Древо Иггдрасиль (Дерево жизни): описание, значение. Древо Иггдрасиль (Дерево жизни): описание, значение Миры Древа Иггдрасиль

Древо Иггдрасиль (Дерево жизни): описание, значение. Древо Иггдрасиль (Дерево жизни): описание, значение Миры Древа Иггдрасиль

Мировое дерево — с древних времён гигантский ясень соединяет своими ветвями и корнями все девять миров скандинавской мифологии.

Здравствуй, друг, рад видеть тебя здесь. Меня зовут Гаврилов Кирилл и это мой . Сейчас я расскажу тебе всё о мировом дереве Иггдрасиль.

Мировое древо Иггдрасиль

Мировое дерево — стержень всей скандинавской мифологии. Давным-давно когда не было ни миров ни богов вырос ясень Иггдрасиль или Лерад. Держит на себе это древо все миры и связывает их между собой.

Иггдрасиль — основа вокруг которой происходят все события мифов и легенд древних скандинавов. Как кольцо в связке ключей, соединяет он все мифы воедино.

9 миров Иггдрасиля

Ясень делит вселенную на три вертикальных уровня: подземный, средний и небесный. По три мира находятся на каждом уровне. А всего миров девять. Всегда лучше один раз увидеть — поэтому познакомься с известным рисунком, который показывает все миры, основные события и персонажей скандинавской мифологии.

Верхние миры:

  1. Асгард — страна скандинавских богов-асов (Один, Тор, Бальдр, Фригг и др.) Большой защищенный мир в котором располагаются чертоги богов и легендарная — дворец павших воинов.
  2. Ванахейм — обитель скандинавских богов-ванов (близнецы Фрейр и Фрея, их отец Ньёрд и колдунья Гулльвейг) светлое мирное и спокойное место.
  3. Альвхейм или Льесальвхейм — мир светлых альвов или эльфов. Мир необычайной красоты и веселья.

Средние миры:

  1. Мидгард — средний мир. Мир смертных, в котором живут люди, располагаются земли, моря и океаны. А опоясывает его мировой змей — .
  2. Ётунхейм или Утгард — мир скандинавских великанов — главных противников богов.
  3. Муспельхейм — один из первых двух миров (еще Нильфхейм) — царство вечного огня обитель огненных великанов и их правителя Сурта — пламенного гиганта, который спалит всё живое во время Рагнарёка.

Мрачный и туманный Хельхейм — Alessio Sordini

Нижние миры:

  1. Нильфхейм — один из первых двух миров (еще Муспельхейм) — царство тьмы и холода. Из его холода и огня Муспеля родился Имир — первое живое существо, давшее начало всему живому.
  2. Свартальвхейм — подземная страна тёмных альвов или цвергов или гномов или дворфов. Живут там искусные мастера цверги и нет им равных в ремёслах. Именно темные альвы ковали артефакты для богов.
  3. Хельхейм — царство мёртвых, сюда попадают все умершие от болезни голода и старости. Правит в нём — богиня смерти.

Существа мирового ясеня

Глубоко под землей среди корней Иггдрасиля живет множество змей. Дракон Нидхёгг — самый большой среди них, ежедневно он подгрызает корни древа, старается умертвить ясень. Нидхёгг живет в царстве смерти — Хельхейм. Грызущий дерево дракон символизирует вечную борьбу жизни (Иггдрасиль) и смерти (Нидхёгг).

На вершине мирового дерева сидит гигантский орёл — символ бога Одина. (Верховный бог часто превращается в орла во время своих приключений. Но также птицами Одина являются два ворона — ). На голове гигантского орла (или между его глаз) сидит ястреб — Ведрфельнир наблюдающий за всем происходящим свысока.

Дракон Нидхёгг и белка Рататоск в работе Kahito Slydeft

По стволу мирового дерева бегает белка — Рататоск или Вострозубка. Передает она послания от орла к дракону и обратно, которые никогда друг друга не видели. Специально превращает их слова в обидные ругательства, а потом радуется ссоре двух гигантов.

Среди ветвей Иггдрасиля, живут четыре оленя: Даин и Двалин, Дунейр и Дуратрор. Подъедают они листья дерева жизни.

Норны — богини судьбы — Alexander Smolyakov

Еще с Иггдрасилем связаны три норны, три женщины — младших богини. Старая и дряхлая Урд - норна судьбы и прошлого. Зрелая и Вердани - норна становления, настоящего и зрелости. Молодая и красивая Скульд - норна долга, норна будущего. Живут они у корней мирового ясеня Иггдрасиль, поливают его корни из источника Урд продлевая дереву жизнь. Плетут нити судьбы всех и каждого.

Если тебе интересно, у меня в дневнике, можешь познакомиться со всеми и скандинавской мифологии.

Иггдрасиль в скандинавской мифологии

Упоминания о мировом дереве встречаются на протяжении всех событий скандинавской мифологии. Сейчас я познакомлю тебя с ними:

Старшая Эдда, Речи Гримнира Перевод А. И. Корсуна:

  1. Три корня растут на три стороны у ясеня Иггдрасиль: Хель под одним, под другим исполины и люди под третьим.
  2. Рататоск белка резво снует по ясеню Иггдрасиль; все речи орла
    спешит отнести она Нидхёггу вниз.
  3. И четыре оленя, рога запрокинув, гложут побеги: Даин и Двалин,
    Дунейр и Дуратрор.
  4. Глупцу не понять, сколько ползает змей под ясенем Иггдрасиль:
    Гоин и Моин - Граввитнира дети, - Грабак и Граввёллуд, Офнир и Свафнир, - они постоянно ясень грызут.
  5. Не ведают люди, какие невзгоды у ясеня Иггдрасиль: корни ест Нидхёгг, макушку - олень, ствол гибнет от гнили.

Изображение Иггдрасиля в старинной рукописи XVII Исландия

Младшая Эдда, Видение Гюльви Перевод О. А. Смирницкой:

  1. Тогда спросил Ган­гле­ри: «Где со­бира­ют­ся боги или где главное их святилище?». Вы­сокий от­ве­тил: «Оно у ясе­ня Игг­дра­силь, там вся­кий день вер­шат бо­ги свой суд»
  2. Ясень я знаю по име­ни Игг­дра­силь, дре­во, омы­тое вла­гой мут­ной, ро­сы от не­го на до­лы нис­хо­дят; над ис­точни­ком Урд зе­лене­ет он веч­но.
  3. Де­рево луч­шее ясень Игг­дра­силь.

Иггдрасиль в исполнении художника haru aki

Мировое дерево в других культурах

Кроме скандинавской мифологии образ мирового дерева или дерева жизни встречается у славян (почти полная копия Иггдрасиля). Похожий образ встречается у мордвы в виде древа Эчке Тумо. В тюрских и иранских легендах, а так же в исламе, каббале и буддизме.

В большинстве этих культур дерево представляется мировой осью — связью разных уровней и измерений.

Дерево жизни Ихор — Caelan Stokkermans

Символ Иггдрасиль

В 1910 году, неподалёку от шведского посёлка Överhogdal были найдены несколько хорошо сохранившихся гобеленов X — XI. На одном из них был изображен Иггдрасиль.

Использовали ли викинги этот символ где-нибудь еще, никто не знает. Есть предположения что древние скандинавы именно так изображали мировое дерево, украшая им ритуальные предметы и ювелирные украшения.

Иггдрасиль и скандинавские татуировки

Иггдрасиль в современной культуре

Мировое дерево — важный символ германо-скандинавской мифологии. Его можно встретить в работах современных художников, рисующих на скандинавскую тематику. Иггдрасиль чаще всего считают символом единства. Дерево жизни встречается на ювелирных изделиях: кольцах, амулетах, подвесках-оберегах и т.п.

Используется в сувенирных и тематических славянских и скандинавских товарах. Печатается на футболках, толстовках, кожаных аксессуарах и предметах декора, как древний символ мифологии викингов. Часто украшается символами и узорами, такими как рунический круг и подобные ему рунические надписи.

А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я смог рассказать тебе что-нибудь новое и интересное - это важно для меня. Если понравилось - заглядывай в раздел и устраивайся поудобнее.

Запись украшают работы художников:

  1. Jeff Brown — Tree World
  2. Unknown — The nine worlds
  3. Alessio Sordini — Helheim
  4. Kahito Slydeft — Nidhogg
  5. Alexander Smolyakov — Norns
  6. Haru aki — Yggdrasil
  7. Caelan Stokkermans — Ichor

Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера.

Чтобы всегда быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше сообщество


В Греции ясень был посвящен Посейдону, второму богу из ахейской троицы, да и Мелии, или нимфы ясеня, весьма почитались. Согласно Гесиоду, Мелии появились из крови Урана, когда Крон кастрировал его. В Ирландии дерево Торту, дерево Дати и ветвистое дерево Уснеха - три из пяти магических деревьев, которые срубили в 665 году нашей эры, утверждая победу христианства над язычеством, - были ясенями. Потомок священного дерева Гривны, тоже ясень, все еще рос в девятнадцатом веке в Киллуре. Он защищал от участи утопленника, и эмигранты, плывшие в Америку после картофельного голода, брали с собой кусочки его коры. В британском фольклоре ясень - дерево возрождения. Гилберт Уайт описывает в своей "Истории Селбурна", как голых ребятишек проводили на рассвете через расщепленный ясень, чтобы вылечить грыжу. Этот обычай сохранился в отдаленных районах Англии до 1830 года. Палочка друидов с рисунком в виде спирали, найденная недавно в Англси и датируемая началом первого века нашей эры, - тоже из ясеня. Великий ясень Иггдрасиль, посвященный Водену, или Вотану, или Одину, или Гвидиону, уже упоминался в контексте Битвы деревьев и исполнял роль коня. Но Один отобрал дерево у Тройственной Богини, которая, как три норны из скандинавской легенды, вершила под ним суд. Посейдон, сохранив свою власть над лошадьми, стал еще богом морестранников, когда ахейцы начали плавать по морю; то же случилось и с Воденом после того, как его народ вышел в море. В древнем Уэльсе и древней Ирландии все весла и перекладины делались из ясеня. Ясеневыми были и прутья для понукания лошадей, разве что порой пользовались грозным тисом. Злость ясеня, о которой упомянул Гвион, заключена во вреде его тени для травы и хлебов. Зато тени ольхи, наоборот, колосья хорошо растут. Ясень - дерево морского могущества или силы, обитающей в воде. Другое имя Ведена, Игг (Iggr), от которого произошло Иггдрасиль (Igdrasill), несомненно, связано с hydra, по-гречески "море" (если точно, "нечто мокрое"). Третий месяц - это месяц паводков, начинается он 18 февраля и заканчивается 17 марта. В эти три месяца ночи длиннее дней, и солнце все еще считается во власти Ночи. Этруски из-за этого не рассматривали их как часть священного года.

Древние имели обширные знания в области географии, астрономии, медицины, зоологии, экологии, и ботаники, и именно эти познания, а не "дикость" или "отсутствие цивилизации" привели к такому своеобразному мироощущению. Трудно поверить, что, скажем, викинги, объездившие на своих кораблях почти весь мир и, следовательно, неплохо разбиравшиеся в физической географии, могли утверждать, будто он реально находится на ветви чудовищного дерева. Следует помнить, что любой языческий миф затрагивает, прежде всего, не физическую, а духовную сторону жизни, смысл которой и будет рассматриваться здесь. Справедливости ради, следует упомянуть, что, наряду с основным духовным смыслом, миф зачастую описывает некий природный процесс путем иносказания, однако данный его аспект не является основным.
Славянские и германские племена, обитая близ дремучих лесов, где произрастали дуб, ясень, береза, сосна, ель и другие широколиственные и хвойные деревья не могли не заметить, что дерево не является простым растением. Дерево в совокупности с другими организмами, зависящими от него (насекомыми, травами, грибами и т. д.), составляет сложную биосистему, в которой жизнь каждого организма, второго и последующих уровней зависит от состояния дерева. Все это было замечено и описано языком мифа, а универсальность природных моделей дала возможность описать свои представления о духовном устройстве Вселенной наиболее простым образом. Таким образом, возникла естественная модель мироустройства, происходящая из законов самой Природы. Миры и обитатели кроны (различные священные животные) Дерева, в данной трактовке, рассматривались как организмы второго уровня, напрямую зависящие от Него, обитатели Миров - как организмы последующих биологических уровней.



Этим не исчерпывается символизм Мирового Дерева. В текстах мифов Оно предстает перед нами не только как Основа Миров, но и как Алтарь Вселенной, на котором один из Богов приносит Себя в жертву, способную спасти Миры и наделить его мудростью. В духовной же подоплеке мифологии можно увидеть символичную структуру человека. В славянской традиции каждый из трех Миров соответствует одной составляющей сущности человека: Явь - Телу; Навь - Душе; Правь - Духу. Скандинавская система, упоминающая Девять Миров, несколько сложнее для восприятия: Мидгард - Тело, Эго; Муспельхейм - Огненная Энергия; Нифльхейм - Энергия Льда; Асгард - Сознание, Созидание; Хель - Бессознательное, Разрушение; Ванахейм - Покой, Равновесие; Етунхейм - Движение, Деятельность; Свартавльхейм - Эмоции; Лессавльхейм - Чувства. Заметим, что Мидгард - мир проявленных форм - в схематической структуре Иггдрасиля находится в центре, представляя собой результат взаимодействия остальных факторов. Основываясь на нумерологии, характерной для нордических мистерий, можно говорить о том, что обе системы Мирового Древа связаны с числом три, а это, в свою очередь, позволяет нам провести некоторые аналогии между ними: Явь - Мидгард, Свартавльхейм, Лессавльхейм; Навь - Хель, Етунхейм, Нифльхейм; Правь - Асгард, Ванахейм, Муспельхейм. [Тройка и кратные ей занимают особое место в мифологии многих индоевропейских культур: Три Мира в славянской Традиции (Явь, Навь и Правь); три корня Иггдрасиля; три Норны (Урд, Вернанди и Скульд); три петуха - предвестника Рагнарека, и другие... Много образов, связанных с тройкой, сохранилось и в христианизированном обществе, потеряв, однако, при этом значительную часть своей смысловой нагрузки, что можно видеть в названиях и содержании русских народных сказок и былин: "три царства - медное, серебряное и золотое"; "три поездки Ильи Муромца"; Тридевятое царство; три сказочных брата; три дороги на перепутье итд, итп.

Если же говорить о причинах выбора славянами и скандинавами того или иного вида Дерева, то здесь следует вспомнить традиционную символику дуба и ясеня. В северных индоевропейских культурах оба дерева воспринимались как наиболее священные и обладающие наиболее сильной магией. Они символизировали мощь, силу, мудрость, мужское начало и духовную силу, связываясь в мифологических представлениях с верховным божеством или богом-громовником. Известно, что славяне часто устраивали капища именно в дубравах, а иногда приносили жертвы непосредственно дереву, ясеневая же древесина служила скандинавам для изготовления сильнейших оберегов и лучших наборов рун, а также для проведения магических ритуалов. Кроме того, знакомый с биоэнергетикой деревьев может отметить, что ясень и дуб (в противоположность иве и осине, связанных с женским началом в Природе) относятся к группе деревьев, "излучающих" положительную биоэнергию. Древние, наверняка, знали о таких свойствах деревьев и в качестве Основы Миров представляли Дерево "делящееся" своей энергией, а не "отнимающее" ее. Вспомним, дома (а дома в древности воспринимались как миниатюрная модель Вселенной) никогда не строились, например, из осины. Колодцы же (ведущие в глубь земли - в Мир Мертвых), наоборот, делались исключительно из нее, в чем был, несомненно, и чисто практический аспект: осина, "излучая" отрицательную биоэнергию, убивала в воде бактерии и микроорганизмы, что значительно снижало вероятность эпидемий, свирепствующих в средневековой Европе, где колодцы строились преимущественно из камня.

редставленный здесь текст конечно не исчерпывает символизм Дерева в нордических традициях. Да и разве можно исчерпать одной статьей или даже одной книгой то, что созидалось предками в течение тысячелетий? Поистине можно написать огромное по объему исследование, снабженное бесчисленным количеством теорий и научных фактов, но так и не постичь сакральной сути, заложенной в мифе, ибо сакральное постигается не столько умом, сколько "надсознанием архетипа", и всякая попытка изложить Его словами является только отражением частного видения предмета и может лишь помочь человеку в его Постижении.

Антропоморфное древо

или человек в образе растения

Иггдрасиль представляется подобным человеческому существу. Однако северному менталитету свойственно прямое отождествления дерева и человека, поскольку известно, что самая первая человеческая чета была сотворена - путем не создания, но “одушевления” - из двух древесных стволов, найденных на побережье (см., напр., “Прорицание вёльвы”).

Ведь даже имя первого мужчины, Аск, означает “ясень”, поскольку он был сотворен из ветви этого дерева (что до первой женщины, Эмблы, - ее имя означает “вяз”). Действительно, усматривается некая корреляция между космическим Древом и человеком. Представление, будто люди происходят от дерева, было широко распространено в древней Европе. Даже в Греции считали, что некоторые роды происходят от духа ясеня.

Человечество есть творение космоса, - творение, которому боги желают дать разум и собственно “человеческую” жизнь. Однако и до того, как боги вдохнули в него душу, человек был существом живым, в данном случае - деревом. Даровав ему дыхание, жизнь, подлинность, как о том сказано в Эддах, боги, возможно, нарушили естественный мировой порядок вещей, что так или иначе, но неизбежно, должно было привести к Рагнареку .

Однако продолжим анализ сходства между Иггдрасилем и человеком. Если Иггдрасиль - это отображение человека, он, как явствует, покоится на трех опорах, которые, по принципу подобия, являют собою основы человеческой личности: мудрость (Мимир), разрушительная энергия-жизнь, сексуальная мощь (Ниддхёг) и Судьба (Норны), чье предназначение - уравновешивать всю систему и заставлять плоскость склоняться то в одну, то в другую сторону.

Древо Жизни...

Иггдрасиль, Древо Жизни, имеет девять миров. Однако “девять” - это и число вечной жизни, вечного возобновления. Образ Иггдрасиля свидетельствует о постоянном круговороте, о непрестанном его разрушении и возрождении. Его листва служит пищей для оленя Эйктюрнира, с чьих рогов стекают все воды сущие, питая источник Хвергельмир, который, в свою очередь, поит древо... Иггдрасиль, Древо Жизни, символизирует неодолимую силу Жизни. Он и дает приют умершим, и возрождает к существованию с помощью своих ягод.

Здесь можно поразмыслить о “двойнике” древа Иггдрасиль в необъятной Долине Чудес, что окружает гору Бего - возвышающуюся возле ущелья Танд гору, ассоциируемую с Тором (благодаря тому, что она наполнена железом, которое регулярно притягивает к ней молнии). Это место представляет собою одно из самых древних в мире святилищ, возраст которого - по меньшей мере, 4000 лет. Там, в долине Фонтан-альб, в направлении, перпендикулярном маленькому ручейку, возвышается Древо Жизни, вызывая, пишет Эмилия Массон, мысль о “внезапном его появлении, едва схлынули бурлящие воды. Эта картина, простая и одновременно исполненная волнующей красоты, концентрирует в себе все разнообразие индоевропейских верований, связанных с древом жизни” .

Древо возвышающееся, древо-фаллос, символ отца, и одновременно дуплистое, населенное множеством существ, символ матери, Иггдрасиль поистине есть отображение первоначального гермафродита, гиганта Имира, из тела которого, убив его, Один и его братья Вили и Ве создали мультиверсум во всей его красоте.

... и мировая ось

Мирча Элиаде считал Иггдрасиль “деревом в высшей степени космическим”. Когда настанет конец света, и мир, содрогнувшись, рухнет, Древо вздрогнет, но не упадет. Он же доказал на множестве примеров, что ни одна религия не могла обойтись без концепции Центра Мира . “Изучая мифы и легенды, имеющие отношение к Древу Жизни, мы - отмечает он, - постоянно наталкиваемся на идею, согласно которой подразумевалось, что Древо, находясь в центре Мироздания, связывает Земли и Преисподнюю”.

“В одной средневековой германской загадке, - пишет еще М.Элиаде, - идет речь о некоем дереве, чьи корни уходят в глубь Преисподней, а вершина достигает Престола Господня, чьи ветви объемлют Мир, и это древо в точности является Крестом. Действительно, для христиан Крест олицетворяет собою опору Мира” . Можно, имея к тому все основания, полагать, что германским “христианам” удалось интегрировать образ центра, свойственный их традиции, в новую веру.

Как то показал Найджел Пенник, “существует две взаимосвязанных, но четко различающихся идеи, ассоциирующихся с космической осью. Первая - это Космическая ось как спиритуальная модель, способ рассмотрения или объяснения феномена, встречаемого во время путешествий души как в физическом теле, так и вне тела. Вторая - это группа, связываемая с физической геолокацией некоего объекта, являющегося универсальным образом или отражением извечной космической реальности” .

Найджел Пенник подчеркивал, что большинство знаменитых гео-мифологических пунктов, рассматриваемых в качестве центра Мира или выражающих понятие космической оси, были связаны с мифами о драконоборцах. Дракон или змей символизируют энергии Земли, грохочущие, необузданно дикие и опасно свободные. Посвященные минувших времен безошибочно отыскивали места, где можно было бы символически или физически (с помощью камня, дерева) зафиксировать эти дикие силы, чтобы подчинить их себе.

Ясень...

Как следует из эддических текстов, речь якобы идет о ясене. Согласно Найджелу Пеннику, это дерево традиционно “для гадания и волшебства, ибо почки его имеют форму полумесяца, указывая на его связь с [...] лунной богини Мани”. В северной Европе древесину ясеня широко использовали для изготовления оружия и орудий, особенно - имевших магическое предназначение. Считалось, что ясень служит хорошим проводником магической силы. Гунгнир, копье Одина, представляло собою ясеневый кол, символизирующий “мобильную версию” космической оси Иггдрасиль. Согласно все тому же Пеннику, ясень служит могущественной защитой от любых вредоносных воздействий. Пенник приводит множество заимствованных из традиционных европейских суеверий или фольклора примеров, где ясень используется в магических целях.

... или тис?

Хотя из текстов нам известно, что Иггдрасиль является ясенем, некоторые могут задаться вопросом, не идет ли речь, скорее, о тисе или даже дубе? Так, у профессора Яна де Ври возник вопрос, почему бы наряду с распространенным в одних районах (Исландия и Норвегия) представлением об Иггдрасиле как о ясене, в других (Дания и Швеция) . не бытовать представлению о нем как о тисе. Предварительно он напомнил, что священное дерево святилища Уппсалы (Швеция), вечнозеленое и приносящее плоды, обладающие целебными свойствами, было, вероятно, тисом.

В одном из эддических текстов говорится, что ягоды Иггдрасиля приносили облегчение при болях в период женских недомоганий. А ведь ясень не приносит ягод, в отличие от тиса, плоды которого якобы обладают важными целебными свойствами, излечивающими женские недомогания и облегчающими беременность. Не следует забывать и о том, что в древнескандинавском языке тис иногда назывался barraskr , то есть “ясень с иголками

Ниже мы поговорим о химических, особенно галлюциногенных, свойствах тиса. Пока же отметим, что свойства эти также могут служить одним из аргументов в пользу идентичности Иггдрасиля тису.

Что касается отождествления Мирового древа с дубом, в защиту этой версии также имеются доводы, особенно в пределах континентальных германских территорий. Встречаются изображения священного дерева в виде дуба, посвященного Тору и символизирующего воинскую доблесть, стойкость, мужество и верность. В “Саге о Волсунгах” дуб, возвышающийся посреди зала, поддерживает своими ветвями королевский дворец. Известно также множество священных дубов, которые буквально усеивали древнегерманские земли. Первое место среди них занимал посвященный Донару-Тору дуб Фулды, срубленный Бонифацием в 725 г., что должно было символизировать искоренение духа язычества.

Как бы то ни было, относительно бесполезно и смешно искать среди земной растительность абсолютный аналог подобной символической космической структуры.

Три корня

Иггдрасиль опирается на три корня. Согласно Младшей Эдде Снорри Стурлуссона, один из корней уходит к асам, второй - к инеистым великанам, третий - в Нифльхейм (Niflheim - “Мир тумана”). Однако в “Речах Гримнира” Старшей Эдды говорится не о Нифльхейме, а о Хель , и не о богах, а о роде человеческом. Кроме того, возле каждого из корней течет по источнику; каждый источник в той или иной мере является источником мудрости и познания. Корень, уходящий к гигантам, скрывает источник Мимира (“Память”). Возле корня, ведущего к богам (или людям), находится источник Урд (“То, что свершилось”). Под третьим корнем - корнем Нифльхейма (или Хель) скрывается источник Хвергельмир (“Кипящий котел” или “Источник, который звенит”), где варится питье богов. Поскольку вначале было не три норны (сестры Рока - Урд, Верданди и Скульд), а одна-единственная, то и источник вначале должен был быть только один.

... флора...

Иггдрасиль-дерево имеет замечательное строение. На его листьях записаны судьбы людей. Из них сочится роса, разумно описанная Дилльманом как “медвяная роса” , вещество, напоминающее священный напиток богов. “Прорицание вёльвы” сообщает нам, что эта роса происходит от “грязи”, которой забрызгано дерево. В отличие от других комментаторов, которые сочли в данном случае неуместным переводить древнеисландское aurr как “грязь” (склоняясь к более благородным жидкостям), Ф.Кс.Дилльман указывает, что подобные гипотезы “не принимают во внимание ни лечебных свойств, присущих земле, ни, в особенности, существования многочисленных мифов о происхождении меда - “этой прекрасной субстанции, в которой на самом деле есть частицы небесной грязи”.

Ягоды Иггдрасиля обладают неким свойством, которое помогает женщинам разрешиться от бремени, что говорит в пользу отождествления Иггдрасиля с тисом. В этом случае стоит воскресить в памяти свойства тиса. Эдред Торссон отмечает, что тис “содержит алкалоид, оказывающий токсическое воздействие на центральную нервную систему. Правильно приготовленный, он действует как мощный галлюциноген. Профессор медицины Куковка из университета в Грайце (Германия) обнаружил, что в жару тис выделяет газообразный токсин, который, накопляясь в тени дерева, может вызвать галлюцинации у человека, расположившегося под сенью его ветвей” . Этот аспект окажется важным, когда мы перейдем к рассмотрению проблемы шаманизма.

... фауна...

Вокруг дерева обретаются странные представители фауны. Сегодня понимание их символики в значительной мере утрачено, тем более, что некоторые концепции, традиции или мифы наложились друг на друга, и нам не остается ничего иного как подсчитывать варианты их толкований.

У его подножия Иггдрасиля обитает дракон Ниддхёгг; в переводе Р.Бойера это имя означает “Тот, кто наносит жестокие удары” (с кратким “i ”) или “Тот, кто разит темно [исподтишка, незаметно? - пер.]” (с “i ” долгим); Ф.Кс.Дилльман предлагает вариант “Тот, кто повергает вниз” или, соответственно, “Тот, кто родит свирепо”.

Однако дракон-змей не всегда имеет негативное значение, и его символизм носит двойственный характер. Он служит и олицетворением той необузданной силы, той жизненной энергии, которая - при умении владеть ею - может служить развитию. В качестве стража золота (Фафнира) он являет собою препятствие, допустимое и необходимое для того, чтобы, превзойдя себя, достичь света . Во многих традициях, в том числе и североевропейских, дракон олицетворяет собою величие, легитимность и священность королевской власти (например, алый и белый драконы англов, драконы из эпопеи о Мерлине, и ПенДрагон, отец Артура...). Сам Один, собираясь завладеть священным медом, превращается в змея, чтобы проникнуть в сердце горы (а, едва завладев питьем и выпив его, будто случайно превращается в орла, чтобы ускользнуть) .

Считается, что ясень обращает в бегство змей, оказывая на них своего рода магическое воздействие. Не символ ли это высвобождения скрытых возможностей духа и разума, - высвобождения, способствующего гармоничному перерождению темной души рептилии в душу сияющую, стремящуюся ввысь, воплощением которой станут считать орла или сокола?

Наконец, змея повсеместно ассоциируется с образом женщины и плодородия, и, таким образом, неразрывно связана с источниками жизни. Так и Ниддхёгг возлежит возле Хвегельмира - источника животворных вод всех миров.

В образе Древа обнаруживается классическая символика, включающая орла-небо на вершине и змея-землю у подножия. Орел, сидящий на вершине дерева, служит символом души или шаманской птицы, готовой улететь навстречу Пробуждению. Логично, что, будучи воплощением высшего духовного принципа, орел, царь птиц, занимает наивысшее положение в этой структуре. Во многих традициях он заменяет собою солнце.

Сокол (или ястреб) Ведрфельнир (“Полинявший от ненастий”), пребывающий меж глаз орла, может воскресить в памяти Жgishjamr , “Шлем ужаса” - символический нордический эквивалент третьего глаза . Ведрфельнир - это еще и своего рода память о воплощениях существа, ставшая неотъемлемой составной частью “пробужденного” орла.

Белка Рататоск (“Зуб грызуна” или “Грызозуб”) снует вверх-вниз, перенося вести между орлом и драконом, головой и телом. Здесь содержится намек на то, что разум и тело могут быть размещены в одной плоскости и нейтрализовывать (подавлять) друг друга.

Как утверждает Эдред Торссон, “было бы ошибкой отделять дискуссию о “душе” от дискуссии о “теле” [...] Они связаны наитеснейшим образом, однако парадокс заключается в том, что в рунической практике они могут быть сознательно отделены одно от другого” . Белка символизирует нейтрализацию двух противоборствующих сил - “пожирателей трупов” Хресвельга (орла) и Нидхёгга (дракона), что подобно изображению кадуцея: две змеи, обвившиеся вокруг одной оси.

Небезынтересно отметить, что на вершине изображены еще и олени, которые, как орел, поедают змей.

Мировое древо, Ясень Иггдрасиль, ключевой символ Магии Севера. Ясень - активное воплощение Миропорядка, противостоящее постоянно наступающему Хаосу, „подгрызающему“ сами корни - основу Ясеня. Ясень - активная мироструктура, уравновешивающая различные силы Вселенной, прежде всего энергии Льда и Огня - миросоздающие, вечно противоборствующие и сотрудничающие Силы. Ясень - универсальная составляющая Вселенной, присутствующая в любой её части, объекте, особи. Именно через Ясень Вселенная объединена в единое целое.

Ясень имеет точно определенную структуру. Это, прежде всего, «три корня» - три источника - основы порядка, каждый из которых обладает своей определенной характеристикой. Это и «девять миров» - основных структур Ясеня. Каждый мир - это определенная часть, имеющая свое Назначение, Силу и Роль. И это ещё «сопутствующие персонажи» - мифологические символы - образы, либо обеспечивающие жизнь Ясеня, либо её укорачивающие, либо использующие Ясень.

Идея Мирового Древа присуща не только Северной Магии. Любая древняя мифологическая культура обладает своим Мировым Древом. При этом все они имеют сходные черты - универсальные составляющие: Ствол - Мир средний (мир людей), Крону - Мир Верхний (мир духов), Корни - Мир нижний (мир предков). Миры предков и духов могут меняться местами, количество миров может быть три, девять, двенадцать…

Ясень Иггдрасиль наиболее близок к Древам шаманов Севера Европы и Сибири, также обладающим девятеричной структурой. И это не удивительно - древняя мета-культура Евразии создала основу многих культурных традиций.

Один из аспектов Ясеня крайне важен для человека - Ясень и Человек тождественны в своей основе. Миры Ясеня тождественны строению психики человека. Психика человека произрастает из Ясеня и не просто связана с мирами Древа, а каждую секунду воздействует на Вселенную и подвергается воздействию извне - через Древо Миров.

Именно на овладение Ясенем, как инструментом само-созидания и активного действия, базируется глубинная Магия Севера, магия Рун прежде всего.



**************************************** **************************************** **

Структура дерева Иггдрасиль заключается в цикличном взаимодействии девяти Миров, с уникальными жителями и энергетикой, предназначением в работе всей Вселенной. Умение гармонизировать в себе действие этих Миров зарождает собственное внутреннее Древо, позволяет обрести Мудрую Силу.

Мир Муспельхейм , управляемый огненным великаном Суртом и охраняемый могучей армией сынов Муспелля. Этот Мир – чистая энергия огня и плазмы, способных как уничтожить все, так и создать все.

Мир Асгард , окруженный огромной стеной и населенный Асами, которые испокон веков и сражаются и сотрудничают с великанами. Это Мир Богов Войны и хранителей Порядка во Всей вселенной. В нем сосредоточены дух и дыхание, жизненная энергия.

Мир Ванахейм , царство Ванов – особой группы Богов, хранящих тайны магии и дарящих энергию плодородия, сексуальности и объединения пары для продолжения жизни. Символизирует этот мир так же и вода, живительная для всего Древа влага.

Мир Льюсальфхейм , населенный альвами – духами природы, и напитанный энергией солнца. Правимый Фрейром, он также как и Ванахейм отвечает за плодородие, а еще и за мудрость и ясность в мыслях, сосредоточенность и планы.

Мир Мидгард , населенный нами, людьми. Он отвечает за тело, лик, чувства, жизнь и дух, волю и устремления – то есть за всю физическую природу на Земле и материальные блага при жизни. Это самый простой для понимания и выполнения законов Мир.

Мир Свартальфхейм , населенный темными альвами – духами природы, мастеровыми и кузнецами, охраняющими и распоряжающимися всеми сокровищами подземелий. Этот Мир символизирует форму созидания – опору чувств.

Мир Ётунхейм , населенный самыми старыми жителями вселенной даже по сравнению с Богами – великанами. Именно в Ётунхейме Один отдал свой глаз за доступ к тайнам Знаний и магической Памяти. В этом мире хранится информация обо всем что происходит, происходило и будет происходить.

Мир Хельхейм , мертвый Мир. Это Ничто, включающее в себя Все. Правит им Хель – богиня жизни и смерти, а охраняет путь в Хельхейм пес Гарм. Мир Хель – это завершение Пути, это опадание листьев и неприглядная, но Правда обо всем скрытом.

Мир Нифльхейм , самый нижний из всех и противоположный по характеристикам и бытию Муспельхейму. Именно из него вырос мир Хельхейм и он олицетворяет зиму, лед, застой во всем и невозможность изменения всего.

Эти девять Миров на Иггдрасиле образуют руны – двадцать четыре пути. Весь в этих Эддах делится на три группы, как в классической схеме. Живя по смыслу Мирового Древа, мы сами выбираем, как сплетутся наши дороги, какой путь мы выберем, к какой цели мы идем и как долго мы будем в путешествии. Именно поэтому Иггдрасиль в часто изображен в окружении рун, а вставленные камни символизируют положение Миров на этом Древе.

Символ и руны по Иггдрасилю: значение

Выполненное талантливым мастером из дерева, золота или серебра, украшенное камнями Мировое Древо Иггдрасиль станет замечательным подарком любящему и почитающему, чувствующему скандинавскую культуру человеку. Такие талисманы с удовольствием носят практикующие маги и рунологи. Эти изделия прекрасно впишутся в общий стиль гардероба и продемонстрируют ваши убеждения, привлекут внимание и их Покровительство, даруют Знания и Понимание также отзывчиво, как и славянское Древо Рода.

Иггдрасиль в оберегах и амулетах из металла и дерева

Представленные в нашем интернет-магазине талисманы, амулеты и обереги с Иггдрасилем – Мировым Древом символизируют мощь и сбалансированность структуры Вселенной, ее чистую энергию и взаимодействие между каждой веткой и листом. Именно эту мудрость искал Один и за понимание Правды отдал свой глаз.

Просмотры: 4 689

В германской модели вселенной и человечества существует много "измеpений", или "миpов".

"Большой мир", или макрокосм, представлен Мировым Древом Иггдрасиль. По преданию, это "дpево" состоит из девяти сфер , или миров.

Символическая модель Иггдрасиля изображена на рисунке. Истинное устройство мира не может быть отражено в двумерной или трехмерной модели.

Совершенно ясно, что "древо" является символом многомерной структуры pеальности.

Дерево, на котором висел Один, в северной мифологии называется Иггдрасиль и символизирует Древо Жизни. Старонорвежское слово «игг» является другим именем Одина, но, лучше переводить его как «я», что указывает на присутствие изначального Духа внутри нас. Слово «драсил» означает «скакун» в значении переносчика или транспортировщика. Следовательно, «скакун моего «я» - это сила, проводящая изначальный Дух, творческое и созидающее начало, через жизненные странствия и опыт многомерной реальности ради взращивания человеческого и расширения его пределов. Поэтому древо Иггдрасиль является также Древом Бытия Духа, вовне и внутри времени.

Таким образом, Космическое Древо - это многомерная Вселенная, в которой высшее "Я" отправляется в странствие к совершенству на протяжение многих жизней.

Древо Иггдрасиль иногда изображалось символом снежинки (цветка жизни), подразумевающим сходное устройство Космоса: древо с вертикальным стволом, пересеченным двумя энергетическими линиями. Эта структура обозначает динамику жизненной силы, текущей вверх по центральному стволу и распространяющейся вовне от источник.

Кроме образов закодированных в метафорической форме, Скандинавская традиция донесла до наших дней ещё более важные сведения: Иггдрасиль имеет достаточно чёткую геометрическую конфигурацию, и представляет собой фигуру сакральной геометрии. И примечательна эта фигура не только тем, что её можно крутить, вертеть, вращать и рассматривать с разных сторон как кубик рубика, но ещё и тем, что она является матрицей волнового генетического кода.

Согласно традиции, центральное космическое древо служит опорой трем мирам. Однако в классическом варианте каждый из этих трех миров представлен треугольником.

Дерево жизни скандинавской традиции имеет явную связь с горой меру и системой миров древних Ариев.

Нордическое мировое дерево, Иггдрасиль , можно сравнить с древом жизни.

Вертикальная колонна, или ось, означает раздел между сознанием и бессознательным, между светом и тьмой, в то время как горизонтальная плоскость определяет границы между расширяющимися, электрическими по природе силами огня, и сжимающимися магнетическими силами льда. По горизонтали - энергия и плоскость физических сил; по вертикали - психический образ сознания и бытия. Все они встречаются в потенциальной гармонии в Мидгарде. Все они используются магом для достижения желаемого результата. Отмечу, что данная модель полностью идентична психофизиологическому комплексу человека и перекликается с психологическими схемами известного швейцарского психиатра К.Г. Юнга.

Иггдрасиль можно изобразить так, что он будет похож на каббалистическое древо , но содержит двадцать четыре пути , соответствующие рунам. Руны - аспекты плетения, которое называется «плетением Урд (Вюрд)», объединяющим Вселенную и различные миры.

Чтобы понять смысл Иггдрасиля надо вспомнить герметический принцип: "Что наверху, то и внизу".

Таким образом Иггдрасиль символизирует также и человеческий микрокосмос. В начальных звуках названия этого ясеня содержится достаточно явное указание. Немецкое Ih. Ещё ближе голландское Ik. Это стоящее вертикально человеческое "Я". Животные "я" не имеют. В подтверждение данной трактовки работают и другие символы.

В ветвях Иггдрасиля живёт орёл - наша мыслительная способность на индивидуальном уровне и, соответственно, ноосфера на глобальном. В корнях обирает дракон Нидхогг - понятно, что применительно к человеку - это Кундалини крестцового сплетения. По стволу Иггдрасиля вверх-вниз снуёт белочка Рататоск. Это та энергия, которая активизирует чакры человека и связывает тёмные слепые силы крестца с силами мышления.

Говоря о Древе Мира в нордической Традиции, нельзя обойти вниманием славянский материал, так как Арийское язычество - одно из самых живучих в Европе, оставило нам культурное наследство ничуть не меньшее, чем язычество нордических ариев.

Рассмотрим немного подробнее три классических пространства: Асгард (высший мир), Мидгард (миры физического плана) и Хель (низшие миры) - в скандинавской Традиции, и соответствующие им Правь, Явь и Навь - в славянской.

Правь (от слов "правда";"правильный" - Верхний Мир, скандинавский Асгард. Здесь обитают иные боги. Согласно скандинавской Традиции, высоко в Небе Мира, на вершине Мирового Древа, восседает мудрый Орел. Этот священный образ - образ Орла, венчающего Мироздание, - один из самых загадочных в мирых Традициях. Орел известен магам практически всех народов . Отсюда берут начало и Имперские Орлы ариев (в том числе и российский двуглавый орел), и Феникс - огненный орел магический инициаций и откровений...

Средний Мир, пронизанный мощным стволом священного Ясеня, славяне называют Явь , (от слова "явный"). Как уже было упомянуто, здесь возможны проявления всех остальных миров, так как в Мидгарде все они встречаются в потенциальной гармонии и равновесии. Если это равновесие нарушить - на Земле наступают природные катаклизмы, катастрофы, войны и другие подобные явления.

Нижний Мир, лежащий под глубочайшими корнями Древа Мира - Навь , имеет один корень с такими старинными русскими словами как "навьи", "навы" - мертвые, "навка" (мавка) - русалка, "нав", "навной" - домовой, и восходит к еще более древней индоевропейской основе, связанной с процессом умирания и погребальными обрядами, Хель в скандинавской традиции.
Это - пекельное царство славянских мифов, называемое иногда адом без придания последнему термину христианской нагрузки.

Вселенная Викингов. Мировое дерево Иггдрасиль

Чтобы понять действие рун, нужно разобраться в строении Мирового дерева.
Делать это нужно постепенно, т.к. сразу поток информации не усваивается.
Правда, многие уже познакомились с рунами Старшего Футарка, и даже начали использовать рунные формулы для определенных целей.
Я нашла хороший рисунок Мирового дерева и решила, что пришло время разобраться в мирах Иггдрасиля.

Вот оно какое дерево Иггдрасиль - Великий Ясень. Так представляли Вселенную Викинги.

Ствол дерева - центральная ось Вселенной.
Девять миров имеет Иггдрасиль.

Крона Мирового дерева - мир Асгард.
Вселенная Викингов «Асгард»

Эта страна, которую Один, Вилли и Ве сделали для себя, после чего Один населил ее своими сыновьями (Асами), редкими жителями других миров (Нйорд, Фрейр и Фрейя из Ванов, Локи - из Великанов), а также душами воинов, которые умерли с мечем в руках. Последние проживают в Валгалле и ждут последней битвы. Асы - это боги, посылающие на Землю защиту для людей от великанов, также они следят за жизнью человечества. Одно из главных отличий религии викингов от других - существование отрицательных качеств у богов. Они уже не считаются непогрешимыми, как, например, бог у христиан, не являются абсолютно хорошими, как у китайцев, и несут (хотя и в будущем) ответственность за свои злодеяния, в отличие от греческих олимпийцев. Асы и воюют, и убивают, и нарушают клятвы, но в целом они, конечно, необходимы человечеству, без Асов люди не смогли бы сопротивляться Великанам. Вообще Асы удивительно похожи на людей - они также смертны (если бы не волшебные яблоки, обитатели Асгарда уже давно бы сошли в небытие), также могут быть покалечены, они далеко не всемогущи, и так далее. Поэтому Скандинавские Саги здесь тоже выгодно отличаются от остальных мифологий - боги приближенны к людям, так же могут любить и страдать, поэтому и ведут они себя по-человечески, в отличие от тех же Олимпийцев.

Срединная Земля - мир Митгард
Вселенная Викингов «Митгард»

Это еще одно творение Асов. Митгард - Срединная Земля - жилище людей, тот самый мир, где все мы живем. Населяют мир люди. Людей сделали Один, Вилли и Ве из деревьев, дав им жизнь, разум и румяные щеки. Митгард подвергается атакам Йотунхейма и Нифльхейма, люди соседствуют с эльфами и гномами (но часто об этом не догадываются), защищают Митгард Асы (явно) и Ваны (косвенно).

В целом Митгард - это нечто большее, чем просто земля. Это центр симметрии Вселенной, но не просто точка, вокруг кружатся звезды, а именно объект, разделяющий противоположности и испытывающий на себе влияния этих противоположностей. Таким образом люди и Митгард в большинстве случаев оказываются между молотом и наковальней. Когда очередные сущности хотят подраться или проверить силу, достается в основном Серединной Земле. Даже последний бой - Рагнарек - произошел в Митгарде.

Не следует думать, что викинги представляли обитателей Митгарда бездеятельными. О людях сложено немало красивых легенд, которые вряд ли помогут познать сущность мира, но в полной мере опишут быт и жизнь викингов, помогут понять их жизненную философию. Эти легенды стоят того, чтобы их прочитать.
**************************************************************************
Миры Свартальфахейм и Лёссальфахейм (Альфхейм) - они находятся на центральной оси дерева.
Альфхейм (мир эльфов) - между Асгардом и Митгардом, т.е. над землей.
Свартальфахейм (мир гномов) - между Митгардом и Хель, т.е. под землей.

Вселенная Викингов «Свартальфахейм и Лёссальфахейм»

Это миры карликов - черных (Сварт-) и светлых (Лёсса-). И те, и другие были созданы из червей, которых Один, Вилли и Ве посчитали бесполезными и сделали из них гномов и эльфов.

Гномы населяют мир под землей. Они - искусные мастера, могут творить вещи, создание которых непосильно ни для людей, ни для Асов. Гномы знают волшебство, хотя никогда этим знанием не делятся. В области создания каких-либо материальных магических ценностей им нет равных. Без изделий Гномов Асы бы не выжили, стоит лишь вспомнить Мйолльнир, оружие Тора, которым тот борется с великанами, привязь Фенрира, которая удержала самое страшное из когда-либо существовавших чудовищ, и копье Одина. Гномы ведут добычу золота и драгоценностей, их запасы больше, чем во всех остальных мирах (исключая, может быть, Асгард и Хел). Среди гномов немало мудрецов, так, например, самое умное существо на свете - Квазир - был карликом, так же как и второй после него мудрец Альвис. Единственный недостаток гномов - то, что при попадании на них солнечного света они превращаются в камень.

Обитатели Лёссальфахейма гораздо менее деятельны, чем их черные собратья. Они населяют землю и воздух над землей. Живут эльфы в деревьях, цветах, просто в солнечном свете. Эльфы большей частью бесплотны, редко показываются и выполняют только одну задачу - делать мир веселым и радостным.
**************************************************************************

Корни дерева - миры Муспельхейм и Нифльхейм
Вселенная Викингов «Муспельхейм и Нифльхейм»

Эти названия примерно переводятся как Дом Огня и Дом Холода. Муспельхейм и Нифльхейм - изначальные миры. Когда не было остальных семи стран, на свете уже были царства огня и холода, и в них уже жили великаны - огненные и снежные.

Нифльхейм на самом деле имеет смысл гораздо больше, чем "царство снега". Этот мир воплощает собой все воспринимающее. Его энергетика - пассивная, Нифльхейм не в состоянии самостоятельно произвести на свет плоды, для этого ему не хватает активной энергии. Муспельхейм, наоборот, исполнен активной энергии, но она также не может принести плодов без базы. Муспельхейм похож на янь, Нифльхейм - на инь. Изначально разные, эти миры всегда находились в гармонии. Казалось бы, лед должен остудить пламя, а пламя - погасить лед. Но ничего подобного не случалось - обитатели этих миров никогда не воевали друг с другом, напротив, как и все великаны, были союзниками.

Интересно отметить, что Муспельхейм в каком-то смысле самый неизученный мир. Во всех остальных мирах побывали или люди, или Один, Отец Богов, или Тор-Громовержец. Но в Муспельхейм, охраняемый Суртом с огненным мечом, не заходил никто и никогда. Нифльхейм, напротив, более посещаемый, там не раз бывал Тор, и характер этого мира более-менее ясен. Снежные Великаны, как и Йотуны, нападают на Митгард и Асгард, но с меньшим энтузиазмом. Некоторые из них вообще предпочитают сидеть в Нифльхейме и не выходить далеко за пределы своего мира.

Интересно отметить также географические аналогии в местонахождении этих миров. Нифльхейм находится на севере, и, если вспомнить, где находится Скандинавия, то станет ясно, что Нифльхейм - не что иное, как полярные льды, возможно, часть Гренландии (именно викинги, кстати, открыли этот остров, но жестоко ошиблись, дав ему имя Зеленая Земля). В любом случае становится понятно, почему Нифльхейм выступает малонаселенным и злым миром. Интереснее история с Муспельхеймом. Казалось бы, огненные великаны обязаны быть сделаны из огня, должны гореть и светится. Но Сурт, единственный Огненный Великан, который как-то описан, назван "обожженным до черноты". Это наводит на мысль, что Муспельхейм - это Африка, где живут "обожженные до черноты великаны". В таком случае уместно предположить, что Муспельхейм мало описан потому, что викинги не смогли проникнуть внутрь африканских стран.

Результат взаимодействия этих миров - Творение Земли. Нифльхейм предоставил "материал" - глыбы льда, в которые огонь Муспельхейма вдохнул жизнь. Это еще раз подтверждает догадку о том, что Нифльхейм выступает с женской, а Муспельхейм - с мужской энергетикой. Стихии этих миров достаточно очевидны - Муспельхейм - Огонь, Нифльхейм - Вода. Следует отметить, что у викингов Воды как таковой нет, существует лишь Лед, но в классическом делении на стихии этот Лед полностью соответствует Воде.
**************************************************************************
Корни дерева - мир Йотунхейм
Вселенная Викингов «Йотунхейм»

Обитатели этого мира по хронологии вторые после Огненных и Снежных Великанов. После того, как глыбы льда Нифльхейма столкнулись с искрами жизни Муспельхейма, возник Великан Имир. Тогда еще не было твердой земли, и где находился Имир - несколько не проясненный вопрос, судя по всему, он, как и его дети и неожившие глыбы льда, находился в пустоте. Важно другое - Имир дал начало роду великанов и построил мир по своему желанию. Питались Имир и его потомки молоком коровы Аудумблы, которая облизывала ледяные глыбы. После того, как Один, Вилли и Ве - первые из Асов - убили Имира, весь его мир утонул в крови. Спаслась только пара великанов, потомки которых населили затем свою страну.

После убийства Имира из его тела были сделаны Земля и Небо, а также деревья, звезды, моря и океаны. Образовались Митгард и Йотунхейм, последний Асы специально подарили великанам.

Тролли, Ётуны или Инистые Великаны - воплощение силы, злобы, коварства и родоначальники всего плохого, что есть в этом мире. Их образ действий - грубая сила и коварство. Стихия этого мира - Земля. Почти все Тролли агрессивно настроены против людей и Асов, основные сражения идут именно с ними. Ётуны насылают на мир всевозможную непогоду, град, снег, шторма и снежные лавины. В то же время Йотуны - воплощение природных сил: они не знают разума, но, тем не менее, сильны.

Забегая вперед, скажем, что викинги признавали за природой мудрость. В чем это проявлялось? Прежде всего, в том, что источник истинной мудрости находился именно в Йотунхейме. Случайность? Вряд ли, в подобного рода текстах каждая деталь имеет свое значение. В то же время северяне явно находили добродетель в борьбе с природой, поскольку войны Тора с великанами, воплощениями злых сил этой природы, были главными подвигами. Так как же устранить это противоречие? На востоке сделали следующим образом - приняли злую составляющую природы как должное (правда, надо отметить, что в таком масштабе такого рода стихийных бедствий, как снежные бури, град и лавины на востоке не было), и не стали с ней бороться, не стали подминать природу под себя, оставляя за ней право делать то, что ей угодно - ведь она мудрая. Таким образом было положено начало "восточному пути развития". Северяне сделали по-другому - они понимали мудрость природы, но мириться с градом и снегом не хотели. Они представляли природу как столб мудрости, залепленный грязью злых проявлений, и полагали, что добраться до мудрости можно только путем устранения этой грязи, что с удовольствием делали. А вот это уже "западный путь развития". Кто прав - восточные или северные жители? Однозначного ответа на такой вопрос дать нельзя - все правы. Главное - не впадать в крайности - чрезмерное подчинение природе приведет к смерти от голода и холода, а чрезмерная борьба с ней - к гибели от смогов и озонных дыр.
**************************************************************************

Корни дерева - мир Ванахейм
Вселенная Викингов «Ванахейм»

Это мир, о котором почти ничего нельзя сказать. Когда он появился и откуда взялись его обитатели не известно, сами Ваны практически нигде не участвуют. Эта страна к западу от Митгарда и Асгарда, населенная добрыми, умными и очень богатыми духами.

Очередные географические аналогии приводят нас в центральную Америку, где жили племена индейцев, достаточно хорошо подходящих под это описание. Одно только золото Центральной Америки, которым веками бредят золотоискатели, доказывает богатство инков, майя и прочих. Достижения этих народов в науке и искусстве весьма велики. Вполне возможно, что викинги имели некие контакты с индейцами Центральной Америки, так как северяне оплыли чуть ли не весь мир. Во всяком случае, при начале колонизации этих мест аборигены ждали возвращения высоких людей с белыми волосами. Впрочем, "Сага об Инглингах" описывают Ванахейм как реальную страну, местоположение которой описывается как "С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, называемая Танаквисль. Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, - Европой". Что это за река? Если Черное море - это то Черное Море, к которому все привыкли, то Жилище Ванов оказывается где-то в окрестности Киевской Руси. Интересно, что Сага об Инглингах пытается опустить Асгард на землю и ищет ему место к востоку от Танаквисля (чтобы Ванахейм остался западнее Асгарда). Эти попытки наводят на следующие мысли - когда походы и путешествия викингов открыли им мир, они в спешном порядке стали переделывать свою религию, пытаясь найти для Асов прообразы в виде реально живших людей, а для Ванахейма и Асгарда - реальные территории. Зачем им это понадобилось - непонятно. В Саге об Инглингах напрочь выкинуты Нифльхейм и Муспельхейм, о них даже не упоминается, зато говорится о пустынных территориях севера Швеции и о Великой Стране Черных Людей, которая безлюдна из-за зноя. Возможно, путешествия в Африку (а это, безусловно, она) развеяли мифы об огненных великанах, так же как и близкое знакомство с полярными областями - мифы о жителях Нифльхейма. Как бы то ни было, эти переделанные мифы уже далеко не так логичны и менее интересны для изучения. Далее все миры описываются без учета "осовремененных саг", исходя только из более старых.

Теперь о Ванах. Ваны - добрые духи природы, которые помогают делать почву плодородной. Эти духи не выходят за пределы Ванахейма и не встречаются с Асами и людьми. Воевали они единожды - тогда Асы напали на их страну, но Ваны обратили их в бегство и осадили Асгард, после чего Асы незамедлительно сдались и обменялись с Ванами заложниками. В дальнейшем Асы и Ваны всегда оставались добрыми друзьями. Стихия Ванахейма - Воздух.
**************************************************************************
Вселенная Викингов «Хел»

Еще одна странная местность. Когда и кто ее создал - непонятно. То ли она является побочным эффектом от создания мира, то ли остатком первозданной бездны, то ли вообще существовала всегда - во всяком случае, когда о Хел впервые заговорили, он уже был. В Хел правит дочь Локи - великанша, которая наполовину прекрасная женщина, наполовину - разложившийся труп. Некоторые источники, правда, смягчают картину, говоря, что она просто разного цвета - наполовину кроваво-красная, наполовину иссиня-черная. Хел населяют духи умерших, так называемых "соломенных мертвецов" - те, кто умер не на поле боя. Они либо сидят на почетных местах - это некоторые великаны, а также поверженные Асы Бальдр, Ход и Нана; либо работают, добывая Хел сокровища; либо проходят преображение - это значит, что сначала демонический пес Гарм съедает их мясо, потом дракон Нидхег грызет их кости, после этого они попадают в котел, и только потом возрождаются на землю. Вот и еще одно глобальное отличие Скандинавских Саг от других мифологий - Хел выполняет сразу три функции - страдание, трансформация и возрождение, в то время как в других религиях мертвецы либо только страдают (Греция), либо только возрождаются (Египет), а о трансформации и очистке души от уз земли вообще речи не идет.

Хел, несмотря на свою неприглядность, миру необходим. Если бы не было трансформации душ, мир стал бы скучным, потому что вновь родившиеся люди были бы в точности похожи на умерших. Хел исправляет эту ошибку других религий, возвращая людей на землю новыми, свободными и очищенными. Хел - одна из природных сил, куда входят также миры Ванахейма и Йотунхейма (Йотунхейм - злая природа, Ванахейм - добрая, Хел - неизбежная).
**************************************************************************
Вот видите как интересно! А в других постах я буду писать о взаимосвязях каждого из миров друг с другом.



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными