Кто водится в тундре. Ненцы – вечные странники тундры

Кто водится в тундре. Ненцы – вечные странники тундры

Бескрайние неприветливые просторы тундры , где на расстоянии нескольких дней пути даже животное встретишь не часто, стали родным домом для самых выносливых и сильных народов Севера. С давних времен здесь живут и трудятся, занимаются охотой и рыболовством, рожают детей и хоронят стариков чукчи, эскимосы, ненцы, коряки, саами, эвенки, нганасаны, алеуты и др. Общая численность населения не превышает 300 тыс. человек.

У берегов Ледовитого океана и Берингова моря, на полуострове Аляска, вдоль реки Юкон живут эскимосы. Когда-то они жили в более южных широтах, но индейские племена постепенно вытеснили их к самому краю Земли. Тем не менее, эскимосы сумели приспособиться к холодному арктическому климату. Они охотились на морских котиков, тюленей моржей, китов, белуг. На суше главной добычей были бобры, соболи, горностаи, росомахи и лисицы. Главным кормильцем для них стал карибу.

В отличие от эскимосов Старого Света, у них не было прирученных оленей. Добычу перевозили на нартах, запряженных собаками. Эскимосы создали самое совершенное оружие охоты на морского зверя – гарпун, охотничью лодку — каяк, жилище из снега – иглу, жировую лампу для приготовления пищи, обогрева и освещения жилища. Они торговали между собой и с чукчами. Но со временем в этих землях начали появляться американские и европейские торговцы привозившие табак, одежду из тканей, ножи, водку, которые обменивались у местных жителей на пушнину. Охота усиливалась, что привело к истреблению морских животных, а также сухопутных — бобров, горностаев, соболей. Эскимосы беднели, особенно после уничтожения карибу. Похожая картина наблюдалась и в жизни северных народов Евразии.

Иглу — жилище Эскимосов из снега.

Чукчи относятся к арктической разновидности монголоидной расы. Родной язык чукотский в современной жизни утрачивается заменяемый русским языком. Богатый опыт предков научил чукчей делать тундровые жилища -яранги, одежду, в которой можно спать на снегу, торбасы – легкие, теплые сапоги из камуса (шкура нижней части ноги оленя), подошвой которым служит кожа морского зайца. Именно опыт научил чукчей не умываться. В тундре много ультрафиолета, и жировая прослойка защищает лицо от ожогов, поэтому они и не смывают ее. Жизнь чукчей немыслима без оленей. Это их пища, дом, одежда, средство передвижения.

В Российской зоне тундры живут ненцы, саамы, нанайцы, чукчи, коряки эвенки, эскимосы и другие немногочисленные народы, которые пытаются сохранить традиционные промыслы и хозяйство. Большинство из них ведет кочевой или полукочевой способ жизни, занимаясь оленеводством, рыболовством и охотой. Летом собирают грибы и ягоды. Современное развитие промышленности в северных регионах постепенно вытесняет малые народы с обжитых территорий, видоизменяя хозяйственную деятельность и жизненный уклад.


Ненцы — жители тундры.


Без оленей жизнь в тундре немыслима.


Русские давно уже живут оседло в различных местностях тундры. В европейские тундры, от Белого моря до Печоры, переселились люди из земель Новгородских очень давно, много сот лет тому назад. В сибирских тундрах русские стали селиться после завоевания Сибири, лет триста назад. В русских селениях, которые есть в тундрах, жители теперь уже не помнят, когда их предки пришли в эти далекие северные края.
Селения, в которых живут русские, есть в Канинской тундре, близь устья реки Мезени, и дальше к востоку, близь берегов Чешской губы и по низовью большой реки Печоры. Населения в общем тут немного, села и деревни небольшие, много в глубине тундры и по берегам моря мест пустых, не заселенных. Живут тут поселенцы не хуже, чем в Вологодской или Ярославской губерниях, - пожалуй, даже лучше и богаче. Избы у них большие, светлые, держат коров и имеют заработки не только от рыбной ловли и охоты, но местами и от сплава и разработки леса. Только хлебопашеством и огородничеством почти не занимаются, так как почва и климат для этого не подходят. За Уральскими горами большие селения есть на низовьях Оби и Енисея на краю лесов. Но дальше, к северу, по тундрам оседлых русских жителей нет. И тут, в Западной Сибири, весь уклад жизни русских и постройки похожи на то, как живут в северных губерниях. По Оби и Енисею ходят пароходы и доставляют в низовья к селам муку и всякие нужные товары. А оттуда к сибирским городам идет рыба и пушнина. Раз есть удобные пути сообщения, жизнь может проходить удобно. Все необходимое для жизни можно привезти и свой товар отправить, куда нужно.

Много труднее жить тем русским селениям, которые находятся дальше в Сибири, вблизи устьев рек Анабары, Яны, Индигирки, Колымы и Анадыри. Текут эти реки из глуши лесов. До южных мест Сибири по ним доплыть нельзя, - до городов и железной дороги, которая идет от Челябинска на Владивосток. Тысячи верст надо проехать от этих селений, чтобы добраться до населенных, земледельческих мест. И удобных путей нет для перевозки товаров. Потому и уклад жизни в этих далеких местах у русских особый. Они привычны жить так же, как живут туземцы, искони жившие в этих северных местах. Изб уже нет, а есть юрты с плоскими крышами и с открытыми очагами вместо русских печей. Питается население больше мясом и рыбой. Муки привозят туда мало, и она дорога. Во многих местах русские перемешались с прежним туземным населением и говорят по-русски не чисто, так что сразу, без привычки, не все поймешь. Кое-где еще держат понемногу коров и привычных к северному климату якутских лошадей, но больше ездят и возят товар на оленях и собаках. И обликом своим тамошнее население мало похоже на русских.
Кроме русских поселенцев в тундре есть разные племена туземцев, которые жили там задолго до прихода русских, с незапамятных времен. Тундра - это их земли и пастбища, русские только местами поселились в ней. Есть среди туземцев и оседлые жители, но больше кочевников. Они не живут постоянно на одном месте. Жилища у них переносные; многие из них имеют стада оленей и переходят с места на место, где есть пастбища и где лучше ловить рыбу и зверя. Те туземцы, которые имеют стада оленей, делают каждый год два больших перехода: поздней осенью уходят на юг в леса, где дни подлиннее и есть топливо, а весной идут обратно на север, в тундру, ближе к берегам моря, - на летние пастбища.
В Канинской тундре и дальше в тундрах Зырянской области живут самоеды. Живут они также и за Уралом в тундрах у Обской губы, до Енисея и даже за Енисеем. Самоеды - почти все кочевники. Живут они в переносных чумах (шалашах), сделанных из шестов и покрытых оленьими шкурами, и держат оленей. Живут они в тундре широко, на большом просторе, а числом их немного, - тысяч 10–12. Ростом самоеды небольшие, обликом немного похожи на татар, и люди выносливые, привычные к жизни на севере. Они умеют очень хорошо пасти оленей, ловить зверей и рыбу. Глаза у них зоркие, и стрелки они хорошие. Обитающие в европейских тундрах умеют говорить по-русски.

Но сибирские самоеды знают только свой язык. Одеваются они и зимой и летом в меховое оленье платье. Такое платье (длинные широкие рубахи из шкур молодых оленей, - они зовутся малицами) носят, впрочем, почти и все русские, живущие в тундрах. Самоеды выходят по зимам к русским селам для обмена своих товаров на муку, - сухари, кирпичный чай, сахар и прочее. Те из них, которые имеют большие оленьи стада, живут в достатке.



Рядом с самоедами и русскими по Печоре и по Оби живут зыряне. Много их живет и в лесах по Печоре и Вычегде, - в тех местностях, которые теперь зовутся Зырянской областью или областью Коми. Зыряне больше живут оседло, только немногие кочуют с оленями в тундре. Живут они, по русскому обычаю, в хороших избах и домах, занимаются и оленеводством, и промыслами, и торговлей. Самоеды все почти живут в тундре: там их родина. А зыряне переселились в тундру из более южных мест, из лесов. На Печоре и Оби живут они во многих селениях вместе с русскими, - и сами обрусели и переняли русские обычаи.
В лесах по реке Оби живет еще туземное племя остяков. Некоторые из них тоже перешли на север тундры и там держат оленей. Но их там немного. Остяки - люди лесные, живут по берегам рек и занимаются больше рыболовством.
Дальше, за Енисеем, ближе к реке Лене и за Леной, живут еще разные туземные племена. Оседло, в юртах, живут кое-где в тундре якуты. Якутов в Сибири много, населяют они обширную Якутскую республику, - те местности, где протекает река Лена с притоками и реки Индигирка и Колыма. Только небольшая часть якутов живет на крайнем севере, в тундре по рекам и у берегов Ледовитого моря. Живут на крайнем севере в восточной половине Сибири также тунгусы, юкагиры и чуванцы. Чуванцев совсем мало осталось, насчитывается их всего несколько десятков человек, и те смешались с тамошними русскими и не говорят на своем языке. Юкагиров тоже осталось немного. Более многочисленное племя- чукчи. Они живут в тундрах и по самому берегу моря за рекой Колымой, от ее низовья до самого конца Сибири, до Берингова пролива, который отделяет Сибирь от Америки. Чукчей считается тысяч 12 душ. Люди они крепкие, закаленные, ростом обыкновенно крупные, хорошие охотники.
Во всем этом племени уклад жизни неодинаковый. Есть чукчи оседлые и чукчи кочевые, или оленные. Первые живут в юртах или постоянных хижинах у берега моря. Для езды держат они только собак. Живут рыболовством и промыслом морских зверей. В легких лодках, которые иногда делаются из шкур моржей, выезжают чукчи в море, бьют на льдах тюленей, белых медведей, и этой охотой кормятся. Оленные чукчи, напротив, имеют стада оленей, живут в переносных шатрах из оленьих шкур. Шатры эти похожи на самоедские, но просторнее и внутри несколько иначе устроены. Чукчи так же, как самоеды, кочуют: осенью, на зиму, угоняют свои стада в леса, а к лету опять переходят на север в чистую тундру.
Близко от чукчей, по тундрам, которые расположены вдоль берега Тихого океана до самой Камчатки, живет племя коряков. Среди них есть также оседлые и оленные. И видом своим, и складом жизни похожи они на чукчей. У Берингова пролива живут еще эскимосы. Это племя американское. Они давно уже переселились из Америки, переплывши в лодках пролив.
Туземцы с жизнью в тундре свыклись издавна. Там их родина. Уехавший из тундры самоед так же, как и русский, покинувший Московскую или Тамбовскую губернию, скучает по своим местам и рад вернуться домой. Он привык и к простору тундры, и к морозам, и к буранам, и к сполохам (северным сияниям), которые там в ясные ночи светят и играют на небе.
Туземцы в тундре имеют только две породы домашних животных - собак и оленей. Оленеводы имеют обыкновенно только пастушьих собак, помогающих пасти стада. А сидячие чукчи и коряки не имеют вовсе оленей. Те продукты, которые получают кочевники от оленеводства, сидячие туземцы выменивают на свои промыслы или покупают. А сами держат ездовых собак, на которых ездят и перевозят грузы. И среди оленеводов, например среди самоедов, есть такие, которые оленей не имеют и питаются охотой и рыбным промыслом или делаются батраками. Но это обыкновенно люди, потерявшие от падежа или иного разорения своих оленей. Они вроде безлошадных крестьян. Всякий такой самоед или кочевой чукча старается, как только будет возможно, опять завести себе оленей.
Олень дает туземцу материал для жилища и платья. Жилищем у кочевника служит чум - переносная постройка, имеющая форму сахарной головы. Остов ее состоит из шестов, воткнутых в землю кругом и связанных вместе на верху, а покрывается она нюгами, - большими пологами, сшитыми из оленьих шкур. Летом иногда кроют чумы такими же пологами из бересты. Чум легко снимается, перевозится на нартах (санках) и опять ставится. Куда идет кочевник со стадом, - туда едет за ним и дом.
Внутри чума зажигается костер, над которым вешают котел или чайник. Пока горит огонь, в чуме тепло. Но когда огонь потушат, чум быстро выстывает. Сидят и спят в чуме на оленьих шкурах. Хотя зимой без огня в чуме и холодно, но зато воздух в нем свежий. Никогда не бывает такого спертого воздуха и такой духоты, как в тех русских избах, которые неопрятно содержатся. Такая духота, жара и грязь, которые часто бывают в избах в наших деревнях, очень вредны для здоровья. Жизнь в чуме, конечно, здоровее, только надо привыкнуть к холоду. Туземцы-кочевники так привыкли жить всегда на свежем воздухе, что в жаркой избе жить и даже долго оставаться не могут.
Платье у северян тоже оленье и зимой носится в два слоя. Внизу рубашка (малица), мехом повернутая внутрь, к телу, а мездрой наружу. А верхнее платье (совик или, по-сибирски, гусь) мехом повернуто наружу. На ноги надеваются меховые оленьи сапоги, а под них такие же чулки.
Делается платье из шкур молодых оленей (неплюев), - из таких же шкур, которые идут на выделку сибирских дох. Выделывают северные туземцы платье очень хорошо, - умеют хорошо скорняжить и прочно шить. В таком двойном оленьем платье можно в любой мороз лечь спать прямо на снег. Никакой ветер сквозь него не продувает.
Теперь у северных туземцев есть уже всякие вещи и всякая утварь, которую получают они от русских. Увидать можно в чумах и хорошие чайные чашки, и медные чайники, и ружья хорошие бывают часто. Много, однако, еще и старинных кремневых ружей, и недавно только вывелись стрелы. Чукчам и корякам много нужных вещей привозят и выменивают на меха американцы. У них и ценных винтовок больше, и дорогие бинокли- не редкость. За проданные оленьи шкуры и добытую пушнину туземцы покупают себе, что им понадобится. Но многие другие вещи, нужные им в их обиходе, делают они сами. Делают, как выше уже описано, платья, делают нарты или легкие деревянные санки, на которых в тундре ездят одинаково, - и зимой по снегу и летом по земле, мхам и болотам.

Очень искусно делают туземцы разные мелкие вещи: из оленьего рога или моржового зуба вырезают табакерки и пороховницы, куют ножи из купленных подпилков, а к ножам делают красивые ножны. Женщины вышивают на своем меховом платье разные узоры, так как любят принарядиться. Все жители тундры очень искусны также в изготовлении разных ловушек для ловли зверей и птиц.
Туземцы севера - люди вовсе не такие дикие, как это часто у нас думают. Они управляются хорошо со своими делами, знают и скотоводство и промыслы. Они помогают друг другу в беде, ласково обращаются с женщинами и детьми, не бьют и не мучат домашних животных. В глухих местах тундры часто оставляют на недели стоять где-нибудь на холме нагруженные нарты с мехами и другими вещами. Никогда никто вещей не тронет. Воровства в глухой тундре почти не бывает.

Поездка в северный город Нарьян-Мар за полярным кругом превратилась для меня в невероятное приключение. Ибо мне предложили посетить оленье стойбище в тундре . Не образцово-показательное и не парадно-выходное, а самое что ни есть обычное. Я конечно же согласился. Великий Доктор тундровых наук в означенный час посадил меня пассажиром на снегоход и мы отправились в путь.

Фотографии и текст Владимира Трофимова

Когда встречаешься с ранее невиданными вещами, обычно происходит ломка созданных себе отрывочной информацией иллюзий. Я представлял себе стойбище северных кочевников чем-то вроде деревни из чумов, где бегают дети, в чумах хлопочут хозяйки, а общее число обитателей приближается к полусотне. Тут же, за околицей пасутся олени. Мои представления усилили разговоры о кочевых школах в администрации округа, которые имели место незадолго до моего выезда в тундру. Школ этих конечно нет, но теория их существования была и разговоры о них есть сейчас.

Наверняка стойбища и выглядели раньше так, как я себе их представлял, или даже есть такие, но где-то в других местах. Людей в тундре остаётся всё меньше, почти все оленьи стойбища в наше время состоят из одного чума. Хотя и сейчас, говорят, есть частные хозяйства, кочующие нескольким семьями, у каждой из которых есть свой чум.


Через пару часов неспешной езды мы приехали в бригаду Максима Канева. В бригаде четыре человека и управляются они с более, чем с тысячным стадом оленей . Вместе с колхозными оленями в стаде находятся их личные. Стадо принадлежит колхозу «Харп», который базируется в посёлоке Красный. «Харп» с ненецкого переводится как «северное сияние», хотя это природное явление крайне редкое в данных местах. Кроме колхозных бригад в округе есть частные оленьи стада. Бригада зимой кочует недалеко от Нарьян-Мара, а на лето уходит к Баренцеву морю.

В хозяйстве кроме оленей и чума, есть электрический генератор, снегоход «Буран» с волокушами, более десятка саней для кочёвки. Сани изготавливают самостоятельно, дерево берут в небольших лесочках:



Чум - конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища. Историки признают эту форму первым опытом искусственно создаваемого жилья, к которому человек обратился от полых, дуплистых деревьев и пещер.


Первая ночёвка в чуме прошла в целом нормально, хотя я и несколько подмёрз. Как только перестают топить печку, температура внутри довольно быстро падает. А за бортом - минус 30 с хвостиком. Утро я встретил с радостью


Здешний старшина Василий Петрович. Собачкам «не жарко». А Петровича мороз не смущает. На этом снимке видны шкуры, которыми обивается чум:


Ездовые олени содержатся отдельно от основного поголовья. Оба стада находятся на некотором удалении от чума, в 2-3 километрах, но в разные стороны от чума. Утром меня отвезли к основному стаду на съёмку и через пару часов забрали.



Олени сначала шарахались от меня, но довольно быстро привыкли. Одна молодая важенка вообще увязалась за мной, кусала меня за куртку и строила глазки. Как потом выяснилось - хотела получить от меня хлеба-соли, в прямом смысле:


Весной надо успеть уйти из леса до половодья. Задачу осложняет массовый отёл самок в мае. То бишь надо откочевать на север до отёла и до половодья. Были случаи, когда бригада не успевала и надолго задерживалась на зимнем месте.

Летом, в грибной период, олени «сходят с ума». Оторвать их от поедания грибов не может никто - ни люди, ни собаки. Пастушьи псы устают гонять оленей и укладываются отдыхать. Потом устают люди и оленям уже никто не мешает. И так, пока грибы не закончатся.


Оленины очень много, продавать её в Нарьян-Маре сложно. Ещё сложнее вывозить её с отдалённых стойбищ. Поставка в другие регионы мизерная, говорят что из-за отсутствия дорог, хотя с ноября по апрель функционирует хороший зимник до Усинска. Я думаю, что в центральных районах России отнеслись бы к оленине, как к деликатесу, хотя на вкус она не очень сильно отличается от говядины.

Кроме мяса заготавливают рога, которые принимают по той же цене и используют для производства лекарств и биодобавок.


Вернувшись к чуму, обнаружил, что кипит работа по разным направлениям. Дима, самый молодой оленевод, занимается предпродажной подготовкой рогов:


Петрович делает запас дров в чуме. Хорошо, если стойбище стоит рядом с небольшим, но лесом. Если леса нет, то автоматически возникает проблема с дровами. На некоторых стойбищах зимой приходится топить печь в чуме только для приготовления еды. А температуры здесь зимой либо низкие, либо очень низкие.


За печкой не ходи.
- Почему?
- Нельзя, обычай такой, не знаешь разве?
- Теперь знаю.


Чум быстро остывает после того, как прогорают дрова в печке, поэтому в мороз холодно становится в течение часа после отхода ко сну. Спят все на оленьих шкурах, но укрываются обычными одеялами из магазина и подушки такие же. Я так понял, что днём почти всегда устраивается «тихий час», видимо для того, чтобы поспать в тепле.


На перекус - порубленное-попиленное мороженное оленье мясо. Отрезал себе несколько кусочков, сунул в соль и отправил в рот, всё. В принципе не возбраняется поджарить несколько кусочков оленины, бросив их прямо на печку. На обед мясо варят или делают суп, при мне добавляли в него рис, но это не всегда. Колбасу-сыр привозят городские. Это деликатес-угощение.

Воду берут из озера, а не топят снег, как я предполагал:


В целом ненцы оказались людьми тихими, интеллигентными и гостеприимными. Несмотря на ту суровую жизнь, которой они живут. Так и закончился мой первый полный день на стойбище. Но самое интересное впереди.


В начале весны оленье стадо начинает двигаться на север . Прежде всего потому, что так хотят сами олени. Как сказал Великий Доктор тундровых наук - то ли люди управляют оленями, то ли олени людьми - не поймёшь. Кормовая база в тундре скудная, особенно зимой, и необходимо периодически менять пастбище. Не менее важно убежать летом на север от кровососущих насекомых, а то еда оленю может и не понадобиться.

Сам процесс кочёвки особо не меняется в последние несколько сотен лет, разве что появились разные полезные вещи вроде снегоходов, электрогенераторов, радиоприёмников и телевизоров, спутниковой связи. Стала доступной современная одежда и поменялись некоторые материалы для строительства чума. В некотором удалении от пастбищ выросли современные города. Но само оленеводство неразрывно связано с традиционным образом жизни северных народов. Проще говоря, промышленного разведения оленей у нас не существует. Конструкция чума, нарт, упряжи всё та же. Да и сам процесс.


К кочёвке начинают готовиться за пару дней. Потихоньку складывают вещи не первой необходимости, проверяют нарты, упряжь. Пилят собранные оленьи рога. В назначенный день - ранний подъём, часов в пять. Всё начинается со сбора одеял, оленьих шкур, подушек, одежды и всего того, что можно вынести из чума и уложить на нарты. Затем быстренько разбирают чум, примерно за минуту.

Относительно вольно, но отдельно от основного стада пасущихся ездовых оленей (быков) загоняют в загон, откуда их руками вылавливают и запрягают в нарты.


У оленей нет шансов избежать трудовой повинности. Ребята знают «нужных» оленей «в лицо» и ищут их в стаде:

Олени в лёгком ужасе мечутся по загону:

А из нарт и пойманных «быков» формируют «эшелоны», Передовые нарты тянет оленья тройка, все следующие - по одному или по два оленя:

Путешествие по тундре начинается. Поехали! В бригаде есть ещё и снегоход, для которого человека нет. После краткого инструктажа перегонять его поручают мне. Благодарю за доверие и справляюсь с задачей без каких-либо осложнений. У меня получается периодически обгонять обоз, ждать его, делать фотографии и обгонять снова.

Олени заряжаются в нарты «ступенькой»:

Обоз растягивается на несколько сотен метров:

«Вольных» оленей ведёт вожак:

Во многих местах оленям приходится идти по глубокому снегу:

А ездокам слезать с нарт и тащить оленей. Или наоборот - тормозить:

Новое стойбище стараются организовать у лесочка. Через пару часов приезжаем на место.

Петрович доволен и распрягает оленей:

Новое место для чума. Работа кипит, чум ставится примерно за час:

Шкуры поднимают длинными палками. Покрытие чума состоит из двух слоёв сукна, слоя шкур и слоя брезента сверху:

Пока поставили чум, попили чай, поговорили - наступил вечер. Мне пора уезжать. Коллективное фото бригады в свете фар снегоходов на прощанье. Надеюсь, что эту и другие фотографии мне удастся вручить ребятам лично.

Выражаю огромную благодарность принимающей стороне и особенно Великому Доктору тундровых наук Матвею, который организовал мое путешествие по тундре.

Фев 22, 2016 Оксана

Использовано интервью и фильм Андрея Головнева УрФГУ (Екатеринбург)

На полуострове Ямал живут ненцы - вечные странники тундры . Это самый крупный из северных народов России. Ямало-ненецкий автономный округ со столицей в Салехарде входит в состав Уральского Федерального округа.

Ненцы великолепно адаптированы к суровым арктическим условиям.

Они зовут себя "нинно иненнучи", что означает "настоящие люди". Видимо остальных считают ненастоящими. Возможно. Но точнее, до других людей им нет никакого дела. Они ни с кем не конкурируют, никому не завидуют, ни с кем не сводят счеты. Эта бесплодная и пустынная земля, олени и холода - их богатство. Эта их свобода от цивилизации, это бесконечное небо над головой, до которого можно дотянуться рукой, такой же бесконечный горизонт постоянно перед глазами, непривязка к месту жительства, к деньгам (в тундре нечего покупать и негде), минимум удобств...

Раньше их называли самоеды. Это странное слово от саамского "саам эднэ" - "земля людей". Поскольку русские узнали об Арктике от саамов - лопырей, то арктические земли к востоку от Белого моря стали так и называться саам эднэ, то есть вообще говоря "саам эднэ" и "нинно иненучи" это об одном и том же, это про людей.

У ненцев семь (!) времен года. Вообще семерка - любимое число. То, что больше семи - это множество, считать не обязательно. Семь по семь по семь - счет идет семерками. Они и оленей в стаде не пересчитывают, а знают всех в лицо (в смысле в морду). Даже есть ненецкое поверье, что если пересчитать всех оленей, то на них может напасть мор.

У них нет времени - часов и минут, как привыкли мы. Вот встает солнце, ночной пастух - караульщик гонит стадо к стойбищу. Люди пробуждаются от треска оленьих копыт. Это вместо будильника. Кто-нибудь говорит: "Тыто" - "Олени идут". Это означает "Доброе утро". Стойбище оглашается собачьим лаем, женщины начинают брякать котлами, над чумами поднимается дым. Люди выбираются из ночных меховых постелей и натягивают на себя дневные меховые одежды - малицы и ягушки.

Перекочевка - это каслание. Кочуют все: люди, птицы, звери, боги. Неделю постояли на одном месте, за полчаса разобрали свой чум, сделанный из жердей и шкур, и вперед. Тундра - это сплошная дорога. И так всю жизнь. Итак столетие за столетием. Ненцам кажутся обездоленными люди, прикованные к одному месту.


У ненцев множество разных примет-поверий. Если, например, в начале поездки олень-вожак упряжки чихнет, лучше сразу вернуться, если он чихнет при переправе через реку, стоит поискать другое место. Если он фыркнет во время преследования белого медведя - зверь впереди, если молчит - зверь сзади. В пурге оленевод находит стойбище, следя за рывками головы своего вожака. Ясной ночью он едет по звездам, примечая их расположение между рогов ведущего оленя. На нартах возят с собой обязательно разные амулеты, изображение духа предка. Дух должен следить за людьми и за оленями. Все плохое что может произойти в тундре, где властвуют духи - это ответ на то плохое, что происходит здесь на стойбище, где властвуют люди. Женщина на стойбище не должна переступить через вожжу, а то в тундре волки загрызут оленя. Мужчина не должен пройти под веревкой кораля, а то заблудится в пути. Мужские вещи - только для мужчины, женские - только для женщины. Ко многим женским вещам в чуме мужчина даже не смеет прикасаться.

Тундра бывает коварна. Коварнее разве что льды и море. По ненецким поверьям нельзя спасать тонущего в воде или провалившегося в топь. Он - законная жертва нижних духов. но вот этот последний обычай ненцы к счастью нарушают, хотя хорошо знают мстительность Владыки Подземного мира Нга. И так далее. В общем, наблюдается такая зависимость от бесчисленного количества примет, причуд и суеверий.


У каждого своя доля в жизни, а вместе они образуют круговорот как день и ночь, как лето и зима. Этот круговорот и задает ритм бесконечному движению кочевников. Так повелось очень давно. Наверное с той поры, когда предки ненцев пришли на север. Где-то пишут, что в начале новой эры, где - 6 тысяч лет назад.

Наш обычный год у них делится на два - зима и лето. Когда спросишь у ненца "Сколько тебе лет?" И он ответит, например, "сто двадцать", значит ему 60. Все имущество и миграции делятся на лето и зиму. И соответственно нарты бывают летние и зимние. Есть условная точка между летним и зимним циклом, которая называется "По" - "дверь". И условно в этой двери стоят зимние или летние нарты. Когда они кочуют на зимние / летние пастбища, то там производят смену снаряжения. И в эту "дверь" проходят в зиму и обратно в лето. Многочисленные болота и речушки легко преодолеваются на летних нартах. Для оленей это не препятствие. Интересно, что год у них называется тоже "по". То есть у ненцев пространство и время - это одно и тоже. Смысл, ритмика и философия их жизни такова, что они чувствуют покой только в движении.


Меры в детях они не знают. Рожают сколько сил хватит. Рожают в чуме как их бабки и прабабки, обычно легко, хотя всякое бывает. На то воля Мях-пухче - Хозяйки чума. Это главная женская богиня - покровительница материнства. Изображают ее в виде фигурки, на которую надето столько меховых шубок, сколько детей она помогла родить. Пояс для этой фигурки должен быть привезен с далекого святилища "Семи чумов", где живет мать всех Мях-пухче - богиня Ямал-хада. Интересно, что царство мертвых или подземное царство, куда все люди в свое время уходят для ненцев вполне реально. Там находятся ушедшие и тоже кочуют по своему подземному миру. Когда родился ребенок, то в него вселился дух какого-то предка. То есть рождение здесь - это одновременно похороны там и наоборот. Если ребенок родился мертвым, значит предки его оттуда не отпустили.

Женщина всегда полновластная хозяйка чума. Мужчина там как бы гость. Все женщины и даже маленькие девочки поразительно владеют огнем. Очаг - царство женщин - они топят его карликовой березкой. Огонь у них это тоже женщина. И солнце тоже женщина. Как говорят ненцы, все, что тепло - это женщина, все, что холодно - это мужчина.

Собаки всегда сопровождают людей. Ненцы считают, что собака наполовину от этого мира, наполовину от того (мира мертвых). Ее приносят в жертву духам когда на стойбище приходит какое-нибудь несчастье. Есть у них обряд очищения - ниптора - окуривание дымом всего, что есть на стойбище: всех людей и всех вещей. Обряд проводят если кто-то умер, перед родами, перед новолунием, со сменой сезона, если олени меняют шерсть или сбрасывают рога, когда вырастает трава, перед дорогой, особенно на святилище к семи чумам, если женщина переступит через мужскую вещь и так далее по любому другому поводу. Ниптора проводится также после поездки в поселок - ненцы считают его нечистым местом. В чашке что-то дымит (куски чаги, шкур на углях) и этим все подряд окуривается. Это такой сакральный обряд изгнания плохих духов очень распространенный у разных народов.

Меховая одежда надевается сразу на голое тело. Это гигиенично, потому что ворсинки обтирают и очищают кожу. Летом ненцы любят мыться и стирать около озера или реки. Тогда по всей тундре разложены помытые вещи. Такая тундровая прачечная. В люльку ребенку кладут мох - тундровый памперс.

Святилища.

Ненцы живут родами. Какие-то из ни называются многооленными. По легенде вожди этих родов шли за оленухой с семью оленятами. Там, где олени останавливались и ложились на землю, гнавшиеся по их следам люди, создали святилища. на самом краю земли охотники настигли оленуху и убили ее и оленят. На том месте находится главное ненецкое святилище Сиумя или Семь чумов. Охотник, убивший оленуху, стал разрезать шкуру на ней и его нож звякнул о металлическую пряжку, какие обычно носят на поясе женщины. И люди поняли, что их вела за собой женщина - богиня. И поставили ей и семерым ее детям святилище семи чумов.

Шаманы там как-то камлают, общаются с духами. Приносят жертвы. Однажды давно одна женщина бежала сюда на край земли от свирепого мужа. Он был из рода многооленных. Он настиг жену и убил. И с тех пор животных приносят в жертву во искупление того поступка. Сейчас там разбросано много костей и черепов животных.

У ненцев боги и люди все вместе обитают. На кромке морского берега стоит идол - "Сидящая" - это богиня Ямал-Хада. Это на самом севере Ямала. Это одно из воплощений богини Ямала. Она представляется то женщиной, то белой оленухой. Здесь целая страна духов: богов, их детей и слуг. Ненцы там проводят обряд. Берут сердце оленухи, разрезают его на 7 частей, по числу убитых оленят, кладут в котел. Потом кусочки кладут в этот "чум", точнее куча наподобие чума, сложенного из костей, рогов и черепов оленей, а также разных вещей. Туда приходят не все, кому вздумается, а представители ключевых, коренных родов. Это такая ненецкая Мекка, куда приходят по особым случаям.


Фото Стойбище около Надыма.

То есть такой паломник-представитель собирает дары со всех стойбищ и едет туда подносить. Человек кладет в эту кучу свои привезенные вещи и предметы и забирает те, что уже там полежали и стали как-бы священными амулетами, впитали в себя силу духов. Такая ротация, взаимообмен происходит. На святилище также можно поспрашивать духов о чем-нибудь важном для жизни. Ну, то есть пообщались как-бы. У святилища есть хранитель. Ненцы говорят: "Кто в тундре торопится - тот торопится погибнуть".

Перед посещением святилища обязательно надо принести в жертву оленя и исполнить все обряды. Не исполнишь - получишь наказание от богов.

По легенде однажды сюда на мыс приехали шаманы рода многооленных. Поставили большой чум и начали камлать. Духи сказали им, что Великая Богиня Ямала желает воплотиться в тело женщины. Тогда была принесена в жертву женщина. Добровольно или нет? Она испустила дух и в нее вошел дух богини. Жертву положили в чум, а утром люди увидели, что от чума вдаль уходят следы оленухи и семерых оленят. Кто однажды побывал в Семи чумах должен возвращаться сюда через каждые три года.


Фото Тундра. Reinhard Strickler (Швейцария).

С тех пор ненцы освоили Ямал от края до края. Хорей - это шест, которым управляют оленями. Придя на новое стойбище, мужчина втыкает его в землю. Когда похоронили мужчину, то втыкают на могиле хорей - главный мужской символ. А женщине кладут какую-нибудь кухонную утварь. Место, где поставили чум, считается освоенным. В героических сказаниях покорение земли рисуется не как изгнание с нее врагов, а как захват их женщин. Картиной окончательной победы служит чум, где после долгих скитаний зажигает огонь мать, сестра или жена героя. Вот почему не бог, а богиня вела многооленных через ямальскую тундру к берегу моря.

Ненцы живут родами. Вообще вся тундра близкая или дальняя родня друг другу. У ненцев длинные цепи родства, уходящие на много поколений вглубь и на много сотен километров вширь. В определенное время года ненцы заготавливают панты. Это единственное доходное дело после упадка пушного промысла на котором ненцы могут заработать денег и что-то купить. Не любят пастухи резать своим оленям только что отросшие пушистые рога, правда успокаивают себя тем, что от этого олени телом становятся крепче. Но олени без рогов становятся некрасивыми. А любимый ненецкий орнамент - ветвистые оленьи рога. Как степные кочевники образцом красоты считали коня, так северные народы - оленя.

Лет уж сто наверное ходит байка о том, как русский купец торговался с ненцем - пастухом. - Продай оленя! - Нет продажных. - Что не берешь денег? Купишь вина. - Я вином запасся. - Купишь чего бабам или песцов на калым. - У меня песцов две нарты. - У тебя оленей три тысячи. Куда бережешь? - Олени ходят, я на них смотрю. А деньги спрячешь - не видно.


А в остальном жизнь идет своим чередом. Интересно, что ненцы Ямалом называют только самую северную часть полуострова, там где у них главное святилище. Слово "ямал" в переводе с ненецкого "край (конец) земли". Там где кончается Ямал - начинается Карское море. Через пролив Малыгина Белый остров. На нем есть идол старика, стоящего лицом к Ямалу, как раз напротив Сидящей старухи. Ну, и метеостанция. Постоянного населения нет.

Сейчас на Ямале добывают газ. И газопроводы, да и дороги для оленей - это серьезное препятствие. Газовики правда строят на путях миграции специальные переходы через газопроводы и дороги. Эти места переходов согласовали с коренным населением. Некоторые ненцы живут оседло в поселках, и у них как правило жизнь не складывается, так как спиваются. Им надо жить в тундре на свободе в привычных условиях.


Ненцы считают, что через каждые две тысячи лет на землю приходит потоп и моет ее. И после потопа земля возрождается и становится новой. Такая философия.

Ненцы, чукчи и коряки, жившие на огромном расстоянии друг от друга, при безусловных различиях имели много общего в системе жизнеобеспечения. Это было связано с проживанием в сходных природных условиях тундры. Культура этих народов в значительной степени сохранила национальный колорит благодаря существованию и в настоящее время их традиционного занятия - оленеводства

Оленеводство основа хозяйственно уклада

Природа, неотделимая от жизни северных народов, во многом определила их культуру, занятия и образ жизни - кочевой или полуоседлый. Для жителей тундры - ненцев, коряков и чукчей, живущих в суровых условиях Арктики, основу хозяйственного уклада составляло продуктивное потребительское оленеводство крупностадного типа.
Оленеводы тундры круглый год были заняты выпасом стад, находившихся на подножном корме: зимой - ягеле (разновидность лишайника), летом в рацион добавлялась зелень кустарников и травы, а осенью - грибы, излюбленное лакомство оленей. Основным орудием оленевода был аркан.
Зимой кочевали к границе лесов, летом - к морскому побережью, на продуваемые ветром места, защищавшие стада от гнуса и оводов.
Основным видом транспорта у оленеводов была оленья упряжка.

Рыболовство, пушной промысел, охота

Несмотря на то, что оленеводство было основным занятием ненцев, чукчей и коряков, важную роль в их хозяйственном комплексе играло рыболовство и пушной промысел.
В некоторых районах вплоть до середины XIX в. существенную роль в экономике тундрового населения играла круглогодичная охота на дикого оленя, которой занимались на севереТаймыра нганасаны и энцы.

Жилище

Мобильный образ жизни тундровых оленеводов наложил отпечаток на всю их культуру, способствовал значительному упрощению быта.

Домом ненцам, нганасанам и энцам служил чум. Для чукчей и коряков жилищем была яранга. И чум, и яранга были идеально приспособлены к открытым пространствам тундры. Их обтекаемая форма придавала жилищу устойчивость. Жилище можно было легко собрать и разобрать. На это требовалось не больше часа. Запасы продуктов, а также ненужную в данный момент одежду хранили на нартах рядом с жилищем.

Мужчина и женщина

У тундровых оленеводов, так же как и у других народов Сибири, существовало четкое разделение труда.
Мужчина - оленевод и охотник - обеспечивал семью; женщина воспитывала детей, готовила еду, выделывала шкуры, шила одежду.

Одежда

Суровая и продолжительная зима на Севере заставляла уделять особое внимание одежде. От того, насколько тщательно она была сшита, порой зависела жизнь в этом холодном крае.
Особая роль меховой одежды в жизни северных народов, обусловила и особые, сакральные представления о предметах, связанных с ее изготовлением. В частности, скребки для выделки шкур и доска для кройки шкур считались покровителями домашнего очага.
Зависимость от оленя (считалось, что он приносит счастье и покровительствует семье) отразилась не только на бытовом укладе, но и на мировоззрении этих народов. Оно было связано с представлением о "хозяине" оленей, их "охранявшем" и "посылавшем".

Верования и праздники

Самые большие праздники у этих народов также были посвящены оленю. Кроме того, олень был основным жертвенным животным.
Большой праздник устраивался после возвращения стада с летних пастбищ, первого массового забоя оленей в августе-сентябре, когда семья обеспечивала себя свежей мясной пищей и запасом шкур на зиму.
Ненцы, чукчи и коряки, живущие на огромном расстоянии друг от друга, наряду с явными различиями, имели много общего в системах жизнеобеспечения. Это было связано с тем, что они проживали в сходных природных условиях тундры. И в настоящее время культура этих народов в значительной степени сохраняет свой неповторимый национальный колорит благодаря тому, что сохраняется их традиционное занятие - оленеводство.



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными