Как показывает опыт произошедших за последние десятилетия вооруженных конфликтов, исход во многом зависит от состояния военно-воздушных сил. Больше шансов одержать победу у той враждующей стороны, у которой более развиты ВВС. Россия обладает сильными военно-воздушными силами, способными разрешить любой конфликт, представляющий угрозу для государства. Наглядным примером могут быть события в Сирии. Информация об истории развития и актуальном составе ВВС России содержится в статье.
С чего все начиналось?
Несмотря на то что официально создание русской авиации состоялось в августе 1912 года, изучением аэродинамики в царской России начали заниматься гораздо раньше. Именно для этой цели в 1904 году профессором Жуковским был основан специальный институт. В 1913 году конструктором Сикорским был собран легендарный бомбардировщик «Илья Муромец».
В этом же году сконструировали четырехмоторный биплан «Русский витязь». Конструктором Григоровичем велись работы по различным схемам гидропланов. В 1914 г. военным пилотом П. Нестеровым была выполнена «мертвая петля». Российскими летчиками были совершены первые успешные вылеты в Арктику. Как утверждают специалисты, военная авиация Российской империи просуществовала недолго, тем не менее она зарекомендовала себя как одна из лучших ВВС на то время.
Революционное время
К 1917 году летный парк русской авиации был представлен самолетами численностью не менее 700 единиц. В Октябрьскую революцию авиацию расформировали, большое количество пилотов погибло, значительная часть вынуждена была эмигрировать. Вскоре уже в 1918 году молодой советской республикой были сформированы свои ВВС, которые значились как РККВФ (Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот). Советская власть начала интенсивно развивать авиационную промышленность: создавались новые предприятия и КБ. С 30-х годов началась карьера таких блистательных советских конструкторов, как Поликарпов, Туполев, Лавочкин, Ильюшин, Петляков, Микоян и Гуревич. Подготовка и первоначальное обучение летных кадров осуществлялись в специальных аэроклубах, после которых курсанты распределялись сначала по летным училищам, а позже по строевым частям. В те годы функционировали 18 летных училищ, через которые прошли 20 тыс. курсантов. Обучение технических кадров проходило в шести специализированных авиационных заведениях. Руководство советской республики понимало, что для первого социалистического государства очень важно обладать мощными военно-воздушными силами. С целью увеличить самолетный парк со стороны правительства были предприняты все меры. В итоге к 1940 годам авиаряды пополнились истребителями Як-1 и Лаг-3, собранные в конструкторских бюро Яковлева и Лавочкина. В КБ Ильюшина трудились над созданием первого штурмовика Ил-2. Туполевым и его конструкторами был спроектирован дальний бомбардировщик ТБ-3. Микоян и Гуревич в то время занимались по истребителю Миг-3.
В годы Второй мировой
К началу Великой Отечественной авиационной промышленностью Советского Союза в сутки выпускалось по 50 самолетов. Вскоре производство было увеличено вдвое. Как утверждают специалисты, советская авиация в первые годы войны понесла очень большие потери. Обусловлено это тем, что советские летчики не обладали достаточным боевым опытом. Применяемая ими устаревшая тактика не принесла ожидаемый результат. Кроме того, приграничная зона постоянно подвергалась атакам противника. В результате дислоцирующиеся там советские самолеты были разбиты, так и не взлетев. Тем не менее уже к 1943 г. летчики СССР приобрели нужный опыт, а авиация пополнялась современной техникой: истребителями Як-3, Ла-5, Ла-7, модернизированными штурмовиками Ил-2, бомбардировщиками Ту-2 и ДБ-3. В годы Великой Отечественной авиационные школы выпустили свыше 44 тыс. летчиков. Из них 27 600 пилотов погибли. Как утверждают специалисты, начиная с 1943 г. и до конца войны советские летчики получили в воздухе полное превосходство.
Послевоенный период
По окончании Второй мировой обострилось противостояние между СССР и странами Запада. Этот период в истории известен как Холодная война. Авиация пополняется реактивными самолетами. Появляются вертолеты, которые стали совершенно новым видом боевой техники. Не прекращается стремительное развитие советской авиации. Самолетный парк пополнен 10 тыс. машин. Кроме того, советскими конструкторами были завершены работы по истребителям четвертого поколения Су-29 и МиГ-27. Сразу началось проектирование самолетов пятого поколения.
После развала СССР
В это время между вышедшими из состава Советского Союза молодыми республиками началась дележка авиации. Как утверждают специалисты, были похоронены все начинания советских конструкторов. В июле 1997 года президентом РФ был сформирован новый род войск - ВВС России. В нем объединили войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. После всех необходимых структурных изменений в 1998 г. был создан Главштаб ВВС России. Тем не менее, по мнению военных экспертов, 90-е годы стали для авиации РФ периодом деградации. Положение было крайне тяжелым: осталось много заброшенных аэродромов, наблюдалось неудовлетворительное обслуживание оставшейся авиационной техники, обучение летных кадров производилось не на должном уровне. Нехватка финансов отрицательно сказалась на тренировочных полетах.
2008-2009 гг.
В этот временной промежуток, как утверждают эксперты, ситуация в ВВС России (фото данного рода войск представлено в статье) резко улучшилась. С целью исправить критическое состояние военно-воздушных сил на модернизацию государством выделяются большие суммы. Кроме капитального ремонта и модернизации, самолетный парк интенсивно обновляется новыми авиационными моделями.
Конструкторы ВВС России сегодня завершают разрабатывать самолет 5-го поколения ПАК ФА Т-50. Военнослужащие с существенно увеличенным денежным довольствием, пилоты лучше оттачивают свои летные умения, поскольку у них появилась возможность проводить в воздухе необходимое количество часов.
2015 год
В августе ВВС Российской Федерации были введены в состав ВКС (военно-космические силы) под руководством главкома генерал-полковника Бондарева. Главнокомандующий ВВС и замглавкома ВКС - генерал-лейтенант Юдин. Российские ВВС представлены дальней, военно-транспортной и армейской авиацией, а также радиотехническими, зенитными и ракетными войсками. Разведывательная деятельность, защита от оружия массового поражения, спасательные операции и радиоэлектронная борьба осуществляются специальными войсками, которые также в составе российских военно-воздушных сил. Дополнительно к ВВС прилагаются инженерные и тыловые службы, медицинские и метеорологические подразделения.
Задачи ВВС России
Новые военно-воздушные силы РФ выполняют следующее:
- Отражают нападения агрессоров с воздуха и космоса.
- Осуществляют воздушное прикрытие стратегически важных объектов и городов.
- Занимаются разведывательной деятельностью.
- Уничтожают вражеские войска. Для этой цели может использоваться как обычное, так и ядерное оружие.
- Поддерживают с воздуха наземные вооруженные силы.
О боевой технике российской авиации
Ниже представлены несколько наиболее эффективных самолетов ВВС России. Дальняя и стратегическая авиация располагает:
- Авиационной единицей Ту-160, которую еще называют «Белый лебедь». Модель была создана еще в советское время. Самолет способен преодолевать вражеские средства противовоздушной обороны и наносить ядерные удары. В России на вооружении состоит 16 таких машин.
- Самолетами Ту-95 «Медведь» в количестве 30 единиц. Модель была спроектирована еще в сталинские времена, но стоит в строю и по сегодняшний день.
- Стратегическими ракетоносцами Ту-22М. Выпускался с 1960 года. Россия располагает машинами численностью 50 единиц. Еще 100 находятся на консервации.
Среди истребителей следует выделить следующие модели:
- Су-27. Является советским фронтовым истребителем. На базе машины было создано немало модификаций. В России имеется 360 таких самолетов.
- Су-30. Модифицированный вариант предыдущего истребителя. В распоряжении ВВС 80 единиц.
- Су-35. Очень маневренный самолет 4-го поколения. На вооружении российских военно-воздушных сил с 2014 года. Численность машин составляет 48 шт.
- МиГ-27. Истребитель 4-го поколения. Количество 225 машин.
- Су-34. Является новейшей российской авиамоделью. ВВС располагает 75 истребителями.
Функции штурмовиков и перехватчиков выполняют:
- Су-24. Является точной копией американского F-111, который в отличие от советского варианта уже давно снят с вооружения. Тем не менее списанию подлежит и Су-24. Сделать это планируют в 2020 году.
- Су-25 «Грач». Создан в 70-е. На вооружении российских ВВС 200 самолетов, еще 100 законсервированы.
- МиГ-31. Россия располагает данными перехватчиками в количестве 140 единиц.
Военно-транспортную авиацию представляют:
- Ан-26 и Ан-72. Являются легкими транспортными самолетами.
- Ан-140 и Ан-148. Для машин характерна средняя грузоподъемность.
- Ан-22, Ан-124 и Ил-86. Представляют большегрузную авиатехнику.
В российском ВВС службу несут не менее 300 транспортных самолетов.
Обучение летных кадров осуществляют на следующих моделях:
- Як-130.
- L-39.
- Ту-134 УБЛ.
К армейской авиации принадлежат:
- Вертолеты Миля и Камова. После того как был прекращен выпуск Ка-50, парк армейской авиации пополнили вертолетами Ка-52 и Ми-28 по 100 машин. Кроме того, ВВС располагает вертолетами Ми-8 (570 шт.) и Ми-24 (620 машин).
- В качестве беспилотных летательных аппаратов в российских военно-воздушных силах используют БПЛА «Пчела-1Т» и «Рейс-Д».
Одежда в стиле ВВС для гражданского потребителя
Благодаря конструктивным особенностям большим спросом пользуются летные куртки ВВС России. В отличие от других моделей данный элемент одежды имеет на рукавах специальные карманы. Пилоты в них кладут сигареты, ручки и другие какие-либо маленькие детали. Кроме того, при изготовлении боковых карманов наличие утеплителя не предусмотрено, а на спине куртки не содержат швов. Благодаря этому снижается нагрузка на пилота. Стоимость изделий зависит от способа пошива и используемых материалов. Цена продукции на меху составляет 9400 рублей. «Шевретка» обойдется покупателю в пределах 16 тыс. За кожаную куртку ВВС России придется выложить от 7 до 15 тыс. рублей.
ВВС России по размеру флота уступает только ВВС США.
По состоянию на 2010 год, численность личного состава ВВС России составляет около 148 000 человек. В эксплуатации Военно-воздушных сил находятся более 4 000 единиц военной техники, а также 833 на хранении.
После реформы, авиаполки были сведены в авиабазы, общим количеством 60 АБ.
Тактическая авиация имеет в своём составе следующие эскадрильи:
- 38 истребительных аэ)
- 14 бомбардировочных аэ,
- 14 штурмовых аэ,
- 9 разведывательных аэ,
- учебные и испытательные - 13 аэ.
Дислокация авиабаз тактической авиации:
- КОР - 2 АБ
- ГВЗ - 1 АБ
- ЗВО - 6 АБ
- ЮВО - 5 АБ
- ЦВО - 4 АБ
- ВВО - 7 АБ
В конце 2003 года, генерал-лейтенант Виктор Николаевич Сокерин, подав в отставку с должности Командующего ВВС и ПВО Балтийского флота так охарактеризовал ситуацию в ВВС на тот момент: «ВС испытывают неконтролируемый распад своей боевой авиации». «…Авиационные полки укомплектованы офицерами, которые на протяжении пяти лет обучения имели всего несколько часов учебного налёта, причем главным образом с инструктором. Только 3 процента лётчиков 1-го и 2-го классов имеют возраст моложе 36 лет и только 1 процент штурманов 1 класса ВВС БФ моложе 40 лет. 60 процентов командиров экипажей старше 35 лет, половина из них старше 40 лет.»
По итогам 2006 года средний налёт в ВВС России составил 40 часов. Показатель налёта зависит от вида авиации. В военно-транспортной авиации он был 60 часов, тогда как в истребительной и фронтовой авиации составил 20-25 часов. Для сравнения, за тот же год данный показатель в США составил 189, Франции 180, Румынии 120 часов. В 2007 году в результате улучшения снабжения авиатопливом и активизации боевой подготовки, среднегодовой налёт увеличился: в Дальней авиации он составил 80-100 часов, в авиации ПВО - примерно 55 часов. Молодые лётчики нередко имеют налёт свыше 100 часов.
Помимо ВВС, имеется военная авиация и в других видах и родах войск Вооружённых Сил России: ВМФ, РВСН. Авиация ПВО и авиация сухопутных войск входят в состав ВВС. Авиация Ракетных войск стратегического назначения к 1 апреля 2011 года будет передана в состав Военно-воздушных сил РФ.
План по сокращению численности баз предусматривает уменьшение до 33 авиабаз, и списание около 1000 ЛА, до 2000 ЛА.
Точный количественный и качественный состав ВВС ВС России является секретной информацией. Приведённые ниже данные собраны по открытым источникам и могут содержать существенные неточности.
Источники
МиГ-31 - тяжёлый скоростной перехватчик
МиГ-29 - лёгкий многоцелевой истребитель
Су-35БМ - тяжёлый многоцелевой истребитель поколения 4++
Ту-22М3 - средний бомбардировщик-ракетоносец
Ту-160 - тяжёлый стратегический бомбардировщик-ракетоносец и Су-27 - истребитель-перехватчик
Ил-78 - воздушный танкер и пара Су-24 - фронтовых бомбардировщиков
Ка-50 - ударный вертолёт
Назначение, наименование | Количество в регулярных ВВС | Количество в резерве ВВС | Общее количество | Количество поставленных машин |
---|---|---|---|---|
Стратегическая и дальняя авиация: | 204 | 90 | 294 | |
Ту-22М3 | 124 | 90 | 214 | |
Ту-95МС6/Ту-95МС16 | 32/32 | 64 | ||
Ту-160 | 16 | 16 | ||
Фронтовая авиация: | 655 | 301 | 956 | 39 |
Су-25 / Су-25СМ | 241/40 | 100 | 381 | |
Су-24 / Су-24М / Су-24М2 | 0/335/30 | 201/0/0 | 566 | 0 |
Су-34 | 9 | 9 | 23 | |
Истребительная авиация: | 782 | 600 | 1382 | 66 |
МиГ-29 / МиГ-29СМТ/УБТ | 242/34 | 300 | 570 | |
МиГ-31 / МиГ-31БМ | 178/10 | 200 | 388 | |
Су-27 / Су-27СМ / Су-27СМ2/СМ3 | 252/55/4 | 100 | 406 | 0/0/8 |
Су-30 / Су-30М2 | 5/4 | 9 | ||
Су-35С | 0 | 0 | 48 | |
Боевые вертолёты: | 1328 | 1328 | 130 | |
Ка-50 | 8 | 8 | 5 | |
Ка-52 | 8 | 8 | 31 | |
Ми-24П/Ми-24ПН/Ми-24ВП-М | 592/28/0 | 620 | 0/0/22 | |
Ми-28Н | 38 | 38 | 59 | |
Ми-8/Ми-8АМТШ/Ми-8МТВ-5 | 600/22/12 | 610 | 0/12/18 | |
Ми-26 | 35 | 35 | ||
Ка-60 | 7 | 7 | ||
Разведывательная авиация: | 150 | 150 | ||
Су-24МР | 100 | 100 | ||
МиГ-25РБ | 30 | 30 | ||
A-50/A-50У | 11/1 | 8 | 20 | |
Транспортная авиация и танкеры: | 284 | 284 | 60 | |
Ил-76 | 210 | 210 | ||
Ан-22 | 12 | 12 | ||
Ан-72 | 20 | 20 | ||
Ан-70 | 0 | 60 | ||
Ан-124 | 22 | 22 | ||
Ил-78 | 20 | 20 | ||
Зенитно-ракетные войска: | 304 | 304 | 19 | |
С-300ПС | 70 | 70 | ||
С-300ПМ | 30 | 30 | ||
С-300В/С-300В4 | 200 ПУ | 200 ПУ | 0/? | |
С-400 | 4 | 4 | 48 | |
Учебно-тренировочная и учебно-боевая авиация: | >980 | 980 | 12 | |
МиГ-29УБ/ МиГ-29УБТ | ?/6 | |||
Су-27УБ | ||||
Су-25УБ/ Су-25УБМ | 0/16 | |||
Ту-134УБЛ | ||||
Л-39 | 336 | 336 | ||
Як-130 | 8 | 8 | 3 | |
Ансат-У | 15 | 15 | ||
Ка-226 | 0 | 6 |
Перевооружение
В 2010 году Министерству обороны России российской авиационной промышленностью был поставлен 21 самолёт и 57 вертолётов.
В 2011 году Министерство обороны России получит от промышленности минимум 28 самолётов и более 100 вертолётов. Также в этом году продолжится модернизация парка штурмовиков Су-25 до стандарта «СМ».
На май 2011 года на вооружение поступило 8 серийных вертолётов Ка-52. В месяц завод может собирать до 2 Ка-52
По данным МО России в 2011 году будет закуплено 35 самолётов, 109 вертолётов и 21 зенитно-ракетная система.
По состоянию на начало 2011 года, 8 из 38 авиационных эскадрилий истребительной авиации были перевооружены на новые и модернизированные самолёты; штурмовой авиации - 3 из 14 аэ; бомбардировочной авиации - 2 из 14 аэ. В этом же году на Су-34 будет перевооружена одна бомбардировочная аэ авиабазы Балтимор под Воронежом.
Стало известно о заказе МО РФ 100 вертолётов Ка-60 со сроком начала поставок в 2015 году.
Стало известно, о том, что на авиасалоне МАКС-2011, планируется подписать контракт на поставку дополнительной партии Як-130 в объеме 60 машин.Контракт по модернизации МиГ-31 в вариант МиГ-31БМ в объеме 30 машин.Контракт на поставку МиГ-29К в объеме 24 машины для Авиации ВМФ РФ.
Количество авиатехники поступившей в ВВС за последние годы в рамках программы перевооружения:
Наименование | Количество |
---|---|
Истребительная авиация: | 107 |
МиГ-29СМТ | 28 |
МиГ-29УБТ | 6 |
МиГ-31БМ | 10 |
Су-27СМ | 55 |
Су-27СМ3 | 4 |
Су-30М2 | 4 |
Штурмовая/бомбардировочная авиация: | 87 |
Су-25СМ | 40 |
Су-25УБМ | 1 |
Су-24М2 | 30 |
Су-34 | 13 |
Учебно-тренировочная авиация: | 6 |
Як-130 | 9 |
Вертолётная авиация: | 92 |
Ка-50 | 8 |
Ка-52 | 11 |
Ми-28Н | 38 |
Ми-8АМТШ | 32 |
Ми-8МТВ5 | 19 |
Ансат-У | 15 |
Заключенные контракты на поставку авиатехники для ВВС и ВМФ РФ:
Наименование | Количество | Справка |
---|---|---|
МиГ-29К | 24 | планируется подписание контракта на МАКС-2011 |
Су-27СМ3 | 12 | выполнен на треть, последние 8 бортов поступят в 2011 |
Су-30М2 | 4 | выполнен |
Су-35С | 48 | первые два борта поступят в 2011, срок выполнения до 2015 года |
Су-34 | 32 | 4 бортов поставлено, в 2011 поступят ещё 6, в дальнейшем по 10-12 машин ежегодно |
Су-25УБМ | 16 | |
Ка-52 | 36 | 8 серийных борта поставлено, в 2011 поступят ещё 10 |
Ми-28Н | 97 | 38 бортов поставлено, включая 15 в 2010, в 2011 поступят ещё 15 |
Ми-26Т | ? | 4 до конца 2011 года |
Як-130 | 62 | 9 серийных борта поставлено, летом поступят ещё 3 |
Ан-140-100 | 11 | Будут поставлены в течении 3-х лет |
Ка-226 | 36 | 6 в 2011 |
Ка-60 | 100 | поставки с 2014-2015 года, возможна часть в корабельном исполнении |
Беспилотные летательные аппараты
В составе ВВС России имеются два полка БПЛА, исследовательская эскадрилья и Центр боевого применения БПЛА в Егорьевске. В то же время, развитие БПЛА в России значительно отстаёт от аналогичных программ стран НАТО. В 2010 году МО РФ заказало у Израиля 3 вида разведовательных беспилотных самолёта для нужд своей армии. Общее количество аппаратов оценивается в 63 единицы. В России планируется открыть совместное с Израилем предприятие по производству БПЛА.
Виды закупленных БЛА:
- IAI Bird-Eye 400
- IAI I-View
- IAI Searcher 2
Из отечественных БЛA на вооружении доподлинно известно находятся:
- ZALA 421-08
- Пчела-1Т
- Типчак
- Ту-243
Учебные заведения
Учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов для Военно-воздушных сил России:
- Военно-воздушная академия имени проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина
- Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова
- Краснодарский филиал ВУНЦ ВВС «ВВА»
- Военный авиационный инженерный университет г. Воронеж
Главная Структура Вооруженные Cилы РФ Военно-воздушные силы Структура Авиация
Авиация
Авиация ВВС (Ав ВВС) по своему предназначению и решаемым задачам подразделяется на дальнюю, военно-транспортную, оперативно-тактическую и армейскую авиацию, которые в своем составе имеют: бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.
Организационно авиация ВВС состоит из авиационных баз, которые входят в состав объединений ВВС, а также других частей и организаций, непосредственно подчиненных главнокомандующему ВВС.
Дальняя авиация (ДА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических) и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
На вооружении соединений и частей ДА состоят стратегические и дальние бомбардировщики, самолеты-заправщики и самолеты-разведчики. Действуя преимущественно в стратегической глубине, соединения и части ДА выполняют следующие основные задачи: поражение авиационных баз (аэродромов), комплексов ракет наземного базирования, авианосцев и других надводных кораблей, объектов из состава резервов противника, военно-промышленных объектов, административно-политических центров, энергетических объектов и гидротехнических сооружений, военно-морских баз и портов, командных пунктов объединений вооруженных сил и оперативных центров управления ПВО на театре военных действий, объектов сухопутных коммуникаций, десантных отрядов и конвоев; минирование с воздуха. Часть сил ДА может привлекаться к ведению воздушной разведки и выполнению специальных задач.
Дальняя авиация является компонентом стратегических ядерных сил.
Соединения и части ДА базируются с учетом ее оперативно-стратегического предназначения и задач от Новгорода на западе страны до Анадыря и Уссурийска на востоке, от Тикси на севере и до Благовещенска на юге страны.
Основу самолетного парка составляют стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС, дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3, самолеты-заправщики Ил-78 и самолеты-разведчики Ту-22МР.
Основное вооружение самолетов: авиационные крылатые ракеты большой дальности и ракеты оперативно-тактического назначения в ядерном и обычном снаряжении, а также авиационные бомбы различного предназначения и калибра.
Практической демонстрацией пространственных показателей боевых возможностей командования ДА являются полеты на воздушное патрулирование самолетов Ту-95МС и Ту-160 в район острова Исландия и акваторию Норвежского моря; на Северный полюс и в район Алеутских островов; вдоль восточного побережья Южной Америки.
Независимо от организационной структуры, в которой существует и будет существовать дальняя авиация, боевого состава, характеристик имеющихся на вооружении самолетов и средств поражения, основной задачей дальней авиации в масштабе ВВС следует считать как ядерное, так и неядерное сдерживание вероятных противников. В случае начала войны ДА будет выполнять задачи по снижению военно-экономического потенциала противника, поражению важных военных объектов, нарушению государственного и военного управления.
Анализ современных взглядов на предназначение ДА, возлагаемые на нее задачи, прогнозируемые условия их выполнения показывают, что в настоящее время и перспективе дальняя авиация продолжает оставаться основной ударной силой ВВС.
Основные направления развития дальней авиации:
- поддержание и наращивание оперативных возможностей по выполнению поставленных задач в составе стратегических сил сдерживания и сил общего назначения за счет проведения модернизации бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС, Ту-22МЗ с продлением срока службы;
- создание перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).
Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
На вооружении соединений и частей ВТА состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, Ан-22, Ан-124, Ан-12ПП, транспортные вертолеты Ми-8МТВ. Основными задачами соединений и частей ВТА являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях. Включает авиационные базы, части и подразделения специальных войск.
Часть сил ВТА может привлекаться к выполнению специальных задач.
Основные направления развития военно-транспортной авиации: поддержание и наращивание возможностей по обеспечению развертывания Вооруженных Сил на различных ТВД, десантирования воздушных десантов, перевозке войск и материальных средств по воздуху за счет закупки новых самолетов Ил-76МД-90А и Ан-70, Ил-112В и проведения модернизации самолетов Ил-76 МД и Ан-124.
Оперативно-тактическая авиация предназначена для решения оперативных (оперативно-тактических) и тактических задач в операциях (боевых действиях) группировок войск (сил) на театрах военных действий (стратегических направлениях).
Армейская авиация (АА) предназначена для решения оперативно-тактических и тактических задач в ходе армейских операций (боевых действий).
Бомбардировочная авиация (БА) , имея на вооружении стратегические, дальние и оперативно-тактические бомбардировщики, является основным ударным средством ВВС и предназначена для поражения группировок войск, авиации, военно-морских сил противника, разрушения его важных военных, военно-промышленных, энергетических объектов, узлов коммуникаций, ведения воздушной разведки и минирования с воздуха преимущественно в стратегической и оперативной глубине.
Штурмовая авиация (ША) , имея на вооружении самолеты-штурмовики, является средством авиационной поддержки войск (сил) и предназначена для поражения войск, наземных (морских) объектов, а также самолетов (вертолетов) противника на аэродромах (площадках) базирования, ведения воздушной разведки и минирования с воздуха преимущественно на переднем крае, в тактической и оперативно-тактической глубине.
Истребительная авиация (ИА) , имея на вооружении самолеты-истребители, предназначена для поражения самолетов, вертолетов, крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов в воздухе и наземных (морских) объектов противника.
Разведывательная авиация (РзА) , имея на вооружении самолеты-разведчики и беспилотные летательные аппараты, предназначена для ведения воздушной разведки объектов, противника, местности, погоды, воздушной и наземной радиационной и химической обстановки.
Транспортная авиация (ТрА) , имея на вооружении транспортные самолеты, предназначена для десантирования воздушных десантов, перевозки войск, вооружения, военной и специальной техники и других материальных средств по воздуху, обеспечения маневра и боевых действий войск (сил), выполнения специальных задач.
Соединения, части, подразделения бомбардировочной, штурмовой, истребительной, разведывательной и транспортной авиации также могут привлекаться для решения других задач.
Специальная авиация (СпА) , имея на вооружении самолеты и вертолеты, предназначена для выполнения специальных задач. Части и подразделения специальной авиации находятся в непосредственном или оперативном подчинении командующего объединением ВВС и привлекаются для: ведения радиолокационной разведки и осуществления наведения авиации на воздушные и наземные (морские) цели; постановки радиоэлектронных помех и аэрозольных завес; поиска и спасания летных экипажей и пассажиров; дозаправки самолетов топливом в воздухе; эвакуации раненых и больных; обеспечения управления и связи; ведения воздушной радиационной, химической, биологической, инженерной разведки и выполнения других задач.
Урманов Михаил Юрьевич
ОТКРЫТЫЙ УРОК
Тема: ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ, ИСТОРИЯ ИХ СОЗДАНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, РОДА АВИАЦИИ.
преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ лицей №1 . город Комсомольск на Амуре ул. Пирогова 21 тел. 59-82-60
г. Комсомольск – на -Амуре
2010 г.
Пояснительная записка
Разработка урока по теме: ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ, ИСТОРИЯ ИХ СОЗДАНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, РОДА АВИАЦИИ предназначена для проведения урока по основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе. Наименование раздела программы- Основы военной службы. Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества.
Тип урока- Лекция
Краткое содержание урока: Военно-Воздушные Силы, история создания, предназначение, основные боевые задачи ВВС, рода авиации, организационная структура ВВС
В результате проведения урока учащиеся должны:
Знать состав, основные задачи и предназначение ВС РФ.
Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе
Тема: ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ, ИСТОРИЯ ИХ СОЗДАНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, РОДА АВИАЦИИ .
Цель : познакомить учащихся с видом ВС Военно-воздушными силами России.
Учебно-наглядный комплекс : плакаты по видам ВС; по возможности видеофильм или видеосюжеты, раздаточный материал (приложение 1,2,3)
Ход урока
I . Организационный момент.
П. Проверка домашнего задания.
Учащиеся высказывают свои мнения о значении Сухопутных войск ВС России, приводят примеры.
III . Изучение новой темы.
Человечество с давних пор мечтало о покорении воздушного океана. Эта мечта осуществилась в начале двадцатого столетия. И мы по праву гордимся тем, что в историю мировой авиации золотыми буквами вписаны открытия и подвиги российских военных конструкторов, летчиков, инженеров и техников. Именно офицер великой России построил первый в мире самолет. Именно военные летчики стали первыми Героями Советского Союза. Наша военная авиация явилась колыбелью отечественной космонавтики.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ
После 25 лет упорного труда талантливый русский ученый и изобретатель капитан 1 ранга А. Можайский в 1882 г. построил первый в мире самолет.
В конце первого десятилетия XX века российские изобретатели и конструкторы создали отечественные самолеты оригинальных конструкций. Б. Юрьев спроектировал первый в мире вертолет. В 1912 г. биплан Я. Гаккеля на первой международной выставке воздухоплавания в Москве получил Большую золотую медаль. Теоретическую базу их разработок составили труды «отца русской авиации» профессора Н. Жуковского, который с академиком С. Чаплыгиным основал научную школу аэродинамики.
Первое боевое крещение русские летчики получили в ходе Балканской войны (1912-1913 гг.). Тогда на стороне Болгарии действовал российский авиационный отряд.
Тридцатые годы стали наиболее плодотворными для формирования Военно-Воздушных Сил как вида Вооруженных Сил. За годы предвоенных пятилеток были реконструированы старые и построены новые авиационные заводы, открыты конструкторские бюро и Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Это позволило обеспечить ВВС первоклассными самолетами.
Авиация Советского Союза вписала в историю развития мировой авиации ряд ярких страниц. К 1941 г. СССР принадлежало 62 международных рекорда по дальности, скорости и высоте полета.
В канун Великой Отечественной войны началось создание новых типов боевых самолетов. В этой работе приняли участие такие талантливые конструкторы, как С. Ильюшин, С. Лавочкин, А. Микоян, П. Сухой, А. Туполев, А. Яковлев. В результате их напряженного труда были созданы, испытаны и запущены в серийное производство истребители ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1, лучший самолет-штурмовик второй мировой войны Ил-2, ночной бомбардировщик дальнего действия Ил-4 и пикирующий бомбардировщик Пе-2. Однако завершить полное перевооружение ВВС на новую авиационную технику до начала войны не удалось.
В послевоенный период в советских ВВС произошел переход от поршневой авиации к реактивной. В J 946 г. впервые поднялись в воздух реактивные истребители Як-15 и МиГ-9. А первый в стране полет на реактивном самолете осуществил летчик-испытатель Г. Бахчиванджи еще 15 мая 1942 г.
В середине 50-х годов в войска поступили первые серийные сверхзвуковые истребители МиГ-19, истребители-перехватчики Як-25, фронтовые бомбардировщики Ил-28, дальние бомбардировщики Ту-16 и транспортные вертолеты Ми-4.
В начале 60-х годов советские ВВС стали ракетоносными и всепогодными, на вооружении дальней и фронтовой авиации появились управляемые ракеты, скорость полета истребителей вдвое превысила скорость звука.
Военно-Воздушные Силы России предназначены : для защиты центров, районов страны (административных, промышленно-экономических), группировок войск и важных объектов от ударов противника с воздуха и космоса, поражения объектов войск и тыла противника, обеспечения боевых действий Сухопутных войск (СВ) и Военно-Морского Флота.
Основные боевые задачи ВВС:
Вскрытие начала нападения воздушного противника;
Завоевание и удержание господства в воздухе;
Прикрытие войск, объектов тыла от воздушной разведки, ударов с воздуха и космоса;
Авиационная поддержка Сухопутных войск и сил флота (на приморских направлениях);
Поражение объектов военно-экономического потенциала противника;
Нарушение военного и государственного управления противника;
Поражение авиационных, противовоздушных группировок противника;
Поражение ракетно-ядерных группировок противника;
Поражение корабельных группировок противника в океане (море), портах, пунктах базирования;
Выброска (высадка) войск и боевой техники;
Перевозка по воздуху войск и боевой техники;
Ведение стратегической, оперативной, тактической воздушной разведки.
В мирное время ВВС выполняют задачу по охране государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве", оповещают о полетах иностранных разведывательных аппаратов различного предназначения в приграничной полосе.
ВВС включают в себя следующие рода войск : авиация, радиотехнические войска, зенитно-ракетные войска.
Авиация состоит из следующих родов авиации : бомбардировочная, штурмовая, истребительная, разведывательная, транспортная, специальная и армейская.
Организационно в ВВС входят:
Главкомат ВВС (сформированный в марте 1998 года);
Московский округ ВВС и ПВО;
Воздушная армия ДА (дальняя авиация);
Воздушная армия ВТА (военно-транспортная авиация);
Армии ВВС и ПВО;
Отдельные корпуса ВВС и ПВО.
Объединение ВВС и Войск ПВО в новый вид ВС - Военно-Воздушные Силы - весьма сложная, многогранная и трудоемкая задача, не имеющая аналога ни в отечественной, ни в мировой практике строительства Вооруженных Сил.
Сегодня Военно-Воздушные Силы Российской Федерации -один из основных видов Вооруженных Сил. Обладая высокими мобильностью, маневренностью и боевой мощью. ВВС способны осуществлять быстрый перенос усилий с одних направлений на другие, проникать в глубокий тыл противника и воздействовать на его объекты с воздуха, применяя различные средства поражения и радиоэлектронной борьбы в любых условиях погоды, времени суток и года.
В настоящее время ВВС не только олицетворяют воздушную мочь страны, но и являются одним из определяющих факторов обороноспособности страны и обеспечения стратегической стабильности.
IV . Итог урока.
Как были образованы ВВС России?
Каким оперативно-стратегическим свойством обладают ВВС?
Какие рода авиации включают в себя ВВС?
Домашнее задание: объяснить значение ВВС России. Подтвердить примерами из литературно-художественных произведений и публицистических хроник. Подготовить рассказы о героях-летчиках
Приложение№1
РОССИЙСКИЕ ИСТРЕБИТЕЛИ
четвертого поколения
МиГ-29 и Су-27
В конце 60-х годов в нашей стране началось изучение новых направлений развития истребителей для замены МиГ-21 и МиГ-23.
В связи со значительным прогрессом в двигателестроении в эти годы появилась возможность существенного увеличения тяговооруженности истребителей. Стала реальностью тяга двигателя истребителя на взлете, равная весу самолета и более его, что давало возможность значительно улучшить маневренные характеристики. В аэродинамике были открыты новые возможности значительного увеличения несущих свойств самолета при достаточно малом приращении сопротивления. Это новое направление, разработанное в ЦАГИ, основывалось на рациональном использовании специально индуцируемых вихрей на верхней поверхности крыла, т.е. на «управлении» вихрями. Появилась «уплощенная» форма фюзеляжа, что увеличивало подъемную силу и уменьшало дестабилизирующее влияние на устойчивость пути. Аэродинамическая компоновка получила «интегральный» характер - сочетание крыла с фюзеляжем.
В декабре 1970 г. военно-промышленная комиссия провела специальное совещание заказчиков и разработчиков по проблеме создания фронтового истребителя с большей тяговоору-женностью и высокими маневренными характеристиками. ОКБ А.И. Микояна и ОКБ ПО. Сухого в этом направлении начали работать еще в 1969 г. Первый полет опытного легкого маневренного истребителя, будущего МиГ-29, состоялся в октябре 1977 г.
На вооружение МиГ-29 и Су-27 стали поступать в 1983 г. Маневренные характеристики истребителей четвертого поколения МиГ-29 и Су-27 оправдали ожидания разработчиков и даже превысили требования ВВС.
На Международной авиационной выставке в Фарнборо (Англия) в сентябре 1988 г.
летчик-испытатель А. Квочур на МиГ-29 впервые продемонстрировал фигуру «колокол» (взмывание вверх с торможением и последующим движением на хвосте). На Парижском международном авиасалоне в 1989 г. летчик-испытатель В. Пугачев на самолете Су-27 впервые демонстрировал новую фигуру высшего пилотажа, при выполнении которой осуществлялся динамический выход на большие закритическне углы атаки - эта фигура получила название «кобра Пугачева». Каждая демонстрация возможностей этих самолетов за рубежом становилась сенсацией, «гвоздем программы»: уникальные маневры выполнялись только нашими летчиками, только на отечественных истребителях МиГ-29 и Су-27.
Приложение№2
МиГ-29
Самолет МиГ-29 выполнен по интегральной схеме (до 40% его подъемной силы создается центропланом). Он имеет двухкилевое вертикальное оперение. Интересной особенностью этого истребителя является наличие створок на верхней поверхности крыла для питания двигателей воздухом при движении самолета по земле. Они применяются для предотвращения попадания посторонних предметов в двигатели, при этом лобовой вход воздухозаборников полностью перекрывается. На МиГ-29 установлены два форсажных двухконтурных двигателя РД-33 (тягой 2 х 8340 кгс).
Самолет оснащен мощным прицельным комплексом, включающим импульсно-доплеровскую РЛС Н-019 «Топаз», способную обнаруживать воздушные цели на дальности до 100 км и осуществлять их захват на расстоянии 70 км. Инфракрасный датчик связан с лазерным дальномером (дальность действия последнего 6 км) и автономной нашлемной системой целеуказания. Наличие этого комплекса обеспечивает применение вооружения, включающего управляемые ракеты (УР) класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27Р1 (две единицы). УР малой дальности (ближнего боя) Р-73Э или Р-60М (две. четыре или шесть единиц). Оснащен самолет и 30-мм пушкой ГШ-301 (боекомплект - 150 патронов).
Отказ государственного руководства РФ от поддержания крупных военных группировок на основных стратегических направлениях, продиктованный политическими и экономическими причинами, привел к появлению концепции мобильных сил, способных к быстрому осуществлению межтеатрового маневра, осуществляемого в целях наращивания сил и средств вооруженной борьбы на угрожаемом направлении. В этих условиях весьма необходимым было придание самолетам истребительной авиации возможности дозаправки топливом в полете, что и было реализовано на самолете МиГ-29СД, получившем штангу дозаправки.
Значительный рост стоимости разработки и создания новых образцов авиатехники, невозможность по экономическим причинам эксплуатации большого парка разнотипных самолетов, сокращение военного бюджета вызвали необходимость резкого сокращения типов самолетов, стоящих на вооружении. Эти факторы действуют не только в нашей стране, переживающей затяжной экономический кризис, но и в весьма успешно развивающихся государствах. Можно сказать, что создание самолета, сочетающего качества истребителя, истребителя-бомбардировщика, разведчика, постановщика помех и т.д.. то есть многофункционального истребителя, является отличительной тенденцией развития авиации сегодня.
Крупным шагом к приданию многофункциональности МиГ-29 стала модификация МиГ-29СМ. Самолет получил новую систему управления вооружением, позволяющую применять также средства поражения класса «воздух-поверхность», как УР с телевизионной ГСН Х-29Т, корректируемые бомбы КАБ-500 Кр и противорадиолокационные УР Х-31П с пассивной радиолокационной ГСН.
Необходимость придания самолету многофункциональных возможностей, желание кардинально усовершенствовать исходный истребитель МиГ-29 привели к разработке МиГ-29М. За счет изменений в конструкции планера удалось увеличить запас топлива во внутренних баках на 1300 л. стали более мощными двигатели. Замена авиационного оборудования более совершенным, в том числе установка электродистанционной системы управления улучшили управляемость самолета, особенно на больших углах атаки. Истребитель должен был иметь новую РЛС. оптоэлектронное оборудование и проч. В общем был создан высококлассный многоцелевой истребитель.
Достижением ОКБ им. А.И. Микояна стало создание МиГ-29СМТ, с успехом демонстриро- вавшегося на Берлинском авиасалоне и «Фарн-боро-98». На этом самолете за счет установки дополнительного бака в надгротовой части фюзеляжа (2020 л топлива) достигли перегоночной дальности без ПТБ 2400 км. Кроме того, возможна установка штанги дозаправки топливом в воздухе. Время монтажа не превышает 2 часов.
За счет модернизации бортовой РЛС Н-019МП возможна работа в режиме картографирования местности. Возможна селекция движущихся целей. Учитывая, что локатор работает в сантиметровом диапазоне волн, которые не поглощаются дождем, снегом и туманом, все это означает, что МиГ-29СМТ может применять для поражения целей управляемые ракеты «воздух-земля» и осуществлять бомбометание свободно падающими бомбами из-за облаков и ночью, т.е. МиГ-29СМТ поистине всепогодный. Возможно автоматическое наведение высокоточного оружия на заранее известные цели при минимальном участии летчика. Самолет может быть оборудован инфракрасным и телевизионным приемниками и лазерным дальномером-целеуказателем. Все данные, полученные с помощью РЛС, могут передаваться с борта на землю в реальном масштабе времени, то есть МиГ-29СМТ может с успехом выполнять и функции самолета-разведчика.
Вместе с тем МиГ-29СМТ полностью сохраняет все возможности для ведения воздушного боя, в том числе может выполнять также сложные фигуры пилотажа, как «Кобра». Принятый
при создании этого самолета принцип открытой архитектуры борта делает МиГ-29СМТ универсальным в части вооружений. В арсенале истребителя ракеты «воздух-воздух», высокоточное оружие «воздух-земля», корректируемые бомбы с лазерной головкой самонаведения.
Но, пожалуй, наибольшее внимание привлекает тот факт, что этот многофункциональный самолет может быть получен путем переделки любой из более ранних модификаций МиГ-29. Это ведет к уменьшению затрат в 15-20 раз по сравнению с приобретением аналогичного по характеристикам нового самолета. Согласимся, что в условиях крайне жесткого бюджета ВВС РФ этот факт имеет огромное значение.
На состоявшемся в Лондоне в конце 1996 г. совещании по истребительной авиации командир 73-го авиаполка Люфтваффе, единственного в Западной Европе подразделения, оснащенного МиГ-29, доставшимися в наследство от ГДР, заявил, что для ближнего воздушного боя МиГ-29 «лучший из лучших истребителей» благодаря его превосходной аэродинамике, на-шлемному прицелу, инфракрасной системе поиска и сопровождения целей, а также его управляемым ракетам ближнего боя Р-73. Как указывалось в декабрьском 1997 г. выпуске журнала Airciaft Illustrated , летчики немецкого авиаполка «без особой бравады и хвастовства утверждают, что в ближнем воздушном бою на МиГ-29 они непобедимы».
Приложение№3
Су-27
Самолет Су-27 выполнен так же, как и МиГ-29, по интегральной схеме. Конструкция планера состоит в основном из алюминиевых сплавов с широким использованием титана. Это первый отечественный самолет, оснащенный электродистанционной системой управления (ЭДСУ), обеспечивающей устойчивость и управляемость. Все это обеспечивает повышенные маневренные качества аппарата. Такой самолет как бы сам стремится совершить некие маневры, в отличие от статически устойчивого аппарата, который принудительно вводится в них. Задачей ЭДСУ является удержание истребителя на траектории полета (без ЭДСУ полет статически неустойчивого аппарата вообще не возможен) и обеспечение маневра в нужном направлении. Сам же маневр совершается более энергично, чем на традиционных, статически устойчивых машинах.
Прицельный комплекс на Су-27. включает РЛС НО-01 «Меч» и обеспечивает сопровождение на проходе 10 целей, при этом дальность захвата -100 км. На предназначенном для истребительной авиации Войск ПВО варианте Су-27П установлен усовершенствованный вариант комплекса, способного управлять одновременным пуском двух ракет по двум различным целям.
На 10 подкрыльевых и подфюзеляжных узлах подвески может размещаться до 10 УР «воздух-воздух», в том числе до шести ракет средней и увеличенной дальности Р-27 различных модификаций с радиолокационными и тепловыми головками самонаведения (ТГС). до шести УР малой дальности Р-73 с тепловыми ГСН, блоки неуправляемых ракет, свободнопадающие бомбы и т.д. Максимальная боевая нагрузка может достигать 6-8 т.
Дальнейшее развитие самолета привело к созданию на базе двухместного учебно-боевого варианта Су-27УБ самолета Су-30. Число точек подвески было увеличено до 12 и повышена боевая нагрузка до 8 т. Оснащенный системой дозаправки в воздухе, он рассчитывался на полет продолжительностью до 10 час. и дальностью до 6900 км.
Во время работ по модернизации Су-27УБ рассматривалась возможность создания на его основе истребителя-бомбардировщика. Дальнейшее проектирование привело к созданию Су-27ИБ (в печати данный аппарат именовали и Су-32ФН, и Су-34). По мысли создателей Су-27ИБ должен заменить собой все ударные аппараты ВВС РФ (Су-24, Су-25). кроме того, ему передавалась часть боевых задач дальнего бомбардировщика Ту-22МЗ.
Самолет, предназначенный в первую очередь для поражения наземных целей, оснащен новы-
ми РЛС и комплексом БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование), оптимизированными для этой задачи. Для защиты экипажа от ПВО противника носовая часть фюзеляжа представляет собой своего рода капсулу из титановой брони. Внешне самолет из-за оригинального обтекателя РЛС и новой компоновки кабины, вызванной рядным расположением кресел двух членов экипажа, отличается от других версий Су-27. Он сохранил интегральную компоновку и оснащен передним горизонтальным оперением. Самолет может нести широкую номенклатуру вооружения (до 12 единиц одновременно), в том числе противокорабельные ракеты «Москит», при этом РЛС самолета способна вести эффективный поиск надводных целей на расстоянии до 150 км. Вместе с тем самолет сохраняет возможность вести маневренный воздушный бой.
Дальнейшее усовершенствование Су-27 привело к созданию истребителя Су-27М. Было создано около девяти опытных вариантов, на одном из которых были установлены двигатели с изменяемым вектором тяги. В дальнейшем самолет, оснащенный такими двигателями (тягой по 14000 ктс). под индексом Су-37 демонстрировался на «Фарнборо-96» и в Ле Бурже.
Этот самолет, послужил для испытания ряда новых систем перед оснащением ими истребителей Су-30 МКИ с передним горизонтальным оперением, поставляемых ныне в Индию. Система управления вектором тяги, включенная в контур управления самолетом, позволяет уменьшить минимальную скорость полета и выполнять фигуры высшего пилотажа на близких к нулевым скоростям без ограничения по углам атаки. Самолет имеет уникальные маневренные возможности и по боевым возможностям близок к американскому F -22A , поступление на вооружение ВВС США которого будет в следующем десятилетии.
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
И Су-27. и МнГ-29 остаются непревзойденными исполнителями фигур высшего пилотажа. Пилоты этих машин могут быстро достигать больших углов атаки и малых скоростей, не теряя управления самолетом. Возможность быстро затормозить истребитель или отвернуть его носовую часть в сторону от направления полета обеспечивает решающее преимущество в ближнем бою. Уменьшение скорости полета вплоть до кратковременной остановки самолета в воздухе приведет к тому, что вражеский самолет проскочит мимо, а свой займет выгодное положение для атаки неприятеля, или же наш истребитель исчезнет с экрана неприятельского локатора, так как действие импульсно-доплеровской РЛС "зависит от относительного перемещения обоих аппаратов.
В наших авиационных изданиях не раз приводился пример, относящийся к августу 1992 г.. когда группа Су-27 из Липецкого авиацентра наносила визит в США. Тогда было организовано так называемое «совместное маневрирование», во время которого учебно-боевой Су-27УБ первоначально должен был удерживаться на хвосте у американского истребителя F -15D , в дальнейшем самолетам предстояло поменяться местами.
F -15D на полном форсаже попытался оторваться от Су-27УБ. Однако наш самолет, используя режим минимального форсажа, постоянно «висел на хвосте» у американца. После того, как самолеты поменялись местами, Су-27УБ на полном форсаже ушел от F -15D при энергичном развороте с набором высоты. Потянувшийся было за ним F -15D быстро отстал. Выполнив полтора полных разворота Су-27УБ вышел в хвост американцу и «сбил» его. Однако тут наш летчик обнаружил, что «сбил» не двухместный F -15D , а также находившийся в пилотажной зоне одноместный истребитель сопровождения F -15С. Увидев свою ошибку, он атаковал F -15D . который к тому времени потерял «сухого» и запрашивал у наблюдателя данные о русском самолете. Узнав, что русский уже держит его в прицеле. F -15D попытался оторваться, но безуспешно. И был «сбит» еще раз.
Гораздо большую статистику условных побед имеет МиГ-29. Немецкие летчики на МиГ-29. доставшихся от ГДР. не раз проводили учебные воздушные бои. в частности, с истребителями F -16C ВВС США. Победа в них доставалась немцам на наших машинах. Аналогичные бои. проводившиеся в Чехии на МиГ-29 с американскими F -16A и французскими «Миражами-2000», принесли победу чехам во всех схватках. Аналогичный результат получили летчики Израиля, испытывавшие МиГ-29. И дело тут не только в более совершенной аэродинамике наших машин, совершенстве их двигательной установки.
Наибольшее преимущество дает использование на Су-27 и МиГ-29 нашлемной системы целеуказания (НСЦ), обеспечивающей ускоренное наведение ракет и прицельных систем, работающих в обзорных режимах, на маневрирующую цель, отслеживаемую поворотом головы летчика. В сочетании с фактом наличия у русских ракет Р-73 большего угла захвата цели, чем у зарубежных аналогов, это позволяет атаковать цели при больших углах визирования без доворота на цель собственного самолета. Моделирование в США воздушных боев F -15, вооруженного более совершенной модификацией УР «Сайдвиндер» (AIM -9M ), и МиГ-29 с УР Р-73. применяющего НСЦ. показало, что МиГи в 30 раз чаще первыми осуществляли захват цели и пуск ракеты.
Список литературы
http://russarms.com
http://www.cofe.ru
Значение военно-воздушных сил в современной войне огромно, и конфликты последних десятилетий наглядно это подтверждают. ВВС России по количеству летательных аппаратов уступает только американским военно-воздушным силам . Российская военная авиация имеет давнюю и славную историю, до недавнего времени ВВС России являлись отдельным видом войск, в августе прошлого года российские военно-воздушные силы вошли в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации.
Россия – несомненно, является великой авиационной державой. Кроме славной истории, наша страна может похвастать значительным технологическим заделом, который позволяет самостоятельно выпускать военные самолеты любых видов.
Сегодня российская военная авиация переживает не самый простой период своего развития: меняется ее структура, на вооружение поступает новая авиационная техника, происходит смена поколений. Однако события последних месяцев в Сирии показали, что ВВС России могут успешно выполнять свои боевые задачи в любых условиях.
История военно-воздушных сил ВВС России
История российской военной авиации началась более столетия назад. В 1904 году в Кучино был создан аэродинамический институт, его руководителем стал один из создателей аэродинамики Жуковский. В его стенах велись научные и теоретические работы, направленные на улучшения авиационной техники.
В этот же период российский конструктор Григорович работал над созданием первых в мире гидросамолетов. В стране были открыты первые летные училища.
В 1910 году был организован Императорский военно-воздушный флот, который просуществовал вплоть до 1917 года.
Российская авиация принимала активное участие в Первой мировой войне, хотя отечественная промышленность того времени значительно отставала от других стран-участниц этого конфликта. Большинство боевых самолетов, на которых летали российские летчики того времени, были изготовлены на иностранных заводах.
Но все же были интересные находки и у отечественных конструкторов. В России был создан первый многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец» (1915 год).
Российский военно-воздушный флот делился на авиаотряды, в состав которых входило по 6-7 самолетов. Отряды объединялись в авиагруппы. Своя авиация была у армии и у флота.
В начале войны самолеты применялись для разведки или корректировки артиллерийского огня, но очень быстро их стали применять и для бомбардировки неприятеля. Вскоре появились и истребители, начались воздушные бои.
Российский пилот Нестеров совершил первый воздушный таран, а несколько ранее он выполнил знаменитую «мертвую петлю».
Императорский военно-воздушный флот был расформирован после прихода к власти большевиков. Многие пилоты участвовали в гражданской войне на разных сторонах конфликта.
В 1918 году новая власть создала свои ВВС, которые принимали участие в гражданской войне. После ее окончания руководство страны уделяло большое внимание развитию военной авиации. Это позволило СССР в 30-е годы после проведения масштабной индустриализации опять вернуться в клуб ведущих авиационных держав мира.
Были построены новые авиационные заводы, создавались конструкторские бюро, открывались летные училища. В стране появилась целая плеяда талантливых авиаконструкторов: Поляков, Туполев, Ильюшин, Петляков, Лавочников и другие.
В предвоенный период вооруженные силы получили большое количество новых образцов авиационной техники, которая не уступала зарубежным аналогам: , истребители МиГ-3 , Як-1, ЛаГГ-3, дальний бомбардировщик ТБ-3 .
К началу войны советская промышленность успела выпустить более 20 тыс. военных самолетов различных модификаций. Летом 1941 года заводы СССР выпускали 50 боевых машин в сутки, через три месяца производство техники увеличилось в два раза (до 100 машин).
Война для ВВС СССР началась с ряда сокрушительных поражений — огромное количество самолетов было уничтожено на приграничных аэродромах и в воздушных боях. Почти два года немецкая авиация имела господство в воздухе. Советские летчики не имели надлежащего опыта, их тактические приемы были устаревшими, как и большая часть советской авиационной техники.
Ситуация начала меняться только к 1943 году, когда промышленность СССР освоила выпуск современных боевых машин, а немцам пришлось лучшие силы отправить на защиту Германии от налетов авиации союзников.
К концу войны количественное превосходство ВВС СССР стало подавляющим. За годы войны погибло более 27 тысяч советских летчиков.
16 июля 1997 года Указом президента России был сформирован новый вид войск – ВВС Российской Федерации. В состав новой структуры вошли войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В 1998 году были завершены необходимые структурные изменения, был сформирован Главный штаб ВВС РФ, появился новый главком.
Военная авиация России участвовала во всех конфликтах на Северном Кавказе, в грузинской войне 2008 года, в 2019 году российские ВКС были введены в Сирию, где они находятся и в настоящий момент.
Примерно с середины прошлого десятилетия началась активная модернизация российских военно-воздушных сил.
Проводится модернизация старых самолетов, в подразделения поступает новая техника, строятся новые и восстанавливаются старые авиационные базы. Ведется разработка истребителя пятого поколения Т-50 , которая находится на завершающем этапе.
Значительно увеличено денежное довольствие военнослужащих, в наши дни пилоты имеют возможность проводить в воздухе достаточно времени и оттачивать свое мастерство, учения стали регулярными.
В 2008 году стартовала реформа военно-воздушных сил. Структура ВВС была поделена на командования, авиационные базы и бригады. Командования создавались по территориальному принципу и заменили армии ПВО и ВВС.
Структура военно-воздушных сил ВВС России
Сегодня ВВС России входят в состав военно-космических сил, указ о создании которых был опубликован в августе 2019 года. Руководство ВКС России осуществляет Генеральный штаб ВС РФ , а непосредственное командование – Главное командование ВКС. Главкомом российских военно-космических сил является генерал-полковник Сергей Суровикин.
Главкомом ВВС России является генерал-лейтенант Юдин, он занимает должность заместителя главкома ВКС РФ.
Кроме военно-воздушных сил, в состав ВКС входят космические войска, подразделения ПВО и ПРО.
В состав ВВС России входит дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Кроме этого, в состав ВВС включены зенитные, ракетные и радиотехнические войска. Есть в ВВС России и свои специальные войска, которые выполняют многие важные функции: обеспечивают разведку и связь, занимаются радиоэлектронной борьбой, спасательными операциями и защитой от оружия массового поражения. В состав ВВС входят также метеорологическая и медицинская служба, инженерные подразделения, части обеспечения и тыловые службы.
Основой структуры российских военно-воздушных сил являются бригады, авиационные базы и командования ВВС РФ.
Четыре командования расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Новосибирске. Кроме того, в состав ВВС РФ входит отдельное командование, которое руководит дальней и военно-транспортной авиацией.
Как было уже сказано выше, по своему размеру российские ВВС уступают только военно-воздушным силам США. В 2010 году численность российских военно-воздушных сил составляла 148 тыс. человек, в эксплуатации находилось около 3,6 тыс. различных единиц авиационной техники, еще около 1 тыс. были на хранении.
После проведения реформы 2008 года авиаполки превратились в авиационные базы, в 2010 году насчитывалось 60-70 таких баз.
Перед военно-воздушными силами России ставятся следующие задачи:
- отражение агрессии противника в воздухе и космическом пространстве;
- защита от воздушных ударов пунктов военного и государственного управления, административных и индустриальных центров, других важных объектов инфраструктуры государства;
- нанесение поражения войскам противника с использованием различных видов боеприпасов, в том числе и ядерных;
- проведение разведывательных операций;
- непосредственная поддержка других видов и родов вооруженных сил РФ .
Военная авиация ВВС России
В состав ВВС России входит стратегическая и дальняя авиация, военно-транспортная и армейская авиация, которая, в свою очередь, делится на истребительную, штурмовую, бомбардировочную, разведывательную.
Стратегическая и дальняя авиация входит в состав российской ядерной триады и способна нести различные виды ядерного оружия.
. Эти машины были разработаны и построены еще в Советском Союзе. Толчком к созданию этого самолета стала разработке американцами стратега В-1. Сегодня на вооружении ВВС РФ стоит 16 самолетов Ту-160. Эти военные самолеты могут быть вооружены крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами. Сумеет ли российская промышленность наладить серийный выпуск этих машин – вопрос открытый.
. Это турбовинтовой самолет, совершивший первый полет еще при жизни Сталина. Данная машина прошла глубокую модернизацию, она может быть вооружена крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами как с обычной боевой частью, так и с ядерной. В настоящее время количество действующих машин — около 30.
. Эта машина называется дальним сверхзвуковым бомбардировщиком-ракетоносцем. Ту-22М разработан в конце 60-х годов прошлого столетия. Самолет имеет изменяемую геометрию крыла. Может нести крылатые ракеты и бомбы с ядерной боевой частью. Общее количество боеспособных машин – около 50, еще 100 находятся на хранении.
Истребительная авиация ВВС России в настоящее время представлена самолетами Су-27, МиГ-29, Су-30, Су-35, МиГ-31, Су-34 (истребитель-бомбардировщик).
. Эта машина – результат глубокой модернизации Су-27, ее можно отнести к поколению 4++. Истребитель имеет повышенную маневренность и оснащен совершенным электронным оборудованием. Начало эксплуатации Су-35 – 2014 год. Общее количество самолетов – 48 машин.
. Знаменитый штурмовик, созданный еще в середине 70-х годов прошлого века. Одна из лучших в мире машин своего класса, Су-25 участвовал в десятках конфликтов. Сегодня на вооружении стоит около 200 «Грачей», еще 100 находятся на хранении. Проводится модернизация этого самолета, которая будет закончена в 2020 году.
. Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, созданный для преодоления вражеской ПВО на малой высоте и сверхзвуковой скорости. Су-24 – морально устаревшая машина, ее планируют списать до 2020 года. В строю остается 111 единиц.
. Новейший истребитель-бомбардировщик. Сейчас на вооружении ВВС РФ находится 75 подобных самолетов.
Транспортная авиация российских ВВС представлена несколькими сотнями различных самолетов, в подавляющем большинстве разработанных еще в СССР: Ан-22 , Ан-124 «Руслан» , Ил-86 , Ан-26 , Ан-72 , Ан-140, Ан-148 и другими моделями.
К учебной авиации относятся: Як-130, чешский самолет L-39 Albatros и Ту-134УБЛ .
Больше всего на вооружении остается вертолетов Ми-24 (620 ед.) и Ми-8 (570 ед.). Это надежные, но старые советские машины, которые вполне можно будет использовать еще некоторое время после минимальной модернизации.
Перспективы ВВС России
Сейчас ведутся работы над созданием нескольких летательных аппаратов, часть из них — в завершающей стадии.
Основной новинкой, которая должна в ближайшее время поступить на вооружение ВВС РФ и значительно усилить их, является российский комплекс фронтовой авиации пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Самолет уже неоднократно был показан широкой публике, в настоящее время проходят испытания опытных образцов. В СМИ появлялась информация о проблемах с двигателем Т-50, но официальных подтверждений этому не было. Первые самолеты Т-50 должны поступить в войска в 2019 году.
Из перспективных проектов еще стоит отметить транспортные самолеты Ил-214 и Ил-112 , которые должны заменить устаревшие Аны, а также новый истребитель МиГ-35 , его планируют начать поставлять в войска уже в этом году.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них