Нефертари. Гробница "великой супруги царской"

Нефертари. Гробница "великой супруги царской"

Визуализация и реконструкция древнеегипетской гробницы Нефертари, великой супруги фараона Рамсеса Великого, в Долине Цариц.

"Больше полутора лет назад, когда в моей голове произошёл переворот, и я погрузился в египтологию, я всё думал, за какой бы проект мне взяться. Ведь в египтологии очень много своих внутренних направлений. Я искал что бы я хотел делать, изучать ли эпоху, династию, скульптуру, архитектуру и тд.

И вот ровно год назад, 2 июня, на лекции Виктора Солкина про Долину Цариц я увидел это произведение искусства, этот шедевр во всех смыслах. Я влюбился в работу древних мастеров, в гробницу Нефертари. Ответ нашёл меня сам, причём это был как гром среди ясного неба. Я словно прозрел, все мои поиски и мысли были сформированы буквально в минуту. Я понял, что хочу восстановить гробницу Нефертари в 3D. Хочу восполнить недостающие элементы графики и текста, увидеть самому и показать всем интересующимся, какой была эта гробница 3500 лет назад. В общем, проект меня затянул с головой, вплоть до изучения древнеегипетского языка..."

И вот спустя годы мы можем наслаждаться прогулкой внутри одной из самых красивых гробниц Древнего Египта.

Музыка: проект Senmuth

Нефертари Меренмут

У Рамсеса II было пять великих царских супруг, но самой влиятельной из них, и притом самой любимой, бесспорно, оставалась царица Нефертари. Она была окружена особым почетом при жизни, а после смерти, как и другие супруги, удостоилась чести быть погребенной в Долине Цариц. Нефертари Меренмут, таково ее полное имя, и оно означает «прекрасная спутница». Она была отдана Рамсесу II в жены еще в самом начале его правления. Эта царица изображена утонченно красивой и эффектной. Скульптура неизменно очаровывает всех, кто ее видит, и в полной мере соответствует имени Нефертари, красота которой на долгие века запечатлена в статуе. Ее великолепно сложенное тело облачено в облегающее платье, обрисовывающее безупречные женственные формы.

Лицо ее очень изящно и отличается тонкими чертами. Маленький, гордо поднятый подбородок четко очерчен и свидетельствует об энергичности и решительности его обладательницы - и, возможно, некоторой заносчивости и высокомерии. Все в фигуре и осанке царицы выдает ее благородное происхождение и высокое положение в обществе, но одновременно также говорит о мудрости. Ее тонкая рука изящно лежит на ноге гигантского супруга, но, как это ни удивительно, несмотря на разницу в размерах, от маленькой скульптуры исходит такая сила, что эта молодая особа кажется нам скорее опорой для своего могущественного мужа, нежели слабой женщиной, ищущей защиты. На самом деле мы не слишком много знаем о той роли, которую Нефертари играла в жизни Рамсеса II, и в частности в жизни политической. Однако многое указывает на то, что царица занимала очень важное место. Когда на 21 году правления Рамсес II заключил договор с Хаттусили, владыкой хеттов, этот царь адресовал фараону послание с поздравлениями, в котором он многократно упоминает имя царицы Нефертари, расточая ей самые восторженные комплименты.

Есть и другое свидетельство, на сей раз неоспоримое, того, что царица Нефертари занимала особое место (скорее в сердце фараона, нежели в жизни государства), оно было обнаружено в одном из двух храмов Абу Симбела. Это святилище полностью посвящено «Нефертари, чтобы солнце взошло».

, считавшаяся главной царицей уже на первом году самостоятельного правления фараона.

Женщина в Египте больше чем женщина. Она - еще и царица.

Дело в том, что в Древнем Египте долгое время сохранялись элементы матриархата. Следует помнить, что фараоны восходили на престол после брака с наследницей.

Маргарет Муррей в книге «Блеск Египта » так описывает характер взаимоотношения полов и брачные законы:

«Брачные законы Древнего Египта никогда не были сформулированы, и узнать их можно, только изучив браки и генеалогию. Тогда становится ясным, почему фараон женился на наследнице, не обращая внимания на кровосмешение, а если наследница умирала, то он женился на другой наследнице. Таким образом он оставался у власти… престол переходил строго по женской линии. Жена царя была наследницей. Женившись на ней, царь вступал на трон. Царское происхождение не играло никакой роли. Претендент на трон мог быть любого происхождения, но если он женился на царице, то сразу становился царем. Царица была царицей по происхождению, царь становился царем, женившись на ней».

И все-таки египетской женщине не просто было достичь таких социальных высот. Традиции господства мужчин все же давали о себе знать и в древности.

Царицам воздвигали памятники. Такова была усыпальница красавицы супруги Рамсеса II, Нефертари, «той, ради которой светит солнце».

Нефертари в позе адорации перед священными быком и коровами .

Нефертари, любимая Королева Рамзеса II , известна несметным количеством ее изображений на стенах храмов и колоссов великого фараона, которые были посвящены ей, совместно с богиней Хатор, эти изображения показывают ее большое влияние на Рамзеса II.

Нефертари не была единственной супругой Рамзеса II. Четыре других его жены засвидетельствованы в надписях о его правлении, и известно, что они были коронованы как королевы. Она не была обычной королевой, однако и ее ситуация превосходила ситуацию прежних.

Ее имя переводилось как " Самая красивая из Них"; превосходная степень, которая обозначает ее самое исключительное положение, в то время как обозначение "Наследная Принцесса ", перечисленный для нее в нескольких случаях, является признаком ее высокопоставленного происхождения в обществе.

Ее участие в делах государства является беспрецедентным вне Периода Амарны и отражено в ее титулах, применимых к ней: "Жена Великого Короля ". Ее политическая роль также отражена текущим обозначением "Госпожа Верхнего и Низкого Египта " и "Госпожа Двух Земель".

Нефертари и Бог Тот . (Тот -Бог мудрости, науки, магии и луны. Считался автором основ астрономии, медицины, геоментии, религиозных текстов и "Книги Мертвых". В качестве владыки луны охранял и спасал ее, возвращая на свое место на небе, был владыкой счета и вел подсчет лет, т.к. календарь составлялся на основе фаз луны. Находясь в окружении богов, исполнял роль судьи. ")

Некоторые египтологи думают, что она была вероятно дочерью Фараона Сети Первого, и таким образом сестра или наполовину сестра Рамзеса II. Другие египтологи, однако, думают, что ее обозначение как "Наследная Принцесса" могло бы быть в некотором роде связано с тем, что она была представительницей знати Тебаиса. Эти египтологи утверждают, что ничто не известно о ее родителях, но кажется, что она имела королевское происхождение.

Другие говорят, что она — внучка Яхмоса… В Гебель эль-Силсилех есть святыня Рамзеса Второго, где описания показывают его и Королеву Нефертари, выполняющих религиозные функции перед различными божествами. Эта святыня содержит признак, что Королева Нефертари была уже замужем за Рамзесом II когда он вступил на трон (1290 г. до н.э.).

Титул Нефертари обозначал "жена бога", подчеркнуло очевидная эмуляция Королевы Яхмес-Нефертари, которая была также женой бога… Ее титул и имя показывают, очевидно, что Нефертари играла специальную роль в свое время. Тот факт, что Рамзес II стремился показать ее сопровождение, необычная особенность дает возможность предполагать, что она могла влиять на его положение в стране.

Увы, божественная Нефертари рано ушла в мир иной.

Ни одна из египетских королев, насколько мы знаем, не удостаивалась чести иметь храм, как имела Нефертари в Абу — Симбель..

У фасада храма есть шесть статуй, каждая 33 фута высотой, четыре из них представляют Фараона и две принадлежали королеве. Стены храма украшены различными сценами; некоторые представляют фараона, побеждающего его врагов, в то время как королева поддерживает его, другие представляют короля и королеву, переносящих приношения богиням и божествам, спрашивая их благословения.

Самая интересная сцена представляет коронацию Нефертари Исис и Хатор.

Неферари и Исида.( имя Исида (Исис), состоящее из частей Ис-Ис («ступень-ступень») имеет отношение к психическому миру, к внутренней энергии и здоровью. Исида покровительствует волшебству, ночной и лунной магии, поэтому ей приносили в дар молоко, сок растений, фрукты, а также благовония)

У Рамзеса II есть могила для Нефертари высеченная в Долине Королей, названная древними "Место Красоты", эта могила является самой красивой в Долине Царей, и является в целом достойной ее положения в истории. Декоративные мотивы на стенах и потолках являются мифологическими и рассказывают о жизни в аду, встречах с богами, божествах, духах и монстрах, и о входе в царство вечности. В этих сценах Нефертари, всегда представляется в длинных, прозрачных белых предметах одежды, с двумя длинными перьями на головном уборе из золота. Она носит богатые драгоценности, в дополнение к царским предметам и широкому золотому воротнику.

"Место Красоты" — самый красивый памятник некрополя. Росписи занимают там 520 кв. м. Это одно из лучших произведений искусства эпохи Нового царства.

Над портиком и сегодня можно прочесть слова:

«Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, успокоившаяся Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут» .

Нефертари (В Древнем Египте гриф- защитный символ. В виде грифа представляли Нехбет, великую богиню Верхнего Египта. Она была защитником фараона, чья жена носила головной убор в виде головы грифа)

Диодор в «Исторической библиотеке» говорит, что у египтян «царица имеет больше власти и получает больше почестей, чем царь»

Разводы были редки. Главной причиной развода являлось отсутствие детей. Если женщина выступала инициатором развода, она должна была вернуть мужу половину или треть имущества (суммы). Если же инициатором развода был мужчина, он терял все.

В одном из сохранившихся документов (своего рода брачном договоре) говорилось:

«Если я возненавижу тебя или если я полюблю другого мужчину, я верну тебе твое серебро и откажусь от какого-либо права на землю».

Такого рода договора были необходимы, ибо браки в Египте заключались не только между молодоженами.

Древнеегипетская игра «Сенет». Изображение из гробницы Нефертари, жены Рамзеса II. Далеко не каждый тогда мог прикоснуться к этому виду развлечений. Многие из первых настольных игр были дипломатическими подарками, обозначением статуса, прерогативой элиты.

Масперо пишет о положении тогдашней египтянки в таком духе, что ей, возможно, даже позавидуют некоторые современницы в Европе:

«Египтянка из простонародья и средних классов пользуется уважением и независимостью больше, чем где бы то ни было. Как дочь, она наследует от родителей долю, равную доле своих братьев; как жена, она истинная госпожа дома (нибит пи), чей муж является не более чем любимым гостем. Она уходит и возвращается, когда вздумается, разговаривает, с кем хочет, и никто в это не вмешивается; она показывается перед мужчинами с непокрытым лицом, в противоположность сирийкам, всегда закутанным более или менее плотной фатой».

И все же, признавая весомую роль женщин Египта, отметим и то, что мужчина занимал в иерархии первые места.

Египтяне обожали своих матерей, жен, невест, дочерей… Аббас Махмуд аль-Аккад писал:

«Мы не сможем понять, насколько египтянин консервативен или готов к бунту, если не поймем его любви к семье и его преданности традициям и семейным обычаям. Он консерватор в смысле сохранения семейного наследия, и во имя этого сохранения консерватизма он готов на восстание, чтобы защитить свои традиции. Египтянин может забыть все, за исключением чувства снисхождения, милосердия и норм поведения в своей семье».

Резиденция «супруги бога» была сооружена на западном берегу Нила, напротив Карнака;здесь некогда находилась одна из самых известных во всей стране школ для женщин- жриц

Мудрец времен Древнего царства Птахотеп, что оставил потомкам в назидание книгу мудрых советов, писал:

«Если ты человек высокого положения, тебе следует завести свой дом и любить свою жену, как это подобает. Наполняй ее желудок и одевай ее тело; покрывай ее кожу маслом. Пусть ее сердце радуется все время, пока ты жив, она - плодородное поле для своего господина. Ты не должен спорить с ней в суде; не выводи ее из себя. Делись с ней тем, что выпадает на твою долю; это надолго сохранит ее в твоем доме».

Другое изречение гласит:

«Если ты молодой человек и берешь себе жену и вводишь ее в свой дом, помни, что тебя родила и вырастила мать. Не доводи до того, чтобы жена стала тебя проклинать, обратилась бы с жалобой к богам и они бы ее услышали… Не обременяй жену опекой, если ты знаешь, что она в полном здравии… Побольше молчи и наблюдай - только так узнаешь ты ее способности».

Эти и иные признания указывают на уважительное и чрезвычайно бережное отношение мужчин Египта к своим женщинам и женам.

Семейные узы египтян крепки. Впервые в истории женщина тут встала вровень с мужчиной и семья стала строиться на основах взаимоуважения полов (с 2700-2500 гг. до н. э.).

Даже на загробном судилище значение отношения мужа к своей жене рассматривалось как один из важнейших факторов благовидной жизни. Мужу говорилось:

«Если ты мудр, оставайся дома, нежно люби свою жену, лелей и одевай ее хорошо, а также ласково успокаивай ее и выполняй ее желания. Если ты будешь далеко от нее, твоя семья развалится, поэтому раскрой ей свои объятия, позови ее, покажи ей всю свою любовь».

Нефертари и Анубис -бог мертвых, который делает ей «дыхание втягивающее жизненную. прану»

Хотя в повседневной жизни бывало всякое, видимо, мужья и поколачивали жен, но в целом семья - это святое.

Все египтяне - одна большая семья. Розанов даже утверждал:

«Египтяне открыли семью - семейность, семейственность». Далее он писал: «Чтобы открыть Египет, нужно было собственно в себе открыть семью »

С превеликим изумлением он пишет о том, что никто из корифеев египтологии - Бругш, Масперо и другие - не догадался в своих открытиях и трудах восславить и воспеть египетскую женщину, « мать, над которою подняты ручки». В этом восхвалении их семейных традиций Розанов категоричен:

«Только у египтян была МАТЬ, а у всех прочих мать».

Богиня космического порядка Маат охраняет своим крыльями картуш Нефертари

Eгиптяне умели ценить любовь женщины. Они отдавали должное ее искусству ублажать мужчин и доставлять ему высшее наслаждение. Женщины - источник любви, огня и света. В любовном плане о них можно сказать, что они прелестны, как нежный цветок распустившегося лотоса: они - те, из-за любви к которым и восходит солнце

Историческая справка: Рамзес II -муж царицы Нефертари, Сын Солна -Рамзес Великий

….При Рамзесе II Египет достиг своих максимальных границ. В последние годы правления Рамзес II был обожествлен как «Великая Душа Ра-Хорахте» — воплощение бога солнца на земле..

Правление Рамзеса II отразилось в произведениях многих античных историков (например Геродота, именующего его Рампсинит) и в Библии…

По сей день, не одному из правителей Египта не удалось. не повторить и не превзойти успех фараона Рамсеса II

редакция Светлана Фея


Усыпальница Нефертари, высеченная в скалах Долины цариц (QV66), является самым красивым памятником этого некрополя; ее росписи, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства. Росписи гробницы иллюстрируют некоторые главы книги «Речений Выхода в День» (Книги Мертвых) и показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд Осириса.
Восемнадцать ступеней ведут от вырубленного в скалах входа к внутренним покоям усыпальницы. Портик двери перед первой камерой сильно поврежден, но на его правой стороне все еще читаются титулы царицы:
«Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, упокоившаяся, Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут, Правогласная перед Осирисом».


Нефертари, играющая в сенет.

Первая камера гробницы «С» (5x5,2 м) снабжена вырезанным в стене столом для приношений. Ее стены покрыты изображениями - фрагментами 17 главы Книги Мертвых. Царица представлена в трех воплощениях: играющей в сенет, в виде души Ба и, наконец, почитающей Акера, львиноголового бога земли, одновременно являющегося горизонтом - символом возрождения солнечного божества.

Бену и богиня Нефтида.

Рядом показаны «душа Ра» - белоснежный феникс Бену, символизировавший вечное циклическое возвращение жизни, а также киоск, внутри которого на львиноголовом ложе возлежит мумия Нефертари; в изголовье и у ног мумию сопровождают две соколицы-плакальщицы - Нефтида и Исида. Бог нильской воды Хапи дарует Нефертари пальмовый лист, символизирующий миллионы лет и синкретический знак шен-уджат, гарантирующий умершей вечность и воскрешение. Рядом представлены Небесная Корова Нут и четверо сыновей Хора - охранителей покойной и ее внутренностей, положенных в канопы. Справа от входа в гробницу Нефертари предстает перед Осирисом и Анубисом. Она изображена входящей внутрь помещения, а лица богов, «владык Дуата», истинных обитателей этого места, показаны обращенными к выходу и идущей к ним царице. Нефертари облачена в великолепные белоснежные одежды из льна, которым был так славен Египет в древности; они подвязаны под грудью красным поясом в виде амулета тет - узла Исиды. На плечах Нефертари богатое ожерелье усех. На голове царицы парадный убор шути, состоящий из темно-синего парика, украшенного золотыми крыльями коршуна богини Мут, подставки, золотого солнечного диска и двух страусовых перьев.

План гробницы Нефертари.

Проход из первой камеры ведет в дополнительное помещение этого уровня. Проход «D» с двух сторон фланкируют фигуры стоящих Осириса и Анубиса; над дверью выписан фриз, состоящий из уреев, страусовых перьев, символов богини Маат, и человеческой фигуры в центре, опирающейся на уже упоминавшиеся синкретические амулеты шен-уджат. По сторонам прохода изображены две богини - Нейт и Селкет, дарующие Нефертари «защиту, жизнь, непоколебимость, власть, всю защиту, подобно Ра, навечно». Богини произносят магические заклинания и изречения для защиты царицы:
«Сказано Селкет, Госпожой Небес, Повелительницей всех богов. Я иду перед тобой, о (...) Нефертари (...) , Правогласная перед Осирисом, пребывающим в Абидосе; я даровала тебе пребывание в земле священной (Та-Джесерт), чтобы ты могла появиться победоносно в небесах подобно Ра».

Камера "Е"

Далее проход расширяется («E»); образовавшиеся при расширении пилястры украшены изображениями антропоморфного столба джед - символа Осириса, знака незыблемости и постоянства. С левой стороны прохода богиня Исида в ожерелье менат ведет царицу за руку к богу утреннего солнца Хепри, имеющему голову в виде скарабея;

Исида, ведущая Нефертари к Хепри.

Фрагмент той же сцены.

Справа Хор, сын Исиды, ведет умершую к престолам Ра-Хорахте и Хатхор, повелительницы фиванского некрополя. Между престолами Хепри и Хатхор находится дверь в боковую камеру (“G”). Над дверью парит богиня-коршун Нехбет, покровительница Верхнего Египта, сжимающая в руках символы вечности шен.

Хор, сын Исиды, ведущий Нефертари к Ра-Хорахте и Хатхор Иментет.

Фрагмент той же сцены.

Зрительная перспектива прохода через эту дверь завершается изображенными на противоположной стене сидящими спина к спине фигурами Атума и Осириса. Две фигуры богини Маат по внутренним сторонам двери символизируют проход в Чертог Двух Истин - зал, где проходит психостасия - суд богов и определение веса грехов, накопившихся в человеческом сердце.
Камера «G» (3x5 м) содержит изображения предстояний Нефертари перед Птахом, владыкой Мемфиса и Тотом, повелителем «божественных изречений» - письма, а также магии.
«Вот, великая, которая видит отца своего, повелителя письма Тота. Вот, я прихожу с душой, могучая, знающая Писания Тота... Принесите мне сосуд, принесите мне палетку Тота с их тайнами в них. О, боги! Вот я писец... Принесите мне принадлежности для письма, чтобы я могла воплощать приказы Осириса, великого бога, прекрасно каждый день... О Ра-Хорахте, я буду следовать Истине, я постигну Истину».

Нефертари перед Тотом.
На длинной восточной стене камеры «G» показаны богатые дары: мясо, хлеба, овощи, которые жертвует Осирису и Атуму Нефертари, держащая в правой руке скипетр хереп.

Осирис и Атум.

Сцена жертвоприношения Атуму.

Два великих божества - олицетворение бессмертия и создатель вселенной объединены здесь в практически симметричной композиции. Следующая сцена, иллюстрирующая 148 главу Книги Мертвых, занимает всю южную стену камеры. В обрамлении знака неба и скипетров уас в двух регистрах изображены семь коров и бык, перед каждым из которых находится небольшой алтарь с приношениями. Все животные «идут» по направлению к царице, стоящей в позе адорации.

Нефертари в позе адорации перед священными быком и коровами.

Текст 148 главы говорит о предназначении этих семи коров снабжать дух умершей молоком и хлебом. Здесь же упоминаются рулевые весла, которые помогают умершей плыть среди звезд. Ни один из врагов царицы не узнает ее благодаря этим «именным» веслам и богу Ра - рулевому ладьи.

Священные коровы, бык и весла.

Рядом с фигурой царицы находится одна из самых знаменитых сцен гробницы: божество в виде мумии с головой овна, увенчанное солнечным диском, стоит на небольшом подиуме; с двух сторон его поддерживают Нефтида и Исида. На каждой - белый парик афнет с длинным концом, повязанный красными лентами. Между фигурами богинь и овноголовым божеством находятся две колонки текста «Это Осирис, упокоившийся в Ра» и «Это Ра, упокоившийся в Осирисе».

Ра и Осирис как предвечное божество.

Сцена отличается высочайшим качеством исполнения и очень важна с теологической точки зрения, иллюстрируя, как уже упоминалось, центральную идею египетских заупокойных текстов - соединение Ра и Осириса в виде единого предвечного божества.
Нисходящий проход ведет из камеры «С» на низший уровень помещений гробницы. По обеим сторонам двери прохода на парных столбах джед изображены картуши царицы в сопровождении богинь Уаджет и Нехбет в образе змей с геральдической атрибутикой Нижнего и Верхнего Египта соответственно. Сама лестница имеет длину 7,5 метров. Изображения каждой стены разделены на два треугольных регистра. Верхний левый регистр показывает подношение царицей священных сосудов немсет богиням Хатхор, Селкет и крылатой Маат.

Нефертари перед Хатхор и Селкет.

На аналогичной сцене правого регистра присутствуют Исида, Нефтида, и симметрично расположенная Маат, между крыльями которой показан шен - символ вечности и имя царицы в картуше, форма которого, как известно, произошла от этого знака. На образованных в скале у обеих дверей коридора «полках» имеются изображения двух антропоморфных символов Осириса джед (верхний уровень лестницы) и богини Нейт и Селкет (нижний уровень лестницы). Джед, как знак незыблемости, постоянства является в этом случае могучим столпом «небес» - темно-синего потолка, покрытого золотистыми звездами ночного неба. В нижних регистрах стен бог Анубис в образе шакала и коленопреклоненные на знаках золота неб Исида и Нефтида.

Анубис. Расписанный рельеф стены лестницы.

Руки обеих возложены на знаки шен. Рядом помещены объемные тексты-заклинания, которые являют собой неповторимые образцы каллиграфии:
«Слова сказанные Анубисом Имиутом, великим богом, пребывающим в земле священной (Та-Джесерт). Я иду перед тобой, о великая царская супруга, госпожа обеих земель, владычица Верхнего и Нижнего Египта, Упокоившаяся, Нефертари, возлюбленная Мут, правогласная перед Осирисом, великим богом, пребывающим на Западе. Я иду перед тобой и я даровал тебе место в земле священной, дабы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно твоему отцу Ра. Возложи диадемы поверх головы своей. Исида и Нефтида наградили тебя и создали твою красоту, как у твоего отца, чтобы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно Ра, чтобы ты могла осветить Игерет своими лучами. Великий сонм богов на земле даровал место тебе. Нут, мать твоя, приветствует тебя, подобно тому, как она приветствует Ра-Хорахте. Да возвеселятся души Пе и Буто, подобно тому, как они возрадовались твоему отцу, пребывающему на Западе... Подойди к матери своей и воссядь на престоле Осириса. Да примут тебя владыки земли священной. Да возрадуется навеки сердце твое, о великая жена царская... Нефертари... правогласная перед Осирисом».
Грандиозный образ летящей богини Маат венчает пространство над дверью, ведущей в «Золотой покой» - погребальную камеру гробницы «К»(10,4x8,2 м). Низкие «скамьи» по всему периметру помещения когда-то были предназначены для погребального инвентаря. Стены камеры покрыты изображениями, иллюстрирующими 144 и 146 главы Книги Мертвых, и содержат в себе описание царства Осириса. Царица предстает перед стражами загробного мира и верно называет имена духов и названия врат потусторонних областей.

Страж врат иного мира.

Верх стен орнаментирован фризом хекер; бесчисленные звезды ночного неба покрывают потолок. Углубление, бывшее местом для саркофага находилось в середине помещения, обрамленное четырьмя столбами. Шестнадцать плоскостей столбов сохранили великолепные сцены предстояния Нефертари перед божествами - Анубисом, Исидой, Хатхор, могучие столбы джед, а также фигуры двух жрецов заупокойного культа - Хора Иунмутефа («Хор-Опора-Матери-Своей») и Хора Неджитефа («Хор-Защитник-Отца-Своего»).

Нефертари и Хатхор фиванская. Рельеф на столбе в погребальной камере.

Воплощения Хора, сына Исиды, жрецы в леопардовых шкурах, представляют Нефертари Осирису:
«Слова, сказанные Хором Иунмутефом. Я твой сын возлюбленный, мой отец Осирис. Я пришел, дабы почтить тебя. Навечно поверг я для тебя врагов твоих. Да разрешишь ты дочери своей возлюбленной, великой супруге царской... Нефертари, возлюбленной Мут, правогласной, остаться в сонме великих божеств, тех, что сопровождают Осириса..».
На двух плоскостях столбов лицом по направлению к входу в камеру изображен Осирис, царь сонма богов. На обеих сценах он стоит на небольшом постаменте внутри желтого наоса. На его голове - корона атеф, в его руках - скипетр хекет и плеть нехеху. На плечах великого бога ожерелье усех, он повязан красным поясом, символом своей супруги Исиды. Внутри наосов рядом с Осирисом находятся эмблемы Анубиса Имиут, состоящие из деревянной подставки и леопардовой шкуры.

Погребальная камера. Хор Иунмутеф и Хор Неджитеф перед Осирисом.

Осирис на одном из столбов.

В левой стене камеры вырезана небольшая ниша для каноп. Ее стены украшены изображениями Анубиса и духов, сыновей Хора, покровителей каноп; на центральной стене сохранилось изображение крылатой богини неба Нут со знаками вечной жизни анх в руках.
С трех сторон погребальной камеры имеются проходы в небольшие боковые помещения («М», «Q», «О»), предназначавшиеся для хранения погребального инвентаря. Декорировка лучше всего сохранилась в камере «М». Дверной проход фланкируют изображения богинь Уаджет и Нехбет в виде змей, покоящихся на столбах джед. На стенах - образы антропоморфного Осириса-Джеда со скипетрами уас в руках, сама Нефертари в виде мумии, Исида и Нефтида с четырьмя сыновьями Хора. Под их защитой царица «следует» к изображению легендарного дома Осириса в Абидосе.

Осирис, Хатхор Иментет, Анубис. Рельеф стены погребальной камеры.
На стенах камеры «О» сохранились сильно поврежденные изображения царицы, произносящей молитвы перед Хатхор Владычицей Запада. С правой стороны Нефертари предстает перед Исидой и Анубисом, восседающими на тронах. Два алтаря с цветами и хлебом стоят перед божествами. Центральная стена заполнена крылатой фигурой Маат. Сохранившийся фрагмент текста от лица богини говорит о «сотворении места для царицы в доме Амона». Возможно, здесь находилась статуя Нефертари.
Декорировка камеры «Q» практически не сохранилась. Фигура Исиды на южной стене, фрагменты процессии богов, столб джед между двумя амулетами Исиды тет - таковы основные образы из этого помещения, дошедшие до нашего времени.
Известно, что мастерами, создавшими обычными инструментами при свете особых, не коптящих масляных ламп гробницы Рамсеса II, Нефертари и их детей были «начальник работ» Неферхотеп Старший, Небнефер, Неферхотеп Младший, Каха и его сын Инерхау. За работами следили писцы Рамосе, Кенхерхепешеф, Аменемопе и Хеви.

Эрнесто Скьяпарелли.

Усыпальница Нефертари была обнаружена в 1904 году итальянской археологической экспедицией под руководством Эрнесто Скьяпарелли.

Во время реставрации.

Во время реставрации.

Плохое качество известняка, в котором вырублена гробница, а также соленые почвенные воды привели к тому, что к 70-м годам нашего века росписи уникального памятника находились под угрозой исчезновения. Специальный реставрационный проект «Нефертари» Египетской Службы древностей и Института Консервации Поля Гетти, осуществленный с 1986 по 1992 год, стал одной из важнейших работ XX века по сохранению наследия древности. Уникальные методы реставрации позволили вновь открыть гробницу для посетителей в ноябре 1995 года.

Руки Нефертари и богини. Расписанный рельеф одного из столбов погребальной камеры.

Долина цариц и священный грот богини Хатхор.

(с) Цит. по: Солкин В.В. Солнце властителей. Древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов. М., 2000, сноски опущены.
(с) фото - Guillermo Aldana и др.

Ввиду того, что у нас на форуме Ассоциации возникла дискуссия о женах Рамсеса Великого, а площадка журнала куда удобнее для размещения старых материалов, предлагаю Вашему вниманию свою старую статью, которая была написана по мотивам моего выступления на одной из конференций ИВ РАН, посвященной юбилею М.Э. Матье и М.А. Коростовцева...

Нефертари. Фрагмент расписанного рельефа в гробнице Нефертари в Долине цариц. XIX династия. (с) фото - SCA

100-летию со дня рождения М. Э. Матье посвящается…

Труды Милицы Эдвиновны Матье, выдающегося российского востоковеда, посвященные мифологии и искусству древнего Египта имеют одну удивительную и редкую особенность: несмотря на десятилетия, прошедшие со времени их издания, они остаются поистине кладезем полезнейшей и оригинальной информации как для специалистов-египтологов, так и для всех интересующихся прошлым долины Нила. В своих фундаментальных искусствоведческих работах, которые до настоящего времени так и не были превзойдены в российской египтологии, М.Э. Матье, истинный историк по призванию, одновременно заложила основы глубокого исторического анализа наследия древнеегипетской цивилизации, сопряженного с источниковедением. Именно благодаря этому вниманию не только к письменным, но и к изобразительным источникам, М.Э.Матье порой высказывала во многом новаторские предположения, которые с течением времени подтверждались все новыми и новыми археологическими находками и исследованиями специалистов. В этой связи не стала исключением для интересов М.Э. Матье и древнеегипетская цивилизация второй половины Нового царства. В своих работах “Искусство Фив и Мемфиса времени XIX древнеегипетской династии” [i] и “Искусство древнего Египта” , она впервые в российской историографии высказала гипотезу о необходимости рассмотрения всей жизни Египта эпохи Рамессидов через призму контактов, взаимодействия и исконного противостояния двух крупнейших политических, религиозных и культурных центров страны – Мемфиса и Фив. Именно в этом ключе в настоящей статье мне хотелось бы сравнить биографии двух выдающихся женщин двора Рамсеса II – “великих супруг царских” Нефертари и Иситнофрет.

Первой законной женой молодого Рамсеса II была знаменитая красавица Нефертари “возлюбленная Мут”, считавшаяся царицей, как свидетельствует надпись в гробнице жреца Амона Небуненефа, уже в первый год самостоятельного правления супруга. Удивительно, но о происхождении царицы практически ничего не известно. Некоторые ранние авторы считали, что Нефертари была сестрой Рамсеса II [v] , однако эта гипотеза абсолютно не подтверждается источниками. В титулатуре царицы отсутствует какое-либо указание на то, что она была дочерью царя; титул rt pat свидетельствовал лишь, что она принадлежала к кругу высшей придворной знати и, видимо, происходила из семьи, хорошо знакомой представителям царского дома. Истории известны лишь две женщины дома Рамсеса II, носившие титул “сестры царя” – это Тиа , супруг которой, также Тиа, был смотрителем Рамессеума, и Хенутмира, изображенная у ног колосса матери Рамсеса, царицы Туйи из собрания музея в Ватикане.

Сохранилось большое количество памятников связанных с царицей Нефертари. Она предстает рядом с царем на обратной стороне пилона в Луксоре рядом с надписью, датированной третьим годом правления Рамсеса; царица бессменно изображалась рядом с колоссами супруга до тех пор, пока в этом качестве ее не сменили принцессы, после ее смерти ставшие царицами – Бентанат и Меритамон. [x] Великолепная по отделке, но очень сильно поврежденная статуя Нефертари хранится в Брюсселе. Она показана стоящей рядом со знаменитым скульптурным изображением Рамсеса из Туринского музея. Предположительно Нефертари изображает и знаменитая статуя “неизвестной” царицы из Берлинского музея. Наконец, грандиозный храм Ибшек был посвящен Нефертари в Абу-Симбеле в Нубии, к северу от святилища самого Рамсеса II . Фасад святилища украшен с обеих сторон от входа парными колоссальными фигурами Рамсеса, между которых стоят колоссы самой Нефертари в образе богини Хатхор.

Во внутренних помещениях святилища царице посвящено столько же внимания, сколько и ее супругу. Подобной чести египетская царица удостаивалась лишь однажды: фараон XVIII династии Аменхотеп III воздвиг для своей знаменитой супруги Тейе храм в Седеинге, где она почиталась, подобно Нефертари, как богиня Хатхор.

После заключения мирного договора между Египтом и хеттским государством в 1259 г. до н.э. (21-й год Рамсеса II), видимо, активно участвовавшая в политической жизни страны, Нефертари установила дружественную переписку с хеттской царицей Пудухепой.

В 24-м году правления Рамсеса II строительство грандиозных храмов в Абу-Симбеле было завершено. Для освящения комплекса и основания культов божеств царский флот отплыл из Фив в Нубию. Рамсеса и Нефертари сопровождали царевна Меритамон и “царский сын Куша” Хеканахт. Об этом событии повествует стела Хеканахта, высеченная в скалах рядом с храмами. Вельможа изображен подносящим дары царице, сидящей на троне. Это было последнее событие, связанное с именем рано умершей красавицы Нефертари.

В 1904 году Эрнесто Скьяпарелли совершил свое величайшее открытие, обнаружив знаменитую гробницу Нефертари, высеченную в скалах Долины цариц и являющуюся самым красивым памятником этого некрополя; ее росписи, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства. Увы, усыпальница была ограблена еще в древности и то немногое, что осталось археологам – разбитая крышка гранитного саркофага, тростниковые сандалии, фрагмент золотого браслета и несколько амулетов – хранится в настоящее время в собрании Египетского музея в Турине. Несмотря на всю скудность обнаруженного материала одна, на первый взгляд, совсем не примечательная находка вызвала нескончаемые дискуссии и гипотезы: известняковая, покрытая фаянсовой глазурью “пуговица” для опечатывания ларца или сундука, найденная в погребальной камере гробницы, носила на себе имя Эйе. Предпоследний царь XVIII династии, Эйе всей своей жизнью и карьерой был связан с наследием амарнской религиозной реформой и семьей фараона Эхнатона. Его супруга, Тейе, была кормилицей, а вероятно, и матерью царицы Нефертити, в то время как вторая (?) дочь, Мутноджемет имела статус придворной дамы и “сестры супруги царской” при Эхнатоне, а, кроме того, впоследствии стала женой последнего царя династии – Хоремхеба.

Ушебти царицы Нефертари, найденные в ее гробнице Э. Скьяпарелли. Дерево, смола, краска. Турин, Египетский музей. (с) фото мое, 2004 г.

Безусловно, что такой памятник не мог попасть в число вещей погребального инвентаря гробницы царицы случайно, и, скорее всего, доказывает тот факт, что покойный царь приходился ей родственником, хотя, конечно, это не более чем еще одна гипотеза. В любом случае, Нефертари по возрастным характеристикам не могла быть дочерью Эйе – Хоремхеб, унаследовавший после него престол, правил двадцать шесть лет. Если к этим годам добавить годы правления Рамсеса I и Сети I, становится ясно, что царица могла быть в лучшем случае лишь внучкой Эйе. Несмотря на то, что подобное утверждение может быть окончательно доказано или опровергнуто лишь в случае находки новых археологических памятников, компрометирующее родство с семьей “врага из Ахетатона”, как при Рамессидах называли фараона-еретика, могло бы объяснить, почему царица так тщательно избегала в надписях упоминания о своих родителях.

Если предположить, что Нефертари могла бы быть внучкой Эйе, то невольно возникает вопрос о том, дочерью кого из детей последнего она могла бы быть. Ввиду того, что вопрос о детях Эйе все еще остается открытым, вспомним, что помимо дочерей – Нефертити (?) и Мутноджемет у Эйе мог быть и сын. В Египетском музее в Каире хранятся два памятника – фрагменты знаменитой разбитой скульптурной группы военачальника Нахтмина и его супруги , а также хорошо сохранившаяся статуя не такого высокого художественного уровня, изображающая этого же вельможу. Мать Нахтмина, Иуйа, была “почитательницей Мина” и “певицей Исиды” в храмах Ахмима. Военный высочайшего ранга уже во времена правления Тутанхамона, связанный именем и родственниками с городом Ахмимом, Нахтмин, именуемый в текстах “сыном царя от плоти его”, был, судя по всему, сыном Эйе, не сумевшим по каким-то неизвестным нам причинам занять престол после смерти отца. Можно предположить, что царица могла бы быть внучкой Эйе, дочерью высокопоставленного военачальника Нахтмина, если учесть, какую тесную привязанность испытывали к городу Мина и Исиды дочери Нефертари, особенно старшая, принцесса Меритамон, великолепный семиметровый колосс которой был обнаружен в 1981 году в Ахмиме египетскими археологами. Учитывая все вышеприведенные факты, как и то, что памятники с именем Нефертари встречаются в основном в Верхнем Египте, можно с уверенностью говорит о том, что своими корнями царица восходила к знатнейшим семьям знати столицы и крупных близлежащих религиозных центров страны. В том же, что Рамсес II сделал своей главной супругой не принцессу, но просто знатную даму нет ничего удивительного: его мать, царица Туйа, обожествленная еще при жизни как ипостась богини Мут, происходила отнюдь не из царской семьи. Родители великой супруги Сети I хорошо известны: военачальник Райа и его супруга Руйа занимали достаточно высокие посты при дворе. Подобная традиция, возможно, может быть объяснена тем, что первые фараоны Рамессиды всячески подчёркивалисвоё нецарское происхождение, словно гордясь отсутствием близких родственников с сомнительными амарнским происхождением и <вычеркнув> амарнских царей из абидосского царского списка – перечня своих царственных предков. В этой ситуации царица Нефертари была исключением из столь демонстративного правила, что только ещё раз объясняет причину её вынужденного молчания. Вспомним еще один интереснейший факт: в эпоху уничтожения всего, что в той или иной мере могло бы быть связано с Эхнатоном и его преемниками, Рамсес II уважительно сохранил тексты с упоминанием Эйе у входа во второй двор Луксорского храма. Была ли это невнимательность, злостное упущение или же тайная дань уважения родственнику любимой супруги?

Царица Исетнофрет, сотрясающая систры перед Таурт, Тотом и Нут. Прорисовка стелы из Гебель эль-Сильсилэ. LD, Abt III, Band 7, Bl. 175.

Второй великой царской супругой Рамсеса II была Иситнофрет, ставшая супругой Рамсеса II практически одновременно с Нефертари, однако, находившаяся в тени вплоть до кончины последней. И вновь мы сталкиваемся с тем, что ничего не знаем о ее происхождении. Среди ее титулов, как и у Нефертари, отсутствует эпитет “дочь царя” – в ее жилах не текла кровь фараонов. Ввиду того, что ее старшая дочь Бентанат носила сирийское имя, многие специалисты предполагали, что Иситнофрет не была египтянкой; однако эта гипотеза чересчур сомнительна. Интересно, что ушебти Бентанат были найдены экспедицией Дж. Мартина в Саккара, в гробнице, которая была подготовлена для Хоремхеба, когда он еще был только вельможей. Хорошо известно, что Бентанат была похоронена в Фивах; ее гробница, к сожалению, сильно пострадавшая от пожара, обнаружена в Долине цариц. Как тогда объяснить присутствие ее погребального инвентаря в гробнице человека, которого судьба сделала фараоном на стыке двух колоссальных династий? Не было ли какого-либо родства между Хоремхебом и матерью Бентанат, царицей Иситнофрет?

Исетнофрет, Хаэмуас и Бентанат, вместе с Рамсесом II перед Птахом и Нефертумом. Прорисовка стелы из Гебель эль-Сильсилэ. LD, Abt III, Band 7, Bl 174.

Сам Хоремхеб происходил из города Гераклеополя, его родители неизвестны. Вступив на престол, он приказал высечь в гранитных скалах Гебель эль-Сильсилэ скальное святилище, посвященное Хапи – божеству разлива. Внутри сохранилось множество рельефных дополнений декорировки, выполненных при Рамессидах. Если образ Нефертари здесь отсутствует полностью, то Иситнофрет, наоборот, изображена неоднократно вместе с супругом. Было ли это намеренное подчеркивание родственных отношений, сказать сегодня крайне сложно. Во всяком случае, это место – одно из двух на юге страны, где присутствует Иситнофрет, все основные памятники которой связаны с севером Египта.

Исетнофрет и Хаэмуас вместе с Рамсесом II перед Хнумом. Прорисовка стелы из Гебель эль-Сильсилэ. LD, Abt III, Band 7, Bl. 175.

Иситнофрет показана вместе с Рамсесом II на стеле из Асуана, установленной в этом месте в честь второго празднования церемонии сед Рамсеса, на 33-34 году его правления. На этом памятнике, как, впрочем, почти на всех других, где встречается ее имя, она была изображена, видимо, благодаря усилиям своего знаменитого сына, Хаэмуаса, занимавшего пост верховного жреца бога Птаха в Мемфисе. Сам Рамсес уделял ей удивительно мало внимания. Известны замечательные скульптурные изображения царицы Иситнофрет – нижняя часть кварцитовой статуи превосходной отделки с рельефной фигурой принца Хаэмуаса сбоку (E 7500) и песчаниковый бюст (E 5924) – хранятся в Королевском музее искусства и истории в Брюсселе. Однако чести быть изображенной у колоссов супруга ее не удостаивали.

Приблизительно на 34-м году правления супруга Иситнофрет скончалась. Гробница царицы не идентифицирована. Совершенно несостоятельным представляется известное предположение, что Иситнофрет могла быть похоронена в шахте одной из незавершенных гробниц Долины цариц, особенно если учесть ту тщательность, с которой мастерами были выполнены гробницы цариц Туйи и Нефертари, а также усыпальницы всех принцесс дома Рамсеса. А могла ли царица Иситнофрет быть похороненной вне Долины цариц? На первый взгляд такой факт был бы абсолютным исключением из правил, так как практически все остальные супруги и дочери Рамсеса II обрели свое последнее земное пристанище именно в этом некрополе, носившем в древности название “Место красоты”. Впрочем, если обратиться к последующей истории XIX династии, то выяснится, что некоторые исключения, хотя и связанные с более поздними царицами, все же были. Все они связаны с погребением цариц по соседству – в Долине царей. Во-первых, это Тахат, супруга Сети II и мать Аменмесеса, а также жена последнего – царица Бакетверенре, для которых была частично изменена декорировка KV10 – гробницы Аменмесеса ; во вторых – супруга Сети II, царица Таусерт, после смерти наследников мужа захватившая престол (KV 14).

В тексте одного из остраконов Каирского музея (JE 72460), обнаруженного Говардом Картером в Долине царей, упоминаются гробница некоей Иситнофрет и одного из сыновей Рамсеса, Мериатума, сооружение гробниц для которых было завершено фиванскими мастерами. В тексте даже есть даже указание того расстояния, на котором гробницы находились друг от друга – 104,6 м. Следует отметить, что гробница принца Мериатума, в которой он был похоронен вместе с несколькими своими братьями, найдена, причем не где-нибудь, а в Долине царей. Вывод один: либо гробница великой царицы до сих пор не найдена в Долине царей, либо речь идет о другой, второй Иситнофрет – дочери или даже внучке Рамсеса II, по какой-то причине погребенной в одной из незавершенных гробниц некрополя; в пользу последней гипотезы свидетельствует тот факт, что в тексте остракона перед именем Иситнофрет отсутствуют какие-либо титулы, что вряд ли было бы приемлемо по отношению к “великой супруге царской”. Кроме того, как совершенно справедливо отмечает К. Леблан, к XX веку весь ландшафт Долины царей в результате постоянной перекопки настолько изменились со времени правления Рамессидов, что о каком либо поиске гипотетической гробницы при помощи древних указаний сегодня говорить не приходится.

При анализе памятников, связанных с именем второй супруги Рамсеса Великого, в глаза бросается странное отсутствие надписей с ее упоминанием в Фивах вообще; она ни разу не была упомянута в текстах Карнака, Луксора или Рамессеума. Ее имя всего лишь однажды встречается в текстах заупокойного храма ее сына, Мернептаха.

Наоборот, в районе Мемфиса памятники, связанные с царицей, довольно многочисленны. В Саккара, в секторе Серапеума, экспедицией Ибрагима Али в 1986 году были выявлены блоки сооружения, возведенного здесь в честь царицы ее сыном Хаэмуасом; на этих блоках сохранились не только титулы и имя царицы, но и ее изображения. Отметим также, что на нескольких рельефах из этого святилища рядом с нильскими духами пятого и седьмого номов Нижнего Египта там, где в картуше должно было быть выписано имя царя, присутствует имя Иситнофрет; кроме того, какое либо упоминание о юге страны здесь отсутствует. Не отсюда ли происходит небольшая скульптурная группа , проданная в 1842 году в Лувр Н. Л’Отом, текст которой как нельзя лучше подтверждает исконные связи царицы с некрополем Мемфиса? В этой скульптурной группе Иситнофрет изображена вместе со своими сыновьями – “царским писцом, военачальником, царским сыном Рамсесом, правогласным” и “царским сыном, жрецом сем Птаха, Хаэмуасом, правогласным”. Надпись, типичная для заупокойных текстов, представляет собой молитву царя за свою супругу, чтобы она получила право достойного пребывания в мире ином:

“Жертва, которую дает царь Сокар-Осирису, владыке Анхтауи в отдохновении земли прекрасного Запада в Хут-Ка-хенем-нечеру , что скрывает тело распростертое временем жизни, объединяя его для вечности. Да живешь ты подобно Сириусу, о великая супруга царская, Иситнофрет! Да поднимешься ты в небеса звездные! Да воссоединишься ты с Орионом в месте этом! Да будешь ты выходить в облике звезды единственной меж бедер Нут, о Осирис-Иситнофрет, живущая, подобная тому, кто обрел защиту в Бусирисе!”

Суть этого текста не вызывает сомнений: это обращение к умершей Иситнофрет, которой посредством царской молитвы обеспечивается бессмертие и потустороннее существование в облике Исиды-Сириуса, появление которой на небе возвещало о новом паводке Нила и, соответственно, всеобщем возрождении. Этот красивый образ еще раз подчеркивает равенство в статусах между Иситнофрет и Нефертари: именно в облике Сириуса последняя была изображена на стене малого храма в Абу-Симбеле.

Упоминание же Сокар-Осириса, владыки Анхтауи – знаменитого района Мемфиса, издревле связанного с Ро-Сетау, путями, ведущими в мир иной, не только еще раз указывает на связь царицы с Мемфисом, но и то, что, возможно, ее гробница все еще покоится нетронутая или, по крайней мере, неизвестная археологам под песками одного из мемфисских некрополей. Это предположение подтверждается еще и тем фактом, что именно в районе Мемфиса были обнаружены стеатитовые, покрытые глазурью ушебти с титулами и именем “исчезнувшей” царицы , а также два фрагмента золотого ожерелья с именами Рамсеса II и “великой супруги царской” Иситнофрет.

Тот фактический материал, который мне удалось привести в этой небольшой статье, безусловно, не претендует на полноту и, увы, содержит в себе гораздо больше вопросов, чем ответов. Но все же, даже эти, столь фрагментарные источники, содержат в себе указания если не на происхождение и родственные связи двух великих цариц древности, то, по крайней мере, на те области Египта, к которым они тяготели. А если Нефертари принадлежала к родовой жреческой знати юга Египта, а Иситнофрет – к военной элите севера, то не были ли эти одновременные браки для Рамсеса II еще одной, попыткой “объединить” страну, которая уже спустя несколько десятилетий после его кончины находилась на грани политического кризиса и раскола на два враждующих лагеря? Ответ на этот вопрос можно будет дать лишь при продолжении археологических работ в Саккара, древнем некрополе Мемфиса, и знаменитой Долине цариц в Фивах.

[i] Труды ГЭ II. – Л., 1958. – С.27-41.

Матье М.Э. Искусство древнего Египта. – М.-Л., 1961. – С. 425-480.

Позднее это предположение М.Э. Матье было поддержано многими отечественными египтологами. В качестве примера см. Стучевский И.А. Рамсес II и Херихор. Из истории Египта эпохи Рамессидов. – М., 1984. – С. 36; Перепелкин Ю.Я. Древний Египет.// История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. II. – М., 1988. – С. 563.

Солкин В.В. Солнце Властителей. Древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов. – М., 2000. – С.85.

[v] Budge W. A History of Egypt. Vol. V. – London, 1902. – P.69; Gauthier H. Le Livre des Rois d’Egypte. Vol. III. – Le Caire, 1914. – P. 75-77.

Troy L. Patterns of Quenship in Ancient Egyptian Myth and History. – Uppsala, 1986. – P. 169 (19.5).

Martin G.T. The Hidden Tombs of Memphis. – London, 1992. – PP. 101-115.

Leblanc Ch. Nefertari, “L’aimйe-de-Mout”. Epouses, filles et fils de Ramsиs II. – Paris, 1999. – P. 246.

Schmidt H., Willeitner J. Nefertari. Gemahlin Ramses’II. – Mainz, 1994. – Abb.1.

[x] Например, колоссы в Луксоре: PM II, 304 (7), 311-312 (59) (61) (62) (67); 313 (70) (71); KRI II, 629-633; колоссы в Карнаке: PM II, 187 (582) (583); KRI II, 589-590.

Schmidt, Willeitner, 1994. – S. 21.

Ibid., s. 47.

Museumsinsel Berlin. Ägyptisches museum. – Mainz, 1991. – S. 146-147, № 88; Schmidt, Willeitner, 1994, s. 46.

Desroches Noblecourt Ch., Kuentz Ch., Le Petit Temple d’Abou Simbel. CEDAE, – Le Caire, 1968. 2 Vol.

Aménophis III: le Pharaon-Soleil. – Paris, 1993. – PP. 89-90.

Schmidt, Willeitner, 1994, s. 63.

Ibid., s. 50, Abb.63, 65.

После реставрации гробница Нефертари стала предметом многочисленных исследований и публикаций: Siliotti A., Leblanc Ch., Nefertari e la Valle delle Regine. – Firenze, 1993; Schiaparelli E., Relazione sui lavori della Missione Archaeologica Italiana in Egitto, anni 1903-1920, Vol. I: Esplorazione della “Valle delle Regine” nella necropoli di Tebe. – Torino, 1924; Thausing G., Goedicke H., Nofretari. – Graz, 1971; Dondelinger E., Der Jenseitsweg der Nofretari. Bilder aus dem Grab einer ägyptischen Königin. – Graz, 1973; La reconstitution photographique de la tombe de Nofretari.// Ramsиs le Grand. Catalogue. Galéries Nationales du Grand Palais. – Paris, 1976, pp. 207-221; Mc Donald J. House of Eternity: the Tomb of Nefertari. – London, 1996. Солкин В.В., 2000. – С.88-92.

Schmidt H., Willeitner J. Nefertari. Gemahlin Ramses’II. – Mainz, 1994. – S.12.

Saleh M., Sourouzian H., The Egyptian Museum Cairo. The Official Catalogue. – Mainz, 1987. N 195.

Leblanc Ch., Nefertari “L’aimйe-de-Mout”. Epouses, filles et fils de Ramsиs II. – Paris, 1999. – P. 25.

Ibid., p. 25-27.

Yahia El-Masry, Seven Seasons of Excavations in Akhmim.// Orientalia Lovaniensia Analecta 82. Proceedings of the Seventh International Congress of Egyptologists. (Cambridge). – Leuven, 1998. – PP. 759-765; Freed R., Ramesses the Great. – Memphis, 1987. – P.28.

В этом контексте стоит вспомнить тот факт, что знать Фив и Ахмима уже давно находилась в родственных отношениях; вспомним хотя бы тот факт, что именно из этого города происходили Иуйа и Туйа, родители знаменитой супруги Аменхотепа III, царицы Тейе.

Sourouzian H., Les Monuments du roi Merenptah. – Mainz, 1989. – P. 2-6.

Martin, 1992, p. 82.

QV71. См: Groff W., La fille de Pharaon. – Le Caire, 1896. – PP. 306-309, 312-23; Desroches Noblecourt Ch., Abou-Simbel, Ramsиs, et les dames de la Couronne.// Fragments of a Shattered Visage, Monographs of the Institute of Egyptian Art and Archaeology, I (1991). – Memphis, 1993. – PP. 134-140.

Leblanc,1999, p.142.

Schmidt, Willeitner, 1994, s. 27, 60.

Ibid., s. 28-29.

Ibid., s. 27-29.

Krauss R. Untersuchungen zu König Amenmesse // SAK 5 (1977), s. 137-140.

Altenmüller H. Bemerkungen zu den neu gefundenen Daten im Grab der Königin Twosre (KV 14) im Tal der Könige von Theben.// After Tut’ankhamun. Research and Excavation in the Royal Necropolis at Thebes. – London, 1992. – PP. 141-164.

Leblanc, 1999, p. 86.

Weeks K., Les mystиres de la tombe N 5. // Le Monde de la Bible, N 102 (1997), pp. 51-52.

Известно несколько рамессидских принцесс, носивших это имя. Так, Иситнофрет (II), дочь Рамсеса II, присутствует в процессиях принцесс Абидоса и Луксора, а также изображена в Абу-Симбеле; она стала супругой своего брата Мернептаха. Именно ей Х. Сурузян приписывает упоминание в остраконе, что, впрочем, весьма сомнительно. Мумия другой Иситнофрет, также царской дочери, найденная в Ахмиме, была идентифицирована Г. Масперо и в настоящее время хранится в Испании (см. Llagostera E. The Mummy of a Daughter of Ramesses II in Madrid. // Orientalia Lovaniensia Analecta 82. Proceedings of the Seventh International Congress of Egyptologists. (Cambridge). – Leuven, 1998. – PP. 691-696). Принцесса Иситнофрет (III), дочь Хаэмуаса, изображена на одной из статуй принца, найденной в районе Мединет Маади и хранящейся в замке Сфорцо в Милане. См. Gomaа F. Chaemwese, Sohn Ramses’ II und Hoherpriester von Memphis. – Wiesbaden, 1973, s. 85. Вероятнее всего, именно ее имел в виду автор текста Каирского остракона JE 72460. Об этой принцессе см. также Солкин, 2000, с. 95-96.

Тем не менее, сам факт упоминания гробницы Иситнофрет в тексте остракона вызвал очень оживленную дискуссию в литературе: Иernэ J. A Community of Workmen at Thebes in the Ramesside Period. – Cairo, 1973. – P. 82; Desroches Noblecourt, 1993, p. 132.

Leblanc Ch., 1999, p. 172.

Ibrahim Aly M. A propos du prince Khвemouaset et de sa mиre Isetneferet. Noveaux documents provenant du Sйrapйum. // MDAIK 49, 1993, p. 100-105.

Лувр Е.2272. Leblanc Ch. Isis-Nofret, sa famille et Nefertari. // BIFAO 93 (1993), pp. 314-316.

Обитель Ка соединяющегося с богами – еще один топоним, обозначающий часть мемфисского некрополя. См. Gauthier H. Dictionnaire des noms gйographiques contenus dans les textes hiйroglyphiques. Vol. IV. – Le Caire, 1928. – P. 139.

Pierret P. Recueil d’inscriptions inйdites du musйe du Louvre. Vol. II. – Paris, 1878. – P. 84.

Desroches Noblecourt Ch. Ramsиs II: la vиritable histoire. – Paris, 1996. – P.279.

Leblanc, 1999, p. 246.

Ibid., p. 173.

Цит. по: Солкин В.В. Нефертари и Иситнофрет: «великие супруги царские» и внутренняя политика Рамсеса II // «Взаимодействие мировых цивилизаций: история и современность». Материалы конференции кафедры всеобщей истории РУДН. М., 2001. С. 137–144.

Долина Цариц – это памятник древности в Египте, который представляет не меньший интерес для туристов, чем известная Долина Царей. Именно здесь можно познакомиться с удивительной историей загадочной царицы Нефертари Маренмут и дополнить путешествие в Страну Фараонов еще одним ярким и незабываемым впечатлением.

История Долины Цариц

Долина Цариц представляет собой один из царских некрополей в Египте. Она находится недалеко от Долины Царей, на западном берегу реки Нил, в Луксоре (в древности на этом месте была расположена древняя столица Египта – город Фивы). Раньше она носила название Та-Сет-Неферов, в переводе «место для царских детей». Здесь были похоронены не только жены царей, но и наследников престола, так и не ставшие правителями. Долина Цариц также знаменита тем, что здесь было обнаружено место, в котором жрецы готовили усопшего к погребению и проводили ритуальные действия.

Археологи и историки обнаружили в Долине Цариц порядка 80 захоронений детей и жен правителей Страны Пирамид, а также некоторых знатных персон. В разные годы они были варварски разграблены и сожжены, а в части гробниц даже оборудовали стойла для скота.

Считается, что эти захоронения основаны в период с 1550 по 1070 год до нашей эры. Попасть в Долину Цариц можно, пройдя через ущелье с памятными стелами в честь победоносных военных походов египетского фараона Рамзеса III. Здесь же можно увидеть молитвенные обращения к одним из главных божеств в Древнем Египте – Осирису и Анубису.


Гробница Нефертари Маренмут

Захоронение супруги фараона Рамзеса Великого царицы Нефертари – это самая впечатляющая усыпальница, которой знаменита Долина Цариц, расположенная в Луксоре. Она была раскопана в 1904 году, но первые посетители попали туда почти на 100 лет позже – лишь в 1995 году. Все это время продолжалось изучение иероглифов на стенах этой роскошной гробницы. Надо сказать, что ежедневно в нее впускают не более 150 посетителей. Дело в том, что массовые посещения туристов могут нарушить микроклимат в помещении, а это губительно скажется на украшениях стен усыпальницы. Делать в этом месте фото и видео не разрешается.

Колоритные полихромные фрески, которые украшают стены захоронения царицы Нефертари в Долине Цариц, сохранились до наших дней в отличном состоянии. До сих пор считается, что именно эти изображения дали миру наиболее полную и обстоятельную информацию о Древнем Египте. Существует видео, в котором прекрасно видно, какими яркими остались цвета древних фресок даже спустя тысячелетия.

Нефертари Маренмут в переводе означает «прекраснейшая возлюбленная Мут». Царица Нефертари обладала невиданным могуществом с самых первых дней вступления на престол фараона Рамзеса II. Ее происхождение до сих покрыто завесой тайны, но с недавних пор считается, что она была знатной дамой из семьи Эйе, к которой относился и один из последних правителей XVIII династии. Скорее всего, Нефертари скрывала свое родство с этим семейством, боясь, что таким образом может скомпрометировать себя.


Образ этой выдающейся женщины изображен на огромном количестве исторических памятников, найденных в Египте. Чаще всего ее изображали рядом со статуями ее царственного супруга, рядом с ним она и на пилоне одного из храмов в Луксоре. Эти изображения и надписи о ней датированы третьим годом правления Рамзеса II.

Как правило, на рельефах, найденных при раскопках в Луксоре, царственные супруги изображались рядом с фараонами, но их рост был настолько мал, что едва доходил супругу до колена. Однако фасад Малого храма, находящегося в Абу-Симбеле и посвященного богине Хатхор, украшен огромными статуями царицы Нефертари — такими же по высоте, как и статуи Рамзеса. Это явно свидетельствует о том, какое положение занимала эта женщина в государстве и в сердце великого фараона.



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными