Сообщение о мансийском народе. Аборигены северного урала - народ манси

Сообщение о мансийском народе. Аборигены северного урала - народ манси

1. Ареал расселения 3
1.1 Численность 3
2. Историческая справка 3
2.1 Антропологическая характеристика народа манси 4
3. Этнокультурная характеристика 4
3.1 Поселения 4
3.2 Хозяйство и быт 5
3.3 Жилища и другие постройки 5
3.4 Одежда и обувь 6
3.5 Средства передвижения 6
3.6 Пища 6
3.7 Воспитание детей 7
3.8 Духовная культура 7
3.9 Фольклор 7
4. Перспективы сохранения манси как этноса 9
5. Источники 10
    Ареал расселения
Первоначально манси были расселены на южном Урале и его западных склонах, в Прикамье, Припечорье, на притоках Камы и Печоры (Вишера, Колва и др.), на Тавде и Туре, но под влиянием колонизации этой территории коми и русскими переселились в Зауралье. В процессе переселения на Север и Восток часть манси была ассимилирована. В настоящее время манси проживают в Ханты-Мансийском автономном округе (6562 чел.), а также Ямало-Ненецком. Они расселены здесь главным образом по левым притокам Оби - Северной Сосьве, Ляпи-ну. Обособленные группы манси живут на реке Конда, а также в Свердловской области на реке Ивдель.
      Численность
Общая численность манси достигла 12 000. В Ханты-Мансийском автономном округе живет 77 % манси.
В Свердловской области из 155 манси 86 человек проживает в лесных поселениях - юртах, в которых насчитывается от одной до 8 семей. Наиболее известные из них Юрта Анямова (деревня Тресколье), Юрта Бахтнярова, Юрта Паки-на (деревня Пома), Юрта Саминдалова (деревня Суеват), Юрта Курикова (деревня Пауль) и др.

Остальные ивдельские манси живут дисперсно в поселках Вижий, Бурмантово, Хорпия, на территории города Ивдель.

    Историческая справка
Манси (дословно «человек») - коренной народ в Западной Сибири. До начала 20 века русские называли манси вогулами, а некоторые группы - остяками. В научной литературе манси вместе с ханты объединяются общим названием обские угры. Выделяются этнографические группы: северная, южная, восточная и западная. Говорят на мансийском языке, который входит в угорскую подгруппу финно-угорских языков уральской семьи. По фонетике, морфологии и лексике близок к хантыйскому.
Имеется семь диалектов, расхождение между которыми бывает огромным. Письменность с 1936 г. - на основе русской графики.
      Антропологическая характеристика народа манси
    Низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин)
    Общая грацильность (миниатюрность строения)
    Прямые мягкие черные или русые волосы
    Темные или смешанные глаза
    Различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощенностью и скуластостью
    Нос слабо или средневыступающий, в основном средний по ширине, преимущественно с прямой или вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и основанием
    Ослабленный рост бороды
    Относительно широкий рот
    Небольшая толщина губ
    средневыступающий или убегающий подбородок
    Этнокультурная характеристика
Манси как этнос сложились в результате слияния племен уральской неолитической культуры с угорскими и индо-иранскими племенами, двигавшимися во II-I тысячелетиях до н. э. с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Сочетание культур таежных охотников, рыболовов и степных кочевников-скотоводов в культуре манси сохраняется до сих пор. Все группы манси в значительной степени смешаны. В их культуре можно выделить элементы, свидетельствующие об их культурном взаимодействии с ненцами, коми, татарами, башкирами и другими народами региона. Особенно тесными были контакты с северными группами хантов.
      Поселения
Поселения делились на постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) и разбивались на местах промысла. Поселок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой - прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп - избы русского типа, летом - конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берестой, у оленеводов - крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом - открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.
      Хозяйство и быт
Традиционный хозяйственный комплекс манси включал:
    Охоту
    Рыболовство
    Оленеводство
На Оби и в низовьях Северной Сосьвы рыболовство преобладало. В верховьях рек основным источником существования была охота. Оленеводство, заимствованное манси у ненцев, получило широкое распространение сравнительно поздно. Одним из основных элементов собственного жизнеобеспечения была охота на оленя и лося. Наиболее характерным способом охоты на копытных был загонный промысел, использовались также самострелы и ловчие ямы. Существенное значение имела охота на боровую и водоплавающую птицу. Водоплавающую птицу добывали во время перелета перевесами - специальными сетями, натягиваемыми между высокими деревьями на пути движения птиц. Охота на пушного зверя также имеет у манси давнюю традицию. Рыбу манси добывали круглый год. Наиболее распространенный способ добычи - запорный промысел, в том числе зимой. Оленеводство было основным занятием у очень небольшой части манси, главным образом в верховьях рек Лозьва, Северная Сосьва и Ляпин, где имелись благоприятные условия для содержания крупных стад. В целом же количество оленей у манси было невелико, их использовали в основном в транспортных целях.
      Жилища и другие постройки
Традиционным жилищем в дорусский период у манси была полуземлянка с различными вариантами крепления кровли.
Позднее основным постоянным зимним, а иногда и летним жилищем большинства манси стал срубный дом из нетолстых бревен или толстых плах с двускатной крышей. Строился такой дом без потолка, с очень пологой двухскатной крышей, покрытой по деревянным планкам полосами выделенной бересты, сшитой в большие полотнища. Поверх бересты клали ряд тонких жердей - накатник; высота сруба равнялась 2 - 3 метра, длина 5 - 9 метра и ширина 4 - 5 метров. Крыша по фасаду немного выдавалась вперед, образовывая сени. Дверь ориентировали на юг. В одной или обеих боковых стенках дома делали окна. Прежде зимой в окна вставляли льдины (вместо стекла), летом оконные отверстия затягивали рыбьим пузырем. Вход в жилище устраивался обычно во фронтонной стене и был обращен к
Манси-оленеводы жили в чуме самодийского типа. В таких же чумах, крытых берестой, жили летом в низовьях Оби манси-рыболовы.
На охоте, на скорую руку, устраивали временные жилища - заслоны или шалаши из жердей. Делали их из ветвей и коры, стремясь лишь получить убежище от снега и дождя.
Для проведения праздников манси строили общественные здания, которые отличались от жилых лишь размерами.
Для хранения продуктов и вещей строили амбарчики - "избушки на курьих ножках". В качестве опоры использовали стволы деревьев. Крона и часть ствола обрубались, оставался пень высотой в рост человека. Хотя амбарчик мог быть устроен и на одной опоре, старались найти несколько (три-четыре) растущих рядом деревьев, чтобы сооружение было прочнее. Настил делали их колотых плах, из них же делали и амбарчик. На земле рядом лежала лестница-бревно с зарубками. Амбар делали для вещей и продуктов для хранения в непогоду и от зверя. От людей ничего не прятали - воровство было редчайшим явлением.
      Одежда и обувь
Традиционная женская одежда манси - платье на кокетке, хлопчатобумажный или суконный халат, зимой - двойная меховая шуба сахи. Одежда богато орнаментировалась бисером, нашивками из цветной материи и разноцветным мехом. Головным убором служил большой платок с широкой каймой и бахромой, сложенный неравным треугольником по диагонали.
Мужчины носили рубахи, по покрою похожие на женские платья, штаны, пояса, к которым подвешивалось охотничье снаряжение. Верхняя мужская одежда - гусь, глухого покроя, туникообразный из сукна или оленьих шкур с капюшоном.
      Средства передвижения
Главным средством передвижения зимой были лыжи еса, подбитые камусом или шкурой жеребенка. Для транспортировки груза пользовались ручными прямокопыльными нартами. В случае необходимости их помогали тянуть собаки. У оленеводов были оленьи упряжки с грузовыми и легковыми нартами. В летний период основным транспортным средством служила лодка калданка.
      Пища
Традиционная пища - рыба и мясо. Рыбу употребляли в различных видах. Северными манси особо ценилась сосьвинская сельдь. Существенным дополнением к рыбным и мясным блюдам были ягоды: черника, клюква, брусника, черемуха, смородина.
      Воспитание детей
После рождения ребенок получал две постоянные колыбели - ночную и дневную. Первая - это берестяная коробка с закругленными углами, завязками над тельцем и дугой над головой - для накидывания покрывала. Дневные колыбели - двух типов: деревянная со спинкой и берестяная со спинкой, украшенная узорами. На спинку под головку ребенка прикрепляли мягкую шкурку. Внутри колыбели на берестяную подстилку насыпали размельченные древесные гнилушки. Они хорошо впитывали влагу и придавали ребенку приятный запах. При намокании их убирали, но складывали только в определенных местах. Нельзя, например, считалось, класть их под растущее дерево, иначе ребенок будет качаться от ветра. К колыбелям было особое отношение: счастливую берегли и передавали из поколения в поколение, а ту, в которой дети умирали, уносили подальше в лес. На берестяную колыбель наряду с другими узорами наносили изображение глухаря - хранителя сна. Если ребенка оставляли дома одного, то в колыбель для охраны от злых духов клали символ огня - нож либо спички.
Игрушками служили в основном миниатюрные копии вещевого набора взрослых: у девочек - игольничек, коробочка со швейными принадлежностями, люлечка, у мальчиков - лодочка, лучок со стрелами, фигурки оленей. Детские куклы имели одну особенность - у них не было глаз, носа, рта. Фигурки с чертами лица - это уже изображение духа, который требовал заботы и почестей, а если не получал, то мог принести владельцу вред. Поэтому старики неодобрительно относились к покупным куклам. Игры детей нередко были уроками труда.
      Духовная культура
Традиционное мировоззрение манси основано на трехчленном делении внешнего мира: верхний (небо), средний (земля) и нижний (подземный). Все миры, по представлению манси, населены духами, каждый из которых выполняет определенную функцию. Равновесие между миром людей и миром богов и духов поддерживалось с помощью жертвоприношений. Главное их назначение - обеспечить удачу в промыслах, оградить себя от воздействия злых сил.
Для традиционного мировоззрения манси характерно также шаманство, преимущественно семейное, и комплекс тотемических представлений. Наибольшим почитанием пользовался медведь. В честь этого животного периодически проводились медвежьи праздники - сложный комплекс обрядов, связанных с охотой на медведя и поеданием его мяса.
      Фольклор
Фольклор манси представлен мифами, сказаниями, песнями, сказками и другими жанрами.
и т.д.................

Манси - народ, составляющий коренное население Это финно-угорский народ, являются прямыми потомками венгров (относятся к угорское группе: венгры, манси, ханты).

Первоначально народ манси жил на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке формально были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы. В научной литературе народ манси вместе с народом ханты объединяются общим названием обские угры.

В Свердловской области манси проживают в лесных поселениях — юртах, в которых насчитывается от одной до 8 семей. Наиболее известные из них: Юрта Анямова (деревня Тресколье), Юрта Бахтиярова, Юрта Пакина (деревня Пома), Юрта Саминдалова (деревня Суеватпауль), Юрта Курикова и др. Остальные ивдельские манси живут дисперсно в поселках Вижай (ныне сгоревший), Бурмантово, Хорпия, на территории города Ивдель, а также в посёлке Умша (см.фото).

Жилище манси, посёлок Тресколье

Заготовка бересты

Нянькур - печь для выпекания хлеба

Лабаз, или Сумьях для хранения пищи

Сумьях семьи Пакиных, река Пома. Из архива исследовательской экспедиции "Манси - лесные люди" туристической компании " "Команды Искателей Приключений"

Этот фильм снят по материалам экспедиции "Манси - лесные люди" "Команды Искателей Приключений (Екатеринбург). Авторы - Владислав Петров и Алексей Слепухин с большой любовью рассказывают о нелегкой жизни манси в постоянно меняющемся современном мире.

Среди ученых нет единого мнения о точном времени образования мансийского народа на Урале. Считается, что манси и родственные им ханты возникли при слиянии древнего угорского народа и коренных уральских племен около трех тысяч лет назад. Угры, населяющие юг Западной Сибири и север Казахстана по причинам климатического изменения на земле вынуждены были кочевать на север и дальше на северо-запад, в район современной Венгрии, Кубани, Причерноморья. За несколько тысячелетий племена угров-скотоводов пришли на Урал, перемешались с коренными племенами охотников и рыболовов.

Древний народ разделялся на две группы, так называемые фратрии. Одну составляли угры-пришельцы «фратрия Мось», другую — аборигены-уральцы «фратрия Пор». По обычаю, сохранившемуся до наших дней, браки должны заключаться между людьми из разных фратрий. Происходило постоянное смешение людей для предотвращения вымирания нации. Каждую фратрию олицетворял свой идол-зверь. Предком Пор был медведь, а Мось — женщина Калтащ, проявляющаяся в образе гусыни, бабочки, зайчихи. До нас дошли сведения о почитании зверей предков, запрете охоты на них. Судя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, народ манси активно участвовал в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре. У каждой фратрии на протяжении долгого времени существовало свое центральное молебное место, одним из которых является святилище на реке Ляпин. Там собирались люди из множества паулей по Сосьва, Ляпин, Обь.

Одним из самых древних святилищ, дошедших до наших дней, является Писаный камень на Вишере. Оно функционировало долгое время — 5-6 тысяч лет в эпохи неолита, энеолита, средневековья. На почти отвесных скалах охотники рисовали охрой изображения духов и богов. Рядом, на многочисленных природных «полочках» складывали подношения: серебряные пластины, медные бляшки, кремневые орудия. Археологи предполагают, что в рисунках зашифрована часть древней карты Урала. Кстати, ученые предполагают, что многие названия рек и гор (например, Вишера, Лозьва) являются домансийскими, то есть имеют гораздо более древние корни, чем принято считать.

В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае, были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.

Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской (по другой классификации — уральско-юкагирской) языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна-кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский. Мансийская письменность существует с 1931 года. Русское слово "мамонт" предположительно происходит от мансийского «манг онт» — «земляной рог». Через посредство русского это мансийское слово попало в большинство европейских языков (в англ. Mammoth).


Источники: 12,13 и 14 фото взяты из серии «Суйватпауль, весна 1958 года», принадлежат семье Юрия Михайловича Кривоносова, известнейшего советского фотографа. Он много лет работал в журнале "Советское фото".

Сайты: ilya-abramov-84.livejournal.com, mustagclub.ru, www.adventurteam.ru

Главная> Уральские горы > Аборигены Северного Урала — народ Манси

Манси — народ, составляющий коренное население Северного Урала Это финно-угорский народ, являются прямыми потомками венгров (относятся к угорское группе: венгры, манси, ханты).

Первоначально народ манси жил на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке формально были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы. В научной литературе народ манси вместе с народом ханты объединяются общим названием обские угры.

В Свердловской области манси проживают в лесных поселениях — юртах, в которых насчитывается от одной до 8 семей. Наиболее известные из них: Юрта Анямова (деревня Тресколье), Юрта Бахтиярова, Юрта Пакина (деревня Пома), Юрта Саминдалова (деревня Суеватпауль), Юрта Курикова и др. Остальные ивдельские манси живут дисперсно в поселках Вижай (ныне сгоревший), Бурмантово, Хорпия, на территории города Ивдель, а также в посёлке Умша (см.фото).

Жилище манси, посёлок Тресколье

Заготовка бересты

Нянькур — печь для выпекания хлеба

Лабаз, или Сумьях для хранения пищи

Сумьях семьи Пакиных, река Пома. Из архива исследовательской экспедиции "Манси — лесные люди" туристической компании " "Команды Искателей Приключений"

Этот фильм снят по материалам экспедиции "Манси — лесные люди" "Команды Искателей Приключений (Екатеринбург). Авторы — Владислав Петров и Алексей Слепухин с большой любовью рассказывают о нелегкой жизни манси в постоянно меняющемся современном мире.

Среди ученых нет единого мнения о точном времени образования мансийского народа на Урале. Считается, что манси и родственные им ханты возникли при слиянии древнего угорского народа и коренных уральских племен около трех тысяч лет назад. Угры, населяющие юг Западной Сибири и север Казахстана по причинам климатического изменения на земле вынуждены были кочевать на север и дальше на северо-запад, в район современной Венгрии, Кубани, Причерноморья. За несколько тысячелетий племена угров-скотоводов пришли на Урал, перемешались с коренными племенами охотников и рыболовов.

Древний народ разделялся на две группы, так называемые фратрии. Одну составляли угры-пришельцы «фратрия Мось», другую — аборигены-уральцы «фратрия Пор». По обычаю, сохранившемуся до наших дней, браки должны заключаться между людьми из разных фратрий. Происходило постоянное смешение людей для предотвращения вымирания нации. Каждую фратрию олицетворял свой идол-зверь. Предком Пор был медведь, а Мось — женщина Калтащ, проявляющаяся в образе гусыни, бабочки, зайчихи. До нас дошли сведения о почитании зверей предков, запрете охоты на них. Судя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, народ манси активно участвовал в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре. У каждой фратрии на протяжении долгого времени существовало свое центральное молебное место, одним из которых является святилище на реке Ляпин. Там собирались люди из множества паулей по рекам Сосьва, Ляпин, Обь.

Одним из самых древних святилищ, дошедших до наших дней, является Писаный камень на Вишере. Оно функционировало долгое время — 5-6 тысяч лет в эпохи неолита, энеолита, средневековья. На почти отвесных скалах охотники рисовали охрой изображения духов и богов. Рядом, на многочисленных природных «полочках» складывали подношения: серебряные пластины, медные бляшки, кремневые орудия. Археологи предполагают, что в рисунках зашифрована часть древней карты Урала. Кстати, ученые предполагают, что многие названия рек и гор (например, Вишера, Лозьва) являются домансийскими, то есть имеют гораздо более древние корни, чем принято считать.

В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае, были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.

Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской (по другой классификации — уральско-юкагирской) языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна-кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский. Мансийская письменность существует с 1931 года. Русское слово "мамонт" предположительно происходит от мансийского «манг онт» — «земляной рог». Через посредство русского это мансийское слово попало в большинство европейских языков (в англ. Mammoth).

Сайты: ilya-abramov-84.livejournal.com, mustagclub.ru, www.adventurteam.ru

Разделы сайта

Самое интересное

В соц. сетях

Род — основа основ для народов ханты и манси. Один род считает своим предком медведя, другой — лося или волка.

У такого священного животного должно быть культовое место рядом с общим поселением, чтобы его потомки могли воздавать ему почести и приносить жертву.Родственные связи у ханты и манси очень сильны. Каждому роду присущ особый знак.
По сей день у ханты и манси при обращении друг к другу родственные связи значат больше, чем имена. Кто кому и кем приходится — для обозначения этих понятий в этих языках существует более ста слов!
Глава семьи у коренных северян — всегда мужчина, а женщина — его верная спутница.

Женские и мужские семейные обязанности строго разделены. Женщине запрещено брать мужские вещи.
Ханты и манси очень радушны и любят гостей. Гостю дарят подарки, угощают самыми вкусными лакомствами, он всегда желанный человек в доме.

Особый случай - это большие праздники, например, «Медвежий праздник». Его устраивал один род и созывал гостей из других родов. Священные обряды, танцы, застолье — это и важное событие, и грандиозное зрелище, но в первую очередь — таинство приобщения, «вкушения плоти и крови» первопредка — медведя.

Отношение к мясу священного животного — особенное. Кости нельзя рубить, надо разделывать тушу по суставам. Рвать медвежатину зубами за столом — значит обижать медведя, поэтому мясо заранее разрезали на мелкие куски.

Эти кусочки даже руками брать нельзя — только специально сделанными деревянными палочками.

Народы ханты и манси

Ханты и манси верят: соблюдение этих правил позволит их грозному предку возродиться после смерти. В северном доме принято, чтобы прибывших встречал глава семьи и его ближайшие родственники-мужчины. Хозяйка тем временем готовится ко встрече в доме, накрывает на стол. Гости входят по порядку: сперва мужчины, затем женщины и дети. Следует обмен приветствиями, а потом прибывших усаживают на почетное место — за очагом, напротив входа. За столом не принято говорить, что объелся, оставлять еду недоеденной, есть в головном уборе и стоя.

Также нельзя выходить из-за стола во время угощения. Но если все-таки необходимо отлучиться на время, гость говорит хозяевам: «стол держите».
Но вот приходит время прощаться: гостей угощают, дают еду в дорогу; перед самым отъездом гости кланяются родовым реликвиям семьи.

Провожают их все, кроме беременных женщин (для них это считается плохой приметой). После отъезда гостей о них стараются не говорить и не вспоминать часто, а если и думать — то только хорошее!
МБУ «Управление по развитию туризма и внешних связей» /visithm.com

Ханты

Ха́нты (самоназвание - ханти, хандэ, кантэк, устар. остяки́) - коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири. Самоназвание ханты означает люди.

Численность

Выделяются три этнографические группы хантов: северные, южные и восточные, причём южные (прииртышские) ханты смешались с русским и татарским населением.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX - начале XX веков, отмечал, что остяки (ханты)

По переписи населения 2002 года численность хантов в России составляет 28 678 человек, из них 59,7 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,5 % - в Ямало-Ненецком округе, 3,0 % - в Томской области, 3,0 % - в Тюменской области без ХМАО и ЯНАО, 0,3 % - в республике Коми.

По переписи населения 2010 года численность хантов увеличилась до 30 943 человек, из которых 61,6 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,7 % - в Ямало-Ненецком округе, 2,3 % - в Тюменской области без ХМАО и ЯНАО, 2,3 % - в Томской области.

Динамика численности хантыйского населения по переписям:

22 306 18 468 19 410 21 138 20 934 22 521 28 678 30 943

История

Предки хантов проникли с юга в низовья Оби и заселили территории современных Ханты-мансийского и южные районы Ямало-ненецкого автономных округов, а с конца I тысячелетия на основе смешения аборигенов и пришлых угорских племён начался этногенез хантов (усть-полуйская культура).

Ханты называли себя больше по рекам, например Kondikhou ï = «люди Конды», As-jah = «народ Оби» и из последнего, возможно, произошло русское наименование хантов - остяки , хотя по мнению других исследователей русские могли заимствовать слово «остяк» из татарского «уштяк» = варвар.

Самоеды (общее название ненцев, энцев, нганасан, селькупов и ныне исчезнувших саянских самодийцев в дореволюционной России) называли хантов яран или ярган(слово, близкое к иртышско-хантскому яра - «чужой»).

Традиционные промыслы - рыболовство, охота и оленеводство. Традиционная религия - шаманизм и православие (с XVI века).Относятся к уральской расе.

Антропология

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона давал следующее описание хантов:

По своему складу остяки среднего, даже ниже среднего роста (156-160 см), с чёрными или каштановыми (редко белокурыми), обыкновенно прямыми, длинными волосами (которые носятся или распущенными, или заплетёнными), тёмными глазами, жидкой бородкой, смуглым цветом кожи, плосковатым лицом, несколько выдающимися скулами, толстоватыми губами и коротким, вдавленным при корне, широким и вздёрнутым на конце носом.

Вообще тип несколько напоминает монгольский, но глаза правильно прорезаны и череп чаще узкий и длинный (долихо- или субдолихоцефальный). Всё это придаёт остякам особый отпечаток, и некоторые склонны видеть в них остатки особой древней расы, населявшей некогда и часть Европы.

Женщины небольшого роста и в большей степени монголообразны, чем мужчины.

Ханты (как и манси) характеризуются следующим комплексом признаков:

  • низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин),
  • общая грацильность (миниатюрность строения),
  • неширокая голова, мезо- или долихокефальная по форме и низкая по высоте,
  • прямые мягкие черные или русые волосы,
  • тёмные или смешанные глаза,
  • заметно варьирующий по группам процент монгольской складки века, прикрывающей слезный бугорок (эпикантус),
  • различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощенностью и скуластостью,
  • нос слабо или средневыступающий, в основном средний по ширине, преимущественно с прямой или вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и основанием,
  • ослабленный рост бороды,
  • относительно широкий рот,
  • небольшая толщина губ,
  • средневыступающий или убегающий подбородок.

Язык

Хантыйский язык (устаревшее название остяцкий язык) вместе с мансийским и венгерским составляет обско-угорскую группу уральской семьи языков.

Хантыйский язык известен своей необычайной диалектной раздробленностью. Выделяется западная группа - обдорское, приобское и прииртышское наречия и восточная группа - сургутское и вах-васюганское наречия, членящиеся, в свою очередь, на 13 диалектов.

С XIX века имели место серьёзные работы по остяцкому (хантыйскому) языку.

Так в 1849 году А. Кастреном была выпущена краткая грамматика и словарик, а в 1926 году - словарь Паасонена.

Ханты (югра) и манси (вогулы)

В 1931 году вышел в свет остяцкий букварь П. Е. Хатанзеева («Hanti knijga»), но при его составлении был допущен ряд ошибок, в частности неправильный выбор диалекта, необоснованные принципы транскрипции и методические ошибки, из-за которых букварь не получил широкого распространения. В том же году Научно-исследовательской ассоциацией институтов народов севера при ЦИК СССР был разработан предварительный проект остяцкого алфавита, а в 1933 году был выпущен остяцкий букварь.

В 1950 году, на Всесоюзном совещании, посвящённым вопросам развития литературных языков народов Крайнего Севера, было принято решение о создании письменности ещё для трёх хантыйских диалетов: ваховского, сургутского и шурышкарского.

Культура

1 ноября 1957 года в ХМАО вышла первая газета на хантыйском языке под названием «Ленин пант хуват» («По Ленинскому пути»), которая в 1991 году была разделена на хантыйскую «Ханты ясанг» и мансийскую «Луима сэрипос».

На хантыйском также издаётся газета Лух авт.

10 августа 1989 года была образована общественная организация «Спасение Югры», одной из основных задач которой является консолидация коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа, в том числе сохранение этнической самобытности, уклада жизни, культуры как хантов, так манси и ненцев.

Этно-рок-группа H-Ural с 2009 г.

исполняет песни на шурышкарском и среднеобском диалектах хантыйского языка.

Уже второй месяц ребята жили у хантов. И они понемногу стали понимать, как устроен мир этого северного народа. Мирослав и Варвара долго не могли понять, как думают ханты. С их точки зрения живым является все, что движется, и то, что похоже на движущееся.

Живыми предметами для жителей тайги являются не только люди и звери, но и духи, снег, вода, гром, лед, камень.

Человек, зверь, птица живые потому, что движутся и имеют соответствующую форму.

А все, напоминающее по форме эти существа, также у хантов считается живым. Живым является камень, похожий на медведя или человека. Снег живой, пока падает, а лежачий снег? не живой? он ведь не двигается, и до весны умер. При таянии снег превращается в воду и оживает. Вода в реке живая, но она умирает, превращаясь в лед.

Лед оживает, когда весной трещит, но умирает, превращаясь в воду. Вода в посуде мертвая, в ней не живут рыбы. Лето живет, но умирает, превращаясь в осень.

Осень живет, но умирает, превращаясь в зиму. Природа очеловечивается, а человек уравнивается с ней. Жизнь? в движении, в изменении. Благодаря такой философии ханты не теряются среди безбрежного моря тайги, среди общества зверей.

У хантов есть два важных слова: Сур и Ях.

Словом Сур обозначают место, где люди собирают ягоду, где пасутся олени и лоси, где бродит в поисках пищи лесной дух. Кладбище и прилегающее к нему место тоже называлось Сур: здесь ночью умершие собирают ягоды и упавшие орехи? это пастбище для мертвых. А заселенные людьми места называются Ях. Так же называется общество, собрание людей, группа. Но не только людей. Ях? это заселенное место, независимо от того, кем оно заселено: людьми или зверями.

Человек не является венцом природы.

Согласно представлениям хантов, природу вообще никто не венчает, а раз у нее нет венца, то нет и вообще никакой иерархии? все взаимосвязано.

Не просто все это? разным людям смотреть на природу одинаковыми глазами.

У хантов между собой это получается, а у русских с хантами? нет. Потому что у нас другая культура. Когда русские и ханты планируют совместные действия, то ханты одобрительно кивают в ответ на любые предложения, но, когда природа вносит свои изменения, они молча делают по-своему и всегда правильно. Много столетий они нарабатывали опыт, теперь опыт работает на них.

Мирослав и Варвара с интересом присматривались к жизни северного народа.

Их особенно интересовало, как ханты воспитывают своих детей. С самого раннего детства ханты стараются, чтобы дети были как можно ближе к природе. В первые месяцы новорожденного заворачивают в пеленки из мягкой ношеной одежды и одеяльце из шкурки зайца. Через три-четыре месяца ему шьют рубашку и нагрудники из бересты с выскобленным узором. На ноги детям надевают берестяные наколенники, по представлениям хантов предохраняющие ножки ребенка от искривления.

Еще в грудном, а точнее, в колыбельном возрасте детям шьют почти полный комплект одежды – такой же, как у взрослых, но из более мягких материалов. Украшают ее иногда даже богаче, чем одежду для взрослых, прикрепляют колокольчики; девочкам надевали миниатюрные украшения.

У хантов женщина раньше кормила ребенка грудью до двух – трех лет, а то и дольше.

На время длительной поездки ему давали сосать беличью лапку либо оленье сухожилие. Но в последующие годы детям не готовили пищу отдельно, они ели из общего котла. За столом дети сидели со взрослыми и пользовались той же посудой. Конечно, им уступали лакомства, например мягкий костный мозг или кожицу с летних рогов оленей – хантыйскую жевательную резинку. Из покупных продуктов дети чаще ели печенье, сгущенное молоко.

Дети рано получали небольшие копии других предметов взрослых: ножа, лука со стрелами.

В этом, как и во многом другом, проявлялось стремление приобщить ребенка как можно раньше к настоящей, взрослой жизни. Игрушками служили в основном миниатюрные копии вещевого набора взрослых: у девочек – игольничек, коробочка со швейными принадлежностями, люлечка, у мальчиков – лодочка, лучок со стрелами, фигурки оленей. Игры детей были нередко уроками труда.

Детские куклы имели одну особенность – у них не было глаз, носа, рта. Фигурки с чертами лица – это уже изображение духа, который требовал заботы и почестей, а если не получал их, то мог принести владельцу вред.

Поэтому ханты неодобрительно относились к покупным куклам? вдруг это дух, а дух может обидеться и доставит неприятности своему маленькому хозяину.

Девочка в два-три года уже умела собрать из бисера браслетик, а мальчик – набросить аркан на любой предмет, напоминающий ему оленя. В шесть лет ребенок мог получить в самостоятельное управление оленью упряжку, набрать за сезон десятки килограммов ягод. С двенадцати лет девочка умела самостоятельно вести домашнее хозяйство, а мальчик ходил один на охоту.

Нам в Юильске повезло, ? объяснял Ягун-ики ребятам. ? У нас школа в поселке, а вот детей из маленьких селений на учебу забирают в интернат. Там многолетний жизненный уклад кочевой жизни рушится. Главной работой маленького ханта становится посещение уроков. Он сразу лишается возможности проявлять себя как самостоятельная творческая личность, его только учат, причем словесно. Дома же он учился больше сам – путем подражания, следования примеру отца или матери. Те относились к нему уважительно, как к равному, а в школе между ним и взрослыми проводится резкая грань.

Дети леса и тундры острее, чем поселковые и городские, воспринимают социальное неравенство, ибо в семье им почти не приходилось слышать о зависимости от «начальства». И школьно-интернатская форма означает для них обезличивание. Покрой и узоры домашней одежды – это своего рода удостоверение личности; по ним можно судить о том, с какой реки или какого рода человек. Все это, к сожалению, мало учитывается теми, кто решает судьбы детей народов Севера.

Особенно плохо приходится детям из шаманских семей. Они плохо переживают длительную разлуку с домом. Иногда во время занятий, кого-нибудь из шаманских детей начинает трясти, ребенок выкрикивает отдельные слова – им уже овладел шаманский приступ.

Раньше в школах на этот счет на стенах висел плакат: «На уроках не шаманить!» Сейчас же преподаватели с этим не борются, а устраивают таким детям дополнительные каникулы для побывки дома.

Мирослав с удивлением узнал, что заготовка дров у хантов это обязанность женщин.

Однажды он увидел, как жена Ягун-ики, уже пожилая женщина колет дрова. Хозяйка быстро устала и села отдохнуть. Мирослав взял топор, но… после нескольких ударов тонкое топорище сломалось. Мирослав с досадой повертел топор в руках и посмотрел на Северного Шамана.

Я знал, что этим все закончится. ? Сказал Ягун-ики. ?

Аборигены Северного Урала — народ Манси

Хоть мне и жалко было наш топор, я не стал тебя останавливать. Мне хотелось, чтобы ты на собственном опыте понял, в чем разница между нами. Я заметил, ты внимательно рассматривал топор. Это обычное явление? если русский, попав к хантам, хочет поразмяться колкой дров, то быстро ломает топорище. В результате у ханта и русского возникает одинаковое мнение друг о друге как о неумехах: один не умеет делать топор, а другой не умеет им пользоваться.

У хантов дрова колет женщина.

У нее мало сил, потому и топор легкий, и чурбан она обкалывает понемногу, с краев. А русский мужчина вначале раскалывает его надвое, а затем? на более мелкие части, для чего имеется особый вид топора? колун.

Заготовка дров? хороший пример, дающий возможность быстрее понять различия в традициях русских и хантов.

Русские живут оседло и имеют постоянный дом? один на все времена года. И они могут заготовить дрова летом недалеко от него. Для хантыйской семьи это неприемлемо, летом она иногда уезжает далеко от своего зимнего поселения.

Оседлый житель может напилить летом дров и из сырых деревьев? до зимы они высохнут. А тот, кто готовит их на каждый день, может использовать только сухостой, который имеет одно преимущество: он легок, подъемен для женщины. Да и рубить растущее, живое дерево ханты? люди природы, позволяют себе только в крайних случаях, с извинениями перед деревом. Сухостой за несколько лет вырубался вблизи селения, но из этого положения у хантов был выход?

переселиться на новое место. Для оседлого жителя этот путь неприемлем. Вот и смотрят ханты на русских, как на губителей природы, а те на них? как на бесхозяйственных.

Ханты – это народ, издревле проживающий на севере Российской Федерации, преимущественно на территориях Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Ханты – не единственное название данного народа, на западе он известен как остяки или югры, однако более точное самоназвание «ханты» (от хантыйского «кантах» — человек, народ) в советское время было закреплено в качестве официального.

В исторических хрониках первые письменные упоминания о народе ханты встречаются в русских и арабских источниках Х века нашей эры, но доподлинно известно, что предки хантов проживали на территории Урала и Западной Сибири уже в 6-5 тысячелетии до н.э., впоследствии они были вытесненными кочевниками в земли Северной Сибири.

Обычно ханты – это люди невысокого роста, около 1,5-1,6 м, с прямыми черными или темно-каштановыми волосами, смуглой кожей, глаза темные.

Тип лица можно охарактеризовать как монгольский, но с разрезом глаз правильной формы – немного плоское лицо, скулы заметно выдаются, губы толстоватые, но не полные.

Культура народа, язык и духовный мир не однородны. Это объясняется тем, что ханты расселились довольно широко и в разных климатических условиях сформировались различные культуры.

Южные ханты в основном занимались рыболовством, однако им были известны также земледелие и скотоводство. Основными занятиями северных хантов были оленеводство и охота, реже рыболовство.

Ханты, занимавшиеся охотой и рыболовством имели по 3-4 жилища в разных сезонных поселениях, которые менялись в зависимости от сезона.

Такие жилища делали из бревен и ставили прямо на землю, иногда предварительно выкапывали яму (по тип землянки). Ханты-оленеводы жили в чумах – переносное жилище, состоящее из поставленных по кругу шестов, скрепленных в центре, покрытых сверху берестой (летом) или шкурами (зимой).

Ханты с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду, ветер. Также у хантов существовали тотемные покровители, семейные божества и покровители-предки.

Народ Манси

Каждый род имел свое тотемное животное, его почитали, считая одним из далеких родственников. Данное животное нельзя было убивать и употреблять в пищу.

Медведя почитали повсеместно, его считали защитником, он помогал охотникам, охранял от болезней, разрешал споры.

При этом на медведя, в отличии от других тотемных животных, можно было охотиться. Для того чтобы примирить дух медведя и убившего его охотника ханты устраивали медвежий праздник. Лягушка почиталась как хранительница семейного счастья и помощница рожениц. Были и священные места, место на котором живет покровитель.

На таких места запрещалась охота и рыбалка, так как животных охраняет сам покровитель.

До наших дней традиционные ритуалы и праздники дошли в измененном виде, их адаптировали под современные взгляды и приурочили к определенным событиям (например медвежий праздник проводят перед выдачей лицензий на отстрел медведя).

Общая информация

Манси (самоназвание, «человек») — коренной народ в Западной Сибири. До начала XX века русские называли манси вогулами, а некоторые группы - остяками. В научной литературе манси вместе с ханты объединяются общим названием обские угры. Выделяются этнографические группы: северная, южная, восточная и западная. Говорят на мансийском языке, который входит в угорскую подгруппу финно-угорских языков уральской семьи. По фонетике, морфологии и лексике близок к хантыйскому.

В мансийском языке имеется семь диалектов, расхождение между которыми бывает огромным. Письменность с 1936 г. - на основе русской графики.

Манси как этнос сложились в результате слияния племен уральской неолитической культуры с угорскими и индо-иранскими племенами, двигавшимися во 2-1 тысячелетиях до н. э. с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Сочетание культур таежных охотников, рыболовов и степных кочевников-скотоводов в культуре манси сохраняется до сих пор. Все группы манси в значительной степени смешаны. В их культуре можно выделить элементы, свидетельствующие об их культурном взаимодействии с ненцами, коми, татарами, башкирами и другими народами региона. Особенно тесными были контакты с северными группами хантов.

Территория расселения и численность

Первоначально манси были расселены на южном Урале и его западных склонах, в Прикамье, Припечорье, на притоках Камы и Печоры (Вишера, Колва и др.), на Тавде и Туре, но под влиянием колонизации этой территории коми и русскими переселились в Зауралье. В процессе переселения на Север и Восток часть манси была ассимилирована. В настоящее время манси проживают в -Ханты-Мансийском автономном округе (6562 чел.). Они расселены здесь главным образом по левым притокам Оби - Северной Сосьве, Ляпи-ну. Обособленные группы манси живут на реке Конда, а также в Свердловской области на реке Ивдель.

Общая численность манси достигала в СССР по переписи 1989 г. 8474 человека. По переписи 2002 г. численность манси составляет 11432 человека. В Ханты-Мансийском автономном округе живет 77 % манси. В основном они расселены в трех районах округа - Березовском, Кондинском и Октябрьском. В остальных их численность не превышает нескольких десятков человек.

Живут манси в одних селах с хантами и другими народами округа. Некоторые, наиболее крупные поселения, где манси преобладают или составляют значительную долю населения, представлены в таблице.

В Свердловской области из 155 манси 86 человек проживает в лесных поселениях - юртах, в которых насчитывается от одной до 8 семей. Наиболее известные из них Юрта Анямова (деревня Тресколье), Юрта Бахтнярова, Юрта Паки-на (деревня Пома), Юрта Саминдалова (деревня Суеват), Юрта Курикова (деревня Пауль) и др.

Остальные ивдельские манси живут дисперсно в поселках Вижий, Бурмантово, Хорпия, на территории города Ивдель. Точная численность манси в этих населенных пунктах неизвестна.

Образ жизни и система обеспечения

Традиционные хозяйственные занятия манси -охота, рыболовство и оленеводство, которые сочетались в различных пропорциях. На Оби и в низовьях Северной Сосьвы рыболовство преобладало. В верховьях рек основным источником существования служила охота на оленя и лося. Важное значение имела добыча боровой и водоплавающей птицы. Рыболовство, наряду с охотой, составляло основу жизнеобеспечения манси. Рыбу манси добывали круглый год. В последние десятилетия индивидуальный промысел рыбы для собственных нужд сочетался с товарным рыболовством промысловых хозяйств. В настоящее время на базе бывших рыбзаводов и комбинатов созданы акционерные общества. Многие манси создали семейно-родовые общины, специализирующиеся на рыбном промысле. В Березовском районе, например, работают родовые общины «Мишнэ», «Пугоры», «Устрем» и ряд других. Мансийские общин работают в Кондинском районе, добывая ежегодно 250-300 т. рыбы.

Оленеводство, заимствованное у ненцев в 15-16 веках, получило широкое распространение сравнительно поздно. Занималась им небольшая часть манси, главным образом в верховьях рек Лозьва, Северная Сосьва и Ляпин, где имелись благоприятные условия для содержания крупных стад. В целом же количество оленей было невелико, их использовали в основном в транспортных целях. В советский период продуктивное оленеводство манси развивалось в рамках колхозно-совхозного производства. Наиболее крупное стадо (около 20 тыс. голов) имел совхоз «Саран-паульский», пастбища которого располагались на восточных и западных склонах Урала. Совхоз существует и сегодня, но стадо оленей заметно сократилось, в то время как частный оленеводческий сектор увеличивается.

Для ведения традиционной хозяйственной деятельности за хозяйствующими субъектами в районах расселения манси закреплены родовые угодья. В Березовском районе их 25 (2,4 млн. га), в Кондинском - 34 (175 тыс.), в Октябрьском - 45 (290 тыс.). Из других традиционных отраслей хозяйственной деятельности манси необходимо отметить собирательство. И в прошлом и теперь манси собирают различные ягоды, кедровые орехи, запасы которых имеются в каждой семье. В последние годы сбор дикоросов стал важной частью дохода. У кондинских манси сбор брусники, кедрового ореха превратился в одну из ведущих отраслей, удельный вес которой в бюджете семьи сопоставим с охотой.

Следует заметить, что в традиционном хозяйстве работает небольшая часть манси, в основном в Березовском районе, не затронутом пока крупным промышленным строительством. На его долю приходится менее 1 % производимой в округе промышленной продукции. В других районах манси, особенно молодежь, работает на промышленных предприятиях, в различных организациях и учреждениях.

Этно-социальная обстановка

В настоящее время почти половина манси (40,7 %) живет в городской местности. Это самая урбанизированная часть среди аборигенного населения округа. Как и у других народов, этно-социальные проблемы манси связаны с безработицей, состоянием здоровья населения, снижением естественного прироста. Особенно высока безработица у манси Кондинского района. В отдельных национальных поселках постоянной работы не имеет значительная часть трудоспособного населения. В городах уровень безработицы связан зачастую с низкой образовательной и профессиональной подготовкой коренного населения.

При всей остроте проблемы безработицы средние размеры денежных доходов коренного населения в округе обеспечивают стоимость питания, предусмотренного прожиточным минимумом. Общая заболеваемость в Ханты-Мансийском округе (1095 на 1 тыс. человек) не намного выше средней заболеваемости по России (983 на 1 тыс. чел.). Здесь более благоприятны социально-бытовые условия. При некотором снижении рождаемости, обусловленном главным образом процессами урбанизации, у манси сохраняется стабильный естественный прирост. Чрезвычайно сложная социально-экономическая и культурная обстановка у свердловских манси. Все население, проживающее в лесных поселениях, не имеет ни постоянной, ни временной работы. Весьма ограничены здесь и возможности самообеспечения за счет использования таежных ресурсов. Практически 80 % взрослого населения страдает тяжелыми формами легочных, желудочно-кишечных и других заболеваний. За последние 3 года ни разу не проводился медосмотр коренного населения. На манси не распространяется действующая в области программа «Доступные лекарства». В целом можно констатировать серьезное ухудшение положения ивдельских манси по всем аспектам их существования.

Этно-культурная ситуация

«Заимствования поневоле», характерные для трансформации культуры манси в советский период, существенно изменили этнический облик народа, но их традиционная культура не погибла. Безусловно, известная часть мансийской молодежи стремится сегодня к интеграции в индустриальное общество, однако, большинство сохраняет ориентацию на промысловую деятельность. В условиях демократизации общественной жизни растет этническое самосознание, созданы и действуют различные общественные организации, ставящие своей задачей возрождение языка и культуры народа. Наиболее известные из них - «Научный фольклорный фонд народа манси», «Союз мастеров традиционных народных промыслов «Сор-ни еш». 17 мастерам Союза присвоено звание «Народный мастер России». В национальных поселках и г. Ханты-Мансийске открыты музеи. Проводятся различные конференции, фестивали, выставки, традиционные праздники. Изучением культуры манси, проблемами возрождения языка, традиционных обрядов занимается Института возрождения обско-угорских народов. Творческая интеллигенция манси в своем стремлении к -возрождению традиционной культуры опирается в основном на культурное наследие северных манси, как наиболее сохранивших свои традиции. Язык и традиционная культура в настоящее время сохраняются в большей степени у северных (сосьвинско-ляпинских) и восточных (кондинс-ких) манси. Родным мансийский язык считают 3.1 тыс. человек, или 49,5 % манси. На мансийском языке существуют пресса (издается журнал «Югра», один раз в 2 недели выпускается газета «Луима сэрипос»), радиовещание, раз в неделю выходит специальная телепрограмма. В 1980 г. мансийская письменность была реформирована - в алфавит ввели особые знаки для долгих гласных. По оценке специалистов, частичная реформа мансийской графики оказалась одной из самых удачных. Она сохранила для носителей мансийского языка возможность пользоваться ранее вышедшими изданиями, не требует переобучения кадров, переиздания литературы. Мансийский язык в настоящее время преподается в начальной школе, в Югорском университете, в РГПУ им. Герцена в Санкт - Петербурге.

Широкой известностью в Российской Федерации пользуются мансийские писатели Ю. Ше-сталов, М. Вахрушева, А. Тарханов, Н. Еврин-Чейматов. Однако, оригинальная литература на мансийском языке, получившая бурное развитие в 50-60-е годы, нуждается в новом качественном развитии.

Органы управления и самоуправления

В структуре исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа создан Департа-ментт по делам малочисленных народов Севера, который занимается проблемами всех малочисленных народов округа, в том числе и манси. Представители манси возглавляют ряд сельских администраций. Манси вместе с ханты и другими аборигенными народами округа входят в ассоциацию «Спасение Югры». Ассоциация добилась известных успехов по сплочению коренного населения. По ее инициативе в Ханты-Мансийском автономном округе разработано и принято положение о статусе родовых угодий, закрепляющее право ханты и манси на свои земли, недра, воды, леса, пастбища. Целый ряд важных положений, направленных на защиту интересов коренного населения, включено в Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа (Югра). В частности, предусмотрено образование в составе окружной Думы Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера. В ее состав входят 6 депутатов, которые избираются по единому национально-территориальному округу (вся территория автономного округа). Правом выдвижения кандидатов по этому округу обладают общественные объединения малочисленных народов Севера, уставы которых зарегистрированы в автономном округе. Без согласия Ассамблеи Дума округа не может принять ни одного законопроекта, затрагивающего интересы коренных малочисленных народов.

У манси в Свердловской области существует общественная организация «Общество по выживанию и социально-экономическому развитию народа манси», которое все больше заявляет о себе. Избрано правление, создано хозрасчетное национальное предприятие «Фактория». Заинтересованность в решении проблем манси и посильную помощь оказывает администрации муниципального образования г. Ивдель.

Правовые документы и законы

Правовой статус манси закрепляет общая правовая база Ханты-Мансийского автономного округа (см. раздел «Ханты»), которая распространяется на все коренные малочисленные народы округа. В целом это оправдано, поскольку все они живут в б-лизком соседстве и ведут сходный образ жизни.

Современные проблемы окружающей среды

По сравнению с другими районами Ханты-Мансийского автономного округа, где экологическая обстановка расценивается как критическая, состояние природной среды на территории расселения манси более благоприятно. Здесь нет крупных промышленных предприятий. В Березовском районе с 1976 г. действует Государственный природный заповедник «Малая Сосьва». Несколько лет назад его территория была расширена до 225562 га. С целью охраны и воспроизводства промысловых видов зверей и птиц созданы два заказника - «Березовский» и «Вогулка». В Октябрьском районе с 1984 г. функционирует Государственный комплексный заказник «Унтор-ский». Площадь его в 1995 г. расширена более чем в два раза и составляет 81525 га.. К числу охраняемых территорий в Березовском районе отнесены также водно-болотные угодья «Нижнее Дву-обье», имеющие международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц.

Для ведения традиционного хозяйства манси выделены территории приоритетного природопользования, на которых ограничена или полностью запрещена деятельность промышленности. В Березовском районе площадь таких территорий составляет 13 %, в Кондинском - 9,6 %, в Октябрьском - 1,7 %.

Наиболее уязвимая в экологическом отношении ивдельская группа манси. Частично вырублены кедровники, из-за большого наплыва приезжих жителей в угнетенном состоянии находятся ягодники. Вблизи мест компактного проживания манси резко сократилось количество копытных и птицы. Ни одного природоохранного акта, затрагивающего интересы этой этнической группы ни в области, ни в районе не принято. Планируется разработка угля, золота, медных руд. В с-лучае осуществления этого проекта жизнеобеспечивающая среда манси в этом районе будет уничтожена окончательно.

Перспективы сохранения манси как этноса

Исчезновение манси, живущих в Ханты-Мансийском автономном округе, в обозримой перспективе не грозит. Несмотря на социально-экономические трудности естественный прирост манси положительный. Оснований для пессимистического прогноза нет. Что касается ивдельс-кой группы, то она, при нынешнем положении может растворится в окружающем населении. Хотя это зависит в большей мере от самих манси и их поддержке со стороны организаций коренных народов и государственных органов.

Для стабилизации этнической системы манси в будущем, безусловно, нужна помощь государства. Той части мансийской молодежи, которая стремится к интеграции в индустриальное общество, необходимо создать условия для максимально безболезненного протекания этого процесса (повышение образовательного и профессионального уровня, работа в регионе традиционного обитания и т. п.). Для традиционно ориентированного населения необходимо создать условия, при которых промысловая деятельность даст реальную возможность достойного существования. Особенно важно восстановить исторически сложившуюся систему расселения рыбаков и охотников в небольших, но социально обустроенных поселках, создать в них малокомплектные школы. Все это позволит обеспечить нормальное воспроизводство этнически полноценного населения, выживание традиционной культуры манси в целом.

Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.


Народы Манси и Ханты - родственные. Мало кто знает, однако некогда это были великие народы охотников. В XV слава о мастерстве и отваге этих людей доходила из-за Урала до самой Москвы. Сегодня же, оба этих народа представлены немногочисленной группой жителей Ханты-Мансийского округа.

Исконно хантыйскими территориями считался бассейн русской реки Обь. Племена Манси поселились здесь лишь в конце 19-го века. Тогда-то началось продвижение этих племён в северные и восточные части региона.

Учёные-этнологи считают, что в основу появления этого этноса легло слияние двух культур - уральского неолита и угорских племен. Причиной послужило переселение угорских племен с Северного Кавказа и южных районов Западной Сибири. Первые поселения манси располагались на склонах Уральских гор, доказательством тому служат весьма богатые археологические находки в данном регионе. Так, в пещерах Пермского края археологам удалось найти древние капища. В этих местах сакрального значения были найдены фрагменты глиняной посуды, украшения, оружия, но что действительно важно – многочисленные медвежьи черепа с зазубринами от ударов каменными топорами.

Рождение народа.

Для современной истории сложилась устойчивая тенденция полагать, что культуры народов хантов и манси были едины. Предположение это сформировалось благодаря тому, что эти языки относились к фино-угорской группе уральской языковой семьи. По этой причине ученые выдвинули предположение о том, что раз существовала общность людей, говорящих на похожем языке, значит должна была быть и общая местность их проживания – место, где разговаривали на уральском праязыке. Однако вопрос этот и по сей день остается не решенным.


Уровень развития коренных было достаточно низким. В быту племен были лишь орудия из дерева, коры, кости и камня. Посуда была деревянной и керамической. Основным родом занятий племён являлась рыбалка, охота и оленеводство. Только на юге региона, где климат был мягче, незначительное распространение получили занятия скотоводством и земледелием. Первая встреча с местными племенами произошла только в X-XI веке, когда эти земли посетили пермяки и новгородцы. Местных пришельцы называли «вогулами», что означало «дикие». Эти самые «вогулы» описывались как кровожадные разорители окольных земель и дикари, практикующие жертвенные обряды. Позже, уже в XVI веке, земли Обь-Иртышья были присоединены к Московскому государству, после чего наступила длительная эпоха освоения завоеванных территорий русскими. Первым делом захватчики возвели на присоединенной территории несколько острогов, которые позже переросли в города: Березов, Нарым, Сургут, Томск, Тюмень,. Вместо некогда существовавших хантыйских княжеств были образованы волости. В XVII веке в новые волости началось активное переселение русских крестьян, от чего к началу следующего века, количество «местных» значительно уступало пришельцам. Хантов в начале 17-го века было около 7 800 чел, к концу 19-го столетия их численность составила 16 тыс. чел. Согласно последней переписи в Российской Федерации их насчитывается уже более 31 тыс. человек, а во всем мире примерно 32 тыс. представителей этой этнической группы. Численность народа манси с начала 17-го века до нашего времени возросла с 4.8 тыс. человек до почти 12,5 тыс.

Отношения с русскими колонистами у складывались непросто. На момент вторжения русских общество хантов было классовым, а все земли делились на удельные княжества. После начала русской экспансии были созданы волости, которые помогали гораздо более эффективно управлять землями и населением. Примечательно, что во главе волостей стояли представители местной родоплеменной знати. Также во власть местных жителей отдавался и весь местный учет и управление.

Противостояние.

После присоединения земель манси к Московскому государству в скором времени встал вопрос об обращении язычников в христианскую веру. Причин на то, по мнению историков, было более чем предостаточно. Согласно доводам некоторых историков, одна из причин - необходимость контроля местных ресурсов, в частности, охотничьих угодий. Известны манси были в земле русской как прекрасные охотники, которые без спросу «растрачивали» драгоценные запасы оленей и соболей. Направлен в эти земли из Москвы был епископ Питирим, который и должен был обратить язычников в православную веру, но принял он смерть от мансийского князя Асыки.

Спустя 10 лет после гибели епископа, москвичи собрали новый поход на язычников, который стал более удачным для христиан. Поход закончился довольно скоро, и победители привезли с собой нескольких князей племен вогулов. Однако князь Иван III отпустил язычников с миром.

В ходе похода 1467 года москвичам удалось захватить даже самого князя Асыку, который, правда, по пути в Москву смог бежать. Скорее всего, произошло этого где-то под Вяткой. Объявился языческий князь только в 1481 году, когда попытался осадить и взять приступом Чер-дынь. Поход его закончился неудачно, и хотя разорило его войско всю местность вокруг Чер-дыни, пришлось им бежать с поля брани от опытного московского войска, направленного на подмогу Иваном Васильевичем. Возглавляли войско опытные воеводы Федор Курбский и Иван Салтык-Травин. Спустя год после этого события Москву посетило посольство от воргулов: к князю прибыли сын и зять Асыки, звали которых Пыткей и Юшман. Позже стало известно, что Асыка сам ушел в Сибирь, и исчез где-то там, уведя за собой и свой народ.


Прошло 100 лет, и в Сибирь явились новые покорители - дружина Ермака. В ходе одной из битв между воргулами и москвичами, погиб князь Патлик, хозяин тех земель. Полегла тогда вместе с ним и вся его дружина. Однако, даже этот поход не стал успешным для православной церкви. Очередную попытку крещения воргулов приняли лишь при Петре I. Принять новую веру племена манси должны были под страхом смерти, однако вместо этого целый народ выбрал изоляцию и ушел еще дальше на север. Те, кто остался, отказывались от языческих символов, но одевать кресты не спешили. Избегали местные племена новой веры до начала XX века, когда стали формально считаться православным населением страны. Догмы новой религии очень тяжело проникали в общество язычников. И ещё долгое время важную роль в жизни общества играли племенные шаманы.

В согласии с природой.

Большинство хантов еще на рубеже конца XIX - начале XX века вели исключительно таежный образ жизни. Традиционным родом занятия для племен хантов была охота и рыболовство. Те из племен, что обитали в бассейне Оби, занимались преимущественно рыболовством. Племена, проживавшие на севере и в верховьях реки, охотились. Олень служил источником не только шкур и мяса, он также выполнял роль тяглой силы в хозяйстве.

Основными видами продуктов питания были мясо и рыба, растительной пищи практически не потребляли. Рыбу чаще всего ели варенной в виде похлебки или же вяленой, нередко ее ели и вовсе сырой. Источниками мяса были крупные звери, вроде лося и оленя. Внутренности добытых животных также употреблялись в пищу, как и мясо, чаще всего их ели прямо сырыми. Не исключено, что не брезгали ханты и извлекать из желудков оленей остатки растительной пищи для собственного употребления. Мясо подвергалось термической обработке, чаще всего его варили, как и рыбу.

Культура манси и хантов - весьма интересный пласт. Согласно народным традициям, у обоих народов не существовало строгого различия между животным и человеком. Животные и природа почитались особо. Верования хантов и манси запрещали им селиться у обжитых зверями мест, охотится на молодого или беременного зверя, шуметь в лесу. В свою очередь рыболовные неписаные законы племен запрещали ставить слишком узкую сетку, такую чтобы через нее не мог пойти молодняк рыбы. Хотя почти все добывающее хозяйство манси и хантов держалось на предельной экономии, это не мешало развитию различных промысловых культов, когда требовалось пожертвовать первую добычу или улов у одного из деревянных идолов. Отсюда происходило множество различных племенных праздников и церемоний, большинство из которых носили религиозный характер.


Особое место в традиции хантов занимал медведь. Согласно верованиям, первая женщина в мире родилась именно от медведицы. Огонь людям, а также многие другие важные знания подарил, Великий Медведь. Животное это высоко почиталось, считалось справедливым судьей в спорах и делителем добычи. Многие из этих поверий дошли и до наших дней. Были у хантов и другие . Выдры и бобры почитались как исключительно сакральные звери, предназначение которых могли знать лишь шаманы. Лось был символом надежности и благополучия, достатка и силы. Ханты считали, что именно бобер привел их племя к реке Васюган. Многие историки серьезно обеспокоены сегодня нефтяными разработками в этой области, которые угрожают исчезновению бобров, а может и целому народу.

Важную роль играли в поверьях хантов и манси астрономические объекты и явления. Солнце почиталось также, как и в большинстве других мифологий, и олицетворялось с женским началом. Луна – считалась символом мужчины. Люди же, по убеждению манси появились благодаря союзу двух светил. Луна, по поверьям этих племён, сообщала людям об опасностях в грядущем при помощи затмений.

Особое место в культуре ханты и манси занимают растения, в частности, деревья. Каждое из деревьев символизирует свою часть бытия. Некоторые растения священны, и находиться рядом с ними запрещено, через некоторые запрещалось даже переступать без разрешения, другие же наоборот оказывали благоприятное воздействие на смертных. Еще одним символом мужского пола был лук, который был не только орудием охоты, но и служил символом удачи и силы. При помощи лука гадали, лук использовали для предсказания будущего, а женщинам запрещалось прикасаться к добычу, сражённую стрелой, и перешагивать через это орудие охоты.

Во всех действиях и обычаях и манси и ханты неукоснительно придерживаются правила: «Как сегодня с сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ» .



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными