Всенощное бдение.

Всенощное бдение.

Свящ.: «Слава Святей…»

«Приидите, поклонимся…» - поется в алтаре

Псалом 103-й – поется

Ектения великая

«Блажен муж…»

Ектения малая

«Господи, воззвах…» [и стихи «Положи, Господи, хранение…»]

стихиры со стихами на 10:

7 – воскресных Октоиха

3 – святому Минеи

* Если св. «на 6» или «со славословием», то:

* если св. полиелейный или бденный, то:

Слава: святому Минеи (если есть )

И ныне: Богородичен Догматик гласа Октоиха

Вход с кадилом

«Свете Тихий…»

Прокимен дне – «Господь воцарися…»

* Если св.полиелейный или бденный, то после прокимна 3 паремии святому

Ектения сугубая

«Сподоби, Господи…»

Ектения просительная

Лития: поется стихира храма

(! Если св. «со славословием» и выше, то поются и стихиры св. с литии или стиховны)

свящ.: «Спаси, Боже…»

хор: Господи, помилуй 40 раз

свящ.: «Еще молимся…»

хор: Господи, помилуй 40 раз

свящ.: «Еще молимся…»

хор: Господи, помилуй 3 раза

свящ.: «Еще молимся…»

хор: Господи, помилуй 3 раза

Молитва «Владыко Многомилостиве…»

Стихиры на стиховне – воскресные Октоиха

Слава, и ныне: Богородичен

* Если святому в Минее есть Слава: на стиховне, то на И ныне: Богородичен по гласу Славы из 1-го приложения Минеи

«Ныне отпущаеши…»

Трисвятое по Отче наш

«Богородице Дево, радуйся…» трижды

* Если св. бденный, то: «Богородице Дево…» дважды , тропарь святому 1 раз

благословение хлебов (если была лития)

«Буди имя Господне…» трижды

Псалом 33-й поется до половины

свящ.: «Благословение Господне на вас…»

хор: «Аминь»

Пояснения к схеме великой вечерни воскресного всенощного бдения.

Начало воскресного всенощного бдения полагается при открытых царских вратах. В алтаре совершается каждение, священник, стоя перед престолом, возглашает начальный возглас всенощного бдения:

«Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков» , на что хор отвечает: «Аминь».

Начало может быть и следующее:

диакон или священник: «Востаните!»

хор: «Господи, Благослови»

свящ.: «Слава Святей…»

Вечерня всенощного бдения начинается сразу с возгласа утрени, так как вечерня переходит в утреню таким образом, что в начале её данный возглас не произносится.

«Приидите, поклонимся…» поется в алтаре священнослужителями , поется 4-е, дополнительное «Приидите, поклонимся и припадем Ему».

103-й псалом (он называется «предначинательный») поется . Этот псалом должен петься торжественно. Есть несколько вариантов исполнения. Например, один из древнейших: один певец поет стихи псалма, а хор к каждому стиху припевает один из припевов «Благословен еси, Господи», «Дивна дела Твоя, Господи», «Слава Ти, Господи, сотворившему вся». Можно часть стихов петь с припевами, а остальные прочитывать в тон. В современной практике поют несколько избранных стихов этого псалма с припевами, «Слава, и ныне: Аллилуйя, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды) ». В это время совершается каждение храма. Интересно отметить, что по Типикону каждение храма совершается еще до возгласа «Слава Святей…» в полной тишине.

Великая ектения

«Блажен муж…» поется. Это начальные слова 1-го псалма. По Уставу должна стихословится, т.е. петься вся 1-я кафизма Псалтири, припевая к каждому стиху троекратное «Аллилуия». 1-я Слава этой кафизмы должна петься на 8-й глас, остальные 2 – на глас Октоиха. После каждой Славы полагается малая ектения. В современной практике поют 6 избранных стихов 1-ой Славы с троекратным «Аллилуия», «Слава, и ныне…», «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды).

Малая ектения

«Господи, воззвах…» поется на глас Октоиха. Поются стихи «Положи, Господи, хранение…».

Стихиры на «Господи, воззвах…» на 10.

Если святой Минеи без знака, то воскресные стихиры Октоиха на 7 и стихиры святому на 3. Стихиры в Октоихе имеют наименования. Первые 3 - «воскресны», автором их является прп. Иоанн Дамаскин. Следующие 4 - «анатолиевы» или, более правильно, «восточны». По содержанию они тоже воскресные, а разницу в названиях можно объяснить неточным переводом с греческого языка. Последние 3 стихиры в честь Пресвятой Богородицы творение Павла Аморрейского. Они поются в том случае, если в храме нет Минеи и нет возможности спеть стихиры святому. Если святой Минеи имеет знак праздника, то соотношение стихир Октоиха и Минеи будет другое. Во время пения «Господи, воззвах…» и стихир совершается каждение.

«И ныне…» (или «Слава, и ныне», если святому нет стихиры на «Слава») Богородичен Догматик гласа Октоиха. Догматик – это песнопение, которое содержит догматическое учение о воплощении Господа Иисуса Христа и приснодевстве Богородицы Марии. Автором Догматиков является прп. Иоанн Дамаскин. Догматики напечатаны на ряду в Октоихе, а также в 1-ом приложении Минеи.

Вход с кадилом. При пении «И ныне…» отверзаются царские врата. Священник, которому предшествуют два свещеносца и диакон с кадилом, выходит северными дверями, читая молитву входа, и становится перед царскими вратами. По окончании пения диакон (или священник, если служит без диакона) «зна́менает кадилом ко царским две́рем крестообразно» и возглашает «Премудрость, про́сти». На вечерне вход с кадилом бывает бывает в Неделю, в праздники с полиелеем и бдением и др. Вход с кадилом предшествует произнесению Великого прокимна .

Хор поет: «Свете Тихий…»

диакон: «Вонмем», свящ.: «Мир всем»

[хор: «И духови твоему»] – по традиции некоторых храмов поется.

Диакон: «Премудрость. Прокимен глас шестый «Господь воцарися, в лепоту облечеся»». Как и все прокимны дня, он напечатан в Часослове, имеет три стиха. Интересно отметить, что по Типикону прокимен возглашает не священник или диакон, а канонарх. После исполнения прокимна царские врата закрываются.

Сугубая ектения (со слов «Рцем вси…»)

«Сподоби, Господи…»

Просительная ектения

Лития.

Лития.

С греческого лития переводится как усердное моление. Устав знает литии 4-х видов: 1) «лития вне монастыря» в некоторые Двунадесятые праздники; 2) лития на великой вечерне; 3) лития по окончании воскресной и праздничной утрени; 4) лития за упокой (после будничной вечерни и утрени). Общее у всех литий исхождение из храма, в первом случае полное, а в остальных – в притвор. Такое исхождение имеет несколько значений: 1) как перемена места молитвы для оживления молитвенного внимания; 2) миссия с целью сообщения благодати окружающему миру; 3) удалением из храма выражается наше недостоинство молиться в нем.

Первоначально лития была именно молитвой во время общественных бедствий в местах, подверженных этим бедствиям. Однако, уже в 3-ем веке существуют загородные процессии радостно-торжественного характера (не называвшиеся литией), которые особое развитие получили в Иерусалимской Церкви. Они совершались сначала по праздникам в местах соответствующих Священных событий (например, на Рождество Христово в Вифлееме). Примерно с 4-го века уже на каждой воскресной службе совершается лития, схожая с нынешней. Прототипом литии считаются древние агапы.

Нынешняя лития на великой вечерне есть наследие Иерусалимской праздничной литии с элементами покаянно-молитвенной литии . В теперешнем виде лития состоит из обрядов, песнопений и молитв .

1) Перед литией на середине храма поставляется столик (тетрапод, четвероножец), на нем блюдо с 5 хлеба́ми, сосуды с елеем (справа), вином (слева) и пшеницей (которые будут освящены в конце вечерни). Священнослужители выходят из алтаря царскими вратами (по Уставу – северными дверями при закрытых царских) и становятся в конце храма (по Уставу – в притворе), перед этим совершив каждение праздничной иконы и столика с веществами. Интересно отметить, что древние редакции Иерусалимского Устава указывали исхождение во время литии в другие храмы и молельни монастыря. На пути в каждый из храмов пелись его стихиры и в каждом произносилось одно литийное прошение. Заключение литии совершалось в главном храме.

2) Во время исхождения хор поет стихиру храма . Если святой со знаком «славословие» и выше, то на литии поются и стихиры святому. Какую именно из храмовых стихир петь на литии, Типикон не указывает. Если в службе храмового праздника есть стихиры на литии, то поется одна из них. Если служба святому храма не имеет таких стихир, то поется Слава с «Господи, воззвах» или на стиховне. Есть свидетельства о том, что можно из храмовых стихир выбрать стихиру того гласа, который приходится на данное воскресение. После стихиры храма на «Слава, и ныне…» положено петь Богородичен по гласу последней стихиры из 1-го приложения Минеи «на стиховне». Если храм Господский или Богородицы, то на «Слава, и ныне…» можно петь другую стихиру храма. В Типиконе нигде нет указаний о пении на литии стихир Богородице, напечатанных в Октоихе на «Господи, воззвах», Павла Аморрейского. Упоминания есть в Октоихе в 1-ом гласа, а также в старообрядческих уставах.

3) За стихирами следует моление, по строю являющееся ектенией из 4 прошений . Диакон (или священник, если служит без диакона) возглашает первое прошение «Спаси, Боже, люди Твоя…» о всем мире и особо о православных христианах , призывая в ходатаи Богоматерь, чины Ангелов и всех святых. В виду особого усердия молитвенных прошений литии, ответом на них является многократное «Господи, помилуй». После первого прошения хор поет «Господи, помилуй» 40 раз . Второе прошение «Еще молимся…» за духовную власть и всех наиболее нуждающихся в помощи Божией; хор поет «Господи, помилуй» 40 раз . Третье прошение «Еще молимся…» за весь мир и об избавлении его от бедствий ; хор поет «Господи, помилуй» 3 раза . Четвертое прошение «Еще молимся…» об услышании молитвы; хор поет «Господи, помилуй» 3 раза . Затем священник возглашает «Услыши ны, Боже Спасителю наш…» , хор «Аминь», священник (обратясь на запад) «Мир всем», хор «И духови твоему», диакон (или священник) «Главы наша Господеви приклоним», хор «Тебе, Господи», священник читает молитву «Владыко Многомилостиве…» , хор «Аминь». Относительно положения тела во время чтения этой молитвы в различных рукописях говорится по-разному – «преклоншим нам колена», «преклоншим главы», в Типиконе «И всем главы преклоншим и на землю приникшим. Иерей же зря к западом молится велегласно», а в современной практике принято просто наклонять голову. Интересно отметить, что в свое время на литии было 5 прошений, из которых второе за царствующий дом, а количество «Господи, помилуй» после каждого было 40-30-50-3-3.

В современной практике в приходских храмах лития в каждое воскресение не совершается, также 40-кратное «Господи, помилуй» заменяется 12-кратным.

Стихиры на стиховне. Поются 4 воскресные стихиры на стиховне Октоиха. Первая стихира поется без стиха, к остальным трем особые воскресные припевы, напечатанные на ряду. Эти три стихиры в Октоихе называются «по алфавиту» . Их автором является прп. Иоанн Дамаскин, и составлены они используя особый литературный прием – акростих (он же краестрочие и краегранесие). Начальные буквы алфавитных стихир всех гласов в греческом оригинале, разумеется, вместе составляют греческий алфавит , состоящий из 24 букв – гласов 8, а в каждом 3 алфавитные стихиры.

«Слава…» святому Минеи, если есть

«И ныне…» Богородичен из 1-го приложения Минеи по гласу Славы.

Если Славы святому нет, то «Слава, и ныне» Богородичен текущего гласа на ряду в Октоихе.

Стихиры Октоиха на стиховне в субботу на великой вечерне не соединяются (т.е. не поются из нескольких богослужебных книг, например, Октоиха и Минеи) и не заменяются другими стихирами . Исключением является 24-е декабря в Неделю и воскресные дни от Пасхи до Вознесения.

«Ныне отпущаеши…» по традиции поется.

Трисвятое по Отче наш

Тропарь глас 4-й «Богородице Дево, радуйся…» поется трижды. Этот тропарь Божией Матери составлен из радостного приветствия Ей Ангела и праведной Елизаветы, к которым присоединены и новозаветные христианские «Богородице; Дево; Марие; Яко Спаса родила еси душ наших». Есть древнее предание, что Благовещение было вечером, может быть, поэтому этот тропарь поется на вечернях. В начале пения этого тропаря отверзаются царские врата (если выход на литию был совершен через северные двери или, если литии не было вовсе), диакон трижды кадит столик с веществами с четырех сторон, настоятеля и столик спереди.

Благословение хлебо́в. После пения тропарей диакон: «Господу помолимся», хор: «Господи, помилуй», священник читает молитву «Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебо́в и пять тысящ насытивый…». Пред словами «…Сам благослови…», по одной из практик, священник одним хлебом знаменует прочие вещества. При исчислении веществ «…хлебы сия, пшеницу, вино и елей…» священник рукой указывает на них. В этой молитве он просит Господа благословить предложенные вещества и освятить вкушающих от них. В Типиконе перечисляются различные благодатные свойства освященных веществ – «уставляют огне́вицу (т.е. горячку), тряса́вицу (лихорадку) отгонят, и всяк недуг и всяку болезнь исцелевают, мыши (моль) от жит отгонят». Освященные хлебы и вино необходимо употреблять в пищу, елей класть в пищу, пшеницу молоть или сеять. Не полагается уже освященные вещества снова освящать на другом бдении.

Хор: «Аминь» и

«Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» трижды.

33-й псалом до половины (до «…Не лишатся всякаго блага»)

Псалом пелся до половины, в связи с чтением Святого Апостола в этом месте. Таким образом, первая половина 33-го псалма хвалебнославословная, а вторая часть учительная.

По Уставу в этом месте службы должен быть такой элемент богослужения, как чтение . Такое чтение должно совершаться на воскресном бдении 7 раз – после вечерни, 1-й и 2-й кафизм, полиелея, по 3-й и 6-й песней канона и утрени. Читаются следующие книги: Деяния и Послания апостольские, Апокалипсис, толкование на Св. Писание, сочинения святых отцов духовно-нравственного содержания, жития святых. Во время слушания чтения молящимся предлагались благословленные хлеб и вино для подкрепления сил телесных на предстоящее бдение. Указание на особого рода чтение для Бдения можно найти в второй главе Типикона.

Священник, с солеи благословляя молящихся, произносит: «Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков», хор поет: «Аминь». Царские врата затворяются.

УТРЕНЯ

воскресного всенощного бдения

Шестопсалмие. Есть традиция в праздники «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» трижды и «Господи, устне́ мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» дважды перед шестопсалмием не читать, а петь.

Великая ектения

«Бог Господь…» со стихами. Поется на глас воскресного тропаря.

Тропарь воскресный гласа дважды. Этот тропарь вместе с Богородичном напечатан в Октоихе в конце великой вечерни; воскресные тропари всех гласов собраны и напечатаны в Часослове и Следованной Псалтири. Есть мнение в литургической науке, что сугубость пения тропаря, связанно с усиленным молением всей утрени.

Именно этот воскресный тропарь читается на часах и поется на Литургии ;

«Слава…» тропарь святому Минеи;

«И ныне…» Богородичен из 3-го приложения Минеи по гласу тропаря святого.

со стихами воскресные Октоиха «по 1-ом стихословии».

Кафизма рядовая, малая ектения, седальны со стихами воскресные Октоиха «по 2-ом стихословии».

Малые ектении на утрени после кафизм положены в Неделю, в праздники со славословием, полиелеем и бдением, в субботы, в предпразднства и попразднства и др.

Полиелей – «Хвалите Имя Господне…» поется, отверзаются царские врата, совершается каждение храма. Это хвалебные 134-й и 135-й псалмы. Слово полиелей переводится с греческого как «многомилостиво», так как в этих псалмах очень часто повторяются слова, обращенные к Господу «…яко в век милость Его». По Уставу полиелей должен исполняться очень торжественно: поются стихи псалмов, к каждому стиху 134-го псалма прибавляя припев «Аллилуия», а к стихам 135-го псалма – «Аллилуия, Аллилуия, яко в век милость Его. Аллилуия.

В современной практике обычно поют 4 избранных стиха этого псалма – «Хвалите имя Господне…», «Благословен Господь от Сиона…», «Исповедайтеся Господеви…» и «Исповедайтеся Богу Небесному…».

Интересно отметить, что по Уставу в этом месте воскресной утрени в так называемый «зимний период» (от отдания Воздвижения до Фоминой Недели) должны петься Непорочны и тропари «Ангельский собор», а после них Полиелей. В «летний» же период должны петься только Непорочны - 17-я кафизма или 118-й псалом полностью без припевов. Название псалма от первой строчки - «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни». Это песнопение тоже составлено, применяя акростих. 118-й псалом содержит 176 стихов, разделенных на 22 отдела по числу букв еврейского алфавита. Все 8 стихов каждого из отделов начинаются, в еврейском оригинале, на одну букву. Этот псалом пророк Давид составил как азбуку для своего сына Соломона.

Тропари воскресные «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Ангельский собор удивися…». Эти тропари напечатаны в Часослове, а также в приложении Октоиха и называются «тропари по непорочнах». Их название как раз свидетельствует, что перед ними поются «Непорочны».

Малая ектения.

Ипакои́. Название этого древнего песнопения, напечатанного на ряду в Октоихе, происходить от глагола «прислушиваться, отвечать, быть послушным», автор неизвестен. Кроме воскресной утрени ипакои́ поются и на некоторых других службах по 3-й песни канона, например, на Рождество Христово, Богоявление, Неделю Ваий, Пасху, Успение и др.

Степенны . Это песнопения общеназидательного аскетического содержания, составленные по образцу псалмов Давидовых 119-132. В Псалтири эти псалмы озаглавлены «Песни степеней» потому, что, по предположениям исследователей, эти псалмы могли петься 1) возвращающимися из плена евреями; 2) паломниками, идущими в Иерусалим; 3) предназначались для пения на 15 ступенях Иерусалимского храма. Автором степеннов некоторые считают прп. Иоанна Дамаскина, а другие прп. Феодора Студита. В каждом гласе напечатано по три антифона, только в 8-ом четыре. Каждый антифон состоит из 3 тропарей, последний из которых посвящен Св. Духу. Образ исполнения : поются подряд первых 2 тропаря, Слава, и ныне: тропарь Св. Духу.

В современной практике в некоторых приходских храмах степенны гласа, к сожалению, заменяют 1-ым антифоном 4-го гласа «От юности моея…».

Прокимен утрени воскресный настоящего гласа. Напечатан на ряду в Октоихе со стихом. Диакон: «Вонмем. Премудрость. Прокимен глас…» и исполняется прокимен как обычно.

Диакон: «Господу помолимся», хор: «Господи, помилуй», свящ.: «Яко Свят еси…», хор: «Аминь»,

Диак.: «Всякое дыхание да хвалит Господа», исполняется со стихом по принципу прокимна.

Диак.: «И о сподобитися нам слышания Святаго Евангелия Господа Бога молим», хор: «Господи, помилуй» трижды,

диак.: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия»

свящ.: «Мир всем», хор: «И духови твоему»,

свящ.: «От …(имя Евангелиста) Святаго Евангелия чтение», хор: , диак.: «Вонмем».

пономарь выносит свечу и ставит у амвона

По Уставу священник в алтаре читает Евангелие воскресное , одно из 11 по числу явлений Господа Иисуса Христа после Своего Воскресения. Которое из 11 Евангелий нужно читать, можно определить по Столпам Евангельским, напечатанным в приложении Октоиха и Типикона, а также указано в Православном Календаре на каждый год.

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе»

«Воскресение Христово видевше…» поется на 6-й глас. Текст полностью напечатан в Октоихе в 1-ом гласе на ряду. В течение всего богослужебного года поется 1 раз, а во всю Светлую седмицу и в воскресные дни от Пасхи до отдания Пасхи – трижды. Кроме воскресных дней поется еще на Воздвижение, Лазареву Субботу. Не поется в том случае, если в воскресение случится Двунадесятый Господский праздник. По уставу Евангелие выносится на амвон и священник через подол фелони держит Его лицом к народу как самого Христа. В практике Св.Евангелие относиться на середину храма и полагается на аналое. Выносная свеча ставится за аналоем; необходимо приготовить сосуд для помазания по уставу от кандила и, если была лития, блюдо с раздробленными хлебами.

50-й псалом читается. Устав предполагает его пение на 6-й глас.

«Слава: Молитвами апостолов

«И ныне: Молитвами Богородицы , Милостивее, очисти множества согрешений наших.»

«Помилуй мя, Боже…» (2 стиха 50-го псалма)

«Воскрес Иисус от гроба…» - стихира воскресна. Все эти краткие молитвословия поются на 6-й глас и напечатаны в Октоихе в 1-ом гласе на ряду.

Диак.: «Спаси, Боже, люди Твоя…» - это та самая молитва, которая произносится на литии; хор: «Господи, помилуй» 12 раз ,

свящ.: «Милостию и щедротами…», хор: «Аминь».

После этого возгласа в современной практике молящиеся прикладываются к Евангелию [и иконе] и совершается помазание освященным елеем и раздаются хлебы, освященные на литии. Интересно отметить, что Устав знает только целование Евангелия из рук священника без помазания. Оно совершалось во время чтения 50-го псалма. Если же в этот день празднуется память великого святого, имеющего бдение, то в конце утрени перед 1-ым часом совершалось помазание елеем «из лампады святого» (Типикон гл.3-я). После помазания Евангелие (с солеи священник осеняет им народ) и свеча уносятся в алтарь, царские врата затворяются.

Канон. Читаются 3 канона Октоиха и 1 Минеи: Воскресный на 4 (тропаря); Крестовоскресный на 3; Богородице на 3; святого на 4, вместе на 14. Если святой Минеи имеет знак праздника, то соотношение тропарей канонов Октоиха и Минеи будет другое. Каждая песнь канона состоит из ирмоса (воскресного канона), тропарей и катавасии.

Схемы

служб всех разрядов:

простой, шестеричной,

заупокойного богослужения

печатается


г. Тобольск, 1998 год.

Последование вечерни
Священник
Чтец с непокрытой головой
МИРНАЯ ЕКТЕНИЯ
Диакон Малая ектения
Хор
Чтец
Хор
Хор "Свете тихий"
Диакон Прокимен
Чтец "Сподоби Господи..."
Диакон Просительная ектения
Хор
Чтец
Хор
Диакон Сугубая ектения:
Диакон "Премудрость"
Хор «Владыко благослови»
Священник «Сый благословен...»
Хор "Аминь". "Утверди Боже..."

Последование утрени

Священник
Хор Аминь.
Чтец Шестопсалмие
Диакон
Хор
Чтец Кафизма по уставу.
Чтец
Хор
Чтец
Чтец
Чтец
Хор
Малая ектения
Чтец
Чтец
Диакон Просительная ектения
Хор
Чтец
Хор
Диакон Сугубая ектения
Диакон "Премудрость"
Хор "Благослови"
Священник "Сый благословен Бог наш"
Хор "Аминь ". "Утверди Боже..."
Чтец 1-й Час.
Священник
Хор

Последование Шестеричной службы.

Шестеричная служба от вседневной отличается тем, что на вечерни стихиры на «Господи воззвах» все берутся из Минеи (6 стихир), а на утрени опускаются Мученичны – ина седальнах и на каноне.

Первый Канон читается из Октоиха без мученичных с ирмосом на 4,.

Второй Канон – из Октоиха на 4.

Третий Канон – из Минеи на 6.

примечание. На Шестеричной службе в Минеи могут оказаться стихиры на хвалитех. В таком случае, они читаются со стихами с отметки на 4. После Богородична «Тебе слава подобает...» не читается, а сразу читается «Слава Тебе показавшему нам свет...» и вседневное славословие.

Последование Славословной службы.

Вся служба совершается по Минеи, кроме канона. Канон берётся из Октоиха и Минеи.

Славословная служба до пения стихир на хвалитех по схеме ничем не отличается от Шестеричной.

Особенноси Славословной службы на Вечерни

1. . На «Господи воззвах» на "и ныне" поется Богородичен (догматик) из 1 приложения Минеи по гласу «Славы».

2. Крестобогородичны на славословной службе не употребляются.

3. Стихиры на стиховне берутся из Минеи, с припевами святого указанного в Минеи. "Слава" минеи, "и ныне" наряду или II приложение минеи.

На утрени.

1. На Бог Господь на «И ныне» поется Богородичен воскресный из 3 приложения Минеи по гласу «Славы» или тропаря.

2. После кафизм положена Малая ектенья «Паки и паки», возглас Священника – «Яко твоя держава...».

3. Седальны Святому берутся из Минеи.

4. Канон читается: 1-й из Октоиха с ирмосом на 4, без мученичных,

2-ой из Октоиха на 4,

3-й из Минеи на 6.

Катавасия праздничная по каждой песни.

5. По 9-й песеи «Достойно есть» не поется, после катавасии сразу Малая ектенья.

6.Эксапостиларий Октоиха, «Слава» Светилен из Минеи, «И ныне» Богородичен на ряду из Минеи.

Хор Стихиры на Хвалитех Святому из Минеи, на «И ныне» Богородичен на ряду (или из 2-го приложения) на «И ныне» отверзаются Царские врата.
Священник «Слава тебе показавшему нам свет...»
Хор Великое славословие Тропарь Святому, "Слава, и ныне"– Богородичен воскресен из 3-го приложения по гласу тропаря.
Диакон Сугубая ектения
Диакон Просительная ектения
Диакон "Премудрость"
Хор "Благослови"
Священник Сый благословен
Хор "Аминь". Утверди Боже.
Священник Пресвятая Богородице спаси нас.
Хор «Честнейшую Херувим...»
Священник Слава Тебе Христе Боже упование наше слава Тебе.
Хор Слава и ныне. Господи помилуй 3 раза. Благослови.
Священник Отпуст(полный).
Хор «Многолетие» «Великого Господина…»
Чтец 1-й Час.

На Литургии.

Поются изобразительные

по входе - тропари: "Апостоли, мученицы…"

"Помяни Господи…"

"Слава" , кондак "Со святыми упокой…"

"И ныне", богородичен "Тебе и стену и пристанище имамы…"

Прокимен, Апостол, Евангелие, Аллилуарий и причастен - рядовой и заупокойный.


Особенности богослужения в субботу
2, 3 и 4 седмиц Великого Поста.

Вечерня

Вечерня совершается утром в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров, по великопостному чину.

Вечером совершается Великое повечерие и заупокойная Утреня.

Великое повечерие читается поскору, без покионов.

По 1-ом Трисвятом читаются тропари:

"Апостоли, мученицы и пророцы…"

"Слава" – "Помяни, Господи…"

"И ныне" – "Мати Святая…"

По 2-ом Трисвятом:

наряду "Помилуй нас, Господи…" и т.д.

По Вседневном славословии читается канон усопшим настоящего гласа, напечатанный в Октоихе в последовании утрени.

По 3-ем Трисвятом:

Кондак: "Со святыми упокой…"

В конце Малый отпуст (а не молитва "Владыко Многомилостиве…") и обычный чин прощения.

Утреня.

Утреня начинается с двухпсалмия (в практике без двухпсалмия, сразу с возгласа "Слава Святей и Единосущней и Нераздельней…").

Утреня совершается по 49 гл. Типикона: "В субботу 2-ю постов на утрени". Эта служба во всём схожа с заупокойной службой, совершаемой по 13 гл. Типикона. Отличается она только лишь чтением канона, т.к. из Триоди полагается петь четверопесницы (по 6, 7, 8 и 9 песни).

Канон читается следующим образом:

В храме Господском и Богородицы:

Канон храма с ирмосом на 6.

Св. из Минеи на 4.

Начинается с 6 песни, канон храма оставляется и поётся сначала канон св. из Минеи, а потом четверопесцы из Триоди.

В храме святого:

Св. из Минеи с ирмосом на 6.

Св. храма на 4.

Начиная с 6 песни, канон храма оставляется и поётся сначала канон Минеи, а затем четверопесцы.


Заупокойное богослужение
в субботы Мясопустную и Троицкую.

По своему построению и схеме эти службы мало чем отличаются от обычного заупокойного богомлужения, совершаемого по 13 гл. Типикона.

Устав о совершении данных служб находятся в 49 гл. Типикона, стр. 394 на обороте.

Сравнивая эти службы с заупокойной службой, совершаемой по 13 гл. Типикона, можно отметить следующие характерные отличия:

I. На "Господи воззвах" на "Слава" – поётся стихира 8 гл.: "Плачу и рыдаю…".

II. Вместо дневного прокимна диакон произносит "Аллилуия, аллилуия, аллилуия", гл. 8 со стихами

1) "Блажени, яже избрал и приял еси Господи". "Память их в род и род" (два стиха вместе)

2) "Души их во благих водворятся"

Хор: 3х3 поёт Аллилуия.

III. По "Ныне отпущаеши…" на вечерни и по "Благо есть" на утрени поётся тропарь 8 гл.

"Глубиною мудрости…"

IV. Вместо "Бог Господь" тк же поётся аллилуия 8 гл.

Тропарь "Глубиною мудрости…" 2-жды

"Слава, и ныне", "Тебе и стену, и пристанище…"

V. Чтение канона:

1) Канон храма (Господского или Богородицы или святого) с ирмосом на 6.

2) Канон Триоди на 8.

К тропарям канона Триоди – припев: "Покой, Господи, души усопших раб Твоих". Поётся обязательно и 2-ая песнь на ряду в Триоди. Катавасия Триоди по каждой песни "Песнь возлием людие…". "Достойно есть" не поётся.

На практике чаще всего читается только канон Триоди. Ирмосы бывают обычные заупокойные 6 гл.: "Яко по суху пешествовав Израиль…" (находятся в воскресной службы 6-го гл.). Как правило канон читают священнослужители на середине храма. Припевы "Покой, Господи, души…" поёт хор. Священнослужители заходят в алтарь после прочтения светильна с богородичным из Триоди. (Всё время от выхода из алтаря по 16 кафизме и до чтения светильна они находятся на середине храма).

VI. На часах тр.: "Глубиною мудрости…"

По трисвятом кондак: "Со святыми упокой…"

VII. Тропари на Литургии:

"Глубиною мудрости…", "Слава" – "Со святыми упокой…", "И ныне" – "Тебе и стену, и пристанище…"

Прокимен один заупокойный,чтение два по Типикону.

VIII. В Троицкую родительскую субботу вместо "Видехом свет истинный…" поётся тропарь "Глубиною мудрости…"


На литии

(благословение на каждение диаконы берут с Горнего места перед выходом духовенства на середину)

В Алтаре каждение не совершается

а) Иконостас (правая и левая части)

б) Икона на аналое, посреди храма

в) Предстоятеля и предстоящих (с середины храма)

г) Клиросы и народ (с амвона)

д) Царские врата и местные иконы

е) Иконы на аналое

ж) Предстоятеля

Схемы

служб всех разрядов:

простой, шестеричной,

славословной, полиелейной, всенощного бдения и

заупокойного богослужения

печатается

по благословению преосвященного димитрия

епископа тобольского и тюменского,

ректора тобольской духовной семинарии


Последование вседневной службы...................................................... 3

Последование шестеричной службы.................................................... 7

Последование славословной службы................................................... 7

Последование полиелейной службы.................................................... 9

Последование всенощного бдения.......................................................12

Порядок соединения всенощного бдения со службами святым всех

разрядов................................................................................................... 16

Заупокойное богослужение (Парастас) ................................................ 17

Особенности богослужения в субботу 2, 3 и 4 седмиц Великого

Поста........................................................................................................ …..20

Заупокойное богослужение в субботы Мясопустную и Троицкую..... .21

Порядок каждения на Всенощном бдении и на Литургии.................. ..22

Схемы подготовил преподаватель Тобольской Духовной Семинарии игумен Фотий (Евтихеев)

г. Тобольск, 1998 год.

Последование вседневной службы

Священно-­ и церковнослужители Последование вечерни
Священник Священник, по окончании 9 часа, облачившись в фелонь, открыв завесу, выходит из алтаря, становится перед Царскими Вратами, после трех поклонов, возглашает "Благословен Бог наш…"
Чтец "Аминь". "Придите поклонимся…" – 3 раза. ПСАЛОМ 103. "Слава; И ныне". "Аллилуйя" – 3 раза. Во время чтения 103 псалма священник перед Царскими Вратами, с непокрытой головой , тайно читает 7 святильничных молитв.
МИРНАЯ ЕКТЕНИЯ
Кафизма(начинается сразу без пения "Господи, помилуй")
Диакон Малая ектения
Хор "Господи, воззвах...". "Да исправится молитва моя..."
Чтец «Положи Господи устом моим...», до стихир на 6.(Аще беззаконие назриши).
Хор Стихиры на 6 (3 Октоиха и 3 Минеи) (после стиха "Аще беззакония назриши..."). Примечание. Если 2 святых, то стихиры только из Минеи. «Слава» - стихира святому (если есть) «И ныне» - Богородичен по гласу славы из 2-го приложения Минеи. Если нет на «Славу» Святому, то "Слава и ныне" Богородичен по гласу стихир, по вторникам и по четвергам вечером Крестобогородичен.
Хор "Свете тихий"
Диакон Прокимен
Чтец "Сподоби Господи..."
Диакон Просительная ектения
Хор Стихиры на стиховне. Стихи к стихирам из часослова. «Слава»: Святого (если есть), «И ныне»: Богородичен из 2-го приложения по гласу «Славы». В среду и пяток Крестобогородичен.
Чтец "Ныне отпущаеши...", Трисвятое по "Отче наш..."
Хор Тропарь Святому из Минеи "Слава и ныне": Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря Святому. Примечание:Если два святых, то: тропарь 1 святому, «Слава...» тропарь 2-му святому, «И ныне...»: Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу славы.
Диакон Сугубая ектения:
Диакон "Премудрость"
Хор «Владыко благослови»
Священник «Сый благословен...»
Хор "Аминь". "Утверди Боже..."

Последование утрени

Священник "Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков". (Этот возглас священник говорит перед престолом, облачившись в Фелонь, и делая крест кадилом).
Хор Аминь.
Чтец Шестопсалмие
Диакон Мирная ектения. «Бог Господь»
Хор "Тропарь святому" (2 раза) "Слава, и ныне": Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря. Примечание. Если два святых, то тропарь 1 святому (2 раза), «Слава.»: тропарь 2-му святому, «И ныне...»: Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу «Славы».
Чтец Кафизма по уставу.
Чтец "Господи помилуй" (3 раза), Седальны Октоиха.
Хор "Господи помилуй" (3 раза), «Слава...»
Чтец Канон в будни полагается 3 канона: два из Октоиха, один из Минеи Святому. Если два канона в Минеи, то один канон из Октоиха опускается. На вседневной утрени катавасия поется по 3, 6, 8, 9 песни. За катавасию идёт ирмос последнего канона.
Чтец По 3-й песне Седален Святому из Минеи; если 2 святых, то Седальну Святому предшествует кондак и икос 2-му святому.
Чтец По 6-й песне Кондак (икос, если он имеется)
Хор Катавасия по 9-й песни, и сразу: "Достойно есть".
Малая ектения
Чтец Эксапостиларий (или эксапостиларий и светителен). (Эксапостила­рий в конце Ок­тоиха на ряду. Светите­лен в Минеи)
Чтец Хвалитные псалмы: "Хвалите Господа с небес" и вседневное славословие
Диакон Просительная ектения
Хор Стихиры на стиховне. «Славаи и ныне...»: Богородичен на ряду. Примечание. Если на «Славе» есть стихиры Святому то на «И ныне» Богородичен из 2-го приложения (по гласу Славы).
Чтец "Благо есть" Трисвятое по "Отче наш"
Хор Тропарь Святому, на "Слава, и ныне"– Богородичен. Примечание. Если 2 Святых, то тропарь Святому, «Слава...» тропарь 2-му Святому, «И ныне» Богородичен"в конец утрени" из 4-го приложения Минеи или по часослову.
Диакон Сугубая ектения
Диакон "Премудрость"
Хор "Благослови"
Священник "Сый благословен Бог наш"
Хор "Аминь ". "Утверди Боже..."
Чтец 1-й Час.
Священник Полный отпуст (при славословной службе и выше, отпуст после 1-го часа бывает малый, т.к. полный произносится после утрени)
Хор Многолетие (после Малого отпуста Господи помилуй (3 раза)). «Утверждение на Тя надеющися...»

По своему строю утреня может быть 2 видов – вседневная или будничная и праздничная.

Вседневная утреня по Уставу должна совершаться утром. В современной практике ее (с 1-ым часом) служат вечером. Утреню присоединяют к вседневной вечерне после «Утверди, Боже…», и начинается она сразу с Шестопсалмия. Такая практика вызвана условиями современной жизни, когда нет возможности придти в храм на богослужение вечером. В монастырях и храмах, ревнующих об исполнении Устава, возвращаются к древней практике, так как содержание и характер песнопений и молитв действительно соответствуют началу дня.

Митрополит Вениамин об этом говорит так: «Еще свежий человек, потому и службы длиннее, и псалмы больше: нужно набраться запаса духовного на целый день. Утром ведь и птички поют, а к вечеру смолкают. И человек хвалит Господа. И с ним хвалит вся тварь: солнце, облака, рыбы, … звери, птицы, цари и простой народ, старые и молодые. А подвижники готовятся на молитву, и на борьбу с врагом. …О той же борьбе, с перемежающимся воплем к Богу и надеждой на Его помощь и славой Ему, говорит и шестопсалмие. …Итак, утреня – служба радостного подвига ».

Если литургической темой вечерни является история Ветхого Завета – сотворение мира, грехопадение, чаяние искупления, то утреня – это Новый Завет, явление Мессии.

В случае, когда вседневная утреня служится утром , то начинается несколько иначе, чем, если совершается вечером в соединении с вечерней:

После возгласа священника «Благословен Бог наш…» чтец: «Аминь. Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй 12 раз, Приидите, поклонимся…» (если перед утреней служилась полунощница, то после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»). Затем читается двупсалмие – псалмы 19-й и 20-й (в это время священник совершает каждение алтаря и храма), «Слава, и ныне… Трисвятое по Отче наш», читается тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…, Слава… Вознесыйся на Крест…, И ныне… Предстательство страшное…», затем сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», возглас «Яко Милостив…», хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче», затем возглас утрени «Слава Святей…»

Порядок совершения вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона, где, так же как и в последовании вечерни, перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуия»). Также этот порядок можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной утрени

Шестопсалмие – Ч, неизменяемое

Великая ектения – Сл

«Бог Господь…» и тропари – Сл, Ч, неизменяемое , М, изменяемое

Кафизмы – Пс

Канон – О, М, изменяемое

Хвалитные псалмы – Ч, неизменяемое

Славословие будничное – Ч, неизменяемое

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О, изменяемое

Тропари – М, изменяемое

Сугубая ектения – Сл

Подробная схема вседневной (будничной) утрени

Свящ.: "Слава Святей..."

Шестопсалмие

Ектения великая

"Бог Господь…" со стихами

Тропарь святому Минеи дважды

Слава, и ныне: Богородичен (по гласу тропаря святому из 4-го приложения Минеи)

* Если служба 2 святым, то: тропарь 1-му святому поется дважды, «Слава…» тропарь 2-му святому, «И ныне…» Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения)

Кафизма рядовая, седальны (Октоиха)

Псалом 50-й

Канон: два канона Октоиха и один канон Минеи

* Если служба двум святым, то : один канон Октоиха и два канона Минеи

Катавасия - ирмосы последнего канона - после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песней

по 3-й песни ектения малая, седален св., Слава, и ныне: Богородичен

по 6-й песни ектения малая, кондак и икос святому Минеи

по 8-й песни "Честнейшую…"

по 9-й песни после катавасии поётся "Достойно есть" (на глас катавасии)

Ектения малая

Светилен (в приложении Октоиха, по дню)

Слава, и ныне: Богородичен Октоиха

* Если святому в Минее есть светилен, то: светилен Октоиха, Слава: светилен святому в Минее, И ныне: Богородичен в Минее (в среду и пяток Крестобогородичен Октоиха)

Хвалитные псалмы

Славословие будничное читается

Ектения просительная

Стихиры на стиховне (Октоиха)

Слава, и ныне: Богородичен (Октоиха)

* Если святому есть Слава на стиховне, то: после 3-х стихир Октоиха - Слава: святому Минеи, И ныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

"Благо есть исповедатися..."

Трисвятое по Отче наш:

тропарь святому Минеи,

Слава, и ныне: Богородичен (по гласу тропаря святому, из 4-о приложения Минеи)

* Если служба двум святым, то: тропарь 1-му святому,Слава: 2-му святому,И ныне: Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения Минеи)

Ектения сугубая

Введение

В Святой Православной Церкви со времен апостольских право совершать богослужения и осуществлять духовное руководство принадлежит не всем без исключения верующим, а лишь особо избранным священнослужителям, получившим его в Таинстве Священства по действию Божественной Благодати. Наиболее же многочисленными из них, как в древности, так и теперь являются иереи (священники), которые в сослужении диаконов или без них совершают богослужения в приходских и соборных храмах и находятся в непосредственном подчинении у своего епархиального архиерея. При этом, свое служение в храме каждый священник обязан совершить не как придется, а в соответствии с конкретными указаниями богослужебного Устава, ибо все в Церкви, по словам святого апостола Павла, должно быть «благообразно и по чину» (1 Кор.14,40).

О днако, у недавно рукоположенных иереев, в силу отсутствия определенных практических навыков, а иногда и необходимых литургических познаний, при совершении богослужения нередко возникает чувство неуверенности в правильности своих действий, соединенное с очень сильным волнением. В результате теряются красота и целостность богослужения, что в свою очередь, вызывает недовольство молящихся и весьма огорчает самого священника. Не находя ответа на волнующие его вопросы в сжатых выражениях Типикона и Служебника, новопоставленный иерей обращается к различным практическим пособиям, составленными, в большинстве своем, в прошлом веке, указания которых довольно противоречивы и не всегда полностью приемлемы.

Д анная работа представляет собой практическое руководство для лиц, готовящихся к принятию иерейского сана и содержит последовательное и вместе с тем подробное описание действий священника при совершении Всенощного бдения и Божественной Литургии, причем не только св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста, но и Преждеосвященных Даров. При рассмотрении различных моментов богослужения учитываются его уставные особенности в дни великих двунадесятых праздников, а также в период пения Постной и Цветной Триоди. Особое внимание уделено служению священника без диакона.

П ри написании работы были ипользованы труды таких известных исследователей в области Литургики, как прот. Сергий Булгаков, архим. Иоанн (Маслов), прот. Константин Никольский, А.И. Георгиевский, а также различные пастырские руководства, составленные как в дореволюционный период, так и в наше время.

I. Руководство к совершению Всенощного бдения.

С огласно указаниям Типикона (Типикон, гл. 6), Всенощное бдение должно совершаться вечером, накануне воскресных дней, а также великих и храмовых праздников. Кроме того, его предписывается совершать накануне дней памяти некоторых особо чтимых святых. В состав Всенощного бдения входят: великая вечеря, полиелейная утреня и первый час.

Великая вечерня.

П о уставу, каждое всенощное бдение начинается с великой вечерни. Исключение составляют праздники Рождества Христова, Богоявления и Благовещенья Пресвятой Богородицы, когда всенощное бдение начинается с великого повечерия, через литию переходящего в утреню.

Вхождение в алтарь и облачение.

В ойдя в храм и совершив при входе три поясных, а в седмичные дни Великого поста - земных поклона, священник прикладывается к лежащей на центральном аналое и другим, особо чтимым иконам, после чего проходит на клирос. Оставив там или в каком-либо ином, предназначенном для этого месте, свою верхнюю одежду, он, осенив себя крестным знамением и поцеловав икону, находящуюся на южной двери, входит в алтарь. Здесь он делает три земных, а в период от Святой Пасхи до Пятидесятницы - поясных поклона перед Святым Престолом и целует его край. Преподав затем диакону и прислуживающим в алтаре мирянам благословение, священник начинает облачаться. Совершив вместе с диаконом три поклона на горнее место со словами: «Боже, очисти мя грешного, и помилуй мя» и благословив последнего на облачение, он берет епитрахиль и благословляет ее, произнеся, как и при благословении стихаря с орарем диакону: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Поцеловав затем изображенный на верхней части епитрахили крест, священник возлагает ее на себя, после чего таким же образом облачается в поручи и фелонь. Если священник служит без диакона, то сразу же после облачения он снимает пелену со Престола и отыскивает в Евангелии полагающееся на утрени чтение.

Начало вечери.

В став перед Престолом и совершив вместе с диаконом троекратное поклонение, священник между вторым и третьим поклонами целует напрестольное Евангелие и край Престола. После этого диакон, а если его нет, то сам священник отверзает алтарную завесу (катапетасму) и Царские врата. Читая особую молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш…» , священник благословляет поданное ему диаконом или пономарем кадило с ладаном, а затем, предшествуемый диаконом со свечой, кадит Престол с четырех сторон, горнее место и все, находящиеся в алтаре иконы. Покадив с северной стороны половины горнего места икону, располагающуюся над Царскими вратами, а с южной - всех находящихся в алтаре, он вновь возвращается к передней части Престола, тогда как диакон выходит через Царские врата на амвон. После возгласа диакона «Возстаните» хор поет «Владыко благослови», а священник, стоя перед Престолом и изображая крест кадилом, возглашает: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельной Троице…» и по окончании возгласа кадит Престол спереди. После этого священнослужители в алтаре четыре раза поют: «Приидите поклонимся…», а в период от дня Святой Пасхи до ее отдания - «Христос воскресе…» три раза, причем третий раз начинаю петь священнослужители, а заканчивает хор.

З атем священник, покадив правую и левую створки Царских врат в предшествии диакона со свечой выходит на амвон. При пении хором избранных стихов 103 (предначинательного) псалма он с солеи кадит Царские врата, а также правую и левую стороны иконостаса, после чего вновь возвращается к Царским вратам, откуда кадит верхний хор (если он есть), правый и левый клиросы, а также всех молящихся от южной стороны храма до северной. После этого священник вслед за диаконом спускается к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди храма и, покадив ее, совершает затем каждение всего храма и молящихся от правого клироса до левого. Обойдя весь храм и вновь оказавшись на солее, он кадит Царские врата, иконы Спасителя и Божией Матери, после чего входит в алтарь через Царские врата и кадит Престол спереди. Покадив затем диакона и отдав ему, а если диакона нет, то пономарю кадило, священник, совершив троекратное поклонение, целует напрестольное Евангелие и край Престола, после чего диакон или сам священник закрывает Царские врата.

Д алее, при произнесении диаконом мирной ектении, священник, стоя перед Престолом, вычитывает с непокрытой головой семь светильничных молитв и по окончании ектении произносит возглас «Яко подобает…». При служении без диакона мирную ектению и возглас священник произносит в алтаре перед Престолом, а светильничные молитвы вычитывает там же, непосредственно перед началом богослужения. Что же касается практики чтения светильничных молитв перед Царскими вратами, то она в настоящее время сохраняется на вседневной вечери, когда 103 псалом читается и каждение не совершается. После мирной ектении, за исключением праздников Воздвижения Честного Креста, Вознесения и Преображения Господня хор поет 1 антифон первой кафизмы: «Блажен муж», а затем диаконом, а если его нет, то священником произносится малая ектения, завершаемая возгласом: «Яко Твоя держава…».

Вечерний вход и прокимен.

В ечерний вход предваряется пением стихир на «Господи воззвах», во время которого совершается каждение алтаря и всего храма. Если священник служит без диакона, то, благословив с особой молитвой: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш…» подаваемое пономарем кадило и взяв его, кадит с четырех сторон Престол, горнее место и все находящиеся в алтаре иконы. Покадив затем с левой стороны горнего места икону над Царскими вратами, а с правой - всех находящихся в алтаре, он через северную дверь выходит на солею. Здесь он кадит Царские врата, правую и левую стороны иконостаса, клиросы и народ, праздничную икону на середине храма и далее совершает каждение всего храма таким же образом, как и в начале вечерни. Завершив каждение возле Царских врат, священник крестится и, войдя в алтарь южной дверью, кадит Престол спереди, после чего отдает кадило пономарю.

П ри пении догматика или праздничной стихиры на «И ныне» диакон открывает Царские врата. Священник, совершив троекратное поклонение вместе с диаконом, целует напрестольное Евангелие и край Престола, после чего, благословив находящееся в руках диакона кадило, идет следом за ним на горнее место. Здесь он, осенив себя крестным знамением, после слов диакона: «Господу помолимся» начинает читать тайную молитву входа: «Вечер, и заутра…», продолжая при этом движение вслед за диаконом через северную дверь на солею. Встав перед Царскими вратами, священник отвечает поклоном на каждение стоящего перед ним диакона, а затем, следуя призыву последнего: «Благослови, Владыко, святой вход», крестообразно благословляет в сторону Царских врат со словами: «Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков» и вновь кланяется в ответ на каждение диакона. После диаконского возгласа: «Премудрость, прости» он, осенив себя крестным знамением, целует икону Спасителя, находящуюся на правом столпе Царских врат, после чего, повернувшись на запад, благословляет свещеносцев, а затем, поцеловав икону Божией Матери на левом столпе Царских врат, заходит в алтарь. Здесь он вместе с диаконом прикладывается к Престолу и через правую часть алтаря идет на горнее место, где, еще раз совершив поклонение, становится лицом к народу. По окончании пения «Свете тихий» диакон возглашает: «Вонмем», а священник благословляет молящихся со словами: «Мир всем», после чего диакон произносит положенный в этот день на вечерни прокимен.

Е сли же вечерний вход совершает священник, служащий без диакона, то, открыв Царские врата и приложившись к Престолу, он сразу же благословляет и принимает от пономаря кадило, с которым переходит на горнее место, а оттуда, читая молитву входа, северной дверью выходит на солею. Здесь священник, покадив Царские врата, а также иконы Спасителя и Божией Матери, перекладывает кадило в левую руку и также, как при служении с диаконом, благословляет вход. По окончании пения догматика, он, изображая крест кадилом, возглашает: «Премудрость, прости», а затем, приложившись к малым иконам Спасителя и Божией Матери на столпах Царских врат и благословив свещеносцев, заходит в алтарь, где кадит не все четыре стороны Престола, как диакон, а только переднюю, после чего сразу отдает кадило пономарю. Поцеловав напрестольное Евангелие и край Престола, он идет на горнее место, откуда благословляет молящихся и произносит прокимен. По окончании пения прокимна священник закрывает Царские врата.

Паремии.

В праздничные дни сразу же после произнесения прокимна и закрытия Царских врат на середине храма псаломщиком читаются паремии из Минеи. каждая из них предваряется возгласом диакона, а если его нет, то священника: “Премудрость”, после которого чтец произносит наименование паремии и “Вонмем”, после которого он начинает чтение. Священник во время чтения паремий сидит на горнем месте с правой стороны от Престола. в дни памяти св. ап. Иоанна Богослова (26 сентября/ 9 октября) и свв. апп. Петра и Павла (29 июня/ 12 июля) паремии читаются не из Ветхого, как обычно, а из Нового Завета и поэтому Царские врата во время чтения остаются открытыми. Священник же, в таком случае, уже не сидит на горнем месте, а стоит.

Лития.

П осле этого, согласно указаниям Устава, обязательно должна совершаться Лития. Но поскольку «ныне сей чин в Церкви весьма упразднился» , то и совершается он только накануне великих и храмовых праздников, а также дней памяти святых «имуще бдение». В остальных же случаях после возгласа: «Буди держава…» сразу же поются стихиры на стиховне.

Е сли же положена лития, то при пении особых литийных стихир (храма или праздника) священник, облаченный в епитрахиль, поручи и фелонь, приложившись вместе с диаконом к Престолу и благословив кадило, находящееся в руках у последнего, выходит через северную дверь на солею. Остановившись перед Царскими вратами и осенив себя крестным знамением, он спускается с амвона и, предшествуемый свещеносцами направляется к центральным дверям храма, входящих в притвор. Здесь священник вновь останавливается и, повернувшись лицом к алтарю, ожидает окончания пения, в то время как диакон совершает каждение иконостаса, праздничной иконы, священника и всех молящихся (в алтаре каждение не совершается).

Е сли же священник служит без диакона, то, благословив в алтаре кадило, он сам принимает его от пономаря и, выйдя на солею, кадит Царские врата, правую и левую стороны иконостаса, а затем икону праздника или святого, лежащую на аналое посреди храма. После этого священник возвращается на солею, откуда кадит верхний хор (если есть), правый и левый клиросы, а также всех молящихся. Затем он вновь кадит Царские врата, иконы Спасителя и Божией Матери, икону праздника и, отдав кадило пономарю, идет к дверям храма.

П о окончании пения стихир и каждения диакон, а если его нет, то сам священник, произносит четыре молитвы литии, причем после первой молитвы хор поет «Господи помилуй» сорок раз, после второй - пятьдесят раз, а после третьей и четвертой - три раза. В это же время на середине храма перед праздничной иконой ставится особый литийный стол, на котором находятся пять хлебов, а также отдельно сосуды с пшеницей, вином и елеем. Четыре первых молитвы литии завершаются возгласом священника: «Услыши ны, Боже…», после которого он, повернувшись на запад, благословляет молящихся со словами: «Мир всем». Затем, после возгласа диакона: «Главы наша Господеви приклоним» и пения хором «Тебе, Господи», священник, обратившись лицом к алтарю, читает с непокрытой головой (без клобука, камилавки и т.д.) заключительную молитву литии: «Владыко Многомилостиве…», после чего вместе с диаконом при пении хором стихир на стиховне переходит на середину храма, к литийному столику и праздничной иконе.

Полиелей.

П осле пения хором тропарей и чтения положенной в данный день на утрени кафизмы диакон на амвоне, а если его нет, то священник в алтаре произносит малую ектению, завершаемую возгласом «Яко Твоя держава…». Затем во время чтения на клиросе седальна диакон отверзает Царские врата, после чего священник и диакон, приложившись к Престолу, выходят при пении хором избранных стихов 134, 135 псалмов: «Хвалите имя Господне…» на середину храма и становятся перед аналоем с праздничной иконой. Здесь священник, осенив себя крестным знамением и ответив на поклон диакона, принимает от последнего в левую руку свечу, а в правую - кадило, предварительно его благословив. После этого, если бдение праздничное, священнослужители поют величание празднику или святому, а затем, священник в предшествии диакона со свечой при пении хором стихов избранного псалма и величания кадит с четырех сторон икону на аналое и заходит через Царские врата в алтарь. Здесь он, как и в начале вечерни, совершает каждение Престола с четырех сторон и всего алтаря, после чего, покадив правую и левую створки Царских врат, выходит на солею, откуда вновь кадит Царские врата, иконостас, клиросы и молящихся, а затем свершает каждение всего храма. Обойдя весь храм, священник поднимается на амвон, откуда вновь кадит Царские врата, иконы Спасителя и Божией Матери, после чего, вернувшись на середину храма, кадит лежащую на аналое икону и отдает кадило диакону, предварительно также его покадив. Вслед за хором священнослужители поют третий раз «Аллилуйя» и величание. Если же совершается воскресное бдение и величание не поется, то каждение начинается сразу же по выходе священнослужителей из алтаря и продолжается при пении хором особых тропарей по Непорочных: «Ангельский Собор…».

Д алее диакон, а если его нет, то священник, произносит на середине храма малую ектению, завершаемую возгласом: «Яко благословися Имя Твое…».

Евангелие.

В о время чтения на клиросе следующего за возгласом малой ектении ипакои или седальна по полиелее диакон входит в алтарь и при пении хором степенного антифона через Царские врата выносит оттуда напрестольное Евангелие. Остановившись на амвоне лицом к молящимся, он возглашает: «Вонмем. Премудрость. Вонмем», а затем произносит воскресный (гласа) или праздничный прокимен. По возгласе диакона: «Господу помолимся» и пении хором «Господи, помилуй» священник возглашает: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши…». После этого диакон произносит: «Всякое дыхание да хвалит Господа» с положенными стихами, а затем, возгласив: «И о сподобитися нас слышати Святаго Евангелия…», спускается с амвона и идет на середину храма к стоящему там священнику, который после следующего за тем возгласа диакона: «Премудрость, прости. Услышим Святаго Евангелия», повернувшись на запад благословляет молящихся со словами: «Мир всем». В это время диакон открывает Евангелие, а священник, возгласив: «От Матфея (Марка, Луки, Иоанна) Святаго Евангелия чтение», читает с непокрытой головой положенное на утрени воскресное или праздничное евангельское зачало. Окончив чтение, он, осеняет себя крестным знамением и, поцеловав письмена раскрытого Евангелия, закрывает его. После этого, если бдение праздничное, диакон сразу же заносит Евангелие через Царские врата в алтарь и кладет на Престол. Если же бдение воскресное, то он, поднявшись на амвон и повернувшись лицом к молящимся, стоит там во время пения хором или народом «Воскресение Христово видевше…» (от недели о Фоме до отдания Пасхи поется три раза), после чего возвращается на середину храма и кладет Евангелие на аналой вместо иконы Воскресения.

П ри служении без диакона священник для прочтения Евангелия также во время чтения ипакои или седальна по полиелее входит в алтарь, но уже не диаконской дверью, а через Царские врата. По окончании пения степенного антифона он, стоя перед Престолом, произносит прокимен и все остальные возгласы, как иерейские, так и те, которые в первом случае давались диакону. Повернувшись лицом на запад, он, стоя в Царских вратах, благословляет молящихся, а затем, не выходя из алтаря, читает Евангелие на Престоле. Окончив чтение, священник, если бдение праздничное, сразу же возвращается на середину храма, а если воскресное, то, выйдя с Евангелием на амвон, стоит там во время пения «Воскресение Христово видевше», а затем уже несет его на середину храма и кладет на аналой.

Х ор в это время поет особые припевы и праздничную стихиру или «Воскрес Иисус от гроба», а в период от недели мытаря и фарисея до 5-ой недели Великого поста: «Покаяния отверзи ми двери».

Канон.

П о окончании пения диакон возле иконы Спасителя на солее, а при его отсутствии священник на середине храма, произносит молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя…», завершаемую возгласом: «Милостию и Щедротами…». Если же на вечерни была совершена лития, то, по установившейся традиции, молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» на утрени опускается и произносится только ее заключительный возглас.

П осле этого на клиросе начинается чтения канона, а священник, совершив троекратное поклонение и поцеловав лежащую на аналое праздничную икону или Евангелие, крестообразно помазывает свой лоб освященным на праздничной вечерне елеем. Затем он помазывает диакона и пономарей и после того, как последние уходят в алтарь, встав слева от аналоя (от алтаря справа), совершает помазание молящихся. После третьей и шестой песней канона диакон на солее, а если его нет, то священник на середине храма произносит малые ектении с возгласами: «Яко Ты еси Бог наш…» и «Ты бо еси Царь мира…».

З авершив помазание молящихся елеем, священник (на воскресной утрени) берет с аналоя Евангелие и, поднявшись на амвон, крестообразно осеняет им народ, а затем заносит через Царские врата в алтарь и кладет на Престол. После этого он, поцеловав Евангелие и передний край Престола, закрывает Царские врата.

В о время чтения восьмой песни канона священник, служащий без диакона, благословив и приняв от пономаря кадило, совершает каждение Престола и всего алтаря, абсолютно таким же образом, как и во всех предыдущих случаях. При пении хором катавасии восьмой песни, он, выйдя через северную дверь на солею, кадит Царские врата и правую сторону иконостаса, а затем, встав перед иконой Божией Матери, возглашает, изображая крест кадилом: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим» . Покадив после этого левую сторону иконостаса, клиросы и молящихся, священник совершает каждение всего храма в той же последовательности, как и во время пения стихир на «Господи воззвах» (см.: стр. 8).

П о окончании последней, девятой песни канона диаконом, а при его отсутствии священником в алтаре, произносится еще одна малая ектения с возгласом: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя…». Если всенощное бдение, за исключением служб двунадесятых господских праздников, совершается накануне воскресного дня, то сразу же по возгласе малой ектении диакон или священник произносит «Свят Господь Бог наш» с особыми стихами.

Первый час.

В начале чтения первого часа священник, сняв фелонь, стоит перед Престолом в епитрахили и поручах до молитвы: «Иже на всякое время…». После чего, поцеловав напрестольное Евангелие и край Престола, выходит через северную дверь на солею и встает перед Царскими вратами. Дождавшись окончания первого часа, он возглашает: «Боже ущедри ны, благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны», а затем, повернувшись к иконе Спасителя, с непокрытой головой читает молитву часа: «Христе, Свете Истинный…». После пения хором «Взбранной Воеводе…», а в дни двунадесятых праздников и период их попразднества - праздничного кондака, священник возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе» и далее, повернувшись лицом к молящимся, произносит малый (без упоминания святых храма и дня) отпуст. Вновь повернувшись к Царским вратам, он ожидает окончания пения, после чего, сказав что-либо относительно последующих богослужений и преподав всем общее благословение, заходит через южную дверь в алтарь, где еще раз прикладывается к Престолу и разоблачается. Если священник служит без диакона, то перед разоблачением он покрывает Престол пеленой и гасит стоящую на нем лампаду.

В став возле правой стороны Престола, священник совершает три поясных поклона (причем в промежутке между вторым и третьим целует его край), после чего покидает алтарь, а затем и храм.

Входные молитвы.

Н адлежащим образом приготовившись дома к совершению Божественной Литургии, священник, придя утром в храм, совершает при входе три поясных поклона, после чего, приложившись к лежащей на центральном аналое иконе и оставив верхнюю одежду на клиросе и в каком-либо ином, приспособленном для этого месте, заходит через южную дверь в алтарь. Совершив перед Престолом два поясных, а в седмичные дни - земных поклона и поцеловав его край, священник совершает третий поклон, а затем преподает благословение диакону и прислуживающим в алтаре мирянам. После этого, согласно широко ныне распространенной (но не отраженной в Служебнике) практике, он, возложив на себя епитрахиль, снимает пелену с Престола, после чего, еще раз вместе с диаконом к нему приложившись, выходит через северную дверь на солею и становится перед Царскими вратами.

П осле слов диакона: «Благослови, Владыко» священник произносит начальный возглас входных молитв: «Благословен Бог наш…». Далее диакон читает «Царю Небесный» и Трисвятое по «Отче наш», а по возгласе священника: «Яко Твое есть Царство…» переходит к чтению особых покаянных тропарей: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…» .

П осле прочтения тропарей диакон читает молитву: «Пречистому Твоему образу…», во время которой священник с непокрытой головой (без клобука или камилавки), троекратно осенив себя крестным знамением, прикладывается к находящейся на правом столпе Царских врат иконе Спасителя. Таким же образом, при чтении следующей молитвы: «Милосердия сущи источник…» он совершает троекратное поклонение и прикладывается к находящейся на левом столпе Царских врат иконе Божией Матери. После этого, подойдя еще ближе к Царским вратам и приклонив главу, священник по возгласе диакона: «Господу помолимся» тайно читает молитву: «Господи, ниспосли руку Твою…», а затем вслух: «Ослаби, остави…» и покрывает голову. Ответив на поклон диакона, он поворачивается лицом к молящимся и, поклонившись им со словами: «Простите и благословите, отцы и братие», заходит через южную дверь в алтарь, произнося при этом стихи 5 псалма: «Вниду в дом Твой…». Совершив вместе с диаконом троекратное поклонение перед Престолом и поцеловав после этого напрестольное Евангелие, Крест и край Престола, священник идет в предназначенное для облачения место и там снимает епитрахиль.

Облачение.

П осле совершения трех поклонов к горнему месту со словами: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя» священник преподает благословение на облачение диакону. Взяв затем в левую руку подризник, священник благословляет его со словами: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» и, поцеловав изображенный на нем крест, облачается в него, читая при этом молитву: «Возрадуется душа моя о Господе… (как и при облачении диакона в стихарь). Благословив затем епитрахиль, он возлагает ее на себя при чтении молитвы: «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя». Если священник награжден набедренником, то, по установившейся традиции, он сразу же по облачении в епитрахиль благословляет и надевает его с молитвой «Препояши меч Твой по бедре Твоей…». После этого священник, благословив пояс и поцеловав изображенный на нем крест, опоясывается им, читая при этом молитву: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою…». Далее он таким же образом надевает правый и левый поручи, причем на правый читается молитва: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости…», а на левый: «Руце Твой сотвористе мя…». и наконец, благословив фелонь и поцеловав находящийся в ее верхней части крест, священник облачается в нее с молитвой: «Священницы Твои, Господи, облекутся в правду…». Завершив облачение, он идет к алтарной умывальнице и при чтении 25 псалма: «Умыю в неповинных руце мои…» умывает руки.

Проскомидия.

В о время облачения священника, а еще лучше перед началом входных молитв диакон приготовляет все необходимое для совершения проскомидии. Если же его нет, то сам священник, сняв пелену с Жертвенника, зажигает на нем лампаду, слева от себя ставит Дискос, а справа Св. Чашу (Потир), перед ними на особой дощечке кладет копие и лжицу, а также приготовляет звездицу, два малых покровца, большой покровец, называемый воздухом, и пять больших просфор.

П о окончании облачения и умовения рук, священник, встав вместе с диаконом перед Жертвенником, совершает троекратное поклонение со словами: «Боже, очисти мя грешнаго, и помилуй мя», после чего читает тропарь Великого Пятка: «Искупи ны еси…», сопровождая его целованием Евхаристических сосудов. Так, при произнесении слов: «Искупил ны еси от клятвы законныя» он целует Дискос, «честною Твоею Кровию» - Св. Чашу, «на кресте пригвоздився» - звездицу, «и копием прободя» - копие, и, наконец, при словах: «бессмертие источил еси человеком. Спасе наш, слава Тебе» - лжицу.

П осле этого, в ответ на слова диакона: «Благослови, Владыко» священник возглашает: «Благословен Бог наш…», полагая одновременно начало проскомидии и чтению на клиросе 3 и 6 часов. Однако, во избежание спешки, особенно при большом количестве подаваемых просфор, более удобным считается совершение проскомидии до начала чтения часов. В таком случае священник произносит начальный возглас не во весь голос, а так же тихо, как и на входных молитвах.

З атем, взяв в левую руку самую большую (агничную) просфору, а в правую - большое копие, он трижды крестообразно знаменует им сверху просфорную печать, произнося каждый раз: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». После этого диакон произносит: «Господу помолимся. Господи, помилуй», а священник со словами: «Яко овча на заклание ведеся» отрезает копием правую (от себя - левую) сторону просфоры, причем для удобства может перед этим повернуть просфору правой стороной к своей правой руке. Вслед за этим он возвращает просфору в первоначальное положение и, произнося: «И яко агнец непорочен, прямострегущаго Его безгласен,тако не отверзает уст своих», отрезает ее левую (от себя - правую) сторону. Далее, со словами: «Во смирение Его суд Его взятся» отделяется верхняя стороны и «Род же Его кто исповесть» - нижняя. Следует помнить, что каждое из этих действий, как и в первом случае, предваряется словами диакона: «Господу помолимся. Господи, помилуй».

П осле отделения четырех сторон просфоры диакон произносит: «Господу помолимся. Возми, Владыко», а священник со словами: «Яко вземлется от земли живот Его» отрезает последнюю, нижнюю часть и, взяв получившийся Агнец (трапецивидной формы), кладет его на Дискос печатью вниз.

Д алее, он вслед за словами диакона: «Господу помолимся. Пожри, Владыко» делает на нижней стороне Агнца глубокий (до печати) крестообразный надрез, произнося при этом: «Жрется агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение». Затем священник переворачивает Агнец печатью вверх и после слов диакона: «Господу помолимся. Прободи, Владыко» прободает копием правую (от себя - левую) сторону Агнца со словами: «Един от воин копием ребра Его прободе…». После этого он благословляет приготовленное в особом ковшике (корце) соединение вина с небольшим количеством воды, которое затем диаконом, а если его нет, то самим священником, вливает в необходимом количестве в Св. Чашу.

З акончив приготовление Агнца, священник берет просфору с изображением Богородицы и, произнеся: «В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы…», изымает из основания ее печати одну большую частицу, которую после этого со словами: «Предста Царица одесную Тебе…» кладет на Дискос справа от Агнца (слева от себя), вблизи от его середины.

В зяв затем третью просфору, он последовательно, в виде трех вертикальных рядов изымает из нее девять частиц, которые потом по мере изъятия, в таком же порядке кладет на Дискос слева от Агнца (справа от себя). Первую частицу священник изымает в честь и память: «Честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна», вторую - «Святых славных пророков Моисея и Аарона… и всех святых пророков», третью - «Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов», четвертую - «Иже во святых отец наших, святителей Василия Великого, Григория Богослова… и всех святых святителей», пятую - «Святаго апостола первомученника и архидиакона Стефана… и всех святых мученик и мучениц», шестую - «Преподобных и богоносных отец наших… и всех преподобных отец и святых преподобных матерей», седьмую - «Святых и чудотворцев бессребреник Космы и Дамиана… и всех святых бессербренников», восьмую - «Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны (святых храма и дня) и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже», девятую - «Иже во святых Отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго» или «Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския (если совершается его литургия). После этого священник берет четвертую просфору, из верхней части которой по нижним углам печати изымает две больших частицы и кладет их в нижней части Дискоса под Агнцем. При этом, изымая первую частицу, он произносит: «Помяни, Владыко Человеколюбче, всякое епископство православных, Святейшего Патриарха (имя)… Господина нашего (Высоко)Преосвященнейшего (имя епархиального архиерея), братию и сослужебники наша священники, диаконы и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко», а при изъятии второй: «Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея». После этого священник из верхней части той же просфоры изымает со словами: «Помяни, Господи» более мелкие частицы за живых (сродников и т.п.), которые затем также кладет на Дискос, но несколько ниже первых двух частиц.

Н аконец, взяв пятую просфору, он вынимает посередине нижней части печати одну большую частицу, произнося при этом: «О памяти и оставлении грехов святейших патриархов, блаженных создателей святаго храма сего» (здесь же поминается рукоположивший священника архиерей, если он уже умер). Завершив изъятие малых частиц о упокоении усопших, священник произносит: «Помяни, Господи, и всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи», после чего помещает их на Дискос рядом с большой заупокойной частицей, то есть, под вынутыми за живых. Затем он вновь берет четвертую просфору, из которой со словами: «Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и не вольное» изымает небольшую частицу за себя. После этого священник произносит начальный возглас часов: «Благословен Бог наш…» и благословляет (с особой молитвой: «Кадило Тебе приносим…») поднесенной диаконом, а если его нет, то пономарем, кадило с ладаном, которое последний держит с поднятой верхней частью на уровне Жертвенника. При словах диакона «Господу помолимся, Господи, помилуй» он берет раскрытую звездицу и, произнося: «И пришедши, звезда ста верху, идеже бе Отроча» держит ее над дымящимся кадилом, а затем ставит на Дискос. Диакон произносит: «Господу помолимся. Покрый, Владыко», а священник, облагоухав при чтении псалма «Господь воцарися, в лепоту облечеся…» кадильным дымом первый покровец, покрывает им Дискос. Таким же образом он поступает и со вторым покровцом, которым покрывает Св. Чашу, произнося при этом: «Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля». «Опоясов» затем кадило воздухом, священник со словами: «Покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякого врага и супостата…» покрывает им Дискос и Потир (Св. Чашу) поверх покровцов. Приняв от диакона кадило, он трижды кадит спереди Жертвенник, произнося каждый раз: «Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе», а при отсутствии диакона постоянно добавляя: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». После возгласа диакона: «О предложенных честных Дарех, Господу помолимся» священник вслух читает молитву Предложения: «Боже, Боже наш…», а затем возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе» и произносит отпуст: «(Воскресый из мертвых) Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых Отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго (Василия Великаго, архиепископа Кесарии Капподакийской), и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Покадив после этого еще раз Жертвенник и стоящего рядом диакон, он отдает кадило последнему.

Д алее, во время чтения часов священник совершает поминовение живых и усопших, вынимая малым копием из просфор, согласно подаваемым запискам, частицы и помещая их затем на Дискос.



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными