Краткая история развития русской зоологии. Конспект урока "История развития зоологии

Краткая история развития русской зоологии. Конспект урока "История развития зоологии

Научная зоология берет начало в Древней Греции и связана с трудами Аристотеля . Он описал около 500 видов животных, разделив их на две группы: с кровью и без крови. К первой группе Аристотель относил всех высших животных: зверей, птиц, гадов и рыб; ко второй группе - низших животных: насекомых, раков, моллюсков. червей и др. Так впервые были разделены животные на позвоночных и беспозвоночных . Основной труд Аристотеля, который определил дальнейшее развитие зоологии, - «История животных» .

Средние века немного прибавили к познанию животного мира. В Средние века зоологическая наука развивалась в связи с конкретными практическими задачами : содержанием и разведением животных, охотой на зверей и птиц.

Накопленный к концу XVI в. материал о фауне различных частей Земли потребовал их систематизации и обобщения . Из подобных обобщающих-зоологических работ наибольшую ценность представляет многотомная сводка швейцарского ученого К- Геспера «История животных » - подлинная энциклопедия для того времени данных о животном мире.

Также наибольшее значение для дальнейшего развития зоологии имели труды Карла Линнея , положившие начало современной классификации животного мира и современным научным названиям растений и животных.

Большие заслуги в развитии идей эволюции животных принадлежат французскому естествоиспытателю Ламарку . Он развил и усовершенствовал систематику животных, предложенную К. Линнеем, проделал работу по изучению беспозвоночных, а также ввел идею об изменяемости видов описанную в работе “Философия зоологии”

Окончательно победили идеи эволюции в биологии после опубликования Ч. Дарвином (1809-1882) его основного труда «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь » (1859). В этой замечательной работе Ч. Дарвин не только доказал существование изменчивости видов и эволюции всего органического мира, но и вскрыл причины этого процесса. Он объяснил целесообразность организации и приспособленность живых существ как результат действия длительного естественного или искусственного отбора - важнейшего фактора эволюции. Победа теории эволюции в биологии послужила мощным стимулом к развитию всех отраслей зоологии.

В нашей стране зоология имеет длительную и славную историю. Еще в первых русских книгах («Русская правда» и др.) есть упоминания о многих животных, обитавших в Древней Руси. Но широкое развитие зоологические исследования получили в России в XVIII в., когда Академия наук организовала серию далеких экспедиций для изучения природы различных районов страны. Академик П. Паллас (1741 -1811) совершил путешествие в Поволжье, Сибирь, Казахстан и на Урал, С. Стеллер (1709-1746) - на Дальний Восток, С. Гмелин (1745-1774) - на юг Европейской России, И. Гюльденштедт (1745-1781) - на Кавказ, И. Лепехин (1740-1802) - по центральным и северным областям страны. Ими были собраны большие зоологические коллекции и проведено много наблюдений за животными посещенных районов. На основе этих материалов П. Паллас создал капитальный труд «Русско-Азиатская зоография », в котором дал описание всех известных в то время позвоночных животных русской фауны.

Наука продолжает успешно развиваться и сегодня.

    Основные признаки типа Хордовые животные. Основные таксонометрические единицы, включая классы.

Несмотря на огромное разнообразие для всех представителей типа хордовые, для них характерны следующие черты строения:

Наличие в течении всей жизни или на одной из фаз развития хорды , играющей роль внутреннего осевого скелета. Она имеет энтодермальное происхождение и представляет собой упругий стержень, окруженный соединительнотканной оболочкой. У большинства позвоночных животных в ходе индивидуального развития она вытесняется позвоночным столбом.

Центральная нервная система имеет форму трубки , внутренняя полость которой называется невроцелем . Нервная трубка имеет эктодермальное происхождение и лежит над хордой. У позвоночных животных она дифференцирует на 2 отдела: головной и спинной мозг.

Передний отдел пищеварительной трубки – глотка – пронизан открывающимися наружу жаберными отверстиями и выполняют 2 функции: участка пищеварительного тракта и дыхание. У наземных животных образуются у зародышей, но вскоре зарастают.

Пульсирующий отдел кровеносной системы – сердце – расположен на брюшной стороне тела, под хордой и пищеварительной трубкой.

Схема строения головохордовых на примере Ланцетника: 1 - утолщение нервной трубки спереди («мозг»); 2 - хорда; 3 - спинной нервный тяж («спинной мозг»); 4 - хвостовой плавник; 5 - анус; 6 - пищеварительный канал; 7 - кровеносная система; 8 - выходное отверстие околожаберной полости (атриопор); 9 - околожаберная полость; 10 - глоточные (жаберные) щели; 11 - глотка; 12 - ротовая полость; 13 - околоротовые щупальца; 14 - ротовое отверстие; 15 - половые железы (семенники или яичники); 16 - глазки Гессе; 17 - нервы; 18 - метаплевральная складка; 19 - слепой печёночный вырост. Дыхание (газообмен): синей стрелкой указан вход воды, богатой кислородом, а красными - выход обогащённой углекислым газом.

Вторичноротые животные, полость тела вторичная (целом)

Кровеносная система замкнутая, кровь окисляется в специализированных органах дыхания (жабрах или легких).

Двусторонняя (билатеральная) симметрия тела. строение тела.

Метамерия отчетливо выражена у зародышей и низших хордовых.

У высших имеется хрящевой или костный скелет

Классификация :

ТИП - ХОРДОВЫЕ- CHORDATA 1. ПОДТИП – CEPHALOCHORDATA – головохордовые 1.1. КЛАСС LEPTOCARDII (AMPHIOXI)- ЛАНЦЕТНИКИ – 2. ПОДТИП - ОБОЛОЧНИКИ - TUNICATA ИЛИ ЛИЧИНОЧНОХОРДОВЫЕ -UROCHORDATA

  • 2.1. КЛАСС ASCIDIAE – АСЦИДИИ КЛАССSALPIAE – САЛЬПЫ 2.2. КЛАСС APPENDICULARIAE - АППЕНДИКУЛЯРИИ – 3. ПОДТИП -CRANIATA – ЧЕРЕПНЫЕ или VERTEBRATA- ПОЗВОНОЧНЫЕ 3.1. НАДКЛАСС Бесчелюстные – Agnatha 3.1.1. КЛАСС CEPHALASPIDOMORFI (PETRAMIZONTES) – МИНОГИ 3.1.2. КЛАСС MYXINI – МИКСИНЫ 3.2. НАДКЛАСС GNATHOSTOMATA –ЧЕЛЮСТНОРОТЫЕ, ПЕРВИЧНОВОДНЫЕ ЖИВОТНЫЕ - ANAMNIA 3.2.2. Группа PISCES - РЫБЫ 3.2.2.1. КЛАСС CHODRICHTHYES - ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ 3.2.2.2. КЛАСС OSTEICHTHYIES - КОСТНЫЕ РЫБЫ - 4. ПЕРВИЧНОНАЗЕМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ – AMNIOTA - 4.1. НАДКЛАСС TETRAPODA – ЧЕТВЕРОНОГИЕ 4.2. КЛАСС AMPHIBIA - ЗЕМНОВОДНЫЕ (АМФИБИИ) 4.3. КЛАСС REPTILIA - ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (РЕПТИЛИИ) 4.4. КЛАСС AVES – ПТИЦЫ 4.5. КЛАСС THERIA (MAMMALIA) –МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
  • *красным цветом указано количество видов

Урок №1. Введение. История развития зоологии

Урок с видеоматериалами разработан согласно требованиям ФГОС, подготовка к ЕГЭ, а также методические советы и рекомендации, справочные материалы, игро-вые и нестандартные варианты уроков, краткие энциклопедические сведения, упражнения и практические работы. За основу взята рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа)

Методическое пособие разработки уроков биологии 7класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии : Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся умений по-строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала (с. 3—7 учебника), знакомство со структурой учебника, справочным материалом по предложенному учителем алгоритму; индивидуальная работа — составление таблицы «История развития зоологии как науки» с последующей взаимопро-веркой; работа в парах или малых груп-пах — классификация животных при консультативной помощи учителя с по-следующей взаимопроверкой, выполне-ние заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой.

Планируемые результаты

Предметные

Научиться объяснять зна-чения понятий: зоология, систематические категории; описывать представления древних людей о живот-ных, пользуясь данными археологии; оценивать вклад ученых Древнего мира и Средних веков в развитие представлений о животных; осознавать необходимость систематизации информации для удобства ее изучения; ха-рактеризовать систематиче-скую категорию, выделяя ее составляющие; классифици-ровать животных, пользуясь современными систематиче-скими категориями.

Метапредметные УУД

Познавательные: преобразо-вывать информацию из одной формы в другую; классифици-ровать объекты по заданным критериям.

Регулятивные: выделять обоб-щенный смысл и формальную структуру учебной задачи; вы-полнять задания по предложен-ному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Зоология - наука о животных, предмет ее изучения; этапы развития зоологии: донаучный и научный; методы изучения животных; многообразие животных, их широкое распространение по Земле; систематические категории царства животных; учебник «Животные»: его содержание, методический аппарат, правила работы с учебником.

Ход урока

Изучение нового материала

Краткая история развития зоологии. Основные этапы развития зоологии.

Люди испытывали интерес к окружающим их живых организмам с древних пор. Изучить их помогла такая наука как зоология. Как она возникла и на каком этапе развития находится сейчас?

Древние знания История развития науки «зоология» уходит корнями в давние времена. Уже до нашей эры люди были способны накопить достаточное количество знаний о том, какую роль могут играть животные, как они устроены и связаны между собой. Началом науки можно посчитать работы Аристотеля, древнегреческого философа и ученого. Он написал труды «О частях животных» и другие работы о истории и возникновении организмов, где описал 452 вида. Ему принадлежат также значимые открытия о строении живых организмов. Еще одним выдающимся ученым был Плиний Старший, создавший многотомную «Естественную историю». В этой книге он дал описания всех известных на тот момент человечеству животных. Это был лучший трактат, которым тогда могла пользоваться наука зоология.

История развития зоологии Современная зоология

Зоология наука о животных

Зоология - наука о животных , которая занимается изучением представителей соответствующего рода. Сюда можно отнести все типы организмов, питающихся пищей с содержанием белка, углеводов и жиров. Такие виды отличаются от растений тем, что они постоянно синтезируют необходимые для жизни органические вещества из определенных источников.

Многие представители рода животных способны самостоятельно передвигаться. Грибы всегда считали растениями. Однако заметили, что у них есть способность поглощать органические вещества из внешних источников. Также существуют такие организмы, которые синтезируют крахмал из неорганических молекул. При этом они не имеют способности передвигаться. Иными словами, нельзя дать общее понятие и выделить альтернативные критерии между животными и растениями, так как их не существует.

Знания наших предков накапливались и передавались из поко-ления в поколение. Люди совершенствовали орудия лова и добычи, способы загонной охоты, сооружали гигантские постройки для содержания животных рядом со своими поселениями. При этом ос-ваивались новые варианты ис-пользования продуктов промысла и животноводства.

Зоология в древние и средние века. Первую попытку обобщить и систематизировать накопленные знания по зоологии предпринял известный греческий ученый Ари-стотель в IV в. до н. э. Слово зооло-гия — греческое, означающее «нау-ка о животных ».

В своем труде «История жи-вотных» Аристотель приводит све-дения о строении тела животных, половых различиях между ними, способах размножения, постройке гнезд. Он описал образ жизни, поведение, места обитания, спосо-бы и направления передвижения, спячку, линьку, питание различ-ных животных.

Аристотель составил первую систематическую сводку живот-ных, так называемую «Лестницу существ». Многие из его трудов за-тем были использованы другими учеными и значительно дополнены.

Эпоха Великих географиче-ских открытий позволила резко расширить знания о видовом со-ставе животного мира и привнес-ла в зоологию много легенд и вы-мыслов о мифических существах.

Изобретение книгопечатания позволило издавать научные тру-ды и расширило круг лиц, изучаю-щих зоологию.

В XVII в. Антони ван Левенгуком, голландцем по происхожде-нию, был изготовлен микроскоп, позволивший взглянуть на мир микроскопических организмов и начать его изучение.

Попытки описать всех известных животных и предложить их классификацию предпринимались неоднократно. Наиболее значи-мая из них была система Карла Линнея, предложенная в 1735 г. Она одинаково хорошо подходила для растений и животных.

Карл Линней

Поэтому в основных чертах сохранилась до настоящего времени. К. Линнеем было описано более 4 тыс. видов животных. Он ввел в науку систе-матические категории: класс, отряд, род, вид. Использование этих терминов и латинского языка для обозначения названий животных позволило избежать путаницы и дало возможность ученым разных стран понимать друг друга, описывая животных.

Принятое двойное название животных (родовое и видовое) по-зволяет сразу определить, о ком идет речь. Например: медведь бе-лый, заяц-русак, сова полярная, мышь-малютка. Вспомните мате-риал из учебника для 6 класса: такие же двойные названия даны и растениям, например: клевер ползучий, редька дикая.

Для того чтобы разобраться в огромном числе видов животных (их по разным оценкам от 1,5 до 4,5 млн), зоологи используют сис-тематические категории, схожие с ботаническими.

Классификация Линнея

Основной систематической категорией в биологии является вид. Более крупные систематические категории в зоологии — это род, семейство, отряд, класс, тип, царство.

Вот как выглядит один из примеров естественной классифика-ции животного мира:

Вид — Шимпанзе карликовый Род — Шимпанзе

Семейство — Человекообразные обезьяны

Отряд — Приматы

Класс — Млекопитающие

Подтип — Позвоночные

Тип — Хордовые

Царство — Животные

Постепенно раздвигали границы познания природы работы уче-ных, изучающих ископаемые останки. Такие находки позволили Ми-хаилу Васильевичу Ломоносову утверждать, что «видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были... как ныне находим, но великие происходили в нем перемены».

Благодаря изучению ископаемых животных, были описаны и воссозданы переходные формы между представителями некоторых классов позвоночных и доказано последовательное развитие живот-ного мира

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы

1.Как приобретало человечество зоологические знания?

2.О чем говорят наскальные рисунки?

3.Как ученые разбираются в многообразии животных?

4.В чем значение двойного названия животных? Приведите примеры таких названий.

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен

Зоология - это наука о животных

Хостинг презентаций

Тема: История развития зоологии. Современная зоология.

Цели:

1) образовательная: показать многообразие животного мира; выделить этапы развития зоологии; начать формирование представления о виде как систематической категории ;

2 ) развивающая: учить наблюдать, видеть необычное в окружающем обычном; прививать интерес к исследовательской деятельности;

3 ) воспитательная: воспитание любви к своей малой родине, научной работе на примере интересных фактов из жизни ученых и участии в археологической экспедиции.

Оборудование: учебник 7 класса «Биология. Животные» В.В. Латюшина, В.А. Шапкина,

Ход урока

1.Ориентировочно-мотивационный этап.

Актуализация знаний учащихся и постановка цели урока.

Планирование действий.

С сегодняшнего урока мы начинаем путешествие по новому миру живой природы – миру животных

(1 слайд.).

Давайте вспомним:

1) Как называется наука, изучающая живую природу?

2) Какие дисциплины составляют биологию? (2-6 слайды)

3) Раздел биологии, изучающий животных, называется зоология (греч. “зоо” - животное, “логос” - наука)

(7 слайд)

4) Как вы думаете, о чем мы будем говорить на первом уроке зоологии?

5) Корректирует ответы учащихся и направляет их к формулированию темы (слайд 8).

6) Что нового мы узнаем на сегодняшнем уроке?

7) Формулирование целей урока

(слайд 8) и составление плана работы (слайд 8)

1) Наука, изучающая живую природу, называется биологией.

2) Учащиеся называют разделы биологии

3) Запись определения “зоологии” в тетрадь.

4) Учащиеся дают свои варианты ответов.

5) Запись темы урока в тетрадь

6) Учащиеся дают свои варианты ответов.

7) Учащиеся записывают план в тетрадь

2. Операционный этап

Зоология – древнейшая наука. Пожалуй, она старше всех других наук. Животных, их образ жизни, повадки, строение тела человек начал изучать еще до того, как отделил себя от мира зверей и осознал человеком. Где бы ни селились люди, они должны были хорошо изучить окружающий их животный мир: насекомых, рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. От этого зависела жизнь каждого. Задолго до появления письменности люди изображали в наскальных рисунках тех животных, на которых охотились (слайд 9-12). Наскальные рисунки обнаружены также и на территории России - в Каповой пещере в Башкортостане

(слайд 13),

а также на территории Челябинской области – в знаменитой Игнатьевской пещере (слайд 14)

Рисунки сделаны красной охрой и принадлежат они неизвестному художнику Ледникового периода. Чтобы понять, что на камне рукой древнего человека нанесен рисунок, стены пещеры пришлось отмывать от толстого слоя копоти, скопившейся здесь за сотни лет от факелов и костров, керосиновых ламп и свечей, которыми пользовались все, кто посещал пещеру. После кропотливой работы по очистке стен перед археологами предстали изображения мамонта, щерстистого носорога, лошади и быка. Летом 2006 года археологические раскопки проводились в Ашинском районе – в пещере Козья (слайд 15).

Пока наскальные рисунки не обнаружены, зато обнаружено много фрагментов костей животных, обитавших в пещерах или принесенных древним человеком

(слайд 16–18).

Таким образом, знания людей о животных постепенно накапливались и, чтобы не запутаться в этом многообразии, человек предпринял попытки деления всех животных на группы, то есть классификации .

Как вы считаете, какой этап развития зоологии начинается с этого момента? (возвращение к плану урока).

Первую попытку систематизации животных сделал Аристотель.

Шло время. Началась эпоха Великих географических открытий, которая позволила расширить знания о видовом составе животного мира, а также привнесла в зоологию много легенд и вымыслов о мифических существах. С изобретением книгопечатания начали издаваться научные труды, а, следовательно, круг лиц, изучающих зоологию, расширился. Одним из таких людей оказался голландец Антонии Ван Левенгук.

Заслуга Левенгука состоит в том, что им был изготовлен микроскоп , позволивший взглянуть на мир микроскопических организмов и начать их изучение.

Попытки описать всех известных животных и предложить их классификацию предпринималась неоднократно. Наиболее значимая из них была система Карла Линнея, предложенная в 1735 году. Его системой мы пользовались в 6 классе. Давайте вспомним. (В ходе беседы проводится уточнение по вопросам: что такое вид?

По какому признаку распределяются растения по родам и семействам?

Что вы знаете о бинарной номенклатуре?)

(слайд 21)

Вклад Карла Линнея в зоологию и ботанику неоценим

(слайд 22).

Тысячи экспедиций снаряжались во все концы света, чтобы на месте узнавать о новых животных, об их жизни. К началу прошлого столетия исследователи изучили почти всех известных к тому времени животных, собрали великое множество фактов. Вот как сказал о загадках живой природы известный астроном Шепли : (слайд 23).

Казалось бы, что все нас окружающее давно известно и не представляет ничего интересного. Но это не так, стоит только внимательнее вглядеться в знакомое, чтобы узнать это знакомое с новой стороны. “Жить – чтобы узнавать” - таким должен быть девиз юного любителя зоологии

Ответы учащихся

Историческую справку об Аристотеле дают учащиеся (слайд 19)

Сообщение учащегося об Антонии Ван Левенгуке (слайд 20)

Ответы учащихся

( Вид - основная систематическая категория в биологии.

Бинарная номенклатура - обозначение видов животных, растений и микроорганизмов двумя латинскими словами: первое - название рода, второе – вид.

За каждым видом организмов закреплено одно латинское название (из двух слов), которое применяется во всех странах, независимо от местных названий. например, видовое название льва - Panthera leo (Panthera - означает название рода , leo - видовой эпитет), тигра - Panthera tigris. Из латинских обозначений этих животных видно, что львы и тигры относятся к одному роду, но к разным видам.

3. Заключительная часть

Работа по теме ( слайд 25,26)

Отвечают на вопросы

4. Рефлексия.

1.Что нового для себя узнали? 2.Чему научились?

3. Нарисуйте свое настроение в виде смайлика.

Ответы учащихся

5.Домашнее задание

Изучить §1,2

Ответить на вопросы стр. 7,9

Люди испытывали интерес к окружающим их живых организмам с древних пор. Изучить их помогла такая наука как зоология. Как она возникла и на каком этапе развития находится сейчас?

Древние знания

История развития науки «зоология» уходит корнями в давние времена. Уже люди были способны накопить достаточное количество знаний о том, какую роль могут играть животные, как они устроены и связаны между собой. Началом науки можно посчитать работы Аристотеля, древнегреческого философа и ученого. Он написал труды «О частях животных» и другие работы о истории и возникновении организмов, где описал 452 вида. Ему принадлежат также значимые открытия о строении живых организмов. Еще одним выдающимся ученым был Плиний Старший, создавший многотомную «Естественную историю». В этой книге он дал описания всех известных на тот момент человечеству животных. Это был лучший трактат, которым тогда могла пользоваться наука зоология.

Средневековье и Возрождение

Во времена феодализма Европа была сильно разобщена, а над обществом господствовала религия, которая тормозила развитие любых наук. Поэтому краткая история развития зоологии описывает этот период как момент абсолютного застоя. Никаких новых открытий и значимых трудов написано не было, изучением животных практически никто не занимался. Ситуация сильно изменилась во время Ренессанса. Перечисляя основные этапы развития зоологии, нельзя не упомянуть об том периоде, когда такие как Магеллан, Колумб и Марко Поло, позволили ученым сильно обогатить знания, привезя информацию о существах с далеких континентов, прежде неизвестных европейцам. Возрождение стало временем накопления знаний, которые требовали дальнейшей систематизации.

Время расцвета

Следующим периодом, который пережила наука зоология, стало время обобщения имеющихся знаний о фауне разных частей планеты. Самым выдающимся в этом плане стал швейцарский ученый Геспер, написавший обширную энциклопедию «История животных».

В семнадцатом веке был изобретен микроскоп. Краткая история развития зоологии отмечает этот момент как один из самых значимых. Ученые смогли открыть для себя новый мир мельчайших организмов, а также изучить тончайшие структуры органов многоклеточных. На этом поприще особенно выделяется голландский натуралист Левенгук, создавший четырехтомник «Тайны природы, открытые при помощи микроскопа». Именно он открыл существование инфузорий, изучил эритроциты и мышечную Другим серьезным ученым тех времен стал итальянец Малышги, описавший кровеносную систему и капилляры позвоночных, основательно изучивший выделительные органы и покровы разнообразных видов.

Появление новых отраслей

Краткая история развития зоологии будет неполной без описания периода, ставшего началом для многих современных ответвлений науки. До восемнадцатого века возникли такие разделы как и палеонтология, занимающаяся изучением ископаемых. Невероятное развитие случилось в сфере физиологии, где трудились ученые Сервет и Гарвей, детально описавшие систему кровообращения. Кювье разработал важный принцип корреляции, которым объяснялась связь внутренних органов и результаты воздействия на один из них в контексте всех остальных. Его значимыми работами являются «Царство животных» и «Иконография животного царства». Последняя включала 450 таблиц и 6200 рисунков, которые используются в учебной литературе даже сейчас. Еще одна важная книга - «Рассуждения о переворотах на поверхности и об изменениях, какие они произвели». Этот труд изложил теорию о распределении ископаемых по слоям планеты.

Открытия Дарвина

Следующим периодом, который включает в себя краткое развитие зоологии, является время изучения эволюционной теории и ее утверждение как основы всей науки. Люди заинтересовались идеями постепенного развития живой природы от простейших форм существ к сложным. Развитию этой теории поспособствовали не только открытия Дарвина, но и работы Швапна и Шлейдепа, которые позволили составить представление о единстве животного и растительного мира. Еще одним выдающимся ученым стал Ламарк. Он развил систематику, предложенную Линнеем, и тщательно изучил мир беспозвоночных. Работа «Философия зоологии», увидевшая свет в 1809 году, стала одной из важнейших в его карьере - в ней ученый опроверг метафизические воззрения о том, что животные всегда остаются неизменными, и целостно изложил теорию эволюции, в ходе которой организмы преображаются под воздействием внешних и внутренних процессов. Тимирязев считал эту теорию одной из самых всеобъемлющих, поэтому ее можно смело внести в список важных периодов, составляющих основные этапы развития зоологии.

Современный период

Завершается краткая история развития зоологии двадцатым и двадцать первым веком. Это время появления новых технологий изучения предмета, глобальных открытий и сильного разветвления науки. Развитие зоологии напрямую связано с ростом сельского хозяйства и животноводства, охотничьих промыслов и других подобных направлений. Кроме того, сказывается интерес к охране здоровья человека. На данный момент человечество владеет огромным количеством фактической и теоретической информации. Процесс дальнейшего получения данных идет путем создания хорошо оснащенных зоологических экспедиций, которые направляются в отдаленные районы планеты. Не менее значимыми являются работы на молекулярном и генетическом уровне, а также работы, изучающие животный мир с точки экологической безопасности и здоровья. Проблемы употребления в пищу мяса, эксперименты с клонированием и модификацией цепочек ДНК, а также разведение сельскохозяйственных видов, которые приводят к загрязнению окружающей среды, волнуют ученых в первую очередь. Поэтому перспективы дальнейшего развития стоит связывать именно с этими вопросами, которые определенно не потеряют актуальность для научного сообщества и в ближайшие несколько десятилетий.

С глубокой древности люди накапливали опыт использования естественных ресурсов, среди которых важную роль играли различные животные. Добывая их, они постепенно познавали жизнь и строение животных. Начало зоологии как науке положил знаменитый древнегреческий ученый и философ Аристотель (IV в. до н. э.). В своих работах «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных» и др. он дал описание 452 различных известных в то время животных. Значительный вклад Аристотель внес в изучение строения животных, рассматривая их части тела во взаимосвязи.

Походы римлян в далекие страны значительно обогатили науку знаниями о животных Северной Африки, Передней Азии и Европы. Древнеримский ученый Плиний Старший (23-79 гг. н.э.) в своей многотомной «Естественной истории» дал описание всех известных в то время животных.

В эпоху феодализма, когда Европа была разобщена на множество мелких владений феодалов, а господствующая над об­ществом религия тормозила развитие науки, изучение животных испытало период длительного застоя.

Великая эпоха Возрождения (XV-XVI вв.) была временем нового расцвета науки. Путешествия великих землепроходцев того времени - Колумба, Марко Поло, Магеллана и многих других - намного обогатили знания человечества о животном мире разных континентов.

Накопленный к концу XVI в. обширный материал о фауне различных частей Земли потребовал их систематизации и обобщения. Из подобных обобщающих-зоологических работ наибольшую ценность представляет многотомная сводка швейцарского ученого К- Геспера (1516 - 1565) «История животных» - подлинная энциклопедия для того времени данных о животном мире.

В XVII в. был создан микроскоп, который открыл перед зоологами обширный и удивительный мир мельчайших животных и позволил приступить к изучению тончайших структур органов многоклеточных животных. Из первых зоологических исследований с помощью микроскопа надо прежде всего отметить работы голландского натуралиста А. Левенгука (1632-1723), который опубликовал 4-томный труд «Тайны природы, открытые при помощи микроскопа». Им были открыты инфузории, описаны эритроциты, мышечная ткань высших животных и многое другое. Итальянский ученый М. Малышги (1628-1694) описал капилляры в кровеносной системе позвоночных животных, сделал цепные открытия в области микроскопического строения выдели­тельных органов и покровов различных животных.

В физиологии много сделали М. Сервет (1511 -1543) и особенно У. Гарвей (1578-1657), описавшие кровообращение у человека. В XVII-XVIII вв. зародились современная систематика животных и палеонтология. С именем Ж. Кювье (1769-1832) связана разработка принципа корреляции, согласно которому все части и органы животного организма находится в неразрывной связи друг с другом, и изменение одного из них влечет изменение остальных органов тела (об этом в общих чертах ранее писал Аристотель). Этим положением пользуются палеонтологи, восста­навливая целое животное па основе его останков, найденных в окаменелом состоянии. Из важнейших работ Ж. Кювье отметим «Царство животных» в 5 томах, «Иконография животного царст­ва» с 450 таблицами и 6200 рисунками, многие из которых исполь­зуются и в современной научной и учебной литературе, «Рассуждения о переворотах на поверхности земного шара и об изменениях, какие они произвели», «Исследования об ископаемых костях» (первое издание в 4 томах, четвертое-- в 10 томах). В «Рассуждениях...» излагаются теория катастроф, распределение ископаемых но слоям Земли и вместе с тем отказ признать смену фаун как результат эволюции.

XIX в. знаменуется утверждением идеи эволюции органического мира, постепенного развития всей живой природы от более простых форм к более сложным. Развитию идеи эволюции спо­собствовало и создание в 30-х годах XIX в. теории клеточного строения животных и растений (Т. Швапн, М. Шлейдеп), заложившей фундамент представления о единстве животного и растительного мира.

Большие заслуги в развитии идей эволюции животных принадлежат знаменитому французскому естествоиспытателю Ж. Ламарку (1744-1829). Он развил и усовершенствовал систематику животных, предложенную К. Линнеем, проделал большую работу по изучению беспозвоночных. Но особенно ценна работа Ламарка «Философия зоологии» (1809), в которой он выступает против метафизических воззрений большинства биологов того времени о неизменяемости видов животных и излагает первую целостную теорию эволюции живой природы. Ламарк утверждал, что все растения и животные постоянно изменяются и превращаются в новые формы под воздействием внешних условий и внутреннего, заложенного в каждом организме стремления к совершенство­ванию. К - А. Тимирязев считал основной труд Ламарка «Философия зоологии» произведением, в котором впервые вопрос о проис­хождении организмов обсуждается не мимоходом, а со всей необходимой широтой охвата, во всеоружии научных знаний того времени. Но, создав теорию эволюции животного мира, Ламарк дал ошибочное толкование причины этого процесса.

Окончательно победили идеи эволюции в биологии после опубликования Ч. Дарвином (1809-1882) его основного труда «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859). В этой замечательной работе Ч. Дарвин не только доказал существова­ние изменчивости видов и эволюции всего органического мира, но и вскрыл причины этого процесса. Он объяснил целесообразность организации и приспособленность живых существ как результат действия длительного естественного или искусственного отбора - важнейшего фактора эволюции. Теорию эволюции Дарвина высоко оценил В. И. Ленин, указавший, что Дарвин впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив из­меняемость видов и преемственность между ними.

Значение теории эволюции органического мира Ч. Дарвина для естествознания и, в частности, для зоологии огромно: было дано научное материалистическое объяснение строению и явлениям жизни животных. Нет такой отрасли зоологических знаний, в которой утверждение эволюционного учения не вызвало бы коренных изменений во взглядах ученых. Победа теории эволюции в биологии послужила мощным стимулом к развитию всех отраслей зоологии.

Быстрое развитие зоологических исследований в конце XIX в. и особенно в XX в. было тесно связано с ростом животноводства, рыбного и охотничьего промыслов и других отраслей сельского хозяйства, использующих данные зоологии. Развитие зоологической науки во многом способствовало росту и совершенствованию сельского хозяйства, охране здоровья человека. Накопление огромного фактического материала и теоретических построений, о животных и их жизни повлекло разделение зоологии в XIX в. и начале XX в. на ряд отраслей - зоология стала комплексной наукой.

В нашей стране зоология имеет длительную и славную историю. Еще в первых русских книгах («Русская правда» и др.) есть упоминания о многих животных, обитавших в Древней Руси. Но широкое развитие зоологические исследования получили в России в XVIII в., когда Академия наук организовала серию далеких экспедиций для изучения природы различных районов страны. Академик П. Паллас (1741 -1811) совершил путешествие в Поволжье, Сибирь, Казахстан и на Урал, С. Стеллер (1709-1746) - на Дальний Восток, С. Гмелин (1745-1774) - на юг Европейской России, И. Гюльденштедт (1745-1781) - на Кавказ, И. Лепехин (1740-1802) - по центральным и северным областям страны. Ими были собраны большие зоологические коллекции и проведено много наблюдений за животными посещенных районов. На основе этих материалов П. Паллас создал капитальный труд «Русско-Азиатская зоография», в котором дал описание всех известных в то время позвоночных животных русской фауны.

Изучение животного мира России продолжалось и в первой половине XIX в., когда многие ученые совершили ряд длитель­ных путешествий в разные отдаленные районы страны. Особенно плодотворной была трехлетняя поездка академика А. Ф. Мидден-дорфа (1815-1894), объехавшего почти всю Сибирь и в полном смысле слова «научно открывшего» ее для естествоиспытателей.

Большое значение для развития русской зоологической науки имели труды профессора Московского университета К - Рулье (1814 - 1858), в которых он развивал идеи единства организма животного и окружающей среды, стремился показать, что измене­ния условий жизни вызывают изменения животных. К. Рулье вы­ступал против метафизических взглядов Ж - Кювье и других уче­ных, отстаивающих теорию неизменности видов.

Ученик К - Рулье Н. А. Северцов (1827-1885) создал ряд замечательных работ по экологии и зоогеографии. В них он всегда подчеркивал необходимость изучения животных в связи со средой обитания. С риском для жизни Н. А. Северцов проник в горы и пустыни Средней Азии и дал " подробное описание фауны этой замечательной страны.

Большой вклад в зоологическую науку внес выдающийся рус­ский исследователь академик К - М. Бэр (1792-1876). Его заслу­женно считают одним из основоположников науки о развитии животных - эмбриологии. Огромное значение для развития рыбного промысла имели экспедиции К - М. Бэра на Каспийское и Азов­ское моря.

Особенно быстро стала развиваться русская зоологическая наука во второй половине XIX в. после опубликования Ч. Дарвином теории эволюции органической природы. Передовые ученые России - ботаник К. А. Тимирязев (1843-1920), зоологи A. О. Ковалевский (1840-1901), И. И. Мечников (1845-1916), B. О. Ковалевский (1842-1883) и др.- не только популяризировали и распространяли учение Дарвина, но и обогащали его своими исследованиями.

Во второй половине XIX и начале XX в. продолжалось экспе­диционное изучение фауны нашей страны и соседних с ней территорий. Таковы экспедиции Н. М. Пржевальского (1839-1888) и его учеников в Центральную Азию, Н. М. Кииповича (1862-1939) по морям России. Эти поездки значительно обогати­ли знания о фауне России.



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными