Архимандрит Наум (Байбородин). Механика работы современного духовника: случай архимандрита Наума Архимандрит наум байбородин принял схиму

Архимандрит Наум (Байбородин). Механика работы современного духовника: случай архимандрита Наума Архимандрит наум байбородин принял схиму

Архимандрит Наум - насельник Был преданным служителем православной церкви и Богу. Его знали по всей стране и не только - и духовные служители, и простые жители. О биографии, жизни, смерти и служении Богу пойдет речь ниже.

Из биографии архимандрита Наума

Архимандрит Наум из Троице-Сергиевой Лавры родился в 1927 году 19 декабря (к слову сказать, 19 декабря - это В миру именовался Николаем Александровичем Байбородиным. Биография архимандрита Наума из Троице-Сергиевой Лавры берет начало в сибирской деревне Шубинка Новосибирской области. Ныне именуется селом Малоирменка.

Из Троице-Сергиевой Лавры был сыном крестьян: отец - Александр Евфимович, а мать - Пелагея Максимовна. Помимо Николая, в семье было рождено еще 7 детей, но, к сожалению, все они умерли еще в младенчестве.

Позже семья переехала в Приморский край, и Николай пошел в школу, но начавшаяся война не позволила ему получить среднее образование (закончил Наум 9 классов).

Армия и учеба

Как известно, православными не рождаются, а становятся. Путь Николая к церкви был долог.

С 1944 года Николая, как и всех мужчин того времени, призвали в Советскую армию. На передовой молодой человек не служил, а нес воинскую обязанность в авиатехнических частях (причем, это были войска командного значения, Николай должен был стать кадровым военным). Службу проходил в городах Рига, Калининград, Шяуляй (Литва). В 1952 году Николая демобилизовали в звании старшего сержанта, с поощрением - памятной фотографией рядом со знаменем части.

После демобилизации он продолжил учебу в школе, а в 1953 году был зачислен в студенты политехнического института города Фрунзе, факультет: физико-математический.

Во время службы в армии и учебы в высшем учебном заведении Николай посещал активно церковь, а после окончания института (1957 год) переехал в город Загорск, где поступил в духовную семинарию. Настоятель кафедрального собора города Фрунзе подписал Николаю рекомендательное письмо, он видел в молодом человеке служителя церкви и Господа Бога и говорил своему духовенству: "Пройдет время, и Николай сам будет учить вас читать «Апостола»". И в этот же год (в октябре-месяце) Николая зачислили в братию Троице-Сергиевой Лавры. Почти через год (1958 г., 14 августа) Николая постригли в монахи и дали имя - Наум (в честь Наума Радонежского).

Церковный путь

Духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Наум Байбородин в 1958 году 8 октября митрополитом Новосибирским и Барнаульским Нестором был хиротонисан в сан иеродиакона, а ровно через год Наума рукоположили в сан иеромонаха. Таинство проходило в Успенском соборе Лавры, проводилось митрополитом Одесским и Херсонским - Борисом.

В 1960 году Наум окончил духовную семинарию по первому разряду и поступил в духовную академию в Москве, окончил которую кандидатом богословия (ученая степень, признаваемая только российской православной церковью).

1970 год для Наума стал знаменателен тем, что 25 апреля был возведен в достоинство игумена архиепископом Филаретом Дмитровским, ректором духовной академии. В 1979 году Наум возведен в достоинство архимандрита (таинство совершили перед праздником Светлой Пасхи).

Помощь людям

Архимандрит Наум из Троице-Сергиевой Лавры в 1996 году активно способствовал строительству женского Михаило-Архангельского монастыря. Строительство состоялось в родном селе Наума - Шубенке. Монастырь построили на месте разрушенного храма.

В 2000 году Наум стал членом Духовного совета Троице-Сергиевой Лавры.

2001 год для Наума стал знаменателен тем, что с этого момента он удостоился чести стать попечителем Лаврского дома-интерната для детей, в Подмосковье (город Топорково). Интернат рассчитан на 250 человек.

Это человек, о котором с теплотой говорят многие верующие - как простые прихожане, так и знаменитости, в частности артистка Надежда Бабкина. В отзывах об архимандрите Науме из Троице-Сергиевой Лавры она описывает его как человека с глубоченными глазами, в которых тонешь. После душевного разговора старца и певицы у последней на душе стало тепло и светло, многие проблемы решились и открылись новые возможности.

У архимандрита Наума помимо кельи было отдельное помещение для приема и беседы с посетителями - теми, кому нужна помощь. Нуждающиеся в совете люди ехали к нему со всей России и не только. Наум, превозмогая боль и плохое самочувствие, всегда находил слова помощи и утешения. А его молитвенное делание всегда служило примером для всей церковной братии.

При жизни старца многие хотели с ним встретиться, но не все знали, как попасть архимандриту Науму из Троице-Сергиевой Лавры. Для этого необходимо было приехать в Лавру, а дальше Господь сам все устроит. А вообще он уделял время прихожанам ежедневно после молебна (кроме праздников двунадесятых) до 13:00 часов, однако график зачастую менялся. Старец в первую очередь принимал монахов, священников, игуменов, а после - простых людей. И если постоять и немного подождать, то можно было встретиться и поговорить, попросить благословения у Наума, а если уж сильно повезёт, то можно было и записочку передать с молитвой. Были случаи, когда архимандрит отвечал письменно.

Отзывы об архимандрите Троице-Сергиевой Лавры Науме в большинстве своем положительные. Многим он помог, многое видел. История одной женщины яркий тому пример. Приехала она к отцу Науму зимой, народу большое количество, а она стоит и думает: «Не попаду я к отцу, народу ведь много, да и вопрос у меня не очень серьезный…». Но все же стояла, молилась и с вожделением смотрела на дверь, за которой и был сам старец. И вдруг в келью вошел Левша, одетый неопрятно, можно сказать, отброс общества. Тут дверь открылась, и вышел Наум. Увидев Левшу, сказал: «Что ж ты, Левша, в храм-то не ходишь, а поспать любишь, и до чего докатился - уже и бычки сигаретные собираешь…». И ушел. А вся очередь замерла. А Левша подошел к этой женщине и сказал: «А отец-то прав. Приехал я сегодня утром, все закрыто. Купить сигарет негде. Ну я и стрельнул бычок у прохожего. Видишь, какой он - отец Наум, такую мелочь и видит…». А женщину ту прям кипятком ошпарило - нет у Бога мелочей. А Левша-то пристыдил её. Мол, уже не первый раз в Лавру ездишь и все никак элементарных вещей понять не можешь, точно дятел.

Конечно, быть для всех хорошим невозможно, даже если ты праведник или Святой. Обязательно найдутся недовольные люди. К примеру, некоторые говорят, что Наум загубил несколько душ человеческих. Вроде бы как, отговаривал их от лечения, которое им было нужно. Но насколько это правда - судить сложно. Возможно, в тех случаях уже и помочь было нечем, оставалось только молится и каяться перед кончиной своей.

Предсказание

По некоторым сведениям (неподтвержденным), имеется информация, что Наум относился к юродивым и обладал даром предвидения. Он знал, как подойти к человеку, что ему сказать, чтобы тот успокоился и нашел решение проблем сам. А Наум просто наставлял. Это был очень тонкий и чувствующих психолог.

Предсказания, как таковые, архимандрит не делал. Но он сказал одну вещь, которая, впрочем, и является предсказанием. Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Наум говорил о том, что близится конец света, но не потому что упадет, к примеру метеорит, а потому что в мире много темной силы, поклоняющейся дьяволу, а не церкви, Богу и Евангелие. По словам Наума, существуют 4 организации, управляющие миром - это богатеи (Рокфеллеры и Ротшильды), тайное мировое правительство, характеризующееся алчностью, цинизмом, способностью грабить и убивать, а также взявшее на себя право распоряжаться жизнью и смертью нации - народа ("Комитет-300"), Тайная конференция засекреченных структур, состоящая из влиятельных политиков, способных навязать свою идею развития мировой политики, которая в свою очередь может погубить человечество ("Бильдербергский клуб"). И если в России будут распространяться эти силы, то конец света неминуем.

Архимандрит Наум из Троице-Сергиевой Лавры говорил о том, что если современные саддукеи, фарисеи, воры, убийцы и развратники перетянут веревку на себя, то молитва праведников и молящихся уже не спасет. Зло победит. Бедствия будут неминуемы. А веревка - это наша жизнь, наши добрые и плохие поступки.

Кончина

Кончина архимандрита Наума из Троице-Сергиевой Лавры произошла 13 октября 2017 года. Последний год Наум находился в коматозном состоянии. Его кончина не была неожиданной и наступила в возрасте 89 лет (совсем немного старец не дожил до своего девяностого юбилея). Про причину смерти не говорится, но можно полагать, что умер архимандрит Наум из Троице-Сергиевой Лавры от старости. Человек прожил долгую жизнь, и всякое в ней было. И теперь он в Царствие Божием, где нет болезней и зла.

Прощание с архимандритом Троице-Сергиевой Лавры Наумом состоялось в Трапезном храме, отпевание - в Успенском соборе. После заупокойной литургии прошло погребение Наума.

Похороны архимандрита Троице-Сергиевой Лавре Наума совершили соборно-монашеским чином. Съехались все духовные чада старца из многих субъектов России и зарубежных государств, вся монастырская братия, ученики, прихожане, паломники.

Богослужение за упокой возглавил Арсений - митрополит Истринский.

Отпевание

Отпевание архимандрита Наума из Троице-Сергиевой Лавры состоялась в 7:30 утра пятнадцатого октября, там же в Лавре, в Успенском Соборе.

Митрополит зачитал соболезнование, направленное Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, направленное наместнику Лавры - всей монашеской братии и духовным чадам самого архимандрита.

По окончании службы за упокой гроб с телом почившего отца Наума пронесли вокруг Успенского собора, под звон колоколов.

Отпевание архимандрита Наума из Троице-Сергиевой Лавры служили:

  • митрополиты: Николаевский и Очаковский - Питирим, Екатеринбургский и Верхотурский - Кирилл, Астраханский и Камызякский - Никон;
  • архиепископы Сергиево-Посадский - Феогност, наместник Лавры, Петропавловский и Камчатский - Артемий, Салехардский и Новоуренгойский - Николай;
  • епископы Подольский - Тихон, Карагандинский и Шахтинский - Севастиан, Арсеньевский и Дальнегорский - Гурий, Искитимский и Черепановский - Лука, Карасукский и Ордынский - Филипп, Каинский и Барабинский - Феодосий, Кинешемский и Палехский - Иларион, Тарский и Тюкалинский - Савватий, Калачевский и Палласовский - Иоанн, Анадырский и Чукотский - Матфей, Колыванский - Павел; Воркутинский и Усинский - Иоанн, Ванинский и Переяславский - Савватий, Шуйский и Тейковский - Матфей;
  • архимандриты Павел (Кривоногов), благочинный Лавры, Илия (Рейзмир), Сергий (Воронков);
  • протопресвитер Владимир Диваков - секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;
  • протоиерей Владимир Чувикин, ректор Перервинской духовной семинарии;
  • насельники Троице-Сергиевой Лавры в священном сане и сонм духовенства.

Также молились за Наума глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский - Викентий и настоятельницы женских монастырей.

Похоронили отца Наума за алтарем Духовного храма Лавры рядом с Кириллом (Павлом). Кстати сказать, один из нынешних монахов еще давно (перед постригом) видел сон, как после его пострига двое монахов легли за алтарь... И теперь за алтарем лежат двое - Кирилл и Наум.

Немного слов Наума к столетию революции

Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Наум был человеком умным и прозорливым, способным донести информацию до каждого (или почти до каждого) человека. О событиях столетней давности (о революции) он говорил: «По проповеди одного пророка Ионы Ниневия все жители покаялись и были спасены, а город их должен был погибнуть. До революции в нашей стране было очень много святых! Это и Иоанн Кронштадтский, и блаженные Паша и Пелагея Дивеевские и многие другие. Ведь все имели возможность помолиться Господу Богу о недопущении революции. На тот момент в стране действовало немало и семинарий, и церковных школ. Но…. Страной уже руководили не православные христиане, а сатанисты. Верующих православных увольняли с руководящих должностей и убирали из учителей. Раньше учили Законам Божиим». По словам Наума, его мама пошла в школу в 1908 году и после нескольких дней сказала, что в такую школу ходить нечего. Учителя того времени говорили: «Мы теперь будем строить счастливую жизнь без попов и без царей!». Наум очень возмущен тем, что прозорливые люди никак не позаботились о народе, почему они допустили революцию (переворот в государстве). И, как показала практика, в армии сплошь и рядом были предатели.

По мнению Наума, нынешняя власть поклоняется дьаволу, такие же люди допустили революцию 100 лет назад и подобные им уже в нынешнем XXI веке не раз пытались устроить государственные перевороты. Но президент страны смог предпринять меры по недопущению гражданской войны. К великому счастью, до стрельбы не дошло.

Для того чтобы победить сатанистов, нужно сохранить единство народа. Для европейцев до сих пор остается тайной, как Советский Союз выстоял и победил в самой страшной войне XX века. Несмотря ни на что, советскими людьми вполне оперативно было налажено производство танков и самолетов, так необходимых для передовой, и в это тяжелое для страны время наука не стояла на месте, а активно развивалась. Власть, столкнувшаяся с чудесами на фронтах, приказала восстановить Патриаршество в стране, а также начать открытие храмов и церквей. На оккупированных территориях очень активно открывались церкви и часовни.

4 сентября 1943 года состоялась встреча в Кремле Сталина с Сергием (Страгородским), Ленинградским и Новгородским Алексием и Николаем (Ярушевичем). И в тот момент было решено открыть Лавру и возобновить богословские курсы.

Архимандрит Наум считает, что для нашего государства нужны добрые правители. С которыми можно советоваться и не хулить имя Божие, тогда и люди станут добрее. И обязательно каждый человек-христианин должен соблюдать заповеди, так как даны они для всех. Соблюдение Законов Божиих необходимо начать с изучения этих самых законов, нужно читать Библию, Евангелие, ходить в церковь, молиться, причащаться и исповедоваться.

Чем чаще человек исповедуется, тем больше видит за собой грехов. А те, кто ходят в церковь от раза к разу или не ходят вообще, не замечают за собой грехов. И как такие люди могут жить счастливо…?

А признание однополых браков - это вообще недопустимо для человечества, равно как и смена пола. Наум выступает против продажи земель Русского государства, против убийства детей, в том числе и нерожденных, против мужеложства и блуда. Если такие явления будут на Русской земле, то и конец света недалеко.

Наум положительно относился к переменам, происходящим в Африке. На этом континенте многие люди принимают православие, отказываются от мусульманства и проповедуют Иисуса Христа и Деву Марию.

До революции при Царе люди веровали в Бога, церковь была едина с государством. Школы были церковными, и людей там учили заповедям Христа. Учили, как воспитывать нравственное поколение, ценить и сохранять семью. Аборты в то время были запрещены, и нация русская сохранялась и приумножалась. За двадцать лет царствования Николая II нация увеличилась на 50 миллионов, а после революции стала очень быстро сокращаться. Аборты в наше время не запрещены, нерожденных младенцев убивают и убивают, а ведь стране так нужны люди (и воины, и ученые, и учителя).

Фотографии архимандрита

Фото архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Наума представлены в данном материале. Конечно снимков, где он молодой и еще не служитель церкви - мало, а материала настоящего времени несколько больше.

В заключение

Архимандрит Наум из Троице-Сергиевой Лавры - старец, насельник, духовник конца XX века и начала XXI века. Можно сказать, современник. Его знал пусть и не весь мир, но далеко немалая его часть. Отец прошел жизненный путь и в статусе военного, а теперь, после кончины, приобрел статус воина Христова.

Обладал даром воспитания монашествующих. Сколько он воспитал игуменов, игумений, епископов для служения русской православной церкви и Богу - сосчитать невозможно. Фактически всех тех, кто был на его отпевании и похоронах, в монахи постриг он сам.

Но он не только для монашествующей братии был а и для простых людей, паломников. Страждущих и нуждающихся в помощи он наставлял, давал возможность проанализировать себя, свои поступки, делать правильный выбор, что впоследствии благотворно отражалось на жизни людей.

Отец Наум говорил всем пришедшим к нему людям: «Читайте Закон Божий - Евангелие», и благословлял всех на изучение его. И действительно, чтение этой литературы помогало решить многие жизненные проблемы. Бывали случаи, когда различную божественную литературу он дарил людям.

Отец Наум стремился к тому, что его жизнь стала Евангелием. И между прочим в этой самой книге, во всех ее частях - было 89 глав, именно столько лет было старцу, когда он умер.

Для монастырской братии отец Наум олицетворял то самое понятие - «У Христа за пазухой». Какая бы ни была суета вокруг, а в Лавре около Наума всегда спокойно, и на душе отрадно.

Наум не был многословен, но каждое его слово было сказано в то время, когда оно нужно. Всего одно слово - а раздумий у людей становилось много.

Отец Наум после себя оставил наследство в виде своих трудов. По его многотомной святоотеческой азбуке уже успели поучиться нынешние монахи, и монастыри, как женские, так и мужские, восстановленные с благословения старца. А помимо монастырей, при них существуют гимназии, духовно-приходские школы, приюты. В общем, Наум всегда хотел, чтобы церковная жизнь жила, и сейчас она оживает.

Покойся с миром, верный служитель Христов...

Архимандрит Наум (в миру – Николай Александрович Байбородин) родился 19 декабря 1927 года, в праздник святителя Николая Чудотворца, в с. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области в семье крестьянина. В 1957 году он поступил в Московскую духовную семинарию. 14 октября того же года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Николай Александрович был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 8 октября 1959 года митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик) рукоположил иеродиакона Наума в сан иеромонаха. 25 апреля 1970 года иеромонах Наум возведен во игумены. В 1979 году ко дню Святой Пасхи игумен Наум был возведен в сан архимандрита.

«Архимандрит Наум был преданным и самоотверженным служителем Церкви, все свои силы отдававшим трудам во славу Божию, - говорится в сообщении официального сайта Троице-Сергиевой Лавры. - В течение многих десятилетий он ежедневно после братского молебна принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления.

Поток народа к батюшке не иссякал: люди приезжали к нему со всех краев России и других стран, и отец Наум, не щадя себя, принимал их, преодолевая недуги и болезни. По самым сложным вопросам батюшка находил слово назидания и утешения в святоотеческом духе. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению являлись высоким примером для монастырской братии».

Божественная Литургия и отпевание состоятся в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры в воскресенье, 15 октября, в 07:30. По завершении заупокойного богослужения будет совершен чин погребения.

«Скончался один из мощнейших старцев современного православия - духовник Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит Наум (Байбородин). Его ставят в один ряд с духовником патриарха схимандритом Илией (Ноздревым) и скончавшимся в феврале 2017 года архимандритом Кириллом (Павловым), которого называли "всероссийским духовником".

Эта сеть духовников - организованная и встроенная в церковную иерархию часть старчества, народного православия. Называться ими могут только священники, в то время как среди «пещерных» старцев - в основном простые монахи-савонаролы. Но духовник, это, конечно, не должность типа ключника и алтарника, а статус - духовного окормителя, или, говоря светским языком, лидера мнений, отвечающего за состояние умов своих чад.

В советские годы такие статусные старцы выступали склейкой между продавшейся богоборческой власти официозной иерархией церкви и большей частью воцерковленных, настроенных крайне антисоветски. Духовники не участвовали в сомнительном коллаборационизме, за что подвергались гонениям, и всегда были доступны для простых прихожан, являясь для них "истинным духовенством". И, что удобно, в отличие от пещерных старцев, они сохраняли когда формальную, а когда и истинную лояльность церковному (но не государственному) официозу.

Во многом эта система перенеслась и в современность. Из ряс этих духовников уже после развала Советского Союза вышли народные православные движения, от Царства Царя-Искупителя (Николая II) до кружка певицы Жанны Бичевской и радикальных имябожников, добивающихся канонизации Сталина, Распутина и Ивана Грозного. Не случайно именно духовник Кирилла старец Илий освящал памятник царю в Орле в этом году.

Эти старцы, как нервная система церкви, соединяющая прихожан и иерархов, особо остро ощущают хтоническое манихейское мировоззрение простых православных и во многом вынуждены заигрывать с ним.

Вот что скончавшийся сегодня архимандрит Наум проповедовал в 2012 году: «В мире действует тёмная сила, которая поклоняется дьяволу, ненавидит Евангелие, Церковь, Православие. Еще в начале прошлого века масоны-сатанисты говорили, когда нас будет 3 млн, все будет в наших руках. А сейчас их уже 5 млн. - 38 тыс. лож. Рокфеллеры, Ротшильды, Комитет-300, Бильдербергский клуб - эти четыре организации управляют всем миром.

Видимо, конец уже близок. Если в России зло будет распространяться, то этим будет приближаться конец Света. Может быть большая война. Библия описывает эти закономерности исторического процесса. Если взять большую веревку, метров 300 - один конец будут тянуть одни, другой другие. Вот если современные саддукеи и фарисеи, блудники, убийцы, воры да развратники перетянут, молитва верующих уже не остановит бедствий.»»

«Поминайте наставников ваших,

которые проповедовали вам слово Божие,

и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их...»

(Евр. 13, 7)

Духовный отец. Наставник. Старец. Или просто «батюшка» и даже «дедушка». У каждого, кто знал духовника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Наума, осталась о нем своя память. Исполнив завет первоверховного апостола Павла, для всех он «сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых».

По словам же иной мудрости, восточной, в него летело и немало камней - не имевших ничего общего с действительностью слухов и сплетен. Но только потому, что плоды старца были обильны. Отец Наум стал одним из тех пастырей Русской Церкви, о ком будут помнить вечно. Его ученики, духовные чада и многие поколения тех, кому эта светлая память будет передана.

«Путь старца»: светлой памяти архимандрита Наума (Байбородина)

В нашем небольшом очерке мы не претендуем на подробный рассказ о духовном пути и наследии этого удивительного человека, человека Церкви. Наша задача - показать образ отца Наума тем, кто не знал о нем в годы его земной жизни, завершившейся совсем недавно - 13 октября 2017 года. Жизни временной, ушедшей в Вечность, туда, где этот светлый старец ждет своих духовных чад. И молится обо всех нас.

Так, в одной из своих проповедей, чудесным образом сохранившихся на любительской видеосъемке, отец Наум сказал, с одной стороны, простые, но вместе с тем очень глубокие и важные для каждого христианина слова:

«Мы дети и братья перед Богом. Надо любить Бога, любить ближних, родителей своих. У нас один враг - диавол. Давайте, братья и сестры, просить Бога, просить Его угодников, чтобы Господь укрепил нас в вере, чтобы мы шли правым путем и наследовали Жизнь Вечную. Аминь».

Путь к старчеству

Свято-Троицкая Сергиева лавра. Этот главный монастырь России, основанный в XIV веке Игуменом Земли Русской, преподобным Сергием Радонежским, вот уже семь столетий является одним из ключевых символов Русского Православия. Именно здесь на протяжении трех столетий действуют московские духовные школы - семинария и академия - подготовившие многие тысячи православных священнослужителей.

В их числе - архимандрит Наум, пришедший в эти святые стены в далеком 1957 году. Чтобы остаться здесь навсегда. Будущий старец прибыл сюда из далекого города Фрунзе, столицы Советской Киргизии, 30-летним молодым человеком, незадолго до этого демобилизовавшимся из Советской армии, в которой служил со времен Великой Отечественной войны. Так, автор книги воспоминаний об отце Науме «Он от нас не ушел», настоятельница Никольского монастыря города Приволжска игумения Анатолия (Баршай) рассказала Телеканалу «Царьград»:

Батюшка 1927 года рождения. Набор этот был особо отмечен Сталиным как будущие кадры. Они, собственно, не были в сражениях войны. Потому что в отношении этих ребят было распоряжение их приберечь. Это должны были быть будущие специалисты и в гражданских профессиях, и кадровые военные. И поэтому их очень хорошо обучали в армии. Он же прослужил, батюшка, восемь лет в армии.

После армии будущий старец учился в светском вузе - на физико-математическом факультете Фрунзенского политехнического института. Но уже тогда избрал духовный путь. Вот, как об этом рассказывает жизнеописательница батюшки игумения Анатолия:

Он ходил в храм, во Фрунзе, и там ему давали читать «Апостол». Он был студентом, но читал «Апостол», видимо, делая очень много ошибок. И там была какая-то монахиня-псаломщица, она очень сердилась. А настоятель говорил: пускай Коля (мирское имя будущего старца - ред.) все равно читает, он еще лучше тебя всё будет знать. Ну, конечно, кто бы мог предположить, что он и семинарию, и академию окончит, и станет архимандритом. А тогда был еще совсем молодым юношей. Однажды ему в руки попался Журнал Московской Патриархии. И он для себя сделал открытие, что, оказывается, есть учебное заведение, где можно получить духовное образование.

А годы были непростые: самое начало хрущевских антицерковных гонений. Годы, когда не то, что семинаристы, но и священнослужители порой предавали православную веру. А отец Наум, в конце 1950-х принявший монашеский постриг и священнический сан, а затем окончивший духовную академию со степенью кандидата богословия, к вере приводил. Более полувека. Тысячи и тысячи людей. В том числе - весьма далеких от Церкви. Подобно тому, как в веке XIX старцы Оптиной пустыни врачевали западнические недуги интеллигенции того времени. С любовью утешая всех богомольцев, независимо от их звания и положения.

Архимандрит Наум (Байбородин). Фото из архива Троице-Сергиевой Лавры

В стенах маленькой лаврской монашеской кельи отец архимандрит Наум принимал сотни, тысячи людей, которые приходили к нему за словами наставления, утешения, молитвы. И каждому он находил слово, находил, как достучаться до его души, каждому находил послушание по его силам. Это были простые люди из глубинки, вечные труженики, это были люди из столичных городов, а особенно много было людей из академического сообщества. Профессор философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Валерий Саврей впервые оказался у отца Наума в далеком 1979-м. Именно ему было суждено привести в келью батюшки многих представителей отечественной науки. Вот, как Валерий Яковлевич рассказал об этом Телеканалу «Царьград»:

Для старца Наума чрезвычайно важно было просветить Светом Христовым всю академическую науку, и прежде всего наиболее выдающихся ее представителей, наших современников. У старца Наума были очень многие выдающиеся ученые, академики. На самую последнюю исповедь приходил к нему основатель отечественной теоретической политологии Александр Сергеевич Панарин, а также директор Института механики МГУ академик Самвел Самвелович Григорян. Бывал у него и ныне здравствующий выдающийся гоголевед Владимир Алексеевич Воропаев, издавший по благословению старца 20-томное издание Николая Гоголя, и многие другие.

Со временем вокруг отца Наума сложился большой круг молодых ученых, студентов и аспирантов. Многие из них и сегодня в своей научной и просветительской деятельности следуют благословениям, полученным от батюшки, исполняя его послушания. Один из участников этого «кружка», кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения МГУ имени М. В. Ломоносова Илья Вевюрко также поделился с Телеканалом «Царьград» своими воспоминаниями:

«Еще когда мы были студентами, старец часто говорил нам, что все, что вы делаете, вы должны делать, прежде всего, стремясь к точности всех данных, которые вы используете. Никаких подтасовок не должно быть, никаких натяжек. Потому что это подобно строительству какого-то технического агрегата, например, самолета, где должны быть четко соблюдены ГОСТы, батюшка любил использовать именно эту метафору, иначе будет катастрофа».


Архимандрит Наум (Байбородин). Фото из архива Троице-Сергиевой Лавры

Своего рода «духовным ГОСТом» для православных людей является Священное Предание нашей Церкви. И отец Наум всегда и всех наставлял в строгом следовании догматической и канонической истине. Жестко обличая любые либеральные соблазны, в том числе и в жизни политической, которой никогда не чуждался. Батюшка живо интересовался и внешней политикой, и мировой экономикой, прямо называя источники мировых бед в лице всевозможных «ротшильдов» и «рокфеллеров». Так, сохранились следующие «политические» размышления архимандрита Наума:

Темные силы не отказались от своих планов насчет нашей страны... Народу сегодня нужны добрые правители, только они смогут темные силы упразднить. Старых мудрых людей надо привлекать, советоваться, чтобы через бестолковых правителей не хулилось Имя Божие. Надо, чтобы сами люди, чувствуя в жизни во всем Божие устроение, стали добрыми. Господь в каждого вложил определенные таланты. И все должны соблюдать заповеди. Они даны для всех.

Но главным послушанием самого отца Наума было духовничество в Троице-Сергиевой лавре. Он постоянно напоминал, что именно монастыри - подлинные оплоты православной веры, собственным образом являя пример молодым монахам. Так, в беседе с Телеканалом «Царьград» один из духовных чад батюшки, насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры с 2012 года монах Прохор (Злобин) в числе прочего рассказал и о важности духовника для всей монашеской братии:

«Отец Наум был за каждой братской трапезой, за каждым братским молебном, за каждым богослужением он всегда стоял, всегда был впереди братии, всегда шел в первых рядах. Духовник Лавры, это, в первую очередь, пример».


Фото из архива Троице-Сергиевой Лавры

Многие духовные чада отца Наума стали архипастырями Русской Православной Церкви. В их числе - наместник московского Новоспасского монастыря епископ Домодедовский Иоанн. Владыка прекрасно помнит свое самое первое посещение кельи батюшки в середине 1990-х. И те впечатления, которыми он делится, удивительно близки чувствам многих, кому довелось общаться с отцом Наумом. Вот одно из таких впечатлений, которым поделился с Телеканалом «Царьград» наместник московского Новоспасского монастыря епископ Домодедовский Иоанн (Руденко):

Батюшка сидит в кресле, я, как все, еще мирянин, встаю к нему на коленочки, и начинаем беседовать. И у меня было ощущение, что передо мной не просто человек, не просто современный священник или даже известный старец, а будто передо мной сидит Пророк Божий. Буквально, как древний, ветхозаветный Пророк. Как Илия, Аарон, Моисей. Ощущение вневременное, вне контекста нашей окружающей жизни...

И это ощущение владыки Иоанна неслучайно. Ведь отец Наум был одним из тех, кто здесь, среди нас, долгие годы сочленял миры Горний и дольний, Небо и землю. Пока не ушел туда, где нет времени. Но только Вечность и Любовь.

Покой, Господи, душу раба Твоего приснопоминаемого архимандрита Наума, и святыми его молитвами помилуй всех нас.

13 октября 2017 года на 90-м году жизни преставился ко Господу старейший насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, известный на всю Россию старец и духовник архимандрит Наум (Байбородин).
Проститься с почившим старцем можно в церкви преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезном храме Лавры).
Божественная Литургия и отпевание состоится в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры в воскресенье, 15 октября, в 7:30 утра. По завершении заупокойного богослужения будет совершен чин погребения.
Публикуем слово старца о сути того, что происходило в России 100 лет назад, и о сути нынешних времен.

По проповеди одного пророка Ионы Ниневия и все жители ее покаялись и были спасены в то время, как их город должен был погибнуть. А у нас до революции сколько было святых! Святой праведный Иоанн Кронштадтский, блаженные Паша и Пелагея Дивеевские... Ведь могли же они все помолиться Богу, чтобы Он не допустил революции. Сколько тогда еще по стране действовало семинарий, сколько церковно-приходских школ! Но в стране уже заправляли сатанисты. С различных руководящих да учительских должностей православных верующих увольняли. Ставили каких-то французиков. Раньше священники учили Закону Божию, а к началу XX века в классах стали учить блудники. Моя мама пошла в школу в 1908 году. Раз сходила, два сходила... Потом приходит и говорит: «В такую школу и ходить нечего». – «Чему вас там учили?» – «Учителя говорят: "Мы теперь будем строить счастливую жизнь без попов и без царей!"» Тогда же столько было прозорливых, почему они не позаботились о народе? Почему допустили революцию? И в армии почти все сплошь предателями оказались.

В мире сегодня много власть предержащих, поклоняющихся диаволу. Они ненавидят Евангелие, Церковь и Православие. У сатанистов все извращено. Это они организовали революцию в России в начале XX века и в этом веке тоже уже неоднократно пытались устроить переворот. Но В.В. Путин все-таки предпринял меры, не допустил гражданской войны. Не произошло переворота, не дошло до стрельбы.

Главное – сохранять единство народа. До сих пор тайна: как во время Второй мировой войны вся Европа работала, чтобы погубить Россию, а мы выстояли. Мы все равно смогли быстро наладить производство танков и самолетов в достаточном количестве, даже наука во время войны развивалась. Когда в начале войны советская власть столкнулась с чудесами, происходящими на фронтах, то было приказано открыть храмы, восстановить Патриаршество. Церкви были открыты и на оккупированной территории.

Вопрос веры тогда был решающим. 4 сентября 1943 года состоялась кремлевская встреча Сталина с местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским), митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским) и митрополитом Киевским Николаем (Ярушевичем). Тогда же было принято решение об открытии Лавры, возобновлении богословских курсов.

Сегодня в России необходимо определять людей так, чтобы каждый был на своем месте. Вредителям или бестолковым ничего доверять нельзя. Нам необходимо сейчас мобилизоваться, снять с руководящих должностей нравственно ущербных чиновников и начальников. 100 лет прошло после устроенного в России переворота. Сатанисты не отказались от своих планов насчет нашей страны. И сейчас во власть продвигают врагов Христовых, которые люто ненавидят Церковь. Начни где-нибудь в школе или в институте всерьез говорить истину о Христе, так и уволить могут. Руководящие должности не должны занимать нравственно нечистоплотные люди. Это касается и руководства отдельных предприятий, и городского управления, и общефедерального – министерских кресел.

Народу сегодня нужны добрые правители всех уровней. Надо привлекать старых и мудрых людей, чтобы с ними советоваться и чтобы через бестолковых правителей не хулилось Имя Божие. Надо, чтобы сами люди, чувствуя в жизни во всем Божие устроение, стали добрыми. Господь в каждого вложил определенные таланты. И все должны соблюдать заповеди. Они даны для всех. А как соблюдать Закон Божий, если он неизвестен? Библию надо читать. Причем читать лучше даже по-церковнославянски. Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене (Исх. 20: 2-3).

А сейчас в мире утверждается система юридического признания однополых браков, продвигаются законы о смене пола. В Англиканской церкви таких венчают, даже епископы такие у них есть. Необходимо исключить мужеложество, убийство нерожденных младенцев, продажу земель и имущества русского государства. В провинции, рассказывают, иностранцы часто скупают в округе производство, русских увольняют и грабят, высасывают ресурсы, а деньги отправляют за границу. Если так пойдет дальше, придешь к такому хозяину земли русской: «Ты от обезьяны произошел?» – «Я от Бога!» – «Вот и иди с Богом, питайся».

Если в России зло будет распространяться, то этим будет приближаться конец света. Может быть большая война. Если взять большую веревку и один конец будут тянуть одни, другой другие, то понятно, что кто-то в конце концов перетянет. Вот если современные саддукеи и фарисеи, блудники, убийцы, воры да развратники перетянут, то молитва верующих уже не остановит бедствий. Должно утверждать Евангелие, водворять Истину, добро и святость. Особенно женщин надо привести в порядок, прекратить блудодеяния. Веру Божию надо воздвигать, а не уничижать. Россия погибнет, если не пресекать богохульство.

Видимо, конец уже близок. В Африке сейчас много чудес происходит. Многие принимают Крещение. Переходят из мусульманства, исповедуют Христа, Матерь Божию. Известен случай, как один убил жену-христианку и малолетних дочек, закопал их, а одна из девочек явилась и сказала: «Мама кормила нас грудью, Господь нас всех воскресил». Или также был случай с арабом-мусульманином в Сирии: долгое время у них с женой не было детей, и его родители уже требовали, чтобы он развелся с супругой, взял другую, способную родить наследника. Но он любил свою жену, молился Матери Божией, и Она послала ему ребенка. Тогда он собрал свои деньги и поехал в монастырь, чтобы сделать пожертвование на святую обитель, посвященную его Благодетельнице. Мусульмане, узнав об этом, ограбили его и, разрубив его тело на части, спрятали в багажник машины. Проехали сколько-то, а у них машина встала. Не едет дальше, и все. Мимо проезжала полиция и остановилась. Полицейские решили их проверить. Сказали открыть багажник. Тем ничего не оставалось, как это сделать. Открывают и видят, что он жив! Истекает кровью, но жив! «Матерь Божия, – говорит, – даровала мне жизнь, Сама накладывала швы». Этот араб крестился. Мусульмане намеренно делали все, чтобы умолчать об этой истории.

В свое время евреи – сыны Царствия – изверглись. Призваны были язычники, потомки Иафета, европейские народы, которые сейчас все больше уклоняются в нечестие. И точно так же, как когда-то евреи, сейчас извергаются по неверию европейские народы, а потомки Хама – прежде всего, живущие в Африке – познают и исповедуют Христа.

Раньше в Российской империи в школах преподавали Закон Божий. Люди соблюдали посты, хранилось Апостольское правило. Монастыри были оплотами веры. И сколько по вере народной творилось чудес! Церковь просвещала народ, много было церковно-приходских школ. В них учили, как жить во спасение души, как сохранять семью, как воспитывать детей нравственно крепкими и жизнеспособными. Все делали для того, чтобы в обществе, в семьях и душах была гармония. Церковь была в союзе с государством. А как воплощался этот союз? Церковь учила, что аборты – это убийство, и государство запрещало аборты. Нация не вымирала. Нас сегодня уже чуть ли не миллиард населения должно было бы быть! За 20 лет правления Государя Императора Николая II население возросло на 50 млн. человек. После богоборческого же периода население сокращалось чуть ли не по миллиону в год. А абортов до сих пор сколько? Убивают и убивают младенцев. А стране так нужны воины, ученые…

Архимандрит Наум (Байбородин)
Записала Ольга Орлова


Годовщина преставления духовника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Наума (Байбородина)

Накануне праздника Покрова Божией Матери, 13 октября 2018 года, в Троице-Сергиевой лавре собрались 18 архиепископов, большое количество иеромонахов, священнослужителей и мирян. Исполнился ровно год с тех пор, как отошел в горний мир архимандрит Наум (Байбородин) – любимый батюшка и духовный наставник многих тысяч православных, осиротевших с его уходом чад, благодарных людей – тех, кого он взял под свою опеку, за кого поручился пред Богом, кого окормлял, за кого молился при жизни и кому продолжает помогать даже после своей смерти.

После ранней Литургии в Успенском соборе на могиле архимандрита Наума отслужили панихиду. Украшенные розами кресты – а батюшка похоронен рядом с архимандритом Кириллом (Павловым) – окружили тысячи паломников, прибывших из разных уголков нашей страны. По молитвам преподобного Сергия то утро выдалось теплым и солнечным. «Со святыми упокой…» поднималось к небу вместе с остатками тумана, освещенного нежным золотом куполов Троицкого собора.

В трапезных палатах были накрыты столы для всех желающих принять участие в поминальном обеде. За трапезой незнакомые друг другу люди рассказывали о том, какую роль сыграл в их жизни старец Наум. Мне посчастливилось познакомиться с медсестрами Еленой и Марией из ЦКБ – они ухаживали за отцом Наумом все 10 месяцев, пока он был в коме. Даже находясь в таком беспомощном состоянии, батюшка сумел привести к Богу людей, которые раньше и не задумывались о Его существовании.

«Было так странно видеть, – говорит Елена, – как к батюшке несмотря на то, что он находится в коматозном состоянии, приходили солидные люди и рассказывали ему о своих проблемах, просили советов и молитв. Еще удивительнее было то, что эти же самые люди приходили потом благодарить отца Наума за помощь. Получается, что даже будучи в коме он принимал людей и молился за них Богу».

В этот день духовное чадо отца Наума игуменья Вознесенского Оршского монастыря Евпраксия (Инбер) раздавала некоторым счастливчикам свою только что изданную книгу рассказов о жизни рядом со старцем Наумом «Дарим тебе дыхание». Мне подарка не досталось, поэтому пришлось покупать книгу в книжной лавке. Прочитав ее за два дня, я ничуть не пожалела о потраченном времени. В СМИ сведений о старце Науме до обидного мало, приходится собирать их по крупицам. В интернете что ни статья, то краткая биография, написанная сухим официальным языком. А ведь судя по рассказам очевидцев, батюшка просто излучал любовь, милосердие и терпение. Подражая Христу, он служил людям, не щадя живота своего.

Книга игуменьи Евпраксии отчасти восполняет этот пробел, хотя уже в самом начале автор предупреждает, что, как она ни старалась писать по-другому, всё равно выходило рассказывать о старце только через призму своей собственной жизни. Но именно достоверностью и откровенностью рассказы игуменьи и ценны.

Более 40 монастырей открылись в России благодаря отцу Науму! Он воспитал и выучил десятки архиереев, сотни священников и иноков. Благословением и молитвами старца состоялось прославление родителей святого преподобного Сергия Радонежского Кирилла и Марии, святой блаженной матушки Матроны. Архимандрит Наум разыскал и издал житие старицы Рахили из Бородина и забытую всеми книгу «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». Благодаря отцу Науму возродилось почитание иконы Богоматери «Спорительница хлебов» в Оптиной пустыни, и наконец, по послушанию старцу нашелся на горе Арарат Ноев ковчег.

«В каждом доме должно быть Евангелие! Работайте с людьми, открывайте богословские курсы, занимайтесь с детьми. Крыло мухи влияет на судьбы мира», – приводит слова батюшки игуменья Евпраксия.

При жизни люди не всегда по достоинству могли оценить бесценные советы старца, не всегда находили в себе силы слушаться, не могли вместить в себя его слова, а он молился не только о нас, но и обо всем мире. В подтверждение этого игуменья Евпраксия приводит в заключение своей книги рассказ под названием «Крым наш» о том, как по молитвам батюшки и блаженной старицы Матроны была предотвращена третья мировая война.

17 марта 2015 года тогдашним президентом США Бараком Обамой была освобождена от должности и арестована не пожелавшая передать Великобритании коды запуска ядерных ракет, разрешающие ядерный удар по России, капитан ВМС США Хизер Е. Коуэл – командир стратегических коммуникаций, отвечающих за связь с подводными лодками. Связь эта осуществляется с помощью самолета-ретранслятора, передающего приказы на атомные подводные лодки.

Сутками ранее, 16 марта, капитан Коуэл получила от Пентагона приказ на запуск ядерных ракет. «Ограниченный» ядерный удар по России произвести не удалось из-за того, что сработала защитная система предотвращения несанкционированных запусков. Блокировка кодов капитаном Коуэл была введена незадолго до всех этих событий по приказу бывшего министра обороны США Чака Хейгла. Чака Хейгла уволили с поста за месяц до планируемой и несостоявшейся ядерной атаки на Россию за то, что он отказался принимать участие в ее подготовке. О том, что он ввел коды блокировки, Хейгл своему преемнику не сообщил.

15 марта 2015 года по российскому телевидению был показан документальный фильм «Крым. Путь домой», в котором наш президент, очевидно, уже давно осведомленный о готовящейся к годовщине присоединения Крыма ядерной атаке, заявляет в нехарактерной для него манере прямой угрозы, что если нужно будет, мы тоже можем нажать на кнопку. А 16 марта начинаются внезапные военные учения и приведение войск Западного военного округа и Северного флота в высшую степень боевой готовности.

За некоторое время до этих событий старцу Науму в тонком видении явилась святая Матрона и велела срочно трижды обойти Москву с иконой Владимирской Божией Матери. Отец Наум несколько человек просил это сделать, но они не вняли просьбам старца, поленились или не придали значения. Тогда он буквально приказал сделать это некоему Михаилу – знакомому игуменьи Евпраксии. И они с другом ночью по МКАДу на машине объехали Москву три раза с Владимирской иконой Богородицы, непрестанно читая Ей акафист. Михаил был за рулем, икона рядом, а на заднем сидении чтец.


Могилка архимандрита Наума. Фото: Людмила Лис

Михаил был не единственным, кто в эти дни по благословению отца Наума объехал Москву с Владимирской иконой. Его духовная дочь Нина Моисеева приехала к нему 15 марта 2015 года. Возвысив голос, батюшка попросил ее: «А ты бери Владимирскую и иди крестным ходом вокруг Москвы! Тут, говорят, Матрона явилась и дала всего три дня, а то будет беда!» Нина спросила, можно ли на машине. «Можно на самолете! Но только сегодня последний день. И проси Матерь Божию – отведи беду!» Нина купила Владимирскую икону в лавке. Так они и ездили с 11 утра до 11 вечера с иконой вокруг Москвы и крестили Москву этой иконой.



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными