Интересные задания по зоологии. Сборник познавательных задач по зоологии

Интересные задания по зоологии. Сборник познавательных задач по зоологии

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Кружок по биологии «Занимательная зоология» 7 класс, 30 часов Руководитель: учитель биологии Пузакова Ольга Ивановна

2 2014/2015 учебный год. Пояснительная записка Программа кружка «Занимательная зоология» адресована учащимся 7 класса. Она позволяет дать учащимся систему знаний о разнообразии животного мира, способствует проявлению у учащихся интереса к живой природе и бережного отношения к ней. Знакомство с многообразием животных способствует воспитанию ответственного отношения к природе родного края, дает возможность привлечь учащихся к исследовательской деятельности, что требует применение современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым источникам информации по теме исследования, а так же использовать различные методы исследования: фенологические наблюдения, прогнозирование и др. Цель кружка: АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ; И РАСШИРЕНИЕ ОБЩЕГО И БИОЛОГИЧЕСКОГО КРУГОЗОРА Основные задачи Образовательные 1.Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека. Расширить знания о природе, животном мире Тульской области. 2.Способствовать популяризации биологических знаний у учащихся. Развивающие Приобщить учащихся к активному обучению, способствовать развитию учебнопознавательных умений и навыков. Способствовать проявлению творческой инициативы. Принимать участие в различных конкурсах, олимпиадах, природоохранных мероприятиях, акциях. Воспитательные 1.Воспитывать интерес к миру живых существ. 2.Воспитывать настойчивость, любознательность, находчивость и сообразительность. 3.Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе. Для активизации систематического и последовательного учебно-воспитательного процесса используются разнообразные формы и методы обучения, направленные на интенсификацию учебно-познавательной деятельности, на развитие интереса к биологии и экологического воспитания детей. На занятиях кружка учащиеся познакомятся с методами изучения животных. Задания и упражнения нацелены на развитие познавательной деятельности, приводящей к убеждению о системности научных знаний, осознанному пониманию необходимости охраны природы, пользы зоологических знаний. Общая характеристика программы кружка. В основе программы лежит систематика животного мира. В содержание включены типы Беспозвоночных и Позвоночных животных. Рассматриваются наиболее интересные представители животного мира. Знание систематики животного мира облегчает изучение детьми животного мира и отражает поступательный характер развития животного организма от низших форм к наиболее высшим, что более доступно для детского восприятия. Практические работы помогут лучше узнать загадочный мир животных, усовершенствовать свои навыки в работе с микроскопом и приготовлении микропрепаратов. Теоретические данные обязательно подтверждаются практической деятельностью.

3 В программу включены творческие задания: биологические задачи, кроссворды, ребусы, головоломки, викторины. Также учтены индивидуальные склонности детей, каждый учащийся, выбирая тему доклада, выступает в качестве ученого, первооткрывателя. Программа предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков полученных детьми на уроках природоведения и биологии. В результате происходит развитие познавательной активности, творческих навыков, а так же закладывается формирование способностей для участия в научно-исследовательских проектах. Для активизации систематического и последовательного учебно-воспитательного процесса используются разнообразные формы и методы обучения, направленные на интенсификацию учебно-познавательной деятельности, на развитие интереса к биологии и экологического воспитания детей. На занятиях кружка учащиеся познакомятся с методами изучения животных. Задания и упражнения нацелены на развитие познавательной деятельности, приводящей к убеждению о системности научных знаний, осознанному пониманию необходимости охраны природы, пользы зоологических знаний. На занятиях широко используются следующие средства обучения: o Натуральные объекты (раздаточный, демонстрационный материал). o Технические средства (микроскопы, лупы, аудиовизуальные средства). o Изобразительные средства (таблицы, карты, модели, макеты). o Литература по биологии. o Материал, изложенный вербальным способом (рассказ, объяснение, беседа). К каждому изучаемому разделу подобраны занимательные задания- ребусы, кроссворды, загадки, биологические задачи, викторины. Интеллектуальные игры позволяют активизировать творческую деятельность детей. Занятия кружка проходят в следующей форме: Лекция, беседа (лектором может выступать как педагог, так и ученик). Творческие занятия (творческие задания: задачи, кроссворды, ребусы, головоломки, викторины, рисунки). Практическая работа. Индивидуально-личностная основа деятельности кружка позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию и осознавать возможности ее расходования на достижение жизненно важных целей. Место кружка в учебном плане Программа кружок «Занимательная зоология» для учащихся 7 класса рассчитана на 30 часов. Ожидаемые результаты обучения: Уметь: узнавать и определять наиболее распространенных животных в своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды) с использованием атласа-определителя; Сравнивать животных по характерным признакам; Приводить примеры приспособления животных к различным условиям окружающей среды; Следовать правилам безопасности при проведении практических работ; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

4 п/п Содержание программы Количество часов Общее Количест во часов Тема занятия теория практика 1. Введение Мир одноклеточных животных Мир беспозвоночных животных Мир позвоночных животных Холоднокровные животные Теплокровные животные Бережное отношение к животным. 2 2 КВН Занимательная зоология 1 1 Введение. 2ч Инструктаж по технике безопасности. Предмет и методы изучения зоологии. Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Многообразие животного мира Тульской области. Мир одноклеточных животных. 3ч. Пресноводные простейшие. Амёба протей. Практическая работа 1 Выращивание культуры инфузории туфельки. Практическая работа 2 Приготовление микропрепаратов. Клетка животных. Что показал нам микроскоп. Морские простейшие. Ночесветки. Радиолярии. Мир беспозвоночных животных. 9ч Кишечнополостные самые «жгучие» из морских животных. Крепости, построенные кораллами. Морские «лилии». Медузы. Сифонофоры. Черви. Морские черви пища для рыб. «Пиявководческие хозяйства». Моллюски. Необыкновенная прогулка по обыкновенным магазинам. Устрицы. Мидии. Рапана. Жемчужница. Тридакна. Членистоногие. Насекомые. Парад армии жуков: жуки- светлячки, жужелицы, плавунцы, жук олень, щелкуны, божья коровка, жуки могильщики, жуки навозники, скарабей. Летающие цветы (бабочки). Значение окраски в жизни бабочек. Бабочка Крапивница предсказатель погоды. Бабочки путешественницы (репейница, совка гамма, желтушка, адмирал, вьюнковый бражник). Бабочки вредители (капустница, боярышница, озимая совка, листовёртки, волнянки). В гостях у Нептуна (Ракообразные). Рак отшельник. Дальневосточные крабы: дромия и дориппе. Ракушковые рачки. Усоногие раки морские жёлуди и морские уточки. Практическая работа 3 Определение членистоногих по рисункам и коллекции.

5 Мир позвоночных животных. 13ч. Холоднокровные животные. 7ч Рыбы. Окунь брызгун. Иглобрюх. Морская игла и морской конёк. Электрический угорь. Гамбузия обитатель солёной и пресной воды. Викторина «В мире рыб». Земноводные. Лягушки. Жабы. Аксолотли. кроссворда «Знаете ли вы земноводных?», ребусов и головоломки «Составьте слова». Пресмыкающиеся, ныне существующие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. По следам ящеров. Викторина «Знаете ли вы пресмыкающиеся?». Игра «Кто лишний?» Теплокровные животные. 6ч Птицы. Удод. Щурка. Зимородок. чайнворда «Невероятный случай». Птицы зимой. Перелетные птицы. Загадки о перелетных птицах. Загадки о зимующих птицах. Охраняйте птиц. Кроссворд «Птичья столовая». Пушистое золото (Пушные звери). Грызуны. Бобр. Белка. Песец. Нутрия. Шиншилла. Хищные звери. Лисица. Соболь. Куница. Норка. Головоломка «Чьи следы?». Животный мир океана. Кроссворд «Морские млекопитающие». Бережное отношение к животным.2ч Животные красной книги Тульской области и меры по их охране. Стенд «Как прекрасен этот мир» (фотографии, рисунки редких животных). Рисунки, листовки «запрещающие знаки»: «Не ломать ветки», «Не рвать цветы», «Не разорять птичьи гнезда», «Не брать из леса диких животных и их детенышей». КВН Занимательная зоология. 1ч Календарно-тематическое планирование п/п Тема раздела. Тема занятия. дата примечание Введение 2ч Инструктаж по технике безопасности. 1 Предмет и методы изучения зоологии. Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. 2 Многообразие животного мира Тульской области. 3 Мир одноклеточных животных. (3ч) Пресноводные простейшие. Амёба протей. Практическая работа 1 Выращивание культуры инфузории туфельки. задачи 16 4 Практическая работа 2. Приготовление микропрепаратов. Клетка животных. Что показал нам микроскоп. 5 Морские простейшие. Ночесветки. Радиолярии. задач 12,17,19

6 6 Мир беспозвоночных животных. (9ч) Кишечнополостные самые «жгучие» из морских животных. Крепости, построенные кораллами. Морские «лилии». Медузы. Сифонофоры. 7 Черви. Морские черви пища для рыб. «Пиявководческие хозяйства». 8 Моллюски. «Необыкновенная прогулка по обыкновенным магазинам». Устрицы. Мидии. Рапана. Жемчужница. Тридакна. 9 Членистоногие. Насекомые. Парад армии жуков: жуки- светлячки, жужелицы, плавунцы, жук олень, щелкуны, божья коровка, жуки могильщики, жуки навозники, скарабей. 10 Летающие цветы (бабочки). Значение окраски в жизни бабочек. Бабочка Крапивница предсказатель погоды. 11 Бабочки путешественницы (репейница, совка гамма, желтушка, адмирал, вьюнковый бражник). 12 Бабочки вредители (капустница, боярышница, озимая совка, листовёртки, волнянки). 13 В гостях у Нептуна (Ракообразные). Рак отшельник. Дальневосточные крабы: дромия и дориппе. Ракушковые рачки. Усоногие раки морские жёлуди и морские уточки. 14 Практическая работа 3 Определение членистоногих по рисункам и коллекции. 15 Мир позвоночных животных. (13ч) Холоднокровные животные.7ч 1.Рыбы. Окунь брызгун. Иглобрюх. Морская игла и морской конёк. Электрический угорь. Гамбузия обитатель солёной и пресной воды Викторина «В мире рыб». задач 22,29 Сообщения учащихся задач 91,92 задачи Земноводные. Лягушки. Жабы. Аксолотли. задач 208, кроссворда «Знаете ли вы земноводных?», ребусов и головоломки «Составьте слова» Пресмыкающиеся, ныне существующие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. задач 212, По следам ящеров Викторина «Знаете ли вы пресмыкающиеся?». Игра «Кто лишний?» 22 Теплокровные животные. 6ч 8.Птицы. Удод. Щурка. Зимородок. чайнворда «Невероятный случай».

7 23 9.Птицы зимой. Перелетные птицы. Загадки о перелетных птицах. Загадки о зимующих птицах Охраняйте птиц. Кроссворд «Птичья столовая». задачи Пушистое золото (Пушные звери). Грызуны. Бобр. Белка. Песец. Нутрия. Шиншилла Хищные звери. Лисица. Соболь. Куница. Норка. Головоломка «Чьи следы?» Животный мир океана. Кроссворд «Морские млекопитающие» 28 Бережное отношение к животным.2ч 1.Животные красной книги Тульской области и меры по их охране. Стенд «Как прекрасен этот мир» (фотографии, рисунки редких животных) Рисунки, листовки «запрещающие знаки»: «Не ломать ветки», «Не рвать цветы», «Не разорять птичьи гнезда», «Не брать из леса диких животных и их детенышей». 30 КВН Занимательная зоология. задачи 280 Стр.200 (Алексеев В.А.) Контроль уровня обученности. Для проверки качества усвоения учебного материала применяются творческие задания: задачи, кроссворды, ребусы, головоломки, викторины. Также даются задания по выполнению сообщений - докладов. Материально - техническое обеспечение Средства обучения: -комплекс демонстрационного и лабораторного оборудования по зоологии -компьютер, телевизор, видеомагнитофон: -комплект видеофильмов по курсу «Зоология». Литература: 1. Биология. Экология. Животные. С.В. Суматохин. Сборник заданий и задач с ответами пособие для учащихся основной школы Москва; «Мнемозина» Жизнь животных в семи томах, под редакцией члена - корреспондента АН СССР Ю.И.Полянского, издание 2-ое переработанное Москва: «Просвещение» Занимательная биология. Акимушкин А. - Москва: Молодая гвардия, с Занимательная биология. 6-8 классы. Ю.Д. Дмитриев. Москва Издательский дом Дрофа Занимательная зоология. Книга для учащихся, учителей и родителей М.АСТ Пресс 1999 г.а.и. Рахманов «Птицы наши друзья» - М. Росагропромиздат 1 6. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные». И.И. Акимушкин «М. Мысль, 1998 г. 382 с вопросов и ответов о животных океана. В.А. Алексеев. Ярославль «Академия развития» 1997

8 8.Часы занимательной зоологии.- Москва: Просвещение, 1973


Рабочая программа по биологии 7 класс Учитель Асташкина Т.С. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы для общеобразовательных учреждений

Пояснительная записка Животные 8 класс Рабочая программа составлена на основе государственной программы под редакцией Воронковой В.В., (Сивоглазовым В.В) 2014 г., Москва, Владос и учебным планом МКС(К)ОУ

Пояснительная записка Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе государственного образовательного стандарта, Образовательной программы МОУ СОШ 6, авторской программы по биологии под

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 8 класс (8-й вид) Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету составлена на основе авторской программы Сивоглазова В.И. для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Рекомендовано: Методическим объединением учителей естественного цикла Протокол от «30» 08. 2016г. 1 Утверждено: приказом МБОУ «Гимназия»

Экзаменационные билеты по биологии по программе основного общего образования (7 класс) 2015-2016 учебный год Билет 1 1. Зоология как наука. Признаки и многообразие животных. Роль зоологии в жизни и практической

1. Планируемые результаты освоения программы курса «Биология. Животные» в 7 классе. Предполагаемые результаты обучения структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные,

Пояснительная записка Изучение учебного предмета «Биология» в 7 классе осуществляется на основание нормативно правовых документов: Федерального закона от 29 декабря 2012 273- ФЗ «Об образовании в Российской

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа 20» Утверждена приказом МБОУ «СОШ 20» от «31 августа» 2016 122 Рабочая программа по биологии для

Адаптированная рабочая программа для 7 класса VII вида по биологии для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа

Обучающиеся 7 класса должны уметь называть: -общие признаки живого организма; -основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы подцарств, типов и классов животных; -причины и результаты

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кутузовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Рабочая программа по биологии 8 «Б» класс (базовый уровень) Составитель:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Азбука содержания животных» во 2 классе на 2016-2017 учебный год Учитель: Паршикова Светлана Николаевна Пояснительная записка В основу программы «Азбука содержания животных» положен

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Живая природа как учебный предмет в коррекционной школе 8 вида включает в себя разделы: - значение животных и их охрана, - беспозвоночные животные, - позвоночные животные - земноводные,

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого педагогичскоймедико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 7 класса (базовый уровень) разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования с учетом примерной

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бекасовская средняя общеобразовательная школа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Биология 7 класса Составитель Никитенко Н.А., учитель географии. 206 год ТРЕБОВАНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе программы

МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа 3» Утверждаю Согласовано Рассмотрено директор МБОУ ТСОШ 3 зам. директора по УВР на заседании Т.М протокол " " 20_ г. " " 20_ г. " " 20_ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по биологии «Занимательная биология» 5 класс на 2016-2017 учебный год учитель: Сенькина Марина Валерьевна (34 часа, занятия 1 час в неделю) «Природа единственная книга, каждая

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 2» Каширского муниципального района Московской области УТВЕРЖДАЮ Директор

Учебник А.И. Никишов, А.В.Теремов «Биология. Животные». Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение»,2006. Тематическое планирование составлено

Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета: Изучение школьниками биологии направлено на достижение следующих личностных результатов: 1) овладение принципами и правилами отношения

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО БИОЛОГИИ 7 КЛАСС Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, как базового документа, необходимого для создания базисных

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сведения о программе Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника «Биология. Животные. 7 класс» (Рабочие программы. Биология. 5 9 классы: учебнометодическое

Календарно тематическое планирование п/п Стандарт Название раздела, темы урока Колво часов Тип урока Форма урока Информационное сопровождение Тема. Введение. Общие сведения о мире животных (4 часа). По

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 2. Ожидаемые результаты (знания, умения, навыки) 3. Учебно-тематический план 4. Календарно-тематическое планирование 5.Содержание учебного материала

Рабочая программа по биологии 7 класс Рабочую программу составила Постникова Л.А. Год разработки программы: 2015 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального

Творческое наследие Игоря Ивановича Акимушкина «Следы невиданных зверей», М.: Географгиз, 1961 2-е изд., М.: Мысль, 1964 «Тропою легенд», М.: Молодая гвардия, 1961 2-е изд., М.: Молодая гвардия, 1965 (Серия

1 СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 2. Ожидаемые результаты (знания, умения, навыки) 3. Учебно-тематический план 4. Календарно-тематическое планирование 5.Содержание учебного материала

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе Примерной программы по биологии Основного общего образования, приказ от 05.03. 2004г. Мин. Образования 1089, которая

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей 299 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Рекомендовано» Председатель МО 29 августа 2017 «Принято» Педагогическим советом Протокол от 30.08.2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение Проводниковская основная общеобразовательная школа имени Героя РФ А.С. Маслова «Утверждаю». Директор МОУ Проводниковской основной общеобразовательной школы

Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Программы для общеобразовательных программ по биологии для 7 класса «Животные»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы Н.А.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3 г. Черняховска» Принято на заседании педагогического совета МАОУ СОШ 3 Протокол от «27» 06 2017 г. Утверждено

Рабочая программа по биологии 8 класс 2015-2016 учебный год Учитель: М.А. Акопян Пояснительная записка по биологии Статус документа Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана в соответствии

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 7 классов на 206-207 учебный год Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального

Рабочая программа по биологии для 8 «А. Б», класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида учитель: Мешкова Ольга Сергеевна Первая квалификационная категория Рабочая программа

Рассмотрено Одобрено Утверждаю на заседании М.О на заседании директор О У протокол 1 педагогического совета А.Н.Талалаев от Протокол Приказ Рабочая программа по биологии в 7 классе на 2013-2014 учебный

Элективный курс «Многообразие организмов. Организм человека. Решение проблемных задач ЕГЭ.» Программа составлена для учащихся 10 классов. Пояснительная записка Элективный курс «Многообразие организмов.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 76» Ленинского района города Саратова «Рассмотрено» Руководитель МО /Коковина В.П._/ ФИО Протокол от 2012г. «Согласовано»

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Нововаршавская гимназия» р.п. Нововаршавка Омской области Согласовано Руководитель МО / М.А. Пфафенрод/ 2014г. Согласовано Зам.директора по УВР /О.В.Лесняк/

Пояснительная записка. Главным направлением деятельности кружка «Юный натуралист» является обогащение природоведческими знаниями учащихся, формирует навыки экологически правильного поведения детей, интерес

Тематическое планирование 7кл. 2 часа в неделю. Авторы программы: В.М. Константинов, В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева М, : Вентана-Граф 2007 Авторы учебника: В.М. Константинов, В.Т. Бабенко, В.С. Кучменко

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (БИОЛОГИЯ) 8 класс Пояснительная записка Основными задачами преподавания естествознания являются: 1) сообщение учащимся общих сведений о строении и жизни 2) проведение через весь курс экологического

Пояснительная записка Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основании программы: Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы М.: Вентана-Граф, 2009,- авторы В.М. Константинов,

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «Утверждаю» Директор школы Н.А.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа 2г. Павлово «Согласовано» Зам. директора по УВР /Немировченко А.А./ 20 г. «Утверждено» Директор школы /Жирякина О.Л./ Приказ от 20 г. РАБОЧАЯ

I ступень Тема: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПОЛЬЗА, КОТОРУЮ ОНИ ПРИНОСЯТ Возраст: 1-3 класс Краткое описание: в ходе учебной деятельности ребята знакомятся с наиболее распространёнными в Эстонии домашними животными,

Требования к уровню подготовки учащихся (7 класс) В результате изучения биологии ученик должен: знать/понимать: - признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных,

Интегрированное обучение учащихся с задержкой психического развития по адаптированным основной образовательным программам в условиях общеобразовательного класса осуществляется по Учебному плану, составленному

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа 52 имени Ф.Д.Безрукова» Рабочая программа по предмету «Биологии» для 7 класса на 2016/2017 учебный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии; Биология 5-11 классы: программы для общеобразовательных

Рабочая программа по биологии Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 18» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей естественнонаучного цикла протокол 1 от 29.08. 2016 г. СОГЛАСОВАНО НМС

: 7А 7 6 5 4 3 2 БИОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА И В ПРАКТИЧЕСКОЙ 83 79 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИВОТНЫХ 97 92 ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 100 86 МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ 57 68 КЛАССИФИКАЦИЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Новорождественская средняя общеобразовательная школа" "СОГЛАСОВАНО" Зам. директора по УВР Л. А. Сорогина " " 2015 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» Знать и понимать: основные систематические категории царства Животные; ведущие признаки изучаемых типов и классов животных; характер усложнения организации

Тест для проверки по курсу «Зоология»

1. Выберите правильную последовательность систематических категорий :

А. Вид, подвид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство.

Б. Вид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство

В. Род, вид, семейство, класс, подтип, тип, подцарство, царство.

2.Из перечисленных признаков выпишите характерные для класса:

I Саркодовые

II Жгутиковые

А.Способность образовывать цитоплазматические выросты

Б.Наличие жгутиков

В. Передвижение за счёт жгутиков

Г.Захват пищи с помощью ложноножек.

Д.Захвату пищи способствуют жгутики

Е. Передвигаются с помощью псевдоподий

Ж.Тело заключено в раковину

З.Гетеротрофное питание

И. Питание автотрофное, гетеротрофное и миксотрофное (Смешанное)

К. Имеются колониальные формы.

3.Найдите соответствие (Тип кишечнополостные)

Напишите, какие клетки составляют:

I - Эктодерму, II – Энтодерму и какую функцию они выполняют.

Клетки: Функции:

А. Стрекательная 1. Дают начало другим клеткам

Б. Нервная 2. Пищеварение

В. Кожно – мускульная 3. Движение

Г. Чувствительная 4. Чувствительная

Д. Промежуточная 5. Защита и нападение

Е. Железистая 6. Защитная

Ж. Эпителиально - мускульная

Выберите правильный ответ

4.Раздражимостью называют:

А. Любое движение животного В. Защитную реакцию

Б. Способность организма отвечать на воздействие окружающей среды своей деятельностью.

5. Гермафродиты – это организмы с признаками:

А. Мужского организма В. Мужского и женского организма

Б. Женского организма

А. Белая планария В. Бычий цепень Б. Печёночный сосальщик

7. Паренхима – это:

А. Рыхлая соединительная ткань В. Внутренний слой стенки тела

Б. Наружный слой стенки тела

8. Половой диморфизм – это:

А. Внешнее различие самцов и самок

Б. Присутствие мужской и женской половой системы у особи

В. Различие особей в зависимости от строения половой системы.

9. Найдите соответствие между системой органов кольчатых червей и органами, из которых она состоит:

I Пищеварительная

II Кровеносная

III Выделительная

IV Нервная

V Половая

А.Рот

Б. Окологлоточное кольцо

В. Глотка

Г. Сердце

Д. Брюшной кровеносный сосуд

Е. Желудок

Ж. Нефридии

З. Кишечник

И. Спинной сосуд

К. Брюшная нервная цепочка

Л.Пищевод

М. Семенники

Н. Яичники

10. Выпишите характерные признаки для классов моллюсков:

I класс – Брюхоногие А. Спирально – закрученная раковина

II класс – Двустворчатые Б. Гермафродиты

III класс – Головоногие В. Голова хорошо развита, имеет пару глаз и одну – две пары щупалец.

Г. Раздельнополые

Д. Голова отсутствует

Е. Для дыхания используют растворённый в воде кислород

Ж. Имеется перламутровый слой

З. Дыхание лёгочное

И. Нога превратилась в венец щупалец на голове

К. Хорошо развито осязание

Л. Сифон

Выберите правильный ответ

11.Линька – это: А. Смена наружных покровов

Б. Изменение цвета при варке В. Восстановление утраченных частей тела

12. Характерными чертами пауков являются : А. Паутинные бородавки

Б. Фасеточное зрение В. 5 пар ходильных ног

13. Из перечисленных насекомых к отряду чешуекрылых относят : А.Медоносную пчелу

Б. Тутового шелкопряда В. Комнатную муху.

14. К насекомым с неполным превращением относят : А.Бабочку

Б. Кузнечика В. Жука

15. Хорда относится к системе: А.Нервной

Б.Кровеносной В. Опорно – двигательной.

16. Тело ланцетника имеет симметрию : А.Двустороннюю

Б. Лучевую В. Не имеет постоянной формы

17. К костным рыбам относятся:

А.Карась

Б. Акула

В.Скат

18. Для хрящевых рыб характерны признаки : А. Жаберные крышки отсутствуют.

Б. Скелет состоит из хрящей и костей. В. Имеется плавательный пузырь

19. К признакам класса земноводных относят: А. Хитиновый покров

Б. Голую кожу В. Жабры

20.Тело рептилий: А.Имеет множество желёз

Б.Покрыто сухой кожей с роговыми щитками В. Имеет перьевой покров

21. В связи с полётом у птиц имеются : А. Полые кости, наполненные воздухом

Б. Двойное дыхание В. Перьевой покров

Г. Все перечисленные признаки.

22. Вибриссы – это : А. Кожные железы

Б. Название мышцы В. Жёсткие волосы, выполняющие функцию осязания

23.Терморегуляция млекопитающих создаётся : А. Шерстяным покровом

Б. Подкожным слоем жира В. Системой кровеносных сосудов

Г. Все утверждения верны.


Тестовые и творческие контрольные задания по зоологии

8-й класс*

Класс Ракообразные

1. Членистоногие – самый крупный по количеству видов тип животных. (+)
2. Тело речного рака делится на 3 отдела: голову, грудь и брюшко.
3. У ракообразных 3 пары ног.
4. Тело ракообразных покрыто хитиновым покровом, который выполняет функцию наружного скелета. (+)
5. Кровеносная система ракообразных замкнутая.
6. Сердце ракообразных многокамерное.
7. Все ракообразные ведут водный образ жизни.

Укажите правильные ответы

1. К классу ракообразных относятся:

а – крабы; (+)
б – нереиды;
в – осы;
г – дождевые черви;
д – комары;
е – слизни;
ж – креветки; (+)
з – омары; (+)
и – кальмары.

2 . Кровеносная система ракообразных:

а – замкнутая;
б – незамкнутая. (+)

3 . Нервная система ракообразных:

а – диффузного типа;
б – лестничного типа;
в – узловая. (+)

4 . Желудок речного рака состоит:

а – из одного отдела;
б – из двух отделов. (+)

Биологические задачи

1 . Хитиновый покров членистоногих не пропускает ни газы, ни воду. Каким образом осуществляется при таких условиях газообмен между организмом и внешней средой?

2 . У речного рака, омара, лангуста по 5 пар ходильных ног. Какие другие типы ног имеются у этих животных? Какие функции они выполняют?

3 . Любое членистоногое животное линяет. Речной рак, например, на первом году жизни линяет 6–10 раз, на втором – 5 раз, на третьем – 3–4 раза. Взрослый рак самец линяет обычно 2 раза в год, а самка – 1 раз. Дафнии линяют 8 раз в течение 17 суток. С чем связано большое количество линек у молодых раков?

4 . Нервная система у членистоногих, как и у кольчатых червей, состоит из надглоточного и подглоточного нервных узлов, образующих окологлоточное нервное кольцо, и из узлов брюшной нервной цепочки. Имеются ли различия в нервной системе членистоногих и кольчатых червей? Если имеются, то какие и с чем они связаны?

5 . При ловле речных раков и крабов попадаются особи, у которых одна клешня значительно меньше другой. Как можно объяснить такое явление?

6 . Засушенные для коллекции раки сохраняют свою форму и размеры тела. Засушенные пауки и насекомые сморщиваются, уменьшаются в размере. Чем это можно объяснить?

Класс Паукообразные

Выберите правильные утверждения

Укажите правильные ответы

1 . К паукообразным относятся:

а – дафния;
б – каракурт; (+)
в – креветка;
г – чесоточный зудень; (+)
д – бычий слепень;
е – собачий клещ; (+)
ж – паук-серебрянка; (+)
з – скорпион; (+)
и – бычий цепень.

2 . Развитие у пауков происходит:

а – с превращением;
б – без превращения; (+)

3. Кровеносная система паукообразных:

а – замкнутая;
б – незамкнутая; (+)
в – отсутствует.

4 . Пищеварение у паукообразных происходит:

а – в желудке;
б – во внешней среде;
в – во внешней среде и в желудке. (+)

Биологические задачи

1 . Наблюдение за поведением паука показывает, что он выскакивает из своего укрытия и стремительно направляется к мухе, запутавшейся в паутине, только в том случае, если муха средней величины. Если же муха попадается маленькая, то паук часто не обращает на нее внимания. Каким образом паук узнает о величине своей жертвы?

2 . Из всех членистоногих выше других в горах встречаются маленькие черные паучки, принадлежащие к семейству пауков-скакунов. В Гималаях их обнаружили на высоте 6600 м, т.е. на 1500 м выше снеговой линии – выше, чем могут жить самые нетребовательные растения. Каким образом пауки-«альпинисты» поддерживают свое существование в этих экстремальных условиях?

3 . На головогруди паука 6 пар конечностей. Из них 4 пары служат ходильными ногами. Каковы функции других конечностей, как они называются?

4 . Среди паукообразных имеются животные, с которыми имеет дело и агроном, и врач, и ветеринар. Какие это паукообразные? Почему к ним проявляют интерес люди разных специальностей?

5 . Осенью часто можно видеть в воздухе летящих паучат. Как и куда летят паучата?

6 . Пауки имеют простые глаза, а многие клещи их лишены. В связи с чем у большого числа клещей исчезли глаза?

Класс Насекомые

Выберите правильные утверждения

1. Пауки, как вши и блохи, – бескрылые насекомые.
2. Насекомые живут не только на суше, но и в воде. (+)
3. У всех летающих насекомых имеется две пары крыльев.
4. Наряду со сложными глазами у ряда насекомых имеются и простые. (+)
5. У насекомых, как и у ракообразных, есть 2 пары усиков.
6. Усики насекомых могут быть перистыми, веерообразными, нитевидными и др. (+)
7. У насекомых, живущих в воде, развито жаберное дыхание.
8. Органы выделения насекомых – мальпигиевы сосуды. (+)
9. Кровь насекомых течет только по кровеносным сосудам.
10. Все насекомые, развившиеся из яиц, проходят стадию личинки и куколки.
11. Вышедшие из куколки насекомые растут и несколько раз линяют.
12. Класс насекомых – самый многочисленный из всех классов животных. (+)

Распределите названных представителей класса насекомых по отрядам

Насекомые : медоносная пчела; бычий овод; тля; водомерка; бычий слепень; адмирал; саранча; кузнечик; оса; яблонный цветоед; яблоневая плодожорка; клоп лесной; обыкновенный комар; медведка; трихограмма; капустная белянка; белянковый наездник; жужелица; большое коромысло.

Отряды : Жесткокрылые, Двукрылые, Чешуекрылые, Прямокрылые, Перепончатокрылые, Полужесткокрылые, Равнокрылые.

Укажите правильные ответы

1 . Тело насекомых состоит из:

а – головогруди и брюшка;
б – головы, груди и брюшка. (+)

2 . Насекомые имеют:

а – 4 пары ног;
б – 3 пары ног. (+)

3 . У большинства насекомых имеются крылья. Их количество:

а – две пары;
б – одна или две пары; (+)
в – одна пара.

4 . Крылья насекомых прикреплены к:

а – груди и брюшку;
б – груди; (+)
в – головогруди и брюшку;
г – головогруди.

5 . Насекомые с полным превращением линяют:

а – на личиночных стадиях развития; (+)
б – на стадиях личинки и взрослого насекомого.

6 . Кровеносная система насекомых:

а – замкнутая;
б – незамкнутая. (+)

7 . Сердце у насекомых располагается:

а – в спинной стороне тела над кишечником; (+)
б – в брюшной стороне тела под кишечником;
в – под подглоточным нервным узлом.

8 . Органы выделения у насекомых:

а – мальпигиевы сосуды;
б – почки;
в – легочные мешки;
г – мальпигиевы сосуды и жировое тело. (+)

9 . Самка майского жука откладывает яйца:

а – в почву; (+)
б – на листьях березы;
в – в трухлявые пни;
г – в листовой опад.

10 . Развитие майского жука от яйца до взрослого жука длится:

а – 1 год (с мая по май);
б – 2 года;
в – 4–5 лет. (+)

11 . Взрослые майские жуки живут:

а – с мая по сентябрь-октябрь;
б – примерно месяц; (+)
в – несколько лет.

12 . Взрослые майские жуки появляются из куколок:

а – осенью, а затем зимуют в почве до весны; (+)
б – весной с появлением листьев на березах.

Биологические задачи

1 . Семиточечная божья коровка, колорадский жук и некоторые другие насекомые имеют яркую окраску. Каково ее значение? Всегда ли данная окраска помогает им?

2 . Хороший огородник до высадки капусты тщательно выпалывает дикорастущие растения семейства крестоцветных, хотя их с удовольствием поедают гусеницы капустной белянки. Обоснуйте правильность его действий.

3 . Одна самка комнатной мухи откладывает до 120 яиц, и в течение лета появляются 7 поколений мух, половина из которых – самки. За начало первой кладки примем 15 апреля и будем считать, что муха-самка за 20 суток развивается настолько, что сама откладывает яйца. Подсчитайте, сколько мух народится за 7 поколений (15 апреля, 5 мая, 14 июня, 5 июля, 25 июля, 13 августа, 1 сентября).

4 . Десять колорадских жуков в течение 30 суток объедают 2000 см2 листьев картофеля. За свое развитие одна личинка съедает приблизительно 50 см2 листьев картофеля. Подсчитайте, какую площадь листьев съедят 1000 колорадских жуков? Сколько личинок колорадского жука могут уничтожить такую площадь листьев картофеля?

5 . Блоха длиной 3 мм может подпрыгнуть на высоту 20 см, а расстояние от места старта до места приземления бывает до 35 см. Подсчитайте, на какую высоту мог бы подпрыгнуть человек, рост которого 170 см, и какое расстояние он мог бы преодолеть в прыжке, если бы был таким же хорошим прыгуном, как блоха?

Особенности строения и жизнедеятельности рыб

Выберите правильные утверждения

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+)
3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+)
4. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.
5. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами. (+)
6. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (+)
7. Кровеносная система рыб незамкнутая.
8. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. (+)
9. Кровь у рыб в предсердии венозная, а в желудочке артериальная.
10. У всех рыб имеется плавательный пузырь.
11. Органы выделения рыб – почки. (+)

Укажите правильные ответы

1 . Рыбы относятся к типу:

а – бесхордовые;
б – полухордовые;
в – хордовые. (+)

2 . Большинство рыб относится к классу:

а – костных рыб; (+)
б – хрящевых рыб;
в – ланцетников.

3 . К парным плавникам относятся:

а – только грудные;
б – только брюшные;
в – грудные и брюшные. (+)

4 . Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:

а – создание устойчивости тела при движении;
б – защита от хищников;
в – то и другое. (+)

Биологические задачи

1 . Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое, сильно сжатое с боков; у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное; у рыб-игл – иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения?

2 . У большинства современных рыб кожа покрыта чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных?

3 . Для борьбы с малярией в 30-е годы в нашу страну была завезена и выпущена в водоемы небольшая рыбка гамбузия. Почему внимание ученых-зоологов привлекла именно эта рыба?

Класс Земноводные

Выберите правильные утверждения

1. У самцов лягушек во время кваканья сильно раздуваются барабанные перепонки.
2. Кожа у жаб частично ороговевает. (+)
3. Тритоны живут в воде, а размножаются на суше.
4. Среди земноводных самое крупное животное – нильский крокодил.
5. В скелете земноводных отсутствует грудная клетка. (+)
6. Глаза земноводных имеют подвижные веки. (+)
8. У всех земноводных между пальцами задних ног имеются плавательные перепонки.
9. Выпуклые глаза и ноздри у амфибий находятся на возвышенности, что помогает им, не выходя из воды, дышать и ориентироваться в окружающем пространстве. (+)
10. Глаза у многих земноводных помогают проталкивать к глотке захваченную пищу. (+)
11. Сердце у бесхвостых амфибий трехкамерное, а у хвостатых – двухкамерное.
12. Сердце у головастиков лягушек и жаб двухкамерное, кровь у них течет по одному кругу кровообращения. (+)

Укажите правильные ответы

1 . В шейном отделе позвоночника земноводных:

а – 3 позвонка;
б – 2 позвонка;
в – 1 позвонок. (+)

2 . Передний мозг земноводных по сравнению с таким же рыб:

а – более крупный, разделен на два полушария; (+)
б – более крупный, но без разделения на полушария;
в – не претерпел изменений.

3 . Орган слуха амфибий состоит из:

а – внутреннего уха;
б – внутреннего и среднего уха; (+)
в – внутреннего, среднего и наружного уха.

Биологические задачи

1 . Лягушка на суше передвигается прыжками. Почему тритон не может так передвигаться?

2 . Зеленые и бурые лягушки имеют покровительственную окраску тела. Квакши меняют свою окраску: на листьях деревьев они зеленые, на стволах деревьев – бурые. Как можно объяснить, что саламандры, жерлянки и тропические древолазы имеют яркую окраску (или контрастные пятна), которая хорошо заметна?

3 . У зеленой лягушки 49% кислорода поступает через легкие. Каким образом в ее организм поступает еще 51% кислорода?

Класс Пресмыкающиеся

Выберите правильные утверждения

1. Тело пресмыкающихся покрыто роговой чешуей или роговыми пластинками. (+)
2. Все пресмыкающиеся, за исключением змей – четвероногие животные.
3. Пресмыкающиеся откладывают яйца, покрытые кожистой оболочкой или известковой скорлупой. (+)
4. Оплодотворение у пресмыкающихся наружное.
5. Язык ящериц и змей выполняет функцию жала.
7. Все пресмыкающиеся заглатывают пищу целиком.
8. Предки змей имели ноги. (+)
9. У всех пресмыкающихся верхнее и нижнее веки подвижные.
10. Панцирь черепахи сращен с позвоночником и ребрами. (+)
11. Сердце пресмыкающихся, кроме крокодилов, четырехкамерное.
12. Среди пресмыкающихся имеются живородящие виды. (+)

Укажите правильные ответы

1 . По сравнению с земноводными пресмыкающиеся:

а – менее многочисленный и распространенный класс позвоночных;
б – более многочисленный и широко распространенный класс позвоночных животных; (+)
в – в количестве видов и широте распространения особых различий нет.

2 . Кожа у пресмыкающихся:

а – имеет сальные железы;
б – сухая (без желез); (+)
в – имеет железы, выделяющие слизь.

3 . Сердце у пресмыкающихся:

а – трехкамерное;
б – четырехкамерное;
в – трехкамерное, кроме крокодилов (у них – четырехкамерное). (+)

4 . У пресмыкающихся:

а – один круг кровобращения;
б – у большинства один круг кровобращения, у крокодилов – два.
в – два круга кровообращения. (+)

5 . Веретеница и желтопузик – это:

а – ящерицы; (+)
б – неядовитые змеи;
в – ядовитые змеи.

Биологические задачи

1 . Кожа пресмыкающихся сухая, имеет сплошной роговой покров. Какое предположение можно сделать об органах дыхания этих животных и почему?

2 . Желтопузик спит с закрытыми глазами, а ужи и гадюки – с открытыми. Как можно это объяснить?

3 . У хамелеонов левый и правый глаз двигаются независимо друг от друга и могут поворачиваться на 180° по горизонтали и на 90° по вертикали. В связи с чем развились у хамелеонов такие особенности органов зрения?

4 . Однажды школьники нашли мертвую ящерицу, взяли ее в руки и стали тянуть ее за хвост. Однако хвост не обломился. Почему?

5 . Область распространения живородящей ящерицы заходит дальше на север по сравнению с областью распространения прыткой ящерицы. С чем это связано?

Особенности строения и жизнедеятельности птиц

Выберите правильные утверждения

1. Все птицы способны к полету.
2. Киль, как вырост грудины, способствует рассеканию воздуха во время полета.
3. У птиц обычно на ногах 4 пальца: 3 направлены вперед, а один – назад. (+)
4. Пища из пищевода поступает в мускульный, а затем в железистый желудок.
5. Пух и пуховое перо это одно и тоже.
6. Улетающих птиц больше развиты мышцы, поднимающие крыло.
7. Кожа птиц тонкая, сухая, практически лишенная желез. (+)
8. У пингвинов, хотя они и не летают, тоже имеется киль. (+)
9. Основное значение воздушных мешков – уменьшение трения между внутренними органами во время полета.
10. Сердце у птиц четырехкамерное. (+)
11. Оплодотворение у птиц происходит в яйцеводе самки. (+)
12. У всех птиц птенцы появляются слепые и беспомощные.

Укажите правильные ответы

1 . Только птицы из позвоночных животных:

а – приспособились к полету;
б – имеют перьевой покров; (+)
в – откладывают яйца в известковой скорлупе.

2 . В скелете кисти птиц сохранились остатки:

а – трех пальцев; (+)
б – двух пальцев;
в – одного пальца.

3 . Длина шеи у птиц зависит от:

а – длины тел позвоночников;
б – количества позвонков;
в – количества позвонков и их длины. (+)

4 . Спящая птица не падает с ветки дерева, потому что:

а – чутко спит и при изменении равновесия тела сильно сжимает пальцы ног;
б – чем ниже опускается тело птицы (под его тяжестью), тем больше сгибаются колени и сильно натягиваются сухожилия, проходящие через колено к пальцам; (+)
в – сохраняет равновесие изменением положения крыльев.

5 . Птенцы появляются зрячими, покрытыми пухом, способными бегать у:

а – тетеревов, рябчиков, глухарей, уток; (+)
б – орлов, ястребов, соколов;
в – у всех названных птиц.

6 . Основным сигналом, вызывающим у птиц начало перелета, является:

а – недостаток или отсутствие корма;
б – низкая температура воздуха;
в – уменьшение длины дня. (+)

Биологические задачи

1 . Крылья у птиц опускают большие грудные мышцы, достигающие 20% общей массы ее тела, а поднимают крылья мышцы меньших размеров. Почему не наоборот?

2 . Любой лишний груз был бы помехой при полете. Какие изменения в пищеварительной системе в связи с этим произошли у птиц?

3 . У пресмыкающихся масса головного мозга составляет до 0,4% массы тела, у летающих птиц – до 8%. Передний мозг у пресмыкающихся составляет 42–45% общей массы головного мозга, а у птиц – до 70%. В связи с чем наблюдаются такие различия между мозгом птиц и пресмыкающихся?

4 . К местам гнездования стрижи прилетают последними, а улетают на зимовку первыми. Грачи весной прилетают первыми, а улетают на места зимовок последними. Как можно объяснить различия в сроках прилета и отлета птиц?

5 . Птицы, как правило, делают гнезда и выводят птенцов весной и летом. Исключение составляют клесты. Они могут выводить птенцов зимой в трескучие морозы. Объясните, что является определяющим в сроках выведения птенцов у разных видов птиц.

7 . Известковая скорлупа свежеотложенного яйца гораздо толще и прочнее скорлупы яйца с развившимся в нем птенцом. С чем это связано?

8 . Чем можно объяснить, что стаи гусей, журавлей и других крупных птиц во время перелета выстраиваются углом (клином)?

* Печатается с сокращением

А. В. Шариков, А. А. Мосалов, В. В. Алпатов, Д. А. Шитиков, Т. В. Макарова

Проверочные задания по зоологии. Часть 2. Позвоночные животные

Учебно-методическое пособие по дисциплинам «Зоология» и «География животных»

Рецензент

И. А. Жигарев, заведующий кафедрой зоологии и экологии биолого-химического факультета МПГУ, д-р биол. наук, профессор


© Издательство «Прометей», 2012

Тестовые задания по теме «Классы головохордовые и круглоротые»

1. Сколько видов относят к подтипу бесчерепные?

а) около 50;

б) около 20;

в) около 30;

г) около 40.


2. Функция спирального клапана в кишечнике у миног…

а) ускорение прохождения пиши;

б) придает жесткость кишечнику;

в) замедление прохождения пищи;

г) служит размельчению пищи.


3. Атриальная полость образуется…

а) двумя метаплевральными складками;

б) подхвостовым плавником;

в) из целомической полости;

г) в ротовой полости.


4. У круглоротых венозный синус примыкает…

а) к спинной аорте;

б) к желудочку сердца;

в) к предсердию;

г) к брюшной аорте.


5. Функция миосепт…

а) обеспечивают согласованную работу мышечных волокон;

б) поддерживают венозный синус;

в) прикрепление внутренних органов;

г) опора мышечным волокнам.


6. Ланцетник был впервые описан…

а) Палласом;

б) Северцовым;

в) Дарвином;

г) Шмальгаузеном.


7. У круглоротых орган обоняния…

а) непарный;

б) парный;

в) парный, но располагается в разных участках тела;

г) отсутствует.


8. Предротовая воронка у ланцетника окружена…

а) 100 парами щупалец;

б) 25 парами щупалец;

в) 10–20 парами щупалец;

г) 20–30 парами щупалец.


9. Функция боковой линии…

а) хеморецепция;

б) защитная;

в) светочувствительная;

г) восприятие давления воды.


10. Головной конец хорды ланцетника…

а) выдается за край нервной трубки;

б) немного не доходит до края нервной трубки;

в) сильно не доходит до края нервной трубки;

г) хорда и нервная трубка одинаковой длины.


11. Глазки Гессе располагаются…

а) на поверхности нервной трубки;

б) ближе к внутренней поверхности нервной трубки, граничащей с невроцелем;

в) в невроцеле;

г) на периферических нервах.


12. У круглоротых вольфовы каналы являются…

а) частью пищеварительной системы;

б) половыми протоками;

в) мочеточниками;

г) одновременно и половыми протоками и мочеточниками.


13. Печеночный вырост у ланцетника отходит от…

а) передней части кишки;

б) от ротовой полости;

в) от глотки;

г) задней части кишки.


14. Висцеральный скелет круглоротых представлен…

а) хрящами ротовой воронки и языка;

б) хрящевой решеткой;

в) хрящами языка;

г) хрящами ротовой воронки, языка и хрящевой решеткой.


15. Кровь ланцетника…

а) содержит форменные элементы и пигменты;

б) не содержит форменные элементы и пигменты;

в) содержит форменные элементы и не содержит пигменты;

г) содержит пигменты и не содержит форменные элементы.


16. Движение крови у ланцетника осуществляется сокращением…

а) сердца;

б) спинной аорты;

в) брюшной аорты и спинной аорты;

г) брюшной аорты и жаберных артерий.


17. Жаберные мешки и лепестки круглоротых имеют…

а) мезодермальное происхождение;

б) смешанное происхождение;

в) эктодермальное происхождение;

г) энтодермальное происхождение.


18. В венозный синус у ланцетника кровь попадает из…

а) двух кювьеровых протоков и печеночной вены;

б) кювьеровых протоков;

в) спинной аорты;

г) печеночной вены.


19. Круглоротые имеют…

а) непарный корень аорты;

б) парный корень аорты;

в) три корня аорты;

г) четыре корня аорты.


20. У круглоротых полукружных каналов во внутреннем ухе…

а) всегда 3;

в) всегда 2;


21. У ланцетника нефридии располагаются…

а) вдоль всего тела;

б) в хвостовом отделе;

в) в области глотки;

г) от глотки до хвостового отдела.


22. Головной мозг у круглоротых состоит из…

а) 4 отделов;

б) 5 отделов;

в) 3 отделов;

г) 6 отделов.


23. Жаберные мешки у круглоротых открываются…

а) только в дыхательную трубку;

б) в дыхательную трубку и на поверхность тела;

в) только на поверхность тела;

г) на поверхность тела и в кишечник.


24. Роговые зубцы у миног располагаются…

а) на языке и в кишечнике;

б) на предротовой воронке и на языке;

в) только на предротовой воронке;

г) только на языке.


25. Печеночный вырост ланцетника…

а) гомологичен печени более высокоорганизованных позвоночных;

б) аналогичен желудку более высокоорганизованных позвоночных;

в) аналогичен печени более высокоорганизованных позвоночных;

г) гомологичен желудку более высокоорганизованных позвоночных.


26. У круглоротых хвостовой плавник…

а) протоцеркальный;

б) гетероцеркальный;

в) отсутствует;

г) гомоцеркальный.


27. Кровеносная система ланцетника состоит из…

а) одного круга кровообращения;

б) двух кругов кровообращения;

в) 1–2 кругов на разных возрастных стадиях;

г) незамкнутого круга кровообращения.


28. У круглоротых соединительнотканная оболочка покрывает…

а) только хрящевую решетку;

б) только хорду;

в) только нервную трубку;

г) хорду и нервную трубку.


29. Половые продукты у ланцетника выводятся наружу через…

а) анальное отверстие;

б) через ротовое отверстие;

в) специальное половое отверстие;

г) атриопор.


30. У круглоротых головных нервов…

Тестовые задания по теме «Класс хрящевые рыбы»

1. Какой тип хвостового плавника у хрящевых рыб?

а) процеркальный;

б) гетероцеркальный;

в) гомоцеркальный;

г) ацеркальный.


2. Гемальный канал располагается…

а) в печени;

б) между верхними дугами позвонков;

в) между нижними дугами позвонков;

г) над спинномозговым каналом.


3. Брызгальца у хрящевых рыб – это…

а) рудименты жаберных щелей;

б) рудименты глаз;

в) рудименты слуховых отверстий;

г) рудименты обонятельных отверстий.


4. Первая висцеральная дуга у хрящевых рыб представлена…

а) небно-квадратными хрящами;

б) губными хрящами;

в) меккелевыми хрящами;

г) гиоидными хрящами.


5. Коракоидный отдел хрящевой дуги грудных плавников располагается…

а) выше выступа, к которому крепится плавник;

б) ниже выступа, к которому крепится плавник;

в) входит в состав плавника;

г) входит в состав черепа.


6. Число жаберных щелей у хрящевых рыб …

а) обычно 3, реже 5–9;

б) обычно 6, реже 7–10;

в) обычно 4, реже 5–9;

г) обычно 5, реже 6–7.


7. Парные конечности у хрящевых рыб представлены…

а) брюшными и спинными плавниками;

б) спинными плавниками;

в) грудными и брюшными плавниками;

г) грудными и спинными плавниками.


8. Третья висцеральная дуга у хрящевых рыб представлена…

а) небно-квадратным и меккелевым хрящами;

б) губными хрящами;

в) копулой;

г) гиоидными хрящами.


9. У хрящевых рыб череп платибазальный, то есть…

а) глазницы разделены головным мозгом;

б) черепная коробка состоит из костных элементов;

в) глазницы отделены хрящевыми мостиками от черепной коробки;

г) глазницы разделены костной перегородкой.


10. Хрящевые лучи, служащие опорой для межжаберных перегородок, отходят от…

а) от мозгового отдела черепа;

б) переднего края жаберных дуг;

в) центральной части жаберных дуг;

г) заднего края жаберных дуг.


11. Рострум у хрящевых рыб – это…

а) вырост черепной коробки;

б) выросты над глазницами;

в) небольшой гребень на голове;

г) особая форма нижней челюсти.


12. Плакоидная чешуя и зубы…

а) аналогичны;

б) гомологичны;

в) отсутствуют у хрящевых рыб;

г) образуются только у скатов.


13. Вторая висцеральная дуга у хрящевых рыб представлена…

а) небно-квадратными хрящами;

б) гиомандибулярными хрящами;

в) губными хрящами;

г) копулой.


14. Пояс задних конечностей (брюшных плавников) состоит из непарного хряща, расположенного…

а) в хвосте;

б) в мускулатуре вдоль тела;

в) в мускулатуре поперек тела;

г) вдоль позвоночника, прикрепляясь к нему.


15. Гиостилия – это…

Лето, ах лето! Мечта каждого школьника! Каникулы целых три месяца! Не надо рано вставать, а главное ходить в школу, учить уроки, к чему-то готовиться. Свобода!

Да, начались каникулы! И, как правило, за этот период снижается уровень учебных знаний, умений и навыков у школьников. Хотя учителя и задают летнее задание (в основном практического содержания), но годовая теоретическая подготовка за три месяца резко сокращается. Да и задание, как правило, делается и оформляется в последнюю неделю (если не в последний день!).

Биологический проект «Играя, вспоминаем!» даёт возможность ученику приступить к непродолжительным занятиям в течение летнего периода (исключая выходные и праздники). Например, календарь занятий на 2014 год. Зеленым цветом выделены занятия по ботанике, оранжевым - по зоологии.

Мы постарались разработать и подобрать ранее изученные материалы так, чтобы повторение не превратилось в скучный процесс, и ученику было интересно. Для этого (не навязчиво) включены несложные задания в игровой форме, но побуждающие «порыться» в уголках своей памяти. Подборка материала включает в себя 17 занятий по курсу «Царство Растения» и 16 по курсу «Царство Животные». Это познавательные вопросы, биологические ребусы, биологические головоломки, небольшие кроссворды и тесты. Включены биологические настольные игры, направленные на повторение внешнего и внутреннего строения растительного и животного мира. Много внимания уделено основным представителям этих двух царств. Выполняя эти задания, ученик не только повторит пройденный учебный материал, но и познакомится с интересными фактами, что позволит значительно расширить кругозор по ранее изученной теме.

Занятия по разделу «Царство Растения»

Занятия по разделу «Царство Животные»

Биологический проект «Играя, вспоминаем!» по нашему мнению, имеет огромный теоретический и практический потенциал не только на период летних школьных каникул. Он также с успехом может быть использован и учителем в течение всего учебного года. Ценность проекта — в его мобильности. Творчески работающий учитель, используя свой наработанный опыт, имеет возможность создать свой собственный (уникальный) проект.

Как я полагаю, в летний период контроль за ребёнком ложится на родителей. Поэтому, прежде всего, сейчас я обращаюсь к Вам — родители! Чтобы работа доставляла не только удовольствие ребенку, но и вам, а так же давала ощутимый результат, позвольте предложить несколько советов.

  1. Работа должна быть системной, поэтому предлагаю сделать собственный удобный (конкретно для вас) график-календарь (его вариант прилагается). Так будет легче ориентироваться. Возможен вариант – вначале выполнить работы по ботанике, а затем по зоологии, или наоборот.
  2. Время работы не ограничено (как в течение дня, так и по продолжительности).
  3. Выполнение работы в любой последовательности (полная свобода действия ребёнка!)
  4. При выполнении задания ребёнок имеет право пользоваться любой учебной, дополнительной, справочной литературой (вплоть до тетради по биологии).
  5. Оценивание работы по договорённости с ребёнком: это могут быть оценочная, зачётная, балловая системы или другие формы поощрения.

И последнее. Проверку выполненного задания следует предложить выполняемому шаблон с ответами. Почему? Ребёнок ещё раз «пробежится» по работе и сам отметит свои неточности (не люблю слово «ошибки»). Но это опять на ваше усмотрение.

Очень надеемся, что наш проект «Играя, вспоминаем!» принесёт вашему ребёнку не только ощутимый результат, но и увеличит время общения с близкими ему людьми. Думаем, что для вас это тоже очень важно!

Все мы подзабыли всенародное изречение наших предков: «Повторение — мать учения!». Включение в рабочую программу уроков темы «Повторение пройденного», в настоящее время — мечта учителя, и не только биолога.



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными