Надежда, которые дали мне такое красивое имя Елизавета. (Слайд 20)

Я предполагаю, что меня назвали Елизаветой неслучайно, это имя мне должно подходить. (Слайд 21)

История выбора моего имени (Слайд 22)

Моё имя мне выбирал папа. Его выбор был между Валерией и Елизаветой. Папа остановился на имени Елизавета, так как в нашей семье еще не было такого имени.

А так меня все называют (Слайд 23)

Уменьшительно-ласкательные формы моего имени: Лизонька, Лизок, Лизавета, Лизунчик, Лизочек, Лизочка, Лизунька, Лиза, Лизаветка.

Мои известные тезки

Поэтесса (1887-1928) Елизавета Васильева

Елизавета Быкова (1913-1989) шахматистка

Певица, солистка Мариинского театра (1845-1919) Елизавета Лавровская

Российская актриса театра и кино Боярская Елизавета

Елизавета Туктамышева- фигуристка

Елизавета Андриенко- российская пловчиха

Елизавета Чавдар- оперная певица

Елизавета Иванцив- певица Елка

Елизавета Баварская - австрийская императрица

Елизавета Вторая- королева Великобритании

Елизавета Петровна – императрица

История моего имени (Слайд 29)

Имя Елизавета имеет древнееврейское происхождение и в переводе буквально означает« Бог мой- клятва», « почитающая Бога», « заклинающая Богом».

Талисманы и покровители моего имени:

    Покровитель имени Елизавета-свиристель, лисица;

    Камень- талисман Елизаветы - аметист;

    Цвет имени Елизавета-сиреневый, оранжевый;

    Благоприятное растение- сирень, олеандр;

    Планета –Прозерпина.

Характеристика моего имени (Слайд 30, 31)

    Положительные черты имени Елизавета : любознательность, веселый нрав, обаятельность, подвижность, стремление к достижению цели, активная жизненная позиция. Лиза обычно растет смышленой девочкой с развитой логикой. Она очень щедра, усидчива, трудолюбива. Она всегда и во всем желает быть лучше, чем она есть.

    Отрицательные черты имени Елизавета: больное самолюбие, обидчивость, эгоизм, безрассудная отвага. Часто совершает необдуманные и импульсивные поступки. Это имя пытается быть первым и не умеет проигрывать. Елизавете часто безразличны желания и мнения окружающих. Она особа капризная, ее лучше не злить. Очень категоричная в суждениях, любимое слово – «нет!» Слишком властна и норовит создать при себе свое маленькое королевство.

Святые покровители Елизаветы: (Слайд 32)

    Елисавета Андрианопольская - мученица,

    Елисавета Константинопольская – игумения,

    Елисавета Праведная - Палестинская мать св. Иоанна Предтечи,

    Елисавета Федоровна Алапаевская -преподобная мученица.

Именные песни (Слайд 33)

    Аквариум « Елизавета»,

    В.Власов « Ты ждешь, Лизавета»,

    Дикий мед «Худенькая Лиза»,

    Ф.Киркоров «Лиза»,

    М.Круг « Красные карманы»,

    А.Губин «Лиза»,

    В.Чайка « Мона Лиза».

Результат работы (Слайд 34)

В мире имен моё имя не затерялось, оно популярное и часто употребимое. Я думаю, что мои родители назвали меня Елизаветой неслучайно, это имя мне должно подходить. Доказывая это, я:

    Узнала у родителей, почему меня назвали Елизаветой;

    Узнала, кто из известных людей носил или носит моё имя;

    Изучила происхождение и значение моего имени;

    Узнала талисманы и покровителей моего имени;

    Понаблюдала за своими поступками и определила личные

    качества;

    Сравнила свои личные качества с полученными значениями своего имени;

    Сделала вывод.

13.А вывод таков: (Слайд 35)

Меня назвали Елизаветой при рождении, не зная, какой я стану. Но сейчас я поняла, что моё имя мне очень подходит. Я буду относиться к своему имени с уважением! А ещё, проведя всю эту работу, я поняла, что в будущем я стану учителем русского языка и литературы.

Спасибо за внимание! (Слайд 36)

Творческий проект

по русскому языку

"Русский язык - твой помощник".

Обучающегося в 1 классе

Дударева Ивана

Руководитель: Немудрякина Г.А.

2015

План проекта:

1. Рассуждение о русском языке.

2.Чему я научился в 1 классе.

3. Где используется и как помогает?

4.Заключение.

Язык наш прекрасный - богатый и звучный.

То мощный и страстный, то нежно - певучий.

В нём есть и усмешка, и меткость, и ласка.

Написаны им и рассказы и сказки-

Страницы волшебных, волнующих книг!

Люби и храни наш великий язык.

Мой родной язык - русский язык. Это самый замечательный и богатый язык в мире!.

С самого детства, из уст матери мы слышим колыбельные песни, сказки, рассказы обо всём. Мы постигаем мир через слово, которое является основой языка. Став чуть постарше, в школе, мы начинаем изучать правила языка, его грамматику, лексику, тем самым отдавая дань его величию, и преклоняясь перед его безмерным богатством. Не уметь грамотно говорить и писать на родном языке - это высшее невежество. Не зная родного языка, человек навсегда утрачивает свою Родину, а человек без Родины, это человек не имеющий ничего того, что бы могло его радовать, человек не знающий родного языка - одинокий человек.

Наша учительница – Эльмира Сафаиловна передаёт нам сокровенную прелесть каждого слова. Я узнал на уроках, что давным-давно жил народ русь. Он о своей земле говорил – русская, а о языке – русский.

У страны, где жил этот народ, было название – Русь. Позже страну назвали Россией.

Язык иной (другой) страны – иностранный.

Родной язык – это тот язык, на котором с тобой начали разговаривать твои родители.

Русский язык – общий для всех людей России. Это язык страны, в которой мы живём.

Вот чему я научился в 1 классе

1.Изучил алфавит

2.Писать правильно сочетания: жи-ши, ча-ща,чу-щу

3. Гласные.

Гласные буквы

Гласные звуки

а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

[а], [о], [у], [ы], [и], [э]

10 букв

6 звуков

Гласные

а, о, у, ы, э

и, е, ё, ю, я

Показывают твёрдость предыдущего согласного

Показывают мягкость предыдущего согласного

4.Два звука буквы е, ё, ю, я могут обозначать в следующих случаях:

В начале слова

Ель [й"эл"]

После гласных

Стоял [стай"ал]

После Ъ,Ь

Вьюга [в’ -й’уга

Съёмка [с-й"омка]

5.Согласные.

Звонкие и глухие согласные звуки.

Парные

Звонкие

[б] [в] [г] [д] [ж] [з]

Глухие

[п] [ф] [к] [т] [ш] [с]

Непарные

Звонкие

[й"] [л] [м] [н] [р]

Глухие

[х] [ц] [ч"] [щ"]

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Парные

Твёрдые

[б] [п] [в] [ф] [г] [к] [д] [т] [з] [с] [л] [м] [н] [р] [х]

Мягкие

[б"] [п"] [в"] [ф"] [г"] [к"] [д"] [т"] [з"] [с"] [л"] [м"] [н"] [р"] [х"]

Например: [б]-быть, [б"]-бить [в]-выть, [в"] – вить.

Непарные

Твёрдые

[ж] [ш] [ц] – всегда твёрдые

Мягкие

[й"] [ч"] [щ"] – всегда мягкие

6. Словарные слова

7.Написание большой буквы в именах, фамилиях, городах, кличках и.т..д

8.Написание парных звонких и глухих согласных в словах.

Русский язык используется во всём мире, на телевидении, в интернете,

Русский язык помогает мне говорить, учиться, общаться с товарищами, в будущем стать настоящим гражданином нашей страны

Мой родной язык бережно хранит мудрость веков и память тысячелетий. В нём - необъятная душа народа, величие его подвига. Он путеводная нить к высотам мировой культуры, к свету знаний. Русский язык – наш мудрый и вечный учитель.

Спасибо, Грамматика, наука прекрасная!

За буквы, слова, предложения ясные.

Где трудное место в словах- ты же рядом

И с правилом чётко подскажешь, как надо

Писать, говорить, размышлять и трудиться-

Нам в жизни, Грамматика, все пригодится!

РАЗРАБОТКА УРОКА-ПРОЕКТА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 1 КЛАССЕ

Тема: УРОК-ПРОЕКТ

Караева Регина Александровна

Цели:

Деятельностная:

Оборудование

Ход урока.

Девиз урока :

(на экране)

Где ошибки? Вот вопрос! Кто исправит перенос?

Цель нашего урока:

2. Актуализация знаний.

Первое задание: (на экране)

3. Сделай вывод.

Второе задание:

3. Сделай вывод.

Третье задание:

2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по-разному).

3. Сделай вывод.

Четвертое задание:

2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по-разному).

3. Сделай вывод.

Пятое задание:

2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по-разному).

3. Сделай вывод.

Учитель : - К каким выводам вы пришли? (Учащиеся делают выводы, объясняют, как перенесли слова, на полях ставят «+», если задание сделано верно, или «-», если неверно.)

Выводы: (на экране)

1. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ма - ма, Ро - ди - на, со - весть.

2. Слог из одной буквы нельзя оставлять на строке или переносить на другую: отец, язык, Ма -рия.

3. Локализация затруднений.

Черепаха

Алгоритм (на экране)

Справился;

Сомневаюсь;

Нужно еще потренироваться

1 задание: (на экране)

2) Проверь ответ

2 задание: (на экране)

2) Проверь ответ

3 задание: (на экране)

2) Проверь ответ

4 задание: (на экране)

2) Проверь ответ

5 задание: (на экране)

2) Проверь ответ

Караева Регина Александровна, 23.10.2017

1031 112

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

МО - Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания

РАЗРАБОТКА УРОКА-ПРОЕКТА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 1 КЛАССЕ

Тема: УРОК-ПРОЕКТ

«ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.ПЕРЕНОС СЛОВ»

Составитель: учитель начальных классов

Караева Регина Александровна

Цели:

Деятельностная: формирования алгоритма рефлексивного мышления, умения работать со справочной литературой, развитие навыков самоконтроля, творческих способностей, коммуникативных навыков, воспитание взаимопомощи.

Оборудование

Мультимедийный проектор. Презентация урока.

Карточки для самостоятельной работы.

Карточки для проверки знаний темы (к самостоятельной работе и работе с тестами).

Карточка с таблицей для самоанализа деятельности ученика на уроке.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности.

Девиз урока :

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?

(на экране)

- Ребята, для того, чтобы узнать тему и цели урока,

Посмотри, как перенёс слова Незнайка.


-

Где ошибки? Вот вопрос!
Кто исправит перенос?

Верно, сегодня на уроке мы будем повторять написание для переноса. Обоснуй свой ответ.

Цель нашего урока: повторить вместе с учениками правила переноса слов, а также ранее изученные правила переноса слов.

2. Актуализация знаний.

Повторение правил переноса слов (самостоятельная работа по карточкам):

Первое задание: (на экране)

1. Разделите слова для переноса: мама, Родина, совесть.

2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по-разному).

3. Сделай вывод.

Второе задание:

1. Разделите слова для переноса: отец, экскурсия, Мария.

2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по- разному).

3. Сделай вывод.

Третье задание:

1. Разделите слова для переноса: зорька, пальто, подъезд.

2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по-разному).

3. Сделай вывод.

Четвертое задание:

1. Разделите слова для переноса: тайна, стройка, тройка.

2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по-разному).

3. Сделай вывод.

Пятое задание:

1. Разделите слова для переноса: перрон, миллион, тонна.

2. Сравните, как разделили слова для переноса (одинаково или по-разному).

3. Сделай вывод.

Учитель : - К каким выводам вы пришли? (Учащиеся делают выводы, объясняют, как перенесли слова, на полях ставят «+», если задание сделано верно, или «-» , если неверно.)

Выводы: (на экране)

1. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ма – ма, Ро – ди - на, со – весть.

2. Слог из одной буквы нельзя оставлять на строке или переносить на другую: отец, язык, Ма –рия.

3. Нельзя переносить на другую строку буквы Ь, Ъ: зорь - ка, паль-то, подъ - езд.

4. Нельзя переносить на другую строку букву Й: тай-на, строй-ка, трой-ка.

5. При переносе слов с двойными согласными одну букву нужно оставлять на строке, а другую переносить: пер-рон, мил-лион, милли-он, тон-на.

3. Локализация затруднений.

Работа в группах. Дифференцированные задания.

Чтобы проверить себя, поработайте в группах.

1 группа. Разделите слова для переноса. Найдите лишнее слово. Объясните почему.

(лишнее слово иней, потому что нельзя оставлять одну букву на строке)

2 группа. Разделите слова для переноса. Найдите лишнее слово. Объясните почему.

Черепаха

(лишнее слово орёл, потому что одну букву нельзя оставлять на строке)

3 группа. Найдите в тексте слова с ь и й в середине слова. Выпишите слова и разделите их для переноса. Найдите лишнее слово. Объясните почему.

На улице льёт дождь. Значит мне сегодня нельзя гулять. Я сижу у окна и смотрю на дождь. Маленькие дождевые капельки текут по стеклу, сливаются друг с другом и ручейком стекают на подоконник.

Нельзя, маленькие, капельки, ручейком.

(лишнее слово нельзя, потому что в этом слове только 1 вариант переноса, а в остальных словах несколько вариантов)

4. Построение проекта преодоления затруднений.

Алгоритм (на экране)

Разделим слово на слоги (сколько в слове гласных столько и слогов);

Если слог состоит из одной гласной, то перенос делать в этом месте нельзя;

Если слово можно переносить, то посмотрим, есть ли в слове Ъ, Ь, Й, эти буквы нельзя отрывать от предшествующей согласной;

Посмотрим, есть ли удвоенная согласная, если есть, то одну букву оставим на строке, а другую перенесём.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

Какие же ошибки были допущены, как вы преодолели данные трудности?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует результат своей деятельности значками.)

Справился;

Сомневаюсь;

Нужно еще потренироваться

1 задание: (на экране)

1) Разделите слова для переноса: окно, зарево, доблесть, комбинат, мастерская.

2) Проверь ответ

2 задание: (на экране)

1) Разделите слова для переноса: огонь, якорь, София, Румыния, удача.

2) Проверь ответ

3 задание: (на экране)

1) Разделите слова для переноса: полька, кольцо, подъём, большая, дальнее.

2) Проверь ответ

4 задание: (на экране)

1) Разделите слова для переноса: война, гайка, балалайка, троллейбус, сейчас.

2) Проверь ответ

5 задание: (на экране)

1) Разделите слова для переноса: аппарат, грамматика, бассейн, осенняя, жужжание.

2) Проверь ответ

А кто не сделал ни одной ошибки выполняет упражнение в учебнике

7. Включение в систему знаний и повторение.

Разделите тетрадь на три части, в каждый столбик запиши по одному предложению, писать нужно строго до черты, прежде, чем писать слово подумай, можно ли сделать перенос, если да, то каким образом (см. алгоритм).

1) Начался урок русского языка.

2) Учительница Инна Евгеньевна диктует классу группу словарных слов.

3) Ребята пишут: осенний, юннаты, жужжит, аллея, рассказ, суббота.

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий, вызвавшие затруднения, оценивают свою деятельность, заполняя таблицу:

9. Домашнее задание - творческая работа

Выписать со словаря 10 слов с удвоенной согласной Дополнительно: карандашом отметить места переноса в словах.

Содержимое разработки


Перенос слов.

Караева Регина Александровна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1

с. Октябрьское


Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка?



мама

Родина

совесть


отец

экскурсия

Мария


зорька

пальто

подъезд


тайна

стройка

тройка


перрон

миллион

тонна


ма – ма, Ро – ди - на, со – весть.

2. Слог из одной буквы нельзя оставлять на строке или переносить на другую:

отец, язык, Ма – рия.

3. Нельзя переносить на другую строку буквы Ь, Ъ:

зорь – ка, паль – то, подъ – езд.

4. Нельзя переносить на другую строку букву Й: тай – на, строй – ка, трой – ка.

5. При переносе слов с двойными согласными одну букву нужно оставлять на строке, а другую переносить:

пер – рон, мил – лион, милли – он, тон – на.


1 группа

Оль-га, Тай-на, Иней, Май-ка, Шко-ла

2 группа

Орёл, Че-ре-па-ха, Окунь-ки, Со-ро-ка, Коль-цо

3 группа

Нель-зя, ма-лень-кие, ка-пель-ки,

ру-чей-ком.


1 группа

Оль-га, Тай-на, Иней , Май-ка, Шко-ла

2 группа

Орёл , Че-ре-па-ха, Окунь-ки, Со-ро-ка, Коль-цо

3 группа

Нель-зя , ма-лень-кие, ка-пель-ки,

ру-чей-ком.


Алгоритм

- разделим слово на слоги (сколько в слове гласных столько и слогов);

- если слог состоит из одной гласной, то перенос делать в этом месте нельзя;

Если слово можно переносить, то посмотрим, есть ли в слове Ъ, Ь, Й, эти буквы нельзя отрывать от предшествующей согласной;

- посмотрим, есть ли удвоенная согласная, если есть, то одну букву оставим на строке, а другую перенесём.


1. Окно, зарево, доблесть, комбинат, мастерская.

Ок - но, за – ре – во, доб - лесть, ком –би -нат, мас –терс -кая.

2. Огонь, якорь, София, Румыния, удача.

Огонь, якорь, Со - фия, Ру - мыния, уда - ча.

3. Полька, кольцо, подъём, большая, дальнее.

Поль - ка, коль - цо, подъ - ём, боль - шая, даль - нее.

4. Война, гайка, балалайка, троллейбус, сейчас.

Вой - на, гай - ка, ба –ла –лай -ка, трол – лей - бус, сей - час.

5. Аппарат, грамматика, жужжание.

Ап –па - рат, грам – ма – ти - ка, жуж – жа - ние.


Сегодня на уроке я повторил (а) …

Мне понравилось …

Меня заставило задуматься …



Интернет – ресурсы:



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными