Подвижные игры для детей инвалидов интересные. Лучшие подвижные игры для детей с овз

Подвижные игры для детей инвалидов интересные. Лучшие подвижные игры для детей с овз

Рыба, зверь, птица

Играющие рассаживаются по сторонам комнаты. Выбирают водящего. Он проходит мимо них, повторяя три слова: «Рыба, зверь, птица…» Внезапно останавливаясь перед кем-нибудь, он произносит громко одно из этих слов, например, «птица». Играющий должен немедленно назвать какую-нибудь птицу, например «ястреб». Нельзя медлить и называть тех зверей, рыб или птиц, которые уже были названы раньше. Тот, кто зазевается или ответит неверно, платит фант, а потом «выкупает» его (читает стихи, поет и т.п.)

Капкан

В этой интересной игре проверяется ловкость и сообразительность участников. Играют трое — остальные наблюдают и ждут своей очереди.
По краям стола становятся два охотника. Капканом служит двухметровая веревка или шнур, завязанный в большую петлю — делают только полуузел.
Диаметр петли 25-30 см.
Охотники держат шнур за концы так, чтобы кольцо петли касалось стола.
На расстоянии 15-20 см от петли на стол кладут приманку (кубик, игрушку).
К столу подходит игрок, делает обманные движения, проверяя реакцию охотников. Улучив момент, быстрым движением продевает руку через петлю и, схватив приманку, выдергивает обратно.
Охотники стараются в этот момент затянуть петлю, чтобы в нее попала рука. Участники игры по очереди меняются ролями.
Этот аттракцион можно проводить и между командами.
Для этого от каждой команды выделяется по два охотника, которые будут ловить всех оставшихся членов команды противника.
Каждому дается одна попытка. В случае победы он приносит своей команде одно очко.
Команда-победительница определяется по наибольшему числу набранных очков. Возможны и другие условия соревнований.

Не задень!

Играющие становятся в круг, крепко держась за руки.
В середине круга в произвольном порядке, примерно на расстоянии 50 см одна от другой, расставляются кегли.
По сигналу судьи каждый играющий, не разжимая рук, старается натолкнуть на кеглю своих соседей.
Как только первая кегля будет свалена, игра приостанавливается. Кегля ставится вновь, а игрок, сваливший кеглю, выбывает из игры.
Остальные, взявшись за руки, по сигналу возобновляют игру.
Следует помнить, что наталкивать разрешается только руками, не отпуская рук соседей. И еще: если игрок, не уронив кеглю, три раза разорвал цепь (отпустив руку), он выбывает из игры.
К концу игры, когда число участников станет небольшим, можно уменьшить количество кеглей и расстояние между ними.

Приз с секретом

Для этой игры вам понадобится большая коробка, открытки по количеству участников игры, призы на каждого участника.
Разрежьте каждую открытку пополам. На обороте одной из половинок напишите название приза (открытка, наклейка, ручка, блокнот и т. д.), а на второй половинке напишите задания.
Задания могут быть следующими:

  1. Спеть песню
  2. Рассказать стих
  3. Задать интересный вопрос
  4. Рассказать веселую историю
  5. Загадать загадку Сказать пожелание
  6. Спеть с другом дуэтом
  7. Сказать фразу, афоризм для размышления

Если у вас много участников игры, вы можете дважды написать одни и те же задания или придумать другие. Половинки открыток с заданием сложите в коробку, а половинки открыток с названием призов положите на видные места в помещении, где строится игра. Предложите каждому присутствующему взять из коробки половинки открытки с заданием и поочередно выполнить то о чем написано в открытке. После выполнения задания, игрок ищет в помещении вторую половинку своей открытки, где написано название заслуженного им приза. Когда половинка будет найдена, и половинки открытки совпадут, ведущий должен вручить этому игроку приз, обозначенный в открытке. По такому же принципу должны поступать все игроки.

Рисуем вместе

Предложите двум игрокам выйти вперед и нарисовать на одном ватмане совместный рисунок. При этом нужно выполнить одно условие: завязать игрокам глаза.Предложите тему для рисунка (природа, домашние животные и т. д.). Пусть игроки заранее договорятся о том, кто что будет рисовать. Затем завяжите им глаза и предложите нарисовать рисунок.

После того, как рисунок будет завершен, развяжите глаза игрокам и предложите посмотреть на то, что нарисовано. Скорее всего, рисунок будет неслаженным, будут допущены ошибки.

Подведите итог. Часто в нашей жизни грех закрывает нам глаза, как эта повязка. И эпизоды нашей жизни порой бывают неслаженными, мы допускаем ошибки. Но Бог снимает повязку под названием «Грех» с наших глаз и мы видим все несовершенство нашего естества. А это даже очень смешно!

Рисунок на спине

Насколько вы близки друг к другу, насколько ваша группа обладает сплоченностью и общностью? На этот вопрос вам поможет ответить следующая игра.Предложите группе сесть или встать друг за другом в одну линию. Если группа большая, разделите ее на две команды.

Ведущий на ухо должен сказать слово последнему в шеренге человеку. Слова должны быть не сложными, такими, чтобы их можно было изобразить. Например: дом, солнце, цветок, человек, стол и т. д.

Последний на спине предыдущего человека должен неотточенным карандашом «нарисовать» то, о чем сказал ведущий. Тот, на спине которого рисовали, должен понять, о чем идет речь, и нарисовать на спине своего соседа спереди то же самое и т. д. от игрока к игроку.

Когда на спине первого, стоящего в шеренге, «нарисуют» рисунок, он должен сказать ведущему то, что было нарисовано у него на спине. Ведущий сравнивает слово, которое сказал последнему человеку и услышал от первого. Если слова совпадут, т. е. «солнце-солнце», то команда близка друг к другу, они могут прочувствовать ход мыслей другого. Если же нет — то необходимо посоветовать проявлять больше доверия друг к другу, быть ближе в общении.

Шарик с пожеланиями

В простой свободной обстановке вы можете поиграть в игру — пожелание.Надуйте небольшой шарик и предложите всем присутствующим подкидывать его от одного человека к другому так, чтобы шарик не падал на пол и на другие предметы. При этом ведущий должен включить магнитофон или играть на любом музыкальном инструменте.

Через короткое время ведущий останавливает музыку. Человек, который последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем присутствующим или какому-нибудь одному человеку пожелание вслух.

Примеры пожеланий:

Я желаю вам неба ясного,
Жить без страха, печали и зла.
Чтоб стремилась душа к прекрасному
И приют у Христа нашла.
(С. Свистун) .

Без веры жизнь темна, мучительна, несносна,
Без веры в ней отрады капли нет.
Проси себе у Бога веры плодоносной
И в жизнь твою прольется тихий свет.

Не будь коварством ослеплен,
Тщеславьем изувечен,
Коль человеком ты рожден,
Всегда будь человеком.
(Н. Хосров) .

Жизнь — это миг, всего лишь миг,
Но только он длиною в годы
Как важно все почесть за сор
И отыскать спасенье в Боге.
(С. Свистун) .

То, что проходит, тем мы не владеем,
Лишь нынешнее нам принадлежит,
Пока мы о прошедшем сожалеем,
Жизнь день грядущий в прошлый превратит.
(Р. Гамзатов) .

Не выбирай себе друзей по виду
На трудной жизненной дороге.
Ведь и красивые ботинки
Нам натирают часто ноги.
(С. Свистун) .

Когда тебе охота поворчать,
Подумай о других, кому трудней,
И научись повсюду замечать
Крупинки счастья в суматохе дней.
(Мэрай) .

Любить Христа — моей души стремленье,
Любить Его всем сердцем и душой.
И жить всегда по Божьему веленью,
Так, как велит мне Искупитель мой.
(Энон) .

Коль ты дорогой алчности пойдешь,
Погибнешь вскоре.
Богатство — лишь приманка, пропадешь
В капкане горя.
(М. Салман) .

Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
(Р. Гамзатов) .

Не грусти, улыбайся почаще,
Даже если и радости нет
И тогда в твое сердце прольется
Нескончаемый Божий свет.
(С. Свистун) .

Этот вечер пройдет и угаснет,
Как и все на земле пролетит.
Лишь Христос может дать тебе счастье,
Оправдать, успокоить, простить.
(А. Исаев) .

Вера хранит непорочного,
Тянет нечестие в грех.
Верный завету Отчему
Будем иметь успех.

Чем за общее счастье без толку страдать —
Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.
Лучше друга к себе привязать добротою,
Чем от пут человечество освобождать.
(О. Хайям) .

Часто человеку уделить
Стоит нам всего лишь полчаса,
Чтобы в его сердце сотворить
Истинные чудеса!
(К. де Гаан) .

Когда твою душу сомненья
Преследуют ночью и днем.
Склони пред Богом колени —
Найдешь утешение в Нем.
(В. Кузьменков) .

Жизнь — ковер. Но ткал я неумело,
И теперь я сам себя стыжу.
Много лишних линий и пробелов
Я в своем узоре нахожу.
(Р. Гамзатов) .

В жизни не надо по многим причинам
Званьем хвалиться, хвалиться и чином.
Следует помнить и старым и юным,
И самым вознесшимся в этом числе:
Быть человеком в мире подлунном —
Высшая должность на грешной земле.
(Б. Карабаев) .

Иногда хватает слова,
Чтобы человека ободрить.
Чтоб из сердца грешного, больного
Смог родник живой воды пробить.
(С. Свистун) .

Интуиция-развлечение

Каждый игрок утверждает три вещи, относящиеся к нему. Две из них — правильные, а одна — нет (порядок произвольный). Остальные игроки пытаются угадать, что же правильно. Тот, кто угадал, получает очко. Можно играть на победителя.

Что в рюкзаке?

Игроки команд по очереди подбегают к ведущему, у которого в руках рюкзак, набитый разными вещами. По команде каждый из них засовывает руку в рюкзак (смотреть нельзя!!!), нащупывает любую вещь и говорит, что это, а потом вытаскивает — для проверки. Командам даётся определённое время, и побеждают те, кто узнал как можно больше вещей.

Кря-кря! (Или хрюкай, свинка, хрюкай!)

Хорошо ли вы знаете голоса в вашей группе? Все садятся в круг на стулья или просто на пол. Человек, у которого завязаны глаза, садится посередине, у него в руках подушка. После того, как ему завязали глаза, все меняются местами и соблюдают тишину. Водящий пытается нащупать подушкой чьи-либо колени, затем кладёт подушку на эти колени и говорит: «Кря-кря!» Игрок, у которого на коленях лежит подушка, должен ему ответить также (при этом разрешается менять голос). Водящий должен определить по голосу игрока и назвать его имя. Ему даётся 3 попытки. Если водящий угадал — они меняются местами.

Проверь наблюдательность

Вариант А
3 игрока покидают комнату. Ведущий предлагает оставшимся в ней точно описать вышедших игроков (внешность, качества характера, данные о месте учебы и т.д.). Провести аналогию: обязательно кто-то окажется в стороне.Вариант Б
Игроки становятся друг против друга парами, по команде ведущего они всматриваются друг в друга в течении 15 сек., потом поворачиваются спиной и начинают отвечать на вопросы ведущего друг о друге. Выигрывает тот, кто даст наиболее полные и правильные ответы.

Вариант В
Один игрок выходит, все меняются местами. Одного игрока накрывают одеялом. Игрок заходит и пытается угадать, кто сидит под одеялом.

История из шапки

10 человек пишут на отдельных листочках одно слово по своему выбору. Листочки собираются и перемешиваются в шапке. Другие 10 человек берут из шапки по одному листочку и читают его про себя. Суть игры: рассказать связную историю, используя слова из шапки. Первый игрок начинает со слова: «Однажды…» и придумывает предложение со словом, которое он вытащил. Второй продолжает и так далее. Одновременно те, кто вытянули листы из шапки, пишут свои слова на других листках и кладут в шапку. Их вынимают те, кто первыми писали слова. Тогда историю придумывают две команды по очереди.

Произнесение слов

Вариант А
Соберите группы из 6-ти человек, пусть каждая придумает слово из шести букв (не произносить вслух!). Буквы раздаются каждому члену группы. Дети произносят все буквы одновременно, а другие команды должны отгадать слово.

Вариант Б
На листочках заранее пишутся пословицы по числу команд, учитывая, что игроков в команде должно быть столько, сколько слов в пословице, например: -Тише едешь — дальше будешь; -Без труда не вытащишь и рыбку из пруда; -Семь раз отмерь — один отрежь. Каждый игрок выбирает себе одно слово, и все произносят свои слова вместе. Другие команды должны угадать, что было произнесено. Вместо пословиц можно использовать названия песен или их первые строчки, библейские стихи, но всё должно быть общеизвестно.

Музыкальные инструменты

Разделите всех на несколько команд. Каждая команда получает листок с названием музыкального инструмента и должна изобразить игру на нём, дополнив её звуками и движениями. Группе даётся минута для подготовки. Затем, одна за другой, группы представляются, а остальные угадывают инструменты.

«Я»

Каждому дайте 10 орехов, тему для разговора и скажите, что надо общаться парами, рассказывая и задавая вопросы по теме. Когда один из пары произнесёт слово «я», его собеседник забирает один орех. Тот, у которого через 5 минут окажется больше всего орехов, становится победителем.

Шедевр

Понадобятся карандаши, мелки, липкая лента и большой лист бумаги. Каждой команде (не более пяти человек) дайте набор карандашей. В разных концах комнаты прикрепите к столам или на стену по листу бумаги так, чтобы не видели соперники. Каждый игрок получает только одну часть задания (описания рисунка). Каждый выбирает себе место на листе бумаги, и все начинают рисовать одновременно.Например:

1. Мужчина в голубых штанах….
2. …сильно плачет…
3. …полосатую игрушку в руке…
4. …плачет сильно…
5. …на улице под кленом…

1. Ребенок в коляске…
2. …держит бутылку с соком…
3. …пьет кока-колу…
4. …читает книгу…
5. …в бушующем море…

Собаки и петухи

Игроки садятся в круг. Водящий даёт каждому название города. Затем говорит: » Я слышал, что в городе … собаки кукарекают, а петухи лают». Игрок, чей город был назван, отвечает: «Нет, сударь, в городе … собаки не кукарекают и петухи не лают. Город, в котором собаки кукарекают, а петухи лают, называется…». Игрок, чей город был назван, отвечает таким же образом. Если кто-то отвечает не сразу или путается, он даёт залог. Когда залогов набирается много, их выкупают, выполняя какое-нибудь задание ведущего.

Электрический ток

Две команды шеренгами стоят друг против друга. Каждая команда берётся за руки, образуя за спинами цепь, так, чтобы другой команде не было видно сцепленных рук. В конце цепи стоит стул, на нём лежит небольшая вещичка, а в начале цепи стоит ведущий, который подбрасывает монетку. Капитаны команд, т.е. те, кто стоят первыми в цепи, внимательно смотрят за монетой (остальные смотрят только в сторону стула, т.е. они не видят своего капитана). В случае выпадения орла капитаны передают ток, т.е. быстро сжимают руку стоящего рядом, тот жмёт руку другого, и так — до конца «электрической цепи». Последний в цепи, получив » разряд «, быстро хватает лежащую на стуле вещицу.
В команде, которая не успела схватить вещь со стула, происходит перестановка. Тот, кто должен был хватать, становится капитаном, а бывший капитан становится вторым в цепи. Капитан может ошибиться, преждевременно сжав руку стоящего рядом. Это происходит тогда, когда капитан спешит дать «ток». В этом случае команда тоже проигрывает.

Купание слона

Участвуют четыре человека. Трое выводятся за дверь. Оставшийся разыгрывает пантомиму о том, что сейчас он будет мыть слона. Заводится один человек, он должен смотреть внимательно за всеми движениями «мойщика» и затем повторить их второму, а тот третьему игроку. В конце все четверо по очереди говорят свои версии того, что они делали.

Испорченный телевизор

Все знают про испорченный телефон. А что, если испортился телевизор? 3-4 группы по очереди показывают друг другу сценки. Что выйдет из первоначальной идеи?

Конкурс «Ее величество Картошка»

  1. По одному от отряда — кто быстрее и качественнее начистит картошку.
  2. По одному от отряда — кто быстрее съест картошку.
  3. По одному от отряда — кто точнее попадет картошкой в ведро.
  4. Отряды — написать названия блюд из картофеля.
  5. Отряд — сделать поделку из картофеля. У кого оригинальнее?
  6. Отряд — лучшая реклама картошки
  7. Представитель от отряда — посадить картошку в ведро с картошкой. Выложить ее в одну линию. Ровно. Клубень к клубню. Кто быстрее качественнее «Посадит картошку?»
  8. По представителю — кто быстрее «соберет урожай?» С закрытыми глазами, отряд может подсказывать.
  9. Эстафета — за определенное время (10 мин) отряд должен начистить как можно больше и качественнее картошки (в зависимости от того сколько у вас есть ножей или по очереди, или все вместе).
  10. Эстафета — по очереди перенести картошку на ложке во рту. Кто быстрее.
  11. Из картошки сделать сыр. Проделать за 3 мин. Как можно больше дырочек, но так, чтобы картофель не развалился.

Шар — ах — шоу

  1. Веселый шарик
    Все садятся в круг. Все хором говорят стих.
  2. Ты катись, веселый шарик,
    Быстро-быстро по рукам.
    У кого веселый шарик
    Тот исполнит песню нам.
  3. Водушные силачи
    Вызываются желающие. Ведущий предлагает им по сигналу надувать воздушные шарики. Побеждает тот, у кого шарик быстрее лопнет.
  4. Архитектор
    Построить башню из шариков
  5. Реактивный шарик
    Участники выстраиваются на одной линии. Их задача — надуть шарики и по команде отпустить их. Выигрывает тот, чей шарик улетит дальше.
  6. Воздушный мост
    Команда встает друг за другом. Необходимо передать шарик над головой от первого к последнему участнику и обратно — между ногами (можно одновременно передавать 4-5 шариков)
  7. Самые дружные
    Команда разбивается по парам. По сигналу ведущего первые пары должны добежать до заранее определенного ориентира и обратно, удерживая шарик между головами. Передать шарики следующей паре.

Дети с овз (ограниченными возможностями здоровья) нуждаются в особом подходе. Специализированные коррекционные подвижные игры положительно влияют на таких малышей, способствуя укреплению их здоровья, помогая развитию важных навыков. Такие занятия – это не только веселое времяпровождение, но и крайне эффективное лечебное средство. В нашей статье вы узнаете, какие виды игр могут использоваться для детей с различными особенностями развития .

Подвижные игры для детей с нарушением ОДА (опорно-двигательного аппарата)

  • «Елка». Дети становятся в круг, держась за руки. Учитель начинает рассказывать историю о ёлке. Если ведущий сказал слово «широкая», малыши должны расширить круг, «маленькая» – присесть, «высокая» – поднять руки и т.д.

  • «В поисках пары». Для игры необходимы значки или флажки двух цветов, например, жёлтого и зелёного. По команде карапузы разбегаются в разные стороны. Когда учитель дает сигнал, каждый малыш должен быстро найти себе пару, выбирая участника с таким же цветом флажка, как у него. Созданная пара изображает какую-нибудь фигуру.
  • «Круг». Участники образуют круг, по команде учителя начинают передавать друг другу мяч. Как только ведущий даёт сигнал (например, один хлопок ладонями), малыши меняют направление движения мяча.
  • «Самый быстрый». Для игры понадобится верёвочка, цветная лента и две палки. Концы веревки привязываются к палочкам, посередине веревки завязывают ленту. В развлечении участвуют по парам. По команде учителя каждый участник начинает завязывать верёвку на палочку. Кто быстрее это сделает и первым дойдет до середины – тот и победил.

Подвижные игры для детей с умственной отсталостью и ЗПР (задержкой психомоторного развития)

Рассмотрим подвижные игры для детей с нарушением интеллекта.

  • «Назови слово». Дети становятся в шеренгу. Учитель бросает каждому из них мяч и называет букву. Малыш должен поймать мяч, присесть, встать, назвав слово, начинающееся на эту букву и бросить мяч обратно учителю.
  • «Воробушки» . С помощью считалки выбирают одного участника, который будет «котом». Его задача поймать «воробушков» – остальных игроков. «Воробушки» могут прятаться от «кота», становясь на бревно или на обозначенную мелом линию. Когда ведущий произносит фразу «полетели воробушки», участники должны спрыгнуть с «жердочки», «чирикая» и «махая крыльями», «кот» в это время начинает свою охоту.

ОСОБЕННОСТИ! К каждому ребенку с особенностями развития необходим индивидуальный подход. Следует учитывать не только сохраненные двигательные и интеллектуальные функции малыша, но и его темперамент, возраст и пол, а также волевые качества.

Подвижные игры для детей с нарушением слуха

Рассмотрим подвижные игры для глухих и слабослышащих детей.

  • «В зоопарке». Несколько малышей вместе с учителем становятся друг за другом, держась за плечи впереди стоящего участника, изображая поезд. Остальные дети становятся в начерченный круг или в обруч и как только поезд подъезжает к ним, изображают с помощью движений, жестов и мимики любого животного. Задача остальных малышей отгадать. В конце игры можно поощрить детей, лучше всего проявивших себя.
  • «Поймай белку». Среди игроков выбирают «охотника». Он должен догонять остальных участников – «белок», которые в свою очередь могут прятаться в домик, вставая на какое-нибудь деревянное возвышение (скамейку, пенек и т.д.). Если «охотник» поймал «белку», они меняются ролями.

Подвижные игры для детей с нарушением зрения

Рассмотрим подвижные игры для слепых и слабовидящих детей.

  • «Догонялки с колокольчиком». Любому из детишек дают колокольчик. Выбирается пара водящих, они должны догнать участника с колокольчиком, окружив его. В свою очередь, игрок может передать колокольчик любому другому участнику. Если водящие поймали игрока, то он выбывает и передаёт колокольчик другому ребенку или сам становится водящим. Вместо колокольчика можно использовать яркую шапку или колпак.

  • «Рассмеши фигуру». Карапузы выполняют произвольные движения, по команде замирают в той или иной позе. Вода должен подойти к фигуре и рассмешить ее. Участникам нельзя улыбаться и менять позу. Выбывают те игроки, которые не смогут выполнить эти условия.
  • «Рыбная ловля». Двое малышей берутся за руки, они будут исполнять роль «невода» и ловить «рыбок» – остальных детей. При каждой пойманной «рыбке» «невод» увеличивается. Дети, которых поймали, берутся за руки с малышами из невода. Выигрывает последний не пойманный участник. При ловле «рыбок» нельзя «разрывать» «невод», нужно как можно крепче держаться за руки.

ВАЖНО! Внимательно наблюдайте за малышом во время игры, выявляя его потенциал. Способствуйте развитию новых возможностей крохи, используя совместные занятия, постепенно приучая его участвовать в них без вашей помощи.

Подвижные игры для детей с ДЦП

  • «Выполни команду». Дети становятся напротив ведущего и закрывают глаза, начиная выполнять задания. Например, «сделай 2 шага вперёд», «стань на носочки», «повернись спиной» и т.д.
  • «Передай мяч по кругу». Малыши каждой команды становятся в круг. Затем выбирают капитанов и дают им в руки мяч. По сигналу ведущего мяч нужно передавать друг другу так, чтобы он как можно быстрее снова оказался у капитана. Выигрывает та команда, которая справится быстрее.
  • «Оттолкни кубик». Задача игроков с помощью броска мячом передвинуть кубик как можно дальше. Вместо кубика можно использовать игрушку.
  • «Горячий мячик». Дети передают мяч по кругу, пока звучит музыка, как только мелодия заканчивается, тот игрок, в чьих руках оказался мяч – выбывает. Можно играть и без музыки и использовать для сигнала свисток.

Регулярные коррекционные игровые занятия обязательно принесут свои плоды. Малыши смогут плавно адаптироваться к условиям окружающего мира, интересно провести свой досуг, а также научится коммуникационным навыкам и самовыражению.

Подвижные игры для коррекционных детей: полезное видео

Видеоподборка игр для детей с ограниченными возможностями:

Подвижные игры для детей с ОВЗ

Об игре, игровом поведении и об играющих написано много как справедливого и верного, так и противоречивого и неточного. Широта интерпретации имеет бесконечное множество толкований – от мистических до научно-передовых. Игра – не порождение скоропроходящей моды, это феномен, отличающийся особым постоянством, объединяющим время, эпохи, поколения. Игра не поддается определению с помощью однозначной дефиниции, однако само понятие игры неразрывно связано со свободой, доброй волей, удовольствием, радостью. Игра – это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения. Это явление изучают философы, социологи, психологи, биологи. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности.

Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения как в физической, так и в психологической сферах.

Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр.

Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.

Качество организации и проведения игры – от выбора до ее окончания – зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми.

Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.

На психофизическое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с тем взрослым, к которому он эмоционально привязан, с которым ему нравится общаться. Именно в игре создаются необходимые условия для возникновения и развития таких отношения.

  1. «Зоопарк»

Цель: развитие воображения, раскованности в движениях.

Количество игроков – 4-20 человек.

Инструкция. Все участники по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2-3 человека. Ведущий, указывая на любую подгруппу, дает название животного. Участники, не сговариваясь, вместе изображают одно названное животное. Далее подгруппа также может изобразить какое-либо животное, а другие участники отгадывают – какое.

Методические указания. Игру можно повторять несколько раз.

  1. «Попробуй повторить»

Цель: развитие слуховой памяти, четкости речи.

Инструкция. Ведущий предлагает повторить за ним скороговорки, количество слов в которых постепенно увеличивается:

  • Дарья дарит Дине дыню.
  • Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.
  • В ночи не кирпичи лопочут на печи. Лопочут на печи в опаре калачи.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон, кукушонок в капюшоне был очень смешон.
  • Шел Саша по шоссе, нес сушки в мешке. Сушку – Грише, сушку – Мише. Есть сушки – Проше, Васюше и Антоше. Есть две сушки – Нюше и Петруше.
  1. «Узнай по голосу»

Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков – 5-20 человек.

Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто назвал тебя, узнай.

С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени изменённым голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.

Методические указания.

  • Во время игры следует соблюдать полную тишину.
  • Водящий с остатком зрения или нормально видящий должны закрыть глаза или надеть повязку.

4. «Догоняй мяч»

Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.

Количество игроков – 10-12 детей.

Инвентарь: два озвученных мяча.

Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.

Методические указания.

  • Мячи можно только передавать, но не бросать.
  • Количество мячей можно увеличивать.
  • Передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.
  1. «Догони колокольчик»

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Инвентарь: колокольчик.

Инструкция. Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.

Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.

Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.

Вариант (игра для слабовидящих и зрячих):

Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!».

Методические указания.

  • Пары следует комплектовать так: незрячий – ребенок с остатком зрения; зрячий – незрячий.
  • Играющим нельзя выходить за пределы площадки.
  • Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т.п.).
  • Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается не пойманным.
  1. «Лучший нос»

Цель: развитие обоняния.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: несколько одинаковых пакетиков с разными пахучими веществами: апельсиновыми корками, кусочками яблока, чесноком, сыром, перцем, луком (очищенным), кусочком лимона и т.п.

Инструкция. Нужно предложить детям обнюхивать один пакет за другим на небольшом расстоянии. Кто даст больше правильных ответов, тот и победил.

Методические указания. Игру можно повторять 2-3 раза.

  1. «Где стереть?»

Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.

Количество игроков – 4-10 человек.

Инвентарь: бумага, карандаш, стирательные резинки.

Инструкция. На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности и только те фрагменты рисунка, которые назовет ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т.д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.

Методические указания. Это игра для слабовидящих и нормально видящих детей.

  1. «Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков – 6-8 человек.

Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты

  1. Собрать только круги (цвет не имеет значения).
  2. Собрать треугольники красного цвета.
  3. Собрать как можно больше любых фигур, кроме зеленых.

Возможны и другие варианты.

Методические указания.

  • Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).
  • Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.
  1. «Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков – 10-12 человек.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метров в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание – «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

10. «Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех бал водящим.

Методические указания.

  • От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.
  • Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.
  • Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

11. «Что пропало»

Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Оптимальное количество игроков – 5-10 человек.

Инвентарь: несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и др.).

Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4-5 предметов. Дети в течении одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз.

Варианты

  1. Увеличить количество предметов.
  2. Уменьшить время запоминания предметов.
  3. Убрать два предмета.

Методические указания. Для игры следует подбирать такие предметы, которые хорошо знакомы детям.

12. «Узнай друга»

Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков – 8-12 человек.

Инвентарь. Повязки на глаза.

Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук – ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.

Методические указания. Следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами будут чувствовать себя неуверенно.

13. «Замок»

Цель: развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения.

Инструкция.

14. «Голуби»

Цель: воспитание у детей навыков метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.

Количество игроков – 2-10 человек.

Инвентарь: для игры изготавливаются бумажные «голуби» (самолетики и т.д.).

Инструкция. Дети соревнуются, у кого голубь полетит дальше.

Вариант: дети соревнуются со взрослыми.

Методические указания. Игра для детей 5-8 лет, интенсивность малая.

15. «Сидячий футбол»

Цель: развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища, тренировка меткости, быстроты реакции.

Играют две команды по 4-6 человек в каждой.

Инвентарь: мяч для футбола, кегли.

Инструкция. Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой на расстоянии 2,5-3 метров.

Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив ребенку, тот ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнеру. За неточный бросок мяча команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.

Варианты

  1. Ловить отбрасываемый мяч ногами.
  2. Прокатывать и ловить мяч только одной ногой.
  3. Сшибать мячом кегли, которые ставят на равном расстоянии между командами; за каждую сбитую кеглю команда получает призовое очко.

Методические указания. Игра для детей от 3 до 14 лет, нагрузка умеренная.

16. «Ходим в шляпах»

Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышечного «корсета» позвоночника, развитие равновесия, ловкости, координации движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: «шляпа» для каждого игрока – мешочек с песком массой 200-500 г, дощечка, колесико от пирамиды.

Инструкция. Играющие стоят. Детям кладут на голову легкий груз – «шляпу». Проверив осанку детей (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища), ведущий дает сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате или площадке, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, у кого «шляпа» ни разу не упала и при этом он не нарушил осанку.

Варианты

  1. Детям предлагается не ходить, а пританцовывать.
  2. Пройти по извилистой линии, начерченной на полу мелом.
  3. Пройти по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы на полу или на площадке (кегли, кубики, небольшие игрушки, камешки, шишки и т.п.).

Методические указания.

17. «Метание мешочков»

Цель: развитие меткости, координации движений, силы мышц конечностей и туловища.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: мешочки с песком, обруч (веревка).

Инструкция. Дети становятся в круг. В центре круга лежит обруч (веревка в форме круга). В руках у детей мешочки. После того как ведущий произносит: «Бросай!», все дети бросают свои мешочки. Ведущий отмечает, чей мешочек упал точно в круг. Задание повторяется 10 раз. Выигрывает тот у кого больше точных попаданий.

Вариант: каждый из играющих (поочередно) становится на линию, прочерченную на расстоянии 3-4 метров от стула, и бросает на него один за другим три мешочка так, чтобы все они остались лежать на стуле. Затем он передает мешочки следующему, который так же бросает их, и т.д. Выигрывает тот у кого больше точных попаданий.

Методические указания.

  • Мешочки можно бросать из любого положения (сидя, стоя), одной или двумя руками.
  • Если играют дети разного возраста, то малышей можно поставить ближе к цели, а старших детей дальше от нее.

18. «Солнышко»

Цель: развитие быстроты и точности движений.

Играют не менее 15 человек.

Инвентарь: эстафетные палочки или теннисные мячи.

Инструкция. В центре начерчен круг. Все играющие делятся на пять команд и выстраиваются боком к центру круга. Получается своеобразное солнышко с лучами. Каждый луч – команда. Игроки, первые от центра круга, держат в руках эстафетные палочки. По сигналу они бегут по кругу и передают эстафету игроку, стоящему теперь первым в своей команде. Прибежавший встает в шеренгу на место ближе к центру. Когда начинавши игру окажется с краю и получит эстафетную палочку, он поднимает ее, показывая, что команда закончила игру.

Методические указания.

Во время бега запрещается касаться стоящих игроков, мешать совершающим перебежки. За нарушение правил начисляются штрафные очки.

19. «Бездомный щенок»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции и точности движений.

Количество игроков – 7-9 человек.

Инвентарь: 6-8 стульев, на один меньше количества играющих.

Инструкция. Стулья ставят по кругу, сиденьями наружу. Участники игры, стоящие по кругу с внешней стороны, по сигналу бегут вправо (влево). По свистку каждый старается занять место, но, поскольку стульев меньше, один игрок остается без места. Он выбывает, а из круга убирают еще один стул. Выигрывает тот, кто остается последним.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.

20. «Мяч по кругу»

Цель:

Количество игроков – 5-15 человек.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция. Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера – одна команда, вторые номера – другая. Два рядом стоящих игрока – капитаны, в руках у них по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу игрокам своей команды, то есть через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану.

Методические указания. Можно условиться и передавать мяч три раза по кругу. Если мячи столкнулись, игру продолжают с этого момента.

21. «Эстафета с обручем»

Цель: развитие внимания и точности движений.

Количество игроков – 10 человек.

Инвентарь: обручи.

Инструкция. Играющие образуют круг по пять человек, они выстраиваются шеренгами друг против друга. Расстояние между игроками в командах 1,2-2 шага. Первому (капитану) в каждой команде дают обруч. По свистку капитаны пропускают обруч сверху вниз через себя, опускают его, а затем передают соседнему игроку. Тот делает то же самое, передает третьему и т.д.

Методические указания.

  • Игра длится до тех пор, пока обруч не вернется к капитану.
  • Выигрывает команда, которая быстрее закончила игру и не совершила ошибок.
  • Игра проводится 3-4 раза.

22. «Сбей кеглю»

Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие глазомера, точности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: кегли, кубики, игрушки.

Инструкция. Перед каждым участником на расстоянии 2-3 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.

Методические указания. Игра малой интенсивности, может повторяться неоднократно.

23. «Шишки, желуди, орехи»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, точности движений.

Количество играющих – более шести.

Инструкция. Играющие встают по трое, один за другим, лицом к центру, где стоит водящий. Первые в тройках – «шишки», вторые – «желуди», третьи – «орехи». По сигналу водящий произносит любое из трех названий, например «орехи». Все играющие «орехи» должны поменяться местами. Водящий стремится встать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Можно выкрикнуть два названия и даже три. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.

Методические указания. По желанию детей эту игру можно проводить несколько раз.


Картавцева Елена
Картотека подвижных игр для детей с ограниченными возможностями здоровья

Подвижные игры для слабовидящих или слепых детей «Узнай фигуру»

Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам узнавания формы и названия геометрических фигур.

Игра проводится вдвоем: взрослый (вожатый, педагог, мама) и ребенок.

Инвентарь: плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и т. п.) двух размеров (диаметром 25-30 и 3-4 сантиметра).

Инструкция. Большие фигуры выкладываются на полу, маленькие выдаются по одной в руки ребенку или надеваются ему на запястье в виде часиков. Сначала ребенок рассматривает и ощупывает маленькую фигуру на руке, затем идет искать такую же большую фигуру среди лежащих на полу. Найдя нужную, встает на нее и произносит название фигуры. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет все фигуры.

Методические указания: фигуры вырезаются из картона или коврового покрытия с шероховатой поверхностью; «Часики» вырезаются из картона, в них проделываются два отверстия, через которые продевается резинка-«браслет»; в игре могут принимать участие и здоровые дети, в таком случае им завязывают глаза. Игра проводится на время: кто соберет больше фигур и правильно их назовет.

«Найди мячик»

Цель: развитие способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи.

Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.

Инвентарь: озвученный мяч (с бубенчиком внутри).

Инструкция. Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После того как мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски.

Методические указания: пока мячик прячут, ребенок стоит, закрыв уши, чтобы не слышать звука мяча и шагов ведущего, потом ведущий открывает ребенку уши; игра проводится до четырех раз: при локализации звука справа, слева, спереди и сзади; во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий.

«Паровозик»

Цель: развитие внимания, координации движений, умения обращаться с предметом, освоение симметричных и асимметричных движений.

Игра проводится с группой детей из 5-6 человек.

Инвентарь: две гимнастические палки или гладкие рейки.

Инструкция. Все участники выстраиваются в колонну, хватом сверху берут рейки в правую и левую руки. Впереди и/или сзади встает ведущий. По команде начинаются синхронные движения руками вверх-вниз, вперед-назад, обеими руками или порознь. Во время движений дети имитируют звук паровоза «чух-чух-чух».

Методические указания: игра может проводиться в положении сидя на гимнастической скамейке; если игра проводится в положении стоя, продвигаться следует вперед или назад; смена движений происходит по команде ведущего.

Подвижные игры для слабослышащих или глухих детей «Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков - 10-12.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метра в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание - «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т. п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

«Догони меня»

Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков - 10-14.

Инвентарь: два баскетбольных мяча.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево, стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую команду, победительнице присуждают очко.

«Дни недели»

Цель: развитие внимания, мышления, ориентировки во времени, закрепление знаний.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие рассчитываются на 1-7 соответственно названиям дней недели. Ведущий называет цифру «6». Игроки с номером «6» хлопают в ладоши и произносят слово «суббота» и т. д.

Подвижные игры для детей с проблемами интеллекта

«Узнай друга»

Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков - 8-12.

Инвентарь: повязки на глаза.

Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук - ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.

Методические указания. Следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами будут чувствовать себя неуверенно.

«Зоопарк»

Цель: активизация речевой деятельности, расширение словаря и понятий по теме «животные», развитие умений в имитации звуков и движений.

Количество игроков - 8-15.

Инвентарь: обруч или мел.

Инструкция. Дети выбирают себе роль какого-либо животного. Для самых младших детей роли назначает воспитатель. Каждый «зверь» садится в свою «клетку» - в обруч или круг, нарисованный на полу (земле). В клетке может быть и несколько зверей - обезьяны, зайцы, гуси и т. д.

Незанятые дети встают за воспитателем, кладут руки на пояс впереди стоящего, то есть садятся в «поезд», и «едут на прогулку в зоопарк». Подходя к «клетке», воспитатель спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Сидящие там «звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты угадывают зверей. И так - от клетки к клетке. Поощряются дети, наиболее удачно изобразившие зверей. Затем экскурсанты и бывшие «звери» вместе с воспитателем, взяв друг друга за пояс и высоко поднимая колени, изображают поезд и едут домой.

«Дотронься до.»

Цель: формирование у ребенка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.

Инструкция. Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до. синего!» Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.

Подвижные игры для детей с нарушениями речи «Замок»

Цель: развитие у детей моторики мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения.

Инструкция. Текст

На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог? Потянули,

Покрутили, Постучали И - открыли!

Движения

Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок». Повторение движений. Пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону. Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя - к себе.

Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.

Пальцы расцепить, ладони в стороны.

«Прижми палец»

Цель: развитие силы и ловкости пальцев рук.

Инструкция. Правые руки играющих сцепляются сомкнутыми и согнутыми пальцами. Большие пальцы подняты вверх. По сигналу большой палец каждого игрока начинает «охотиться» за большим пальцем соперника, стараясь прижать его сверху. За пойманный и прижатый палец соперника игрок получает одно очко. Победителем становится тот, кто первым наберет 10 очков.

Вариант: в соревновании сражаются левые руки игроков.

Методические указания. Игра малой подвижности, дети играют по двое.

«Подпрыгни и подуй на шарик»

Цель: улучшение функции дыхания.

Количество игроков - 5-15.

Инвентарь: воздушный шарик, веревка, на которой подвешивается шарик.

Инструкция. Чуть выше головы ребенка висит воздушный шарик. Дети сидят на скамейке или стоят. По сигналу ведущего ребенок подходит к шарику, подпрыгивает и дует на него, шарик отлетает. Самые «прыгучие» дети могут соревноваться между собой, прыгая на еще большую высоту. В этом случае шарик подвешивается выше.

Подвижные игры для детей с поражением опорно-двигательного аппарата

«Выбей чурку»

Цель: воспитание у детей терпения, выдержки, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, меткости, ловкости, быстроты реакции.

Инвентарь: две чурки, две палки, мел.

Инструкция. На расстоянии 2 метров проводят две параллельные черты. Внутри образовавшегося коридора, ближе к одной и другой черте, кладут по чурке. Вокруг каждой из них очерчивают круг. Двое детей стоят каждый за чертой коридора лицом друг к другу, в руках у них палки. Им нужно постараться выбить чурку из круга противника и не позволить выбить свою. Выигрывает тот, кому это удалось.

«Серсо»

Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, силы мышц пояса верхних конечностей, воспитание чувства партнерства.

Количество игроков - 2 и более.

Инвентарь: кольца, палки.

Инструкция. Двое детей становятся друг против друга на расстоянии 2-3 метров. Один из них бросает в сторону другого кольца, а тот ловит их на палку. Выигрывает тот, кто поймает больше колец.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.

«Метание мешочков»

Цель: развитие меткости, координации движений, силы мышц конечностей и туловища.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: мешочки с песком, обруч (веревка).

Инструкция. Дети становятся в круг. В центре круга лежит обруч (или веревка в форме круга). В руках у детей мешочки. После того как ведущий произносит: «Бросай!» - все дети бросают свои мешочки. Ведущий отмечает, чей мешочек попал точно в круг. Задание повторяется 10 раз. Выигрывает тот, у кого будет больше точных попаданий.

Подвижные игры для детей с детским церебральным параличом «Пятнашки»

Цель: развитие быстроты движений, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков - 5-10.

Инструкция. Выбирается водящий (пятнашка). Остальные играющие разбегаются по площадке. Водящий старается догнать игроков, запятнанный становится водящим.

Методические указания. Продолжительность игры определяет ведущий, ориентируясь на состояние игроков.

«Услышь свое имя»

Цель: развитие быстроты реакции.

Количество игроков - 5-15.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция. Играющие стоят спиной друг к другу, у одного из игроков мяч, он бросает мяч назад-вверх и называет чье-либо имя. Тот, кого назвали, должен развернуться лицом в круг и поймать мяч. Выигрывает тот, кто поймал мяч большее количество раз.

«Сбей кеглю»

Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие глазомера, точности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: кегли, кубики, игрушки.

Инструкция. Перед каждым участником на расстоянии 2-3 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.

Анастасия Клягина
Картотека игр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

«Игры на развитие мышления детей 3 - 4 лет»

Дружные фигу рки

Цель: развить образное мышление, произвольную память.

Как играем: Нарисуйте на листе бумаги круг, звездочка, квадрат, ромбик и т. д. Среди них - две одинаковых. Ребенок должен найти их и заштриховать, а как - пусть придумает сам. Самое главное - не выходить за контуры.

Закрепляем: вместо геометрических фигур можно нарисовать фрукты, мебель, игрушки или цифры и буквы. Вариантов много.

Пригласим на день рожде ния

Цель: учить соотносить группы предметов по их количеству, развивать наглядно-образное мышление

Необходимый инвентарь: бумага, карандаш.

Как играем: покажите ребенку одинаковое (или разное) количество точек в двух кругах - это гости и конфеты. Как узнать, всем ли хватит угощения? Провести от одной точки первого круга черточку к другой точке второго круга. Так мы устанавливаем взаимные соответствия.

Закрепляем: сравнивать в кругах можно любые предметы и любое их количество - больше или меньше на 1- 3 предмета. Можно ставить знак равенства между двумя кругами, если количество точек одинаково.

Делим - собир аем

Цель: учить вычленять из целого части и объединять их (анализу - синтезу)

Как играем: один из играющих перечисляет: колеса, мотор, руль, кабина. Другой называет предмет, который состоит из этих частей, - машина. Аналогично: стебель, листья, лепестки? Четыре ножки, крышка? Окна, двери, потолок, стены? И т. д.

Играем наоборот: стул - спинка, ножки, сиденье. Телефон - кнопки с цифрами, корпус. И т. д. А апельсин? Дольки, кожура. А суп? Вода, картофель, капуста, лук. А персик? Мякоть, косточка. А наволочка, букет?.

Закрепляем: нарисуйте части предмета, например: длинные уши, маленький хвостик, - попросите ребенка догадаться, чьи это части (зайчик, и дорисовать предмет. Покажите часть предмета - ребенок должен определить, что это такое.

Нужные в ещи

Цель: знакомить с многофункциональностью некоторых вещей

Как играем: с показом или без него спросить ребенка: «Для чего нужна щетка?» - «Для чистки обуви, зубов, ковра, одежды, посуды». «А бумага?» - «Рисовать, заворачивать, для книг и газет» и т. д. А стекло, песок, зонт?

Закрепляем: «А палочка для чего нужна?» - «Рисовать, для постового, для флажка».

Заколдованные ска зки

Цель: развиваеть наглядно-образное мышление, творческое воображение

Необходимый инвентарь: кружочки разного размера и цвета.

Как играем: играем с заколдованными героями сказки «Теремок». Выложите на стол маленький и большой серый кружочки и попросите ребенка «расколдовать» их - определить, кто здесь заяц, а кто мышка; потом - оранжевый и коричневый: кто лиса, а кто медведь и т. д. А кто их заколдовал - придумайте сами. Таким же образом обыграйте сказки «Колобок», «Репка», «Лиса, заяц и петух» и другие любимые сказки ребенка.

Закрепляем: в коробке лежат цветные кружочки - ищите в них героев сказок. Фантазируем. Например, зеленый кружочек - это и лягушка из «Теремка», и крокодил из «Мойдодыра»

Игра «Дает корова.

Цель: развивать внимание, память.

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных, продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т. п.).

Как играем: разложить карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное. Например: курица - яйцо, перья (можно нарисовать подушку); корова - молоко (творог, сметана, кефир); коза - пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т. д.

Игра «Сравнение велич ин»

Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление.

Необходимый инвентарь: широкая и узкая полоски бумаги, кубики.

Как играем: предложить ребенку построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.

Игра «Как же их отличит ь?»

Цель: развивать навык сравнительного анализа предметов посредством наложения их друг на друга.

Необходимый инвентарь: одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах (вырезанные из бумаги).

Как играем: рассказать ребенку, что фигурки - пирожные для кукол. Рассеянные наши куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы - самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок подумает, как это можно сделать. Показать ему, как, накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздать куклам их десерт.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика «Сердитый еж ик»

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Дыхательная гимнастика «Надуй шар ик»

ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Дыхательная гимнастика «Гуси лет ят»

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

Дыхательная гимнастика «Пуш ок»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

Дыхательная гимнастика «Ж ук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Дыхательная гимнастика «Петуш ок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох, а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох, произносить «ку-ка-ре-ку».

Дыхательная гимнастика «Воро на»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

Игры на снятие тревожности

«Дра ка»

Цель: расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук

Как играем: «Дети, представьте, что вы поссорились с другом. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко сожмите челюсти. Пальцы рук сожмите к кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

«Насос и мяч»

Цель: расслабить максимальное количество мышц

Как играть: Ребята разбейтесь по парам. Один из вас – большой надувной мяч, другой насос надувает этот большой мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на согнутых ногах, руки, шея, расслаблены, корпус наклонен вперед, голова опущена. Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук звуком «С». С каждой подачей воздуха мяч становиться больше. Услышав звук «С», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги, после 2 - выпрямилось туловище, 3 – поднимается голова, 4 – надулись щеки, и руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча насос. Из мяча выходит воздух «Шшш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются местами.

«Слепой тан ец»

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения

Как играть: «Разбейтесь на пары, один из вас будет «Слепой». Другой останется «Зрячим» и сможет водить слепого. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку. Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать глаза.»

«Скульпту ра»

Цель: снижение мышечного напряжения

Как играть: Дети разбиваются на пары. Один – скульптор, другой – скульптура. По заданию взрослого скульптор лепит из «глины» скульптуру:

Ребенка, который ничего не боится

Ребенка, который все доволен

Ребенка, который выполнил сложное задание и тд.

После проведения игры обсудить, что чувствовали в роли скульптора, скульптуры. Какую фигуру было приятно изображать, а какую нет.

«Ласковый мел ок»

Цель: снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений

Как играть: Модификация для тревожных деток:

«Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я нарисовал? Солнышко? Хорошо». Мягким прикосновеньем пальцев изображается солнцу. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь я тебе нарисую солнце «Ласковым мелком? А хочешь чтобы белка или лиса нарисовала своим «ласковым» хвостиком?»

После окончания взрослый нежными движениями руки стирает все, что нарисовал.

«Гусеница»

Цель: учить доверять

Как играть: «ребята, мы сейчас с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом и спиной детей зажимается мяч. Дотрагиваться руками запрещено. Первый в цепочке держит свой мяч на вытянутых руках. Дети должны пройти по определенному маршруту.»

Упражнения в переключении с одной позы на другуюb]

[/b]«Колеч ко»[ /b]

Инструкция: Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак - ребро – ладо нь »[[ i] /b]

Цель: развитие мелкой моторики рук

Инструкция: Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (,кулак - ребро - ладонь, произнося их вслух или про себя.

b]«Зеркальное рисован}

© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными