Восточные славяне. » восточные славяне во второй половине первого тысячелетия нашей эры Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Восточные славяне. » восточные славяне во второй половине первого тысячелетия нашей эры Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

25.08.2020

Восточнославянские племена и их соседи.
В VI-VIII вв. восточные славяне делились на племенные союзы и заселяли огромные пространства Восточно-Европейской равнины.
На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении князя Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город Киев.
Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Днепра на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Племенные союзы восточных славян: поляне, новгородские (приильменские) словене, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, бужане, волыняне, уличи, тиверцы.
Славяне, осваивающие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Соседями славянских племен на севере были народы угро-финской группы: весь, меря, мурома, чудь, мордва, мари. В нижнем течении Волги в VI-VIII вв. поселился кочевой народ тюркского происхождения - хазары. Значительная часть хазар приняла иудаизм. Славяне выплачивали дань Хазарскому каганату. Через Хазарию шла славянская торговля по Волжскому торговому пути.
Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Главным занятием славян было земледелие. На черноземных землях развивалось пашенное земледелие. В лесной зоне была распространена подсечно-огневая система земледелия. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами жали (собирали) урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. На черноземных землях развивалось пашенное земледелие, получившее название перелог. В южных районах плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.
Основным производителем был свободный крестьянин-общинник (смерд) со своими орудиями труда. Славяне также занимались животноводством, коневодством, добычей и обработкой железа и другими ремеслами, бортничеством (пчеловодством), рыболовством, охотой, торговлей.
В VI-VII вв. у славян происходил процесс распада родовых отношений, возникало неравенство, на место родовой общины приходила соседская община. Сохранялись у славян пережитки первобытно-общинного строя: вече, кровная месть, язычество, крестьянское ополчение, состоявшее из воев.
К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине были две формы собственности - личная и общественная. Дом, приусадебная земля - личная, луга, леса, водоемы, промысловые угодья - общественная. Пахотная земля и покосы подлежали Разделу между семьями.
Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка. Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях - вечевых сходах. Существовало ополчение («полк», «тысяча», Раздел енная на «сотни»). Особой военной организацией была дружина, появившаяся, согласно археологическим данным, в VI-VII вв.
Торговые пути проходили в основном по рекам. В VIII-IХ вв. зародился знаменитый торговый путь «из варяг в греки», связывавший Северную и Южную Европу. Он возник в IX в. Из Балтийского моря по реке Неве караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов - в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира - Новгород и Киев - контролировали северный и южный участки пути «из варяг в греки».
Восточные славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Постепенно сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Во главе пантеона славянских богов стоял великий Сварог - бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Почитались славянами бог Солнца Даждьбог, бог и богини плодородия Род и роженицы, покровитель скотоводства бог Велес. В VIII-IХ вв. в славянский пантеон «перекочевали» иранские и угро-финские боги: Хорс, Симаргл, Макошь. По мере разложения общинного строя на первый план у восточных славян выдвигается бог молнии и грома Перун. Славяне-язычники в честь своих богов воздвигали идолов. Служили богам жрецы - волхвы.

Тренировочные задания №1 по теме: « Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия»

Часть I(А)
Территория расселения восточных славян:
Восточная Азия; 3) Восточно – Европейская равнина
Западная Европа 4) Прибалтика

Народное собрание у восточных славян, решавшее все вопросы войны и мира, называлось:
Сходка; 2) ополчение; 3) вече; 4) дума

Военное формирование из всех мужчин общины или племени, создаваемое в случае военных действий, называлось:
Вече; 2) армия; 3) ополчение; 4) дружина

4. Слово перелог, жито, лемех связаны с занятием восточных славян:

5. Распространение у восточных славян подсечно- огневой системы земледелия объяснялось:
1) большим количеством свободных от леса полей
2) использованием плуга с железным лемехом
3) плодородием почвы
4) лесистостью края
6. Соседи восточных славян:
1) германцы; 2) галлы; 3) римляне; 4) хазары

7. Торговый путь «из варяг в греки» вел из моря:
1) Белого – в Каспийское
2) Балтийского – в Черное
3) Белого – в Черное
4) Балтийского – в Ладожское

8. В предгосударственный период у восточных славян сложились два центра в:
1) Новгороде и Приднепровье
2) Поволжье и Прибалтике
3) Прибалтике и Причерноморье
4) Поволжья и на Дону

9. Прочитайте отрывок из сочинения византийского историка и укажите, о чем он свидетельствует:
« Эти племена, славяне и анты,не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве(демократии) , и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим»
У восточных славян утвердились феодальные отношения
У восточных славян сохранялся родоплеменной строй
У восточных славян сложилось государство
У восточных славян отсутствовало разделение труда между мужчиной и женщиной

10. Как называлась община у восточных славян?
1) полюдье; 2) вервь; 3) пожилое; 4) стан

11. К восточным славянам относятся:
1) поляне; 2) хазары; 3) половцы; 4) варяги.
12. Как назывались в Древней Руси свободные крестьяне – общинники, имевшие свое хозяйство?
1) рядовичи; 2) закупы; 3) холопы; 4) люди

13. Занятие по разведению пчел и получению меда у славян называлось:
1) бортничеством; 2) зодчеством; 3) бондарством; 4) гончарством

14. Переход от родовой общины к соседской у восточных славян произошел вследствие:
1) формирования союзов племен
2) развития пахотного земледелия
3) возникновение феодальных вотчин
4) необходимости обороняться от кочевников

15. Хазарский каганат в IX –X вв. находился в нижнем течении реки:
1) Днепр; 2) Дунай; 3) Волга; 4) Висла

16.Сведения из сочинения византийского историка:
«Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершаются другие священные обряды. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания», - свидетельствуют о том, что у восточных славян
Утвердилось христианство;
Главным занятием было рыболовство и море плаванье:
Были распространены языческие верования
Отсутствовали контакты с другими странами

17. Прочитайте отрывок из документа и укажите, о чем идет речь:
« Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами И были три брата: один имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековина, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей»
Призвании варягов
Начало феодальной раздробленности
Основание главного города племени полян
Возникновении княжеских династий в Москве, Новгороде, Киеве.

18. Соседями восточных славян являлись:
1) поляне; 2) хазары; 3) арабы; 4) древляне

19. Система земледелия, применяемая восточными славянами в VI – VIII вв. в степной полосе:
1) трехполье; 2) двуполье; 3) подсечно – огневая; 4) переложная

20.Слова подсека, соха, борона связаны с занятием восточных славян
1) рыболовством; 2) бортничеством; 3) скотоводством; 4) земледелием

21. К восточным славянам относятся:
1) тиверцы; 2) хазары; 3) половцы; 4) варяги

22. К занятию ремеслом имеет отношение название:
1) гончарный круг; 2) двузубая соха; 3) борона; 4) борть

23. К занятию земледелием имеет отношение название:
1) гривна; 2) сошник; 3) бердыш; 4) домна

24. К занятию военным делом имеет отношение название:
1) палица; 2) скипетр; 3) сошник; 4) рало

25. К занятию пчеловодством имеет отношение название:
1) огнищанин; 2) озимь; 3) тризна; 4) борть

26. К занятию земледелием имеет отношение название:
1) озимь; 2) челядь; 3) фреска; 4) скань

27. Слова Хорс, Род, Велес, связаны с:
1) религиозными верованиями славян;
2) торговым путем «из варяг в греки»;
3) местами археологических раскопок;
4) территорией расселения славянских племенных союзов.

Часть II(В)

Задания этой части работы требуют ответа в виде одного- двух слов, последовательности букв или цифр, которые переносятся в бланк ответов №1 без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенным в бланке образцами.

Определение

А
Холоп
1
Правитель Хазарского государства

Б
Вече
2
Языческий жрец у восточных славян

В
Каган
3
Захваченный на войне пленник

Г
Волхв
4
Крестьянин изгнанный из общины

5
Народное собрание у славян

А
Б
В
Г

Славянское божество

А
Перун
1
Бог грома и молнии

Б
Ярило
2
Бог Солнца

В
Стрибог
3
Рождение всего живого

Г
Макошь
4
Повелитель ветра

5
Покровитель скотоводства

А
Б
В
Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк №1 (без пробелов и каких либо символов).

Установите правильное соответствие между славянским божеством и олицетворением сил природы и жизни. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Славянское божество

Олицетворение сил природы и жизни

А
Макошь
1
Покровитель скотоводства

Б
Велес
2
Божество плодородия

В
Щур
3
Покровитель дома

Г
Сварог
4
Бог Вселенной

5
Повелитель ветра

А
Б
В
Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк №1 (без пробелов и каких либо символов).

Установите правильное соответствие между понятием и определением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Определение

А
Соха
1
Поселение ремесленников

Б
Бортничество
2
Жрец у восточных славян

В
Слобода
3
Орудие труда

Г
Волхв
4
Земельный участок

5
Вид промысла

А
Б
В
Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк №1 (без пробелов и каких либо символов).

Установите правильное соответствие между племенами и местами их расселения.. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Место расселения

А
Поляне
1
Белоруссия

Б
Дреговичи
2
Среднее Приднепровье

В
Словене
3
Северное побережье Черного моря

Г
Уличи, тиверцы
4
Междуречье Волги и Оки

5
Озеро Ильмень

А
Б
В
Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк №1 (без пробелов и каких либо символов).

Установите правильное соответствие между понятием и определением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Определение

А
Бортничество
1
Сбор дани

Б
Подсека
2
Орудия труда земледельца

В
Полюдье
3
Система земледелия

Г
Рало
4
Вид оружия

5
промысел

А
Б
В
Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк №1 (без пробелов и каких либо символов).

Расположите в правильной последовательности с севера на юг реки и озера, являвшиеся частями торгового пути «из варяг в греки»
А) Ладожское озеро; Б) Днепр; В) Ловать; Г) Ильмень

Расположите в правильной последовательности с севера на юг племенные союзы восточных славян в зависимости от территории их проживания.
А) тиверцы
Б) словене ильменские
В) древляне
Г) вятичи

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк №1 (без пробелов и каких- либо символов)

Ключ ответов:
Тренировочные задания №1

О.В. Владимирова
История.

Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Серия: Единый государственный экзамен

Издательства: АСТ, Астрель, ВКТ, 2009 г.

Твердый переплет, 320 стр.

В справочнике, адресованном выпускникам и абитуриентам, в полном объеме дан материал курса "История России", который проверяется на едином государственном экзамене.

Структура книги соответствует кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания - контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.

В справочнике представлены следующие разделы курса: "История России с древности до начала XVII в.", "История России XVII-XVIII вв.", "Россия в XIX в.", "Россия в XX - начале XXI в.".

Краткая форма изложения обеспечивает максимальную эффективность самостоятельной подготовки к экзамену. Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каждую тему, помогут объективно оценить уровень знаний.

В конце книги даны справочная хронологическая таблица и словарь исторических терминов и понятий в объеме, который необходим для успешной сдачи ЕГЭ.

Предисловие

Тема 1. Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия

Тема 2. Древнерусское государство (IХ – первая половина ХII в.)

Тема 3. Русские земли и княжества в ХII – середине XV в.

Тема 4. Российское государство во второй половине XV – начале XVII в.

Раздел 2. История России XVII–XVIII вв.

Тема 1. Россия в XVII в.

Тема 2. Россия в первой половине XVIII в.

Тема 3. Россия во второй половине ХVIII в. Внутренняя политика Екатерины II

Раздел 3. Россия в XIX в.

Тема 1. Россия в 1801–1860 гг. Внутренняя и внешняя политика Александра I

Тема 2. Россия в 1860-1890-е гг. Внутренняя политика Александра II. Реформы 1860–1870–х гг.

Раздел 4. России в ХХ – начале XХI в.

Тема 1. Россия в 1900–1916 гг. Социально-экономическое и политическое развитие страны в начале ХХ в.

Тема 2. Россия в 1917–1920 гг. Революция 1917 г. От Февраля к Октябрю. Двоевластие

Тема 3. Советская Россия, СССР в 1920-1930-е гг. Переход к новой экономической политике

Тема 4. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны

Тема 5. СССР в 1945–1991 гг. СССР в первое послевоенное десятилетие

Тема 6. Россия в 1992–2008 гг. Становление новой российской государственности

Справочная хронологическая таблица

Словарь исторических терминов и понятий
Предисловие
Данный справочник адресован школьникам и абитуриентам. Он позволит повторить основное содержание школьного курса истории России и качественно подготовиться к единому государственному экзамену по истории.

Структура книги соответствует кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания – контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.

В справочнике представлены следующие разделы курса: «История России с древности до начала XVII в.», «История России XVII–XVIII вв.», «Россия в XIX в.», «Россия в ХХ – начале XXI в.».

Каждая тема книги содержит краткую историческую справку, изложенную в сжатой и доступной форме, а также образцы заданий, используемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ. Это закрытые задания с выбором только одного правильного ответа из четырех возможных (часть 1 (А); задания на установление правильного соответствия и установление правильной последовательности букв или цифр, задания открытого типа с кратким ответом в виде одного-двух слов (часть 2 (В); задания-эссе, предполагающие написание развернутого ответа (часть 3 (С). Все образцы заданий составлены в соответствии с содержанием и структурой контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по истории.

Ответы к заданиям помогут объективно оценить уровень знаний.

В конце книги даны справочная хронологическая таблица и словарь понятий и терминов в объеме, который необходим для успешной сдачи ЕГЭ.

Книга также позволит учителям истории организовать в выпускных классах итоговое повторение учебного материала, который необходим для успешной сдачи ЕГЭ по истории России.

Задания с развернутым ответом (часть С) предполагают написание небольшой письменной работы. Они позволяют выпускникам продемонстрировать глубокие знания по предмету, часто выходящие за рамки базовой подготовки. Во время проведения экзамена оценивание результатов этой части работы осуществляет специальная экспертная комиссия. Ориентируясь на заранее разработанные критерии, эксперты выносят решение об оценке работы.

Задания части С различны по своей форме и направленности. Первые три задания строятся на основе какого-либо исторического источника и проверяют умение анализировать исторический документ (определять время, место, обстоятельства, причины создания источника, позицию автора и т. д.). За каждый правильный ответ на задания по историческому источнику дается 1–2 балла. Максимальная оценка – 6 баллов.

Задания части С направлены на проверку различных видов учебной деятельности: 1) характеризовать, систематизировать, 2) анализировать и аргументировать различные исторические версии и оценки, 3) умение сравнивать исторические события, явления, процессы. Важно помнить, что при оценивании ответа на задание по анализу исторических версий и оценок эксперты обращают внимание на наличие собственного отношения к предложенной спорной проблеме. Максимальная оценка за каждое из заданий части С – до 4 баллов. Таким образом, общая максимальная оценка за выполнение заданий части С – 22 балла.

При оценивании ответов на задания с развернутым полным ответом учитывается обоснованность идей фактами и аргументами или обобщения фактов понятиями. Необходимо излагать только самые существенные факты, относящиеся только к данному конкретному вопросу, не выходя за его рамки. Если в вопросе встречается исторический термин, обязательно нужно раскрыть его значение в четкой и краткой форме. При этом ученический ответ может быть написан сжато, в свободной форме или в форме тезисов, в предлагаемой или иной последовательности заданий.

Важно помнить, что ответы не должны быть многословными. Как правило, ответ на каждое задание не должен превышать нескольких предложений. Не следует записывать легковесные формулировки, не отражающие содержание спрашиваемого учебного материала, – это отнимет время, но не прибавит баллов к ответу. Работа должна строиться в определенной логике. Если не хватает времени, надо указывать главное в краткой форме, но так, чтобы экспертам была понятна логика отвечавшего. Сокращения слов, кроме общепринятых (РФ, СССР, совнарком), лучше не допускать.

При выставлении баллов экспертами учитываются только правильно приведенные факты, аргументы, понятия и т. д. За неправильно указанные элементы ответа (ошибки) дается 0 баллов, т. е. неправильные ответы не учитываются при выставлении итогового балла (не вычитаются из общей суммы баллов). Грамматические ошибки также не учитываются, но даже в условиях нехватки времени надо стремиться их не допускать.
^ Раздел 1. История России с древности до начала XVII в.
Тема 1. Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия

Восточнославянские племена и их соседи.

В VI–VIII вв. восточные славяне делились на племенные союзы и заселяли огромные пространства Восточно-Европейской равнины.

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении князя Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город Киев.

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Днепра на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Племенные союзы восточных славян: поляне, новгородские (приильменские) словене, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, бужане, волыняне, уличи, тиверцы.

Славяне, осваивающие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Соседями славянских племен на севере были народы угро-финской группы: весь, меря, мурома, чудь, мордва, мари. В нижнем течении Волги в VI–VIII вв. поселился кочевой народ тюркского происхождения – хазары. Значительная часть хазар приняла иудаизм. Славяне выплачивали дань Хазарскому каганату. Через Хазарию шла славянская торговля по Волжскому торговому пути.

Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Главным занятием славян было земледелие. На черноземных землях развивалось пашенное земледелие. В лесной зоне была распространена подсечно-огневая система земледелия. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами жали (собирали) урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. На черноземных землях развивалось пашенное земледелие, получившее название перелог. В южных районах плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

Основным производителем был свободный крестьянин-общинник (смерд) со своими орудиями труда. Славяне также занимались животноводством, коневодством, добычей и обработкой железа и другими ремеслами, бортничеством (пчеловодством), рыболовством, охотой, торговлей.

В VI–VII вв. у славян происходил процесс распада родовых отношений, возникало неравенство, на место родовой общины приходила соседская община. Сохранялись у славян пережитки первобытно-общинного строя: вече, кровная месть, язычество, крестьянское ополчение, состоявшее из воев.

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине были две формы собственности – личная и общественная. Дом, приусадебная земля – личная, луга, леса, водоемы, промысловые угодья – общественная. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка. Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах. Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Особой военной организацией была дружина, появившаяся, согласно археологическим данным, в VI–VII вв.

Торговые пути проходили в основном по рекам. В VIII–IХ вв. зародился знаменитый торговый путь «из варяг в греки», связывавший Северную и Южную Европу. Он возник в IX в. Из Балтийского моря по реке Неве караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов – в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира – Новгород и Киев – контролировали северный и южный участки пути «из варяг в греки».

Восточные славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Постепенно сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Во главе пантеона славянских богов стоял великий Сварог – бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Почитались славянами бог Солнца Даждьбог, бог и богини плодородия Род и роженицы, покровитель скотоводства бог Велес. В VIII–IХ вв. в славянский пантеон «перекочевали» иранские и угро-финские боги: Хорс, Симаргл, Макошь. По мере разложения общинного строя на первый план у восточных славян выдвигается бог молнии и грома Перун. Славяне-язычники в честь своих богов воздвигали идолов. Служили богам жрецы – волхвы.
^ Образцы заданий

А1. В предгосударственный период у восточных славян сложились два центра в

1) Новгороде и Приднепровье

2) Поволжье и Прибалтике

3) Прибалтике и Причерноморье

4) Поволжье и на Дону
Ответ: 1.
А2. Соседи восточных славян

1) германцы

3) римляне

4) хазары
Ответ: 4.
А3. Переход от родовой общины к соседской у восточных славян произошел вследствие

1) формирования союзов племен

2) развития пахотного земледелия

3) возникновения феодальных вотчин

4) необходимости обороняться от кочевников

Ответ: 2.
А4. Занятие по разведению пчел и получению меда у славян назвалось

1) бортничеством

2) зодчеством

3) бондарством

4) гончарством
Ответ: 1.

А5. Прочтите отрывок из сочинения византийского историка и укажите, о чем свидетельствует этот

«Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания».

1) у восточных славян утвердилось христианство

2) у восточных славян главными занятиями были рыболовство и мореплавание

3) у восточных славян были распространены языческие верования

4) у восточных славян отсутствовали контакты с другими странами
Ответ: 3.

В1. Установите правильное соответствие между понятием и определением.




Ответ: 3512.
Расположите в правильной последовательности с севера на юг реки и озера, являвшиеся частями торгового пути «из варяг в греки».
А) Ладожское озеро

В) Ловать

Г) Ильмень


Ответ: АГВБ.
^ Тема 2. Древнерусское государство (IХ – первая половина ХII в.)
Возникновение государственности у восточных славян. В IХ – первой половине ХII в. происходит процесс складывания раннефеодального государства у славян.

История Древнерусского государства (Киевской Руси) условно может быть разделена на три больших периода:

1) IX – cередина Х в. – время первых киевских князей;

2) вторая половина Х – первая половина XI в. – время княжества Владимира I Святого и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы;

3) вторая половина XI – вторая половина XII в. – переход к территориально-политической раздробленности, или к удельным порядкам.

Норманнская теория. Одним из источников знаний о происхождении Древнерусского государства является «Повесть временных лет», созданная монахом Нестором в начале ХII в. По ее легенде, в 862 г. на Русь был приглашен править варяжский князь Рюрик. Многие историки считают, что варягами были норманнские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Прийдите к нам и правьте нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, основание династии Рюриковичей.

В 882 г. другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика) захватил Киев и объединил территорию восточных славян, создав государство Киевская Русь. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь). Таким образом, центрами объединения славянских племен в единое государство становятся города Киев и Новгород Великий.

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления в ХVIII в. так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Ее авторами стали немецкие ученые Миллер и Байер. Против этой теории выступал М. В. Ломоносов. Спор по вопросу о происхождении Русского государства между историками продолжается до настоящего времени.

Русь при первых князьях. В 907 и 911 гг. Олег совершил походы на Византию и заключил с ней выгодные торговые договоры. Согласно договорам, русские купцы имели право жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своем приезде. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.

При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи. Однако процесс включения различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был единовременной акцией.

При сыне Рюрика князе Игоре (912–945) Русь еще более расширилась, но в 945 г. во время сбора дани – полюдья– Игорь был убит древлянами. Власть перешла к его жене Ольге. Она жестоко отомстила за гибель мужа. Но она же пошла на своеобразную реформу, установив порядок и размеры полюдья. Были введены «уроки», т. е. четко установленные размеры дани, и установлены места, куда свозилась дань – «погосты». Последствия этой простой меры были весомыми: при Ольге начала складываться упорядоченная и организованная система налогообложения, без которой не может функционировать государство. «Погосты» затем становились опорными центрами княжеской власти.

В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян. Ольга первая из русских правителей приняла крещение.

Сын Игоря и Ольги – Святослав (964–972) в ходе многочисленных походов присоединил земли вятичей по Оке, разбил волжских булгар и Хазарию. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и ходил в поход на Балканский полуостров. Однако борьба с Византией закончилась неудачно. По дороге в Киев в 972 г. Святослав попал в засаду и был убит печенегами.

После борьбы за власть на киевский престол взошел князь Владимир Святославич, впоследствии получивший прозвание Святой. В годы его правления (980–1015) была создана оборонительная система юго-восточных границ Руси от печенегов (засеки и сторожевые башни), а в 988 г. Русь приняла крещение по византийскому образцу. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси:

1) христианство утверждало идею равенства людей перед Богом, что способствовало смягчению жестоких нравов бывших язычников;

2) принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси;

4) принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, послужило мостом для проникновения на Русь византийской, а через нее – и античной культуры.

Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; церковь в отдельных областях возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

В целом политика Владимира Святого способствовала развитию государственности и культуры Руси, росту ее международного авторитета.

После смерти Владимира I один из его сыновей – Ярослав, впоследствии получивший прозвание Мудрый (1019–1054), победил в междоусобице Святополка Окаянного, убившего братьев Бориса и Глеба. Под руководством Ярослава были окончательно разбиты печенеги, возведен Софийский собор в Киеве, открылись школы и библиотека. В это время возник Киево-Печерский монастырь, началось летописание и составление первого письменного свода законов «Русская Правда». Династическими браками были укреплены связи с европейскими странами. Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Илариона– русского по происхождению.

Со смертью последнего из сыновей Ярослава Мудрого вновь начались усобицы. Наиболее популярным на Руси в то время оказался внук Ярослава Владимир Мономах (1113–1125), который в 1097 г. выступил с инициативой созыва съезда князей в г. Любече. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип «каждый да держит отчину свою». Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда. В 1113 г. Владимир Мономах был приглашен на киевский престол, на время восстановил ослабевшую власть великого князя, усмирил половцев. Владимир II был просвещенным правителем, автором «Поучения детям». В 1132 г. при сыновьях и внуках Владимира Мономаха Русь окончательно распалась на отдельные княжества.

Распространенной формой землевладения стала вотчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Основная масса сельского населения называлась смердами. «Русская Правда» отразила начавшийся процесс закрепощения крестьян. В своде законов говорится о «закупах» и «рядовичах». Обедневшие крестьяне брали у господина в долг «купу» – зерно, скот, деньги. Закуп должен был отработать долг своему кредитору, но часто был не в состоянии этого сделать и попадал в зависимость навсегда. В других случаях крестьяне (рядовичи) заключали договор – «ряд», – по которому князь или боярин обязались защищать их и помогать в случае необходимости, а крестьяне – работать. Также существовали холопы – категория зависимого населения, близкая по своему положению к рабам.

Культура Древней Руси. Письменность и просвещение. Письмо и алфавит были известны на Руси еще до принятия монотеизма, а христианизация способствовала дальнейшему развитию грамотности и распространению письменности. Этот факт подтверждается большим количеством находок берестяных грамот с текстами в различных городах Руси, особенно в Новгороде Великом.

Литература. В литературе распространен жанр летописи. Самая известная – «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале ХII в. Митрополитом Иларионом в середине ХI в. создано произведение религиозно-публицистического характера «Слово о Законе и Благодати». В походах складывались былины – торжественные эпические произведения, повествующие о борьбе со степняками, смелости и находчивости купцов, храбрости богатырей.

Зодчество. В церковной архитектуре ощущалось сильное влияние Византии. Древняя Русь переняла византийский тип крестово-купольного храма. К таким постройкам относится Софийский собор в Киеве. Вскоре после строительства киевского кафедрального собора появился Софийский собор в Новгороде Великом, в архитектуре которого уже проявляются самобытные черты.

Живопись. Живопись также развивалась под значительным византийским влиянием. От могущественного южного соседа на Русь пришла техника мозаики, фрески и иконописи.

Прикладное искусство. Значительного расцвета в Древней Руси достигло ювелирное искусство, использовавшее технику зерни, скани и эмали. Зернь представляла собой причудливые узоры, созданные из тысяч мельчайших припаянных золотых или серебряных шариков. Техника скани требовала от мастера создания узоров из тонкой золотой или серебряной проволоки. Иногда промежутки между этими проволочными перегородками заполнялись разноцветной эмалью – непрозрачной стекловидной массой.
^ Образцы заданий
При выполнении заданий части 1 (А) в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Деятельность митрополита Илариона, князя Ярослава Мудрого связана с

Ответ: 3.
А2. Основным торговым партнером Древнерусского государства была

1) Византия

3) Тмутаракань

4) Скифия
Ответ: 1.
А3. Живописное художественное произведение малых форм получило название

2) заставка

3) филигрань

4) миниатюра
Ответ: 4.

А4. Съезд князей в Любече в 1097 г. был созван с целью

1) организовать поход против половцев

2) прекратить междоусобные войны

3) договориться о размерах дани

4) принять новый Судебник
Ответ: 2.
А5. Установление полюдья свидетельствовало о

1) начале политической раздробленности Руси

2) существовании обычая кровной мести у славян

3) возникновении племенных союзов восточных славян

4) возникновении раннефеодального государства восточных славян
Ответ: 4.
А6. Прочтите отрывок из документа и укажите, во время какого события был принят содержащийся в документе договор.

«Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая… С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою… и на этом целовали крест».

1) заключения союза против хана Батыя

2) съезда князей в Любече

3) принятия христианства

4) принятия «Русской Правды»

Ответ: 2.
А7. Из перечисленных черт характеризуют Древнерусское государство

А) процесс превращения дружинников в землевладельцев

Б) постепенное развитие письменного законодательства

В) существование Земского собора

Г) рост городов, развитие ремесла и торговли

Д) вассальная зависимость от печенегов

Е) нарастающий упадок культуры
Укажите верный ответ.
1) АБГ

Ответ: 1.
А8. Какие из нижеперечисленных понятий обозначали категории зависимого населения Древней Руси?

А) казаки

Б) закупы

В) смерды

Г) холопы

Ответ: 3.
Задания части 2 (В) требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

В1. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: 1453.
В2. Расположите события в хронологическом порядке.

Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А) объединение Киева и Новгорода под властью Олега

Б) установление княгиней Ольгой «уроков» и «погостов»

В) разгром князем Святославом Хазарского каганата

Г) убийство древлянами князя Игоря

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: АГБВ.
В3. Какие три события, из перечисленных ниже, характеризовали правление великого киевского князя Владимира Святославича?

1) разгром Хазарского каганата

2) создание засечной черты на южных границах Руси

3) образование военно-политического союза Руси с Византией

4) организация съезда князей в г. Любече

5) принятие христианства

6) разгром печенегов

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: 256.
Для ответа на задания части 3 (С) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на него.

Задания С4-С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (C4), рассмотрение исторических версий и оценок (C5), анализ исторической ситуации (C6), сравнение (C7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

С5. Историки, выдвинувшие и поддерживавшие «норманнскую теорию» происхождения Древнерусского государства, считали, что государственность была привнесена на Русь извне, варягами.

Какие другие точки зрения по вопросу происхождения Русского государства вам известны? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Ответ:


, внут и внеш пол прав.docx и ещё 26 файл(а).
Показать все связанные файлы
Тема 1. Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия

Восточнославянские племена и их соседи.

В VI–VIII вв. восточные славяне делились на племенные союзы и заселяли огромные пространства Восточно-Европейской равнины.

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание , повествующее о княжении князя Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город Киев.

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Днепра на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Племенные союзы восточных славян: поляне, новгородские (приильменские) словене, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, бужане, волыняне, уличи, тиверцы.

Славяне, осваивающие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Соседями славянских племен на севере были народы угро-финской группы: весь, меря, мурома, чудь, мордва, мари. В нижнем течении Волги в VI–VIII вв. поселился кочевой народ тюркского происхождения – хазары. Значительная часть хазар приняла иудаизм. Славяне выплачивали дань Хазарскому каганату. Через Хазарию шла славянская торговля по Волжскому торговому пути.

Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Главным занятием славян было земледелие. На черноземных землях развивалось пашенное земледелие. В лесной зоне была распространена подсечно-огневая система земледелия. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай , потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами жали (собирали) урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. На черноземных землях развивалось пашенное земледелие, получившее название перелог. В южных районах плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом , т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

Основным производителем был свободный крестьянин-общинник (смерд) со своими орудиями труда. Славяне также занимались животноводством, коневодством, добычей и обработкой железа и другими ремеслами, бортничеством (пчеловодством), рыболовством, охотой, торговлей.

В VI–VII вв. у славян происходил процесс распада родовых отношений, возникало неравенство, на место родовой общины приходила соседская община. Сохранялись у славян пережитки первобытно-общинного строя: вече, кровная месть, язычество, крестьянское ополчение , состоявшее из воев.

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине были две формы собственности – личная и общественная. Дом, приусадебная земля – личная, луга, леса, водоемы, промысловые угодья – общественная. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка. Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах. Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Особой военной организацией была дружина, появившаяся, согласно археологическим данным , в VI–VII вв.

Торговые пути проходили в основном по рекам. В VIII–IХ вв. зародился знаменитый торговый путь «из варяг в греки», связывавший Северную и Южную Европу. Он возник в IX в. Из Балтийского моря по реке Неве караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов – в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира – Новгород и Киев – контролировали северный и южный участки пути «из варяг в греки».

Восточные славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Постепенно сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Во главе пантеона славянских богов стоял великий Сварог – бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Почитались славянами бог Солнца Даждьбог, бог и богини плодородия Род и роженицы, покровитель скотоводства бог Велес. В VIII–IХ вв. в славянский пантеон «перекочевали» иранские и угро-финские боги: Хорс, Симаргл, Макошь. По мере разложения общинного строя на первый план у восточных славян выдвигается бог молнии и грома Перун. Славяне-язычники в честь своих богов воздвигали идолов. Служили богам жрецы – волхвы.

Славяне уже с первых веков нашей эры занимали обширные пространства на территории Центральной и Восточной Европы [от р. Дона и верховьев pp. Оки и Волги - на востоке и до р. Эльбы (славянское Лаба) и бассейна ее притока – р. Заалы - на западе; от Эгейского моря, северного Причерноморья и Приазовья - на юге и до Балтийского побережья и Ладожского озера - на севере]. По языку, обычаям и всему укладу своей жизни славяне, составлявшие в целом одни народ, делились на множество разрозненных племен. Эти племена иногда вступали в союзные объединения, из которых с течением времени в некоторых случаях складывались союзы племен. В таком именно состоянии история застает славян задолго до образования у них, начиная с VII-IX вв., первых государственных объединений.
Разнородность обстановки исторического развития древних славян на востоке, юге и западе занимаемой ими обширной территории, в своеобразном для каждого из названных районов культурном, политическом, экономическом и этнографическом окружении, привела славянские племена с течением времени к естественному территориальному обособлению и территориальным племенным группировкам. В результате этого образовались три большие территориальные группы славянских племен - восточная, южная и западная. Ко времени возникновения у славян первых государственных объединений три основные племенные группы значительно разошлись в своем политическом и культурном развитии. Это находилось в тесной связи с международным политическим, культурным и хозяйственным окружением каждой из них. Так возникли современные три группы славянских народов: восточные славяне (великороссы, украинцы и белоруссы), западные славяне (чехи, словаки, сербы-лужичане, поляки и поморские кошубы со словинцами) и южные славяне (словенцы, хорваты, сербы, македонцы и болгары).

1. Племенной состав

Древнейший наш исторический источник «Повесть временных лет», или так называемая Нестерова летопись, составленная в 1112 г., дает совершенно определенную картину этнографического состава восточно-славянского населения в VIII-X вв.
1. В районе среднего течения р. Днепра, на правом его берегу вплоть до р. Роси, живут п о л я н е; их административно-организационный, торговый и культурный центр - г. К и е в.
2. К северу и северо-западу от полян, вплоть до р. Припяти, в бассейне притока р. Днепра - р. Тетерева и притоков р. Припяти - рр. Уши, Славечны и Уборти, т.е. на территории Волынской области, живут древляне, или деревляне, имея своими городами Искоростень и Вручий (Овруч).
3. На левой стороне р. Днепра, против полян, в бассейне рр. Сулы, Десны и Сейма, в Черниговской и Полтавской областях живут северяне, или с е в е р, с городами: Переяславлем, Новгород-Северским, Курском, Черниговом.
4. Севернее древлян, за Припятью и вплоть до Западной Двины на севере живут дреговичи, имевшие своими городами Слуцк, Клецк и Друцк.
5. К востоку от дреговичей, между верхним течением Днепра и рекою Сож, в пределах Могилевской области, живут радимичи; о них Начальный летописный свод (конец XI в.) сообщает: «быша от рода ляхов, прешедше ту ся вселиша».
6. Севернее радимичей, в самых верховьях рр. Днепра и Западной Двины, в Псковской области, живут кривичи; их города - Изборск и Смоленск.
7. К западу от кривичей, севернее дреговичей и радимичей и, по среднему течению р. Западной Двины, живут родственные с кривичами полочане (город Полоцк).
8. Севернее полочан и кривичей, в бассейне оз. Ильменя и р. Волхова в Новгородской области, живут словене (город Новгород).
9. Верхнее и среднее течение р. Оки с ее бассейном занимают вятичи, отождествляемые позднейшими летописцами с рязанцами. По предположению A.A. Шахматова, вятичи ранее сидели южнее, в бассейне р. Дона.
10. В бассейне верхнего течения р. Западного Буга, а так¬же правых притоков р. Припяти живут б у ж а н е, они же в е л ыняне, или волыняне; раньше здесь жили д у л е б ы; в конце VIII или в начале IX в. дулебы переселились за р. Припять в область дреговичей.
11. В бассейне р. Днестра, между рр. Бугом и Днестром, вплоть до устьев р. Дуная и побережья Черного моря, живут у г л и ч и, или уличи, и тиверцы; уличи имели СВОИМ городом Пересечен (сейчас с. Пересечина в б. Оргеевском уезде Бессарабии).
12. В бассейне р. Днестра на территории позднейшей Галиции живут хорваты, тоже причисляемые летописцем к русским славянам.
Названные выше племена, образуя в целом русский народ, не были, конечно, отгорожены друг от друга непроходимыми стенами или строго изолированы в своих районах без каких бы то ни было связей между собой. Процесс сложения племенных образований и языков, как мы уже зна¬ем, испокон веков протекал именно в порядке племенных скрещений. Племенной состав русского народа, как он отражен на страницах летописи, представляет собой лишь один из этапов истории его этнографического становления. Данному этапу предшествовал длительный процесс сложения первичных племенных образований на той же территории, уходящий корнями в далекое прошлое, исчисляемое десятками тысяч лет. Равным образом, данным этапом племенного становления и не заканчивался процесс сложения великого русского народа. Наш народ вырастал из межплеменных скрещений, растворявших предшествовавшее племенное наследие в новом племенном образовании.
«Сам термин «славянин», как и «русский», - замечает Н.Я. Марр, - равным образом не вклад исторических эпох в пределах России. В формации местного славянина, конкретного русского, как, впрочем, по всем видимостям, и финнов, действительное доисторическое население должно учитываться не как источник влияния, а как творческая материальная сила формирования: оно послужило в процессе нарождения новых экономических условий, выковавших новую общественность, и нового племенного скрещения фактором образования и русских (славян) и финнов. Доисторические племена, следовательно, - по речи все те же яфетиды, одинаково сидят в русских Костромской губ., как и в финнах, равно и в приволжских турках, получивших вместе с финнами доисторическое праурало-алтайское рождение из яфетической семьи, разумеется, - более раннее, чем индоевропейцы получили из той же доисторической этнической среды свое праиндоевропейское оформление, но конкретные народы - русский, финский и турецкий - Приволжского района можно располагать хронологически в порядке лишь событий исторического значения, но отнюдь не в смысле явлений этногенического характера, поскольку речь идет о генезисе новых видов. Происхождение новых исторических видов протекало путем отнюдь не влияния, а неизбежно возникавшего, на экономической базе концентрации этнических масс, скрещения многочисленных видов доисторического типа, до нас вовсе не дошедших в совершенно чистом виде во всем обширном районе, если даже не забывать о чувашах».
Прекрасную иллюстрацию этого основного положения Н.Я. Марр приводит, между прочим, в статье «Чуваши-яфетиды на Волге». В этой статье, посвященной вопросу о русско-финских языковых отношениях, содержится в частности интереснейший анализ слова «юг», которое имеется сейчас в финском и русском языках и ошибочно рассматривалось до последнего, времени в старой этнографической и лингвистической науке как «доказательство когда-то бывшего сплошного инородческого (подразумевай - финского) населения края».
Итак, племя - «это определенное скрещение ряда племен, собственно племенное образование по признакам классового производства, классовое образование...».
«Это построение одной из входивших в его состав производственно-социальных группировок, с которой и переносилось на все племя ее название, оно же - звуковая сигнализация магической силы, оси соответственного объединения...».
Возвращаясь к племенному составу восточного славянства в VIII-X вв., как он рисуется летописью, необходимо отметить несколько фактов, подчеркиваемых летописцем. Факты эти отчасти вскрывают процесс формирования племенных образований. Это, во-первых, показание летописи о дулебах. Раньше они жили по Бугу, говорит летописец, где ныне живут волыняне, называвшиеся прежде бужанами. Известно, что в конце VIII или в начале IX в. дулебы выселились с правого берега р. Припяти (нынеш¬няя Украина) на левый, в область дреговичей, т.е. на территорию нынешней Белоруссии.
Во-вторых, говоря о радимичах, которые жили между верхним течением р. Днепра и р. Сожем, т.е. в восточных районах нынешней Белоруссии, летописец дважды отмечает их ляшское происхождение. Появление выходцев с запада, радимичей, в области дреговичей A.A. Шахматов ставил в связь с распадом аварской державы (IX в.) и продвижением авар после разгрома их франками во главе с Кар¬лом Великим и его сыном Пипином, начиная с 791 г., на северо-восток и восток. В связи с этим появление племени радимичей в области дреговичей A.A. Шахматов (без всяких колебаний называющий радимичей ляшским племенем) от¬носит к IX в. Под давлением аварского гнета тогда же ушли с Волыни за р. Припять в область дреговичей и дальше в бассейн Западной Двины и р. Великой и д у л е б ы. На это движение дулебов с Волыни и Галиции, первоначального места их поселения, на север, в нынешнюю Белоруссию и примыкающие к ней с севера псковские районы, указывает, по A.A. Шахматову, название селений «Дулебы», с одной стороны, на Волыни и в Галиции, с другой - в Белоруссии и в б. Псковской губ.
Оседание «ляшских», по Шахматову, племен в области дреговичей, т.е. на территории русских племен, прадедов нынешнего белорусского языка и белорусского народа, объясняет наличие в современном белорусском языке ряда условно называемых ляхизмов вроде свистящего произношения мягких т и д. Таким же путем «ляшские» элементы проникли и в восточно-славянский язык западной отрасли кривичей (древне-псковское наречие): смешение звуков шис, жиз, чиц (польское «мазураканье»), польские сочетания дл и тл вместо восточно-славянского звука л (в е д л и, откуда в е г л и вместо вели; ж а д л о, откуда ж а г л о вместо жало и т.п.).
Таким образом, в среде племен, составлявших единый русский народ (восточные славяне или русские славяне), уже в IX в. возникают в процессе межплеменных скрещений зародыши позднейшей языковой дифференциации. Мы не говорим уже о том совершенно естественном факте, что отдельные восточнославянские, т.е. русские племенные языки испокон веков имели свои диалектические отличия потому именно, что племенные образования и их языки всегда возникают в процессе межплеменных скрещений. Возникающие же вновь племенные скрещенности, т.е. новые племенные образования, как и их языки, всегда хранят пережиточно и культурное наследие своих предшественников.

Николай Севастьянович Державин "Происхождение русского народа"



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными