Индивидуальное и типичное в характере человека. Индивидуальное и типичное в характере

Индивидуальное и типичное в характере человека. Индивидуальное и типичное в характере

Можно выделить 4 основные черты характера:

1. Отношение личности к другим людям и обществу в целом: коллективизм или индивидуализм, эгоизм, гуманность, чуткость и человеконенавистничество, жестокость и черствость, правдивость и лживость и пр.

2. Отношение к труду: трудолюбие и др.

3. Отношение к самому себе: требовательность и самоуспокоенность, самокритичность и преувеличенное самомнение, скромность и высокомерие, застенчивость и циничность.

4. Проявление волевых качеств: целеустремленность, колебания, отход от поставленной цели, самостоятельность или действия вопреки убеждению, решительность и неуверенность, настойчивость и несостоятельность, выдержка и самообладание, дисциплинированность и смелость, мужество, трусость и малодушие.

Характер человека представляет собой слияние огромного количества черт, как индивидуальных, так и типичных.

Черта характера это наиболее устойчивая особенность личности, знание которой позволяет предугадать поведение человека в том или ином конкретном случае.

Если человека характеризуют как выдержанного, решительного и находчивого, то можно заранее знать, как он будет поступать в самых сложных и ответственных обстоятельствах жизни. Наиболее трудный участок работы в коллективе обычно поручают тому человеку, который обладает такими чертами, как настойчивость, ответственность и инициативность. Следовательно, каждая черта характера выступает своего рода показателем поведения человека в тех или иных обстоятельствах.

Любая черта характера – смелость, решительность, скромность, трудолюбие и т. д. – формируется в процессе деятельности, протекающей в определенных условиях.

Одна и та же черта характера у различных людей проявляется по-разному. Например, смелость у одного бывает разумной, у другого – безрассудной; искренность может быть наивной, чистосердечной, напускной. Неповторимое своеобразие проявления одной и той же черты у людей объясняется тем, что в основе их лежат различные мотивы, побуждения, интересы и отношения. Это и придает чертам индивидуальность.

Наряду с индивидуальными чертами, отражающими главным образом личную историю жизни человека, имеются черты, общие для характеров многих людей. Их называют типичными. Типичные черты отражают общие условия жизни и деятельности, воспитания и обучения, а также возраста, суждениям, смелость и настойчивость. Таким образом, в каждом характере представлено и индивидуальное, свойственное вот этому человеку, и типичное, свойственное данной группе людей или классу, возрасту, народу.

Индивидуальное и типичное неразрывны в характере: типичное проявляется у каждого человека индивидуально. Исходя из того, что в характерах людей имеется общее, типичное, в психологии уже давно делается попытка классифицировать характеры на группы. В науке известны многие классификации, в том числе русских психологов А. Ф. Лазурского и П. Ф. Лесгафта, а также советских ученых Н Д. Левитова и А. Г. Ковалева. Однако ни одна из них не получила в науке общего признания, так как не найден основной критерий, по которому можно было бы классифицировать характеры людей на группы.

Своеобразное сочетание черт образует структуру характера. Это не механическое сочетание свойств личности, это сплав их, образующих единство – целостный характер человека.

И. П. Павлов писал: «Если вы представите отдельные черты совершенно врозь, то, конечно, вы характера человека не определите, а нужно взять систему черт и в этой системе разработать, какие черты выдвигаются на первый план, какие еле-еле проявляются, затираются и т. д.».

В структуру характера входят направленность личности, волевые и нравственные качества.

Необходимо отметить, что определенное влияние на формирование отдельных патологических черт характера могут оказывать как наследственно-биологические факторы, так и особенности внешних условий.

Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров.

Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

  1. Черты характера.

Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера).

Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: “Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком”.

Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, “у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности”. В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них.

Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов.

Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.

Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. “Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами”. По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы.

Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

В характере каждого человека можно выделить как индивидуальные, так и типичные черты характера, свойственные людям данной эпохи, данного слоя, данной этической принадлежности.

Если индивидуальные черты характера определяются темпераментом, его психологическими свойствами и системой сложившихся в процессе воспитания человека отношений к разным сторонам жизни, то типические черты определяются содержанием эпохи, в которую живет человек. Так, феодализм в Западной Европе выдвигает тип характера рыцаря, торговца, крестьянина, солдата. Рыночный капитализм девятнадцатого века формирует типы характеров рабочего, предпринимателя, свободного художника, банкира со всеми вытекающими из образа свойствами характера и чертами поведения. Советская эпоха выдвинула новую социальную типологию: колхозник, рабочий-комсомолец, секретарь комитета партии и т.п. Иначе говоря, типичный образ жизни формировал типичный характер. Эти же процессы продолжаются и в наше время. Под влиянием обстоятельств жизни, требований общества и требований человека к самому себе развивается и видоизменяется социальная типология характера. Так, американский исследователь Эрик Фромм отмечал, сто современное постиндустриальное общество эпохи монополистического капитализма формирует так называемый «рыночный характер», т.е. человека, который действует по принципу «чего изволите», будучи озабочен наиболее выгодной продажей самого себя как рабочей силы тем людям и организациям, которые готовы заплатить ему за то, чего от него ожидают. Вот почему проблема самовоспитания характера с учетом абсолютных нравственных норм и принципов была и остается актуальной проблемой и психологической науки, и общества в целом.

Высокие этические принципы и идеалы, выработанные лучшими представителями человечества должны служить эталоном в процессах воспитания и самовоспитания характера.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Определение психологии как науки
Слово «психология» происходит из двух греческих слов: «психе» – душа и «логос» – наука. Психология – наука о психике, т.е. о такой форме отражения действительности

Основные этапы истории психологии
В истории психологии можно выделить следующие стадии: донаучная, преднаучная, естественнонаучная, стадия научной специализации. По времени дольше всего длился донау

Объективный характер психических закономерностей
Поскольку психология является наукой, постольку она изучает психические явления в их объективном, т.е. не зависимом ни от чего, помимо действующих причин, виде. Что это означает? Эт

Психика и мозг
Психика есть функция нервного вещества, нервных клеток, самое большое скопление которых составляет головной мозг. Головной мозг невероятно сложен. Он состоит из дв

Нервная система и ее строение
Головной мозг является главным органом нервной системы человека и животных. Однако его деятельность обеспечивается всей нервной системой организма. Поскольку нервная система человека наиболее сложн

Психика и сознание
Психика живого существа является порождением нервной системы и мозга. В процессе эволюции психика возникла из первичных форм движений растений и животных, происходивших в ответ на внешние раздражен

Структура сознания
Сознание как высшая форма психического отражения имеет следующую структуру. Во-первых, это совокупность знаний об окружающем мире. Следовательно, в структуру сознания входят познавательные

Сознательное и бессознательное
В человеческой психике выделяется два уровня:сознательный и бессознательный. Бессознательное, неосознаваемое – это совокупность всех психический процессов и состоя

Современная психология, ее задачи и место в системе наук
Современная психология – сложная наука. Она представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, исследующих психику во всем ее многообразии. Поскольку предмет психологии – закономерности ра

Структура современной психологии
Современная психология представлена множеством психологических дисциплин. Чтобы понять причины и сущность этого многообразия, следует принять во внимание 1) особенности изучения психики в к

Междисциплинарные связи современной психологии
Поскольку психология находится на стыке наук, она широко развивает связи с этими науками. Прежде всего, эти междисциплинарные связи развиваются за счет заимствования методов исследо

Общее описание методов психологии
Основными методами психологии являются наблюдение, беседа, эксперимент, тестирование. 1. Наблюдение – метод исследования предметов и явлений, который заклю

Проблема объективности в психологических исследованиях и организация конкретного психологического исследования
Психика – явление не натуральное. Ее нельзя потрогать, взвесить, увидеть. Психика принадлежит к особой реальности – идеальной. Поэтому столь сложна проблема получения объективных, т.е. достоверных,

При проведении психологического исследования различают пять этапов
Первый этап – ориентировочный. Он включает в себя предварительные наблюдения за изучаемым явлением, формулировку предположений о возможных причинах и свойствах явления и выдвижение

Корреляция как альтернатива эксперименту
Корреляция (от лат. correlation – соотношение) – еще один метод как обработки данных, так и их получения. Дело в том, что иногда эксперимент в изучении психики невозможно применить

Общая характеристика физиологической основы ощущений
Ощущение считается простейшим из всех психических процессов. Способность к ощущению имеется у всех живых существ, обладающих нервными клетками. Ощущение – это отражение в психике ж

И общие свойства ощущений
Чувствительность – свойство анализатора реагировать на соответствующий раздражитель. Специальные исследования показали, что раздражитель вызывает в предназначенном для него анализа

И физиологические основы восприятия
Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений в совокупности их качеств и свойств при непосредственном, но бесконтактном их воздействии на органы чувств.

Свойства человеческого восприятия
Первичным свойством человеческого восприятия является предметность. Предметность восприятия выражается в том, что все, что человек воспринимает при оформлении в образ восприятия, т

Восприятие пространства
Основную роль в восприятии пространства играет бинокулярное зрение. На сетчатке каждого глаза создается лишь одно двухмерное изображение. Но так как наши глаза расположены на некотором расстоянии д

Восприятие движения
Восприятие движения есть отражение изменения положения объектов в пространстве. Оно имеет жизненно важное значение. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и мышечно-двигател

Восприятие времени
Восприятие времени – это отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Ориентировка во времени у человека осуществляется с помощью корковых отделов мозга, где ряд анализаторов, объ

И ее физиологические основы
Память – это совокупный психический процесс запоминания, сохранения и воспроизведения событий и состояний, относящихся к прежним обстоятельствам жизни. Благодаря памяти су

Психологические теории памяти
Психологические исследования памяти имеют давнишние традиции. В настоящее время в психологии существует три основные теории памяти. Первая из них называется ассоциативная теория

Виды памяти
Существует несколько оснований для классификации видов памяти у человека. По длительности хранения информации выделяют три вида памяти: долговременную, кратковременную и о

Процессы памяти
Запоминание. По своим физиологическим механизмам запоминание представляет собой образование и закрепление в коре больших полушарий головного мозга требуемых нервных связей в процес

Нарушения памяти
Нарушение памяти называется амнезия. При амнезиях человек забывает о тех или иных событиях. Причиной амнезии служит либо заболевание, либо иное нарушение (в результате травмы, кров

Общая характеристика мышления
Мышление – это психический процесс, который обеспечивает способность сопоставлять, сравнивать, т.е. анализировать полученные в непосредственном ощущении и восприят

Мышление и речь
Для мыслительной деятельности человека существенна его тесная взаимосвязь с языком и речью. Именно эта взаимосвязь принципиально отличает человеческую психику от психики животных. Мышление животных

Социальная природа человеческого мышления
Органическая связь мышления с речью и языком одновременно и формирует и вскрывает общественно-историческую, культурно обусловленную, т.е. социальную природу мышления. Социальная природа мышления пр

Психологическая специфика человеческого мышления
Многие исследователи выделяют у человека два принципиально разных уровня мышления. Конкретное, основанное на более древних мозговых структурах и абстрактное, проду

Логические аспекты мышления
Логика – наука, которая занимается исследованием того, как мыслить правильно. Она исследует основные логические формы мышления и правила вывода одних мыслей из других. В л

Мышление в решении задач
Мышление начинается там, где перед человеком возникает проблемная ситуация, которая характеризуется тем, что в ней не даны все необходимые условия для ее решения. Их надо отыскать с помощью мышлени

Виды мышления и качество ума
В психологии различают следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Наглядно действенное мышление генетически наиболее раннее. С

Основные функции речи
Речь – центральный психический процесс, отличающий человека от животных. Именно благодаря речи существует собственно человеческое мышление, в том числе и, прежде всего, теоретическ

Физиологические основы речи
Как и все психические процессы, речь имеет весьма определенную и довольно сложную физиологическую основу. Ее базис составляет сложнейшая и особая система временных связей, дающая возможность замеща

Формы и виды речи
В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь подразделяется на такие виды: устная (монологи

Основные расстройства речевой функции и свойства речи
Поскольку речь тесно связана с нервно-мозговыми механизмами, при любом повреждении нервных центров (зон мозга), ответственных за процессы речи, возникают речевые расстройства, которые называются

Общая характеристика воображения
Воображение, или фантазия – это психический процесс, сущность которого состоит в создании новых образов (предметов, явлений и ситуаций) на основе комбинирования и преобразования пр

Физиологические основы воображения
Как и все психические процессы, воображение обусловлено активностью головного мозга, его коры. В ней замыкаются связи при восприятии и закреплении впечатлений от о

Виды и приемы воображения
Различают следующие основные виды воображения: активное и пассивное. Активное воображение – это воображение, которое пре

Воображение и творчество
Воображение – психический процесс, который является предпосылкой и условием такой продуктивной деятельности человека, в которой создается продукт, т.е. идеальный (в образе, в тексте) или вещественн

Общая характеристика воли
Воля – это психический процесс, сущность которого состоит в регулировании человеком поведения и деятельности, относящихся к преодолению внутренних и внешних препятствий. В

Физиологические основы воли
В основе волевого поведения лежат особые принципы работы головного мозга и центральной нервной системы человека. Главный из этих принципов – принцип доминанты. Открытый ру

Психологическая структура волевого действия
Воля человека, проявляющаяся в волевом усилии, выражается в волевых действиях. Волевое действие всегда связано с осознанием цели действия, ее значимости, ее смысла, т.е. ценности,

Волевые свойства человека
Волевыми свойствами (качествами) человека называются закрепленные в его поведении умения и соответствующая им готовность совершать волевые действия. К волевым качествам че

Нарушения воли
Крайние степени слабоволия человека называются нарушениями волевой регуляции поведения. Наиболее типичными нарушениями воли являются абулия, апатия и апраксия. Абулия – эт

Общая характеристика внимания
Внимание – это психический процесс, регулирующий степень концентрации, сосредоточения живого существа на тех или иных сторонах действительности или на своих состояниях. Вн

Физиологические основы внимания
Общим физиологическим механизмом внимания является ориентировочный рефлекс, сущность и назначение которого состоит в обеспечении безопасности живого существа. Кроме того, у человек

Виды внимания
Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное) и непроизвольное (непреднамеренное), а также послепроизвольное. Внешнее внимание – э

Свойства внимания
Как и остальные психические процессы, внимание обладает целым рядом свойств. Свойства внимания – это особенности его проявления. Главное из них: объем, распределение, концентрация,

Развитие внимания
Роль внимания в психике человека определяется тем, что оно обеспечивает надлежащее восприятие и понимание требуемой информации, а также такое необходимое условие деятельности как контроль и самокон

Предварительные пояснения
Существование любого живого существа в мире состоит из непрерывного взаимодействия с окружающей средой. Жизнь человека в этом отношении особенно сложна и многообразна. Прежде всего потому что, чело

Эмоциональные состояния. Общая характеристика
Эмоциональное состояние – это такой способ психического отражения, который выражается не во внешних предметных действиях, которые обеспечиваются психическими процессами, а в актива

Физиологические основы эмоциональных состояний
Специальные исследования показывают, что эмоциональные состояния обусловлены прежде всего возбуждением подкорковых центров и физиологическими процессами в вегетативной нерв

Виды эмоциональных реакций (эмоции) и эмоциональных состояний
Среди простых эмоций, т.е. биологически обусловленных психических состояний, можно выделить следующие: агрессия (гнев), боль, голод, жажда, оргазм, усталость, страх, отвращение, ра

Высшие эмоции (чувства) человека
Высшими эмоциями называются эмоциональные состояния человека, вызываемые социально значимыми и культурно обусловленными факторами. Они именуются чувствами или высшими чувствами человека. По содержа

Общая характеристика уровней активности сознания
Поскольку человек живет в изменчивом мире, его психика постоянно реагирует на окружающую среду то более, то менее активно. Физиологическим основанием психического реагирования, как

Сон, сновидения и расстройства сна
Сон – это периодически наступающее состояние охранительного торможения, связанное с необходимостью восстановления работоспособности и биологическими ритмами жизни организма, регули

Трансовые состояния сознания
Трансовые (от лат. «транс» – через) состояния сознания – это более или менее продолжительное сноподобное психическое состояние при котором снижен самоконтроль и сохраняются привычные автоматические

Галлюцинаторные и болезненные состояния сознания
Состояния сознания, при которых людям свойственны ложные восприятия, называются галлюцинаторными. Иными словами, галлюцинаторные состояния – это состояние восприятия при отсутствии

Предсмертные состояния сознания
Психика человека формируется при жизни, благодаря наличию мозга и существованию человека среди людей. Высшей ступенью человеческой психики является сознание. Иногда к концу жизни сознание

Общая характеристика
Термин «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», что означает «смесь». Именно этим словом еще в Античной Греции и Риме, где, собственно, и родился этот термин знаменитые врачи Гиппокр

Физиологические основы темперамента человека
Физиологическую основу темперамента человека составляют два главных, определяющих фактора: телосложение (конституция) и тип высшей нервной деятельности. Разработал

И психологические свойства темперамента
Холерический темперамент характеризуется большой интенсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний, быстротой их протекания. Эта особенность проявляется в характерных

Учет типологии темперамента и его психологических свойств в повседневной жизни
Тот факт, что все люди обладают определенным типом телосложения и определенным типом высшей нервной деятельности обусловливает неоспоримый факт их (нашей) принадлежности и к определенному типу темп

Общая характеристика характера
Характер – это совокупность индивидуально-психологических и типологических свойств человека, обусловливающих устойчивые способы реагирования человека на обстоятельства жизни и систему отношений к с

Структура характера
Структура характера – это устойчивая и закономерная система зависимостей между его отдельными чертами: стержневыми и поверхностными, устойчивыми и ситуационными, основными и второстепенными.

Свойства характера
В отличии от структуры характера как целостного образования выделяют и отдельные свойства характера, т.е. основные качества характера, которые являются результатом самовоспитания.

Общая характеристика способностей
Способности – это психические свойства человека, наличие которых позволяет ему максимально успешным образом выполнять ту или иную деятельность. При прочих равных условиях жизни и деятельно

Задатки, склонности и способности
Природные предпосылки проявления и становления способностей называются задатками. Задатки – это совокупность морфологических (анатомо-физиологичес

Структура, виды и уровни развития способностей
Способности как развитые функциональные системы, определяющие способы действий, свойственные той или иной человеческой деятельности, имеют сложную структуру. Структура способностей

Развитие и формирование способностей
Развитие и формирование способностей обусловлено конкретными социально-историческими условиями жизни людей и связано с овладением человеком накопленной поколениями материальной и духовной культурой

Общая характеристика деятельности
Деятельность – это форма целенаправленной психосоциальной активности человека, общим результатом которой является конструктивное преобразование окружающего мира и самого деятеля.

Психологическая структура деятельности и ее смысл
Деятельность как психосоциальное образование имеет стройную психологическую структуру, понять которую можно сопоставляя содержательные элементы этой структуры (потребности – мотивы

Виды деятельности
Основными видами деятельности человека являются: игра, учениеи труд. Каждый из этих видов деятельности является ведущим на разных этапах ч

Общая характеристика явления
Личность – это особое психосоциальное образование, качество человека, проявляющаяся в его духовной зрелости, социальной значимости, осмысленном и авторском вхождени

К исследованию личности
В современной психологии сложились устойчивые подходы к изучению личности, наиболее известные из которых: психодинамический, поведенческий, деятельностный, когнитивный, экзи

Становление личности
Становление личности представляет собой единство процессов ее формирования и развития. С каждым типом концепций и теорий, рассмотренных в предыдущем параграфе, связано и особое пред

Социальные типы личности
Поскольку личность – явление детерминируемое социальными и социокультурными особенностями жизни данного общества, психологи с первой трети ХХ века пытались установить зависимость ти

Общая характеристика явления
Человек, являясь существом социальным, не живет один, сам по себе. Он так или иначе включен в некое первичное сообщество, в котором и происходит его жизнь. Такое относительн

Виды групп и уровни их развития
В современной психологии разработаны довольно детальная классификация групп. Прежде всего выделяют группы условные и реальные. Условные (номинальны

Межличностные отношения в группе
Отношения в группе – чрезвычайно важная и интересная сторона жизни и человека, и человеческого общества. Различают, в зависимости от вида группы отношения официальн

Интимные межличностные отношения
Помимо явных межличностных отношений люди вступают друг с другом в отношения тайные. Это – интимные отношения, т.е. такие, которые касаются только двоих, изредка троих, и которые лю

Общая характеристика явления
В процессе совместной деятельности, межличностных и социальных отношений люди беспрестанно вступают в такой контакт, который предполагает то или иное воздействие их

И особенности социальной перцепции
Процесс коммуникации начинается прежде всего с первого впечатления, которое складывается у нас о другом человеке. Если это впечатление благоприятное, устанавливается психоло

Эффективность коммуникации
В проблематике эффективности коммуникации главный вопрос состоит в том, как добиться необходимой воздейственности передаваемых сообщений. Ведь именно влияние одних людей на

Манипуляция и психологические средства защиты от нее
Принципы и правила эффективной манипуляции, изложены выше, применяются в повседневной жизни во всех сферах профессионального информационного воздействия. Однако существуют и чрезвыч

Общая характеристика процессов обучения
Человек – существо, отличающееся от других видов живых существ типом своей жизнедеятельности. Именно в результате человеческого способа проживания жизни на земном шаре в отличии от

Психологическая сущность научения
Научение заключается в усвоении человеком определенных сведений и способов действий, в результате которых у человека возникает функциональный орган

Психологическая сущность учения
Учение – деятельность по систематическому усвоению знаний, умений и навыков. Учение имеет место там, где действия человека направляются сознательно поставленной цел

Обучение как главное условие психического развития
Специфика психики человека, всех ее функций (процессов, свойств и состояний) состоит в том, что они развиваются в ходе овладения ребенком общественно-историческим достоянием, т.е. к

Психическое развитие ребенка от рождения до года (младенчество)
Новорожденный – это ребенок от момента рождения до конца первого месяца жизни. Уже при рождении у новорожденного имеется целый ряд рефлексов, среди которых – дыхательный, сосательн

От года до трех лет (раннее детство)
Возрастной период от одного до окончания третьего года жизни называется раннее детство. Раннее детство – это целая эпоха в психическом созревании ребенка. Главное н

От трех лет до семи (первый период детства)
Возрастной период от трех лет до семи называется еще преддошкольным или первым периодом детства. Это самый интересный период, когда все дети станов

В младшем школьном возрасте (второй период детства)
Второй период детстваохватывает возрастной диапазон от восьми до двенадцати лет. В этом возрасте место игры как ведущей деятельности занимает учени

Подросткового возраста
Подростковый возраст занимает совершенно особое место в развитии современного человека. Отличающийся по возрастным периодом у мальчиков (от 13 до 16 лет) и девочек (от 12 до 15 лет), он составляет

Интеллектуальное развитие подростка
У подростка, в отличие от детей, созревает способность рассуждать, пользуясь гипотезами и дедуктивными заключениями. Иначе говоря, подросток выдвигает достаточно аргументированные п

В подростковом возрасте
Основные мотивационные детерминанты подросткового возраста – стремление к самопознанию, самовыражению и самоутверждению. Возникнов

Характерологические проблемы подростков
В связи с тем, что подростковый возраст – это период бурного становления характера, его типологические особенности проявляются настолько ярко, что получили даже название «подростков

Психологическая специфика поведения и отношений в период ранней юности
Общеизвестным фактом является признание того, что в возрасте ранней юности молодые люди бескомпромиссны. Предельное напряжение личностных ресурсов, связанное с потр

В возрасте ранней юности
Возраст ранней юности, помимо становления личностных черт, представляет собой важнейший этап в развитии психических процессов и состояний. Это развитие охватывает как количественную

Стержневая перспектива личностного развития
Возраст ранней юности, в котором перед человеком впервые во всей глубине и остроте встает вопрос о смысле жизни, предполагает решения молодыми людьми, юношами и дев

Жизни взрослого человека
24.1. Определение понятия «взрослость» Хронологически взрослый возраст занимает промежутки от 25-35 (у мужчин) и 21-35 лет (у женщин) до 36-60 лет (у мужчин) и 36-55 лет (

Специфика психических процессов в период взрослости
Взрослый период, как правило, самый продолжительный в жизни человека. Именно этот период – от 21-22 лет до 55-60 лет характеризуется наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творч

Жизненные задачи и кризисы взрослого периода
В настоящее время существуют два основных подхода к изучению развития взрослого человека: 1) исследование развития на протяжении всей жизни; 2) исследование динамики жизненных событ

Преклонный возраст. Общий потенциал жизни человека
С вступлением в этап пожилого возраста, люди вплотную сталкиваются с процессом старения организма. Старение происходит в различных структурах организма – как индивида, личности и су

Типическое как отражение общего в условиях жизни и природе человека. Характер есть

общественно-историческое явление; следовательно, не может быть каких-то всеобщих

характеров вне времени и пространства.

Есть определенные характеры определенных

исторических эпох, характеры конкретных личностей. Это не означает, что характер

коренным образом изменяется от эпохи к эпохе.

Личность как носитель характера является членом общества и связана с ним

различными отношениями. Являясь членом общества, личность находится в

определенных экономических, политических, культурных условиях, общих как для нее,

так и для многих других людей – членов этого общества, класса. Эти условия формируют

общие типические черты характера. Типическое в характере людей и конкретного человека отражает существенное в социальной жизни эпохи, класса.

Следовательно, о типическом в характере можно говорить как о существенных чертах,

общих для известной группы людей. Эти существенные черты отражают общие условия

жизни и проявляются в большей или меньшей мере у каждого представителя данной

группы людей. Таким образом, типическое характеризует в одно и то же время и

данную, конкретную индивидуальность, и других людей, с которыми данная

индивидуальность разделяет общие экономические, политические и культурные условия

Наряду с общим в экономических, политических и культурных условиях жизни

необходимо учитывать общее и в самой деятельности, которая накладывает отпечаток

на поведение человека. И, наконец, есть нечто общее в природной организации человека,

например типическое в высшей нервной деятельности людей. Это тоже не может не

сказаться на типическом в характере человека.

Наряду с общими условиями имеются и своеобразно индивидуальные условия в жизни и

воспитании каждого отдельного человека. Сами общие условия проявляются в каждом

конкретном случае в своеобразно индивидуальных формах. Существуют различия в

быте семьи, интересах различных семей, важное значение имеют профессионально-трудовые

различия. Все это не может не отражаться на характере человека. Индивидуальные

различия в быту и воспитании, различия всяких воздействий, иногда случайных

впечатлений, проявляются в индивидуально-своеобразных склонностях и интересах,

потребностях и вкусах, чувствах, складе ума и в целом – в характере человека.

Различия в быту, а тем самым и различия в потребностях, вкусах определяют индивидуальные

особенности у людей одного и того же общества, одной и той же прослойки населения.

Характер есть общественно-историческое явление, следова­тельно, не может быть каких-то всеобщих характеров, вне вре­мени и пространства. Есть определенные характеры определенных исторических эпох, конкретных личностей. Личность как носитель характера является членом общества и связана с ним различны­ми отношениями. Общие экономические, политические, культур­ные условия жизни формируют у людей общие для них типиче­ские черты характера. Типическое в характере людей и конкрет­ного человека, разделяющего общие условия жизни и воспитания, отражает существенное в жизни класса, социальной группы. Такое понимание типического позволяет понять существенное, законо­мерно формирующееся, а не побочное и случайное и, кроме того, перспективное, развивающееся - то, что характерно для завтрашнего дня. Итак, о типическом в характере можно гово­рить как о существенных чертах, общих для известной группы людей, отражающих общие условия их жизни и проявляющихся в большей или меньшей мере у каждого представителя этой груп­пы людей. Таким образом, типическое характеризует в одно и то же время и данную конкретную индивидуальность и других людей, с которыми данная индивидуальность разделяет общие

ный,-как указывал А. С. Макаренко,-тип гражданина, выпус­тить боевой, активный, жизненный характер”. 11 Такой метод раз­работал А. С. Макаренко, назвав его методом параллельного педагогического действия. Суть этого метода состоит в следую­щем: каждое воздействие имеет своим объектом как коллектив в целом, так и каждую отдельную личность. Так, например, требуя от всего коллектива соблюдения правил поведения в группе, мы уже тем самым требуем этого же от каждого члена данной группы.

§ 3. Формирование и развитие характера

Характер не дан от природы. Он складывается вследствие интеграции или объединения различных свойств личности, фор­мирующихся под влиянием жизни и воспитания. Интегрирование

свойств подчинено определенным закономерностям. Так, форми­рующаяся доминанта в направленности личности как бы опре­деляет избирательный характер восприятии, переживаний и волевой активности и дальнейший ход образования других свойств личности. Отсюда понятно, что при образовании доминирующего отношения (потребности, интереса, социальной установки) начи­нается соответствующее по качеству группирование вокруг доми­нанты других свойств и черт личности. Благодаря этому склады­вается вполне определенная цельная положительная или отрицательная личность (коллективист, индивидуалист, эгоист и т. п.). Может быть и так, что образуются две или три наиболее значимые наклонности и тогда формируется многоликий, противоречивый по своей сущности характер, или человек, в котором уживаются рядом злое и доброе, хорошее и плохое. В результате имеет мес­то борьба различных тенденций поведения в одной ситуации или поочередное проявление этих тенденций в различных ситуациях жизни и деятельности. Характер формируется постепенно, и на ранних этапах развития личности - помимо сознания и воли са­мого растущего человека. Поэтому решающее значение в разви­тии характера имеет достоянное усложнение требований окружаю­щих и деятельности, которую осуществляет личность и которая жизненно необходима и важна для ее развития. Требования людей к деятельности тогда формируют характер, когда они предъ­являются в системе и последовательно усложняются, т. е. состав­ляют постоянные и характерные условия жизни человека, которые постепенно превращаются в составные компоненты образа его жизни. Только при этих условиях человек начинает требовать от себя и от других, приобретает способность заглядывать вперед и не останавливаться на достигнутом, учится преодолевать препятствия на пути деятельности, может испытывать радость при движении вперед и приобретает привычный стиль деятельно­сти и жизни, отличающийся методичностью, последовательностью и максимальной организованностью. Особое значение в формировании характера имеет физический труд. Труд - источник опре­деленности и цельности характера. В труде формируются волевые свойства: настойчивость, организованность, самостоятельность; нравственные достоинства личности: трудолюбие, честность, кол­лективизм и подлинный гуманизм.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что и обучение имеет су­щественное значение в формировании не только умственных сил, но и характера. Знание дает ориентировку как во внешнем мире, так и в себе самом, что особенно важно для построения собст­венного поведения. Обучение включает и научение "тому, как человек должен вести себя в обществе старших, сверстников, как должен относиться к общественным нуждам и задачам. Развитие интеллектуальных качеств сказывается на содержании и форме поведения личности. Однако наиболее благоприятными условия­ми положительного формирования характера является соедине­ние обучения с трудом. При предъявлении требований к органи­зации жизни и деятельности важно возбудить у ребенка желание самосовершенствования, без чего требования могут не оказывать должного влияния на растущую личность. Для этого важно, чтобы ребенок не только понимал необходимость требований, но и принимал их в качестве руководства к деятельности, наконец, выдвигал сам требования к себе и воспитывал себя. В формиро­вании характера, особенно на ранних этапах его развития, боль­шое значение имеет восприятие положительного опыта поведения сверстников и старших. Воспитатель должен своим поведением создавать этот наглядный опыт для подражания. Большое зна­чение для ребенка имеет положительный опыт его сверстников, так как он чаще всего измеряет и оценивает своё поведение по поведению сверстников и особенно тех, кто находится в центре внимания коллектива. Эта особенность психологии ребенка может привести к подражанию как отрицательным, так и положитель­ным образцам. Выбор, кому подражать и на кого равняться, определяется общественным мнением коллектива детей. Кого сами дети считают привлекательным для себя. иногда в противо­вес мнению руководителя коллектива, тому они и следуют. Вот почему решающее значение в педагогической деятельности имеет борьба за создание здорового нравственно-психологического об­щественного мнения в коллективе, которое регулировало бы пове­дение каждого с позиций общего идеала, выпаженного в общественном мнении. Наряду с формированием общественного мнения да-Карл Густав Юнг. В своих исследованиях Юнг постоянно обращался к знакам на ладони, которые хорошо известны хи­романтам. Юнг полагал, что форма и функционирование руки прямо связаны с психикой и поэтому нет ничего удивительного в том, что рука может быть уникальным источником информации о характере и психических процессах. "Таким образом, типологи­ческая модель Юнга находит развитие и в хиромантии, связи психики с рукой. Только ли рука? Безусловно, не только. Прежде всего - лицо. Даже не изучив трудов ученых-физиономистов древности (крупнейший из них-француз Лаватер) мы “читаем” лица незнакомых людей каким-то таинственным образом, не съев традиционного “пуда соли” с этими людьми, с первого взгляда получаем о них то самое “первое впечатление”, которому неко­торые доверяют гораздо больше, чем второму, влюбляемся с пер­вого взгляда или, напротив, сразу же отталкиваем от себя.

Лицо может быть умным и глупим, добрым и злым, грубым и утонченным, нежным, приветливым, отталкивающим, внушаю­щим доверие, озабоченным, жизнерадостным... Мы судим обо всем этом, глядя на лицо человека, но как правило, не может с уве­ренностью сказать, какие именно складки, формы или черточки делают его таким, каким оно кажется. У кого нос длиннее или уши круглее - у умных или глупых, у хитрых или добродушных? Мы все немножко физиономисты. Хотя бы потому, что помним некоторые литературные штампы: большой лоб - признак ума, тяжелый, выступающий вперед (“наполеоновский”) подбородок-сила воли и властолюбие, полные губы - сладострастие... Нос крючком бывает у ведьмы и алчных ростовщиков, нос с горбин­кой - у полководцев и авторов трагедий, вздернутый носик - у наивных хохотушек. Почему мы сочли лицо какого-то незнакомца настолько честным и открытым, что доверили ему присмотреть за нашим чемоданом? А о ком-то другом говорим, что он произ­водит впечатление жулика. Что внушает нам эти суждения? Ка­кой формы глаза, рот или ноздри у нахала? Какие складки и морщинки у добродушного простачка? На протяжении веков ве­ликие физиономисты изучали эти соответствия и стоит познако­миться с результатом их наблюдений, если мы хотим судить по внешности не наугад, а с некоторой долей уверенности. Уверен­ность, близкую к стопроцентной, дает только глубокий анализ всех признаков. Вот некоторые примеры. Лаватер считал призна­ком ума крупную, правильной овальной формы голову, широкий, высокий и выпуклый лоб, довольно большие глаза, уши-малень

Методика: ЦВЕТ И ХАРАКТЕР 12

Если человек предпочитает:

БЕЛЫЙ ЦВЕТ-проявляется любой характер, но белый цвет-идеальный. Человек характеризуется идеализмом, возвы­шенностью, чистотой.

ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ-символизирует мрачное восприятие мира;

человек жизнь воспринимает в темных тонах, идеалы считает не­достижимыми и в жизни терпит поражения.

СЕРЫЙ ЦВЕТ-рассудительные и недоверчивые натуры, ко­торые долго думают перед решением, осторожны. Боятся громко заявить о себе.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ-цвет страстей, люди сильные, волевые, властные, вспыльчивые. Люди, которые не любят красный цвет-страх перед ссорами, склонны к уединению, но стабильны в отно­шениях.

КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ-спокойствие, непринужденность, ин­теллигентность, общительность. Люди контактны, любопытны, сме­лые, легко адаптируются, получают огромное удовольствие от того, что кому-то нравятся. Люди, которые отрицают,-глубоко сосредоточенные, пессимисты, трудно знакомиться с ними.

САЛАТНЫЙ ЦВЕТ-властные, любят навязывать свою волю другим, подчинить себе, но боятся действовать, чтобы не попасть в затруднительное положение.

РОЗОВЫЙ ЦВЕТ-цвет жизни, чувствительные люди, спо­собные к волнениям. Прагматики отвергают.

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ-большая эмоциональность, высокая духовность и деликатность. Гармонично развитые люди. Люди, которые отвергают, предпочитают жить настоящим.

СИНИЙ ЦВЕТ-покой, духовная возвышенность, чистая, скромная натура, нуждающаяся в отдыхе.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ-цвет жизни, боится чужого влияния, ищет способы самоутверждения, стать сильным и независимым.

ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ-любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. Этот цвет, согласно геральдике, означает также лицемерие и притворство.

Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающие типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражений характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

Френология – теория, согласно которой по строению черепа можно судить о развитии тех или иных способностей. Предложена австрийским врачом Ф. Галлем.



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными