Как звали братьев изготовивших первый воздушный шар. История воздушных шаров

Как звали братьев изготовивших первый воздушный шар. История воздушных шаров

25 апреля 1783 года во французском городке Анноэ в воздух взмыл первый воздушный шар диаметром 11 м, объемом 800 м3 и весом 200 кг, влекомый вверх нагретым воздухом. Он поднялся на 400 м. Нетрудно догадаться, какой это был фурор! Но братья Монгольфье, создатели этого шара, на этом не остановились и придумали вообще невозможное: прикрепили к шару пассажирскую корзину! И в том же самом 1783 году в Версале в присутствии короля Людовика 16 состоялся первый в истории подъем в воздух живых существ: барана, петуха и утки. Шар взлетел, поднялся на 600 м и через 8 минут под рев публики приземлился неподалеку. Вот так животные стали первыми воздухоплавателями, а человек первый раз поднялся в воздух на воздушном шаре только 21 ноября. Вот фамилии первых испытателей? Физик Жан де Розье и маркиз д Арланд. Они пролетели на монгольфьере (как уже называли шар) и пролетели целых 8 км.

В 1731 году в Рязани подьячий Крякутный сконструировал воздушный шар и первым из людей поднялся на нем в воздух. Так утверждает Большая советская энциклопедия во втором издании (т. 1 с.91).

В рукописи Сулукадзёва «О воздушном летании в России с 906 лета по Р.Х.» эта история с Крякутным представлена так: «...фурвин сделал, как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в нее и нечистая сила подняла его выше березы, а после ударила о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался тако жив. Его выгнали из города, он ушел в Москву, и хотели закопать живого в землю или сжечь». В той же рукописи приводятся сообщения о полетах с помощью самодельных крыльев приказчика Островкова, кузнеца Черная Гроза и других. Сулукадзев в подтверждение приводимых им фактов ссылается на записки Боголепова и воеводы Воейкова, но ни тех, ни других до сих пор найти не удалось. Рукопись же Сулукадзёва относится к 1819 году.

В книге академика Д. С. Лихачева «Текстология» (АН..СССР, 1962) указано, что полет Крякутного на воздушном шаре г- подделка фальсификатора А. Сулукадзева. Подделку обнаружила исследователь В. Покровская.

Другие источники ссылаются на фальсификацию Татищева, который якобы подделал и «подчистил» целый ряд исторических документов, выгораживая первенство Крякутного.

Несколько настораживает то, что существует целый ряд разнообразнейших источников, «разоблачающих», «изобличающих» историю с Крякутным. В частности, в некоторых из них говорится об... искажении имени первого аэронавта. В других утверждается, что первым был еще кто-то. В западных же источниках преобладает такая версия: на шаре братьев Монгольфье первыми поднялись в воздух в 1783 году французы. В истории с Крякутным же пока многоточие...

Долгие годы одним из недостижимых желаний людей была способность летать или хотя бы подниматься в воздух. Каких только изобретений не было придумано, чтобы это осуществить. Однажды, был зафиксирован тот факт, что предметы небольшого веса могут подниматься при воздействии горячего воздуха, это и стало толчком в развитии воздухоплавания.

Считается, что первый в мире воздушный шар создан в 1783 году. Как же это случилось? История нас отправляет в далекие XVI-XVII века. Именно тогда появились прототипы первых шаров, которые не смогли себя показать на практике. Параллельно, в 1766 году ученым-химиком Генри Кавендишем были впервые подробно изложены свойства такого газа, как водород, который использовал в своих работах с мыльными пузырями итальянский ученый-физик Тиберио Кавалло. Он наполнял пузыри этим газом, и они быстро взмывали в воздух, поскольку водород в 14 раз легче, чем воздух. Так появились основные две подъемные силы, используемые при полетах аэростатов и в наши дни – это водород и горячий воздух.

Данные открытия не решили всех проблем осуществления полетов. Для создания воздушного шара требовался специальный материал, который не будет слишком тяжелым, а также сможет удерживать газ внутри. Решение этой задачи ученые-изобретатели выполняли разными способами. Причем за первенство открытий конкурировали сразу несколько конструкторов, основные из них – это братья Жак-Этьенн и Жозеф-Мишель Монгольфье, а также известный профессор Жак Александр Шарль из Франции.

У братьев Монгольфье не было специальных знаний о свойствах и характеристиках различных газов, но он обладали большим стремлением к открытиям. Вначале они экспериментировали с дымом и паром. Были попытки и использования водорода, но их коснулась проблема отсутствия специальной ткани, которая бы не пропускала этот газ. Также его стоимость была достаточно дорогой, и Монгольфье вернулись к экспериментам с горячим воздухом.

Первый воздушный шар создан в 1782 году. Смастерили его братья Монгольфье, правда он имел небольшой размер, всего лишь 1 кубический метр в объеме. Но все-таки это был уже настоящий шар, который поднимался на высоту более 30 метров над землей. В скором времени экспериментаторы изготовили и второй воздушный шар. Он был уже гораздо больше предшественника: объемом в 600 кубических метров и диаметром 11 метров, под шаром расположили жаровню. Тканью для аэростата послужил шелк, обклеенный бумагой с внутренней стороны. Торжественный запуск воздушного шара в присутствии многочисленной публики был осуществлен 5 июня 1783 года, который организовали уже известные братья Монгольфье. С помощью горячего воздуха аэростат подняли на высоту 2 тысячи метров! Об этом факте даже написали в парижскую Академию. С тех пор воздушные шары, в которых используется горячий воздух, стали называться в честь своих изобретателей – монгольфьерами.

Такие достижения Монгольфье сподвигли Жака Александра Шарля к усиленным разработкам своего нового изобретения – воздушного шара, при подъеме которого используется водород. У него были помощники – механики братья Роберы. Им удалось изготовить шелковый шар, пропитанный каучуком, диаметр которого составил 3,6 м. Заполняли его водородом при помощи специального шланга с клапаном. Была сделана также особая установка добывания газа, который получали в результате химических реакций при взаимодействии металлических опилок с водой и серной кислотой. Чтобы испарения от кислоты не портили оболочку шара, полученный газ очищали при помощи холодной воды.

Первый воздушный шар, созданный на водороде, был запущен 27 августа 1783 года. Произошло это на Марсовом поле. На глазах двухсот тысяч человек шар поднялся так высоко, что за облаками его уже не было видно. Через 1 км водород стал расширяться, вследствие чего оболочка шара разорвалась, и аэростат упал на землю в деревеньке недалеко от Парижа. Но там ничего не знали о столь важном эксперименте, и не успели приехать изобретатели, как испуганные жители разорвали необычный шар в клочья. Так пришло в негодность великое изобретение стоимостью 10 000 франков. С 1783 года воздушные шары на водороде именуются шарльерами, в честь Шарля.

21 ноября 1783 года знаменательный день в истории воздухоплавания. В этот день два отважных француза: Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд впервые в истории совершили полёт на воздушном шаре братьев Монгольфье. Воздухоплаватели достигли высоты 915 м и за 25 минут покрыли расстояние в 9 км.

У братьев Жозефа и Жака-Этьена возникла идея сделать свое уникальное изобретение - воздушный шар, который мог бы преодолевать приличные расстояния. К этому решению их подвели многочисленные исследования различных химиков и физиков. Так, в 1766 году, после открытия водорода, Генри Кавендиш выяснил, что так называемый «горючий воздух» по плотности в несколько раз меньше, нежели сам воздух. Братья Монгольфье решили провести свои эксперименты, заполняя горячим от костра воздухом рубашки, а потом и бумажные мешки. Далее проводились многочисленные пробы запуска шаров из шелка и льна. Наполненные предметы поднимались до потолка, что уже являлось огромным прорывом. Данное изобретение братьев должно было помочь и в военных делах - Жозеф продумывал вариант с воздушным нападением на противника, когда подхода к суше не было.

Такие опыты, несмотря на свою простоту, сделали огромный прорыв в воздухоплавании. И все же братья опирались на ошибочное мнение о том, что от горения особой смеси из шерсти и соломы создается своеобразный «электрический дым», который мог бы поднять наполненное им легкое тело. Монгольфье брали бумажный шар с отверстием внизу и наполняли его горячими газами, которые были легче воздуха до тех пор, пока температура их была высокой. Продолжатель их дела Соссюр пытался поднять вверх шар, наполненный воздухом, нагретым за счет введенной в отверстие шара раскаленной железной полосы. Тем не менее, эксперимент всегда оставался незаконченным.

Исследователи тщательно готовились к каждому опыту, постоянно изменяя размеры сфер и состав горючих веществ. В 1782 году Жозеф и Жак-Этьен принялись за изготовление пробного шара размером три кубических метра, наполненного горячим воздухом. Эксперимент увенчался успехом, и поэтому далее братья решили увеличить размеры шара в диаметре в несколько десятков раз. Сфера была сделана из хлопка и обклеена бумагой. Она состояла из четырех частей - купола и трех боковых полос. В общей сложности, сооружение весом более 225 килограммов и объемом 800 кубических метров было закончено в апреле 1783 года.

4 июня 1783 года состоялась публичная демонстрация изобретения братьев Монгольфье, на которую пришло огромное количество людей. В течение десяти минут шар набрал высоту, а в 4 тысячах футов от места запуска упал на землю. Это был научный успех, требующий однако тщательного развития. Французский изобретатель и ученый Жак Шарль тогда тоже решил опробовать себя в сфере воздухоплавания - он наполнил шар водородом, что дало значительный скачок в исследовании. В зависимости от различных способов заполнения воздушных шаров они получали разные названия. Так, сферы, наполняемые теплым воздухом, были названы монгольфьерами, а водородом - шарльерами. Первый шарльер был запущен с Марсова поля в Париже 27 августа 1783 года. Необходимо заметить, что все проводимые опыты ставились только шарах без пассажиров, так как возникала опасность падения конструкций с огромной высоты.

Информация об успешном запуске огромного воздушного шара дошла до верхов - Академии наук, которая предложила Монгольфье финансирование всех экспериментов. Естественно, это было заманчивое предложение, так как все средства на предыдущие опыты были из собственного кармана братьев. И тогда Монгольфье решили идти дальше - создать шар большего размера, на этот раз объемом в тысячу кубических метров и весом 450 килограммов. Несмотря на некоторые трудности в изготовлении, осенью того же года сфера была готова.

19 сентября 1783 года в Версале братья-эскпериментаторы впервые выпустили в воздух шар, в плетеной корзине которого были овца, петух и гусь. Весь полет занял порядка восьми минут, за которые сооружение преодолело расстояние в три километра. На высоте 500 метров сфера прорвалась, однако спустилась на землю настолько плавно, что ни одно животное не пострадало. Данное событие ознаменовало новый виток в развитии воздухоплавания, необходимо было только найти более прочный материал, чтобы была возможность поднимать в воздух и людей.

Воодушевленные успешной демонстрацией в Версале, Жозеф и Жак-Этьен принялись за изготовление самого большого воздушного шара, который мог бы поднять в воздух двух человек. Младший брат начал проектировать новое изобретение, немного изменив чертежи предыдущих сфер. Новый воздушный шар разительно отличался от предшественников - он имел овальную форму, более 13 метров в диаметре, объем более 2 тысяч кубических метров и вес 500 килограммов. Более того, он был празднично украшен - виднелась фигура царя на голубом фоне, а также знаки зодиака и многочисленные цветы.

Настало время и людям испробовать на прочность воздушный шар. Жак-Этьен мечтал полетать на совместном с братом изобретении, однако их отец настрого запретил это делать. Поэтому такая честь выпала Пилатру де Розье и армейскому офицеру - маркизу д’Арланду.

Дебютный полет состоялся на западной окраине Парижа 21 ноября 1783 года. Опыт прошел достаточно успешно - воздушный шар поднялся вверх почти на один километр, а за 25 минут смог преодолеть расстояние в девять миль. Данное научное открытие буквально взорвало Францию - во всех магазинах можно было приобрести различные сувениры в виде воздушных шаров, посуда пестрила картинками с ними. Уже 10 декабря 1783 года Жозеф и Жак-Этьен были приглашены в Академию наук, где их наградили за достижения в воздухоплавании, а их отец Пьер получил дворянский титул. В 1783 году Людовик XVI вызывает Этьена и Жозефа из Аннона в Париж, жалует им дворянский титул и герб с девизом «Так поднимаются к звездам». За выдающиеся достижения в области воздухоплавания Людовик XVI наградил Этьена и Жозефа Монгольфье орденом Святого Михаила.

Стремление человечества к полетам существует ровно столько, сколько существует цивилизация. Но реальные шаги в этом направлении были сделаны только к концу XIX века, когда и состоялся первый полет на воздушном шаре. Это величайшее событие потрясло не только Францию, в которой собственно и состоялось, но и весь мир. Братья Монгольфье вошли в историю как первооткрыватели и революционеры. Зарождение воздухоплавания следует считать значимой вехой в развитии всей науки и человеческой цивилизации.

Начинания братьев Монгольфье

Когда речь заходит о том, кто придумал первый воздушный шар, практически каждый образованный и начитанный человек вспоминает фамилию братьев Жозефа и Жака-Этьена Монгольфье. Конечно, этих изобретателей не следует считать единственными в своем роде, поскольку исследования подобных явлений проводились и ранее.

Толчком к тому, что воздушный шар был создан, стало открытие ученым Генри Кавендишем водорода: ученый выяснил, что плотность «горючего воздуха» гораздо меньше обычного воздуха.

Именно это свойство и было использовано в первых экспериментах и последующих открытиях Монгольфье. Братья проводили многочисленные испытания с рубашками, мешками и пробными шарами из натуральных тканей, которые хоть и взлетали, но невысоко. Но для того времени даже подобные факты оказывались пугающе новыми и едва ли не революционными.

Первые полноценные пробы прошли в 1782 году, когда в воздух поднялся шар объемом три кубометра. Следующий воздушный шар был уже намного больше: конструкция весила 225 килограммов и состояла из четырех боковых полос и купола из обклеенного бумагой хлопка. 4 июня изобретатели запустили этот опытный образец в воздух, но преодолеть удалось лишь около полутора километров, а закончился полет падением. Братья Монгольфье были не единственными, кто в этот период проводил подобные исследования: француз Жак Шарль запускал шары, наполненные водородом, что было значительным скачком в развитии данного направления.

Если шары от братьев-исследователей, наполняемые теплым воздухом, называли монгольфьерами, то творения мсье Шарля – шарльерами.

После подобного старта, считавшегося практически успешным, братья Монгольфье получили мощную поддержку от Академии наук. Финансовые вложения позволили им проводить новые запуски, так что следующий шар, на котором прокатились странная компания – овца, гусь и петух, был значительно больше своего предшественника: 450 килограммов при объеме в 1000 кубометров. После относительно успешного его приземления (плавного падения корзины с высоты около полукилометра) было принято решение провести испытания воздушной конструкции с людьми на борту.

В это же время Жак Шарль запустил шар из пропитанного каучуком шелка, который за время первого полета смог преодолеть расстояние в 28 километров.

Первый успешный полет

Братья Монгольфье мечтали стать первыми пассажирами своего изобретения, однако их отец запретил подобный риск. Поиски добровольцев не заняли много времени, а первыми людьми, поднявшимися в воздух, стали Пилатр де Розье и маркиз Д’Арланд.

Свой первый полет братья Монгольфье смогли совершить уже в 1784 году, когда вместе с ними на борт поднялись еще 7 человек. Это путешествие принято считать первым коммерческим полетом в истории воздухоплавания.

Братья запланировали первый полет на 21 ноября 1873 года. Именно в этот день и состоялось эпохальное путешествие двух первооткрывателей: воздушный шар, поднявшись на высоту одного километра, за 25 минут пролетел расстояние более 9 километров. Первые пассажиры оказались более чем умелыми воздухоплавателями и отлично управляли огромным шаром, что в большой степени обеспечило успешность мероприятия.

Благополучный полет подстегнул желание развивать это направление дальше, но следующая цель, на которую замахнулись братья вместе со своими последователями, оказалась слишком сложной. Попытка перелета через Ла-Манш, не согласованная с самими Монгольфье, оказалось неудачной для Пилатра де Розье: он погиб при падении сгоревшего шара. В судьбе этого первопроходца печально совпали две вехи: честь оказаться первым человеком на воздушном шаре и трагедия пасть первой его же жертвой.

После этого воздухоплавание стало развиваться семимильными шагами. Жак Шарль в своих исследованиях не только значительно обезопасил полеты, но и изобрел способ измерять высоту полета и регулировать ее. Путешествия на воздушных шарах стимулировали изобретение парашюта: в 1797 году был успешно совершен первый прыжок Андре-Жака Гарнерена, отделавшегося только вывихом кисти. А уже в 1799 первый прыжок с парашютом совершила женщина – Жанна Лаброс, ученица Гарнерена.

Сегодня монгольфьеры, претерпев не особо кардинальные изменения конструкции, по-прежнему используются в воздухоплавании, пользуются популярностью у людей и украшают собой многие праздники. Огромные яркие шары из прочной ткани с достаточным уровнем безопасности стали не средством передвижения, но попыткой человека стать ближе к небу.

История первого воздушного шара начинается с француза Жосефа Монгольфье, который родился в 1740 году. Еще с детства он чувствовал большую тягу к всяческим «странным» аппаратам, которые в то время были очень популярными. Вместе со своим братом Этьенном он мечтал о том, чтобы человек наконец-то покорил небеса.

Братьев даже посетила безумная мысль – набить оболочку тучами, которая смогла бы удержать в воздухе корзину. Но, увы, на то время они не знали, как реализовать свою идею – тучи-то просто так не поймаешь.

И вот один раз Жозеф заметил, как рубашка, которую он держал над камином, раздулась. Увидев эту картину, он понял одну гениальную мысль, которую вскоре он рассказал своему брату. После того, как брат узнал о ней, верные соратники стали думать, как реализовать эту идею в жизнь. Первым делом они задумались о том, каким может быть их первый воздушный шар для полетов, и уже потом стали записывать все свои невероятные будущие эксперименты! Но до практического опыта следовало еще дойти.

Первый их шар имел шелковую оболочку, и был с размером в один кубический метр. Нагреваемый над огнем шар сумел подняться на высоту около тридцати метров. Это знаменательное событие произошло в 1782 году, данную дату можно воспринимать как точку отсчета – начало воздухоплавания. Произошло это во Франции, прямо над заводом Видалона, что находился в городе Анноне. Чтобы получить достаточно тепла, братья Монгольфье сжигали мокрую солому, которая была смешена с бумагой и шерстью.

Конечно, все их начинания для многих знакомых были предметом досужих сплетен, а то и насмешек. Но… и года не прошло, как они запустили очередной свой воздушный шар, который поднялся в воздух примерно, на высоту в 400 м. Так что упорных братьев Монгольфье можно считать первыми создателями воздушного шара.

Сама история о братьях Монгольфье начиналась с таинственных проектов, которые они осуществляли в своем саду. Тем не менее, их эксперименты имели успех, с каждым разом их шар поднимался все выше и выше. И в одно время братья забеспокоились, что их проект заметят соседи и «украдут» идею. Ведь они мечтали в случае победы продемонстрировать свое открытие на главной площади города Аннона. Все приглашенные туда достопочтенные лица, должны были засвидетельствовать, что данное открытие принадлежит именно им – братьям Монгольфье.

Так что терять времени они не стали, и уже 4 июня 1983 года братья организовали на площади свое выступление. Для такого события братья изготовили воздушный шар размером в 900 м 3 . При его изготовлении братья использовали специально вырезанные хлопчатобумажные обрезки, которые впоследствии пришили к бумажным листам и соединили между собой с помощью петель. Саму ткань они укрепили специально сделанными вертикальными стержнями. На сделанный из хлопчатобумажной ткани абажур они повесили корзину, что была сделана из шерсти и соломы. И вот, когда нагретый воздухом шар немного приподнялся, братья обрезали веревки, которые придерживали его у земли. И уже через десять минут этот шар поднялся на высоту 1000м. После чего собравшиеся на площади люди официально утвердили, что открытие принадлежит братьям Монгольфье.

Итак, официальное открытие воздушного шара случилось 4 июня 1783 года. Братья Монгольфье представили свой проект на центральной площади их родного города Анноне и для этого они пригласили даже представителей Академии Наук. Младший брат – Этьен, в августе 1783 года самостоятельно приехал в Париж, где и познакомился с некоторыми физиками. Многих из них заинтересовал их проект, в числе таких заинтересовавшихся был и легендарный Пилатро де Розье. Именно он, в свою очередь, станет первым человеком, который поднимется в воздух на аэроплане, и назовут его «монгольфьером», в честь этих двух братьев.

Практически в то же время Жак Александр Шарль, известный французский физик, начал изготовление воздушного шара, который был наполнен водородным газом. Он думал, что в своем эксперименте братья Монгольфье использовали именно водород. Поэтому он хотел произвести физические испытания с помощью воздушного шара. Вместе с братьями Роберами он изготовил шар диаметром всего в 4 метра и дал ему название – «Глобус». И уже 27 августа 1783 года он стартовал с Марсового поля и финишировал на севере от деревушки Бурже. Тогда еще никто не знал, что этот шар назовут «шарльером», в честь самого Жака Александра Шарля.

А Этьенн Монгольфье в свое время проводил множество своеобразных экспериментов в самом Париже. В садах Ревейлона у него было много свободного места, однако, вскоре он решился на следующий шаг – поднять в воздух человека.

И сразу же на этот опасный эксперимент решился Пилатр де Розье, про которого мы успели уже рассказать; однако, результат полета был слишком непредсказуем, поскольку тогда еще не было ясно, как изменение высоты может повлиять на человеческий организм. Чтобы это проверить, экспериментаторы решают отправить в полет несколько животных. Для своего эксперимента они выбрали петуха, овцу и утку.

Первый подобный запуск был осуществлен осенью 1783 года в Версале. За этим полетом наблюдал сам король Франции, в то время им был — Людвиг XVI. Всех троих животных загрузили в корзину и подняли в воздух вместе с воздушным шаром. Полет продлился не больше восьми минут, как только корзина опустилась, к ней сразу подбежали ученые, и, несмотря на все переживания, животные оказались целы и невредимы. Овца спокойно ела солому, а вот петух был немного общипанный, правда виной этому был не эксперимент, а… рядом находившаяся овца. Таким образом, братья Монгольфье доказали, что не только птицы могут летать, но и остальные животные.

А уже 15 октября 1783 года на воздушном шаре братьев Монгольфье на расстояние в 25 метров поднимается их друг и соратник — Пилатр де Розье. А уже через два дня этот же шар делает вторую попытку и поднимается на новое рекордное расстояние – на 108 метров. В тот день съехалось множество известных личностей Парижа. Однако король Людвиг не сразу разрешил подобный эксперимент, он чувствовал ответственность за жизни своих поданных, но и он в скором времени сдался, однако, сам участвовать в смотринах не стал.



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными