Проект на тему:"Употребление односоставных предложений в речи". Роль односоставных предложений в речи Роль односоставных

Проект на тему:"Употребление односоставных предложений в речи". Роль односоставных предложений в речи Роль односоставных

30.06.2015 2812 298 Дементьева Людмила Васильевна

Цели урока:

Обучающая - повторить и обобщить теоретический материал об односоставных предложениях, закрепить умение различать виды односоставных предложений; ис­пользовать односоставные предложения в речи; определять роль односоставных предложений в тексте, учиться раскрывать авторский замысел ;

развивающая - способствовать развитию письменной речи уча­щихся, выразительному чтению художественных текстов, развивать навыки индивидуальной, самостоятельной рабо­ты, работы в группах;

воспитательная - воспитывать любовь к родному языку, к природе;

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока, целеполагание

Тема нашего урока «Повторение и обобщение об односоставных предложениях. Роль односоставных предложений в тексте»

Ребята, как вы считаете, какими будут цели этого урока?

С повторить и обобщить материал по теме; провести анализ текстов и выяснить роль односоставных предложений в них)

Дополнение учителя: проверить, как вы умеете различать виды односоставных предложений (ОП); как умеете использовать их в речи.

Работать вы будете самостоятельно, коллективно; будьте внимательны и доброжелательны друг к другу.

3. Повторение теоретического материала. Фронтальный опрос.

Какие предложения называются односоставными?

На какие группы делятся ОП?

Назовите виды ОП с главным членом сказуемым. Чем выражается сказуемое? Назовите вид ОП с главным членом подлежащим. Какой формой выражается подлежащее?

4 .Практическое задание №1 : запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите вид ОП (учащиеся выполняют задание)

Вы знаете, что в текстах гораздо чаще ОП используются не отдельно, а в составе сложных предложений. В этом случае находить их труднее. Следующее задание сложнее.

Задание № 2 . Вам необходимо, прослушав сложное предложение, не записывая его, построить схему и указать вид каждого простого предложения , входящего е его состав.

(Задание выполняется у доски по цепочке)

А теперь, ребята, когда мы повторили материал по теме, я предлагаю вам работу с тестом.

(Тесты лежат на столах. Слабым уч-ся предлагается работа по карточкам)

Задание 6. Проверка дифференцированного домашнего задания

Скажите, в каких текстах можно встретить ОП?

(больше всего в художественных произведениях, особенно в стихах; в газетных, журнальных статьях, в научных текстах, в разговорной речи)

1 группа ребят из вашего класса получила опережающее задание: выписать из лирических стихотворений отрывки, в которых встречаются ОП. Зачитайте свои примеры. Назовите ОП и их вид.

(Учащиеся читают найденные отрывки.)

2 группа ребят должна была подобрать 6-7 предложений, передающих состояние природы, используя репродукцию картины Ф. Васильева «Мокрый луг» (она есть в учебнике ). Прочитайте свои работы. Назовите ОП, их вид. (учащиеся читают свои работы)

7.Работа с текстами

Неплохо, ребята, вы поработали. А после работы, как известно, хочется немного отдохнуть. Давайте отвлечемся и помечтаем. Представьте себе, что сейчас за окном не декабрь, а июнь. И вы не на уроке, а где-нибудь в прекрасном уголке природы. Солнышко, голубое небо, вокруг поют птицы, порхают бабочки, дышится легко и свободно... Вслушайтесь в чудесную музыку природы...

(звучит пение птиц, наложенное на музыку - 2 мин.)

Что представилось вам? А, может быть, вспомнилось? Поделитесь с нами,

пожалуйста (учащиеся отвечают)

Какие приятные воспоминания и мечты!.. На душе стало тепло, настроение поднялось. Почему? Да потому что общение с природой - это всегда радость. Мы можем наслаждаться ее красотой, учиться у нее гармонии, искренности. И, конечно же, беречь.

(Учитель читает стихотворение «Твое достоинство»)

Это стихотворение, полное тревоги за будущее природы, написал наш земляк, поэт Иван Жупанов, уроженец Рогнеденского района Брянской области, живущий ныне в г. Брянске.

Свой сборник стихов «Синица на ладони» он адресовал именно вам, ребята. Потому что вы- наше будущее. В ваших руках будущее русской земли, русской природы.

Во все времена тема природы волновала писателей и поэтов. Кто не знает замечательных стихотворений А.Пушкина А.Фета, Ф.Тютчева И.Бунина, С.Есенина и других! И это не просто гимны природе. Это необычайное мастерство слова.

Попробуем хоть немного приблизиться к художественному миру, созданному писателями и поэтами, поучимся словесному мастерству.

Работа по группам

По ходу анализа текстов учащиеся делают записи в тетрадях о роли односоставных предложений.

Задание для первой группы. Стихотворение И.Бунина «Рассвет»

Прочитайте текст вслух. Ответьте на вопросы :

Какова тема стихотворения?

Какова его основная мысль? Найдите строки, в которых она звучит. Как вы их понимаете?

Какие картины вы представляете, когда читаете стихотворение?

Что такое «костел»?

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? С какой целью?

Какие типы предложений встречаются в стихотворении?

Найдите ОП, назовите их вид.

Попробуйте заменить безличные предложения на двусоставные. Что меняется?

Какую роль в этом играют ОП?

Природа дает нам возможность любоваться рассветами и закатами, слушать песенку ручейка, наслаждаться пением птиц, наблюдать за жизнью зверей и насекомых, помогать, если нужно. Но только одно требуется от нас - не мешать и не вредить.

Об этом отрывок из статьи Сладкова, известного писателя.

Задание для второй группы по предложенному тексту

Ответьте на вопросы:

К какому стилю и типу речи относится текст?

Какова основная мысль текста?

Что представляют собой первые четыре П. по наличию грамматической основы?

Для чего они используются?

Попробуйте заменить их на двусоставные. Что изменится?

Перечитайте второй абзац. Какие это предложения? В каком лице стоят глаголы? С какой целью употребляет автор эту форму?

Каков, по-вашему, смысл рассуждения автора?

И помогают ему в этом О-Л предложения.

Хотя не всегда человек, берущий с собой ружье, идет в лес за добычей. Вот, например,

И.С.Тургенев, известный русский писатель, знаток и любитель природы, мог исколесить за день десятки километров, так и не сняв ружье с плеч, ходить, любуясь красотой природы. Хотя и охотиться любил.

А вот герой его рассказа «Касьян с Красной Мечи» , простой крестьянин, категорически против истребления птиц и зверей. Касьян - человек необыкновенной чуткости и доброй души.

Задание для третьей группы.

(читают по ролям заранее подготовленные ученики)

Ответьте на вопросы:

К какому стилю принадлежит текст?

Что представляет собой по форме?

Какова тема текста?

Какова основная мысль, высказанная Касьяном?

Как вы понимаете его слова про кровь?

Почему так много многоточий?

Есть ли в тексте ОП? Назовите их вид.

Какую роль играют в тексте неполные и односоставные предложения?

Вы познакомились с 3 разными текстами.

Какой же общий вывод вы сделали для себя, обратив внимание на язык произведений?

8 .А теперь давайте обобщим, с какой целью используют авторы в своих произведения односоставные предложения?

( это одно из средств реализации авторского замысла)

А какова роль ОП в текстах? Ответить вам поможет таблица.

Роль односоставных предложений в тексте

ВИД ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

РОЛЬ В ТЕКСТЕ

1. ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ предложения

v Лаконичность, динамичность, действий и образов

v Способ выражения побуждения к действию

v Возможность избежать повторов в речи

2. ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ предложения

v Сосредоточение внимания на действии. Значение обобщенности, перенос действий на всех

3. БЕЗЛИЧНЫЕ предложения

Передача состояния природы и

окружающей среды, душевного состояния человека

4. НАЗЫВНЫЕ предложения

v Лаконичность, немногословность при создании словесных картин

v Впечатление стремительности действий

(учащиеся с помощью учителя обобщают материал, опираясь на таблицу.)

Учитель:

Я думаю, что в дальнейшем, работая над сочинением, вы будете кропотливо трудиться над содержанием, умело использовать односоставные предложения в речи.

9 .Итог урока .

Подходит к концу наш разговор о неразрывной связи человека с природой, со всем живым на Земле. Но на самом деле тема нашей беседы не исчерпана -она вечна.

Пусть каждый из вас ее еще раз осмыслит и, приходя в парк, лес, просто общаясь с природой, вспомнит слова поэта Е.Евтушенко:

Берегите эти реки эти воды,

Даже малую травиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы ,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

10. Домашнее задание

Дома повторите материал об односоставных предложениях и подготовитесь к контрольной работе по теме.

11. Рефлексия

Какова была тема нашего урока?

Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

Что вы нового узнали на уроке?

Где будете применять полученные знания?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

ТИП УРОКА: обобщающее повторение по теме.

ЦЕЛЬ: понаблюдать, проследить, выяснить, как «работают» односоставные предложения в тексте, как помогают создавать художественный образ.

(цель в схеме)

ЗАДАЧИ (слайд 3):

  1. проанализировать функцию односоставных предложений (ОП);
  2. проанализировать строение и структурные признаки;
  3. формировать умение находить данные конструкции, оказывать их, отличать от других конструкций;
  4. учить умению заменять ОП синонимичными конструкциями;
  5. учитывать стиль и тип речи при употреблении ОП;
  6. правильно ставить знаки препинания в сложном предложении, в состав которого входит ОП.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
Д.С.Лихачев. «Как говорить?» (слайд 4)

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

(тема, задачи, эпиграф урока). Как вы понимаете слова Д.С.Лихачева? Оформление тетрадей.

II. Повторение

Индивидуальные задания:

  1. два ученика готовятся к рассказу об ОП (с использованием компьютера). (слайд 5-8)
    Класс прорецензирует их ответ на основании следующих критериев: полнота знаний, речевое оформление, качество приводимых примеров.
  2. Словарная работа. С чем у вас ассоциируется слово «культура»? Запишите те слова, которые вы вспоминаете в связи с этим словом (класс диктует, один ученик записывает на доске).

III. Работа над темой урока. Тренировочные упражнения.

1. Анализ поэтического текста. (слайд 9)

Спишите текст (стихотворение И.А. Бунина «Едем бором, черными лесами»)

  1. Едем бором, черными лесами.
  2. Вот гора, песчаный спуск в долину.
  3. Вечереет.
  4. На горе над нами
    Лес щетинит новую вершину.
  5. И темным - темно в той новой чаще,
    Где опять скрывается дорога.
  6. И враждебен мой ямщик молчащий.
  7. И надежда в сердце лишь на бога.

Определите главные члены предложений. Укажите, чем они выражены.

Все ли типы односоставных предложений встретились в тексте? Запишите номер ОП и его тип.

Каковы тема и идея стихотворения?

Какие художественные средства использует поэт?

Объясните орфограммы в личных окончаниях глаголов.

2. Анализ миниатюр В.П. Астафьева.

Краткое слово учителя о «Затесях» Астафьева.

«Затеси» - это короткие рассказы - воспоминания, раздумья о жизни, о природе, о любви, бытовые зарисовки. В них звучит страстный призыв писателя к ответственности человека за все, что происходит на земле и в его личной жизни. (слайд 10)

Что же такое затесь?

Сегодня мы с вами постараемся увидеть, почувствовать, как удается «творить чудеса» великим писателем, проследим, какие у Астафьева «работают» односоставные предложения.

Прочитайте миниатюры «Мелодия» и «Предел». (слайд 11)

Встретились ли в миниатюрах ОП? Какие преобладают?

Какова роль назывных предложений в данных текстах?

Обратите внимание, как во 2-м тексте ощутимо передана человеческая боль таким коротким словом: предел. И это лишь назывное предложение.

Как вы думаете, могут ли быть назывные предложения отрицательными? Какие предложения соответствуют назывным в прошедшем и будущем времени?

Почему в первом тексте употреблены распространенные назывные предложения?

IV . Проверка понимания наиболее сложного материала: безличных предложений, умение производить синонимическую замену двусоставных предложений односоставными безличными. Разбор сказуемого.

Переделайте диктуемые предложения в безличные и запишите их. Подчеркните сказуемое и произведите синтаксический разбор 2 из них.

  1. Осенний лес был пуст и гол.
  2. Все веселы, все радостны.
  3. Лес пахнет сыростью.

V. Диагностирующая проверка понимания всей темы. "Проверь себя". (слайд 12)

VI. Творческая работа. (слайд 13)

1. Слово учителя о молодежном сленге. Сопоставление стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык» и анекдота «Когда типа кумарит, когда, в натуре, рвет башню от гонимых глюков о том, какой, блин, на хазе напряг, - ты мне один в кайф, крутой, пацанский, отпадный, чисто русский базар!»

Какое из этих высказываний вам нравится и почему? Чем они отличаются? Какое из них передает чувства автора?

2. Задание: Написать сочинение - миниатюру с использованием всех типов ОП, где это возможно:

  1. в рамках литературного языка;
  2. в рамках сленга;
  3. построить фрагмент, подобный данному. Тема - ночь.

Проверка.

Тест (слайд 14)

VII. Подведение итогов.

Достигли цели урока, выполнены все ли задачи?

Какова роль ОП в речи?

Литература

  1. Г.Р.Старовойтова «Уроки русского языка в 7 классе» - М., Просвещение – 1989г.
  2. В.П.Астафьев. Миниатюры.
  3. Материал приложения «Русский язык» к газете «Первое сентября».
  4. Авторская разработка презентации к уроку.

Предлагаю вашему вниманию исследовательскую работу ученицы 9-го класса. Данная работа посвящена вопросу об односоставных предложениях и их роли в художественном тексте (на примере повести Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы»). Выбрать такое произведение нам показалось особенно интересным, так как Глеб Успенский – наш земляк, уроженец Тулы, да и в произведении рисуется Тула конца XIX века.
Почему была выбрана именно такая форма работы? Процесс обучения становится осознанным, учащийся осваивает научный стиль речи, учится писать точно и лаконично. Кроме того, реферат может быть засчитан в качестве экзаменационного сочинения.

Учитель И.Е. ЛАРИКОВА

Ксения МАШКОВА,
9-й «Б» класс, лицей «Школа менеджеров»,
г. Новомосковск

Односоставные предложения и их роль в художественном тексте

(на примере повести Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы»)

9 класс

Введение

В русском языке наряду с простыми двусоставными предложениями существуют односоставные. «Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена» (, с. 309). В современной науке нет единого мнения об односоставных предложениях. Некоторые лингвисты не считают односоставные предложения самостоятельными коммуникативными единицами и рассматривают их как разновидность двусоставных структур. В данной работе освещается традиционная точка зрения на структуру односоставных предложений, закрепленная в учебниках по русскому языку под редакцией проф. С.Г. Бархударова и В.В. Бабайцевой.
Известно, что различные виды односоставных предложений неодинаково распространены в речи. Мне показалось интересным понаблюдать за ролью односоставных предложений в художественном тексте. В качестве материала я выбрала повесть нашего земляка писателя Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы».

Определенно-личные предложения

«Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица» (, с. 88). Глагол в предложениях этого типа не нуждается в обязательном наличии местоимения, так как в его форме уже заключено указание на вполне определенное лицо. Различаются два типа определенно-личных предложений в зависимости от форм выражения глагола-сказуемого:

1. Сказуемое выражено глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, например:

Ну что ж, посмотрим, попытаем счастья...

Появление определенно-личных предложений такого типа вызвано стилистическими факторами.

2. Сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения, например:

На-ка, дурак, отдай матери!
Посылайте за полштофом...
Подавай деньги сюда!
На сколько, позвольте спросить , персон накрывать?

Здесь играют роль не только стилистико-экспрессивные моменты: отсутствие подлежащего-местоимения объясняется строем русского языка.
В древнерусском языке глагольная форма лица выражалась окончанием глагола: говорили не я шел, а есмь шел (ecu шел, есть шел) . Затем есмь, ecu, есть отпали, что привело к смешению лиц. Во избежание этого при глаголе-причастии на стали подставлять я, ты, он (я шел, ты шел, он шел). По аналогии стали употреблять при иду – я иду, при глаголе идешь – ты идешь. Так, например, опущение местоимения 1-го и 2-го лица в предложениях императивного характера грамматически противопоставляет императив омонимичным формам изъявительного наклонения (ср.: Мы пойдем домой – Пойдем домой! ) и придает речи большую энергию и определенность. Более категорично звучит приказание, если опущено местоимение ты или вы. Сравните: Подойдите сюда и Вы подойдите сюда. В предложении с вы значение приказания стирается, появляется значение просьбы.
Итак, образование определенно-личных предложений объясняется историческими факторами, а их применение – задачами стилистическими, так как определенно-личные предложения в сравнении с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность. Именно этот тип односоставных предложений ценил Успенский:

Только не унывайте и не ропщите.
В первый раз в жизни вижу вас.

Именно они придают экспрессию жизненным ситуациям, которые передает в своем произведении наш удивительный земляк. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: Успенский как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы.
Лингвисты неоднократно отмечали преимущество определенно-личных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи лишь более спокойный тон, делает ее, по выражению А.М. Пешковского, «более вялой, разжиженной».

Неопределенно-личные предложения

«Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа» (, с. 88).

Сначала побирались целый день, потом в церковь зашли .

Сказуемое обозначает действие, совершаемое неопределенными лицами, не обозначенными явно из-за того, что говорящий не знает их или не хочет называть. Такое умолчание возможно потому, что определить лицо по глагольному сказуемому нельзя.
Модальность неопределенно-личных предложений различна: они выражают действие реальное, только возможное, невозможное, необходимое. По эмоциональной окраске неопределенно-личные предложения тоже могут быть различны. В неопределенно-личных предложениях глагол-сказуемое может быть употреблен в форме любого времени:

Понедельничают еще : глагол употреблен в форме настоящего времени; побирались : глагол употреблен в форме прошедшего времени.
Неопределенно-личные предложения могут иметь сказуемое, состоящее из личного глагола и примыкающего к нему инфинитива (такой вид предложений в произведении найти не удалось). Неопределенно-личные предложения образуются также из сказуемых-глаголов в форме условного наклонения.
Конструкции неопределенно-личных предложений могут быть распространенными и нераспространенными, как и другие типы предложений. Неопределенно-личные предложения менее продуктивны в современном русском языке, чем определенно-личные, сфера их употребления более узкая. Это в основном разговорная речь, откуда они легко переходят в художественную, придавая ей живые интонации. Передавая речь своих персонажей, Успенский широко использует этот вид предложений:

Ведь посмотрите вы на эту лузгу, издыхают!
Вытащили его?
Хоть бы чуточку подождали!

Это позволяет автору живо передать разговорную интонацию.
Подобные односоставные предложения нейтральны в стилистическом отношении и могут быть использованы в любом стиле. Неопределенно-личные предложения интересны в стилистическом плане тем, что в них подчеркивается действие. Употребление таких предложений позволяет Г.Успенскому акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, то есть на действии, в то время как субъект действия отодвигается на задний план независимо от того, известен он читателю или нет. Особенно выразительными мне показались те предложения, в которых носитель действия представлен как лицо неопределенное. Подчеркнутая глагольность придает им особый динамизм.
Но это качество неопределенно-личных предложений используется не только в художественном стиле. Нельзя обойти стороной и их эффективное использование в публицистическом стиле речи. Особенно эффективно использование неопределенно-личных предложений в качестве заголовков газет. В научном стиле использование неопределенно-личных предложений диктуется стремлением автора обратить внимание на характер действия. В официально-деловом стиле неопределенно-личные предложения используются наряду с безличными.

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личными называются односоставные бесподлежащные предложения, главный член которых выражен обычно глаголом в форме 2-го лица единственного числа, реже – в форме 1-го или 3-го лица множественного числа, обозначающие действие, потенциально относимое к любому лицу (мысленно можно подставить подлежащие все, каждый, любой и так далее). Как правило, обобщенно-личные предложения реализуются в пословицах и поговорках. Часто обобщенно-личные предложения образуются со сказуемым, выражающим значение условия в сложных предложениях, например: Взялся за гуж – не говори, что не дюж. В обобщенно-личных предложениях используются устойчивые конструкции, характерные для разговорно-обиходной речи с просторечным оттенком.
Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией. Наиболее характерная форма сказуемого для этих предложений – форма 2-го лица единственного числа, получающая обобщенное значение, – является и самой выразительной. Не случайно очень часто этот тип предложений встречается в русских пословицах и поговорках.
Народно-поэтический оттенок приобретают строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям. Экспрессивность подобных конструкций отчасти достигается переносным употреблением форм лица: 2-е лицо глагола указывает на самого говорящего.
Яркая экспрессивность таких конструкций ограничивается их функционированием. Кроме разговорной и художественной речи, для них открыт публицистический стиль. А.М. Пешковский писал по поводу обобщенно-личных предложений: «Чем интимнее какое-либо переживание, тем труднее говорящему выставить это напоказ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех, в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при личной форме».
Глеб Успенский в своем произведении широко использует пословицы и поговорки. Особенно это касается ситуаций, в которых герои получают наставления от более старших по возрасту:

Снявши голову, по волосам не плачут.
Цыплят по осени считают.
С миру по нитке соберут, будет тебе рубашка.
Бездонную бочку водой не наполнишь.

Часто Успенский употребляет и неопределенно-личные предложения в значении обобщенно-личных. Эти предложения, таким образом, приобретают значение «все должны поступать так, это справедливо для любого лица» (, с. 89).

Не помолившись, из церкви не выходят.
Каких только людей не увидишь в Заречье!
Встаешь на работу засветло, приходишь – затемно.

Безличные предложения

«Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего» (, с. 90).
Безличные предложения в русском языке могут иметь следующие значения:

1. Предложения, выражающие логически-интеллектуальные восприятия действительности, например: Ответа не было.
2. Предложения, выражающие психологически-эмоциональные восприятия и переживания, например: У мастерового отлегло от сердца. Мне скучно. Стыдно подумать, что дальше-то будет.
3. Предложения, выражающие состояние природы: Извольте взглянуть, как оттуда понесло. Становилось темнее и свежее.

Каждая из этих групп распадается на многие подгруппы. По форме различаются следующие разновидности безличных предложений:

1. Предложения со сказуемым, выраженным глаголом в форме 3-го лица.
2. Безличные предложения со сказуемым – кратким страдательным причастием.
3. Безличные предложения, образованные из инфинитивных конструкций: Да издохнуть мне на месте!
4. Безличные предложения со сказуемым – словом нет (не было): В доме никого не было.
5. Безличные предложения идиоматического характера: Как бы там ни было, а идти придется.

Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть такие, которые типичны для разговорной речи, и такие, которые выделяются канцелярской окраской.
Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции, и есть предложения, используемые в публицистической речи. По сравнению с односоставными личными предложениями, которые, по словам Д.Э. Розенталя, «содержат элемент активности, проявления воли действующего лица», безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности» (, с. 375).
Особый разряд безличных предложений – инфинитивные предложения. Они представляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли. Поэтому они используются в пословицах, в художественной речи и даже для лозунгов.
Однако основная сфера их функционирования – разговорный стиль.

Нет в доме хлеба!
Па-адать сюда Порфишку!

Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями. При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.

Назывные предложения

«Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем» (, с. 96).

Назывные (номинативные) предложения по содержанию могут:

1. Описывать природные явления: Жарища!
2. Описывать среду и обстановку.
3. Описывать внешний вид и психологическое состояние живых существ: Прекрасные, мягкие и белые руки, нелепое румяное лицо.
4. Выражать пожелание, приказ и приветствие: Сольцы, сольцы!

Назывные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности Называя предметы, расцвечивая их определениями, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета.
Линейное описание событий данными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время.
Вот, например, как описывает Успенский в главе «Первый опыт» дом после смерти «растеряевского барина»:

Высокие медные подсвечники. Солдаты, бабы. Унылая фигура последней фаворитки барина, Лизаветы Алексеевны, в огромной атласной шляпе, с заплаканными глазами и руками... Свечи, чадные лампадки. Дьячок с широкой спиной приготовляется читать псалтырь...

А вот как изображает писатель дом мещанина Лубкова:

Самая фигура дома давала некоторое понятие о характере хозяина. Гнилые рамы, прилипнувшие к ним тонкие кисейные занавески мутно-синего цвета, оторванные и болтавшиеся на одной петле ставни, аляповатые подпорки, упиравшиеся одним концом чуть ли не в середину улицы, а другим в выпятившуюся гнилую стену .

Номинативные предложения могут звучать с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении.

Заключение

Таким образом, стилистическая роль односоставных предложений достаточно обширна. Односоставные личные предложения придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений, а обобщенно-личные предложения подчеркивают типичность обозначаемого, придают сообщению характер сентенции. Использование в речи «самой пестрой», по мнению В.В. Бабайцевой, «и наиболее употребительной группы односоставных предложений», безличных, позволяет дать выразительную характеристику физического и нравственного состояния человека, описать пейзаж, обстановку, где происходит событие, выразить различные оттенки – необходимости, возможности и т.д., сделать повествование более лиричным. Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными. Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.

В течение последнего месяца я наблюдала, анализировала, как «работают» односоставные предложения в произведении Глеба Успенского. Он активно использует односоставные предложения. Наиболее употребительными оказались определенно-личные, неопределенно-личные и назывные, реже употреблялись безличные предложения. На мой взгляд, автору наиболее важны действия и состояния конкретного лица, персонажа произведения – доктора Хрипушина, Прохора Порфирыча, «темного богача» Дрыкина, сироты Алифана и многих других.

Произведение Г.Успенского было крупным вкладом писателя в демократическую литературу 60-х годов XIX века. Оно привлекает большим художественным мастерством, ярко и точно выписанными характерами, превосходным языком, многообразной интонацией авторской речи, по словам профессора Милонова, «то задушевно скорбной, то ироничной, то убийственно саркастичной». В «Нравах Растеряевой улицы» и мастерски выписанные портреты героев, и выразительные пейзажные зарисовки, и картины Растеряевой улицы в разные времена года. Но, пожалуй, особое значение для автора имеют речь его персонажей, исповедь героя (рассказ Прохора Порфирыча о начале своего жизненного пути), монолог, диалог.

Литература

1. Бабайцева В.В. и др . Русский язык. Теория. 5–11-е кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1995.

2. Бархударов С.Г. и др . Русский язык: Учеб. для 8-го кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2002.

3. Исследовательский проект по русскому языку // Русский язык, № 38/98.

4. Милонов Н.А . Г.И. Успенский и Тула. Тула: Интербумага, 1995.

5. Пешковский А.М . Русский синтаксис в научном освещении. М.: Просвещение, 1956.

6. Розенталь Д.Э . Практическая стилистика русского языка / Под ред. И.Б. Голуб. 3-е изд., испр. М.: Рольф, 2001.

7. Рухленко Н.М . Односоставные предложения в художественном тексте // Русский язык в школе. 2001. № 5.

8. Успенский Г.И . Теперь и прежде. М.: Сов. Россия, 1977.

От редактора . Такого рода рефераты в последнее время модны; многие ученики думают, что такая форма работы проста, и охотно берутся за нее. Несомненно, ученику полезно более подробно ознакомиться с грамматическим материалом, задуматься об особенностях языка писателя. Уверена, что сегодняшний материал (типичный образец реферата) многому научил девочку! Однако учитель, предлагающий работу такого рода, должен объяснить школьнику, что его главная задача – разбор текста, примеров, их классификация. Грамматический материал нужно излагать кратко и сжато, а в тексте выделить все случаи, в которых можно наблюдать данное явление (если примеры какого-то типа очень многочисленны, надо об этом сказать, может быть, даже подсчитать их). О стилистических функциях надо говорить тогда, когда обсуждается пример, включенный в контекст. Тогда реферат будет не просто рефератом, а первым шагом к научному исследованию .

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроке русского языка по теме «Односоставные предложения.

Роль односоставных предложений в речи»

Васюта Ирина Васильевна, МАОУ СОШ № 4, учитель русского языка и литературы, Новый Уренгой, ЯНАО

Предмет (направленность) урок

Возраст детей 13-14 лет

Место проведения класс

Цели:

1. Сформировать умения отличать односоставные предложения от двусоставных, различать односоставные предложения по их значению, структурным особенностям, определять их роль в речи.

2. Развивать умения составлять тексты с употреблением односоставных предложений, использовать односоставные предложения в разных стилях речи, пользоваться односоставными и двусоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Ход урока.

На уроках русского языка мы продолжаем изучать простые односоставные предложения, их состав, стилистические функции на примерах художественных текстов русской литературы, а также созданных самостоятельно.

    Мотивация. Задания на постановку личных целей ученика.

Обучающимся предлагается анкета. «Для чего я изучаю эту тему, каких результатов я должен достичь».

Я изучаю тему для того, чтобы:

    получить хорошую отметку;

    научиться конструировать односоставные предложения;

    написать красивое сочинение;

    выполнить исследовательскую работу по одному из видов односоставных предложений;

    понравиться учителю;

    научиться понимать художественный текст и роль односоставных предложений в нём;

    своей творческой/ исследовательской работой призвать одноклассников уважать и бережно относиться к русскому словесному искусству;

    проверить хорошо ли я могу делать такие творческие работы;

    свой вариант ответа.

2.Актуализация знаний.

2.1.Блиц-опрос («да», «нет»)

    Определённо-личные предложения – это двусоставные предложения?

    Это односоставные предложения?

    Необходимо ли в них подлежащее?

    Могли бы местоимения 3 лица быть подлежащими в неопределенно-личных предложениях?

    Могли бы местоимения 1,2 лица быть в них подлежащими?

    Связаны ли понятия безличные глаголы и безличные предложения ?

    Можно ли восстановить подлежащее в безличных предложениях?

2.2. Выполнить синтаксический разбор предложений.

Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака.

В тихой дреме под навесом слышу шепот сосняка.

К какому стилю принадлежат предложения?

Какова их тема?

Чем они отличаются друг от друга?

    Объявление темы урока.

    Работа с текстом.

Осень.

Прелестная поздняя осень. С утра слегка морозит. Но днем солнце берет свое. Идешь по причудливому пестрому ковру из разноцветных листьев, смотришь на бегущие по небу облака и думаешь, думаешь…

      Комплексный анализ текста.

    Назовите тему текста.

    К какому стилю он принадлежит?

    Объясните написание орфограмм.

    Какие предложения по наличию главных членов в грамматической основе употреблены?

      Трансформируйте текст, добавив в грамматическую основу второй главный член.

Какой текст звучит лаконичнее? Образнее? Почему?

    Работа в группах. Исследование заданных текстов.

Цель употребления.

Внимание в определенно-личных местоимениях сосредоточено на действии; они часто употребляются в художественной литературе, публицистике, разговорной речи. Употребление определенно- личных предложений в речи, устной и письменной, делает ее живой, непринужденной, динамичной, эмоциональной. Неопределенно-личные предложения позволяют сосредоточить все внимание на характере обозначаемой деятельности, полностью отвлекаясь от вопроса о действующих лицах. С их помощью выражается только проявление человеческой деятельности. В этом отношении они противостоят безличным предложениям, выражающим действие стихийных сил. Безличные предложения передают состояние природы, состояние человека, выражение желаний, предположения, приказа, состояние окружающей среды.

Таким образом, односоставные предложения делятся на несколько видов по наличию главного члена в грамматической основе, по стилистическим и смысловым функциям. Чтобы правильно употреблять односоставные предложения в речи, необходимо более подробно изучить виды односоставных предложений.

Задание для группы № 1.

5.1.Сравните разные редакции отрывка из поэмы «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Сделайте вывод о том, какой синтаксической конструкции отдает предпочтение автор? Как вы полагаете, почему? Подчеркните главные члены в этих предложениях, определите, чем они выражены.

Черновой вариант

Кому жизнь, кому смерть, кому слава.

На рассвете началась переправа.

Берег тот был, как печка, крутой,

И, угрюмый, зубчатый, Лес чернел высоко над водой,

Лес чужой, непочатый.

А под ними лежал берег правый, —

Снег укатанный, втоптанный в грязь, Вровень с кромкою льда.

Переправа

В шесть часов началась.

Окончательная редакция

Переправа, переправа…

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромки льда…

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, —

Ни приметы, ни следа…

Задание для группы № 2.

Проведите опыт. Возьмите два одинаковых комнатных растения, поливайте их на протяжении всего опыта. Одно растение поставьте на подоконник, а – другое в темное место. Через несколько дней вы увидите, что у второго растения листья пожелтели.

Сделайте вывод из опыта.

(из учебника биологии)

      Проведите анализ одного из предложений: (Таблица заполняется на интерактивной доске, каждая группа записывает предложение)

Задание для группы № 3.

      Проанализируйте текст. Какие предложения чаще всего в нем употребляются? Почему? С какой целью? Подчеркните главные члены в этих предложениях, определите, чем они выражены.

За лето небольшую сельскую школу отремонтировали. Стены в классе заново побелили, и они стали такими чистыми, свеженькими, без единого пятнышка. Поменяли наличники на окнах, сделали новое крылечко. Теперь ее называют теремком.

(по Н. Носову)

      Проведите анализ одного из предложений: (Таблица заполняется на интерактивной доске, каждая группа записывает предложение)

Задание для группы № 4.

      Проанализируйте текст. Какие предложения чаще всего в нем употребляются? Почему? С какой целью? Подчеркните главные члены в этих предложениях, определите, чем они выражены.

Вечереет. Ветра уж нет. На меже улеглись кусты перекати-поля. Теперь и пахарям можно отдохнуть. Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо. Там начинают неярко светиться первые звездочки. Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками.

Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги. Кажется, что ты все еще идешь за плугом по неглубокой борозде.

(по В. Закруткину)

      Проведите анализ одного из предложений: (Таблица заполняется на интерактивной доске, каждая группа записывает предложение)

    Проверка исследовательской работы групп.

Обучающиеся осуществляют взаимопроверку заданий, выполненных каждой группой на интерактивной доске, делают выводы об использовании односоставных предложений в различных стилях речи.

    Выполнение творческого задания.

Сочинение – миниатюра. (Предлагаются темы по выбору)

Наш город под Новый год.

Мне нездоровится…

Первый снег! Сколько чувств вызывает он!

Правила перехода проезжей части дороги.

    Заслушивание и рецензирование работ обучающихся.

    Рефлексия.

Продиагностируйте личное приращение с помощью рефлексии

Заполни таблицу

Задание

Вопрос

Ответ да/нет/ не совсем

Почему?

Вернись к списку ответов на вопрос «Для чего мне изучать тему?». Прочитай еще раз выбранные тобой ответы.

Твоя работа на уроке помогла достичь того, что заявлено в этих ответах?

Вспомни перечень того, чему планировал научиться.

Удалось этому научиться?

Удалось нужную найти информацию?

Вспомни, как шла работа над темой.

Работа над темой велась строго по составленному плану?

Вспомни момент представления творческой работы

Какие чувства и эмоции были у тебя в этот момент?

Ответ

    Домашнее задание.

Выполнить исследовательскую работу по одной из тем (по выбору):

    Использование односоставных предложений в эпистолярном жанре (Анализ письма Тряпичкина Хлестакову (Н.В. Гоголь. «Ревизор», действие 5-е, явление VIII) ;

    Использование односоставных предложений в разговорной речи (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», гл. «Сирота»);

    Проанализировать использование односоставных предложений в учебнике геометрии.

С точки зрения синтаксиса, предложение - это одна из основных единиц языка. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью и обязательно имеет грамматическую основу. В русском языке предикативная основа может состоять из одного или двух главных членов.

Понятие односоставных предложений

Виды односоставных предложений с примерами служат визуальной иллюстрацией теоретического материала в разделе «Синтаксис» русского языка.

Синтаксические конструкции с основой, состоящей из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными. Например: Я не люблю фатального исхода (В.С.Высоцкий).

Предложения, в основе которых содержится лишь один из главных членов, называются односоставными. Такие фразы имеют завершенный смысл и не нуждаются во втором главном члене. Бывает так, что его наличие попросту невозможно (в безличных предложениях). В художественных произведениях очень часто употребляются односоставные предложения, примеры из литературы: Плавлю лбом стекло оконное (В.В.Маяковский). Здесь нет подлежащего, но его легко восстановить: «я». Малость стемнело (К.К.Случевский). В этом предложении нет и не может быть подлежащего.

В разговорной речи достаточно распространены простые односоставные предложения. Примеры их использования доказывают это: − Куда пойдем? - В кино.

Односоставные предложения подразделяются на типы:

1. Назывные (с основой из подлежащего).

2. Со сказуемым в основе:

  • личные;
  • безличные.
  • Но назвали всех троих дочек ведьмами (В.С.Высоцкий) (сказуемое - глагол прош.вр., мн.числа, изъявит. накл.).
  • И пусть говорят, да пусть говорят, но — нет, никто не гибнет зря (В.С.Высоцкий) (в роли сказуемого − глагол в настоящем времени, в 3-м л. и мн.ч.).
  • Отвели бы мне участок в шесть соток неподалеку от автозавода (Шолохов) (глагол-сказуемое в форме сослагательного наклонения множественного числа).

Особенности обобщенно-личных предложений

Эту группу односоставных предложений некоторые лингвисты (В.В. Бабайцева, А.А. Шахматов и др.) не выделяют в отдельный вид, т.к. формы выражения сказуемых в них идентичны определенно- и неопределенно-личным и различаются только смысловой нагрузкой. В них сказуемое имеет обобщенное значение. Такие конструкции чаще всего употребляются в пословицах и поговорках: Любишь вершки - люби корешки. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один раз солгал - навек лгуном стал.

При изучении темы «Односоставное личное предложение» примеры имеют огромное значение, т.к. они наглядно помогают определить тип синтаксической конструкции с одним из главных членов и различать их.

Безличные предложение

Односоставное безличное предложение (пример: Темнеет рано. В голове шумит. ) отличается от личного тем, что в нем нет и не может быть подлежащего.

Сказуемое может выражаться разными способами:

  • Безличным глаголом: Смеркалось. Меня тошнит.
  • Личным глаголом, перешедшим в безличную форму: В боку у меня колет. Вдали загрохотало. Вам везет! Мне не спится.
  • Предикативным наречием (категорией состояния или безлично-предикативные слова): Было очень тихо (И.А.Бунин). Душно. Тоскливо.
  • Инфинитивом: Не стоит прогибаться под изменчивый мир (А.В.Макаревич).
  • Словом-отрицанием «нет» и отрицательной частицей «ни»: На небе ни облачка. Совести у тебя нет!

Виды сказуемого

В односоставных предложениях

В русской лингвистике сказуемое представлено тремя видами:

  1. Простое глагольное. Выражено одним глаголом в любой форме.
  2. Составное глагольное. Состоит из глагола-связки и инфинитива.
  3. Составное именное. Имеет в составе глагол-связку и именную часть, которая может быть выражена именем прилагательным, существительным, причастием или наречием.

В односоставных предложениях встречаются все указанные

Прохладно (односоставное безличное предложение). Пример сказуемого с опущенной глагольной связкой в настоящем времени, но которая проявляется в прошедшем времени: Было прохладно. Именная часть выражена

В определенно-личном предложении: Возьмемся за руки, друзья (Б.Ш.Окуджава) -сказуемое простое глагольное.

В неопределенно-личном предложении: Никого не хочу из вас слушать (О.Ермаченкова) - сказуемое - личный глагол + инфинитив.

Назывные односоставные предложения - примеры составного именного сказуемого с нулевой глагольной связкой в настоящем времени. Часто при номинативе ставятся рядом указательные частицы: Вот твой билет, вот твой вагон (В.С.Высоцкий). Если номинативные предложения представить в прошедшем времени, то они преобразовываются в двусоставные предложения. Сравните: Был твой билет, был твой вагон.

Односоставные и неполные предложения

Следует отличать неполные двусоставные предложения от односоставных. В односоставных при отсутствии одного из главных членов смысл предложения не изменяется. В неполных может быть пропущен любой член предложения, и смысл может быть не понятен вне контекста: Напротив - стол. Или: Сегодня.

В некоторых случаях сложно разграничить определенно-личные предложения и двусоставные неполные. В первую очередь это относится к сказуемым, выраженным глаголом в форме прошедшего времени. Например: Подумала - и стала кушать (А.С.Пушкин). Без основного контекста невозможно определить, в 1 или 3 лице употреблен глагол. Для того чтобы не ошибиться, важно понимать: в форме прошедшего времени лицо глагола не определяется, а значит это двусоставное неполное предложение.

Особую трудность вызывают различия между неполным двусоставным предложением и назывным, например: Ночь. Морозная ночь. и Ночь в деревне. Чтобы не возникало трудностей, важно понимать: обстоятельство - это второстепенный член, относящийся к сказуемому. Следовательно, предложение "Ночь в деревне" - двусоставное неполное с составным именным сказуемым, при котором глагольная часть опущена. Сравните: Ночь наступила в деревне. Морозная ночь. Это номинативное предложение, т.к. определение согласуется с подлежащим, следовательно, прилагательное "морозная" характеризует главный член "ночь".

При изучении синтаксиса важно выполнять тренировочные упражнения в, а для этого необходимо анализировать типы односоставных предложений с примерами.

Роль односоставных предложений в языке

В письменной и устной речи односоставные предложения играют существенную роль. Подобные синтаксические конструкции в лаконичной и емкой форме позволяют сформулировать мысль ярко и красочно, помогают представить образы или предметы. Они придают высказываниям динамичность и эмоциональность, позволяют акцентировать внимание на нужных объектах или субъектах. С помощью односоставных предложений можно избежать неоправданных местоимений.



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными