Нарушение принципа светскости государства в государственной протокольной практике российской федерации. Основные положения государственной протокольной практики РФ - файл n1.doc Положение о государственном протоколе российской федерации

Нарушение принципа светскости государства в государственной протокольной практике российской федерации. Основные положения государственной протокольной практики РФ - файл n1.doc Положение о государственном протоколе российской федерации

1. Понятие и принципы дипломатического старшинства.

2. Государственное служебное и протокольное старшинство в Республике Беларусь и других государствах.

3. Церковное старшинство

Старшинство дипломатическое

Одно из основных правил дипломатического протокола

Соблюдается в отношении:

    Коллективного старшинства дипломатического корпуса на публичных мероприятиях

    Старшинства между главами дипломатических представительств

    Старшинства между дипломатическими представителями и официальными лицами страны пребывания

    Старшинства дипломатов в дипломатическом представительстве

Старшинство

В дипломатической и консульской практике старшинство определяется классом представителей и датой их вступления в должность (для послов - датой вручения верительных грамот), а также занимаемой должностью.

Личные дипломатические или служебные ранги и звания не учитываются.

Правило старшинства соблюдается:

    при рассадке членов дипломатического и консульского корпуса

    при участии в официальных мероприятиях.

Важность соблюдения принципа старшинства

Исключается какая-либо субъективность и тем самым возможность нанесения вольно или невольно обиды официальному представителю государства.

Протокольная практика различных стран несколько отличается, поэтому в спорных случаях лучше обратиться за разъяснениями в Протокольный отдел ведомства иностранных дел.

Дипломатические классы

Сложившиеся в дипломатической практике и получившие закрепление в международном праве наименования дипломатических представителей, соответствующие уровню возглавляемых ими дипломатических представительств и определяющие их положение среди дипломатических представителей в стране пребывания.

Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 главы представительств подразделяются на 3 класса

послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга;

посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств;

поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Венская конвенция предусматривает, что иначе как в отношении старшинства и этикета не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу.

Дипломатические классы

В соответствии с Конвенцией класс, к которому должны принадлежать главы представительств, определяется по соглашению между государствами.

Порядок, соблюдаемый в каждом государстве при приеме глав представительств, должен быть одинаков в отношении каждого класса.

Как правило, государства обмениваются дипломатическими представителями одного и того же класса.

Дипломатические ранги

особые служебные звания, присваиваемые дипломатическому персоналу внешнеполитического ведомства и дипломатических пре5дставительств за границей.

Определяется внутренним законодательством государства

Ранги: атташе, третьего секретаря, второго секретаря, первого секретаря, советника, посланника и посла, причем служебные звания дипломатов, как правило, соответствуют их должностям, которые носят аналогичные наименования.

Государственное протокольное старшинство

Определяется занимаемой должностью в органах власти и государственного управления

Государственное протокольное старшинство в Республике Беларусь: правовая основа

    Конституция Республики Беларусь

    ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 14 июня 2003 г. N 204-З «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ» (в ред. Законов Республики Беларусь от 29.06.2004 N 304-З, от 16.05.2006 N 111-З)

Государственная должность

должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.

Классы государственных служащих в Республике Беларусь

    высший класс

    12 классов, из которых 12-й класс является низшим

Высший класс государственного служащего соответствует должностям:

    Премьер-министра,

    Председателя Совета Республики Национального собрания,

    Председателя Палаты представителей Национального собрания,

    Главы Администрации Президента,

    Государственного секретаря Совета Безопасности,

    Председателя Комитета государственного контроля

    Председателя Правления Национального банка

    Управляющего делами Президента,

    Заместителей указанных должностей

    Председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов

Высший класс государственного служащего может быть присвоен Министрам Республики Беларусь в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

Президентом Республики Беларусь - в отношении руководящих работников республиканских органов государственного управления, председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов и иных должностных лиц, назначение на должность которых осуществляется Президентом Республики Беларусь

Присвоение классов осуществляется:

Премьер-министром Республики Беларусь - в отношении государственных служащих республиканских органов государственного управления, назначаемых Правительством Республики Беларусь, в том числе по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

Присвоение классов осуществляется:

Председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов - в отношении председателей городских, районных исполнительных комитетов, а также глав местных администраций.

Присвоение классов иным государственным служащим осуществляется на основании заявления государственного служащего или представления его руководителя комиссией по присвоению классов соответствующего государственного органа.

Классы, должности, ранги

Соотнесение классов государственных служащих и государственных должностей устанавливается Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Отдельным категориям государственных служащих могут присваиваться квалификационные классы, классные чины, персональные звания, дипломатические ранги в порядке и на условиях, предусмотренных специальными законодательными актами, закрепляющими их правовой статус.

Дипломатические ранги Республики Беларусь

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 19.12.2001 N 759)

Дипломатическим работникам с учетом занимаемых должностей, присваиваются следующие дипломатические ранги:

  • третий секретарь

    второй секретарь второго класса

    второй секретарь первого класса

    первый секретарь второго класса

    первый секретарь первого класса

    советник второго класса

    советник первого класса

    Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго класса

    Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса

    Чрезвычайный и Полномочный Посол

Присвоение дипломатических рангов

    Дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника первого класса, Чрезвычайного и Полномочного Посланника второго класса присваиваются Президентом Республики Беларусь и являются пожизненными.

    Иные дипломатические ранги присваиваются Министром иностранных дел на основании рекомендаций комиссии МИД по служебной аттестации, присвоению дипломатических рангов и классов служащих государственного аппарата и при выходе дипломатических работников в отставку или на пенсию сохраняются за ними пожизненно.

Ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла: должности

    Министр иностранных дел

    Первый заместитель Министра иностранных дел

    Заместитель Министра иностранных дел

    Посол по особым поручениям

    Постоянный представитель при международной организации

Ранг: Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса: должности

    Начальник общего секретариата Министерства иностранных дел

    Начальник управления или самостоятельного отдела

    Министерства иностранных дел

    Посланник

    Поверенный в делах

    Советник-посланник

    Заместитель постоянного представителя при международной организации

Протокольное старшинство в РФ

    Президент

    Председатель Правительства

    Председатели палат Федерального Собрания (Совета Федерации и Государственной Думы)

    Председатель Конституционного суда

    Председатель Высшего арбитражного суда

    Председатель Верховного суда

    Генеральный прокурор

    Президенты (высшие государственные должностные лица) республик в составе РФ

    Первые заместители Председателя Правительства

    Руководитель администрации Президента

    Первый Помощник Президента

Протокольное старшинство в США

    Президент

    Вице-президент

    Губернатор (если мероприятие проводится на территории его штата)

    Спикер Палаты представителей

    Председатель Верховного суда

    Бывшие президенты США

    Государственный секретарь

    Чрезвычайные и Полномочные послы иностранных государств в США

    Вдовы экс-президентов

    Министры и Чрезвычайные посланники, аккредитованные в США

    Члены Верховного суда, отставные члены Верховного суда

    Члены Кабинета Министров

Протокольное старшинство в Великобритании

    Король (королева)

    Наследник престола

    Младшие сыновья монарха

    Внуки, братья, дяди, племянники, двоюродные деды монарха

    Архиепископ Кентерберийский

    Лорд Верховный канцлер

    Архиепископ Йоркский

    Премьер-министр

    Первый лорд казначейства

    Лорд Председатель Совета

    Спикер палаты общин

Иерархия в православной церкви

Класс

Должность

Сан (белое духовенств)

Титул

патриарх

патриарх

Ваше Святейшество

Архиепископ,

митрополит

Ваше Высокопреосвященство

управляющий

Викарий, епископ

Владыко, Ваше Преосвященство

Пресвитер

благочинный

Пресвитер, протопресвитер

Отец (имя)

Пресвитер

Настоятель (приход)

Иерей, протоиерей

Отец (имя)

Иерархия в Католической церкви

Класс

Должность

Сан (белое духовенств)

Титул

Священник

Папа Римский

Папа Римский

Ваше Святейшество, Святой отец

Священник

Митрополит, кардинал

Ваше Высокопреосвященство

Священник

Архиепископ

Архиепископ

Ваша Эминенция

Священник

Ординарий

Ваша Экселенция

Священник

Прелат, инфулат, каноник, капитул

2004 г. № 000

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

государственной протокольной практики Российской Федерации

РАЗДЕЛ I

ПРИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНОСТРАННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

НА ВЫСШЕМ И ВЫСОКОМ УРОВНЕ

1. Основными положениями государственной протокольной практики Российской Федерации регулируются в соответствии с международной практикой и сложившимися российскими традициями:

а) проведение мероприятий, связанных с приемом в Российской Федерации следующих иностранных представителей:

на высшем уровне - глав государств, глав правительств;

на высоком уровне - министров иностранных дел, специальных представителей глав государств, специальных представителей глав правительств, руководителей международных организаций;

б) проведение иных мероприятий с участием Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации.

2. Визиты в Российскую Федерацию иностранных представителей на высшем и высоком уровне отражают характер дипломатических отношений Российской Федерации с соответствующим государством и представляют собой одну из важных форм внешнеполитической деятельности России. Указанные визиты подразделяются на следующие виды: государственный визит, официальный визит, рабочий визит, неофициальный (частный) визит, визит проездом.

Вид визита определяется Сторонами исходя из политической целесообразности и характеризуется совокупностью мероприятий делового и протокольного характера, включаемых в программу визита, их церемониалом и уровнем персонального участия в них Сторон.

3. Для целей настоящих Основных положений применяемые термины означают:

«государственный визит» - высший вид визита в Российскую Федерацию, Проводится с целью подчеркнуть высокий политический уровень достигнутых двусторонних отношений с зарубежным государством; может осуществляться только главой зарубежного государства один раз за период непрерывного исполнения им властных полномочий. По объему церемониальных почестей, предусматриваемых настоящими Основными положениями, государственный визит является наиболее полным;

«официальный визит» - основной вид визита, отражающий официальные дипломатические отношения с зарубежным государством; второй по статусу вид визита в Российскую Федерацию для глав зарубежных государств и высший вид визита в Российскую Федерацию для глав правительств зарубежных государств, министров иностранных дел зарубежных государств;

«рабочий визит» - визит, имеющий определенное целевое назначение: прибытие в Российскую Федерацию глав зарубежных государств, глав правительств зарубежных государств, министров иностранных дел зарубежных государств на переговоры, для консультаций, подписания договоров и соглашений, открытия национальных выставок, дней культуры и тому подобного, а также для проведения рабочей встречи с Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации, Министром иностранных дел Российской Федерации;

«неофициальный (частный) визит» - визит в Российскую Федерацию глав зарубежных государств, глав правительств зарубежных государств для участия в конференциях и совещаниях по общественной линии, присутствия на спортивных соревнованиях и конкурсах и тому подобного, а также приезд по частным делам, в качестве гостя посла своей страны или в целях туризма;

«визит проездом» - краткое пребывание в Российской Федерации иностранных представителей, следующих транзитом через ее территорию.

4. Иностранные представители могут также прибыть в Российскую Федерацию для участия в международных встречах, совещаниях, конференциях на высшем и высоком уровне, официальных международных, национальных и иных торжественных мероприятиях либо в качестве личных гостей Президента Российской Федерации.

5. Вопросы, касающиеся обеспечения безопасности, транспортного обслуживания, размещения, питания и обслуживания иностранных представителей, а также членов делегаций и сопровождающих лиц, решаются Сторонами заблаговременно, на основе принципа взаимности и исходя из сложившейся практики.

Для поездки иностранного представителя по стране может быть предоставлен российский спецсамолет. О возможности пролета над территорией России иностранного спецсамолета Стороны договариваются заблаговременно, отражая эту договоренность в программе визита.

РАЗДЕЛ II

ВИЗИТЫ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

Подраздел I . Государственный визит в Российскую Федерацию

главы зарубежного государства

Общие положения

6. Глава зарубежного государства прибывает в Российскую Федерацию с государственным визитом по приглашению Президента Российской Федерации.

Государственный визит начинается в столице Российской Федерации - г. Москве. Пребывание главы зарубежного государства в г. Москве не превышает, как правило, трех - четырех дней. Для размещения в г. Москве главе зарубежного государства предоставляется резиденция в Московском Кремле.

Государственный визит предусматривает поездку по стране (без повторного заезда в г. Москву, исключая технические остановки).

7. Государственный визит главы зарубежного государства предусматривает проведение следующих мероприятий в г. Москве: церемонии встречи (проводов), церемонии возложения венка к Могиле Неизвестного Солдата, церемонии официальной встречи главы зарубежного государства Президентом Российской Федерации, официальных переговоров с Президентом Российской Федерации, встречи с представителями средств массовой информации , государственного обеда от имени Президента Российской Федерации, встреч с Председателем Правительства Российской Федерации, председателями палат Федерального Собрания Российской Федерации, мэром Москвы.

8. В случае если глава зарубежного государства прибывает в Российскую Федерацию с супругой (супругом), то, как правило, по взаимному согласованию Сторон предусматривается организация отдельной программы пребывания его супруги (супруга).

9. Государственный визит главы зарубежного государства предусматривает вручение ему и его супруге (супругу) памятных подарков.

Церемония встречи (проводов)

10. В аэропорту (на вокзале) главу зарубежного государства с Российской Стороны встречают федеральный министр, посол Российской Федерации в этом государстве, заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации, директор Департамента государственного протокола Министерства иностранных дел Российской Федерации.

11. В аэропорту (на вокзале) поднимаются государственные флаги зарубежного государства и Российской Федерации. На летном поле (на перроне) выстраивается почетный караул трех видов вооруженных сил от войск Московского гарнизона.

Директор Департамента государственного протокола Министерства иностранных дел Российской Федерации и посол зарубежного государства в Российской Федерации поднимаются на борт самолета (входят в вагон) и приглашают главу зарубежного государства к выходу. У трапа самолета (выхода из вагона) главу зарубежного государства приветствует федеральный министр[*].

Директор Департамента государственного протокола Министерства иностранных дел Российской Федерации приглашает главу зарубежного государства и федерального министра пройти к почетному караулу. Во время движения глава зарубежного государства идет слева от федерального министра. После того как глава зарубежного государства и федеральный министр займут места на ковре, начальник почетного караула отдает рапорт. Затем глава зарубежного государства и федеральный министр поворачиваются лицом к почетному караулу.

Исполняются государственные гимны зарубежного государства и Российской Федерации.

Глава зарубежного государства и федеральный министр делают несколько шагов по направлению к знамени почетного караула и приветствуют его легким наклоном головы.

Глава зарубежного государства и федеральный министр обходят строй почетного караула.

По завершении обхода глава зарубежного государства и федеральный министр прощаются с начальником почетного караула легким наклоном головы.

Глава зарубежного государства и федеральный министр направляются к встречающим российским официальным лицам и сопровождающим главу зарубежного государства официальным лицам.

Федеральный министр приветствует сопровождающих главу зарубежного государства официальных лиц, глава зарубежного государства - российских официальных лиц и сотрудников посольства своего государства в Российской Федерации.

Директор Департамента государственного протокола Министерства иностранных дел Российской Федерации приглашает главу зарубежного государства и федерального министра занять место на ковре. Глава зарубежного государства находится слева от федерального министра.

Почетный караул проходит торжественным маршем.

12. На автомашине главы зарубежного государства устанавливаются флажок зарубежного государства или личный штандарт главы зарубежного государства и флажок Российской Федерации.

13. В случае если глава зарубежного государства направляется в резиденцию в Московском Кремле, предоставленную Российской Стороной, от аэропорта (вокзала) до резиденции в автомашине его сопровождает федеральный министр (супругу (супруга) главы зарубежного государства - супруга посла Российской Федерации в этом государстве).

14. От аэропорта (вокзала) до резиденции и затем в поездках по городу автомашину главы зарубежного государства сопровождает эскорт из девяти мотоциклистов.

15. По прибытии в Московский Кремль, у входа в резиденцию, главу зарубежного государства приветствует комендант Московского Кремля.

16. Над резиденцией главы зарубежного государства поднимается государственный флаг зарубежного государства или личный штандарт главы зарубежного государства.

17. При отъезде главы зарубежного государства из г. Москвы проводится церемония проводов (та же церемония, что и при встрече, но в обратном порядке).

Церемония возложения венка к Могиле Неизвестного Солдата

18. Церемония возложения венка к Могиле Неизвестного Солдата проводится, как правило, перед началом церемонии официальной встречи главы зарубежного государства Президентом Российской Федерации.

Перед Могилой Неизвестного Солдата выстраивается почетный караул трех видов вооруженных сил от войск Московского гарнизона.

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О Государственном протоколе Кыргызской Республики

Настоящий Закон устанавливает правовую основу Государственного протокола Кыргызской Республики, определяет его цели и задачи, порядок подготовки и проведения мероприятий государственного значения.

Государственный протокол Кыргызской Республики в соответствии со сложившейся международной практикой регулирует процедурные правила проведения в Кыргызской Республике официальных мероприятий.

Статья 1. Термины и понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие термины и понятия:

Государственный протокол - это совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых в официальных мероприятиях на государственном уровне на территории Кыргызской Республики с другими государствами.

Протокольное старшинство - это перечень старшинства высших должностных лиц Кыргызской Республики, применяемый при проведении внутригосударственных и международных мероприятий.

Государственный визит - высший вид визита в Кыргызскую Республику, проводимый с целью обозначения высокого политического уровня достигнутых двусторонних отношений с иностранным государством, который может осуществляться главой иностранного государства один раз за период непрерывного исполнения им властных полномочий. По объему церемониальных почестей, предусматриваемых настоящим Законом, государственный визит является наиболее полным.

Официальный визит - основной вид визита, отражающий официальные дипломатические отношения с иностранным государством, второй по статусу вид визита в Кыргызскую Республику для глав иностранных государств и высший вид визита в Кыргызскую Республику для глав правительств, внешнеполитических ведомств, а также спикеров парламентов иностранных государств.

Рабочий визит - визит, имеющий определенное целевое значение: прибытие в Кыргызскую Республику глав государств, глав правительств, министров иностранных дел зарубежных государств на переговоры, для консультаций, подписания договоров и соглашений, открытия национальных выставок, дней культуры, а также для проведения рабочей встречи с Президентом Кыргызской Республики, Премьер-министром Кыргызской Республики и министром иностранных дел Кыргызской Республики.

Частный визит - визит в Кыргызскую Республику глав государств, глав правительств иностранных государств для участия в конференциях и совещаниях по общественной линии, присутствия на спортивных соревнованиях, а также приезд по частным делам, в качестве гостя посла своей страны или в целях туризма.

Визит проездом - краткое пребывание в Кыргызской Республике иностранных делегаций, следующих транзитом через ее территорию.

Визит на высшем уровне - визит в Кыргызскую Республику иностранных делегаций на уровне глав государств, глав правительств, спикеров парламентов и оказываемые в соответствии с их статусом церемониальные почести.

Визит на высоком уровне - визит в Кыргызскую Республику глав внешнеполитических ведомств, специальных представителей глав государств и правительств иностранных государств, руководителей международных организаций и приравненных к ним лиц.

Формат визита - совокупность мероприятий делового и протокольного характера, отражаемых в программе визита, их церемониал и уровень персонального участия в них лиц.

Официальный прием - мероприятие, посвященное приезду главы делегации.

Памятные подарки - сувениры и подарки, символизирующие Кыргызскую Республику, вручаемые в ходе визитов главе и членам официальной делегации.

Статья 2. Правовая основа осуществления Государственного протокола

Правовую основу осуществления Государственного протокола составляют Конституция Кыргызской Республики, настоящий Закон, нормативные правовые акты Кыргызской Республики, а также вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 3. Цели и задачи Государственного протокола

Основными задачами Государственного протокола являются:

Координация деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в целях проведения единой протокольной практики Кыргызской Республики в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;

Протокольное обеспечение визитов высшего руководства Кыргызской Республики в иностранные государства, а также визитов в Кыргызскую Республику иностранных делегаций на высшем и высоком уровнях;

Подготовка и организационное обеспечение рабочих поездок первых лиц по регионам республики;

Подготовка и организация переговоров, проведение мероприятий многостороннего формата, подписание международных договоров;

Организация вручения послами иностранных государств верительных и отзывных грамот Президенту Кыргызской Республики;

Осуществление иных задач, предусмотренных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 4. Осуществление Государственного протокола

1. Государственный протокол осуществляет Министерство иностранных дел Кыргызской Республики совместно с протокольными службами Аппарата Президента Кыргызской Республики, Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

2. Общая координация единой протокольной практики на территории Кыргызской Республики осуществляется Департаментом государственного протокола Министерства иностранных дел Кыргызской Республики.

3. Решение вопросов организационно-протокольного характера по подготовке и проведению визитов высшего руководства Кыргызской Республики в зарубежные государства, а также визитов в Кыргызскую Республику иностранных делегаций на высшем и высоком уровнях обеспечивается заинтересованными ведомствами Кыргызской Республики при координирующей роли Департамента государственного протокола Министерства иностранных дел Кыргызской Республики.

Статья 5. Обеспечение координации и взаимодействия

1. Министерство иностранных дел Кыргызской Республики при реализации внешнеполитического курса обеспечивает координацию и взаимодействие органов исполнительной и законодательной ветвей власти в вопросах международной деятельности в целях обеспечения единства внешней политики Кыргызской Республики.

2. Министерства, административные ведомства, местные государственные администрации Кыргызской Республики при организации внутриреспубликанского мероприятия с участием дипломатического корпуса, аккредитованного в Кыргызской Республике, в обязательном порядке должны согласовывать данный вопрос с Министерством иностранных дел Кыргызской Республики за 30 дней до его проведения.

Статья 6. Визиты иностранных делегаций в Кыргызскую Республику

1. Стороны заблаговременно договариваются о сроках, характере и формате предстоящего визита высокого гостя (делегации). Прибытие высокого гостя (делегации) в Кыргызскую Республику в выходные и праздничные дни не практикуется, за исключением приглашения на юбилейные, праздничные и торжественные мероприятия. При согласовании сроков визита данное положение доводится до сведения иностранной стороны.

2. В случае прибытия высокого гостя в выходные и праздничные дни, а также во внерабочее время уровень протокольных мероприятий снижается.

3. Протокольные церемонии и почести оказываются иностранной делегации в соответствии с форматом визита, статусом лица, возглавляющего делегацию (глава государства, правительства, парламента, внешнеполитического ведомства или другое высокопоставленное лицо), уровнем двусторонних отношений, а также с учетом принципа взаимности.

4. Планирование, подготовка и осуществление визитов глав государств, правительств, парламентов и приравненных к ним лиц в Кыргызскую Республику находятся в компетенции Аппарата Президента Кыргызской Республики, Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Аппарата Правительства Кыргызской Республики, визитов глав внешнеполитических ведомств - в ведении Министерства иностранных дел Кыргызской Республики.

5. По характеру визиты подразделяются на государственные, официальные, рабочие, частные и визиты проездом. Визит в Кыргызскую Республику начинается с момента приземления самолета (специального самолета) высокого гостя (делегации) в аэропорту столицы Кыргызской Республики.

Статья 7. Протокольные мероприятия с участием иностранных делегаций в Кыргызской Республике

1. Протокольные мероприятия с участием иностранных делегаций в Кыргызской Республике включают официальные встречи и проводы гостей на высшем/высоком уровне, подписание совместных международных договоров, пресс-конференции, официальные приемы, возложение венков к памятным местам Кыргызской Республики (Площадь Победы или историко-мемориальный комплекс "Ата-Бейит").

2. В соответствии с международной практикой Министерство иностранных дел Кыргызской Республики разрабатывает совместно с Аппаратом Президента Кыргызской Республики, Аппаратом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Аппаратом Правительства Кыргызской Республики протокольные мероприятия.

3. Соответствующее подразделение Министерства иностранных дел Кыргызской Республики организовывает согласование, подготовку, установление аутентичности и подписание международных договоров.

Статья 8. Программы визитов иностранных делегаций в Кыргызскую Республику

1. Программы визитов иностранных делегаций на высшем/высоком уровне в Кыргызскую Республику разрабатываются Министерством иностранных дел Кыргызской Республики совместно соответствующими подразделениями Аппарата Президента Кыргызской Республики, Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Аппарата Правительства Кыргызской Республики и предусматривают церемонии встречи и другие протокольные мероприятия, связанные с пребыванием делегаций. Во время разработки программы по дипломатическим каналам уточняются предпочтения высокого гостя.

2. Обязательным условием программы является соблюдение последовательности мероприятий с указанием времени, места проведения, состава участников и другой информации, необходимой для организации и осуществления визита.

3. Программа визита иностранной делегации на высоком/высшем уровне вносится Министерством иностранных дел Кыргызской Республики и утверждается руководителями Аппарата Президента Кыргызской Республики, Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Аппарата Правительства Кыргызской Республики либо их заместителями, курирующими внешнеполитическую деятельность соответствующих аппаратов. С момента утверждения программа визита является официальным документом.

4. Если с высоким гостем следует супруга (супруг), то для нее (него) составляется и согласовывается отдельная программа.

Статья 9. Визиты специальных представителей глав государств и правительств, руководителей международных организаций

Специальные представители глав государств, правительств и руководители международных организаций принимаются в качестве гостей Правительства Кыргызской Республики.

Статья 10. Визиты наследников престола и других членов королевских семей

Наследники престола и другие члены королевских семей принимаются в качестве гостей Правительства Кыргызской Республики.

Статья 11. Поездка иностранных делегаций по стране

Программа визита может предусматривать поездку главы иностранной делегации по регионам Кыргызской Республики.

Статья 12. Обеспечение протокольных мероприятий

1. При визитах иностранных делегаций в Кыргызскую Республику предусматривается обмен подарками, обеспечение автотранспортом, вывешивание флагов и лозунгов.

2. Подарки, полученные руководством государственного органа в ходе встреч с иностранными делегациями, являются государственным имуществом, выставляются в предназначенном для этого месте здания соответствующего органа для всеобщего обозрения либо в музейном фонде Кыргызской Республики, а подарки, представляющие особую ценность, - в Национальном банке Кыргызской Республики.

Статья 13. Вручение верительных и отзывных грамот Президенту Кыргызской Республики послами иностранных государств

1. Вручение верительных и отзывных грамот послами иностранных государств производится Президенту Кыргызской Республики.

2. Соответствующая (протокольная) служба Аппарата Президента Кыргызской Республики совместно с Министерством иностранных дел Кыргызской Республики обеспечивает подготовку и проведение церемонии вручения верительных грамот. Дата вручения верительных грамот согласовывается по дипломатическим каналам, не менее чем за один месяц. В день вручения верительных грамот кыргызская сторона предоставляет послу иностранного государства транспорт для передвижения от резиденции до места вручения и обратно.

Статья 14. Подготовка верительных и отзывных грамот для вручения Чрезвычайными и Полномочными Послами Кыргызской Республики

1. Министерство иностранных дел Кыргызской Республики после издания указа Президента Кыргызской Республики о назначении Чрезвычайного и Полномочного Посла Кыргызской Республики, Постоянного Представителя Кыргызской Республики при международных организациях подготавливает верительные и отзывные грамоты.

2. Верительные и отзывные грамоты подготавливаются на государственном языке на гербовой бумаге с приложением официального перевода.

Статья 15. Зарубежные визиты высшего руководства Кыргызской Республики

1. Сроки зарубежных визитов высшего руководства Кыргызской Республики согласовываются по дипломатическим каналам. Для подготовки и проведения зарубежного визита высшего руководства Кыргызской Республики в страну визита направляется передовая группа. Соответствующее посольство Кыргызской Республики обеспечивает необходимое содействие работе передовой группы. При отбытии высшего руководства Кыргызской Республики с визитом за рубеж и по возвращении из-за рубежа, как правило, его провожают и встречают руководители Аппарата Президента Кыргызской Республики, Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Аппарата Правительства Кыргызской Республики и другие официальные лица.

2. Одновременный визит в зарубежные страны Президента Кыргызской Республики, Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Премьер-министра Кыргызской Республики не допускается.

3. Визиты Президента Кыргызской Республики, Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Премьер-министра Кыргызской Республики в одну и ту же зарубежную страну в течение короткого периода времени, за исключением случаев планового многостороннего мероприятия, не допускаются.

Статья 16. Участие высшего руководства Кыргызской Республики в мероприятиях в иностранных государствах

1. Участие высшего руководства Кыргызской Республики в праздничных мероприятиях иностранных государств, инаугурации глав иностранных государств, международных конференциях и симпозиумах производится по приглашению иностранного государства или международной организации и по соответствующему решению высшего руководства Кыргызской Республики.

2. Порядок и уровень участия Кыргызской Республики в траурных мероприятиях в связи с кончиной главы иностранного государства, в мероприятиях почтения памяти в иностранных государствах определяются по соответствующему решению высшего руководства Кыргызской Республики.

Статья 17. Участие высоких гостей в государственных мероприятиях Кыргызской Республики

Участие высоких гостей или их представителей в государственных мероприятиях Кыргызской Республики, международных конференциях и симпозиумах осуществляется по приглашению Президента Кыргызской Республики, Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Премьер-министра Кыргызской Республики.

Статья 18. Использование государственных символов Кыргызской Республики

1. При осуществлении протокольных мероприятий используются изображения Государственного герба Кыргызской Республики, Государственного флага Кыргызской Республики, штандарта Президента Кыргызской Республики и исполняется Государственный гимн Кыргызской Республики.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, могут использоваться также ленты с текстом от имени высшего руководства Кыргызской Республики для памятных венков и корзин с цветами, визитные карточки для памятных сувениров.

Статья 19. Международные договоры

Если вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, установлены иные нормы, чем содержащиеся в настоящем Законе, то применяются нормы международных договоров.

Статья 20. Основные положения Государственного протокола Кыргызской Республики, Протокольное старшинство должностных лиц Кыргызской Республики

В целях регламентации порядка приема глав иностранных государств, правительств, парламентов и других приравненных к ним лиц, а также зарубежных визитов высшего руководства страны, устанавливаются "Основные положения Государственного протокола Кыргызской Республики" (приложение 1) и Протокольное старшинство должностных лиц Кыргызской Республики (приложение 2).

Статья 21. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

2. Правительству Кыргызской Республики:

1) не позднее шестимесячного срока принять необходимые меры, вытекающие из настоящего Закона;

2) при необходимости внести предложения в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики о приведении законодательных актов в соответствие с положениями настоящего Закона.

1. Президент Кыргызской Республики.

2. Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

3. Премьер-министр Кыргызской Республики.

4. Председатель Верховного суда Кыргызской Республики.

4 1 . Кыргыз Республикасынын Жогорку сотунун Конституциялык палатасынын төрагасы.

5. Экс-президенты Кыргызской Республики.

5 1 . Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Кыргызской Республики.

6. Заместители Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (в алфавитном порядке).

7. Первый вице-премьер-министр, вице-премьер-министры Кыргызской Республики (по дате назначения на должность).

8. Депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (в алфавитном порядке).

9. Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики(*), Руководитель Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Руководитель Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

10. Секретарь Совета безопасности Кыргызской Республики.

11. Генеральный прокурор Кыргызской Республики.

12. Председатель Национального банка Кыргызской Республики.

13. Председатель Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.

14. Председатель Счетной палаты Кыргызской Республики.

15. Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики.

16. Директор Государственной кадровой службы.

17. Министр иностранных дел Кыргызской Республики(**).

18.(Утратил силу в соответствии с Законом КР от 22 марта 2016 года № 22)

19. Министр внутренних дел Кыргызской Республики.

20. Министры Кыргызской Республики (в алфавитном порядке министерств на государственном языке).

21. Председатель Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики, председатель Государственного комитета по делам обороны Кыргызской Республики.

21 1 . Председатель Государственной пограничной службы Кыргызской Республики.

22. Заместители Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики, Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Аппарата Правительства Кыргызской Республики (по дате назначения на должность), заведующие отделами в ранге заместителя Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики(***), советники и помощники Президента Кыргызской Республики, Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Премьер-министра Кыргызской Республики.

23. Руководители государственных комитетов Кыргызской Республики.

24. Руководители государственных агентств при Правительстве Кыргызской Республики.

25. Руководители государственных служб при Правительстве Кыргызской Республики.

26. Руководители структурных подразделений Аппарата Президента Кыргызской Республики, Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

27. Полномочные представители Правительства Кыргызской Республики в областях и мэры городов Бишкек и Ош (в алфавитном порядке названий областей и мэрий городов на государственном языке).

28. Руководители фондов при Правительстве Кыргызской Республики.

29. Руководители государственных комиссий при Правительстве Кыргызской Республики.

30. Руководители иных государственных органов, учреждений, организаций при Правительстве Кыргызской Республики.

31. Чрезвычайные и полномочные послы Кыргызской Республики(****).

32. Управляющий делами Президента Кыргызской Республики.

33. Управляющий делами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

34. Руководители других государственных органов Кыргызской Республики (не упомянутых выше).

35. Заместители министров и руководителей государственных органов, члены Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению референдумов, аудиторы Счетной палаты Кыргызской Республики.

36. Главный муфтий Духовного управления мусульман Кыргызстана, архиепископ Бишкекский и Среднеазиатский.

37. Лица, удостоенные высшей степени отличия "Кыргыз Республикасынын Баатыры", кавалеры ордена "Манас" I, II и III степени; лица, удостоенные медали "Данк", не занимающие должностей, указанных настоящим Протокольным старшинством.

38. Руководители государственных предприятий (в алфавитном порядке названий на государственном языке).

39. Иные политические государственные служащие.

40. Руководители политических партий и иных общественных объединений.

41. Видные представители деловых кругов, деятели науки и культуры (в алфавитном порядке фамилии на государственном языке).

Примечание: супруга (супруг) имеет старшинство своего мужа (жены).

(*) Применительно к мероприятиям внутриреспубликанского значения с участием Президента Кыргызской Республики занимает позицию после пункта 3.

(**) Применительно к мероприятиям, относящимся к международным контактам, занимает позицию после пункта 3.

(***) Заведующий отделом внешней политики - в ранге заместителя Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики применительно к мероприятиям, относящимся к международным контактам с участием Президента Кыргызской Республики, занимает позицию после министра иностранных дел Кыргызской Республики.

(****) Применительно к мероприятиям, относящимся к международным контактам, занимают позицию после заведующего отделом внешней политики - в ранге заместителя Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики.

Действующая российская протокольная практика основывается на исторических традициях российской государственности и дипломатической службы. Правила дипломатического протокола формировались на протяжении длительного исторического периода и впоследствии стали нормой межгосударственных отношений. Вместе с тем именно в протоколе находят отражение современные тенденции развития общества и мировой политики.

Протокол в эпоху Ивана Грозного

История протокола в России уходит корнями в XVI век, когда в 1549 г. царем Иваном Грозным было учреждено первое внешнеполитическое ведомство государства российского, получившее название Посольский приказ. На него были возложены общее руководство внешней политикой страны и вся текущая дипломатическая работа, в том числе отправка русских миссий за границу и прием иностранных представительств.

Послами назначались люди, пользовавшиеся доверием царя и Боярской думы. Посланники же были преимущественно из числа дворян и дьяков и посылались по менее важным делам.

Иностранные посольства, прибывавшие в Россию, находились на полном государственном обеспечении русских властей. Послы считались гостями государя. С 1549 по 1559 гг. Москву посетило 32 посольства иностранных государств. Обслуживали их пребывание специальные чины Посольского приказа.

Особым действом считался въезд иностранного посла в Москву. Посольский поезд во главе с «болшим» послом и процессия «встречников» съезжались в установленном месте. Обычно иностранных послов встречали приставы с небольшой свитой, которые обеспечивали им охрану, снабжение и ночлег. Общение приставов с послами проводилось с целью сбора сведений о внутреннем положении той страны, которую представляло то или иное посольство, а также о намерениях и полномочиях послов. Приставы поддерживали постоянную связь с Посольским приказом и сообщали ему собранные сведения.

Посольское шествие на аудиенцию к государю обставлялось с еще большей торжественностью, чем въезд в столицу. Через несколько дней после первой аудиенции проводилась вторая - царь сообщал послам, что он ознакомился с содержанием «верющей грамоты» и объявлял, какие бояре назначены «в ответ».

В своей книге «История Государства Российского» Н.М.Карамзин пишет, что еще в далеком 1553 г. произошла первая встреча русских с англичанами. Иван Грозный устроил им тогда пышный прием, показав богатство и величие Руси. Золотая посуда, золотые одежды и трон государя произвели на гостей грандиозное впечатление - англичане были поражены пышностью и богатством.

Протокол в XVII веке

Некоторые древние посольские обычаи оставались неизменными вплоть до конца XVII столетия. Так, двусторонние договоры по-прежнему скреплялись присягой, крестным целованием и приложением печати.

Во второй половине XVII века в Москве появились постоянные иностранные дипломатические представители. Первое упоминание о «посольском посланнике» относится к 1673 году. В 1702 г. в посольских списках значатся уже шесть резидентов «чужестранных государей»: датский, прусский, польский, баварский, сербский и валашский.

В XVII веке перемены в протоколе стали заметнее. Посольский этикет постепенно приближался к дипломатическому церемониалу. По мере укрепления на престоле династии Романовых он развивался в сторону усиления зрелищной составляющей - церемонии становились все более пышными.

Протокол в период царствования Петра I и Елизаветы I

При Петре I Посольский приказ был переименован в Посольскую походную канцелярию, а в 1720 году - в Государственную Коллегию иностранных дел. Коллегия управлялась государственным канцлером или министром иностранных дел.

Именно в эпоху Петра I в России были утверждены новые нормы протокола, приближенные к западным стандартам. Так, в 1717 г. появилось первое печатное пособие по вопросам этикета «Юности честное зерцало или Показания к житейскому обхождению». В 1722 г. Петр I утвердил указ о чинах русских дипломатических представителей при иностранных дворах - высшим чином для российского дипломата стал ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.

Дальнейшее развитие российский протокол получил в период пребывания у власти Елизаветы I. В 1747 г. был разработан общегосударственный акт, получивший название «Церемониал о послах чужестранных государей при императорском всероссийском дворе». В нем был детально описан порядок приема иностранных послов, привилегии и иммунитеты, учет принципа взаимности, правила нанесения визитов и вручения «верющих грамот». За соблюдением всех вышеперечисленных норм следил Церемониальный департамент во главе с обер-церемониймейстером.

Протокол в XIX-начале XX века

В 1815 г. на Венском конгрессе был определен класс глав диппредставительств: послы, посланники и поверенные в делах. Помимо этого, была упорядочена система протокольного старшинства.

В 1827 г. был издан свод протокольных правил «Высочайше утвержденные этикеты при Императорском российском дворе».

Новые структурные изменения нашли свое отражение в документе «Учреждение Министерства иностранных дел» (пришедшем на смену упраздненной Коллегии иностранных дел), утвержденном императором Николаем I в 1846 году. Возглавлял МИД государственный канцлер или вице-канцлер, при нем состояли советники Министерства и чиновники особых поручений. Церемониальный департамент был переименован в Церемониальную экспедицию. В 1838-1846 гг. данное подразделение функционировало как Департамент церемониальных дел, а в 1846-1856 гг. получило название Экспедиция церемониальных дел.

К 1913 г. в России существовала разветвленная сеть дипломатических и консульских загранпредставительств. Если в 1758 г. в мире действовало 11 российских загранучреждений, в 1868 г. - 102, в 1897 г. - 147, в 1903 г. - 173, то к началу Первой мировой войны Россия поддерживала дипотношения уже с 47 странами и имела более 200 представительств за рубежом.

История протокола в советский довоенный период

К 20-м гг. XX века международные протокольные нормы широко использовались в российской дипломатической службе. Визиты вежливости иностранных дипломатов официальным лицам страны пребывания являлись достаточно распространенной практикой среди дипкорпуса в Москве.

Примечательно, что с 1921 г. иностранным дипломатам стали выдаваться дипломатические карточки. В 1937 г. была утверждена инструкция Народного комиссариата иностранных дел (НКИД) СССР «О порядке прописки членов дипломатического корпуса в СССР и сотрудников иностранных посольств и миссий», которая регулировала вопросы регистрации дипломатов и членов персонала диппредставительств.

В 1924 г. Постановлением Президиума ЦИК Протокольный отдел НКИД выработал общую линию по вопросам взаимодействия с иностранными диппредставителями.

Протокол в период Великой Отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны советская сторона уделяла повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности дипкорпуса. Оказывалась необходимая помощь в строительстве собственных бомбоубежищ на территории диппредставительств.

Несмотря на все тяжбы войны и бытовые неурядицы, продолжалась активная дипломатическая работа. Развивались отношения между странами антигитлеровской коалиции, в Москву приезжали многочисленные иностранные делегации, в том числе на самом высоком уровне, что требовало тщательного соблюдения всех протокольных формальностей. Главы иностранных диппредставительств на постоянной основе поддерживали контакты с советским руководством.

Протокол в послевоенный период

Начиная с середины 50-х гг., представительской работе с иностранными делегациями в Москве стало уделяться значительно больше внимания. По линии территориальных отделов МИД активно организовывались совместные мероприятия с посольствами. Наряду с официальными завтраками и обедами практиковалось совместное посещение театров, концертов, выставок, экскурсии, коллективные выезды за город и другие мероприятия.

В период пребывания у власти Н.С.Хрущева в 50-60-е гг. становится обязательной практика протокольных визитов советским руководителям, организации банкетов в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца с исполнением государственных гимнов и концертами мастеров искусств, а также официальные посещения спектаклей в Большом театре.

К началу 60-х гг. был представлен новый церемониал вручения верительных грамот, который предусматривал обмен речами с их переводом на русский и иностранный языки. Протокольный отдел МИД составил подробную памятку о «порядке аккредитования в СССР главы иностранного дипломатического представительства в ранге посла или посланника». Этот церемониал вручения верительных грамот сохранялся с некоторыми изменениями практически вплоть до появления поста Президента в 1990 году.

18 апреля 1961 г. была подписана «Венская конвенция о дипломатических сношениях, которая стала результатом многолетней работы комиссий и комитетов ООН по кодификации посольского права. Этот основополагающий документ, без сомнения, можно назвать «кодексом дипломатической жизни».

В 1976 г. Министерством иностранных дел были разработаны Основные положения протокольной практики СССР. Согласно данному документу, именно на Протокольный отдел МИД возлагались функции единого государственного протокола в стране. Были установлены единые правила приема иностранных делегаций и проведения протокольных мероприятий. Визиты глав государств, правительств и мининдел стали подразделяться на официальный, деловой, неофициальный и визит проездом.

В 60-70-е гг. Протокольным отделом было инициировано предложение ввести в советский протокол такую норму, как направление коллективного поздравления дипкорпуса главе государства по случаю национального праздника и особо торжественных юбилейных дат.

Период перестройки в протокольном плане был отмечен значительными преобразованиями. Так, в 1989 г. Протокольный отдел МИД был переименован в Управление государственного протокола, а затем в Службу государственного протокола. После избрания М.С.Горбачева на пост Президента СССР в 1990 г. в рамках Управления делами Президента был создан Протокольный отдел. Данное нововведение стало, по сути, историческим событием, с учетом того, что до этого всеми вопросами протокола на государственном уровне ведал исключительно МИД СССР.

Протокол в современной России

В начале 1995 г. Служба государственного протокола была преобразована в Департамент государственного протокола и в том же году утверждено положение о ДГП. Таким образом, задачи и функции Департамента, сфера его компетенции, права и обязанности получили законодательное оформление.

Современная российская протокольная практика приема зарубежных государственных деятелей на высшем и высоком уровне определяется Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2004 года. Данный документ не только регулирует проведение мероприятий по приему высоких иностранных гостей, но и определяет протокольное старшинство официальных должностных лиц.

На настоящем этапе ДГП активно проводит информационную работу по актуальным вопросам, входящим в компетенцию Департамента, осуществляет аккредитацию дипломатических и административно- технических сотрудников посольств иностранных государств в Российской Федерации. Важнейшей частью повседневной деятельности ДГП также является взаимодействие с аккредитованным в Москве дипкорпусом по различным направлениям.

В наши дни в дипломатическом протоколе все более четко прослеживается тенденция демократизации протокольных норм - на передний план выходят компоненты делового порядка и политическая целесообразность того или иного протокольного мероприятия. Современный российский дипломатический протокол приводит действующие правила и нормы в полное соответствие с политическими реалиями международной жизни.

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

О протокольной практике Республики Башкортостан

(с изменениями на 5 сентября 2011 года)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента РБ от 2 апреля 2007 года №УП-135
Указом Президента РБ
Указом Президента РБ от 25 мая 2010 года №УП-288
Указом Президента РБ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В целях дальнейшего развития и совершенствования протокольной практики Республики Башкортостан, содействия развитию международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан:

1. Установить, что:

протокольная практика Республики Башкортостан применяется при подготовке и проведении официальных мероприятий, в том числе в рамках международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан (далее - официальные мероприятия); (в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690)

протокольная практика Республики Башкортостан основывается на международных договорах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Республики Башкортостан, общих принципах и нормах международного протокола, основных положениях государственной протокольной практики Российской Федерации, опыте проведения органами государственной власти Республики Башкортостан официальных мероприятий, в том числе в сфере международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан; (в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690)

республиканским органом исполнительной власти, координирующим деятельность в сфере протокольного сопровождения официальных мероприятий, является Министерство промышленности и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан;

совокупность протокольных мероприятий, церемония их проведения и уровень участвующих в них лиц определяются в соответствии с характером международного, внешнеэкономического и межрегионального мероприятия и протокольной практикой участвующих в нем сторон.

2. Утвердить прилагаемое протокольное старшинство должностных лиц Республики Башкортостан применительно к проведению официальных мероприятий, в том числе в рамках международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан. (в ред. Указа Президента РБ от 25 мая 2010 года №УП-288)

3. Органам государственной власти Республики Башкортостан осуществлять официальные мероприятия в соответствии с протокольной практикой Республики Башкортостан. (в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690)

4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Башкортостан при осуществлении официальных мероприятий руководствоваться протокольной практикой Республики Башкортостан. (в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690)

Президент
Республики Башкортостан
М.Рахимов

Приложение. Протокольное старшинство должностных лиц Республики Башкортостан применительно к проведению официальных мероприятий, в том числе в рамках международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан

Приложение
к Указу Президента
Республики Башкортостан
от 16 июня 2006 г. N УП-270
(в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690)

1. Президент Республики Башкортостан

2. Председатель Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

3. Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан

4. Руководитель Администрации Президента Республики Башкортостан

5. Председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан

6. Государственный советник при Президенте Республики Башкортостан

7. Секретарь межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан

8. Заместитель Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

9. Первый заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан

10. Заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан

11. Полномочный представитель Республики Башкортостан при Президенте Российской Федерации (в ред. Указа Президента РБ от 05 сентября 2011 года №УП-450)

12. Председатель Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан

13. Председатель постоянного комитета Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

14. Руководитель Секретариата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

15. Руководитель Аппарата Правительства Республики Башкортостан - министр Республики Башкортостан

16. Министр Республики Башкортостан

17. Председатель государственного комитета Республики Башкортостан

18. Председатель Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг

19. Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан

20. Заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан

21. Секретарь Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан

22. Заместитель председателя постоянного комитета Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

23. Судья-секретарь Конституционного Суда Республики Башкортостан

24. Судья Конституционного Суда Республики Башкортостан

25. Уполномоченный по правам человека в Республике Башкортостан

26. Заместитель Руководителя Администрации Президента Республики Башкортостан

27. Глава Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан

28. Начальник управления Администрации Президента Республики Башкортостан

29. Заведующий пресс-службой Администрации Президента Республики Башкортостан

30. Помощник Президента Республики Башкортостан

31. Глава администрации муниципального района (городского округа) Республики Башкортостан

32. Председатель представительного органа муниципального образования

33. Руководитель ведомства Республики Башкортостан

34. Старший референт, референт Администрации Президента Республики Башкортостан

35. Руководитель Секретариата Конституционного Суда Республики Башкортостан

36. Первый заместитель Полномочного представителя Республики Башкортостан при Президенте Российской Федерации

37. Первый заместитель министра Республики Башкортостан

38. Первый заместитель председателя государственного комитета Республики Башкортостан

39. Заместитель Полномочного представителя Республики Башкортостан при Президенте Российской Федерации

40. Представители Республики Башкортостан в субъектах Российской Федерации и за рубежом

41. Заместитель министра Республики Башкортостан

42. Заместитель председателя государственного комитета Республики Башкортостан

43. Председатель Совета по делам религий при Правительстве Республики Башкортостан

44. Заместитель руководителя Секретариата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

45. Заместитель Руководителя Аппарата Правительства Республики Башкортостан

46. Заместитель руководителя Секретариата Конституционного Суда Республики Башкортостан

47. Заместитель Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан

48. Заместитель начальника управления Администрации Президента Республики Башкортостан

49. Заведующий отделом Администрации Президента Республики Башкортостан

50. Заведующий отделом Секретариата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

51. Заведующий отделом Аппарата Правительства Республики Башкортостан

52. Заведующий отделом Секретариата Конституционного Суда Республики Башкортостан

53. Помощники Руководителя Администрации Президента Республики Башкортостан, Секретаря межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан, помощники и советники Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, помощники Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, помощники Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан

54. Управляющий делами Полномочного представительства Республики Башкортостан при Президенте Российской Федерации

55. Начальник отдела Полномочного представительства Республики Башкортостан при Президенте Российской Федерации

56. Начальник управления министерства (государственного комитета) Республики Башкортостан

57. Заведующий отделом центрального аппарата Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан

58. Помощники министров Республики Башкортостан, председателей государственных комитетов Республики Башкортостан, судей Конституционного Суда Республики Башкортостан, глав администраций муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан

59. Лица, замещающие государственные должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан

Примечания:

1. При равенстве должностей приоритет имеют члены Президиума Правительства Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, должностные лица, курирующие вопросы в соответствии со спецификой мероприятия. Также протокольное старшинство определяется исходя из наличия:

государственных наград,

классного чина,

стажа работы и т.д.

В иных случаях должностные лица располагаются пофамильно в алфавитном порядке.

2. Супруга (супруг) имеет протокольное старшинство мужа (жены).

3. Протокольное старшинство духовных лиц, руководителей республиканских общественных организаций и объединений, видных общественных деятелей, представителей деловых кругов, деятелей науки и культуры, отдельных лиц, приглашенных на мероприятие, определяется исходя из его специфики.

4. Протокольное старшинство должностных лиц федеральных органов государственной власти определяется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" , с протокольным старшинством, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2004 года N 1183 "Об Основных положениях государственной протокольной практики Российской Федерации", а также с учетом специфики проводимого мероприятия.



© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными