Купить диплом о высшем образовании в россии. Антиципация как способность предугадывания Принцип антиципации

Купить диплом о высшем образовании в россии. Антиципация как способность предугадывания Принцип антиципации

28.04.2024

Введение.

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение - это чтение, которое, по словам М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. Формирование навыков чтения без насилия над ребенком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребенка к чтению – является актуальной. В настоящее время существует два направления обучения детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Отправной точкой работы над проблемой является убеждение, что качество всех параметров может быть повышено не столько путем многократного прочитывания, сколько за счет овладения такими действиями, которые дают качественный сдвиг в чтении. При этом обязательно учитывать возрастные психологические особенности ребенка.

Цель работы учителя по формированию читательского интереса:

  • поиск путей развития интереса к книге и стремления к чтению;
  • привитие обучающимся навыков чтения и формирование умения читать с удовольствием;
  • создание системы организации творческих конкурсов и занятий с элементами театрализации с целью развития обучающегося как читателя.

Теоретической основой работы являются:

  • исследования А.Н. Корнева о причинах нарушения чтения у детей, о методах устранения этих нарушений;
  • методика развития зрительного восприятия текста, тренировка памяти и внимания, разработанная О.А.Кузнецовым и Л.Н.Хромовым;
  • методика обучения скорочтению, разработанная американским ученым психологом Ли Кларком;
  • система заданий, направленная на формирование умений смысловой обработки текста, предложенная Г. Г. Граник;
  • система упражнений на развитие восприятия текста, предложенная И. Д. Ладановым и О.А.Розановой.

Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.

1. Восприятие текста.

Восприятие - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия. Восприятие теста происходит в два этапа: первичное восприятие и его обработка. Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо:

  • увеличить ширину поля зрения;
  • уменьшить число фиксаций на одну строчку печатного текста, т.е. формировать умение воспринимать в одну фиксацию большее число печатных знаков;
  • сократить время каждой отдельной фиксации;
  • избавиться от регрессий;
  • развитие антиципации текста.

2. Упражнения на увеличение поля зрения.

1. Работа по буквенным и числовым таблицам проводится следующим образом: подготовительный этап: зафиксировать взгляд в центре таблицы, видеть ее целиком и найти все видимые цифры или буквы по порядку нарастания в цифровом ряду или алфавите (время выполнения – 25 с). Исполнительный этап: последовательный поиск всех цифр или букв. Найденные цифры указываются карандашом.

При работе с буквенной таблицей после выполнения основных упражнений предлагается игра «Печатная машинка». «Напечатать» называемые учителем слова (это могут быть словарные слова на уроках русского языка; термины – на уроке «Мы и окружающий мир» и.т.д. Ученики указывают карандашом буквы слова по таблице.

2. По типу предыдущего упражнения используются слоговые таблицы и таблицы слов. Сначала проводится работа над расширением поля зрения, а затем карандашом указываются слоги из называемых слов, предложений.

Лимон, панама. У Оли лимон. У Коли панама.

2. Нравятся детям упражнения на тренировку восприятия, предложенные Ли Кларком. В ряду слов предлагается найти слово, идентичное тому, которое расположено в начале строки и выделено жирным шрифтом.

вол/ мол мул вол волк столб болт вол тол вот

мак/ маг мак мат мал смак бак лак мак рак гак

ручка/ тучка кучка рубка ручка рюмка речка

маска/ манка марка каска пасха маска миска

Быстро продвигаясь по строчке, найти два одинаковых слова.

каркас карась карат каркать карниз карниз карст

катер кратер катет катет катион катод каток

3. Упражнения, направленные на сокращение времени каждой отдельной фиксации.

  • быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее слово закрывается карточкой.
  • назвать предмет, слово, словосочетание, показанное за минимальную единицу времени.

4. Избавление от регрессий.

Для избавления регрессий используется такой вид работы, как чтение с карточкой (2х5 см). Ребенок, придерживая карточку левой рукой, закрывает ею уже прочитанные слова. Таким образом, он не дает себе возможности вернуться к уже прочитанному. Карточка должна двигаться в одном заданном темпе, что стимулирует достаточно быстрый темп чтения.

5. Развитие антиципации текста.

1. На доске написаны скороговорка или придуманные детьми четверостишие, загадка. После предварительного прочтения учитель убирает окончания нескольких слов и просит восстановить текст. Убирает целые слова, восстановить текст предлагается по памяти.

2. Прочитать предложения, у которых пропущены окончания отдельных слов. Для этого задания выбираются тексты из известного детям произведения «Репка». По..де.. ре..Вы.. ре.. бо..-пре..Ста.. де.. ре.. тя.. Тя..-потя..вы… не мо..

3. Восстановить слова на основе заданных комбинаций согласных.

Написать слова, у которых есть такие согласные:

к – н кино, океан, конь, окно

с – л сила, соль, осел, село

4. Дописать пропущенные слова в пословицах, фразеологизмах, предложениях.

Он сам во всем…

Дверь была…

Сделал дело…

Тише едешь…

5. Восстановить диалог.

Ты уже читал эту книгу?

Ты что, медленно читаешь?

Дети сами придумывают диалоги и предлагают одноклассникам их восстановить.

3. Развитие внимания.

Чтение – вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как, без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение. Поэтому ученикам предлагаются задания, позволяющие повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как усидчивость, распределение, переключение, а также увеличить объем внимания.

1. Для расширения объема и распределения внимания используются корректурные пробы. Подчеркнуть в ряду буквы:

м-а/ мсаыумамауысуоносамиуо

у-ы/мсаусыпамлеыиуыаодтжир

2. Для развития избирательного внимания используется методика Мюнстерберга. Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.

кносликпрслонтдкволкмитпрщукатькарасьтпсомтдн

Найти общее понятие для слов каждого ряда. Какое из них лишнее?

3. Найти ошибки в тексте.

Явчера буду купаться.

Мы завтра были на даче.

4. Упражнение, предложенное И.Д.Ладановым в книге «Техника быстрого чтения»

Найти пары цифр и букв, отличающихся друг от друга. Сосчитать количество отклонений. Время выполнения упражнения 1,5 мин.

4. Чтение и память.

В книге О.А.Кузнецова «Техника быстрого чтения» отмечается, что память - это динамический процесс, поэтому качественные и количественные показатели памяти определяются степенью активности психической деятельности человека. Известно, что объем оперативной памяти у взрослого человека составляет 7_+2 единицы хранения. У младшего школьника – на 2 единицы меньше. Этой единицей хранения может быть буква слог, слово, фраза, идея. Таким образом, для повышения эффективности чтения нужно сделать содержание этих единиц хранения более емкими, т.е. для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно – смысловые блоки. (словосочетания, предложения, идеи).

Игровые упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей.

1. Игра «Слова». Записать как можно больше слов, относящихся к темам: «Школа, книга, осень, город». – на уроке русского языка. «Лес, животные, приборы, оборудование » - на уроках «Окружающего мира». «Искусство, живопись» - на уроках изобразительного искусства.

2. Игра «Кто больше запомнит?» Первый участник называет любое слово. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит свое и т.д. Перед началом игры можно обговорить тему, по которой учащиеся будут подбирать слова. Например, на уроке русского языка – имена существительные женского рода.

3. Игра «Запоминаем рисуя». Ведущий готовит список из 20 слов. Пока дети пишут, они должны запомнить эти слова. Через одну минуту участники обмениваются листочками и проверяют. насколько хорошо каждый запомнил записанные слова.

4. Игра «Посмотри и запомни». На столе раскладываются карточки с написанными на них словам и. Дается время для запоминания этих слов. Дети отворачиваются, а учитель меняет карточки или убирает несколько из них. Затем просит сказать, что изменилось.

5. Приемы осмысление текста

Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного.Для осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, но и владеть определенными приемами, к которым относятся осмысление смысловых опорных пунктов, антиципация и реципация. Первый прием: выделение опорных пунктов предполагает деление текста на части, его смысловую группировку, т.е. выделение в тексте основных идей, значимых слов, фраз, и из них создание логической цепи. Второй прием: антиципация – предвосхищение или смысловая догадка. Третий прием: реципация – мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в процессе чтения.

6. Определение смысловой структуры текста

Умение определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей можно формировать с помощью следующих заданий.

  1. Подобрать к каждому заголовку соответствующую часть текста.
  2. Работа с деформированным текстом. Собери рассыпанные тексты. Зайца, мультфильмов, несколько, Котеночкин, ловит, как, о, режиссере, том, создал, волк.Собери предложения из частей: Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке; где Балтийское море; когда защищается; плывущие по Ледовитому океану; гагары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда
  3. Нарисуй структуру текста, изображая каждую часть кругом. Впиши заглавия этих частей.
  4. Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.

Работа над прогнозированием текста

  1. Допиши словосочетания: перочинный…грецкий …карие…кромешный …
  2. Дополни предложение.На берегу разложили костер, чтобы…Для большого строительства этого маловато, но достаточно для…
  3. Допиши текст.
  4. Восстанови пропущенные строчки в произведении.

Предложенные упражнения позволяют работать над развитием навыков быстрого чтения на любом уроке. Эти упражнения не занимают много времени, а дидактический и раздаточный материал, подготовленный для формирования навыков чтения, можно использовать для решения других учебных задач. Непременным свойством умения читать является осознание за прочитанным текстом присутствие автора, с присущим именно ему мировосприятием и пониманием окружающего, со свойственным ему гаммой чувств. Чувство автора, понимание автора, принятие ли непринятие его позиции – истинная культура чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель. Детское «почему» - свидетельство активной познавательной работы ума и сердца, интереса к миру в целом. Учителю важно помнить, что чтение мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.

Заключение.

Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Изучив работы ученых, дидактов, педагогов – исследователей и новаторов, я разработала свою систему проведения уроков литературного чтения, как правило, «вдумчивого чтения», представленное формулой «три П»: переживай, представляй, понимай прочитанное! Полноценное восприятие художественного произведения осуществляется через чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на уроке с помощью методов, которые представлены в данной работе. Во время урока учитель должен стараться воздействовать на слуховые, зрительные анализаторы детей, вызывая у них разнообразную гамму чувств. Подход к литературе как виду искусства дает в начальных классах широкие возможности для развития разностороннего творчества как учителя, так и ученика. Творчески раскрепощенные и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное. Положительным результатом всей работы должно являться:

  • высокий показатель техники чтения выше нормы;
  • все ученики должны являться читателями школьной и городской библиотек;
  • уроки литературного чтения должны быть самыми любимыми.

Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С.Лупана: «Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать».

Здравствуйте, уважаемые читатели блога « ».

В предыдущей статье « » речь шла об артикуляции, которая является препятствием к повышению скорости чтения.

Выход — в устранении проговаривания, — внутреннего или внешнего.

Методики различных школ скорочтения предлагают «обмануть» процесс артикуляции путем отвлечения мозга с помощью различных помех: выстукивания, музыки, проговаривания другого текста и тд.

Можно конечно и этим заняться, только что дальше. Даже если эти эксперименты приведут к результату – артикуляция исчезнет. Как это повлияет на скорость чтения?

Ведь текст останется, чем заменится проговаривание. Говорят, что читать будете образами, но не у каждого слова есть свой образ. Образ может возникнуть от словосочетаний, предложений.

На мой взгляд, результат – не в подавлении проговаривания, а в его замене на зрительное восприятие слов – узнаваемость . Т.е. когда слово не прочитывается (проговаривается), а узнается.

Таким образом, артикуляция вытесняется путем стереотипизации букв, слов, словосочетаний (смысловых единиц).

Тренировка зрительных эталонов этих смысловых единиц, позволяет мгновенно узнавать их в любом тексте, при этом исключается необходимость проговаривания.

Что же это за смысловые единицы?

В русском языке существуют наиболее употребляемые слова (слова с высокой частотностью). Их не так много – 1 000-2 000 слов.

Для предметных областей таких слов может быть 2 000 – 3 000, иногда до 10 000.

Поупражнявшись с этими словами – читая на скорость, читая по нескольку раз, вы сможете мгновенно узнавать их в любом тексте.

Проговаривать придется только незнакомые слова, которые еще не вошли в этот фонд.

Расширяя свой тезаурус (словарный запас), новые слова теряют свою новизну и переходят в активный словарный фонд.

Итак, — читаем за счет зрительных эталонов.

Антиципация, что это такое?

Антиципация – это предугадывание, это свойство нашего мышления.

Существуют специальные упражнения, где часть букв из слова убирается и читатель должен догадаться – что это за слово.

Что это за слово - Цв_т_к.

Вот примерно такие упражнения предлагают некоторые школы скорочтения, использующие метод антиципаций.

От предугадывания слов, словосочетаний, переходят к предугадыванию содержания больших частей текста.

В поговорке: «На в сякого мудреца довольно простоты », совсем не обязательно дочитывать вторую часть поговорки, она просто предугадывается.

Политика конфиденциальности

Ваша конфиденциальность очень важна для нас. Мы хотим, чтобы Ваша работа в Интернет по возможности была максимально приятной и полезной, и Вы совершенно спокойно использовали широчайший спектр информации, инструментов и возможностей, которые предлагает Интернет.

Личная информация Членов, собранная при регистрации (или в любое другое время) преимущественно используется для подготовки Продуктов или Услуг в соответствии с Вашими потребностями. Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в «Согласии с рассылкой»

Какие данные собираются на сайте

При добровольной регистрации на получение рассылки «Инсайдер интернет предпринимателя» вы отправляете свое Имя и E-mail через форму регистрации.

С какой целью собираются эти данные

Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей тренинга, полезных материалов, коммерческих предложений.

Ваши имя и e-mail не передаются третьим лицам, ни при каких условиях кроме случаев, связанных с исполнением требований законодательства. Ваше имя и e-mail на защищенных серверах сервиса getresponse.com и используются в соответствии с его политикой конфиденциальности.

Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме.

Как эти данные используются

На сайте www.сайт используются куки (Cookies) и данные о посетителях сервиса Google Analytics.

При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей.

Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом.

Как эти данные защищаются

Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности. Наша Компания придерживается различных международных стандартов контроля, направленных на операции с личной информацией, которые включают определенные меры контроля по защите информации, собранной в Интернет.

Наших сотрудников обучают понимать и выполнять эти меры контроля, они ознакомлены с нашим Уведомлением о конфиденциальности, нормами и инструкциями.

Тем не менее, несмотря на то, что мы стремимся обезопасить Вашу личную информацию, Вы тоже должны принимать меры, чтобы защитить ее.

Мы настоятельно рекомендуем Вам принимать все возможные меры предосторожности во время пребывания в Интернете. Организованные нами услуги и веб-сайты предусматривают меры по защите от утечки, несанкционированного использования и изменения информации, которую мы контролируем. Несмотря на то, что мы делаем все возможное, чтобы обеспечить целостность и безопасность своей сети и систем, мы не можем гарантировать, что наши меры безопасности предотвратят незаконный доступ к этой информации хакеров сторонних организаций.

В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

Заполняя форму на нашем сайте - вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности. Также вы соглашаетесь с тем, что мы имеем право разглашать ваши личные данные в следующих случаях:

1) С Вашего согласия: Во всех остальных случаях перед передачей информации о Вас третьим сторонам наша Компания обязуется получить Ваше явное согласие. Например, наша Компания может реализовывать совместное предложение или конкурс с третьей стороной, тогда мы попросим у Вас разрешение на совместное использование Вашей личной информации с третьей стороной.

2) Компаниям, работающим от нашего лица: Мы сотрудничаем с другими компаниями, выполняющими от нашего лица функции бизнес поддержки, в связи с чем Ваша личная информация может быть частично раскрыта. Мы требуем, чтобы такие компании использовали информацию только в целях предоставления услуг по договору;им запрещается передавать данную информацию другим сторонам в ситуациях, отличных от случаев, когда это вызвано необходимостью предоставления оговоренных услуг. Примеры функций бизнес поддержки: выполнение заказов, реализация заявок, выдача призов и бонусов, проведение опросов среди клиентов и управление информационными системами. Мы также раскрываем обобщенную неперсонифицированную информацию при выборе поставщиков услуг.

3) Дочерним и совместным предприятиям: Под дочерним или совместным предприятием понимается организация, не менее 50% долевого участия которой принадлежит Компании. При передаче Вашей информации партнеру по дочернему или совместному предприятию наша Компания требует не разглашать данную информацию другим сторонам в маркетинговых целях и не использовать Вашу информацию каким-либо путем, противоречащим Вашему выбору. Если Вы указали, что не хотите получать от нашей Компании какие-либо маркетинговые материалы, то мы не будем передавать Вашу информацию своим партнерам по дочерним и совместным предприятиям для маркетинговых целей.

4) На совместно позиционируемых или партнерских страницах: Наша Компания может делиться информацией с компаниями-партнерами, вместе с которыми реализует специальные предложения и мероприятия по продвижению товара на совместно позиционируемых страницах нашего сайта. При запросе анкетных данных на таких страницах Вы получите предупреждение о передаче информации. Партнер использует любую предоставленную Вами информацию согласно собственному уведомлению о конфиденциальности, с которым Вы можете ознакомиться перед предоставлением информации о себе.

5) При передаче контроля над предприятием: Наша Компания оставляет за собой право передавать Ваши анкетные данные в связи с полной или частичной продажей или трансфертом нашего предприятия или его активов. При продаже или трансферте бизнеса наша Компания предоставит Вам возможность отказаться от передачи информации о себе. В некоторых случаях это может означать, что новая организация не сможет далее предоставлять Вам услуги или продукты, ранее предоставляемые нашей Компанией.

6) Правоохранительным органам: Наша Компания может без Вашего на то согласия раскрывать персональную информацию третьим сторонам по любой из следующих причин: во избежание нарушений закона, нормативных правовых актов или постановлений суда;участие в правительственных расследованиях;помощь в предотвращении мошенничества;а также укрепление или защита прав Компании или ее дочерних предприятий.

Вся личная информация, которая передана Вами для регистрации на нашем сайте, может быть в любой момент изменена либо полностью удалена из нашей базы по Вашему запросу. Для этого Вам необходимо связаться с нами любым удобным для вас способом, использую контактную информацию, размещенную в специальном разделе нашего сайта.

Если Вы захотите отказаться от получения писем нашей регулярной рассылки, вы можете это сделать в любой момент с помощью специальной ссылки, которая размещается в конце каждого письма.

Еще один феномен, требующий освещения в настоящем подразделе, это феномен антиципации. Под антиципацией понимают более раннее и/или тяжелое проявление симптомов наследственного заболевания у детей по сравнению с больным родителем. Хотя существование антиципации предполагалось в генетике достаточно давно, тем не менее многие известные генетики человека считали, что это статистический артефакт, обусловленный особенностями сбора семей для анализа (семьи, в которых родители были поражены тяжело, не имели детей и не включались в анализ).

Только относительно недавно был найден и проанализирован генетический механизм антиципации. Оказалось, что антиципация наблюдается достаточно часто при наследственных заболеваниях, обусловленных особым новым типом мутаций, связанных с расширением зоны тринуклеотидных повторов. Этот тип мутаций называют еще динамическими мутациями. Тринуклеотидные повторы встречаются в генах нередко. Они найдены в экзонах, интронах, в 5- и 3-нетранслируемых областях генов.
Как следует из названия, тринуклеотидные повторы представляют собой повторяющиеся последовательности из трех нуклеотидов (например, CGG). Во многих случаях эти повторы не имеют каких либо специфических проявлений, т.е. бессимптомны. Однако в некоторых генах данные повторы во время мейоза и в результате кроссинговера могут расширяться, т.е. число повторов увеличивается, что приводит к появлению наследственного заболевания.

При этом число тринуклеотидных повторов должно превысить некий численный порог, разный для разных генов и соответственно заболеваний. Так, в гене миотонической дистрофии в норме содержится от 5 до 30 CTG повторов в 3-нетранслируемой области гена DMPK. Если число повторов увеличивается до 50, то могут появиться отдельные симптомы заболевания. При числе повторов, превышающем 100, миотоническая дистрофия начинает проявляться раньше, но все же у взрослых. При числе повторов 400 и более заболевание начинает проявляться в детстве. Механизм, обусловливающий увеличение числа повторов в мейозе, остается неясным.
В настоящее время феномен антиципации - хорошо установленный факт для целого ряда неврологических заболеваний, таких как хорея Гентингтона, миотоническая дистрофия, некоторые формы спиноцеребеллярных атаксий (все наследуются аутосомно-доминантно), синдром ломкой Х-хромосомы (наследуется Х-сцепленно), атаксия Фридрейха (наследуется аутосомно-рецессивно). Если тринуклеотидные повторы располагаются в белоккодирующей части гена, то в результате их расширения образуется мутантный белок с приобретенной функцией.

Это характерно, например, для хореи Гентингтона, когда расширение зоны тринуклеотидных повторов CAG приводит к удлинению полиглутаминового тракта в белке, который называют гентингтином, о чем уже упоминалось в настоящей главе. Если повтор присутствует в нетранслируемой области гена, то его расширение может повлиять на экспрессию гена, как это происходит при синдроме ломкой Х-хромосомы. Кроме тринуклеотидных повторов, расширение которых ведет к наследственной патологии, известны также наследственные болезни, обусловленные расширением зоны тетрануклеотидных повторов (CCTG при миотонической дистрофии 2-го типа) и пентануклеотидных повторов (АТТСТ при спиноцеребеллярной атаксии 10-го типа).

Как отмечалось выше, проявление генов структурных белков обычно наблюдается в тех тканях и органах, где они активны.
Однако это не характерно для генов наследственных болезней обмена веществ. Обмен веществ у человека представляет собой строго скоординированное взаимодействие большого числа метаболических путей. Различают обмен углеводов, липидов, аминокислот, мукополисахаридов и т.д., которые состоят из цепей последовательных реакций превращения определенного субстрата, где каждая реакция осуществляется специальным ферментом. В метаболизме играют важную роль внутриклеточные органеллы, такие, например, как митохондрии, лизосомы или пероксисомы, белки, обеспечивающие транспорт внутри клеток, рецепторы, расположенные на поверхности клеток, и другие белки.

Наследственные болезни обмена веществ насчитывают сотни нозологических единиц, что в определенной степени отражает сложность генетического контроля метаболизма. Как уже отмечалось, большинство наследственных болезней обмена наследуется аутосомно-рецессивно либо Х-сцепленно рецессивно, а мутации в генах, которые их обусловливают, относятся к мутациям, приводящим к утрате функции.
При наследственных дефектах ферментов, многие из которых синтезируются в клетках печени, иногда невозможно предсказать, какая ткань или орган будут поражены. В качестве примера можно привести фенилкетонурию, при которой в большей степени страдают мозг и нервная система, чем остальные органы. До сих пор обсуждается вопрос, является ли причиной этого накопление в крови фенилаланина и промежуточных продуктов его метаболизма.

Сходным образом трудно объяснить симптомы такого наследственного заболевания, как «болезнь, при которой моча имеет запах кленового сиропа». Это рецессивное заболевание связано с дефектом мультимерного ферментативного комплекса, известного как декарбоксилаза α-кетокислот с разветвленной цепью. Комплекс кодируется по крайней мере четырьмя генами и участвует в метаболизме таких аминокислот, как валин, лейцин и изолейцин. В случае мутации в любом из генов в крови и моче повышается уровень этих аминокислот и моча начинает пахнуть кленовым сиропом. У младенцев с этим заболеванием наблюдаются дегидратация, анорексия и апатия, затем развиваются судороги и спастика. При отсутствии лечения нарастает коматозное состояние и наступает смерть.

При наследственных болезнях обмена веществ, когда возникает ферментативный блок на пути превращения того или иного субстрата, патогенетически значимыми оказываются накапливающиеся метаболиты и продукты их альтернативных превращений. Именно поэтому трудно предсказать, для каких тканей и органов эти накапливающиеся метаболиты будут токсичными, но чаще всего ими поражается головной мозг и нервная система.

У вас когда-нибудь было ощущение дежавю? Бывали ли в жизни случаи, когда вы знали, что ответит собеседник или что произойдет в следующую минуту? Когда человек контролирует свои способности предвосхищать события, это называется сверхъестественными способностями. Когда человек не контролирует данный процесс, это называется антиципацией, или интуицией в народе. Чтобы понимать, как все происходит, в статье будет приведены примеры и механизм антиципации, которые даны в психологии.

Антиципация

Об интуиции (антиципации) уже много написано. Несмотря на многообразие информации, люди не всегда полностью понимают, что это за явление. Откуда берется чуйка? Почему на нее все-таки следует положиться?

Антиципация – это предвосхищение, то есть предугадывание дальнейшего хода событий, развития явлений, поступков людей и т. д. Принято выделять два вида антиципации:

  1. Ориентировочный – когда человек находится в ожидании определенных событий, которые должны случиться, поэтому он занимает определенную позу, готовность к действию.
  2. Провидческий – предугадывание результата какого-то события до его непосредственного воплощения. Сюда можно включить умение индивида предвидеть, какими способами он сможет достичь того или иного результата.

Интуиция – это то, что человек понимает, но не осознает, не принимает. Человек хочет жить в собственных иллюзиях, а не в реальном мире. Чуйка – это когда уже деваться некуда, человек осознает то, чего не хотел ранее замечать.

Под антиципацией можно подразумевать трезвость взгляда на жизнь. Пока человек погружен в собственные амбиции, эмоции, желания, другая его часть (подсознание) считывает окружающую реальность беспристрастно и трезво. Чуйка – это когда кажется одно, но видно другое. То, что кажется, является анализом подсознания, которое восприняло окружающий мир и интерпретировало его. То, что человек видит, часто является его иллюзиями, бредом, желаниями.

В медицине под антиципацией понимается проявление симптомов до наступления конкретной болезни.

Стоики и эпикурейцы говорили о пролепсисе (другое название антиципации) – сознание конкретной вещи из логоса (знания) еще до восприятия его.

Кант обозначал антиципацию как познание вещей восприятия до непосредственного восприятия.

Логикой антиципация объясняется верной посылкой, аргументировать и доказать которую придется позднее.

Суммировав все вышесказанное, можно говорить об антиципации как о неизученном феномене, который проявляется в человеке зачастую неосознанно, когда он четко понимает, что произойдет в будущем, предвидит результат конкретных действий, а также может предвосхищать ход развития событий до конкретного результата, понимая, какие действия к нему приведут. Еще ничего не случилось, а человек уже знает.

Антиципация в психологии

Механизмы познания имеют три формы: восприятие всегда происходит в настоящем, память (опыт) нарабатывается в прошлом, антиципация устремлена в будущее. Антиципация в психологии рассматривается как опережающий феномен, который позволяет заглянуть в будущее. Воспринимая нынешние обстоятельства, человек обращается к прошлому опыту, который у него уже имеется, и всегда смотрит в будущее, как может происходить дальше.

Что такое интуиция? Многие люди под интуицией понимают нечто необъяснимое: что-то, что дано извне, из неоткуда, из всемирного потока информации. Возможно, интуиция – это действительно нечто необъяснимое, что пока еще ждет своего изучения. Но если присмотреться более реально, то можно понять, что она является наработанным опытом самого человека.

Интуиция (антиципация) базируется на опыте и инстинктах человека. Под инстинктами понимаются врожденные реакции человеческого организма на те или иные события. Когда человеку страшно, все его силы мобилизируются, чтобы в случае необходимости позволить ему убежать, высокого подпрыгнуть, отбиться от того, что угрожает. Инстинкты являются врожденными реакциями, которые даны всем людям. Таким образом, интуиция на уровне инстинктов у всех людей одинаковая.

Что же касается антиципации, которая базируется на опыте человека, то здесь она может отличаться у разных людей. И это неудивительно, ведь у каждого человека свой багаж опыта и знаний.

Антиципация – убеждения из вашего прошлого опыта. Сталкиваясь с теми или иными ситуациями, вы анализируете их, действуете, получаете результаты, понимаете, что делали правильного и неправильного, потом снова действуете, получая соответствующие результаты. Со временем ваш опыт становится автоматическим. Это и есть интуиция. Вам уже не нужно обдумывать ситуацию, вы ее и так уже понимаете, поскольку не раз с ней сталкивались и знаете ее вдоль и поперек.

Таким образом, антиципация всегда связана с опытом совершенных в прошлом поступков и достигнутых результатов, которые теперь можно воссоздать в настоящем, чтобы в будущем произошло то же самое. Данный феномен всегда связан с пространственно-временным упреждением, которое ориентировано на ожидаемое будущее.

Регулятивная функция антиципации заключается в том, что человек ограничивает спектр своих действий в зависимости от тех результатов, которых он желает достичь. Данный процесс начинается с анализа настоящих обстоятельств, которые уже программируют будущее. Человек ставит желаемый результат, а также прогнозирует действия, которые помогут ему достичь данного результата. По мере достижения цели он смотрит на итоги тех или иных действий, соотнося их с конечным результатом. Это помогает ему корректировать и регулировать собственное поведение.

Можно сказать, что антиципация становится не только интуитивным предвидением будущего, но и возможностью его формирования. Интуиция проявляется в тот момент, когда человек не достигает никакого результата, однако анализирует ситуацию и понимает, что с ним может произойти.

В антиципации процесс запоминания становится выборочным. Воспринимается лишь та информация, которая становится важной в предвидении и прогнозировании конкретного будущего.

Люди обладают разной антиципацией. С чем это связано? С их личностными психологическими особенностями, в которые входит и воображение. Чем больше развито , гибкость мышления, опыт прошлого и т. д., тем лучше развита антиципация.

Механизм антиципации

Антиципация – знания о том, что происходит. Не было бы знаний, прошлого опыта, интуиции бы тоже не было. Человек может отдаленно о чем-то догадываться, но это тоже является результатом имеющегося опыта и инстинктов. Если человек был бы лишен всего этого, то никакой антиципации (то есть автоматического анализа и понимания ситуации) не было бы. Следует рассмотреть механизм антиципации.

Данный феномен непосредственно связан с памятью, когда человек не только может вспомнить о прошлом, достать нужную для себя информацию, но и запоминает происходящие события, которые являются обновленными и совершенными. Так, человек устремляясь к будущему, подключает опыт прошлого. Если в нем есть ответ на вопрос, как достичь определенного будущего, тогда он использует те механизмы, которые уже дали положительный результат.

В настоящем человек совершает действия в условиях, которые могут быть схожи с прошлыми обстоятельствами, однако все-таки имеют различия. Человек получает новые результаты. Они могут быть схожими с прошлыми, а могут быть совершенно другими, новыми. Все это записывается в памяти, как новая информация, которая в будущем будет снова использоваться при прогнозировании.

В настоящем моменте происходит выборка получаемой информации. Она зависит от того, какое будущее предвосхищает человек, что поможет в ее достижении. Уже в будущем будут достигнуты определенные результаты, которые станут новым опытом. Также от желаемого будущего зависит то, какую информацию человек будет извлекать из собственной памяти. Каждый обладает большим объемом информации. Важна лишь та, которая становится полезной и нужной при достижении определенного будущего.

Человек не может жить без антиципации. Нарушение способности предвосхищать будущее лишает возможности не просто достигать своих целей, но и регулировать собственное поведение, чтобы достигать определенных результатов. Если человек не достигает того, чего хотел, значит, была совершена ошибка..

Примеры антиципации

У каждого человека есть жизненный пример антиципации, который подтверждает наличие данного феномена. Он затрагивает любую область жизни. Рассмотрим некоторые примеры антиципации:

  • Когда вы общаетесь с человеком, то может заранее понимать, что он ответит на ту или иную реплику. Когда вам задают вопрос «Что бы на это ответил ваш супруг/ребенок?», вы откуда-то знаете ответ, передавая слова другого человека, как будто вы – это он.
  • Когда вы заранее предугадываете, как будет жить общество, то или иное государство.
  • Желание предугадать курс национальной валюты. Вполне вероятно не угадать реального изменения. Однако научное обоснование тех или иных колебаний является антиципацией.
  • Дежавю – когда вам кажется, что то, что сейчас происходит, вы уже где-то видели или слышали.
  • Вещие сны – когда вам снится то, что должно произойти.
  • Скоростное чтение – когда человек по первым буквам слова уже понимает, что он читает.
  • Сверхъестественные способности в виде гаданий, шаманства, ясновидения являются антиципацией, которая тоже направлена лишь на предугадывание, однако не на однозначное воплощение сказанного.
  • Однозначная убежденность в том, что произойдет. Например, непонятное ощущение того, какая цифра выпадет.
  • Подсознательное понимание того, что вас обманут, предадут, поступят не так, как вы договорились.
  • Чуйка на счет того, что садиться в маршрутку не следует. А вскоре вы узнаете, что она попала в дорожную аварию.

У каждого человека найдется множество историй на счет того, как проявлялась антиципация. Причем она может быть как подсознательной («непонятное чувство»), так и сознательной (когда вы анализируете ситуацию и предполагаете, что может случиться).

Самым главным условием для проявления интуиции является спокойствие и трезвость ума. Эмоции и желания заглушают ее. Когда включаются амбиции, человек подвержен собственным эмоциям и эйфории. Для интуиции нужно спокойствие от эмоций и «холодный» взгляд на происходящее.

Итог

Антиципация является полезным феноменом в жизни человека. Она связана с функциями головного мозга, который должен быть здоровым, а также с психикой, которая должна быть лишена эмоций, расстройств, страхов и прочих отклонений. Итогом развитой антиципации является способность человека простраивать нужное для него будущее, то есть возможность быть успешным индивидом.

Почему следует прислушиваться к собственной интуиции? Пока вы находитесь под действием собственных эмоций или воспринимаете желаемое за действительное, ваша интуиция считывает окружающий мир и выдает «трезвую», «объективную», «адекватную» информацию. Вот почему люди соглашаются с тем, что следовало бы послушаться своей интуиции. Они не слушают ее, потому что не желают осознанно посмотреть на то, что с ними происходит в реальном мире. Но когда уже не получается закрывать глаза, тогда интуиция подтверждается. Видение реального положения дел – это чуйка.

Человек не всегда понимает своих внутренних порывов, истинных желаний и непонятных ощущений. Однако именно они сигнализируют о том, что происходит. Можно закрывать глаза и не обращать внимания. Однако мозг подсознательно анализирует ситуацию и выдает возможный результат в виде интуитивных предположений.

Антиципация помогает человеку регулировать собственные поступки, в зависимости от результата, которого он желает достичь. Прогноз такой жизни считается хорошим. Человек достигает желаемых результатов, что позволяет ему чувствовать себя уверенно, успешно, счастливо. Антиципация в умелых руках человека позволяет ему жить так, как хочется. Конечно, некоторые процессы в нем невозможно контролировать. Однако если человек научится понимать собственную интуицию, тогда он сможет использовать собственные скрытые возможности в полную силу.



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными