Что выпил сократ. Сократ

Что выпил сократ. Сократ

Жизнь и смерть Сократа до сих пор представляют большой интерес не только для историков, но и для многочисленных его почитателей. Многие обстоятельства судьбы этого мыслителя и в наши дни остаются загадкой. Жизнь и смерть Сократа овеяны легендами. Стоит ли удивляться, ведь речь идет об одном из величайших мыслителей всех времен.

Происхождение Сократа

Сократ - знаменитый афинский философ, который был удостоен великого памятника - диалогов Платона. В них он является главным действующим лицом.

Известно, что отцом будущего философа был каменотес (или скульптор) Софрониск, а матерью - Фенарета. Вероятно, отец его был достаточно зажиточным человеком. Исследователи сделали такой вывод на основании того, что Сократ сражался как гоплит, то есть как тяжеловооруженный воин. Несмотря на достаток родителей, сам философ не заботился об имуществе и чрезвычайно обеднел к концу жизни.

Противоречивые источники

Сократ излагал свое учение исключительно в устной форме. Мы знаем о нем из нескольких источников, одним из которых являются упоминания и изображения его в комедиях Аристофана, пародийные и прижизненные. Сделанные Ксенофонтом и Платоном портреты Сократа являются посмертными и написаны в хвалебном духе. Эти источники, однако, во многом не соответствуют друг другу. По всей видимости, сообщения Аристотеля опираются на Платона. Многие другие авторы, настроенные дружественно или враждебно, также внесли свой вклад, как и легенды о Сократе.

Круг общения философа, участие в войне

Когда разразилась философу было 37 лет. В числе людей, с которыми он общался до нее, были интеллектуалы из круга Перикла - софист Протагор, ученый Архелай, музыкант Дамон, а также блистательная Аспасия. Существуют сведения о том, что он был знаком с известным философом Анаксагором. В платоновском "Федоне" Сократ рассказывает о неудовлетворенности, которую он ощутил от чтения трудов Анаксагора. Интересующий нас философ обучался диалектике у Зенона Элейского, позже присутствовал на лекциях софиста Продика, а также был участником диспутов с Фрасимахом, Горгием и Антифонтом. Сократ отличился на войне в битве при Потидее, относящейся к 432 году до н. э., при Делии (424 год до н. э.) и при Амфиполе (422 год до н. э.).

Сократ - Дельфийский оракул

Очень важным этапом в становлении этого философа стало его провозглашение Дельфийским оракулом, "мудрейшим из людей". Об этом Платон говорит в Сам Дельфийский оракул много размышлял об этих словах. Он сопоставлял их со своим убеждением в обратном, в том, что он "знает лишь то, что ничего не знает". Философ пришел к выводу, что именно это и делает его мудрейшим, так как многие люди не ведают даже этого. Познание степени как собственного незнания, так и незнания других людей является общим принципом исследований Сократа. К этому побуждают нас слова, которые высечены на входе в дельфийский храм Аполлона. Слова эти следующие: "Познай самого себя".

Сократ и политика

К 423 году до н. э. Сократ был уже довольно заметной фигурой, из-за чего стал объектом сатирических выпадов двух известных афинских комедиографов - Амейпсия и Аристофана. Философ сторонился политики, хотя среди его друзей были Алкивиад, Критий, Хармид и Ферамен. Последние трое являлись вождями Тридцати тиранов, которые свергли демократию в Афинах. А Алкивиад дошел до измены своему родному городу из-за политического оппортунизма. Есть свидетельства, что связи с этими людьми повредили Сократу на судебном процессе.

В 406 году до н. э. интересующий нас философ пытался препятствовать противозаконному и наспех составленному приговору стратегам, которые были привлечены к ответственности после того, как афинский флот выиграл сражение у Аргинусских островов. Также известно, что в 404 году до н.э. философ пренебрег повелением Тридцати тиранов поймать Леонта с Саламина, который был включен ими в проскрипционные списки.

Личная жизнь

Сократ, будучи уже в пожилом возрасте, связал себя узами брака с Ксантиппой. Эта женщина родила философу троих детей. Не исключено, что это был второй брак Сократа. Философ был беден. Его необычная внешность и неприхотливость вошли в поговорку.

и смерть Сократа

Сократ в 399 году предстал перед судом по обвинению в "развращении молодежи" и "нечестии". Незначительным перевесом голосов он был признан виновным. Когда мыслитель не захотел признать вину и не попытался просить заменить казнь изгнанием, за смерть Сократа проголосовало уже большее количество присутствовавших на процессе.

Философ находился в тюрьме в течение месяца, затем приговор был исполнен. Мыслителю поднесли чашу с ядом (цикутой). Он выпил его, и в результате этого наступила смерть Сократа. Такие сочинения Платона, как "Федон", "Критон" и "Апология Сократа", в которых рассказывается об этом судебном процессе, о пребывании философа в тюрьме и его казни, увековечили мужество интересующего нас мыслителя, твердость его убеждений.

В 399 году до н. э. произошла смерть Сократа. Год ее точно известен, а вот число назвать нельзя. Можно лишь говорить о том, что философ умер в конце июня или начале июля. Согласно свидетельствам трех авторов античности (Аполлодора Афинского, Деметрия Фалерского и Платона), ко времени кончины мыслителю исполнилось 70 лет. Смерть Сократа (подавляющее большинство античных авторов сходится на этом) наступила не в результате естественных причин. Она произошла из-за того, что он выпил яд. Причина смерти Сократа, однако, до сих пор вызывает сомнения у некоторых историков. Много позднее Платон в своем диалоге "Федон" увековечил образ философа, который чужд смерти по своей природе, однако под лицом сложившихся обстоятельств должен умереть. Впрочем, сам Платон не присутствовал при кончине своего учителя. Он лично не видел смерть Сократа. Кратко Платон описал ее на основании свидетельств современников.

Текст обвинения

Текст обвинения против философа, который был представлен для судебного рассмотрения, сохранился до наших дней. За это следует выразить благодарность такому малоизвестному автору, как Диоген Лаэртский. Ему принадлежит сочинение под названием "О жизнях философов", относящееся к первой половине 3 века н. э. Эту важную информацию Диоген Лаэртский, в свою очередь, позаимствовал из работ Фаворина Арелатского. Этот человек был почитателем древности, философом и литератором. Он жил лишь веком раньше, однако, в отличие от Диогена, лично видел этот текст в афинском Метрооне.

Подавляющее большинство исследователей сходятся на том, что именно в результате принятия яда наступила героическая смерть Сократа. Однако мы не можем знать точно, как все было. Обстоятельства смерти Сократа - один из интереснейших моментов его биографии.

Учение Сократа

Сократ, как учитель, представляет собой весьма противоречивую фигуру. Обычно смертный приговор, вынесенный ему, объясняют вырождением демократии. Но нужно сказать, что в 403 году до н. э. в Афинах был восстановлен режим, который был вполне умеренным и человечным. Он опирался на принципы политической амнистии, неукоснительно соблюдавшиеся. В данном случае все говорит о том, что самым серьезным и конкретным было обвинение Сократа в "развращении молодежи". Однако можно лишь гадать, что подразумевается под этим. В диалоге Платона "Критон" говорится о защите философа от обвинения его в "подрыве законов". Вполне возможно, это указывает на то, что влияние Сократа на молодежь в то время считалось покушением на самые основы современного ему общества.

Изменение общественных устоев

Юноша, который вышел уже из школьного возраста, со времен Гомера получал "высшее образование" путем общения со старшими. Он слушал их устные наставления, а также подражал поведению наставников. Тем самым юноша приобретал качества, свойственные взрослому гражданину. Среди политической элиты, в свою очередь, из поколения в поколение передавались методы реализации государственной власти. Но во времена Сократа семейный круг перестал осуществлять все эти функции. Они были переданы другой инстанции, которая получила форму учреждения, основанного специально для данной цели уже после того, Академия Платона стала прототипом этой организации. Во главе данного процесса была как раз группа интеллектуалов, к которой принадлежал Сократ. Именно эти люди принесли концепцию "профессионального" образования из западной Греции и Ионии.

В чем сущность обвинения в "развращении молодежи"

Сократу пришлось особенно непросто, ведь он должен был действовать в Афинах. В 423 году до н. э. сразу два комедиографа - Аристофан ("Облака") и Амейпсий (не сохранившаяся комедия "Конн") - заклеймили философа, так как он руководил новомодной школой, в основе которой - уроки сыновнего непослушания и юношеского бунта. Такое представление об интересующем нас мыслителе к 399 году до н. э. выкристаллизовалось в знаменитое обвинение Сократа в "развращении молодежи". Если мы обратимся к диалогам учеников этого философа, мы увидим, что в них часто ставится вопрос: могут ли старшие и отцы передать добродетель молодежи, или же этому необходимо учиться специально?

Сократ как провозвестник абстрактной идеи

Еще более углубившись в рассмотрение культурного кризиса эпохи, мы приблизимся к пониманию того, почему диалектика Сократа обладала такой силой. На первый взгляд, непонятно, чем объяснить то, что на протяжении жизни двух поколений неизменно зачаровывала греков смерть которого была вполне логичной. И это притом, что в учении этого мыслителя виделось орудие разрушения.

Чтобы понять это, необходимо рассмотреть, какой способ общения был принят ко времени рождения Сократа и как он изменился позднее. Афины находились на стадии завершения перехода к письменному слову от устной речи. Это влияло, в свою очередь, на лексику, а также форсировало изменения, произошедшие в формах сознания. Эти перемены можно определить как переход от образа к абстракции, от поэзии к прозе, от интуиции к рациональному познанию. В то время абстрактная идея рассматривалась как новое, поразительное открытие. Именно Сократ был ее провозвестником.

В "Облаках" Аристофана философ осмеян как мыслитель абстрактный, возглавляющий "мыслильню", отыскивающий "мысли". Также он был представлен священнослужителем понятий, парящих на небесах, будто облака. "Мысли" в то время вызывали смех лишь потому, что являлись таковыми. Также следует отметить, что у Аристофана Сократ использует в разговорах новую речь, изъясняется на абстрактном жаргоне, в котором идеи обретают форму.

У учеников интересующего нас мыслителя поглощенность идеями, высмеиваемая Аристофаном, представляется как поиск определений для разного рода отвлеченных понятий, таких как "справедливое" и "благое", а также как процесс создания точного языка, с помощью которого можно было бы выражать не конкретный опыт, а понятийное познание.

Жизнь, учение, смерть Сократа - обо всем этом мы рассказали. Можно было бы долго говорить об этом выдающемся философе. Надеемся, что эта статья вызвала у вас интерес к нему.

В ожидании смерти Сократ после суда провел в тюрьме долгих 30 дней. Дело в том, что еще накануне суда на остров Делос отплыл корабль с феорией, священным посольством. Наступили дни делосского праздника Аполлона. Смертные казни в Афинах в такие праздники приостанавливались до возвращения феории обратно.

Делии справлялись раз в четыре года. Ионийские города посылали на Делос, родину Аполлона, торжественные делегации с хорами из лучших певцов. Афинское посольство направлялось туда на корабле «Делиас», том самом, на котором плыл сам легендарный Тесей, сын афинского царя Эгея. Предание гласило, что Тесей вместе с семью юношами и семью девушками в качестве дани на «Делиасе» отправился на Крит к царю Миносу. Юноши и девушки обычно приносились в жертву критскому чудовищу Минотавру. Но Тесей убил его и положил конец кровавой дани. Тогда-то афиняне и дали Аполлону обет справлять в память о подвиге Тесея Делии. Обет неукоснительно соблюдался ими. Это и отодвинуло казнь Сократа на целый месяц.

В тюрьме Сократ пребывал в обычном для него светлом и бодром настроении. Его навещали родные и друзья. И до самого заката солнца последнего тюремного дня Сократа продолжались беседы - о жизни и смерти, добродетелях и пороках, законах и полисе, богах и бессмертии души.

Отсрочка казни дала Сократу возможность еще раз продумать смысл того божественного призвания, которое определило его жизненный путь и занятия.

Себя Сократ считал служителем светлого бога Аполлона. На протяжении долгой жизни не раз ему снился один и тот же сон. Картина сновидений менялась, но слова во сне звучали те же самые: «Сократ, твори и трудись на поприще Муз». Прежде Сократ считал эти слова из сновидений божественным призывом и советом заниматься философией, поскольку в сфере Муз она, по мнению Сократа, была высочайшим из искусств. Но теперь, в ожидании казни, Сократ стал сомневаться, правильно ли он истолковал ранее смысл призыва в повторявшихся сновидениях, не приказывал ли ему этот божий призыв заняться обычным искусством, т. е. поэтическим творчеством. И вот, повинуясь новой версии толкования своих прежних сновидений, Сократ сочинил гимн в честь богов-близнецов Аполлона и Артемиды. Согласно Диогену Лаэртскому, начало этого гимна звучало так:

Поклон Аполлону и Артемиде священным,

Брату поклон и сестре!

Но поэзия трудно давалась старому философу. «...Почтив бога, я понял, - признавался Сократ, - что поэт - если только он хочет быть настоящим поэтом - должен творить мифы, а не рассуждения. Сам же я даром воображения не владею...» (Платон. Федон, 61 b). Поэтому, продолжая свое очищение поэтическим искусством, Сократ переложил стихами несколько басен Эзопа, Диоген Лаэртский приводит первые две строчки одного из этих стихов:

О добродетели вы не судите мудростью массы,-

Так говорил коринфянам однажды Эзоп.

В тюрьме Сократа часто навещал его старый друг Критон, который «ублаготворил», как он выразился, тюремного сторожа и добился его расположения. Накануне возвращения священного посольства с Делоса Критон стал настойчиво склонять Сократа к побегу из тюрьмы. Детали побега были уже продуманы его организаторами, друзьями Сократа. «Да и не так много требуют денег те, кто берется спасти тебя и вывести отсюда»,- уговаривал Сократа его друг. Кроме самого Критона, дать деньги для побега пожелали фессалийцы Симмий и Кебет, да и другие сторонники Сократа. Конечно, признался Критон, организаторам побега приходится считаться с известным риском. На них, видимо, донесут, но друзья Сократа твердо решили спасти его. Скорее всего, заметил Критон, на доносчиков, этот «дешевый народ», и вовсе не понадобится много денег.

Желая уговорить Сократа, Критон сослался на несправедливость приговора, напомнил об ответственности перед семьей и малолетними детьми, остающимися в нужде и без поддержки. Побег же будет успешным, и Сократ найдет приют у преданных друзей в Фессалии.

Привел Критон и такой довод. Отказ Сократа от побега бросит, мол, тень и на его друзей. Большинство станет говорить, что друзья отшатнулись от Сократа в трудный час, пожалели денег и усилий для его спасения.

С предложением и доводами Критона Сократ не согласился. Бегство из тюрьмы было для него совершенно неприемлемо. Это было бы, по его мнению, бесчестным и преступным поступком, несправедливостью и злом. Хотя большинство и в состоянии убить нас, заметил Сократ; однако в вопросе о добродетельном, справедливом и прекрасном следует руководствоваться не мнением большинства, а мнением людей разумных и самой истиной. «...Согласно или не согласно с этим большинство, пострадаем ли мы от этого больше или меньше, чем теперь, все равно,- считал Сократ,- несправедливый поступок есть зло и позор для совершающего его, и притом во всех случаях» {Платон. Критон, 49 b).

Цель, даже высокая и справедливая, не оправдывает, по мнению Сократа, низких и преступных средств. И он считал недопустимым отвечать несправедливостью и злом на чужую несправедливость и зло. Сократ не раз высказывал ту мысль, что лучше претерпеть чужую несправедливость, чем самому творить ее. Воздавать злом за зло - несправедливо, полагал Сократ, расходясь в оценке этого ключевого этического момента с мнением большинства своих современников. В данном отношении его позиция довольно близка к последующей этике непротивления злу насилием.

Критику мотивов бегства из тюрьмы Сократ в дальнейшем ведет от имени Законов, как если бы последние собственной персоной явились в тюремную камеру, чтобы своим авторитетом и личным вмешательством предотвратить замышляемое преступление. «Тогда посмотри вот как,- говорит Сократ Критону,- если бы, чуть только собрались мы отсюда удрать - или как бы мы это там ни назвали,- вдруг пришли Законы и само Государство и, заступив нам дорогу, спросили: ,Скажи-ка, Сократ, что это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который собираешься совершить, погубить, насколько это от тебя зависит, нас, Законы, и все Государство? Или, по-твоему, еще может стоять целым и невредимым то государство, в котором судебные приговоры не имеют никакой силы, но по воле частных лиц становятся недействительными и отменяются?”» (Там же, 50 b).

Законы ставят Сократа перед альтернативой: если он погибнет в соответствии с приговором, он кончит свою жизнь, обиженный людьми, а не Законами; если же он убежит из тюрьмы, позорно воздав обидой за обиду и злом за зло, то нарушит свои обязанности гражданина перед Государством и Законами и причинит им ущерб. Такое преступление навлечет па него гнев не только земных, но и божественных законов: ведь Законы Аида, куда переселяется каждый после смерти,- родные братья здешних, земных Законов.

Эту речь Законов, признается Сократ, он слышит так же явственно и отчетливо, как корибантам - жрецам Великой Матери богов - во время их экстатических оргий слышатся звуки небесных флейт.

Аргументы, вкладываемые Сократом в уста Законов, это, по существу, лишь наглядная и драматическая форма выражения тех же самых положений, которыми он последовательно руководствовался на протяжении всей своей жизни до суда и на самом процессе. Поэтому бегство из тюрьмы для него было бы такой же изменой себе и своему делу, как и примиренческая по отношению к обвинителям и судьям позиция на суде. Согласие на смерть - необходимое и неизбежное условие борьбы за справедливость, если, конечно, эта борьба серьезна и принципиальна. Именно такой была жизненная и философская борьба Сократа. И когда настал час оплаты последних жизненных счетов, он был давно и твердо готов к смерти.

Существенным мотивом против побега из тюрьмы был полисный патриотизм Сократа, его глубокая и искренняя привязанность к родному городу. У 70-летнего философа было достаточно времени уяснить свои взаимоотношения с Афинами. Вся долгая предшествующая жизнь его, если не считать участия в трех военных походах и одну отлучку из города во время праздника Посейдона на Истме, прошла в Афинах. Не все в афинской политике нравилось Сократу. Мы уже были свидетелями ряда его драматических столкновений с афинскими правителями и демосом. Но все его критические выпады против афинских порядков и ссылки на Спарту и Крит как примеры благоустроенных государств неизменно оставались в границах и горизонте его полисного патриотизма. Преданность родному полису и его законам была для Сократа высшей этической нормой взаимоотношений гражданина и полиса в целом.

Обвинители Сократа вовсю, конечно, использовали стойкую молву о его проспартанских настроениях, выдавая их за проявление враждебности к афинскому полису, его устоям и нравам. Это было злостной и нечистоплотной игрой на патриотических чувствах афинского демоса. Если какие-то черты спартанского пли критского государственного строя и нравились Сократу, из этого вовсе не следовало, будто он предпочитает эти полисы своему родному, Его реформаторская критичность была нацелена на разумное и справедливое, как он понимал, ведение государственных дел, а не на причинение ущерба Афинам. Жизнь и особенно смерть Сократа не оставляют сомнений па этот счет.

Последний день Сократа прошел, судя по платоновскому «Федону», в просветленных беседах о бессмертии души. Причем Сократ так оживленно обсуждал эту проблему с Федоном, Симмием, Кебетом, Критоном и Апол-лодором, что тюремный прислужник несколько раз просил собеседников успокоиться: оживленный разговор, дескать, горячит, а всего, что горячит, Сократу следует избегать, иначе положенная порция яда не подействует и ему придется пить отраву дважды и даже трижды. Подобные напоминания лишь актуализировали тему беседы.

Сократ признался своим друзьям в том, что он полон радостной надежды,- ведь умерших, как гласят старинные предания, ждет некое будущее. Сократ твердо надеялся, что за свою справедливую жизнь он после смерти попадет в общество мудрых богов и знаменитых людей. Смерть и то, что за ней последует, представляют собой награду за муки жизни. Как надлежащая подготовка к смерти жизнь - трудное и мучительное дело. «Те, кто подлинно предан философии,- говорил Сократ,- заняты, по сути вещей, только одним - умиранием и смертью. Люди, как правило, этого не замечают, но если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь стремиться к одной цели, а потом, когда она оказывается рядом, негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся!» (Платон. Федон, 64).

Подобные суждения Сократа опираются на величественное и очень глубокое, по его оценке, сокровенное учение пифагорейцев, гласившее, что «мы, люди, находимся как бы под стражей и не следует ни избавляться от нее своими силами, ни бежать» (Там же, 62 b). Смысл пифагорейского учения о таинстве жизни и смерти состоит, в частности, в том, что тело - темница души и что освобождение души от оков тела наступает лишь со смертью. Поэтому смерть - освобождение, однако самому произвольно лишать себя жизни нечестиво, поскольку люди - часть божественного достояния, и боги сами укажут человеку, когда и как угодна им его смерть. Закрывая таким образом лазейку для самоубийства как произвольного пути к освобождению, пифагорейское учение придает жизни напряженный и драматический смысл ожидания смерти и подготовки к ней.

Рассуждая в духе пифагорейского учения, Сократ считал, что он заслужил свою смерть, поскольку боги, без воли которых ничего не происходит, допустили его осуждение. Все это бросает дополнительный свет на непримиримую позицию Сократа, па его постоянную готовность ценой жизни отстоять справедливость, как он ее понимал. Подлинный философ должен провести земную жизнь не как попало, а в напряженной заботе о дарованной ему бессмертной душе.

Сократовская версия жизни в ожидании смерти была не безразличием к жизни, но, скорее, сознательной установкой на ее достойное проведение и завершение. Ясно поэтому, как трудно приходилось его противникам, которые, столкнувшись с ним, видели, что обычные аргументы силы и приемы устрашения не действуют на их оппонента. Его готовность к смерти, придававшая невиданную прочность и стойкость его позиции, не могла не сбить с толку всех тех, с кем он сталкивался в опасных стычках по поводу полисных и божественных дел. И смертный приговор, так логично завершивший жизненный путь Сократа, был в значительной мере желанным и спровоцированным им самим исходом. Смерть Сократа придала его словам и делам, всему, что с ним связано, ту монолитную и гармоничную цельность, которая уже не подвержена коррозии времени. Сократ, кончивший свою жизнь по-другому, был бы другим Сократом - не тем, кто вошел в историю и заметен в ней отовсюду.

Смертный приговор Сократу как преступнику осудил в глазах афинян и представленную им истину как преступницу. Смысл сократовской масштабности - жизни, учения и смерти Сократа - как раз и состоит в том, что происшедшее с ним в новом свете обнажило внутреннее напряжение и тайную связь между истиной и преступлением, позволило увидеть осуждение философской истины не как простую судебную ошибку или недоразумение, по как принцип в ситуации столкновения индивида и полиса. Сократовский случай преступления позволяет проследить трудные перипетии истины, которая входит в мир как преступница, чтобы затем стать законодательницей. То, что в исторической ретроспективе очевидно для нас, было - в перспективе - видно и понятно и самому Сократу: мудрость, несправедливо осужденная в его лице на смерть, еще станет судьей над несправедливостью. И, услышав от кого-то фразу: «Афиняне осудили тебя, Сократ, к смерти»,- он спокойно ответил: «А их к смерти осудила природа».

Последний день Сократа клонился к закату. Настало время последних дел. Оставив друзей, Сократ удалился на омовение перед смертью. Согласно орфическим и пифагорейским представлениям, подобное омовение имело ритуальный смысл и символизировало очищение тела от грехов земной жизни.

После омовения Сократ попрощался с родными, дал им наставления и велел возвращаться домой.

К этому времени тюремщик напомнил, что пора выпить яд.

Ранее в Афинах приговоренного к смерти сбрасывали со скалы. Но с прогрессом нравов и, видимо, с увеличением числа смертных приговоров цивилизовалась и процедура их исполнения. Во времена Сократа приговоренный к смерти в назначенное время выпивал чашу растертой ядовитой цикуты (болиголова).

Когда принесли цикуту, Сократ, мысленно совершив возлияние богам за удачное переселение души в иной мир, спокойно и легко выпил чашу до дна. Друзья его заплакали, но Сократ попросил их успокоиться, напомнив, что умирать должно в благоговейном молчании.

Он еще немного походил, а когда отяжелели ноги, лег на тюремный топчан и закутался. Затем, раскрывшись, сказал: «Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте» (Там же, 118). Это были последние слова Сократа. Жертвоприношение петуха сыну Аполлона Асклепию, богу врачевания, обычно полагалось за выздоровление. Сократ же имел в виду выздоровление своей души и ее освобождение от бренного тела.

«Энциклопедия Смерти. Хроники Харона»

Часть 2: Словарь избранных Смертей

Умение хорошо жить и хорошо умереть - это одна и та же наука.

Эпикур

СОКРАТ

(470/469-399 до н.э.) - древнегреческий философ

Сократ был приговорен к смертной казни по официальному обвинению за "введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе", то есть за то, что мы сейчас называем инакомыслием. В процессе над философом приняло участие около 600 судей. За смертную казнь проголосовали 300 человек, против 250. Сократ должен был выпить "государственный яд" - цикуту (Conium maculatum, болиголов пятнистый). Ядовитым началом в нем является алкалоид конин. Этот яд вызывает паралич окончаний двигательных нервов, очевидно, мало затрагивающий полушария головного мозга. Смерть наступает из-за судорог, приводящих к удушью. Некоторые специалисты, правда, считают, что цикутой называли не болиголов, а вех ядовитый (Cicuta Virosa), в котором содержится ядовитый алкалоид цикутотоксин. Впрочем, сути дела это не меняет.

По некоторым причинам казнь Сократа была отложена на 30 дней. Друзья уговаривали философа бежать, но он отказался.

Как повествует ученик и друг Сократа Платон, последний день философа прошел в просветленных беседах о бессмертии души. Причем Сократ так оживленно обсуждал эту проблему с Федоном, Симмием, Кебетом, Критоном и Аполлодором, что тюремный прислужник несколько раз просил собеседников успокоиться: оживленный разговор, дескать, горячит, а всего, что горячит, Сократу следует избегать, иначе положенная порция яда не подействует и ему придется пить отраву дважды и даже трижды.

Собственно говоря, весь месяц со дня вынесения приговора до дня казни был для Сократа сплошным монологом в диалогах о сущности смерти. Зачин был дан на суде, когда после вынесения приговора Сократ сказал: "...Похоже, в самом деле, что все произошло к моему благу, и быть этого не может, чтобы мы правильно понимали дело, полагая, что смерть есть зло...

Умереть, говоря по правде, значит одно из двух: или перестать быть чем бы то ни было, так что умерший не испытывает никакого ощущения от чего бы то ни было, или же это есть для души какой-то переход, переселение ее отсюда в другое место... И если бы это было отсутствием всякого ощущения, все равно что сон, когда спят так, что даже ничего не видят во сне, то смерть была бы удивительным приобретением. Мне думается, в самом деле, что если бы кто-нибудь должен был взять ту ночь, в которую он спал так, что даже не видел сна, сравнить эту ночь с остальными ночами и днями своей жизни и, подумавши, сказать, сколько дней и ночей прожил он в своей жизни лучше и приятнее, чем ту ночь, то, я думаю, не только всякий простой человек, но и сам Великий царь нашел бы, что сосчитать такие дни и ночи сравнительно с остальными ничего не стоит. Так если смерть такова, я со своей стороны назову ее приобретением, потому что таким-то образом выходит, что вся жизнь ничем не лучше одной ночи".

Накануне казни-самоубийства Сократ признался своим друзьям в том, что он полон радостной надежды,- ведь умерших, как гласят старинные предания, ждет некое будущее. Сократ твердо надеялся, что за свою справедливую жизнь он после смерти попадет в общество мудрых богов и знаменитых людей. Смерть и то, что за ней последует, представляют собой награду за муки жизни. Как надлежащая подготовка к смерти, жизнь - трудное и мучительное дело.

"Те, кто подлинно предан философии,- говорил Сократ,- заняты, по сути вещей, только одним - умиранием и смертью. Люди, как правило, это не замечают, но если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь стремиться к одной цели, а потом, когда она оказывается рядом, негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся".

Комментируя идеи великого грека, исследователь античной философии В. Нерсесянц пишет: "Подобные суждения Сократа опираются на величественное и очень глубокое, по его оценке, сокровенное учение пифагорейцев, гласившее, что "мы, люди, находимся как бы под стражей и не следует ни избавляться от нее своими силами, ни бежать". Смысл пифагорейского учения о таинстве жизни и смерти состоит, в частности, в том, что тело - темница души (эта идея принадлежит Филолаю) и что освобождение души от оков тела наступает лишь со смертью.

Поэтому смерть - освобождение, однако самому произвольно лишать себя жизни нечестиво, поскольку люди - часть божественного достояния, и боги сами укажут человеку, когда и как угодна им его смерть. Закрывая таким образом лазейку для самоубийства как произвольного пути к освобождению, пифагорейское учение придает жизни напряженный и драматический смысл ожидания смерти и подготовки к ней.

Рассуждая в духе пифагорейского учения, Сократ считал, что он заслужил свою смерть, поскольку боги, без воли которых ничего не происходит, допустили его осуждение. Все это бросает дополнительный свет на непримиримую позицию Сократа, на его постоянную готовность ценой жизни отстоять справедливость, как он ее понимал. Подлинный философ должен провести земную жизнь не как попало, а в напряженной заботе о дарованной ему бессмертной душе.

Сократовская версия жизни в ожидании смерти была не безразличием к жизни, но, скорее, сознательной установкой на ее достойное проведение и завершение. Ясно поэтому, как трудно приходилось его противникам, которые, столкнувшись с ним, видели, что обычные аргументы силы и приемы устрашения не действуют на их оппонента. Его готовность к смерти, придававшая невиданную прочность и стойкость его позиции, не могла не сбить с толку всех тех, с кем он сталкивался в опасных стычках по поводу полисных (городских, в смысле: государственных) и божественных дел. И смертный приговор, так логично завершивший жизненный путь Сократа, был в значительной мере желанным и спровоцированным им самим исходом. Смерть Сократа придала его словам и делам, всему, что с ним связано, ту монолитную гармоничную целостность, которая уже не подвержена коррозии времени...

Сократовский случай преступления позволяет проследить трудные перипетии истины, которая входит в мир как преступница, чтобы затем стать законодательницей. То, что в исторической ретроспективе очевидно для нас, было - в перспективе - видео и понятно самому Сократу: мудрость, несправедливо осужденная в его лице на смерть, еще станет судьей над несправедливостью. И, услышав от кого-то фразу: "Афиняне осудили тебя, Сократ, к смерти", - он спокойно ответил: "А их к смерти осудила природа".

Свой последний день философ провел так же спокойно, как и предшествующие. На закате, оставив друзей, Сократ удалился на предсмертное омовение. Согласно орфико-пифагорейским представлениям, омовений это имело ритуальный смысл и символизировало очищение тела от грехов земной жизни. Совершив омовение, Сократ вернулся к друзьям и родным. Наступил момент прощания. Родные получили от философа последние наставления, после чего он попросил их вернуться домой. Друзья остались с Сократом до конца. Когда принесли цикуту в кубке, философ спросил у тюремного служителя: - Ну, милый друг, что мне следует делать? Служитель сказал, что содержимое кубка надо испить, затем ходить, пока не возникнет чувства тяжести в бедрах. После этого нужно лечь. Мысленно совершив воздаяние богам за удачное переселение души в иной мир, Сократ спокойно и легко выпил чашу до дна. Друзья его заплакали, но Сократ попросил их успокоиться, напомнив, что умирать должно в благоговейном молчании.

Он походил немного, как велел служитель, а когда отяжелели ноги, лег на тюремный топчан на спину и закутался. Тюремщик время от времени подходил к философу и трогал его ноги. Он сильно сжал стопу Сократа и спросил, чувствует ли тот боль? Сократ ответил отрицательно. Надавливая на ногу все выше и выше, служитель добрался до бедер. Он показал друзьям Сократа, что тело его холодеет и цепенеет, и сказал, что смерть наступит, когда яд дойдет до сердца. Внезапно Сократ откинул одеяние и сказал, обращаясь к одному из друзей: "Критон, мы должны Акслепию петуха. Так отдайте же, не забудьте". Это были последние слова философа. Критон спросил, не хочет ли он сказать еще что- нибудь, но Сократ промолчал, а вскоре тело его вздрогнуло в последний раз.

Любопытный комментарий к последним словам греческого мыслителя принадлежит Ницше: "Я восхищаюсь храбростью и мудростью Сократа во всем, что он делал, говорил - и не говорил. Этот насмешливый и влюбленный афинский урод и крысолов, заставлявший трепетать и заливаться слезами заносчивых юношей, был не только мудрейшим болтуном из когда-либо живших: он был столь же велик в молчании. Я хотел бы, чтобы он и в последнее мгновение жизни был молчаливый,- возможно, он принадлежал бы тогда к еще более высокому порядку умов. Было ли то смертью или ядом, благочестием или злобой - что-то такое развязало ему в это мгновение язык, и он сказал: "О, Критон, я должен Асклепию петуха".

Это смешное и страшное последнее слово значит для имеющего уши: "О, Критон, жизнь-это болезнь!" Возможно ли! Такой человек, как он, проживший неким солдатом весело и на глазах у всех,- был пессимист! Он только сделал жизни хорошую мину и всю жизнь скрывал свое последнее суждение, свое сокровеннейшее чувство! Сократ, Сократ страдал от жизни! И он отомстил еще ей за это - тем таинственным, ужасным, благочестивым и кощунственным словом!"

Как известно, один из самых великих философов Древней Греции Сократ (ок.470-399) в конце жизни был приговорен к смертной казни. Его ученик Платон оставил описание последних минут жизни Сократа в форме диалогов, один из которых озаглавлен именем Критона - богатого человека, друга и ровесника Сократа.

“Какнам похоронить тебя?” - спросил Критон. “Как угодно, - отвечал Сократ, - если, конечно, сумеете меня схватить и я не убегу от вас”. Он тихозасмеялся и продолжал: “Никак мне, друзья, не убедить Критона, что я - это только тот Сократ, который сейчас беседует с вами и пока еще распоряжается своим словом. Он воображает, будто я - это тот, кого он вскорости увидит мертвым, и вот спрашивает, как меня хоронить! А весь этотдлинный разговор о том, что, выпив яду, я уже с вами не останусь, но отойду в счастливые края блаженных, кажется ему пустыми словами, которыми я хотел утешить вас, а заодно и себя... Запомни хорошенько, мой дорогой Критон: когда ты говоришь неправильно, это не только само по себе скверно, но и душе причиняет зло. Так не теряй мужества и говори, что хоронишь мое тело, а хорони, как тебе заблагорассудится и как, по твоему мнению, требует обычай.”

Давайте остановимся на мгновение, прежде чем продолжить чтение знаменитого диалога Платона. Какую ясность ума, силу духа и спокойную уверенность демонстрирует этот рассказ. Многие ли из нас способны так светло встретить смерть? Или мы утешим себя оговоркой, что жил Сократ слишком давно, был дремуч и невежественен, потому что у него не было ни телевизора, ни микроволновой печи, ни самолета? Наука не достигла нынешних высот и он, бедный, не подозревал о не научности своих суждений?

А скажите, сегодняшний ученый, не только подозревающий, но и “делающий эту науку”, всегда ли уходит из жизни достойно человека ? Те, кто бывал в больницах, где лежат тяжелобольные люди, знает, какие низкие страсти кипят там, как легко человек теряет человеческий облик. И это не зависит ни от профессии, ни от образования.

Нет, Сократ полон покоя и даже легкой иронии именно от того, что отчетливее и внятнее почти любого ученого понимает, знает, что с ним происходит: “не умрем, но изменимся”. Именно это убеждение и делает его уход настоящим потрясением не только свидетелей, но и нас, живущих многие сотни лет спустя.

Сократ сам просит, чтобы принесли чашу со стертым ядом, которую ему предстоит выпить (так исполнялся в те времена в Афинах смертный приговор суда).

Критон удивлен:

Но ведь солнце, по-моему, еще над горами, Сократ, еще не закатилось. А я знаю, что другие принимали отраву много спустя после того, как им прикажут, ужинали, пили вволю, а иные наслаждались любовью, с кем кто хотел. Так что не торопись, время еще терпит.

А Сократ -ему:

Вполне понятно, Критон, что они так поступают - те, о ком ты говоришь. Ведь они думают, будто этим что-то выгадают. И не менее понятно, что я так не поступлю. Я ведь не надеюсь выгадать ничего, если выпью яд чуть позже, и только сделаюсь смешон самому себе, цепляясь за жизнь идрожа над последними ее остатками...

Вошел человек, который держал в руке чашу со смертным ядом. И Сократ взял ее с полным спокойствием, не задрожал, не побледнел, не изменился в лице, но по всегдашней привычке взглянул на того чуть исподлобья и спросил:

Как, по-твоему, этим напитком можно сделать возлияние кому-нибудь из богов или нет?

Мы стираем ровно столько, Сократ, сколько надо выпить.

Понимаю, - сказал Сократ,- Но молиться богам и можно, и нужно - о том, чтобы переселение из этого мира в иной было удачным. Об этом я молю, и да будет так.

Договоривэтислова, он поднес чашу к губам и выпил до дна - спокойно и легко.

“До сих пор большинство из нас еще как-то удерживалось от слез, - пишет Платон, - но, увидев, как он пьет и как выпил яд, мы уже не могли сдержать себя. У меня самого, как я не крепился, слезы лились ручьем...”

А Сократ промолвил:

Ну что вы, что вы, чудаки! Я для тогоглавным образом и отослал отсюда женщин, чтобы они не устроили подобного бесчинства, - ведь меня учили, что умирать должно в благоговейном молчании. Тише, держите себя!

И мы застыдились и перестали плакать.

Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лег на спину, так велел тот человек. Когда Сократ лег, он ощупал ему ступни и голени и спустя немного - еще раз. Потом сильно стиснул ему ступню и спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал, что нет. После этого он снова ощупал ему голении, понемногу ведя рукой вверх, показал нам, как тело стынет и коченеет. Наконец, прикоснулся в последний раз и сказал, что, когда холод подступит к сердцу, он отойдет.

Холод добрался уже до живота, и тут Сократ раскрылся - он лежал, закутавшись, - и сказал (это были его последние слова):

Критон, мы должны петуха. Так отдайте же, не забудьте...

“Немного спустя он вздрогнул, и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза”.

Какая удивительная, нечеловеческая, сказали бы мы, сила! И когда - в момент смерти. Когда уже все равно. Для него наступил один из самых важных моментов в жизни - торжество ухода, вернее - перехода. Отсюда его просьба не плакать, не устраивать “бесчинства”. Великое торжество должно происходить в “благоговейном молчании”.

Он умирает не сразу. Но окружающие его друзья видят не страшную картину распада, а величие таинства.

И последние слова - “мы должны петуха” - довершают событие самой пронзительной нотой: в последнее мгновение Сократ еще раз подчеркивает для тех, кто остался - перед ними не смерть, а выздоровление, освобождение душиот земного плена. Он выздоровел, ибо вернулся в подлинную жизнь.Ведь петуха приносили в жертву богу врачевания Асклепию только те, кто преодолел болезнь, кто стал здоровым человеком.

* «Тогда Критон кивнул рабу, стоявшему неподалеку. Раб удалился, и его не было довольно долго; потом он вернулся, а вместе с ним вошел человек, который держал в руке чашу со стёртым ядом, чтобы поднести Сократу. Увидев этого человека, Сократ сказал: «Вот и прекрасно, любезный. Ты со всем этим знаком - что же мне надо делать?» «Да ничего», - отвечал тот, - «просто выпей и ходи до тех пор, пока не появится тяжесть в ногах, а тогда ляг. Оно подействует само». С этими словами он протянул Сократу чашу. И Сократ взял её с полным спокойствием, Эхекрат, - не дрожал, не побледнел, не изменился в лице; но, по всегдашней своей привычке, взглянул на того чуть исподлобья и спросил: «Как, по-твоему, этим напитком можно сделать возлияние кому-нибудь из богов или нет?» «Мы стираем ровно столько, Сократ, сколько надо выпить». «Понимаю», - сказал Сократ. - «Но молиться богам и можно и нужно - о том, чтобы переселение из этого мира в иной было удачным. Об этом я и молю, и да будет так». Договорив эти слова, он поднёс чашу к губам и выпил до дна - спокойно и легко» (Платон. «Федон»).

Пейрон. Смерть Сократа (Омаха, Небраска, Джослиновский художественный музей)

Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.

Эпикур

Антонио Канова. Смерть Сократа (конец XVIII в., Поссаньо, Гипсотека Кановиана)

Сократ был приговорен к смертной казни по официальному обвинению за "введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе", то есть за то, что мы сейчас называем инакомыслием. В процессе над философом приняло участие около 600 судей. За смертную казнь проголосовали 300 человек, против 250. Сократ должен был выпить "государственный яд" - цикуту (Conium maculatum, болиголов пятнистый). Ядовитым началом в нем является алкалоид конин. Этот яд вызывает паралич окончаний двигательных нервов, очевидно, мало затрагивающий полушария головного мозга. Смерть наступает из-за судорог, приводящих к удушью. Некоторые специалисты, правда, считают, что цикутой называли не болиголов, а вех ядовитый (Cicuta Virosa), в котором содержится ядовитый алкалоид цикутотоксин. Впрочем, сути дела это не меняет.

Антонио Канова. Сократ, защищающийся в суде (конец XVIII в., Поссаньо, Гипсотека Кановиана)

По некоторым причинам казнь Сократа была отложена на 30 дней. Друзья уговаривали философа бежать, но он отказался.

Канова . Сократ, отсылающий жену и детей (конец XVIII в., Поссаньо, Гипсотека Кановиана)

Как повествует ученик и друг Сократа Платон, последний день философа прошел в просветленных беседах о бессмертии души. Причем Сократ так оживленно обсуждал эту проблему с Федоном, Симмием, Кебетом, Критоном и Аполлодором, что тюремный прислужник несколько раз просил собеседников успокоиться: оживленный разговор, дескать, горячит, а всего, что горячит, Сократу следует избегать, иначе положенная порция яда не подействует и ему придется пить отраву дважды и даже трижды.

Собственно говоря, весь месяц со дня вынесения приговора до дня казни был для Сократа сплошным монологом в диалогах о сущности смерти. Зачин был дан на суде, когда после вынесения приговора Сократ сказал: "...Похоже, в самом деле, что все произошло к моему благу, и быть этого не может, чтобы мы правильно понимали дело, полагая, что смерть есть зло...

Умереть, говоря по правде, значит одно из двух: или перестать быть чем бы то ни было, так что умерший не испытывает никакого ощущения от чего бы то ни было, или же это есть для души какой-то переход, переселение ее отсюда в другое место... И если бы это было отсутствием всякого ощущения, все равно что сон, когда спят так, что даже ничего не видят во сне, то смерть была бы удивительным приобретением. Мне думается, в самом деле, что если бы кто-нибудь должен был взять ту ночь, в которую он спал так, что даже не видел сна, сравнить эту ночь с остальными ночами и днями своей жизни и, подумавши, сказать, сколько дней и ночей прожил он в своей жизни лучше и приятнее, чем ту ночь, то, я думаю, не только всякий простой человек, но и сам Великий царь нашел бы, что сосчитать такие дни и ночи сравнительно с остальными ничего не стоит. Так если смерть такова, я со своей стороны назову ее приобретением, потому что таким-то образом выходит, что вся жизнь ничем не лучше одной ночи".

Накануне казни-самоубийства Сократ признался своим друзьям в том, что он полон радостной надежды,- ведь умерших, как гласят старинные предания, ждет некое будущее. Сократ твердо надеялся, что за свою справедливую жизнь он после смерти попадет в общество мудрых богов и знаменитых людей. Смерть и то, что за ней последует, представляют собой награду за муки жизни. Как надлежащая подготовка к смерти, жизнь - трудное и мучительное дело.

"Те, кто подлинно предан философии,- говорил Сократ,- заняты, по сути вещей, только одним - умиранием и смертью. Люди, как правило, это не замечают, но если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь стремиться к одной цели, а потом, когда она оказывается рядом, негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся".

Сократовская версия жизни в ожидании смерти была не безразличием к жизни, но, скорее, сознательной установкой на ее достойное проведение и завершение. Ясно поэтому, как трудно приходилось его противникам, которые, столкнувшись с ним, видели, что обычные аргументы силы и приемы устрашения не действуют на их оппонента. Его готовность к смерти, придававшая невиданную прочность и стойкость его позиции, не могла не сбить с толку всех тех, с кем он сталкивался в опасных стычках по поводу полисных (городских, в смысле: государственных) и божественных дел. И смертный приговор, так логично завершивший жизненный путь Сократа, был в значительной мере желанным и спровоцированным им самим исходом. Смерть Сократа придала его словам и делам, всему, что с ним связано, ту монолитную гармоничную целостность, которая уже не подвержена коррозии времени...

Сократовский случай преступления позволяет проследить трудные перипетии истины, которая входит в мир как преступница, чтобы затем стать законодательницей. То, что в исторической ретроспективе очевидно для нас, было - в перспективе - видео и понятно самому Сократу: мудрость, несправедливо осужденная в его лице на смерть, еще станет судьей над несправедливостью. И, услышав от кого-то фразу: "Афиняне осудили тебя, Сократ, к смерти", - он спокойно ответил: "А их к смерти осудила природа".

Свой последний день философ провел так же спокойно, как и предшествующие. На закате, оставив друзей, Сократ удалился на предсмертное омовение. Согласно орфико-пифагорейским представлениям, омовений это имело ритуальный смысл и символизировало очищение тела от грехов земной жизни. Совершив омовение, Сократ вернулся к друзьям и родным. Наступил момент прощания. Родные получили от философа последние наставления, после чего он попросил их вернуться домой. Друзья остались с Сократом до конца. Когда принесли цикуту в кубке, философ спросил у тюремного служителя: - Ну, милый друг, что мне следует делать? Служитель сказал, что содержимое кубка надо испить, затем ходить, пока не возникнет чувства тяжести в бедрах. После этого нужно лечь. Мысленно совершив воздаяние богам за удачное переселение души в иной мир, Сократ спокойно и легко выпил чашу до дна. Друзья его заплакали, но Сократ попросил их успокоиться, напомнив, что умирать должно в благоговейном молчании.

Он походил немного, как велел служитель, а когда отяжелели ноги, лег на тюремный топчан на спину и закутался. Тюремщик время от времени подходил к философу и трогал его ноги. Он сильно сжал стопу Сократа и спросил, чувствует ли тот боль? Сократ ответил отрицательно. Надавливая на ногу все выше и выше, служитель добрался до бедер. Он показал друзьям Сократа, что тело его холодеет и цепенеет, и сказал, что смерть наступит, когда яд дойдет до сердца. Внезапно Сократ откинул одеяние и сказал, обращаясь к одному из друзей: "Критон, мы должны Акслепию петуха. Так отдайте же, не забудьте". Это были последние слова философа. Критон спросил, не хочет ли он сказать еще что- нибудь, но Сократ промолчал, а вскоре тело его вздрогнуло в последний раз.

Критон, закрывающий глаза Сократа (фрагмент)

Любопытный комментарий к последним словам греческого мыслителя принадлежит Ницше: "Я восхищаюсь храбростью и мудростью Сократа во всем, что он делал, говорил - и не говорил. Этот насмешливый и влюбленный афинский урод и крысолов, заставлявший трепетать и заливаться слезами заносчивых юношей, был не только мудрейшим болтуном из когда-либо живших: он был столь же велик в молчании. Я хотел бы, чтобы он и в последнее мгновение жизни был молчаливый,- возможно, он принадлежал бы тогда к еще более высокому порядку умов. Было ли то смертью или ядом, благочестием или злобой - что-то такое развязало ему в это мгновение язык, и он сказал: "О, Критон, я должен Асклепию петуха".

Это смешное и страшное последнее слово значит для имеющего уши: "О, Критон, жизнь-это болезнь!" Возможно ли! Такой человек, как он, проживший неким солдатом весело и на глазах у всех,- был пессимист! Он только сделал жизни хорошую мину и всю жизнь скрывал свое последнее суждение, свое сокровеннейшее чувство! Сократ, Сократ страдал от жизни! И он отомстил еще ей за это - тем таинственным, ужасным, благочестивым и кощунственным словом!"

Сен-Кантен. Смерть Сократа (1762, Париж, Школа изящных искусств)

Пейрон. Смерть Сократа (1787, Копенгаген, Государственный художественный музей)

Сократ (Socrates) (470 - 399 до н.э.)
Афинский философ, сын камнереза (ваятеля) Софрониска и повивальной бабки Фенареты. Отличался большой кротостью в обыденной жизни и необычайным мужеством в борьбе за истину своих убеждений. В молодые годы служил в армии. На Олимпийских играх принимал участие в кулачных боях. Сам ничего не писал, учил обыкновенно на улицах и площадях. Считал, что философия не должна быть оторвана от человеческой жизни. Прямота суждений и обличение своих современников создали ему много врагов, обвинивших его в развращении юношества и в отрицании государственной религии. В конце жизни был привлечен к суду за "введение новых божеств и развращение юношества". Главным обвинителем Сократа был богатый и влиятельный демократ Анит. Речь перед судом сохранил Платон. Приговоренный к смерти, Сократ мужественно выпил чашу с ядом, отказавшись от бегства, предлагавшегося ему друзьями. Судить о нем можно по диалогам Платона и Ксенофонта. Выражение "платоническая любовь" относится к эпизоду из "Пира" Платона, когда Алкивиад рассказывает о своих невинных отношениях с Сократом.

Афоризмы, цитаты

Люди дурные живут для того, чтобы есть и пить, люди добродетельные едят и пьют для того, чтобы жить.

Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.

Я знаю только то, что я ничего не знаю.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество.

Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.

Женишься или не женишься - все равно раскаешься.

Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает.

Голод - лучшая приправа к пище.

Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена - станешь исключением, если плохая - философом.

Одно из двух: смерть есть полное уничтожение и исчезновение сознания или же, согласно преданию, смерть только перемена и переселение души из одного места в другое. Если смерть есть полное уничтожение сознания и подобна глубокому сну без сновидений, то смерть - несомненное благо, потому что пускай каждый вспомнит проведенную им ночь в таком сне без сновидений и пусть сравнит с этой ночью те другие ночи и дни со всеми их страхами, тревогами и неудовлетворенными желаниями, которые он испытывал и наяву и в сновидениях, и я уверен, что всякий не много найдет дней и ночей счастливее ночи без сновидений. Так что если смерть - такой сон, то я, по крайней мере, считаю ее благом. Если же смерть есть переход из этого мира в другой и если правда то, что говорят, будто бы там находятся все прежде нас умершие мудрые и святые люди, то разве может быть благо больше того, чтобы жить там с этими существами? Я желал бы умереть не раз, а сто раз, только бы попасть в это место. Так что и вам, судьи, и всем людям, я думаю, следует не бояться смерти и помнить одно: для доброго человека нет никакого зла ни в жизни, ни в смерти. Из речи Сократа на суде



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными