Рода военно воздушных сил. Военная авиация россии

Рода военно воздушных сил. Военная авиация россии

Как показывает опыт произошедших за последние десятилетия вооруженных конфликтов, исход во многом зависит от состояния военно-воздушных сил. Больше шансов одержать победу у той враждующей стороны, у которой более развиты ВВС. Россия обладает сильными военно-воздушными силами, способными разрешить любой конфликт, представляющий угрозу для государства. Наглядным примером могут быть события в Сирии. Информация об истории развития и актуальном составе ВВС России содержится в статье.

С чего все начиналось?

Несмотря на то что официально создание русской авиации состоялось в августе 1912 года, изучением аэродинамики в царской России начали заниматься гораздо раньше. Именно для этой цели в 1904 году профессором Жуковским был основан специальный институт. В 1913 году конструктором Сикорским был собран легендарный бомбардировщик «Илья Муромец».

В этом же году сконструировали четырехмоторный биплан «Русский витязь». Конструктором Григоровичем велись работы по различным схемам гидропланов. В 1914 г. военным пилотом П. Нестеровым была выполнена «мертвая петля». Российскими летчиками были совершены первые успешные вылеты в Арктику. Как утверждают специалисты, военная авиация Российской империи просуществовала недолго, тем не менее она зарекомендовала себя как одна из лучших ВВС на то время.

Революционное время

К 1917 году летный парк русской авиации был представлен самолетами численностью не менее 700 единиц. В Октябрьскую революцию авиацию расформировали, большое количество пилотов погибло, значительная часть вынуждена была эмигрировать. Вскоре уже в 1918 году молодой советской республикой были сформированы свои ВВС, которые значились как РККВФ (Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот). Советская власть начала интенсивно развивать авиационную промышленность: создавались новые предприятия и КБ. С 30-х годов началась карьера таких блистательных советских конструкторов, как Поликарпов, Туполев, Лавочкин, Ильюшин, Петляков, Микоян и Гуревич. Подготовка и первоначальное обучение летных кадров осуществлялись в специальных аэроклубах, после которых курсанты распределялись сначала по летным училищам, а позже по строевым частям. В те годы функционировали 18 летных училищ, через которые прошли 20 тыс. курсантов. Обучение технических кадров проходило в шести специализированных авиационных заведениях. Руководство советской республики понимало, что для первого социалистического государства очень важно обладать мощными военно-воздушными силами. С целью увеличить самолетный парк со стороны правительства были предприняты все меры. В итоге к 1940 годам авиаряды пополнились истребителями Як-1 и Лаг-3, собранные в конструкторских бюро Яковлева и Лавочкина. В КБ Ильюшина трудились над созданием первого штурмовика Ил-2. Туполевым и его конструкторами был спроектирован дальний бомбардировщик ТБ-3. Микоян и Гуревич в то время занимались по истребителю Миг-3.

В годы Второй мировой

К началу Великой Отечественной авиационной промышленностью Советского Союза в сутки выпускалось по 50 самолетов. Вскоре производство было увеличено вдвое. Как утверждают специалисты, советская авиация в первые годы войны понесла очень большие потери. Обусловлено это тем, что советские летчики не обладали достаточным боевым опытом. Применяемая ими устаревшая тактика не принесла ожидаемый результат. Кроме того, приграничная зона постоянно подвергалась атакам противника. В результате дислоцирующиеся там советские самолеты были разбиты, так и не взлетев. Тем не менее уже к 1943 г. летчики СССР приобрели нужный опыт, а авиация пополнялась современной техникой: истребителями Як-3, Ла-5, Ла-7, модернизированными штурмовиками Ил-2, бомбардировщиками Ту-2 и ДБ-3. В годы Великой Отечественной авиационные школы выпустили свыше 44 тыс. летчиков. Из них 27 600 пилотов погибли. Как утверждают специалисты, начиная с 1943 г. и до конца войны советские летчики получили в воздухе полное превосходство.

Послевоенный период

По окончании Второй мировой обострилось противостояние между СССР и странами Запада. Этот период в истории известен как Холодная война. Авиация пополняется реактивными самолетами. Появляются вертолеты, которые стали совершенно новым видом боевой техники. Не прекращается стремительное развитие советской авиации. Самолетный парк пополнен 10 тыс. машин. Кроме того, советскими конструкторами были завершены работы по истребителям четвертого поколения Су-29 и МиГ-27. Сразу началось проектирование самолетов пятого поколения.

После развала СССР

В это время между вышедшими из состава Советского Союза молодыми республиками началась дележка авиации. Как утверждают специалисты, были похоронены все начинания советских конструкторов. В июле 1997 года президентом РФ был сформирован новый род войск - ВВС России. В нем объединили войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. После всех необходимых структурных изменений в 1998 г. был создан Главштаб ВВС России. Тем не менее, по мнению военных экспертов, 90-е годы стали для авиации РФ периодом деградации. Положение было крайне тяжелым: осталось много заброшенных аэродромов, наблюдалось неудовлетворительное обслуживание оставшейся авиационной техники, обучение летных кадров производилось не на должном уровне. Нехватка финансов отрицательно сказалась на тренировочных полетах.

2008-2009 гг.

В этот временной промежуток, как утверждают эксперты, ситуация в ВВС России (фото данного рода войск представлено в статье) резко улучшилась. С целью исправить критическое состояние военно-воздушных сил на модернизацию государством выделяются большие суммы. Кроме капитального ремонта и модернизации, самолетный парк интенсивно обновляется новыми авиационными моделями.

Конструкторы ВВС России сегодня завершают разрабатывать самолет 5-го поколения ПАК ФА Т-50. Военнослужащие с существенно увеличенным денежным довольствием, пилоты лучше оттачивают свои летные умения, поскольку у них появилась возможность проводить в воздухе необходимое количество часов.

2015 год

В августе ВВС Российской Федерации были введены в состав ВКС (военно-космические силы) под руководством главкома генерал-полковника Бондарева. Главнокомандующий ВВС и замглавкома ВКС - генерал-лейтенант Юдин. Российские ВВС представлены дальней, военно-транспортной и армейской авиацией, а также радиотехническими, зенитными и ракетными войсками. Разведывательная деятельность, защита от оружия массового поражения, спасательные операции и радиоэлектронная борьба осуществляются специальными войсками, которые также в составе российских военно-воздушных сил. Дополнительно к ВВС прилагаются инженерные и тыловые службы, медицинские и метеорологические подразделения.

Задачи ВВС России

Новые военно-воздушные силы РФ выполняют следующее:

  • Отражают нападения агрессоров с воздуха и космоса.
  • Осуществляют воздушное прикрытие стратегически важных объектов и городов.
  • Занимаются разведывательной деятельностью.
  • Уничтожают вражеские войска. Для этой цели может использоваться как обычное, так и ядерное оружие.
  • Поддерживают с воздуха наземные вооруженные силы.

О боевой технике российской авиации

Ниже представлены несколько наиболее эффективных самолетов ВВС России. Дальняя и стратегическая авиация располагает:

  • Авиационной единицей Ту-160, которую еще называют «Белый лебедь». Модель была создана еще в советское время. Самолет способен преодолевать вражеские средства противовоздушной обороны и наносить ядерные удары. В России на вооружении состоит 16 таких машин.
  • Самолетами Ту-95 «Медведь» в количестве 30 единиц. Модель была спроектирована еще в сталинские времена, но стоит в строю и по сегодняшний день.
  • Стратегическими ракетоносцами Ту-22М. Выпускался с 1960 года. Россия располагает машинами численностью 50 единиц. Еще 100 находятся на консервации.

Среди истребителей следует выделить следующие модели:

  • Су-27. Является советским фронтовым истребителем. На базе машины было создано немало модификаций. В России имеется 360 таких самолетов.

  • Су-30. Модифицированный вариант предыдущего истребителя. В распоряжении ВВС 80 единиц.
  • Су-35. Очень маневренный самолет 4-го поколения. На вооружении российских военно-воздушных сил с 2014 года. Численность машин составляет 48 шт.
  • МиГ-27. Истребитель 4-го поколения. Количество 225 машин.
  • Су-34. Является новейшей российской авиамоделью. ВВС располагает 75 истребителями.

Функции штурмовиков и перехватчиков выполняют:

  • Су-24. Является точной копией американского F-111, который в отличие от советского варианта уже давно снят с вооружения. Тем не менее списанию подлежит и Су-24. Сделать это планируют в 2020 году.
  • Су-25 «Грач». Создан в 70-е. На вооружении российских ВВС 200 самолетов, еще 100 законсервированы.
  • МиГ-31. Россия располагает данными перехватчиками в количестве 140 единиц.

Военно-транспортную авиацию представляют:

  • Ан-26 и Ан-72. Являются легкими транспортными самолетами.
  • Ан-140 и Ан-148. Для машин характерна средняя грузоподъемность.
  • Ан-22, Ан-124 и Ил-86. Представляют большегрузную авиатехнику.

В российском ВВС службу несут не менее 300 транспортных самолетов.

Обучение летных кадров осуществляют на следующих моделях:

  • Як-130.
  • L-39.
  • Ту-134 УБЛ.

К армейской авиации принадлежат:

  • Вертолеты Миля и Камова. После того как был прекращен выпуск Ка-50, парк армейской авиации пополнили вертолетами Ка-52 и Ми-28 по 100 машин. Кроме того, ВВС располагает вертолетами Ми-8 (570 шт.) и Ми-24 (620 машин).
  • В качестве беспилотных летательных аппаратов в российских военно-воздушных силах используют БПЛА «Пчела-1Т» и «Рейс-Д».

Одежда в стиле ВВС для гражданского потребителя

Благодаря конструктивным особенностям большим спросом пользуются летные куртки ВВС России. В отличие от других моделей данный элемент одежды имеет на рукавах специальные карманы. Пилоты в них кладут сигареты, ручки и другие какие-либо маленькие детали. Кроме того, при изготовлении боковых карманов наличие утеплителя не предусмотрено, а на спине куртки не содержат швов. Благодаря этому снижается нагрузка на пилота. Стоимость изделий зависит от способа пошива и используемых материалов. Цена продукции на меху составляет 9400 рублей. «Шевретка» обойдется покупателю в пределах 16 тыс. За кожаную куртку ВВС России придется выложить от 7 до 15 тыс. рублей.

ВВС России по размеру флота уступает только ВВС США.

По состоянию на 2010 год, численность личного состава ВВС России составляет около 148 000 человек. В эксплуатации Военно-воздушных сил находятся более 4 000 единиц военной техники, а также 833 на хранении.

После реформы, авиаполки были сведены в авиабазы, общим количеством 60 АБ.

Тактическая авиация имеет в своём составе следующие эскадрильи:

  • 38 истребительных аэ)
  • 14 бомбардировочных аэ,
  • 14 штурмовых аэ,
  • 9 разведывательных аэ,
  • учебные и испытательные - 13 аэ.

Дислокация авиабаз тактической авиации:

  • КОР - 2 АБ
  • ГВЗ - 1 АБ
  • ЗВО - 6 АБ
  • ЮВО - 5 АБ
  • ЦВО - 4 АБ
  • ВВО - 7 АБ

В конце 2003 года, генерал-лейтенант Виктор Николаевич Сокерин, подав в отставку с должности Командующего ВВС и ПВО Балтийского флота так охарактеризовал ситуацию в ВВС на тот момент: «ВС испытывают неконтролируемый распад своей боевой авиации». «…Авиационные полки укомплектованы офицерами, которые на протяжении пяти лет обучения имели всего несколько часов учебного налёта, причем главным образом с инструктором. Только 3 процента лётчиков 1-го и 2-го классов имеют возраст моложе 36 лет и только 1 процент штурманов 1 класса ВВС БФ моложе 40 лет. 60 процентов командиров экипажей старше 35 лет, половина из них старше 40 лет.»

По итогам 2006 года средний налёт в ВВС России составил 40 часов. Показатель налёта зависит от вида авиации. В военно-транспортной авиации он был 60 часов, тогда как в истребительной и фронтовой авиации составил 20-25 часов. Для сравнения, за тот же год данный показатель в США составил 189, Франции 180, Румынии 120 часов. В 2007 году в результате улучшения снабжения авиатопливом и активизации боевой подготовки, среднегодовой налёт увеличился: в Дальней авиации он составил 80-100 часов, в авиации ПВО - примерно 55 часов. Молодые лётчики нередко имеют налёт свыше 100 часов.

Помимо ВВС, имеется военная авиация и в других видах и родах войск Вооружённых Сил России: ВМФ, РВСН. Авиация ПВО и авиация сухопутных войск входят в состав ВВС. Авиация Ракетных войск стратегического назначения к 1 апреля 2011 года будет передана в состав Военно-воздушных сил РФ.

План по сокращению численности баз предусматривает уменьшение до 33 авиабаз, и списание около 1000 ЛА, до 2000 ЛА.

Точный количественный и качественный состав ВВС ВС России является секретной информацией. Приведённые ниже данные собраны по открытым источникам и могут содержать существенные неточности.

Источники

МиГ-31 - тяжёлый скоростной перехватчик

МиГ-29 - лёгкий многоцелевой истребитель

Су-35БМ - тяжёлый многоцелевой истребитель поколения 4++

Ту-22М3 - средний бомбардировщик-ракетоносец

Ту-160 - тяжёлый стратегический бомбардировщик-ракетоносец и Су-27 - истребитель-перехватчик

Ил-78 - воздушный танкер и пара Су-24 - фронтовых бомбардировщиков

Ка-50 - ударный вертолёт

Назначение, наименование Количество в регулярных ВВС Количество в резерве ВВС Общее количество Количество поставленных машин
Стратегическая и дальняя авиация: 204 90 294
Ту-22М3 124 90 214
Ту-95МС6/Ту-95МС16 32/32 64
Ту-160 16 16
Фронтовая авиация: 655 301 956 39
Су-25 / Су-25СМ 241/40 100 381
Су-24 / Су-24М / Су-24М2 0/335/30 201/0/0 566 0
Су-34 9 9 23
Истребительная авиация: 782 600 1382 66
МиГ-29 / МиГ-29СМТ/УБТ 242/34 300 570
МиГ-31 / МиГ-31БМ 178/10 200 388
Су-27 / Су-27СМ / Су-27СМ2/СМ3 252/55/4 100 406 0/0/8
Су-30 / Су-30М2 5/4 9
Су-35С 0 0 48
Боевые вертолёты: 1328 1328 130
Ка-50 8 8 5
Ка-52 8 8 31
Ми-24П/Ми-24ПН/Ми-24ВП-М 592/28/0 620 0/0/22
Ми-28Н 38 38 59
Ми-8/Ми-8АМТШ/Ми-8МТВ-5 600/22/12 610 0/12/18
Ми-26 35 35
Ка-60 7 7
Разведывательная авиация: 150 150
Су-24МР 100 100
МиГ-25РБ 30 30
A-50/A-50У 11/1 8 20
Транспортная авиация и танкеры: 284 284 60
Ил-76 210 210
Ан-22 12 12
Ан-72 20 20
Ан-70 0 60
Ан-124 22 22
Ил-78 20 20
Зенитно-ракетные войска: 304 304 19
С-300ПС 70 70
С-300ПМ 30 30
С-300В/С-300В4 200 ПУ 200 ПУ 0/?
С-400 4 4 48
Учебно-тренировочная и учебно-боевая авиация: >980 980 12
МиГ-29УБ/ МиГ-29УБТ ?/6
Су-27УБ
Су-25УБ/ Су-25УБМ 0/16
Ту-134УБЛ
Л-39 336 336
Як-130 8 8 3
Ансат-У 15 15
Ка-226 0 6

Перевооружение

В 2010 году Министерству обороны России российской авиационной промышленностью был поставлен 21 самолёт и 57 вертолётов.

В 2011 году Министерство обороны России получит от промышленности минимум 28 самолётов и более 100 вертолётов. Также в этом году продолжится модернизация парка штурмовиков Су-25 до стандарта «СМ».

На май 2011 года на вооружение поступило 8 серийных вертолётов Ка-52. В месяц завод может собирать до 2 Ка-52

По данным МО России в 2011 году будет закуплено 35 самолётов, 109 вертолётов и 21 зенитно-ракетная система.

По состоянию на начало 2011 года, 8 из 38 авиационных эскадрилий истребительной авиации были перевооружены на новые и модернизированные самолёты; штурмовой авиации - 3 из 14 аэ; бомбардировочной авиации - 2 из 14 аэ. В этом же году на Су-34 будет перевооружена одна бомбардировочная аэ авиабазы Балтимор под Воронежом.

Стало известно о заказе МО РФ 100 вертолётов Ка-60 со сроком начала поставок в 2015 году.

Стало известно, о том, что на авиасалоне МАКС-2011, планируется подписать контракт на поставку дополнительной партии Як-130 в объеме 60 машин.Контракт по модернизации МиГ-31 в вариант МиГ-31БМ в объеме 30 машин.Контракт на поставку МиГ-29К в объеме 24 машины для Авиации ВМФ РФ.

Количество авиатехники поступившей в ВВС за последние годы в рамках программы перевооружения:

Наименование Количество
Истребительная авиация: 107
МиГ-29СМТ 28
МиГ-29УБТ 6
МиГ-31БМ 10
Су-27СМ 55
Су-27СМ3 4
Су-30М2 4
Штурмовая/бомбардировочная авиация: 87
Су-25СМ 40
Су-25УБМ 1
Су-24М2 30
Су-34 13
Учебно-тренировочная авиация: 6
Як-130 9
Вертолётная авиация: 92
Ка-50 8
Ка-52 11
Ми-28Н 38
Ми-8АМТШ 32
Ми-8МТВ5 19
Ансат-У 15

Заключенные контракты на поставку авиатехники для ВВС и ВМФ РФ:

Наименование Количество Справка
МиГ-29К 24 планируется подписание контракта на МАКС-2011
Су-27СМ3 12 выполнен на треть, последние 8 бортов поступят в 2011
Су-30М2 4 выполнен
Су-35С 48 первые два борта поступят в 2011, срок выполнения до 2015 года
Су-34 32 4 бортов поставлено, в 2011 поступят ещё 6, в дальнейшем по 10-12 машин ежегодно
Су-25УБМ 16
Ка-52 36 8 серийных борта поставлено, в 2011 поступят ещё 10
Ми-28Н 97 38 бортов поставлено, включая 15 в 2010, в 2011 поступят ещё 15
Ми-26Т ? 4 до конца 2011 года
Як-130 62 9 серийных борта поставлено, летом поступят ещё 3
Ан-140-100 11 Будут поставлены в течении 3-х лет
Ка-226 36 6 в 2011
Ка-60 100 поставки с 2014-2015 года, возможна часть в корабельном исполнении

Беспилотные летательные аппараты

В составе ВВС России имеются два полка БПЛА, исследовательская эскадрилья и Центр боевого применения БПЛА в Егорьевске. В то же время, развитие БПЛА в России значительно отстаёт от аналогичных программ стран НАТО. В 2010 году МО РФ заказало у Израиля 3 вида разведовательных беспилотных самолёта для нужд своей армии. Общее количество аппаратов оценивается в 63 единицы. В России планируется открыть совместное с Израилем предприятие по производству БПЛА.

Виды закупленных БЛА:

  • IAI Bird-Eye 400
  • IAI I-View
  • IAI Searcher 2

Из отечественных БЛA на вооружении доподлинно известно находятся:

  • ZALA 421-08
  • Пчела-1Т
  • Типчак
  • Ту-243

Учебные заведения

Учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов для Военно-воздушных сил России:

  • Военно-воздушная академия имени проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина
  • Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова
  • Краснодарский филиал ВУНЦ ВВС «ВВА»
  • Военный авиационный инженерный университет г. Воронеж

Главная Структура Вооруженные Cилы РФ Военно-воздушные силы Структура Авиация

Авиация

Авиация ВВС (Ав ВВС) по своему предназначению и решаемым задачам подразделяется на дальнюю, военно-транспортную, оперативно-тактическую и армейскую авиацию, которые в своем составе имеют: бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.

Организационно авиация ВВС состоит из авиационных баз, которые входят в состав объединений ВВС, а также других частей и организаций, непосредственно подчиненных главнокомандующему ВВС.

Дальняя авиация (ДА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических) и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).

На вооружении соединений и частей ДА состоят стратегические и дальние бомбардировщики, самолеты-заправщики и самолеты-разведчики. Действуя преимущественно в стратегической глубине, соединения и части ДА выполняют следующие основные задачи: поражение авиационных баз (аэродромов), комплексов ракет наземного базирования, авианосцев и других надводных кораблей, объектов из состава резервов противника, военно-промышленных объектов, административно-политических центров, энергетических объектов и гидротехнических сооружений, военно-морских баз и портов, командных пунктов объединений вооруженных сил и оперативных центров управления ПВО на театре военных действий, объектов сухопутных коммуникаций, десантных отрядов и конвоев; минирование с воздуха. Часть сил ДА может привлекаться к ведению воздушной разведки и выполнению специальных задач.

Дальняя авиация является компонентом стратегических ядерных сил.

Соединения и части ДА базируются с учетом ее оперативно-стратегического предназначения и задач от Новгорода на западе страны до Анадыря и Уссурийска на востоке, от Тикси на севере и до Благовещенска на юге страны.

Основу самолетного парка составляют стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС, дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3, самолеты-заправщики Ил-78 и самолеты-разведчики Ту-22МР.

Основное вооружение самолетов: авиационные крылатые ракеты большой дальности и ракеты оперативно-тактического назначения в ядерном и обычном снаряжении, а также авиационные бомбы различного предназначения и калибра.

Практической демонстрацией пространственных показателей боевых возможностей командования ДА являются полеты на воздушное патрулирование самолетов Ту-95МС и Ту-160 в район острова Исландия и акваторию Норвежского моря; на Северный полюс и в район Алеутских островов; вдоль восточного побережья Южной Америки.

Независимо от организационной структуры, в которой существует и будет существовать дальняя авиация, боевого состава, характеристик имеющихся на вооружении самолетов и средств поражения, основной задачей дальней авиации в масштабе ВВС следует считать как ядерное, так и неядерное сдерживание вероятных противников. В случае начала войны ДА будет выполнять задачи по снижению военно-экономического потенциала противника, поражению важных военных объектов, нарушению государственного и военного управления.

Анализ современных взглядов на предназначение ДА, возлагаемые на нее задачи, прогнозируемые условия их выполнения показывают, что в настоящее время и перспективе дальняя авиация продолжает оставаться основной ударной силой ВВС.

Основные направления развития дальней авиации:

  • поддержание и наращивание оперативных возможностей по выполнению поставленных задач в составе стратегических сил сдерживания и сил общего назначения за счет проведения модернизации бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС, Ту-22МЗ с продлением срока службы;
  • создание перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).

На вооружении соединений и частей ВТА состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, Ан-22, Ан-124, Ан-12ПП, транспортные вертолеты Ми-8МТВ. Основными задачами соединений и частей ВТА являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях. Включает авиационные базы, части и подразделения специальных войск.

Часть сил ВТА может привлекаться к выполнению специальных задач.

Основные направления развития военно-транспортной авиации: поддержание и наращивание возможностей по обеспечению развертывания Вооруженных Сил на различных ТВД, десантирования воздушных десантов, перевозке войск и материальных средств по воздуху за счет закупки новых самолетов Ил-76МД-90А и Ан-70, Ил-112В и проведения модернизации самолетов Ил-76 МД и Ан-124.

Оперативно-тактическая авиация предназначена для решения оперативных (оперативно-тактических) и тактических задач в операциях (боевых действиях) группировок войск (сил) на театрах военных действий (стратегических направлениях).

Армейская авиация (АА) предназначена для решения оперативно-тактических и тактических задач в ходе армейских операций (боевых действий).

Бомбардировочная авиация (БА) , имея на вооружении стратегические, дальние и оперативно-тактические бомбардировщики, является основным ударным средством ВВС и предназначена для поражения группировок войск, авиации, военно-морских сил противника, разрушения его важных военных, военно-промышленных, энергетических объектов, узлов коммуникаций, ведения воздушной разведки и минирования с воздуха преимущественно в стратегической и оперативной глубине.

Штурмовая авиация (ША) , имея на вооружении самолеты-штурмовики, является средством авиационной поддержки войск (сил) и предназначена для поражения войск, наземных (морских) объектов, а также самолетов (вертолетов) противника на аэродромах (площадках) базирования, ведения воздушной разведки и минирования с воздуха преимущественно на переднем крае, в тактической и оперативно-тактической глубине.

Истребительная авиация (ИА) , имея на вооружении самолеты-истребители, предназначена для поражения самолетов, вертолетов, крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов в воздухе и наземных (морских) объектов противника.

Разведывательная авиация (РзА) , имея на вооружении самолеты-разведчики и беспилотные летательные аппараты, предназначена для ведения воздушной разведки объектов, противника, местности, погоды, воздушной и наземной радиационной и химической обстановки.

Транспортная авиация (ТрА) , имея на вооружении транспортные самолеты, предназначена для десантирования воздушных десантов, перевозки войск, вооружения, военной и специальной техники и других материальных средств по воздуху, обеспечения маневра и боевых действий войск (сил), выполнения специальных задач.

Соединения, части, подразделения бомбардировочной, штурмовой, истребительной, разведывательной и транспортной авиации также могут привлекаться для решения других задач.

Специальная авиация (СпА) , имея на вооружении самолеты и вертолеты, предназначена для выполнения специальных задач. Части и подразделения специальной авиации находятся в непосредственном или оперативном подчинении командующего объединением ВВС и привлекаются для: ведения радиолокационной разведки и осуществления наведения авиации на воздушные и наземные (морские) цели; постановки радиоэлектронных помех и аэрозольных завес; поиска и спасания летных экипажей и пассажиров; дозаправки самолетов топливом в воздухе; эвакуации раненых и больных; обеспечения управления и связи; ведения воздушной радиационной, химической, биологической, инженерной разведки и выполнения других задач.

Урманов Михаил Юрьевич

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Тема: ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ, ИСТОРИЯ ИХ СОЗДАНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, РОДА АВИАЦИИ.

преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ лицей №1 . город Комсомольск на Амуре ул. Пирогова 21 тел. 59-82-60

г. Комсомольск – на -Амуре

2010 г.

Пояснительная записка

Разработка урока по теме: ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ, ИСТОРИЯ ИХ СОЗДАНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, РОДА АВИАЦИИ предназначена для проведения урока по основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе. Наименование раздела программы- Основы военной службы. Вооруженные Силы Российской Федерации защитники нашего Отечества.

Тип урока- Лекция

Краткое содержание урока: Военно-Воздушные Силы, история создания, предназначение, основные боевые задачи ВВС, рода авиации, организационная структура ВВС

В результате проведения урока учащиеся должны:

Знать состав, основные задачи и предназначение ВС РФ.

Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе

Тема: ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ, ИСТОРИЯ ИХ СОЗДАНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, РОДА АВИАЦИИ .

Цель : познакомить учащихся с видом ВС Военно-воздушными силами России.

Учебно-наглядный комплекс : плакаты по видам ВС; по возможности видеофильм или видеосюжеты, раздаточный материал (приложение 1,2,3)

Ход урока

I . Организационный момент.

П. Проверка домашнего задания.

Учащиеся высказывают свои мнения о значении Сухопутных войск ВС России, приводят примеры.

III . Изучение новой темы.

Человечество с давних пор мечтало о покорении воздушного океана. Эта мечта осуществилась в начале двадцатого столетия. И мы по праву гордимся тем, что в историю мировой авиации золотыми буквами вписаны открытия и подвиги российских военных конструкторов, летчиков, инженеров и техников. Именно офицер великой России построил первый в мире самолет. Именно военные летчики стали первыми Героями Советского Союза. Наша военная авиация явилась колыбелью отечественной космонавтики.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ

После 25 лет упорного тру­да талантливый русский ученый и изобретатель капитан 1 ранга А. Можайский в 1882 г. постро­ил первый в мире самолет.

В конце первого десятиле­тия XX века российские изоб­ретатели и конструкторы со­здали отечественные самолеты оригинальных конструкций. Б. Юрьев спроектировал пер­вый в мире вертолет. В 1912 г. биплан Я. Гаккеля на первой международной выставке воз­духоплавания в Москве полу­чил Большую золотую медаль. Теоретическую базу их разра­боток составили труды «отца русской авиации» профессора Н. Жуковского, который с академиком С. Чаплыгиным основал научную школу аэро­динамики.

Первое боевое крещение русские летчики получили в ходе Балканской войны (1912-1913 гг.). Тогда на стороне Болгарии действовал россий­ский авиационный отряд.

Тридцатые годы стали наи­более плодотворными для формирования Военно-Воздушных Сил как вида Воору­женных Сил. За годы предво­енных пятилеток были рекон­струированы старые и построены новые авиацион­ные заводы, открыты конструкторские бюро и Централь­ный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Это позво­лило обеспечить ВВС перво­классными самолетами.

Авиация Советского Союза вписала в историю развития мировой авиации ряд ярких страниц. К 1941 г. СССР при­надлежало 62 международных рекорда по дальности, скоро­сти и высоте полета.

В канун Великой Отече­ственной войны началось со­здание новых типов боевых самолетов. В этой работе при­няли участие такие талантливые конструкторы, как С. Иль­юшин, С. Лавочкин, А. Мико­ян, П. Сухой, А. Туполев, А. Яковлев. В результате их напряженного труда были со­зданы, испытаны и запущены в серийное производство ис­требители ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1, лучший самолет-штур­мовик второй мировой войны Ил-2, ночной бомбардиров­щик дальнего действия Ил-4 и пикирующий бомбардиров­щик Пе-2. Однако завершить полное перевооружение ВВС на новую авиационную техни­ку до начала войны не уда­лось.

В послевоенный период в советских ВВС произошел пе­реход от поршневой авиации к реактивной. В J 946 г. впервые поднялись в воздух реактивные истребители Як-15 и МиГ-9. А первый в стране полет на реак­тивном самолете осуществил летчик-испытатель Г. Бахчиванджи еще 15 мая 1942 г.

В середине 50-х годов в вой­ска поступили первые серий­ные сверхзвуковые истребите­ли МиГ-19, истребители-пере­хватчики Як-25, фронтовые бомбардировщики Ил-28, дальние бомбардировщики Ту-16 и транспортные вертоле­ты Ми-4.

В начале 60-х годов совет­ские ВВС стали ракетоносны­ми и всепогодными, на воору­жении дальней и фронтовой авиации появились управляе­мые ракеты, скорость полета истребителей вдвое превыси­ла скорость звука.



Военно-Воздушные Силы России предназначены : для за­щиты центров, районов страны (административных, промышленно-экономических), группи­ровок войск и важных объек­тов от ударов противника с воздуха и космоса, поражения объектов войск и тыла противника, обеспечения боевых дей­ствий Сухопутных войск (СВ) и Военно-Морского Флота.

Основные боевые задачи ВВС:

Вскрытие начала нападе­ния воздушного против­ника;

Завоевание и удержание господства в воздухе;

Прикрытие войск, объек­тов тыла от воздушной разведки, ударов с воз­духа и космоса;

Авиационная поддержка Сухопутных войск и сил флота (на приморских направлениях);

Поражение объектов во­енно-экономического потенциала противника;

Нарушение военного и государственного управ­ления противника;

Поражение авиационных, противовоздушных груп­пировок противника;

Поражение ракетно-ядерных группировок противника;

Поражение корабельных группировок противника в океане (море), портах, пунктах базирования;

Выброска (высадка) войск и боевой техники;

Перевозка по воздуху войск и боевой техники;

Ведение стратегической, оперативной, тактичес­кой воздушной разведки.

В мирное время ВВС вы­полняют задачу по охране го­сударственной границы Рос­сийской Федерации в воздуш­ном пространстве", оповещают о полетах иностранных разве­дывательных аппаратов различного предназначения в приграничной полосе.

ВВС включают в себя следующие рода войск : авиация, радиотехнические войска, зенитно-ракетные войска.

Авиация состоит из следующих родов авиации : бомбардировочная, штурмовая, истребительная, разведывательная, транспортная, специальная и армейская.


Организационно в ВВС входят:

Главкомат ВВС (сфор­мированный в марте 1998 года);

Московский округ ВВС и ПВО;

Воздушная армия ДА (дальняя авиация);

Воздушная армия ВТА (военно-транспортная авиация);

Армии ВВС и ПВО;

Отдельные корпуса ВВС и ПВО.

Объединение ВВС и Войск ПВО в новый вид ВС - Военно-Воздушные Силы - весьма сложная, многогранная и трудоемкая задача, не имеющая аналога ни в отечественной, ни в мировой практике строи­тельства Вооруженных Сил.

Сегодня Военно-Воздушные Силы Российской Федерации -один из основных видов Воору­женных Сил. Обладая высоки­ми мобильностью, маневренно­стью и боевой мощью. ВВС спо­собны осуществлять быстрый перенос усилий с одних направ­лений на другие, проникать в глубокий тыл противника и воз­действовать на его объекты с воздуха, применяя различные средства поражения и радио­электронной борьбы в любых условиях погоды, времени суток и года.

В настоящее время ВВС не только олицетворяют воздуш­ную мочь страны, но и явля­ются одним из определяющих факторов обороноспособнос­ти страны и обеспечения стра­тегической стабильности.

IV . Итог урока.

Как были образованы ВВС России?

Каким оперативно-стратегическим свойством обладают ВВС?

Какие рода авиации включают в себя ВВС?

Домашнее задание: объяснить значение ВВС России. Под­твердить примерами из литературно-художественных произведе­ний и публицистических хроник. Подготовить рассказы о героях-летчиках


Приложение№1

РОССИЙСКИЕ ИСТРЕБИТЕЛИ

четвертого поколения

МиГ-29 и Су-27

В конце 60-х годов в нашей стране началось изучение новых направлений развития истребителей для замены МиГ-21 и МиГ-23.

В связи со значительным прогрессом в двигателестроении в эти годы появилась воз­можность существенного увеличения тяговооруженности истребителей. Стала реаль­ностью тяга двигателя истребителя на взлете, равная весу самолета и более его, что давало возможность значительно улучшить маневренные характеристики. В аэродинамике были открыты новые возможности значительного увеличения не­сущих свойств самолета при достаточно малом приращении сопротивления. Это но­вое направление, разработанное в ЦАГИ, основывалось на рациональном использо­вании специально индуцируемых вихрей на верхней поверхности крыла, т.е. на «уп­равлении» вихрями. Появилась «уплощенная» форма фюзеляжа, что увеличивало подъемную силу и уменьшало дестабилизирующее влияние на устойчивость пути. Аэродинамическая компоновка получила «интегральный» характер - сочетание крыла с фюзеляжем.

В декабре 1970 г. военно-промышленная ко­миссия провела специальное совещание заказ­чиков и разработчиков по проблеме создания фронтового истребителя с большей тяговоору-женностью и высокими маневренными харак­теристиками. ОКБ А.И. Микояна и ОКБ ПО. Сухого в этом направлении начали работать еще в 1969 г. Первый полет опытного легкого маневренного истребителя, будущего МиГ-29, состоялся в октябре 1977 г.

На вооружение МиГ-29 и Су-27 стали по­ступать в 1983 г. Маневренные характеристи­ки истребителей четвертого поколения МиГ-29 и Су-27 оправдали ожидания разработчиков и даже превысили требования ВВС.

На Международной авиационной выстав­ке в Фарнборо (Англия) в сентябре 1988 г.

летчик-испытатель А. Квочур на МиГ-29 впервые продемонстрировал фигуру «коло­кол» (взмывание вверх с торможением и пос­ледующим движением на хвосте). На Париж­ском международном авиасалоне в 1989 г. летчик-испытатель В. Пугачев на самолете Су-27 впервые демонстрировал новую фигу­ру высшего пилотажа, при выполнении кото­рой осуществлялся динамический выход на большие закритическне углы атаки - эта фи­гура получила название «кобра Пугачева». Каждая демонстрация возможностей этих са­молетов за рубежом становилась сенсацией, «гвоздем программы»: уникальные маневры выполнялись только нашими летчиками, только на отечественных истребителях МиГ-29 и Су-27.

Приложение№2

МиГ-29


Самолет МиГ-29 выполнен по интегральной схеме (до 40% его подъемной силы со­здается центропланом). Он имеет двухкилевое вертикаль­ное оперение. Интересной особенностью этого истреби­теля является наличие створок на верхней поверхности кры­ла для питания двигателей воздухом при движении самолета по земле. Они применяются для предотв­ращения попадания посторонних предметов в двигатели, при этом лобовой вход воздухозабор­ников полностью перекрывается. На МиГ-29 ус­тановлены два форсажных двухконтурных дви­гателя РД-33 (тягой 2 х 8340 кгс).

Самолет оснащен мощным прицельным ком­плексом, включающим импульсно-доплеровскую РЛС Н-019 «Топаз», способную обнаруживать воздушные цели на дальности до 100 км и осуще­ствлять их захват на расстоянии 70 км. Инфра­красный датчик связан с лазерным дальномером (дальность действия последнего 6 км) и автоном­ной нашлемной системой целеуказания. Наличие этого комплекса обеспечивает применение воо­ружения, включающего управляемые ракеты (УР) класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27Р1 (две единицы). УР малой дальности (ближнего боя) Р-73Э или Р-60М (две. четыре или шесть еди­ниц). Оснащен самолет и 30-мм пушкой ГШ-301 (боекомплект - 150 патронов).

Отказ государственного руководства РФ от поддержания крупных военных группировок на основных стратегических направлениях, продик­тованный политическими и экономическими при­чинами, привел к появлению концепции мобиль­ных сил, способных к быстрому осуществлению межтеатрового маневра, осуществляемого в целях наращивания сил и средств вооруженной борьбы на угрожаемом направлении. В этих условиях весь­ма необходимым было придание самолетам истре­бительной авиации возможности дозаправки топ­ливом в полете, что и было реализовано на само­лете МиГ-29СД, получившем штангу дозаправки.

Значительный рост стоимости разработки и создания новых образцов авиатехники, невоз­можность по экономическим причинам эксплу­атации большого парка разнотипных самолетов, сокращение военного бюджета вызвали не­обходимость резкого сокращения типов само­летов, стоящих на вооружении. Эти факторы действуют не только в нашей стране, пережива­ющей затяжной экономический кризис, но и в весьма успешно развивающихся государствах. Можно сказать, что создание самолета, сочета­ющего качества истребителя, истребителя-бом­бардировщика, разведчика, постановщика по­мех и т.д.. то есть многофункционального истре­бителя, является отличительной тенденцией развития авиации сегодня.

Крупным шагом к приданию многофунк­циональности МиГ-29 стала модификация МиГ-29СМ. Самолет получил новую систему управления вооружением, позволяющую при­менять также средства поражения класса «воздух-поверхность», как УР с телевизион­ной ГСН Х-29Т, корректируемые бомбы КАБ-500 Кр и противорадиолокационные УР Х-31П с пассивной радиолокационной ГСН.

Необходимость придания самолету много­функциональных возможностей, желание карди­нально усовершенствовать исходный истреби­тель МиГ-29 привели к разработке МиГ-29М. За счет изменений в конструкции планера уда­лось увеличить запас топлива во внутренних баках на 1300 л. стали более мощными двигате­ли. Замена авиационного оборудования более совершенным, в том числе установка электро­дистанционной системы управления улучшили управляемость самолета, особенно на больших углах атаки. Истребитель должен был иметь новую РЛС. оптоэлектронное оборудование и проч. В общем был создан высококлассный мно­гоцелевой истребитель.

Достижением ОКБ им. А.И. Микояна стало создание МиГ-29СМТ, с успехом демонстриро- вавшегося на Берлинском авиасалоне и «Фарн-боро-98». На этом самолете за счет установки дополнительного бака в надгротовой части фю­зеляжа (2020 л топлива) достигли перегоночной дальности без ПТБ 2400 км. Кроме того, возмож­на установка штанги дозаправки топливом в воздухе. Время монтажа не превышает 2 часов.

За счет модернизации бортовой РЛС Н-019МП возможна работа в режиме картогра­фирования местности. Возможна селекция дви­жущихся целей. Учитывая, что локатор работа­ет в сантиметровом диапазоне волн, которые не поглощаются дождем, снегом и туманом, все это означает, что МиГ-29СМТ может применять для поражения целей управляемые ракеты «воздух-земля» и осуществлять бомбометание свободно падающими бомбами из-за облаков и ночью, т.е. МиГ-29СМТ поистине всепогодный. Возможно автоматическое наведение высокоточного ору­жия на заранее известные цели при минимальном участии летчика. Самолет может быть оборудо­ван инфракрасным и телевизионным приемника­ми и лазерным дальномером-целеуказателем. Все данные, полученные с помощью РЛС, могут пе­редаваться с борта на землю в реальном масшта­бе времени, то есть МиГ-29СМТ может с успе­хом выполнять и функции самолета-разведчика.

Вместе с тем МиГ-29СМТ полностью сохра­няет все возможности для ведения воздушного боя, в том числе может выполнять также слож­ные фигуры пилотажа, как «Кобра». Принятый

при создании этого самолета принцип открытой архитектуры борта делает МиГ-29СМТ универ­сальным в части вооружений. В арсенале истре­бителя ракеты «воздух-воздух», высокоточное оружие «воздух-земля», корректируемые бомбы с лазерной головкой самонаведения.

Но, пожалуй, наибольшее внимание привле­кает тот факт, что этот многофункциональный самолет может быть получен путем переделки любой из более ранних модификаций МиГ-29. Это ведет к уменьшению затрат в 15-20 раз по сравнению с приобретением аналогичного по ха­рактеристикам нового самолета. Согласимся, что в условиях крайне жесткого бюджета ВВС РФ этот факт имеет огромное значение.

На состоявшемся в Лондоне в конце 1996 г. совещании по истребительной авиации коман­дир 73-го авиаполка Люфтваффе, единственно­го в Западной Европе подразделения, оснащен­ного МиГ-29, доставшимися в наследство от ГДР, заявил, что для ближнего воздушного боя МиГ-29 «лучший из лучших истребителей» бла­годаря его превосходной аэродинамике, на-шлемному прицелу, инфракрасной системе по­иска и сопровождения целей, а также его управ­ляемым ракетам ближнего боя Р-73. Как указывалось в декабрьском 1997 г. выпуске жур­нала Airciaft Illustrated , летчики немецкого авиа­полка «без особой бравады и хвастовства утвер­ждают, что в ближнем воздушном бою на МиГ-29 они непобедимы».

Приложение№3

Су-27

Самолет Су-27 вы­полнен так же, как и МиГ-29, по интег­ральной схеме. Кон­струкция планера со­стоит в основном из алюминиевых спла­вов с широким ис­пользованием титана. Это первый отечествен­ный самолет, оснащенный электродистанцион­ной системой управления (ЭДСУ), обеспечивающей устойчивость и управляе­мость. Все это обеспечивает повышенные ма­невренные качества аппарата. Такой самолет как бы сам стремится совершить некие маневры, в отличие от статически устойчивого ап­парата, который принудительно вводится в них. Задачей ЭДСУ является удержание истре­бителя на траектории полета (без ЭДСУ полет статически неустойчивого аппарата вообще не возможен) и обеспечение маневра в нужном на­правлении. Сам же маневр совершается более энергично, чем на традиционных, статически устойчивых машинах.

Прицельный комплекс на Су-27. включает РЛС НО-01 «Меч» и обеспечивает сопровождение на проходе 10 целей, при этом дальность захвата -100 км. На предназначенном для истребительной авиации Войск ПВО варианте Су-27П установлен усовершенствованный вариант комплекса, спо­собного управлять одновременным пуском двух ракет по двум различным целям.

На 10 подкрыльевых и подфюзеляжных уз­лах подвески может размещаться до 10 УР «воз­дух-воздух», в том числе до шести ракет сред­ней и увеличенной дальности Р-27 различных модификаций с радиолокационными и тепловы­ми головками самонаведения (ТГС). до шести УР малой дальности Р-73 с тепловыми ГСН, блоки неуправляемых ракет, свободнопадающие бомбы и т.д. Максимальная боевая нагруз­ка может достигать 6-8 т.

Дальнейшее развитие самолета привело к со­зданию на базе двухместного учебно-боевого ва­рианта Су-27УБ самолета Су-30. Число точек под­вески было увеличено до 12 и повышена боевая нагрузка до 8 т. Оснащенный системой дозаправ­ки в воздухе, он рассчитывался на полет продол­жительностью до 10 час. и дальностью до 6900 км.

Во время работ по модернизации Су-27УБ рассматривалась возможность создания на его основе истребителя-бомбардировщика. Даль­нейшее проектирование привело к созданию Су-27ИБ (в печати данный аппарат именовали и Су-32ФН, и Су-34). По мысли создателей Су-27ИБ должен заменить собой все ударные аппа­раты ВВС РФ (Су-24, Су-25). кроме того, ему передавалась часть боевых задач дальнего бом­бардировщика Ту-22МЗ.

Самолет, предназначенный в первую очередь для поражения наземных целей, оснащен новы-

ми РЛС и комплексом БРЭО (бортовое радио­электронное оборудование), оптимизированны­ми для этой задачи. Для защиты экипажа от ПВО противника носовая часть фюзеляжа представля­ет собой своего рода капсулу из титановой бро­ни. Внешне самолет из-за оригинального обте­кателя РЛС и новой компоновки кабины, выз­ванной рядным расположением кресел двух членов экипажа, отличается от других версий Су-27. Он сохранил интегральную компоновку и оснащен передним горизонтальным оперением. Самолет может нести широкую номенклатуру во­оружения (до 12 единиц одновременно), в том числе противокорабельные ракеты «Москит», при этом РЛС самолета способна вести эффек­тивный поиск надводных целей на расстоянии до 150 км. Вместе с тем самолет сохраняет возмож­ность вести маневренный воздушный бой.

Дальнейшее усовершенствование Су-27 приве­ло к созданию истребителя Су-27М. Было созда­но около девяти опытных вариантов, на одном из которых были установлены двигате­ли с изменяемым вектором тяги. В дальнейшем са­молет, оснащенный такими двигателями (тягой по 14000 ктс). под индексом Су-37 демонстрировался на «Фарнборо-96» и в Ле Бурже.

Этот самолет, послужил для испытания ряда новых систем перед оснащением ими истребите­лей Су-30 МКИ с передним горизонтальным опе­рением, поставляемых ныне в Индию. Система управления вектором тяги, включенная в контур управления самолетом, позволяет уменьшить ми­нимальную скорость полета и выполнять фигу­ры высшего пилотажа на близких к нулевым ско­ростям без ограничения по углам атаки. Само­лет имеет уникальные маневренные возможности и по боевым возможностям близок к американс­кому F -22A , поступление на вооружение ВВС США которого будет в следующем десятилетии.

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

И Су-27. и МнГ-29 остаются непревзойденны­ми исполнителями фигур высшего пилотажа. Пи­лоты этих машин могут быстро достигать боль­ших углов атаки и малых скоростей, не теряя уп­равления самолетом. Возможность быстро затормозить истребитель или отвернуть его носовую часть в сторону от направления полета обес­печивает решающее преимущество в ближнем бою. Уменьшение скорости полета вплоть до крат­ковременной остановки самолета в воздухе при­ведет к тому, что вражеский самолет проскочит мимо, а свой займет выгодное положение для атаки неприятеля, или же наш истребитель исчезнет с экрана неприятельского локатора, так как дей­ствие импульсно-доплеровской РЛС "зависит от от­носительного перемещения обоих аппаратов.

В наших авиационных изданиях не раз при­водился пример, относящийся к августу 1992 г.. когда группа Су-27 из Липецкого авиацентра на­носила визит в США. Тогда было организовано так называемое «совместное маневрирование», во время которого учебно-боевой Су-27УБ пер­воначально должен был удерживаться на хвосте у американского истребителя F -15D , в дальней­шем самолетам предстояло поменяться местами.

F -15D на полном форсаже попытался ото­рваться от Су-27УБ. Однако наш самолет, ис­пользуя режим минимального форсажа, постоян­но «висел на хвосте» у американца. После того, как самолеты поменялись местами, Су-27УБ на полном форсаже ушел от F -15D при энергичном развороте с набором высоты. Потя­нувшийся было за ним F -15D быстро отстал. Вы­полнив полтора полных разворота Су-27УБ вы­шел в хвост американцу и «сбил» его. Однако тут наш летчик обнаружил, что «сбил» не двухмест­ный F -15D , а также находившийся в пилотажной зоне одноместный истребитель сопровождения F -15С. Увидев свою ошибку, он атаковал F -15D . который к тому времени потерял «сухого» и зап­рашивал у наблюдателя данные о русском само­лете. Узнав, что русский уже держит его в прице­ле. F -15D попытался оторваться, но безуспешно. И был «сбит» еще раз.

Гораздо большую статистику условных побед имеет МиГ-29. Немецкие летчики на МиГ-29. доставшихся от ГДР. не раз прово­дили учебные воздушные бои. в частности, с истребителями F -16C ВВС США. Победа в них доставалась немцам на наших машинах. Аналогичные бои. проводившиеся в Чехии на МиГ-29 с американскими F -16A и французс­кими «Миражами-2000», принесли победу че­хам во всех схватках. Аналогичный резуль­тат получили летчики Израиля, испытывав­шие МиГ-29. И дело тут не только в более совершенной аэродинамике наших машин, совершенстве их двигательной установки.

Наибольшее преимущество дает использо­вание на Су-27 и МиГ-29 нашлемной систе­мы целеуказания (НСЦ), обеспечивающей ус­коренное наведение ракет и прицельных сис­тем, работающих в обзорных режимах, на маневрирующую цель, отслеживаемую пово­ротом головы летчика. В сочетании с фактом наличия у русских ракет Р-73 большего угла захвата цели, чем у зарубежных аналогов, это позволяет атаковать цели при больших углах визирования без доворота на цель собствен­ного самолета. Моделирование в США воз­душных боев F -15, вооруженного более со­вершенной модификацией УР «Сайдвиндер» (AIM -9M ), и МиГ-29 с УР Р-73. применяю­щего НСЦ. показало, что МиГи в 30 раз чаще первыми осуществляли захват цели и пуск ра­кеты.

Список литературы

http://russarms.com

http://www.cofe.ru

Значение военно-воздушных сил в современной войне огромно, и конфликты последних десятилетий наглядно это подтверждают. ВВС России по количеству летательных аппаратов уступает только американским военно-воздушным силам . Российская военная авиация имеет давнюю и славную историю, до недавнего времени ВВС России являлись отдельным видом войск, в августе прошлого года российские военно-воздушные силы вошли в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации.

Россия – несомненно, является великой авиационной державой. Кроме славной истории, наша страна может похвастать значительным технологическим заделом, который позволяет самостоятельно выпускать военные самолеты любых видов.

Сегодня российская военная авиация переживает не самый простой период своего развития: меняется ее структура, на вооружение поступает новая авиационная техника, происходит смена поколений. Однако события последних месяцев в Сирии показали, что ВВС России могут успешно выполнять свои боевые задачи в любых условиях.

История военно-воздушных сил ВВС России

История российской военной авиации началась более столетия назад. В 1904 году в Кучино был создан аэродинамический институт, его руководителем стал один из создателей аэродинамики Жуковский. В его стенах велись научные и теоретические работы, направленные на улучшения авиационной техники.

В этот же период российский конструктор Григорович работал над созданием первых в мире гидросамолетов. В стране были открыты первые летные училища.

В 1910 году был организован Императорский военно-воздушный флот, который просуществовал вплоть до 1917 года.

Российская авиация принимала активное участие в Первой мировой войне, хотя отечественная промышленность того времени значительно отставала от других стран-участниц этого конфликта. Большинство боевых самолетов, на которых летали российские летчики того времени, были изготовлены на иностранных заводах.

Но все же были интересные находки и у отечественных конструкторов. В России был создан первый многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец» (1915 год).

Российский военно-воздушный флот делился на авиаотряды, в состав которых входило по 6-7 самолетов. Отряды объединялись в авиагруппы. Своя авиация была у армии и у флота.

В начале войны самолеты применялись для разведки или корректировки артиллерийского огня, но очень быстро их стали применять и для бомбардировки неприятеля. Вскоре появились и истребители, начались воздушные бои.

Российский пилот Нестеров совершил первый воздушный таран, а несколько ранее он выполнил знаменитую «мертвую петлю».

Императорский военно-воздушный флот был расформирован после прихода к власти большевиков. Многие пилоты участвовали в гражданской войне на разных сторонах конфликта.

В 1918 году новая власть создала свои ВВС, которые принимали участие в гражданской войне. После ее окончания руководство страны уделяло большое внимание развитию военной авиации. Это позволило СССР в 30-е годы после проведения масштабной индустриализации опять вернуться в клуб ведущих авиационных держав мира.

Были построены новые авиационные заводы, создавались конструкторские бюро, открывались летные училища. В стране появилась целая плеяда талантливых авиаконструкторов: Поляков, Туполев, Ильюшин, Петляков, Лавочников и другие.

В предвоенный период вооруженные силы получили большое количество новых образцов авиационной техники, которая не уступала зарубежным аналогам: , истребители МиГ-3 , Як-1, ЛаГГ-3, дальний бомбардировщик ТБ-3 .

К началу войны советская промышленность успела выпустить более 20 тыс. военных самолетов различных модификаций. Летом 1941 года заводы СССР выпускали 50 боевых машин в сутки, через три месяца производство техники увеличилось в два раза (до 100 машин).

Война для ВВС СССР началась с ряда сокрушительных поражений — огромное количество самолетов было уничтожено на приграничных аэродромах и в воздушных боях. Почти два года немецкая авиация имела господство в воздухе. Советские летчики не имели надлежащего опыта, их тактические приемы были устаревшими, как и большая часть советской авиационной техники.

Ситуация начала меняться только к 1943 году, когда промышленность СССР освоила выпуск современных боевых машин, а немцам пришлось лучшие силы отправить на защиту Германии от налетов авиации союзников.

К концу войны количественное превосходство ВВС СССР стало подавляющим. За годы войны погибло более 27 тысяч советских летчиков.

16 июля 1997 года Указом президента России был сформирован новый вид войск – ВВС Российской Федерации. В состав новой структуры вошли войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В 1998 году были завершены необходимые структурные изменения, был сформирован Главный штаб ВВС РФ, появился новый главком.

Военная авиация России участвовала во всех конфликтах на Северном Кавказе, в грузинской войне 2008 года, в 2019 году российские ВКС были введены в Сирию, где они находятся и в настоящий момент.

Примерно с середины прошлого десятилетия началась активная модернизация российских военно-воздушных сил.

Проводится модернизация старых самолетов, в подразделения поступает новая техника, строятся новые и восстанавливаются старые авиационные базы. Ведется разработка истребителя пятого поколения Т-50 , которая находится на завершающем этапе.

Значительно увеличено денежное довольствие военнослужащих, в наши дни пилоты имеют возможность проводить в воздухе достаточно времени и оттачивать свое мастерство, учения стали регулярными.

В 2008 году стартовала реформа военно-воздушных сил. Структура ВВС была поделена на командования, авиационные базы и бригады. Командования создавались по территориальному принципу и заменили армии ПВО и ВВС.

Структура военно-воздушных сил ВВС России

Сегодня ВВС России входят в состав военно-космических сил, указ о создании которых был опубликован в августе 2019 года. Руководство ВКС России осуществляет Генеральный штаб ВС РФ , а непосредственное командование – Главное командование ВКС. Главкомом российских военно-космических сил является генерал-полковник Сергей Суровикин.

Главкомом ВВС России является генерал-лейтенант Юдин, он занимает должность заместителя главкома ВКС РФ.

Кроме военно-воздушных сил, в состав ВКС входят космические войска, подразделения ПВО и ПРО.

В состав ВВС России входит дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Кроме этого, в состав ВВС включены зенитные, ракетные и радиотехнические войска. Есть в ВВС России и свои специальные войска, которые выполняют многие важные функции: обеспечивают разведку и связь, занимаются радиоэлектронной борьбой, спасательными операциями и защитой от оружия массового поражения. В состав ВВС входят также метеорологическая и медицинская служба, инженерные подразделения, части обеспечения и тыловые службы.

Основой структуры российских военно-воздушных сил являются бригады, авиационные базы и командования ВВС РФ.

Четыре командования расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Новосибирске. Кроме того, в состав ВВС РФ входит отдельное командование, которое руководит дальней и военно-транспортной авиацией.

Как было уже сказано выше, по своему размеру российские ВВС уступают только военно-воздушным силам США. В 2010 году численность российских военно-воздушных сил составляла 148 тыс. человек, в эксплуатации находилось около 3,6 тыс. различных единиц авиационной техники, еще около 1 тыс. были на хранении.

После проведения реформы 2008 года авиаполки превратились в авиационные базы, в 2010 году насчитывалось 60-70 таких баз.

Перед военно-воздушными силами России ставятся следующие задачи:

  • отражение агрессии противника в воздухе и космическом пространстве;
  • защита от воздушных ударов пунктов военного и государственного управления, административных и индустриальных центров, других важных объектов инфраструктуры государства;
  • нанесение поражения войскам противника с использованием различных видов боеприпасов, в том числе и ядерных;
  • проведение разведывательных операций;
  • непосредственная поддержка других видов и родов вооруженных сил РФ .

Военная авиация ВВС России

В состав ВВС России входит стратегическая и дальняя авиация, военно-транспортная и армейская авиация, которая, в свою очередь, делится на истребительную, штурмовую, бомбардировочную, разведывательную.

Стратегическая и дальняя авиация входит в состав российской ядерной триады и способна нести различные виды ядерного оружия.

. Эти машины были разработаны и построены еще в Советском Союзе. Толчком к созданию этого самолета стала разработке американцами стратега В-1. Сегодня на вооружении ВВС РФ стоит 16 самолетов Ту-160. Эти военные самолеты могут быть вооружены крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами. Сумеет ли российская промышленность наладить серийный выпуск этих машин – вопрос открытый.

. Это турбовинтовой самолет, совершивший первый полет еще при жизни Сталина. Данная машина прошла глубокую модернизацию, она может быть вооружена крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами как с обычной боевой частью, так и с ядерной. В настоящее время количество действующих машин — около 30.

. Эта машина называется дальним сверхзвуковым бомбардировщиком-ракетоносцем. Ту-22М разработан в конце 60-х годов прошлого столетия. Самолет имеет изменяемую геометрию крыла. Может нести крылатые ракеты и бомбы с ядерной боевой частью. Общее количество боеспособных машин – около 50, еще 100 находятся на хранении.

Истребительная авиация ВВС России в настоящее время представлена самолетами Су-27, МиГ-29, Су-30, Су-35, МиГ-31, Су-34 (истребитель-бомбардировщик).

. Эта машина – результат глубокой модернизации Су-27, ее можно отнести к поколению 4++. Истребитель имеет повышенную маневренность и оснащен совершенным электронным оборудованием. Начало эксплуатации Су-35 – 2014 год. Общее количество самолетов – 48 машин.

. Знаменитый штурмовик, созданный еще в середине 70-х годов прошлого века. Одна из лучших в мире машин своего класса, Су-25 участвовал в десятках конфликтов. Сегодня на вооружении стоит около 200 «Грачей», еще 100 находятся на хранении. Проводится модернизация этого самолета, которая будет закончена в 2020 году.

. Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, созданный для преодоления вражеской ПВО на малой высоте и сверхзвуковой скорости. Су-24 – морально устаревшая машина, ее планируют списать до 2020 года. В строю остается 111 единиц.

. Новейший истребитель-бомбардировщик. Сейчас на вооружении ВВС РФ находится 75 подобных самолетов.

Транспортная авиация российских ВВС представлена несколькими сотнями различных самолетов, в подавляющем большинстве разработанных еще в СССР: Ан-22 , Ан-124 «Руслан» , Ил-86 , Ан-26 , Ан-72 , Ан-140, Ан-148 и другими моделями.

К учебной авиации относятся: Як-130, чешский самолет L-39 Albatros и Ту-134УБЛ .

Больше всего на вооружении остается вертолетов Ми-24 (620 ед.) и Ми-8 (570 ед.). Это надежные, но старые советские машины, которые вполне можно будет использовать еще некоторое время после минимальной модернизации.

Перспективы ВВС России

Сейчас ведутся работы над созданием нескольких летательных аппаратов, часть из них — в завершающей стадии.

Основной новинкой, которая должна в ближайшее время поступить на вооружение ВВС РФ и значительно усилить их, является российский комплекс фронтовой авиации пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Самолет уже неоднократно был показан широкой публике, в настоящее время проходят испытания опытных образцов. В СМИ появлялась информация о проблемах с двигателем Т-50, но официальных подтверждений этому не было. Первые самолеты Т-50 должны поступить в войска в 2019 году.

Из перспективных проектов еще стоит отметить транспортные самолеты Ил-214 и Ил-112 , которые должны заменить устаревшие Аны, а также новый истребитель МиГ-35 , его планируют начать поставлять в войска уже в этом году.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными