Цепь питания которую можно наблюдать в тундре. Пищевые цепи в тундре. III. Изучение нового материала

Цепь питания которую можно наблюдать в тундре. Пищевые цепи в тундре. III. Изучение нового материала

«Субтропики» - Климат в субтропиках. Цикады, богомолы, саранча. Берега Черного моря. Птицы. Растительный мир. Субтропики. Черноморское побережье Кавказа. Кабан. Морские коньки. Животные. Насекомые. Важные культурные растения. У Черного моря. А.С.Пушкин о море писал. Краб. Морские обитатели. Оазис в пустыне. Морская собачка.

Оценка баланса между живыми и неживыми вещами

Посмотрите на каждую из следующих фотографий различных экосистем, в которых баланс между живыми и неживыми вещами расстроен.


Ответьте на вопросы по каждой картине. . В этой речной экосистеме вода высохла из-за засухи. Как это влияет на биоразнообразие растений и животных в этой экосистеме?

Многие животные, которые полагались на воду в качестве среды их обитания, умерли бы, например, рыба, лягушки и т.д. в свою очередь птицы, которые съели этих животных, ушли бы. Растения, которые опирались на очень влажную почву, умерли бы, например, тростники и кувшинки.

«Арктика, тундра» - Климат. Природные зоны. Растительный мир. Природные условия тундры. Как разнообразен мир. Формировать представления о ледяных пустынях. Ледяные пустыни. Животный мир. Природные зоны холодного пояса. Ресурсы.

«Тест животные тундры» - 4 Ночная хищная птица. 6 Небольшая птица отряда куриных. 7 Любитель ягеля. 3 Грызун – эндемик тундры. 1 Климатическая зона – ледяная прерия. 5 Крупное копытное животное с длинной шерстью. 8 Ярко окрашенная птица из отряда гусеобразных. Животный мир тундры.

Однако многие из этих экосистем также имеют животных, приспособленных к сухим сезонам. Хотя длительные периоды засухи все еще наносят ущерб этим животным.


На этой фотографии почва начала разрушаться. Почему вы думаете, что это произошло? Это может быть трудный вопрос для ответа. Это может быть потому, что земля была обработана, и поэтому естественные растения были удалены. В настоящее время нет корней, удерживающих почву вместе. Когда наступает дождь, он смывает почву, вызывая эрозию.

«Зона тайги» - Брусника. В таёжном лесу по сравнению с лесотундрой благоприятнее условия для жизни животных. Тайга - самая большая по площади ландшафтная зона России. Располагается в северной субарктической влажной географической зоне. Дерново-подзолистая. Тайга. Хвойные деревья составляют там основу растительной жизни.

Важность воды в экосистеме



В этом искусственном лесу под куполом деревьев мало жизни. Как вы видели из этой деятельности, живые существа зависят от неживых вещей в экосистеме. Существует также очень хороший баланс, и если что-то расстроено, то экосистема начнет ухудшаться. Без воды, как мы знаем, она не может существовать.




Вода обеспечивает среду обитания для многих различных организмов и позволяет растениям и животным выживать и размножаться. Вода является универсальным растворителем и позволяет проводить важные химические реакции. Это ключевой ингредиент для фотосинтеза, где растения создают глюкозу из солнечного света, воды и углекислого газа. Вода играет важную роль в размножении растений, поскольку некоторые семена должны быть рассеяны водой. Мы теперь узнали, что составляет экосистему. Теперь мы знаем, что существуют отношения между живыми и неживыми вещами.

«Тундра окружающий мир» - Весной многолетняя мерзлота мешает талым водам просачиваться вглубь. Появляются ползучие полярные ивы и карликовые березки. Мурманск – незамерзающий порт. В июле тундра покрывается ковром цветущих растений. Тундра. Норильск – город металлургов и горняков. Полярная сова. Вокруг озер растут осоко-пушицевые с небольшой примесью разнотравья.

В экосистеме растения и животные также связаны друг с другом из-за их кормовых отношений. Растения в экосистеме называются производителями, а животные - потребителями. Вы помните, что производитель и потребитель делает в экосистеме? Существуют разные типы потребителей.

Что вы называете человеческим травоядным? Вот пример пищевой цепи.


Повернитесь к другу и создайте собственную цепочку продуктов, состоящую из четырех организмов. Помните, что пищевая цепь всегда начинается с растений и заканчивается мусорщиками или разлагающими.

«Тундра урок» - Работа с картой. Найдите остров Новая Земля. Водоросли рыба белый медведь. Экологическая пирамида. Символ России - русская берёза. Цепочка питания. План. Животный мир тундры. Растительный мир тундры. Тундра. Кроссворд.

Всего в теме 29 презентаций

Известно ли тебе, что

В целом экосистеме отношения питания между растениями и животными намного сложнее, чем простая пищевая цепь. В вышеупомянутой пищевой цепи, например, хамелеон может также есть мухи или бабочки, змея не только питается хамелеонами, но также и метелями, и мунгусом, а также ест мелких птиц и яиц.

Когда мы объединяем много разных цепочек продуктов в экосистеме, мы получаем продовольственную сеть. Пищевая сеть состоит из множества тысяч и тысяч цепочек продуктов, которые связаны друг с другом. Ниже представлена ​​сеть продуктов питания в экосистеме саванны.

Цели :

  1. Формировать знания учащихся об особенностях природы тундры, животном и растительном мире; расширить представления учащихся об использовании природных богатств тундры, о занятиях населения; формировать умение определять природную зону по основным признакам.
  2. Развивать умения раскрывать природные и экологические взаимосвязи в тундре, умения сравнивать и делать выводы.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к труду людей.

Тип урока : урок формирования новых знаний и умений.




В экосистеме также есть разные уровни потребителей. Первичные потребители являются травоядными животными, которые питаются растениями, такими как мышами и травой в этой пищевой сети саванны.

  • Вторичные потребители питаются основными потребителями.
  • Третичные потребители потребляют вторичные или первичные потребители.
Изучите продовольственную сеть и определите производителей и потребителей. Различают первичные, вторичные и третичные потребители. Вы можете написать свои ответы на иллюстрации в Интернете.

Оборудование :

  • карта природных зон России;
  • атласы по природоведению;
  • гербарий тундровых растений;
  • таблица “В тундре”;
  • картинки с изображениями животных, птиц, растений тундры;
  • учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 4 класс (с. 87-97);
  • карточки с изображением мира тундры для составления цепей питания;
  • карточки-схемы для проверки знаний учащихся;
  • телевизор и видеомагнитофон, кассета “Жить или не жить”.

Ход урока

I. Организационный момент

Ниже приведена еще одна пищевая сеть, состоящая из растений, рыбы и птиц. Какую экосистему вы считаете этой пищевой сетью?


Водные - водно-болотные угодья, река, озеро, пруд и т.д. Используйте следующие списки организмов в морской и лесной экосистеме, чтобы создать сеть для каждой экосистемы. Морская экосистема: фитопланктон, морской сорняк, зоопланктон, краб, омар, креветка, мелкая рыба, крупная рыба, черепаха, тюлень, дельфин, косатка. Лесная экосистема: трава, маленькие растения, семена, жук, бабочка, лягушка, кролик, мышь, семенная птица, насекомоядная птица, змея, лиса, сова. Когда ученый, такой как ботаник, зоолог или эколог, выходит на улицу, чтобы выполнять свою работу и эксперименты, это называется «полевая работа».

1. “Минутка фантазии”

  • Представьте, что если бы сотне художников, живущим в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились бы совсем разные картины. На одной мы увидели бы суровую тундру, на другой – пышный лес, а на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся: сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое!
  • Как вы думаете, почему у художников получились бы такие разные, непохожие друг на друга, портреты России?

(Дети вы сказывают свои предположения).

Теперь, когда мы узнали о живых и неживых вещах в экосистеме и существующих отношениях, давайте расследовать экосистему в школе или рядом с ней.

Для этого занятия учитель может определить некоторые возможные области в школе или рядом с ней перед уроком. Затем, когда дело доходит до урока, время не напрасно тратится на поиск подходящих мест. учащиеся могут либо изучать одно и то же место, либо может быть несколько пятен, охватывающих различные экосистемы. Поощряйте учащихся делать заметки на своей бумаге для отходов и в буферах обмена, пока они находятся снаружи, чтобы практиковать свои навыки наблюдения и заметок.

2. Сообщение темы, целей урока

  • Условия для жизни организмов очень разнообразны, и в разных уголках страны сложились совсем разные природные зоны. И сегодня на уроке мы познакомимся со следующей природной зоной, с ее положением на карте, климатом, животным и растительным миром, занятиями населения. Научитесь составлять цепи питания, которые в ней сложились.

II. Повторение и проверка знаний и умений

Выйдите на улицу вместе со своим учителем и определите экосистему на территории вашей школы или рядом со школой, в которой вы можете учиться. Посмотрите на картинку ниже, чтобы получить представление о том, как настроить квадранты. Как только вы выделили квадрат, разделите его на 4 меньших квадрата со строкой, чтобы у вас был квадрант с 4 квадратами, как показано на рисунке.


Когда вы отмечаете, что ваша экосистема изучается, будьте осторожны, чтобы не повредить ни один из растений и животных, которые есть там, так как это то, что вы будете изучать. Для каждого из четырех квадрантов в вашей экосистеме подсчитайте количество различных видов растений и животных. Посмотрите, можете ли вы идентифицировать имена различных видов растений и животных с помощью справочников. Например, какой тип почвы присутствует? Возможно ли, что поток протекает через вашу экосистему? Что такое солнечный свет, теневое или полное солнце? Есть ли приюты для животных? Делайте заметки об этом, так как вам придется отвечать на вопросы, когда возвращаетесь в класс.

  • Вы будете работать в группах для этой деятельности.
  • Вам нужно будет выделить область палками и струнами, используя метод квадранта.
  • Площадь должна быть около 5м х 5м.
  • Заполните это в таблице ниже, когда вернетесь в класс.
  • Изучите неживые вещи в вашей экосистеме.
  • Какую экосистему вы изучаете?
  • Активность-зависимая Какова общая площадь вашего квадрата?
  • Заполните таблицу ниже для каждого квадранта.
  • Каково среднее число видов растений на всей площади?
  • Каково среднее число видов животных?
  • Каково среднее количество общих организмов в вашей экосистеме?
  • Каково количество организмов на единицу площади?
  • Это довольно сложно - вашему учителю может понадобиться помощь!
Чтобы выработать количество организмов на единицу площади, разделите общее количество организмов на общую площадь площади.

  • С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке? (Ледяная зона, или Арктика).
  • Покажите на карте ледяную зону, расскажите о природных условиях Арктики.

Это огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и океанами. Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Все покрыто толстым слоем льда и снега. Зима длится почти полгода – сильные морозы (до -60°), метели и снегопады. 179 суток – полярная ночь. Летом температура не выше 0° С. Солнце низко поднимается над горизонтом. Воздух прогревается медленно, так как много тепла уходит на таяние льдов и снега. 186 суток – полярный день.

Сделайте это вычисление на доске для своих учеников, чтобы увидеть, а затем повторить со своими номерами. Заполните имена 3 видов растений и 3 вида животных, которые вы указали в таблице ниже. Сделайте простой рисунок каждого организма и напишите краткое описание каждого вида. Объясните наличие пищи для животных, доступность воды, тип почвы, количество солнечного света, и укажите, есть ли какие-либо естественные убежища для животных. Напишите описание неживых вещей в вашей экосистеме. . Поощряйте учащихся исследовать и объяснять некоторые возможные причины наблюдаемых явлений, например, наличие определенного насекомого, цвет почвы, наличие определенного типа растений и т.д.

  • Приглашаю 1-2 учеников населить карту природных зон фишками с изображением животных. (В это время обращаю внимание детей на выставку рисунков “В Арктике”).
  • Может, кто-то желает прокомментировать свой рисунок?

Учащиеся закончили работу с картой.

  • Каких животных вы заселили? Как они приспособились к жизни в Арктике?
  • Что вы можете сказать о растительности ледяной зоны? (Не образует сплошного покрова).
  • А как осваивает Арктику человек? Приносит это пользу или вред?
  • Как охраняют природу северного края? (Рассказы детей об острове Врангеля).

III. Изучение нового материала

1. Продолжаем путешествовать по природным зонам нашей страны.

Ваша экосистема будет содержать животных и растения, которые являются взаимозависимыми, и они связаны их кормовыми отношениями. Используйте пространство ниже, чтобы нарисовать сеть для вашей экосистемы. биосферный заповедник. Они привезли крупный рогатый скот, который перевыполнил луга и вызвал ужасную вспышку мухи цеце. Весь скот, козы и овцы голландских фермеров и коренные народы почти уничтожили естественную растительность бушвельд. К счастью, люди осознали проблемы вовремя и начали вновь вводить и защищать в этом районе оригинальные виды животных и растений. Белые носороги, жирафы, бегемоты и различные виды антилоп и меньший бак вернулись. Экотуризм в настоящее время очень популярен, и фермеры очень стараются остановить эрозию почв и внедрить оригинальные виды трав. Фермеры также начали забирать заборы между своими фермами, чтобы животные могли свободно ходить. Описывал, что случилось с землей, когда на нем пасли весь скот, овцы и козы. Животные перегрызли землю, что означает большую часть естественного растительность была съедена и не имела достаточного времени для регенерации, поэтому почва осталась без защиты и начала разрушаться. Объясните, что случилось с оригинальными, коренными животными, которые жили на земле после того, как фермеры скота прибыли? Потому что оригинальные животные не могли дольше находить естественную растительность, к которой они привыкли, они либо голодали, либо выходили из этого района. Можете ли вы предсказать, что произошло бы, если бы люди не изменили способ использования земли? Какие факторы они должны были изменить для защиты и сохранить их землю? Затем они рекламировали этот район как экологически чистую туристическую достопримечательность и зарабатывали много денег от туристов, а не разрушали сельскую местность. Если фермеры вместо того, чтобы удалять крупный рогатый скот и козлы, скорее посадили урожай на земле, как вы думаете, в конечном итоге? Почва, вероятно, не могла бы выдерживать посевы в течение многих лет, поэтому фермеры будут распылять много удобрений и, возможно, ядовитые средства борьбы с вредителями, которые еще более разрушили бы окружающую среду. Это специфично для контекста, но учащимся необходимо продемонстрировать навыки оценки и творческого решения проблем, чтобы придумать хорошие предложения по сохранению собственных сообществ. В течение каменного века коренные народы жили в этой области. . Это также один из крупнейших.

  • Послушайте загадку о новой природной зоне.

Много рыбы у нее,
Много зверя у нее.
Не скупа, наоборот,
Все нам щедро отдает.

  • Итак, что это за зона? (Тундра).
  • Откуда произошло это слово? (С финского языка “безлесая равнина”).

2. Работа с картой

  • Вспомните, каким цветом показана на карте тундра?
  • Найдите и покажите ее границы сначала на карте природных зон друг другу тупым кончиком карандаша или ручки. Затем – на настенной карте.
  • Дайте характеристику этой зоны. (Ответы детей).

3. Рассказ учителя (с элементами беседы)

а) Местоположение. Климат.

  • На тысячи километром с запада на восток вдоль берегов северных морей южнее ледяной зоны протянулась тундра. Она как бы жмется к побережью Северного Ледовитого океана. Удаленность от экватора сказывается в суровом климате тундры.
  • Какая зима в тундре? (Долгая, 6-8 месяцев, морозы до -50° , холодные ветры, снеговой покров держится 8-9 месяцев).
  • Лето короткое и холодное. Средняя температура +10° , +15° , временами бывают заморозки. Полярный день. Однако и летом солнце высоко не поднимается над горизонтом, поэтому мерзлая почва оттаивает только на глубину от 50 см до 1 м, ниже остается вечная мерзлота.
  • б) Растения.

  • Коротким полярным летом снега и льды тают, обнажая тундру. Разнообразные растения и мелкие животные, населяющие ее, мгновенно просыпаются. Растения переносят долгую зиму либо в семенах, либо вообще не замерзая. Поэтому они остаются под снегом как бы в законсервированном состоянии с вполне развитыми листьями и почками. Летом растения быстро развиваются и успевают дать семена за короткое северное лето.
  • Как же приспособились растения к условиям жизни здесь?
  • Эти ветки пурга коверкала,
    Гнула, гнула, к земле пригибала,
    Ты согнулась, поникла, померкла
    И такою покорною стала.

    (Карликовая березка. Показ – гербарий ).

    • Да, действительно, и сильные ветры, и недостаток тепла, и слабое поступление влаги из почвы к побегам через корни делают невозможным рост нормальных деревьев. Растения жмутся к земле и образуют низкорослые растения-карлики: карликовая береза, полярная ива.
    • Многие растения растут группами и стелятся по земле, или имеют корни в верхнем слое почвы. (У поверхности земли – теплее, ветер слабее ).
    • Посмотрите на гербарий. Как называются эти растения? (Лишайник и олений мох – ягель ).
    • По каким признакам вы узнали бы их в природе?

    Рассказ учеников об этих растениях.

    “Страничка экологии”

    При освоении Севера человеком растительность тундры страдает более всего. Казалось бы, какая беда в том, что по тундре прошел вездеход… Но разрушен растительный покров, для восстановления которого потребуется несколько десятков лет. За это время мерзлотный слой оттаивает на большую глубину, и на месте следа вездехода образуется болото. А это приведет к уменьшению численности животных. Тундра очень ранима.

    • В тундре есть места, где растут не только мхи и лишайники, но и кустики ягодных растений. Назовите их (черника, клюква, красная смородина).

    Показываю иллюстрации – дети отвечают: морошка, брусника, голубика – самые распространенные.

    • А цветы тундры скромны и не избалованы солнцем, долго и терпеливо ждут короткого лета, чтобы распуститься всего на 1-2 месяца.

    В тундре на полянке
    Горят огоньки,
    Это распустились
    Яркие… (жарки).

    Показ – купальница (жарки).

    в) Животные.

    • Летом в тундре появляется бесчисленное количество комаров, мошек, оводов. И в это время года для гнездования прилетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки, кулики.
    • Как вы думаете, а что привлекает этих птиц в тундре? (Полярное лето с длительным солнечным освещением, которое позволяет им добывать корм на протяжении большей части суток ).
    • Но в тундре есть еще и постоянные ее обитатели. Как же они приспособились к жизни в условиях долгой суровой зимы?

    В ходе урока заполняется настенная карта – население тундры живыми существами – фишками.

    Рассказы детей о животных после загадок учителя (загадки народов Севера).

    От рогов ветвистых, стройных
    На снега упала тень.
    Кто бежит к нам, с ветром споря?
    Это северный… (олень ).

    Северные олени хорошо приспособлены к жизни в тундре. Их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде ложки или совка, удобные для разгребания снега и откапывания из-под него ягеля. Во время хождения по мягкой почве или рыхлому снегу копыта раздвигаются в стороны, увеличивая поверхность опоры и тем самым способствуя успешному передвижению по льду, снегу или болоту. Волосяной покров хорошо защищает оленя от стужи, особенно сильно он развит на шее. На зиму волосы утолщаются, под ними образуется воздушный слой, препятствующий потере тепла. Кроме того, в шерсти увеличивается количество белых волос, отчего олень как бы седеет. Такая шерсть задерживает излучение тепла в окружающее пространство и согревает тело. К зиме олени жиреют, подкожный слой жира достигает 3-4 см, это тоже помогает им переносить сильные морозы. Кроме того, в морозную погоду олени сбиваются в плотные кучи, вследствие чего стадо окутывается густым облаком согретого воздуха.

    Маленький шарик по тундре шарит.

    (Лемминг )

    Живут строго по режиму: 1 час кормятся, 2 часа спят. И так на протяжении суток.

    Всю зиму до самого лета
    В наряд белоснежный одета.
    Глаза, как зеленые блюдца,
    Не плачут и не смеются.
    При солнце таится и спит,
    Во тьме на охоту летит.

    (Полярная, или Белая сова )

    Белый клубок – за белым – скок.

    (Долганская: песец и заяц, заяц-беляк или таймырский беляк )

    Злая вьюга сугробы намела,
    Все затихло, будто тундра замерла.
    На снегу еле заметные следы,
    Что за птиц белых стаи залегли?

    (Белая куропатка )

    • Сделайте вывод: как приспособились животные тундры к жизни в условиях долгой суровой зимы?

    Шерсть у зверей и оперение у птиц густое, особенно на легко зябнущих частях тела, например, на лапах у песцов, на ногах и морде северных оленей, на пальцах куропаток и белых сов. Недостаток кормов зимой восполняется у животных толстым слоем подкожного жира, например, у северного оленя и песцов. Однако за короткое лето этого жира накапливается недостаточно. Трудно добыть корма зимой под слоем плотного снега. Но у животных есть приспособления к разгребанию снега, например, разросшиеся за зиму кости куропаток и копытного лемминга, широкие копыта у северного оленя.

    В наши края иногда наведываются волки, белые медведи. Южнее, в лесотундре, водятся горностаи, норки, соболя.

    4. Проверка знаний

    1. Игра “Кто говорит?”

    Двое учащихся инсценируют диалог, услышанный в тундре, а дети должны догадаться, о каких животных идет речь.

    2. Составление цепей питания, которые сложились в тундре.

    Выберем динамические модели, объясняя свой выбор: как связаны между собой обитатели зоны. Например:

    IV. Работа с учебником

    1. Тундра и человек

    • Прочитать 1 часть рассказа на стр. 56 и ответить на вопрос: какое основное занятие населения тундры? (Оленеводство: мясо, упряжки, шкура, одежда, жилье ).
    • Почему постоянно надо перегонять оленьи стада с одного пастбища на другое?

    Вывод : Оленеводство. Рыбная ловля на побережье океана. Охота на птиц. Сбор пуха и яиц (где разрешено). Пушной промысел (охота на песцов). Добыча полезных ископаемых (Норильск ).

    2. Беседа об охране природы тундры

    • Какой вред природе тундры наносят люди? (Гибель оленьих пастбищ от неумеренного выпаса, повреждение тундры, беспокойство животных, охота и браконьерство, загрязнение нефтью ).
    • Придумайте и подберите условные знаки к этим факторам “Так делать нельзя!” (Иллюстрации условных знаков ).

    3. Просмотр видеокассеты по экологии

    Дети высказывают свое отношение к увиденному (без природы не будет России).

    4. “Экологический прогноз”

    • Что это? Давайте составим экопрогноз.

    Экология – наука, которая изучает, как живые существа связаны с тем, что их окружает.

    1. Истребление волка ® распространение болезней в стадах диких северных оленей.
    2. Загрязнение нефтью ® погибнут растения ® лишатся пищи олени и другие растительноядные (например, лемминги) ® хищные.
    3. Уничтожение песцов и сов ® чрезмерное размножение леммингов.
    • Как спасти природу тундры?

    V. Подведение итогов

    • Чем похожи изученные зоны?
    • Что понравилось на уроке?
    • А что – нет?
    • О чем задумались?


    © 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными