Легко ли быть владыкой? Митрополит симон Семья и молодость.

Легко ли быть владыкой? Митрополит симон Семья и молодость.

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга Игоря Васильевича Евсина «Легко ли быть владыкой? Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)» . Книга посвящена митрополиту Рязанскому и Касимовскому Симону (1928-2006).

Владыка Симон с юности проявил себя подвижником, человеком неколебимой веры, молитвенником. Его удивительный дар слова, внимательное и доброжелательное отношение к людям, энциклопедические знания неизменно привлекали к нему множество людей. Автор на основе разных воспоминаний, а также встреч, интервью с владыкой и его ближними знакомит читателя с этапами жизненного пути митрополита Симона, с множеством незабываемых эпизодов его служения.

Митрополит Симон (в миру Сергей Михайлович Новиков) родился 5 февраля 1928 года в деревне Жолнино Даниловского района Ярославской области, в семье крестьян. Новиковы были людьми благочестивыми, верующими. По праздникам ходили в храм; все, в том числе и дети, исполняли домашнее молитвенное правило и соблюдали посты. И это несмотря на то, что отец семейства некоторое время занимал государственную должность — был председателем колхоза. Отмечая важность воспитания детей в семье, митрополит Симон впоследствии говорил: «Именно в семье, когда душа ребенка чиста, должны в нем взращиваться лучшие чувства. Если в семье царит милосердие, забота друг о друге, о ближних своих, то и ребенок вырастет отзывчивым, добрым. А главное, в семье у детей должно воспитываться чувство жертвенной любви к Богу и к ближним». Когда Сергей Новиков стал учиться в николо-отводненской начальной школе, он при всякой возможности посещал богослужения. «Может, поэтому меня уже тогда прозвали монахом, — вспоминал владыка Симон. — Ребята смеялись надо мной, а я только рад был. Тогда любой монах мне святым казался. И я молился Богу: “Господи, сделай меня монахом”».

В 1947 году, по окончании Ярославского химико-механического техникума, Сергея Новикова направили работать электротехником на завод, который находился недалеко от Ярославля, в поселке Волгострой. Рядом с поселком было село Федоровское с церковью во имя Смоленской иконы Божией Матери. Там Сергей встретил человека, который стал его первым духовным наставником и сомолитвенником на всю жизнь. Это был иеромонах Авель (Македонов), будущий архимандрит, игумен Пантелеимонова монастыря на Афоне, а затем наместник рязанского Иоанно-Богословского монастыря. В 1958 году Сергей поступил в число братии Свято-Троицкой лавры. А через десять дней, 28 декабря, наместник лавры архимандрит Пимен (Хмелевский) постриг его в монашество с именем Симон, в честь преподобного Симона Радонежского, ученика преподобного Сергия. 18 января 1959 года архиепископ (впоследствии патриарх) Пимен (Извеков) в московском Воскресенском храме в Сокольниках рукоположил отца Симона во иеродиакона, а 12 апреля — во иеромонаха. В 1959 году иеромонах Симон закончил обучение в Московской духовной академии круглым отличником. В 1964 году отца Симона утвердили в должности доцента по кафедре византологии. А вскоре назначили настоятелем Преображенского храма Троицкого Патриаршего подворья, что в Переделкино, под Москвой. К совершению церковных служб отец настоятель относился строго, свою же паству призывал к посещению богослужений. «Храм, — говорил он, — является лучшей школой благочестия, а храмовые богослужения — лучшим учителем веры и нравственности».

2 января 1964 года патриарх Алексий I возвел иеромонаха Симона в сан архимандрита. 14 ноября 1965 года архимандрит Симон был назначен на должность инспектора Московской духовной академии и семинарии. Все воспитанники архимандрита Симона помнят его как мудрого, любящего наставника. Отец Симон, признавая своих учеников за родных, называл их братцами. «Ты, братец, молодец, — говорил он успешному ученику, — а ты, братец, того…» — говорил неуспевающему. Слова «того» было достаточно, чтобы ученик заливался стыдливым румянцем.

11 августа 1972 года скончался архиепископ Рязанский и Касимовский Борис (Скворцов). Постановлением Священного Синода епископом Рязанским и Касимовским было определено стать архимандриту Симону. Хиротония архимандрита Симона во епископа состоялась 13 октября, под праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском храме Московской духовной академии. Ко времени, когда владыка Симон приступил к управлению Рязанской епархией, она, как и другие епархии в России, переживала тяжелые времена. За время служения владыки Симона на кафедре (1972-2003) число действующих храмов возросло с 50 до 296, открылось девять монастырей.

Простоту жизни рязанского архиерея отмечали все, кто бывал у него в доме на улице Фрунзе. Келья архиепископа Симона была небольшой, тесной, загруженной книгами. При этом рязанский архиерей однажды заставил ее еще и… гробом. Об этом случае Евгений Каширин вспоминал: «Как-то пригласил меня владыка для разговора о фотографировании Иоанно-Богословского монастыря. Захожу в его келью, а у него там гроб стоит. “Скажите, владыка, а почему здесь гроб стоит?” “Знаете, Евгений Николаевич, иногда подвижники ставят у себя в келье гроб, чтоб хранить памятование о смерти. А я никакой не подвижник, и у меня, братец, совсем другая история. Есть в Борисоглебском приходе одна глубоко верующая старушка. Как-то она сильно заболела и решила для себя заранее гроб заготовить. Купила она гроб, поставила в сарай. Ну, стоял он там и стоял. А старушка выздоровела и решила навестить свою сестру, которая живет в другом городе. И на кого-то надо было ей оставить свой гроб, поскольку сын у нее сильно запивал и мог его пропить… Ну и обратилась эта старушка ко мне. Как не помочь? Помог. Только вот старушка эта обещала через неделю приехать, да загостилась у сестры, и вот уже второй месяц гроб так и стоит в моей келье”». Каковы же должны быть отношения между паствой и владыкой, чтобы можно было вот так, запросто, попросить архиерея на время гроб в епархиальное управление взять?!

В феврале 2002 года на юбилее митрополита Симона, которому исполнилось семьдесят пять лет, митрополит Сергий (Фомин) вручил ему от имени патриарха Алексия II награду Русской Православной Церкви, орден святителя Макария II степени, и передал просьбу Святейшего и далее служить Церкви, оставаясь на Рязанской кафедре. По воспоминаниям митрополита Сергия, в ответ на это владыка Симон сказал: «Отпустите меня на покой, пожалуйста. Я хочу заняться учеными трудами. Я очень люблю святителя Игнатия (Брянчанинова) и хочу литературные свои труды посвятить его творениям». Проживая на покое в Николо-Бабаевском монастыре, митрополит Симон окормлял сотни своих духовных чад из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Владимира, Ярославля и других городов. Он много времени уделял составлению докладов на темы духовно-нравственного просвещения. Выезжал с ними для выступлений на Рождественские и Глинские чтения. И конечно же, работал над толкованием богословских трудов святителя Игнатия (Брянчанинова).

1 сентября 2006 года митрополит Симон, великий молитвенник, мудрый архипастырь, глубокий богослов и ревностный гражданин своего Отечества, отошел ко Господу. Помолиться об упокоении доброго пастыря, проводить его в последний путь прибыло множество почитателей. Как сказал близко знавший владыку клирик Рязанской епархии протоиерей Сергий Рыбаков: «Святые отцы говорили, что трудно достигнуть спасения, если не увидишь праведника во плоти, человека, который являет собой некий идеал и показывает, как правильно прожить эту жизнь, чтобы наследовать Царство Небесное. Митрополит Симон был именно таким человеком, который являл собой пример жизни во Христе и учил нас жить так, чтобы наследовать Царство Небесное».

Дар чудный, дар бесценный

Теплые ручки Божией Матери

Я посох мой доверил Богу…

Академия духа

Благие плоды просвещения

Небо становится близким

Божие водительство

Смирение добротой дышит

Легко ли быть владыкой?

Сила Божией благодати

Свеча на подсвечнике

Великие перемены

Еще о нас печалуется Троица

Для ума и для души

Не нам, Господи, но имени Твоему

Суров монашеский приют

Знаки Божией милости

Список литературы

В правление митрополита Симона преимущественно по его почину и всегда под его председательством неоднократно созывались Соборы для решения важнейших вопросов церковной жизни. На Соборе года, созванном для благоустроения Православной Церкви, был составлен соборный ответ великому князю Иоанну III о монастырском землевладении.

Митрополит Симон был единомышленником и покровителем преподобного Иосифа Волоцкого .

Принимал активное участие в Соборе года против ереси жидовствующих . Его поддержка сыграла решающую роль в исходе ссоры между волоколамским игуменом Иосифом Волоцким и архиепископом Новгородским Серапионом . Незадолго до смерти митрополит Симон "по великого князя слову " взял "прощение " у Серапиона.

Труды

  • "Поучение священнослужителям," , СПб., 1841-1842, т. 1, № 109.
  • "Ставленная грамота преподобному Корнилию Комельскому от 1 февраля 1501 года," Муравьев, А. Н., Русская Фиваида на Севере , СПб., 1855, 60, 61.
  • "Окружное послание о милостыне, собираемой святогорским старцем Герасимом (1495- 1505гг.)," Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. , СПб., 1841-1842, т. 1, № 103.
  • "Послание духовенству в Пермь о соблюдении пастырских обязанностей (22 августа 1501 г.);" "Послание мирянам в Пермь против языческих обычаев (22 августа 1501 г.)," Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. , СПб., 1841-1842, т. 1, № 112.
  • "Послание во Псков по поводу постановления собора 1503 г. о вдовых священниках (15 июля 1504 г.)," Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук: в 4 т. , СПб., 1836, т. 1, 383.

Литература

  • Соловьев, С. М., История России с древнейших времен: в 6 кн. , (3-е изд.), СПб., 1911, кн. 1, 1400, 1412, 1544, 1555, 1558, 1560.
  • Карамзин, Н. М., История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. (3-е изд.), СПб., 1842-1843, т. 7, прим. 383.
  • Шемякин, В. И., Москва, ее святыни и памятники , М., 1896, 125, 127, 207.
  • Димитрий (Самбикин), архиеп., Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. , Каменец-Подольск, Тверь, 1892-1902, вып. 8, апрель, 199-204.
  • Житие святителя Серапиона, архиепископа Новгородского , Свято-Троицко-Сергиева Лавра, 1912, 14, 15, 19, 22, 25, 45.
  • Строев, П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви , СПб., 1877, 5, 138.
  • Булгаков, С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей , Киев, 1913, 1405.
  • Голубинский, Е. Е., История канонизации святых в Русской Церкви (2-е изд.), М., 1903, 366.
  • Ратшин, А., Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России , М., 1852, 97.
  • Сергий (Спасский), архиеп., Полный месяцеслов Востока (2-е изд.), Владимир, 1901 - 1902, т. 2, 372.
  • Денисов, Л. И., Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России , М., 1908, 427.
  • Н. Д[урново], Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи , М., 1888, 13.
  • Филарет (Гумилевский), архиеп., Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. (3-е изд.), СПб., 1884, 122.
  • Московский кафедральный Чудов монастырь , М., Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1896, 45.
  • Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. , М., 1903-1911, 1908, 1916, доп. т. 2, 443, прим. 2.
  • Московский некрополь: в 3 т. , СПб., 1907-1908, т. 3, 103.
  • Леонид (Кавелин), архим., Святая Русь , СПб., 1891, № 522.
  • Русская старина , СПб., 1882, апрель, 83; июнь, 64.
  • Православный собеседник , Казань, 1867, июнь, 150.
  • Русский архив , М., 1895, кн. 1, № 1, 15; 1900, кн. 2, № 7, 333.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. [Изд. П. П. Сойкина], СПб., б. г., т. 2, 2061.
  • Русский биографический словарь: в 25 т. , СПб.; М., 1896-1913, т. 8, 493-494.
  • Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 9 т. , М., 1994-1997, т. 4, ч. 1, 68, 78, 82-85, 179,185, 209, 233, 268, 328, 340, 341, 490; т. 4, ч. 2, 15.
  • Буланин, Д. М., "Симон (по прозвищу Чиж)," Словарь книжников и книжности Древней Руси , Л., 1989, вып. 2, ч. 2, 336-339.
  • Синицына, Н. В., "Русская Церковь в период автокефалии; учреждение патриаршества," Православная энциклопедия , М., 2000 - Русская Православная Церковь , 73.

Использованные материалы

  • Статья Большой биографической энциклопедии :

Поминайте наставников ваших,

которые проповедывали вам слово Божие,

и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их

(Евр. 13, 7)

1 сентября 2016 года исполняется 10 лет со дня упокоения митрополита Симона (Новикова), который более 30 лет возглавлял Рязанскую кафедру.

Митрополит Симон (Новиков Сергей Михайлович) родился 5 февраля 1928 года в семье крестьян села Жолнино Даниловского уезда, что в 40 километрах от Ярославля. Родители владыки были глубоко верующими людьми. Детей у них было трое: дочь и два сына; средний – Сергей. Особенно большое влияние на воспитание и формирование будущего служителя Церкви оказала его благочестивая мать – Анна Дмитриевна. Это она научила его молиться и привила любовь к храму и церковным службам. Владыка вспоминал: «Мама часто болела. Бывало, скажет нам: «Ребята, помолитесь». И мы, трое детей, встаем на колени перед иконами, читаем «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся», «Верую», «Спаси, Господи, и помилуй папу, болящую маму», – и далее перечисляем всех родных. А мне не терпится справиться о здоровье мамы, и спрашиваю ее: «Мама! Тебе полегче?» – «Да, сынок, – отвечает она, – мне получше».

Под влиянием матери же его с детских лет тянуло в храм. «Поэтому, наверное, меня уже тогда прозвали «монахом», – говорил владыка. В их селе была средняя школа. Учась в ней, он часто посещал местный действующий храм. В сельской глубинке это не осуждалось и не преследовалось.

Сергей мечтал об институте, но помешала война. Окончив в 1943 году восемь классов, он поехал в Ярославль. Там поступил в химико-механический техникум и по окончании его в 1947 году был направлен электротехником на военный «номерной» завод.

Юноша по-прежнему любил посещать церковные службы. И жизнь сложилась так, что ему постоянно встречались люди, близкие по духу, взглядам, устремлениям

Юноша по-прежнему любил посещать церковные службы. И жизнь сложилась так, что ему постоянно встречались люди, близкие по духу, взглядам, устремлениям. В техникуме он подружился с юношей, отец которого оказался священником. Рядом с предприятием, на котором молодой человек работал, находился действующий храм, и, выходя после рабочего дня с завода, Сергей шел туда. Пути Господни неисповедимы: здесь, Промыслом Божиим, он познакомился с людьми, ставшими ему не только примером, но на всю жизнь близкими и родными – с двумя иеромонахами-рязанцами – с будущими митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) и архимандритом Авелем (Македоновым), насельником Иоанно-Богословского монастыря в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области. Через них о Сергее Новикове узнал архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий (Градусов, в схиме Лазарь)), который в 1944-1946 годах возглавлял Рязанскую кафедру. Владыка Димитрий дал ему, как ревностному прихожанину, путевку в жизнь – рекомендацию для поступления в Московскую духовную семинарию.

В 1951 году Сергей поступил в Московскую духовную семинарию и по окончании ее в 1955 году – в Московскую духовную академию. Сергей Михайлович окончил академию в 1959 году по первому разряду, со степенью кандидата богословия за сочинение «Митрополит Московский Филарет как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета» (кафедра Священного Писания Ветхого Завета).

17 декабря 1958 года он поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 28 декабря того же года наместником Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским; впоследствии – архиепископ Саратовский и Камышинский; † 1993) пострижен в монашество с именем Симона – в честь прп. Симона Радонежского, ученика прп. Сергия. 18 января 1959 года в московском Воскресенском храме в Сокольниках он был рукоположен епископом Пименом (впоследствии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси) во иеродиакона, а 12 апреля того же года – во иеромонаха. С 1959 года иеромонах Симон состоял преподавателем Московской духовной семинарии, а затем и академии.

2 января 1964 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I возвел его в сан архимандрита. В том же году архимандрит Симон был утвержден в должности доцента по кафедре византологии и назначен настоятелем Преображенского храма Троицкого Патриаршего подворья в подмосковном селе Лукино, что близ станции Переделкино.

С 1965 по 1972 год архимандрит Симон (Новиков) нес послушание инспектора Московских духовных академии и семинарии. Многие нынешние и архипастыри, и пастыри помнят его как своего наставника.

Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода от 11 октября 1972 года архимандриту Симону (Новикову), инспектору Московских духовных академии и семинарии, определено быть епископом Рязанским и Касимовским – на одной из древнейших кафедр Русской Церкви, основанной в 1198 году. Наречение архимандрита Симона во епископа Рязанского и Касимовского совершили 13 октября 1972 года, в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, после всенощного бдения в Покровском храме Московской духовной академии митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси; † 5.12.2008); архиепископ Краснодарский и Кубанский Алексий (Коноплев; впоследствии митрополит Калининский и Кашинский; † 7.10.1988); архиепископ Дмитровский Филарет (Вахромеев), ректор МДАиС (впоследствии митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, ныне на покое); епископы Ташкентский и Среднеазиатский Варфоломей (Гондаровский; впоследствии архиепископ Орловский и Брянский † 21.03.1988); Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевский; впоследствии архиепископ; † 10.12.1993,), Виленский и Литовский Анатолий (Кузнецов; впоследствии архиепископ Керченский). 14 октября 1972 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией в Покровском храме Московской духовной академии те же иерархи, которые участвовали в наречении, совершили хиротонию архимандрита Симона во епископа.

Владыка Симон признавался, что его устрашала высота, на которую его возвели, и ответственность, которую он взял на себя, но он твердо верил, что это воля Божия

Владыка Симон признавался, что его устрашала высота, на которую его возвели, и ответственность, которую он взял на себя, но он твердо верил, что это воля Божия. Он знал, что «через века пронесла Рязань свой говор, свой нрав, свой лик. Сохранила в сердцах святых». Сберегла множество православных памятников и святынь: это святые иконы Божией Матери: чудотворная явленная Феодотьевская (Одигитрия Рязанская), «Знамение-Корчемная», «Боголюбская-Зимаровская», «Казанская-Вышенская», Срезневская «Споручница грешных» из Шиловского района, древние образы святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Иоанно-Богословского монастыря и святителя Николая Чудотворца из села Ижеславль Михайловского района и многие-многие другие.

19 октября 1972 года в 18 часов епископ Симон (Новиков) прибыл в Рязань. На архиерейском служении в Рязани полностью раскрылся его многогранный талант как руководителя, ученого-историка и богослова, проповедника и литератора, наставника и воспитателя, патриота и общественного деятеля. Еще в 1988 году Святейший Патриарх Пимен писал владыке Симону: «Вы в нашей Церкви известны как примерный архипастырь, который проявляет заботу о благоустройстве всей Рязанской епархии, о благочинии вверенной Вам паствы».

Когда он заступил на должность Управляющего епархией, в ней был только 51 церковный приход. Первые десятилетия его служения на Рязанской земле были крайне тяжелым для Церкви временем, но, не смотря на продолжающиеся гонения на Православие, – десятки сохраненных приходов, а самое главное – сохраненных душ человеческих.

В 1978 году епископ Симон был возведен в сан архиепископа. При Патриархе Пимене он трижды вызывался для участия в работе Священного Синода.

Домик на Фрунзе, где располагалось Епархиальное управление

В девяностые годы прошлого века, когда начался период, возвращения поруганных православных храмов, их восстановления и возрождения, владыка Симон был уже тяжело болен, но стойко нес свое послушание, мужественно борясь со своим недугом. Необходимо было изыскивать средства на восстановление возвращенных Церкви порушенных храмов, готовить кадры священства, которых катастрофически не хватало. За годы управления епархией владыки Симона было открыто и освящено около 250 храмов, то есть число приходов выросло почти в 5 раз; в 1988 году Церкви возвращен Иоанно-Богословский монастырь, а к концу XX столетия – еще семь обителей; в 1993 году Успенский собор Рязанского кремля передан для совместного использования епархии с музеем-заповедником; в Рязани открылись 2 духовных учебных заведения: в 1990 г. – Духовное училище, в котором с первого дня существования учебного заведения владыка Симон преподавал литургику; в 1995 г. – Православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского. В эти же годы 15 угодников Божиих были прославлены в Соборе Рязанских святых; были обретены мощи четырех святителей: Феодорита, Мисаила, Гавриила, Мелетия, а также блаженных Любови и Василия Рязанских, праведного Софрония Ибердского. В Рязанской епархии начали издаваться журналы «Рязанский церковный вестник», «Вышенский паломник», газета «Благовест». На Рязанском телевидении по благословению владыки Симона начала работу православная программа «Зерна». На базе Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина и Рязанского института развития образования создан Центр православной педагогики. При городской библиотеке им. С.А. Есенина – Православный молодежный центр. В епархии возродилась работа по духовно-нравственному воспитанию детей и юношества, военнослужащих в военно-учебных заведениях города Рязани. К 2001 году в Рязанской епархии действовало более 70 воскресных школ при храмах и монастырях. 1 сентября 2001 года в РГУ им. С. А. Есенина на факультете русского языка и литературы открылось отделение теологии.

В 1974 году в составе делегации Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Московским и всея Руси Пименом владыка Симон участвовал в церковных празднествах в Болгарии, где ему за развитие и укрепление дружественных связей между двумя Церквами был вручен орден св. Иоанна Рыльского 2 степени.

В августе 1988 года владыка Симон возглавил паломническую группу РПЦ на Святую гору Афон для участия в престольном празднике русского Пантелеимонова монастыря.

Известный богослов и проповедник, владыка Симон почти десятилетие был членом Смешанной Богословской комиссии по православно-реформаторскому диалогу, участвуя в заседаниях Комиссии в Болгарии, Норвегии, Швейцарии, Южной Корее и других странах, где непременно выступал с докладами. Лишь ухудшение с годами состояния здоровья вынудило его просить Священный Синод об освобождении от подобных поездок.

Следует отметить его активное участие в миротворческой деятельности. В этом служении обществу и Церкви он являл собою пример для подражания, перечисляя ежемесячно свои средства в копилку мира с пометой: «Неимущим и обездоленным, детям-сиротам, на милосердные акции». Когда владыку Симона однажды спросили: «А в чем, на ваш взгляд, заключается милосердия чистый свет?», – он ответил: «Нести добро людям, нуждающимся в помощи, – это и есть милосердие». Он подчеркивал: «Воспитание доброты должно начинаться с детства, когда душа ребенка чиста. Если в семье царит милосердие, забота друг о друге, о ближних своих, то и ребенок вырастает отзывчивым, добрым. Наша общая задача – научить людей с сочувствием относиться друг к другу». Участвуя в светских миротворческих организациях Рязанской области, владыка Симон внес значительный вклад в воспитание граждан в духе мира и согласия, любви к своему Отечеству. За активную миротворческую деятельность митрополит Симон трижды награждался золотыми медалями Фонда Мира (в 1984, 1991, 2001 гг.); за активную деятельность по укреплению дела мира между народами он был награжден почетной медалью «Борцу за мир» (1990 г.).

Владыка Симон откликался на все волнующие события в жизни народа, поддерживал все добрые дела и начинания, был непременным участником православных чтений, научно-практических краеведческих и педагогических конференций, симпозиумов, круглых столов, перед началом которых совершал молебен, а затем выступал с докладом.

В октябре 2000 года при активном участии митрополита Симона было подписано Соглашение между Рязанской епархией и администрацией Рязанской области, областной Думой, администрацией города Рязани, городским советом об объединении усилий по духовно-нравственному возрождению общества, укреплению российской государственности и правопорядка на территории города Рязани и области.

Владыка притягивал людей обаянием своей личности. Его глубоко уважали все, в том числе и люди неверующие, признавая его человеком скромным, благородным и высоконравственным. Сколькие прибегали к нему за благословением, советом и утешением, со своими нуждами и проблемами, радостями и сомнениями! Двери его резиденции – маленького дома на улице Фрунзе (Певческой) всегда были открыты для всех. И на всех беседа с ним, простым и доброжелательным, производила неизгладимое впечатление, согревала душу, вызывала глубокую симпатию и уважение.

Владыка Симон в одном из своих публичных выступлений как-то сказал: «Смирение и кротость – вот что украшает человека, делает его приятным и милым для окружающих. А если к этому добавляется горячее любящее сердце, – то все это делает человека «солью земли, свечой, которую ставят на подсвечнике, чтобы светить всем в доме». Эти слова в полной мере можно отнести к нему самому.

Более тридцати лет владыка Симон возглавлял одну из древнейших епархий Русской Православной Церкви. Хотя корни его в славной своими святынями и своей историей Ярославской земле, но за три десятилетия архипастырского служения на Рязанской земле он сроднился с этим краем, ставшим для него второй родиной.

Во внимание к усердному архипастырскому служению на пользу Святой Церкви митрополит Симон удостоен орденов Русской Православной Церкви: равноапостольного великого князя Владимира 2-й степени, преподобного Сергия Радонежского 1-й и 2-й степеней, благоверного князя Даниила Московского 2-й степени. Президент России Владимир Владимирович Путин вручил митрополиту Симону орден Почета «за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций».

Митрополит Симон широко известен своими научными исследованиями. Все его опубликованные работы проникнуты глубоким патриотизмом, любовью к России, а публичные выступления отличаются высочайшей нравственностью и гуманизмом. Владыка Симон – автор богословских трудов: «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета», «Святитель Василий, епископ Рязанский», «Святая гора Афон» и множества других. Исполняя различные административные послушания, митрополит Симон никогда не переставал быть пастырем, и служение Церкви Христовой, совершение богослужений он считал своим основным призванием и главным долгом. Его самоотверженное архипастырское служение на благо Церкви, труды во славу Отечества, его удивительный дар слова, внимательное и доброжелательное отношение к каждому человеку, энциклопедические знания привлекали к нему людей. Многих, кто встречался с приснопамятным митрополитом Симоном, когда он еще был на Рязанской кафедре, поражали его кротость и тихость, которые были сродни какому-то возвышенному благоговению.

Владыка Симон родился на Ярославской земле, там же – дорогие его сердцу могилы родителей, сродников, храм, в котором его крестили. Этот храм во имя Воскресения Христова на протяжении многих лет находился под его попечением – владыка поддерживал его материально, всегда совершал в нем богослужения в приезды на свою малую родину. Когда ему исполнилось 75 лет, он ушел на покой и переехал в Ярославскую епархию. Местом своей уединенной жизни митрополит Симон избрал Николо-Бабаевский монастырь (ныне Некрасовский район Ярославской области) – также как полтора века назад святитель Игнатий (Брянчанинов). Пребывая на покое в Николо-Бабаевской обители, он продолжал служить Церкви и людям. Поселившись там, владыка не скрывал, что хотел серьезно заняться исследованием творений святителя Игнатия и способствовать их распространению в мире.

Многие ярославцы полюбили старца, отмечали его смирение, любовь, мирный дух. Нередко в дни особых торжеств на Ярославской земле он принимал участие в богослужениях в кафедральном Феодоровском соборе Ярославля. Зачастую, когда позволяло здоровье, митрополит Симон возглавлял Божественную литургию. Многим запомнились его проповеди, проникновенный тихий голос.

Никольский храм в Николо-Бабаевском монастыре

К митрополиту Симону приезжало немало гостей. Один из паломнических маршрутов включает посещение Николо-Бабаевского монастыря, места упокоения одного из светочей Русской Церкви – святителя Игнатия (Брянчанинова). Каждого из паломников владыка Симон встречал архиерейским благословением и приветливыми словами. Люди, однажды встретившись с ним, старались приехать туда вновь. Трудно сказать, скольких митрополит Симон духовно опекал и молитвенно поддерживал. Это известно только Всевышнему! Господь слышал молитвы старца и посылал этим людям утешение и неожиданную помощь. Нередко навещали старца-митрополита учащиеся Ярославской православной гимназии во имя святителя Игнатия (Брянчанинова). Встречи эти, несомненно, останутся в их памяти надолго. Во время бесед с гимназистами владыка рассказывал о своих исследованиях, иногда поучал детей, с искренним вниманием интересовался их успехами.

О владыке заботились многие, начиная с правящего архиерея – архиепископа Кирилла (Наконечного), ныне – митрополит Екатеринбургский и Верхотурский, священников, монахов, и заканчивая мирянами. Рядом всегда был иеромонах Савва (Михеев), ныне – епископ Воскресенский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы, который из Рязани поехал вслед за митрополитом Симоном в Ярославскую епархию, в Николо-Бабаевский монастырь, и нес послушание келейника старца-митрополита.

Последние месяцы жизни владыка Симон особенно тяжело болел, но стойко боролся с недугом. Об этом времени можно сказать – сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12, 9-10). Много читал, трудился – даже на покое он оставался деятельным, все силы полагая на восстановление поруганной обители. Его чаяниями и стараниям в течение года в Николо-Бабаевском монастыре был возведен деревянный храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Вскоре в Никольском храме обители состоялось освящение каменного престола, который в советское время изъяли из упраздненного советской властью Николо-Бабаевского монастыря и приспособили в качестве постамента памятника Ленину. Много десятилетий этот престол стоял в центре поселка Некрасовского. Митрополит Симон изучал историю Николо-Бабаевской обители и считал, что старинный престол пребывал в монастыре еще при святителе Игнатии (Брянчанинове). Он молился, прося помощи Божией, чтобы святыня вернулась в храм. В 2005 году местные власти приняли решение о передаче престола Церкви. По благословению митрополита Симона была проведена реконструкция памятника: его поставили на новый постамент, а древний каменный престол вернулся в свою обитель.

Незадолго до кончины владыка Симон сказал: «Вот освятим Никольский храм, и мне пора будет отойти ко Господу». Новый храм освятили 11 августа 2006 года, а 1 сентября в 3 часа утра митрополит Симон на 79-м году жизни мирно скончался. В Никольском храме пребывало перед погребением тело почившего его устроителя, в нем провожали архипастыря в последний путь.

Отпевание владыки Симона состоялось 4 сентября в Никольском храме обители. Чин отпевания совершили пять архиереев, среди которых были архиепископ Рязанский и Касимовский Павел (Пономарев), ныне Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит, и бывший епископ Шацкий Иосиф (Македонов), викарий Рязанской епархии, а ныне митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский. Проводить в последний путь одного из старейших иерархов Русской Православной Церкви приехали сотни людей: из Ярославля и других городов и областей и, конечно, из Рязани: представители власти, духовенства, люди близкие владыке и простые прихожане. И это только те, кто смог приехать. Мысленно с митрополитом Симоном в этот день прощалось гораздо больше людей – все, кто знал и любил владыку, считал его своим духовным наставником, кто хоть однажды встречался с ним и пронес радость встречи с мудрым старцем через всю жизнь.

Похоронили митрополита Симона в Николо-Бабаевском монастыре у алтаря храма во имя святителя Иоанна Златоуста.

Митрополит Симон всегда говорил, что, пребывая на покое в древней обители Ярославской епархии, он продолжал молиться за Рязанскую землю, за рязанцев. Люди верят, что и после его кончины эта молитва продолжается. Рязанцы помнят этого великого архипастыря, человека бесконечной преданности воле Божией, отмечают его кротость, смирение, доброту и сердечность.

Монахиня Мелетия (Панкова),

заслуженный работник культуры РФ,

Родился в верующей крестьянской семье. Отец - Михаил Гаврилович - некоторое время был председателем колхоза. Мать - Анна Дмитриевна - была особенно религиозна, в связи с чем и Сергей с детства посещал церковь. В семье, кроме него, было ещё двое детей: дочь Нина (затем монахиня Нонна) и сын Александр.

Окончил 10 классов Вятской средней школы Некрасовского района (1942), Ярославский химико-механический техникум (1947), работал электротехником, помощником начальника электроцеха на заводе резино-технических изделий в Ярославле. Продолжал посещать храм, познакомился с иеромонахом (будущим архимандритом) Авелем (Македоновым), иеромонахом (будущим митрополитом) Никодимом (Ротовым), а затем и с архиепископом Ярославским и Ростовским Димитрием (Градусовым), который рекомендовал его для поступления в семинарию.

По воспоминаниям современников,

Духовное образование

Окончил Московскую духовную семинарию (1955), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1959; тема кандидатской работы: «Митрополит Филарет как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета»).

Монах, преподаватель, архиерей

28 декабря 1958 года был пострижен в монашество с именем Симон - в честь преподобного Симона Радонежского, ученика преподобного Сергия.

С 1959 года - преподаватель Московской духовной семинарии, затем Московской духовной академии.

С 1964 - доцент по кафедре византологии Московской духовной академии.

В 1964-1965 годы - настоятель Преображенского храма Троицкого Патриаршего подворья в селе Лукино Московской области.

В 1965-1972 годы - инспектор Московских духовных академии и семинарии.

Был награждён орденами Дружбы (1995) и Почёта (2000). С 2001 был почётным гражданином города Рязани.

Деятельность и личные качества

В некрологе владыки Симона говорилось:

По воспоминаниям диакона Никольского храма в городе Рыбное Рязанской епархии,

За период его управления епархией количество приходов увеличилось в несколько раз. В епархии были открыты восемь монастырей (четыре мужских и четыре женских), основаны Рязанское духовное училище (1990; владыка Симон преподавал в нём литургику) и православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского (1995), на факультете русского языка и литературы Рязанского государственного педагогического университета имени С. А. Есенина было создано отделение теологии. Владыка являлся главным редактором «Рязанского церковного вестника». В течение почти 10 лет был членом Смешанной Богословской комиссии по православно-реформаторскому диалогу, участвовал в её заседаниях в Болгарии, Норвегии, Швейцарии, Республике Корея и других странах, выступал с докладами.

Владыка особенно почитал святителя Василия Рязанского. Автор богословских и церковно-исторических трудов, в том числе посвящённых святому князю Роману Рязанскому, епископу Рязанскому и Муромскому Гавриилу (Бужинскому). В 1988 опубликовал в «Журнале Московской Патриархии» статью о великом князе Рязанском Олеге Ивановиче, в которой защищал его репутацию от историков, считавших, что этот исторический деятель был союзником татаро-монгольского хана Мамая в период Куликовской битвы. Считал великого князя Олега патриотом Руси и защитником интересов Рязанской земли, поддерживал народное почитание князя в епархии. Предлагал канонизировать князя Олега, но получил отказ Священного Синода. Уделял особое внимание возрождению Богородице-Рождественского монастыря в Солотче, основанного князем Олегом, в котором похоронены сам князь и его жена Евпраксия.

Находясь на покое в Николо-Бабаевском монастыре, митрополит Симон продолжал служить литургию и проповедовать, принимал многих гостей, в том числе учащихся Православной гимназии имени святителя Игнатия (Брянчанинова). При его активном участии в монастыре был построен деревянный Никольский храм.

Музей владыки Симона

15 февраля 2007 в Николо-Бабаевском монастыре был открыт музей, посвящённый памяти митрополита Симона. Он расположен в его монастырской келье. Среди экспонатов - церковное облачение митрополита, его церковные и светские награды, редкие фотографии, рукописи владыки.

Труды

  • Основоположник русской библейской науки и экзегетической школы. // Журнал Московской Патриархии. 1968, № 2.
  • Профессор Московской духовной академии М. Д. Муретов и его труды по Четвероевангелию. // Журнал Московской Патриархии. 1972, № 4.
  • Святой благоверный князь Роман, Рязанский страстотерпец // Журнал Московской Патриархии. 1979. № 12
  • Преосвященный Гавриил, епископ Рязанский и Муромский (+27 апреля 1731) // Журнал Московской Патриархии.1984. № 2.
  • Олег Иванович, великий князь рязанский // Журнал Московской Патриархии. 1988. № 1.
  • Святейший Патриарх Тихон и его служение Русской Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 4.
  • Прославление Живоначальной Троицы // Журнал Московской Патриархии. 1993. № 6.
  • Труды, Послания, Слова и Речи. Рязань, 1998.
  • Проповеди.
  • Воспеваю благодать Твою, Владычице.: Проповеди, произнесенные в рязанских храмах на Богородичные праздники. Рязань, 2004.

Дата события: 05.02.1928 г.

Родился 5 февраля 1928 г. в д. Жолнино Даниловского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. В 1943 г. окончил 8 классов средней школы, в 1947 г. - Ярославский химико-механический техникум, затем работал электротехником на одном из военных предприятий Ярославля.

В 1951-1955 гг. учился в Московской Духовной семинарии. В 1955 поступил и в 1959 г. окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. 17 декабря 1958 г. поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 28 декабря того же года пострижен в монашество с именем Симон. 18 января 1959 г. рукоположен во иеродиакона, 12 апреля того же года - во иеромонаха. С 1959 г. - преподаватель Московской духовной семинарии, затем - Московской Духовной академии. 2 января 1964 г. возведен в сан архимандрита. В 1964 г. утвержден в должности доцента по кафедре византологии. В 1964-1965 гг. - настоятель Преображенского храма Троицкого патриаршего подворья в с. Лукино близ Переделкина Московской области. С 1965 по 1972 г. - инспектор Московских духовных Академии и семинарии. 11 октября 1972 г. постановлением Святейшего патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода назначен епископом Рязанским и Касимовским. 13 октября 1972 г. совершилось наречение архимандрита Симона во епископа Рязанского и Касимовского, 14 октября - хиротония архимандрита Симона во епископы. В 1978 г. возведен в сан архиепископа. При Святейшем патриархе Пимене трижды вызывался для участия в заседаниях Священного Синода.

С 1990 г. - преподаватель литургики в Рязанском православном духовном училище. 25 февраля 2000 г. возведен в сан митрополита. Кандидат богословия, доцент, автор богословских и исторических трудов.

Когда архимандрит Симон вступил в должность управляющего Рязанской епархией, в ней был 51 церковный приход. За годы управления владыкой Симоном открыто и освящено более 200 храмов, открыты два духовных учебных заведения, стали издаваться журналы «Рязанский церковный вестник», «Вышенский паломник», газета «Благовест», на рязанском телевидении начала работу православная программа «Зерна».

В 2001 г. в Рязанском государственном педагогическом университете им. С.А. Есенина (ныне РГУ) на факультете русского языка и литературы открыто отделение теологии. На базе РГУ и Рязанского института развития образования создан Центр православной педагогики, при Рязанской городской библиотеке им. С.А. Есенина - Православный молодежный центр. Стали функционировать воскресные школы при храмах и монастырях.

Решением Рязанского городского Совета № 329 от 23 августа 2001 г. «за большой личный вклад в укрепление взаимодействия церкви с органами представительной и исполнительной власти, развитие церковной благотворительности» митрополиту Симону присвоено звание «Почетный гражданин города Рязани». Постановлением Губернатора Рязанской области № 32-пг от 24 января 2003 г. «за большой личный вклад в возрождение духовности, культуры и образования Рязанской области» владыке присвоено звание «Почетный гражданин Рязанской области».

В 2003 г. владыке Симону исполнилось 75 лет. Он ушел на покой, избрав местом уединенной жизни Николо-Бабаевский монастырь в Некрасовском районе Ярославской области. Этот монастырь является местом упокоения святителя Игнатия (Брянчанинова), исследованием и распространением творений которого намеревался заняться на покое владыка. Обитель включена в один из паломнических маршрутов, после приезда сюда митрополита Симона число паломников резко увеличилось. Его стараниями в течение года в монастыре был построен деревянный храм в честь святителя Николая.

Награжден орденами: во имя святого равноапостольного великого князя Владимира 2-й степ., преподобного Сергия Радонежского 1-й и 2-й степ., святого благоверного князя Даниила Московского 2-й степ., святого Иоанна Рыльского 2-й степ., святителя Макария 2-й степ., орденами Почета, Дружбы, почетной медалью Фонда мира (трижды), Золотой медалью «За укрепление мира», почетной медалью «Борцу за мир», медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Ветеран труда.

Скончался 1 сентября 2006 г., похоронен в склепе у алтарной части храма во имя святителя Иоанна Златоуста в Николо-Бабаевском монастыре.

После смерти митрополита Симона в Ярославской области открыты две памятные комнаты: одна - в Николо-Бабаевском монастыре, вторая - в декабре 2008 г. в с. Вятском, недалеко от его родной деревни.



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными