Спарта и спартанцы. Интересные факты о спарте и спартанцах

Спарта и спартанцы. Интересные факты о спарте и спартанцах

Спарта – древнегреческое милитаризированное государство, существовавшее в 9-2 вв до нашей эры. Государственное устройство основывалось на принципе военной демократии. Поэтому история {Спарты представляет собой многочисленные походы и завоевания на территории Греции}, Персии и в других регионах.

Спартанцы в Греции: начало военных походов

Первый военный поход спартанцев был предпринят в 743 году, целью его был захват греческого нома Мессении. Война приняла затяжной характер и получила название Первой Мессенской. Одно из грандиозных сражений между воюющими сторонами произошло в 739 году. Спартанскую армию возглавили цари Феломп и Полидор, во главе мессенцов встал Эвфай. оказалась безрезультативной, но достаточно кровопролитной. Окончилось противостояние только в 724 году, результатом стал отход части Мессении под юрисдикцию Спарты.

В 685 году завоеванные мессенцы подняли восстание. С этого момента берет отсчет Вторая Мессенская война. Победу в ней вновь одерживает Спарта, прибегнув к помощи других греческих полисов.

С момента образования государства, спартанцы вели активную вооруженную борьбу со многими городами Греции}. Одним из них был полис Аргос. На период противостояния этих двух государств приходится одна из самых знаменитых битв в истории, в которой приняли участие по 300 с каждой стороны. Сражение длилось весь день, а в живых осталось всего три война. В результате, каждый полис признал победу за своим войском.

Греко-персидские войны: Спарта

Активное участие приняла Спарта и в греко-персидских войнах 499-449 годов. На этот период приходится знаменитое Фермопильское сражение, состоявшееся в одноименном ущелье в 480г. Персидская армия превосходила спартанское во много раз. Но, несмотря на это, небольшой отряд спартанцев держал длительную оборону. И только предательство помогло персам одержало победу. В 479г спартанцы берут реванш у персов, разгромив их в битве при Платеях.


Пелопоннеская война и роль Спарты

В 460 году начинается Малая Пелопоннеская война между Спартой и Афинами. Поводом к ней послужило восстание рабов в Спарте. Не сумев самостоятельно с ним справиться, спартанцы обратились за помощью к своим союзникам, в том числе и к . Слишком поздний приход афинской армии натолкнул спартанцев на мысль о том, что они поддерживают восстание. Результатом стали ожесточённые боевые действия между городами-государствами. Малая Пелопоннеская завершилась подписанием мирного договора в 445 году.

Настоящая Пелопоннеская война пришлась на 431-404 н.э. В результате длительного противостояния Спарте удается одержать абсолютную победу и добиться небывалого влияния на территории Греции.

История спартанского государства насчитывает еще много военных сражений и битв, как с удачным исходом, так и окончившиеся поражением. Противниками Спарты в различные времена становились самые разнообразные народы и страны.


Закат государственности Спарты Греции

Упадок государства происходит во 2 веке, вместе с увеличивающимся в регионе. В результате Ахейской войны 168 года, участие в которой принимали все государства Греции, Спарта прекращает свое существование и входит в состав Римской империи.

Откуда взялись спартанцы

Кто такие спартанцы? Почему их место в древнегреческой истории выделено по сравнению с другими народами Эллады? Как выглядели спартанцы, можно ли понять, чьи родовые черты они наследовали?

Последний вопрос кажется очевидным только на первый взгляд. Очень просто считать, что греческая скульптура, представляющая образы афинян и жителей других греческих полисов, в равной мере представляет и образы спартанцев. Но где же тогда изваяния спартанских царей и полководцев, которые на протяжении веков действовали успешнее, чем вожди других греческих городов-государств? Где спартанские олимпийские герои, имена которых известны? Почему их облик не отразился в древнегреческом искусстве?

Что произошло в Греции между «гомеровским периодом» и началом становления новой культуры, чье зарождение отмечено геометрическим стилем – примитивными росписями ваз, больше похожими на петрогрифы?

Вазопись герметического периода.

Как могло столь примитивное искусство, датируемое 8 в. до н. э. превратиться в великолепные образцы росписи по керамики, бронзового литья, скульптуры, архитектуры к 6–5 вв. до н. э.? Почему Спарта, возвысившись вместе с остальной Грецией, испытала культурный упадок? Почему этот упадок не помешал Спарте выстоять в борьбе с Афинами и на короткое время стать гегемоном Эллады? Почему военная победа не увенчалась созданием общегреческого государства, а вскоре после победы Спарты греческая государственность была разрушена внутренними распрями и внешними завоеваниями?

На многие вопросы ответ следует искать, вернувшись к вопросу о том, кто жил в Древней Греции, кто жил в Спарте: каковы были государственные, хозяйственные и культурные устремления спартанцев?

Менелай и Елена. Крылатый Бореад парит над сценой встречи, напоминая сюжет о похищении Орфии, подобный похищению Елены.

Согласно Гомеру, спартанские цари организовали и возглавили поход против Трои. Может быть, герои троянской войны это и есть спартанцы? Нет, герои этой войны к известному нам государству Спарта не имеют никакого отношения. Их отделяют даже от архаичной истории Древней Греции «темные века», которые не оставили археологам никаких материалов и не отразились в греческом эпосе или литературе. Герои Гомера – это изустная традиция, которая пережила расцвет и забвение народов, давших автору «Илиады» и «Одиссеи» прообразы известных доныне персонажей.

Троянская война (13–12 вв. до н. э.) прошла задолго до рождения Спарты (9–8 вв. до н. э.). Но народ, впоследствии основавший Спарту, вполне мог существовать, а позднее – участвовать в завоевании Пелопоннеса. Сюжет о похищении Парисом Елены, супруги «спартанского» царя Менелая, взят из доспартанского эпоса, родившегося среди народов крито-микенской культуры, предшествовавшей древнегреческой. Он связан с микенским святилищем Менелайон, где в архаичный период отправлялся культ Менелая и Елены.

Менелай, копия с изваяния 4 в до н. э.

Будущие спартанцы в дорийском нашествии – та часть завоевателей Пелопоннеса, которая шла впереди, сметая микенские города и умело штурмуя их мощные стены. Это была сама воинственная часть войска, которая продвинулась дальше всех, преследуя врага и оставляя позади тех, кто удовлетворился достигнутыми результатами. Быть может, именно поэтому в Спарте (сама дальняя точка континентального завоевания, после которой оставалось покорять только острова) была установлена военная демократия – здесь традиции народа-войска имели самые прочные основания. И здесь же напор завоевания был исчерпан: армия дорийцев сильно поредела, они составляли меньшинство населения в самых южных землях Эллады. Именно это обусловило как многонародный состав жителей Спарты, так и обособленность властвующего этноса спартиатов. Спартиаты властвовали, а процесс культурного развития продолжали подвластные – свободные жители периферии спартанского влияния (периеки) и приписанные к земле илоты, обязанные содержать спартиатов как защищающую их военную силу. Культурные запросы воинов-спартиатов и торговцев-периеков причудливо смешались, создав немало загадок для современных исследователей.

Откуда же взялись дорийские завоеватели? Что это были за народы? И как они пережили три «темных» века? Положим, что связь будущих спартанцев с Троянской войной, достоверна. Но при этом роли по сравнению с сюжетом Гомера меняются местами: спартанцы-троянцы разгромили спартанцев-ахейцев в карательном походе. Да и остались в Элладе навсегда. Ахейцы и троянцы после этого жили бок о бок, переживая тяжелые времена «темных веков», смешивая свои культы и героические мифы. В конце концов, поражения были забыты, а победа над Троей стала общим преданием.

Прообраз смешанного сообщества можно рассмотреть в соседней со Спартой Мессении, где так и не образовалось государственного центра, дворцов и городов. Мессенцы (и дорийцы, и завоеванные ими племена) жили в небольших селениях, не обнесенных оборонительными стенами. Во многом та же картина наблюдается и в архаической Спарте. Мессения 8–7 вв. до н. э. – слепок более ранней истории Спарты, возможно, дающий общую картину жизни Пелопоннеса в «темные века».

Так откуда же пришли спартанцы-троянцы? Если из Трои, то эпос Троянской войны со временем мог быть усвоен на новом месте поселения. В таком случае возникает вопрос, почему завоеватели не вернулись в свои земли, как это сделали жестокие ахейцы, разорившие Трою? Или почему они не построили новый город хотя бы в чем-то приближающийся к прежнему великолепию их столицы? Ведь микенские города ничуть не уступали Трое в высоте стен и размерах дворцов! Почему завоеватели предпочли забросить покоренные города-крепости?

Ответы на эти вопросы связаны с загадкой раскопанного Шлиманом города, который с античных времен был известен как Троя. Но совпадает ли эта «Троя» с гомеровской? Ведь имена городов переезжали и переезжают с места на место до сегодняшнего дня. Пришедший в упадок город может быть забыт, а его тезка может стать широко известным. У греков фракийскому городу и острову Фасос в Эгейском море соответствует Фасос в Африке, рядом с которым находился Милет – аналог более известного ионийского Милета. Идентичные названия городов присутствуют не только в древности, но и в современности.

Трое может быть приписан сюжет, связанный с другим городом. Например, в результате преувеличения значимости отдельного эпизода длительной войны или превознесения малозначительной операции в ее финале.

Можно сказать наверняка, что описанная Гомером Троя – это не Троя Шлимана. Шлимановский город беден, незначителен по численности населения и в культурном отношении. Три «темных» века могли сыграть злую шутку с бывшими троянцами: они могли забыть, где размещалась их замечательная столица! Ведь присвоили же они себе победу над этим городом, поменявшись местами с победителями! А может быть, они еще несли в своей памяти смутные воспоминания о том, как сами стали хозяевами Трои, отняв ее у прежних владельцев.

Раскопки и реконструкция Трои.

Скорее всего, Троя Шлимана – промежуточная база троянцев, изгнанных из своей столицы в результате неизвестной нам войны. (Или же, напротив, хорошо известной нам от Гомера, но связанной вовсе не с Троей Шлимана.) Они принесли с собой имя и, возможно, даже завоевали этот город. Но жить в нем не смогли: слишком агрессивные соседи не позволили им спокойно вести хозяйство. Поэтому троянцы двинулись дальше, вступив, в союз с дорийскими племенами, пришедшими из Северного Причерноморья по привычному транзитному пути всех степных мигрантов, приходящих из далеких южноуральских и приалтайских степей.

Вопрос «где настоящая Троя?» на нынешнем уровне знаний неразрешим. Одна из гипотез состоит в том, что гомеровский эпос был принесен в Элладу теми, кто вспоминал в изустных преданиях о войнах вокруг Вавилона. Блеск Вавилона, действительно, может походить на блеск гомеровской Трои. Война Восточного Средиземноморья с Междуречьем – масштаб, действительно, достойный эпоса и многовековой памяти. Экспедиция кораблей, которая достигает бедной шлимановской Трои в три дня и воюет там десять лет – не может быть основой для героической поэмы, волновавшей греков много столетий.

Раскопки и реконструкция Вавилона.

Троянцы не воссоздали свою столицу на новом месте не только потому, что память о настоящей столице иссякла. Иссякли и силы завоевателей, которые терзали остатки микенской цивилизации многие десятилетия. Дорийцы, вероятно в массе своей ничего не хотели искать на Пелопоннесе. Им хватало других земель. Поэтому спартанцам пришлось одолевать местное сопротивление также постепенно, десятилетиями и даже столетиями. И держать строгий военный порядок, чтобы самим не быть завоеванными.

Микены: Львиные ворота, раскопки крепостных стен.

Почему троянцы не построили города? Хотя бы на месте одного из микенских городов? Потому что с ними не было строителей. В походе было только войско, которое не смогло вернуться. Потому что некуда было возвращаться. Троя пришла в упадок, завоевана, население рассеяно. На Пелопоннесе оказались остатки троянцев – войско и те, кто покинул разоренный город.

Будущие спартанцы удовлетворились бытом сельских жителей, которым более всего угрожали ближайшие соседи, а не новые нашествия. А троянские предания остались: они были единственным предметом гордости и воспоминанием о былой славе, основой культа героев, которому суждено было восстановиться – выйти из мифа в реальность в сражениях Мессенских, греко-персидских и Пелопонесских войн.

Если наша гипотеза верна, то население Спарты было разнообразным – более разнообразным, чем в Афинах и других греческих государствах. Но живущим раздельно – в соответствии с закрепившимся этносоциальным статусом.

Расселение народов в Древней Греции.

Можно предположить существование следующих групп:

а) спартиаты – люди с восточными («ассирийскими») чертами, родственные населению Междуречья (их образы мы видим преимущественно на вазописи) и представлявшие южно-арийские миграции;

б) дорийцы – люди с нордическими чертами, представители северного потока арийских миграций (их черты воплотились в основном в скульптурных изваяниях богов и героев классического периода греческого искусства);

в) ахейцы-завоеватели, а также микенцы, мессенцы – потомки коренного населения, в незапамятные времена переселившегося сюда с севера, частично представленные также уплощенными лицами далеких степных народов (например, знаменитые микенские маски из «дворца Агамемнона» представляют два типа лиц – «узкоглазые» и «лупоглазые»);

г) семиты, минойцы – представители ближневосточных племен, распространившие свое влияние по побережью и островам Эгейского моря.

Все эти типы можно наблюдать в изобразительном искусстве спартанской архаики.

В соответствии с привычной картиной, которую дают школьные учебники, хочется видеть Древнюю Грецию однородной – заселенной греками. Но это неоправданное упрощение.

Кроме родственных племен, которые в разное время заселяли Элладу и получили название «греки», здесь было множество других племен. Например, остров Крит населялся автохтонами, находящимися под властью дорийцев, Пелопоннес также был заселен в основном автохтонным населением. Наверняка илоты и периеки к дорийским племенам имели очень отдаленное отношение. Поэтому можно говорить лишь об относительном родстве греческих племен и об их различии, зафиксированном разнообразными наречиями, иногда крайне сложными для понимания жителями крупных торговых центров, где формировался общегреческий язык.

Из книги Несбывшаяся Россия автора

Глава 2 ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ? Ровно бьются портупеи, Мягко пляшут рысаки. Все буденовцы - евреи, Потому что казаки. И. Губерман СОМНИТЕЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯСовременные ученые повторяют еврейские традиционные сказания про то, что евреи переселялись строго с запада на восток. Из

Из книги Правда и вымысел о советских евреях автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 3 Откуда взялись ашкенази? Ровно бьются портупеи, Мягко пляшут рысаки. Все буденовцы - евреи, Потому что казаки. И. Губерман. Сомнительная традицияСовременные ученые повторяют еврейские традиционные сказания про то, что евреи переселялись строго с запада на

Из книги Тайны русской артиллерии. Последний довод царей и комиссаров [с иллюстрациями] автора

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Эти странные спартанцы Спартанское государство располагалось в южной части греческого полуострова Пелопоннес, а его политический центр находился в области Лакония. Государство спартанцев в древности именовалось Лакедемон, а Спартой звалась группа из четырех (позднее

Из книги Взлет и падение Османской империи автора Широкорад Александр Борисович

Глава 1 Откуда взялись османы? История Оттоманской империи началась с незначительного случайного эпизода. Небольшое огузкое племя кайы, около 400 шатров, прикочевало в Анатолию (северная часть полуострова Малая Азия) из Средней Азии. Однажды вождь племени по имени

Из книги АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили автора Соколов Михаил Владимирович

Из книги Славяне, кавказцы, евреи с точки зрения ДНК-генеалогии автора Клёсов Анатолий Алексеевич

Откуда взялись «новые европейцы»? Большинство наших современников настолько привыкли к своей территории обитания, особенно если на ней жили предки столетия вглубь, не говоря о тысячелетиях (хотя про тысячелетия никто определенно не знает), что любые сведения о том, что

Из книги Исследование истории. Том I [Возникновение, рост и распад цивилизаций] автора Тойнби Арнольд Джозеф

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

Ликург и спартанцы Свобода по-спартанскиНаряду с Афинами другим ведущим государством Древней Греции была Спарта (или Лакония, Лакедемон). С нею в мировой истории связаны образцы мужественного, «спартанского» воспитания и военных доблестей.По законодательству Ликурга

Из книги Советские партизаны [Мифы и реальность] автора Пинчук Михаил Николаевич

Откуда взялись партизаны? Напомню определения, приведенные во 2-м томе «Военного энциклопедического словаря», подготовленного в Институте военной истории Минобороны Российской федерации (издание 2001 года):«Партизан (франц. partisan) - лицо, добровольно сражающееся в составе

Из книги Славяне: от Эльбы до Волги автора Денисов Юрий Николаевич

Откуда взялись авары? Упоминаний об аварах в произведениях средневековых историков довольно-таки много, но описаний их государственного устройства, быта и классового деления представлено совершенно недостаточно, а сведения об их происхождении весьма противоречивы.В

Из книги Русь против варягов. «Бич Божий» автора Елисеев Михаил Борисович

Глава 1. Да кто же вы такие? Откуда вы взялись? С этого вопроса можно смело начинать практически любую статью, в которой речь пойдет о Руси и варягах. Ибо для многих любознательных читателей это вопрос совсем не праздный. Русь и варяги. Что это? Взаимовыгодное

Из книги Пытаясь понять Россию автора Фёдоров Борис Григорьевич

ГЛАВА 14 Откуда взялись российские олигархи? На этих страницах уже неоднократно встречался термин "олигархи", однако значение его в условиях нашей действительности никак не разъяснялось. Между тем, это весьма заметное явление в современной российской политике. Под

Из книги Всякий, даровитый или бездарный, должен учиться… Как воспитывали детей в Древней Греци автора Петров Владислав Валентинович

Но откуда же взялись философы? Если попытаться описать общество «архаической Греции» одной фразой, то можно сказать, что оно было проникнуто «военным» сознанием, а лучшими его представителями были «благородные воины». Хирон, принявший у Феникса эстафету воспитания

Из книги Кто такие Айны? автора Wowanych Wowan

Откуда вы взялись, «настоящие люди»? Европейцы, столкнувшиеся с айнами в XVII веке, были поражены их внешним видом.В отличие от привычного вида людей монголоидной расы с жёлтой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми

Из книги Дым над Украиной автора ЛДПР

Откуда взялись западенцы В начале ХХ в. в состав Австро-Венгерской империи входило Королевство Галиции и Лодомерии со столицей в Лемберге (Львове), в состав которого помимо этнических польских территорий входили Северная Буковина (современная Черновицкая область) и

Среди множества древнегреческих государств выделялись два - Лаконика или Лакония (Спарта) и Аттика (Афины). По своей сути это были государства–антагонисты с противоположным друг другу общественным строем.

Спарта Древней Греции существовала на южных землях Пелопоннеса с IX по II век до н. э. Примечательна она тем, что в ней правили два царя. Свою власть они передавали по наследству. Однако реальная административная власть принадлежала старейшинам. Выбирались они из числа уважаемых спартанцев в возрасте не моложе 50 лет.

Спарта на карте Греции

Именно совет решал все государственные дела. Что же касается царей, то они выполняли чисто военные функции, то есть были командующими армией. При этом когда один царь уходил в поход, то второй оставался в городе с частью воинов.

Примером здесь может служить царь Ликург , хотя точно не известно, был ли он царём или просто относился к царскому роду и обладал огромным авторитетом. Древние историки Плутарх и Геродот писали, что он был правителем государства, но не уточнили, какую именно должность этот человек занимал.

Деятельность Ликурга относилась к первой половине IX века до н. э. Именно при нём были приняты законы, не дающие гражданам возможность обогащаться. Поэтому в спартанском обществе имущественного расслоения не было.

Всю пригодную для пахоты землю разделили на равные участки, которые назывались клеры . Каждая семья получила надел. Он обеспечивал людей ячменной мукой, вином и растительным маслом. По мнению законодателя этого было вполне достаточно, чтобы вести нормальную жизнь.

Роскошь безжалостно преследовалась. Были даже изъяты из обращения золотые и серебряные монеты. На ремёсла и торговлю также наложили запрет. Запретили продавать сельскохозяйственные излишки. То есть при Ликурге было сделано всё, чтобы люди не смогли заработать лишнего.

Главным же занятием спартанского государства считалась война. Именно покоренные народы обеспечивали завоевателей всем необходимым для жизни. А на земельных наделах спартанцев трудились рабы, которых называли илоты .

Всё общество Спарты было поделено на военные отряды. В каждом из них практиковались совместные трапезы или сисситии . Люди ели из общего котла, а продукты приносили из дома. Во время трапезы командиры отряда следили, чтобы все порции были съедены. В том случае, если кто-то ел плохо и без аппетита, то возникало подозрение, что человек плотно покушал где-то на стороне. Провинившегося могли изгнать из отряда или наказать крупным штрафом.

Спартанские воины, вооружённые копьями

Все мужчины Спарты были воинами, а военному искусству их обучали с раннего детства. Считалось, что смертельно раненый воин должен умирать молча, не издавая даже тихого стона. Спартанская фаланга, ощетиненная длинными копьями, приводила в ужас все государства Древней Греции.

Матери и жёны, провожая сыновей и мужей на войну, говорили: «Со щитом или на щите». Это означало, что мужчин ждали домой либо с победой, либо мёртвыми. Тела погибших соратники всегда несли на щитах. А вот тех, кто сбегал с поля боя, ждало всеобщее презрение и позор. От них отворачивались и родители, и жёны, и собственные дети.

Следует заметить, что жители Лаконики (Лаконии) никогда не отличались многословием. Выражались они кратко и метко. Именно с этих греческих земель и распространились такие термины как «лаконическая речь» и «лаконизм».

Нужно сказать, что Спарта Древней Греции имела совсем небольшое население. Его численность на протяжении веков стабильно не превышала 10 тыс. человек. Однако это небольшое количество людей держало в страхе все южные и средние земли Балканского полуострова. А достигалось такое превосходство за счёт жестоких обычаев.

Когда в семье рождался мальчик, то его осматривали старейшины. Если младенец оказывался слишком хилым или больным на вид, то его бросали со скалы на острые камни. Труп несчастного тут же поедали хищные птицы.

Обычаи спартанцев были чрезвычайно жестокими

В живых оставались лишь здоровые и крепкие дети. По достижению 7 лет мальчиков забирали у родителей и объединяли в небольшие отряды. В них господствовала железная дисциплина. Будущих воинов учили терпеть боль, мужественно сносить побои, беспрекословно подчиняться своим наставникам.

Периодами детей вообще не кормили, и они должны были самостоятельно добывать пропитание, промышляя охотой или воровством. Если такого ребёнка ловили в чьём-то саду, то жестоко наказывали, но не за воровство, а за то, что он попался.

Такая казарменная жизнь продолжалась до 20-летнего возраста. После этого молодому человеку выдавался земельный надел, и он получал возможность обзавестись семьёй. Следует заметить, что военному искусству обучались и спартанские девушки, но не в таких суровых условиях как у юношей.

Закат Спарты

Хотя покорённые народы и боялись спартанцев, но периодически восставали против них. А завоеватели хоть и обладали великолепной военной выучкой, но не всегда оказывались победителями.

Примером здесь может служить восстание в Мессении в VII веке до н. э. Возглавил его бесстрашный воин Аристомен. Под его руководством спартанским фалангам было нанесено несколько чувствительных поражений.

Однако в рядах восставших нашлись предатели. Благодаря их измене, войско Аристомена было разбито, а сам бесстрашный воин начал партизанскую войну. В одну из ночей он пробрался в Спарту, проник в главное святилище и, желая посрамить врагов перед богами, оставил на алтаре оружие, отнятое в бою у спартанских воинов. Этот позор остался в памяти людей на столетия.

В IV веке до н. э. Спарта Древней Греции начала постепенно слабеть. На политическую арену вышли другие народы, во главе которых стояли умные и талантливые полководцы. Здесь можно назвать Филиппа Македонского и его знаменитого сына Александра Македонского . Жители Лаконики попали в полную зависимость от этих видных политических деятелей древности.

Затем настал черёд Римской республики. В 146 году до н. э. спартанцы подчинились Риму. Однако формально свобода была сохранена, но под полным контролем римлян. В принципе, указанная дата и считается концом спартанского государства. Оно стало историей, но сохранилось в памяти людей до наших дней.

Древняя Спарта была основным экономическим и военным соперником Афин. Город-государство и окружающая его территория были расположены на полуострове Пелопоннес, к юго-западу от Афин. В административном отношении, Спарта (также называемая Лакедемон) была столицей провинции Лакония.

Прилагательное «спартанские» в современный мир пришло от энергичных воинов, обладающих железным сердцем и стальной выдержкой. Жители Спарты славились не искусствами, наукой или архитектурой, а смелыми воинами, для которых понятие чести, мужества и силы были поставлены превыше всего. Афины того времени, с их прекрасными статуями и храмами, были оплотом поэзии, философии и политики, благодаря чему доминировали в интеллектуальной жизни Греции. Однако такое превосходство должно было когда-нибудь закончиться.

Воспитание детей в Спарте

Один из принципов, которыми руководствовались жители Спарты, заключался в том, что жизнь каждого человека, с момента рождения и до самой смерти, полностью принадлежит государству. Старейшины города были наделены правом решать судьбу новорожденных – здоровых и сильных оставляли в городе, а слабых или больных детей сбрасывали в ближайшую пропасть. Так спартанцы пытались обеспечить себе физическое превосходство перед врагами. Дети, прошедшие «естественный отбор», воспитывались в условиях суровой дисциплины. В возрасте 7 лет мальчиков забирали у родителей и воспитывали отдельно, в составе небольших групп. Самые сильные и смелые юноши в результате ставали капитанами. Мальчики спали в общих комнатах на жестких и неудобных кроватях из камыша. Питались молодые спартанцы простой едой – супом из свиной крови, мяса и уксуса, чечевицей и другой грубой пищей.

Однажды богатый гость, приехавший в Спарту из Сибариса, решился отведать «черной похлебки», после чего сказал, что теперь он понимает, почему спартанские воины так легко расстаются с жизнью. Часто мальчиков оставляли на несколько дней голодными, подстрекая тем самым к мелкому воровству на рынке. Делалось это не с умыслом сделать с юноши умелого вора, а только для развития смекалки и ловкости - если его ловили на краже, то жестоко наказывали. Ходят легенды об одном молодом спартанце, который украл на рынке молодую лису, и когда пришло время обеда, спрятал её под одеждой. Чтобы мальчика не уличили в воровстве, он терпел боль от того, что лиса прогрызла ему живот, и умер, не выдав ни единого звука. Со временем дисциплина только ужесточалась. Все взрослые мужчины, возрастом от 20 до 60 лет были обязаны служить в спартанской армии. Им было разрешено вступать в брак, но даже после этого спартанцы продолжали ночевать в бараках и питаться в общих столовых. Воинам не разрешалось владеть никаким имуществом, в особенности золотом и серебром. Их деньги имели вид железных прутьев разного размера. Сдержанность распространялась не только на быт, еду и одежду, но и на речь спартанцев. В разговоре они были весьма немногословными, ограничиваясь исключительно сжатыми и конкретными ответами. Такая манера общения в Древней Греции получила название «лаконичность» от имени местности, в которой была расположена Спарта.

Быт спартанцев

Вообще, как и в любой другой культуре, вопросы быта и питания проливают свет на интересные мелочи в жизни людей. Спартанцы, в отличие от жителей других греческих городов, не придавали особого значения еде. По их мнению, пища должна служить не для удовлетворения, а только для насыщения воина перед боем. Обедали спартанцы за общим столом, при этом продукты для обеда сдавали все в одинаковом количестве – так поддерживалась равенство всех граждан. Соседи по столу зорко следили друг за другом, и если кому-то не нравилась еда, его высмеивали и сравнивали с избалованными жителями Афин. Но когда наступало время сражения, спартанцы кардинально менялись: надевали лучшие наряды, и с песнями и музыкой шагали навстречу смерти. С самого рождения их учили воспринимать каждый свой день как последний, не бояться и не отступать. Смерть в сражении была желанной и приравнивалась к идеальному окончанию жизни настоящего мужчины. В Лаконии существовало 3 класса жителей. К первому, самому почитаемому, относились жители Спарты , имевшие военную подготовку и участвующие в политической жизни города. Второй класс – периеки , или жители окрестных мелких городов и селений. Они были свободными, хотя и не обладали никакими политическими правами. Занимаясь торговлей и ремесленничеством, периеки являлись своего рода «обслуживающим персоналом» для спартанской армии. Низший класс – илоты , были крепостными, и не сильно отличались от рабов. По причине того, что их браки не контролировались государством, илоты являлись наиболее многочисленной категорией жителей, и сдерживались от восстания только благодаря железной хватке своих хозяев.

Политическая жизнь Спарты

Одна из особенностей Спарты заключалась в том, что во главе государства стояли одновременно два царя. Они правили совместно, служили первосвященниками и военными лидерами. Каждый из царей контролировал деятельность другого, что обеспечивало открытость и справедливость решений власти. Королям подчинялся «кабинет министров», состоящий из пяти эфиров или наблюдателей, которые осуществляли общую опеку над законами и обычаями. Законодательная власть состояла из совета старейшин, который возглавлялся двумя царями. В совет выбирались самые уважаемые люди Спарты , преодолевшие 60-летний возрастной барьер. Армия Спарты , несмотря на сравнительно скромную численность, была отлично выучена и дисциплинирована. Каждый воин был наполнен решимостью к победе или смерти – возвращаться с проигрышем было недопустимо, и являлось несмываемым позором на всю жизнь. Жены и матери, отправляя своих мужей и сыновей на войну, торжественно вручали им щит со словами: «Вернись со щитом или на нем». Со временем, воинственно настроенные спартанцы захватили большую часть Пелопоннеса, значительно расширив границы владений. Столкновение с Афинами было неизбежным. Соперничество достигло апогея при Пелопоннесской войне, и привело к падению Афин. Но тирания спартанцев вызвала ненависть жителей и массовые восстания, что привело к постепенной либерализации власти. Количество специально обученных воинов уменьшилось, что позволило жителям Фив, примерно после 30 лет спартанского гнета, свергнуть власть захватчиков.

История Спарты интересна не только с точки зрения военных достижений, но и факторов политического и жизненного устройства. Смелость, самоотверженность и стремление к победе спартанских воинов – вот те качества, благодаря которым удавалось не только сдерживать постоянные нападения врагов, но и расширять границы влияния. Воины этого небольшого государства с легкостью побеждали многотысячные армии и были явной угрозой для неприятелей. Спарта и её жители, воспитанные на принципах сдержанности и верховенства силы, была антиподом образованных и изнеженных богатой жизнью Афин, что в конце привело к столкновению этих двух цивилизаций.

    Миеза, Науса. Школа Аристотеля Перипатос в Миезе

    Греческая Македония – край, избранный богами, завораживающий неповторимым сочетанием красивейших естественных пейзажей и великолепием памятников древних эпох. Эта местность является одним из лучших образцов согласованности созидательного начала человека и природы, непрерывно творящей свои произведения тысячелетиями. Одно из них – сталактитовые и сталагмитовые пещеры находящегося в окрестностях Миезы Нимфейона.

    Мини-отель

    Мини-отель,ILIAHTIADA Apartments – небольшой современный отель, построенный в 1991 году расположен в Халкидиках, на полуострове Кассандра, в поселке Криопиги, в 90 км от аэропорта Македониа города Салоники. Отель предлагает просторные номера, гостеприимную атмосферу. Это отличное место для экономного семейного отдыха.Отель расположен на территории в 4500 кв. м.

    Военный Музей города Салоники

    С детства мы знали, что Греция – это страна с древней историей полной мифов и легенд. По сей день люди восхищаются храбростью Геракла, доблестью Ахиллеса, мудростью Афины. Приезжая в Грецию люди стремятся посетить места древних, чтобы соприкоснуться с историей великой античной страны, подарившей людям столь много изобретений, использующихся и в наши дни. Но доблесть греческого народа не закончилась древними Персидскими войнами или завоеваниями Александра Великого. Мы приглашаем вас туда, где можно найти реальные доказательства их мужества! В Военный Музей города Салоники!

    Навпакт. Место, где строят корабли.

    Путешествуя по Западной Греции непременно посетите город Навпакт, второй по величине город нома (области) Этолия и Акарнания. Он расположен на северном берегу коринфского залива неподалеку от моста Рио-Антирио и 215-ти километрах от столицы Эллады. Население Навпакта составляет около 18 000 человек. В переводе с греческого слово «навпакт» означает «место, где строят корабли». История этого города берет свое начало в мифах и легендах Древней Греции. Согласно одному из сказаний здесь построили свой флот Гераклиды – потомки Великого Геракла, которые переправились затем на Пелопоннес. В 455-м году здесь поселились восставшие против Спарты илоты-рабы, которые впоследствии стали союзниками Афин в Пелопоннесской войне против Спарты. В 429-м году неподалеку от города состоялось морское сражение, итогом которого была победа афинского флота. Город признал македонскую гегемонию в 4-м веке до н. э. Впоследствии стал одним из провинциальных городков сначала Римской, а затем Византийской империи. После Четвертого крестового похода Лепанто, а именно так назывался Навпакт в те времена, вошел в состав греческого Эпирского царства. В 1401-м году город был присоединен к Венецианской республике. Несмотря на героическое сопротивление населения и военных подразделений города, он был взят турками в 1499-м году. Следующей вехой в истории города была одна из крупнейших морских битв во всей мировой истории – битва при Лепанто. В этом кровопролитном сражении объединенный флот Священной лиги (союз влиятельных европейских государств) нанес сокрушительное поражение военно-морским силам Османской империи.

    Кикладские острова

    В группу Кикладских островов входят наиболее значимые Санторини и Миконос. Раскинулись они в Эгейском море. Почему Кикладские? Понятие «киклос» на греческом значит «окружность». Так и острова. Они расположились по кругу. Этот хоровод сами греки ценят не меньше гостей и с удовольствием посещают курорты, расположенные в центре Эгейского моря.



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными