Дифференциация г к логопедическое занятие. Занятие «Дифференциация Г-К в словах, предложении

Дифференциация г к логопедическое занятие. Занятие «Дифференциация Г-К в словах, предложении














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Основной контингент специальных (коррекционных) классов VIII вида составляют дети, имеющие диагноз: “легкая” или “умеренная” степень умственной отсталости. Степень выраженности нарушений у того или иного ребенка различна и зависит от многих факторов: времени и степени воздействия поражающего фактора, наследственности и среды, в которой воспитывался ребенок. Нарушенными оказываются все компоненты познавательной деятельности. Особенно явно эти нарушения прослеживаются в речевом развитии детей данной категории. Наблюдается нарушение всех её компонентов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Наиболее сложными для коррекционной работы являются дисграфия и дислексия. Главная задача логопеда состоит в том, чтобы развить у ребенка познавательный интерес к занятиям, что позволит максимально эффективно провести коррекционную работу.

Считаю, что данное обучение не должно быть простым “натаскиванием”, поэтому весь материал, используемый на занятиях, строится на основе игровых технологий и направлен на развитие мышления, памяти, внимания, логики и т.д. Кроме того неоценимую услугу в этом оказывают мультимедиа презентации. Их использование в работе учителя-логопеда специальных (коррекционных) классов позволяет достигать лучших результатов в усвоении тем. Яркие картинки, анимация, музыкальные фрагменты привлекают внимание учащихся и позволяют на протяжении всего занятия поддерживать интерес к упражнениям.

Раздел программы: Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Темы урока:

  • Коррекционная – “Дифференциация звуков “К ” - “Г ” в словах, словосочетаниях, предложениях.
  • Грамматическая – “Согласные звуки “К ” - “Г ”, правописание слов со звонкими и глухими согласными на конце слов.
  • Лексическая – “Птицы”
  • Развивать навык фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры;
  • Формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;
  • Закрепить умение проводить проверку правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова
  • Активизировать словарь по теме “Птицы”
  • Развивать пространственную ориентировку, цветовое восприятие
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, настойчивость в достижении поставленных целей

Оборудование: компьютер, мультимедиа презентация, “пирамидки” для характеристики звука, тетради, ручки.

Ход занятия

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на занятии. Сейчас у всех нас в разное настроение. Посмотрите внимательно на слайд и выберите птицу того цвета, который соответствует вашему настроению в данный момент. (Слайд 2 )

Учащиеся рассматривают изображение птиц. Называют цвет выбранной птицы. В зависимости от выбранного цвета педагог оценивает состояние ребенка на первом этапе занятия.

II. Основная часть

Определение темы занятия

Ребята, догадайтесь о ком я говорю:

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с Луны –
Очень добрый, знаем мы.
(Лунтик)

О ком говорится в следующем стихотворении:

У мохнатых хулиганов
Неуемный аппетит,
Раз листочек, два листочек,
Третий в дырочку висит.

Совершенно верно это гусеницы.

Ребята, назовите шестой звук в имени Лунтик (звук К) Какой буквой на письме обозначается звук К? (буква К).

Назовите первый звук в слове гусеницы.

(звук Г) Какой буквой на письме обозначается звук Г? (буква Г).

Сообщение темы и цели занятия

Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки мы будем различать сегодня на занятии.

Правильно. Тема нашего занятия “Звуки “К” - “Г”. Мы будем учиться различать эти звуки в словах, словосочетаниях и предложениях и помогут нам в этом Лунтик и гусеницы.

Повторение характеристик звуков

Дайте характеристику звуку

“К” - согласный, глухой, твердый

Дайте характеристику звуку “Г”

“Г” - согласный, звонкий, твердый

Что общего у этих звуков?

Чем они различаются?

У каждого ученика по три пирамидки, с четырьмя гранями. На гранях пирамидок изображено:

  • пирамидка - красный и синий круги
  • пирамидка - колокольчик зачеркнутый, колокольчик не зачеркнутый
  • пирамидка – камень и травка

Ученики поворачивают пирамидки нужной гранью. Таким образом дают характеристику звуков “_К_ ” - “_Г _” и проговаривают свой ответ.

Игра “Прятки” (слайд 4)

Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (Много клеток. В клетках записаны числа). Наши герои предлагаю поиграть в “Прятки”. Сейчас они появятся в одной из клеток, и исчезнут. А вы назовите номер клеточки. (клик по числу)

(Ответ №24)

Сейчас я назову маршрут передвижения Лунтика и гусениц, а вы определите, в какой клеточке они находятся сейчас.

От клетки с числом 24 - 1 клетка вверх, 2 вправо, 1 вверх

Назовите номер, за которым скрываются наши герои. (22)

Проверим. Вот наши герои и первое задание под №22. (для перехода на слайд кликнуть по появившемуся квадрату с числом)

Упражнения на определение наличия звуков “К” - “Г” в словах. (слайд 5)

На слайде будут появляться картинки. Если в названии предмета, изображенного на картинке, есть звук “К” поднимаете правую руку, если звук “Г” - левую, а если “К” и “Г” вместе то обе руки. Будьте внимательны.

С первым заданием справились. И снова определяем маршрут Лунтика и гусениц: от №22 - 1 клетка вверх, 1 влево, 2 вниз. Как вы думаете, за каким числом находятся Лунтик и гусеницы? (№9)

Второе задание.

Упражнения на определения места звука в названиях картинок

Перед вами четыре группы картинок. Внимательно рассмотрите картинки. Определите позицию звука “К” в словах.

Назовите номер группы картинок, в которой звук “К” всегда стоит первым по счету (Слайд 6).

1. кастрюля, каска, стакан

2. курица, утка, белка

3. карандаш, конфета, колокольчик

4. книги, линейка, скрепка

В какой группе картинок звук “Г” всегда стоит третьим по счету? (Слайд 7)

вагон, виноград, глобус

радуга, груша, горох

лягушка, снеговик, иголки

пуговица, магнитофон, рога

При правильном ответе при клике на цифру, ее цвет меняется, при неправильном -нет.

И вновь ищем героев. От №9 - 1 клетка вправо, 3 вверх, 2 влево. Назовите номер клеточки. (№10)

Посмотрим, какое задание скрывается за ним.

Закрепление правила правописания звонких и глухих согласных на конце слова Игра “Не ошибись” (слайд 8).

Гусеницы вставили в слова пропущенные буквы. Проверьте, правильно ли они справились с заданием. Запишите слова в тетрадь, исправляя ошибки.

Проводится проверка выполнения задания, закрепляется правило правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова. Подбираются проверочные слова

Здоровьесберегающая минутка для глаз “Уточки”. (слайд 9)

А сейчас Лунтик и гусеницы предлагаю вам немного отдохнуть. Внимательно смотрите на слайд и следите глазами за движущимися предметами.

Составление словосочетаний. Согласование прилагательных с существительными в роде числе и падеже.

Наши друзья уже переместились в другое место. Давайте их найдем. От №10 – 2 клетки вниз, 1 влево, 2 вниз. Назовите номер клеточки. (№7)

Задание: Составьте словосочетания, подбирая к картинкам подходящие слова.

  • Домашние (гуси)
  • Электрический (чайник)
  • Полосатый (тигр)
  • Спелые (ягоды)
  • Клетчатая (рубашка)
  • Разноцветная (радуга)

Прочитайте получившиеся словосочетания. Назовите слова, отвечающее на вопрос “Кто?” (гуси, тигр). Вспомните и назовите птиц в названиях, которых есть звуки “К” или “Г” (Грач, скворец, кукушка, ласточка, жаворонок, глухарь, голубь и т.д.).

Составление предложений

Из предложенных слов и картинок составьте предложения. И запишите их в тетрадь.

Девочка гонит гусей к реке.

Весной в скворечнике поселились скворцы.

Под крышей нашего дома ласточки построили гнездо.

Пластические этюды

У каждой птицы свои повадки. Изобразите птиц (гусь, курица, пингвин, попугай...)

Домашнее задание

Сегодня на занятии мы с вами много говорили о птицах. Вспомнили названия птиц, составляли предложения, показывали пантомиму.

Домашнее задание. Составьте три предложения о птицах и запишите их в тетрадь

III. Итог урока.

Ребята, наше занятие подходит к концу. Какова тема нашего занятия?

Встаньте и поднимите руки вверх те, кто считает, что понял тему полностью.

Встаньте те, кто считает, что над этой темой надо еще поработать

  • Сундук http://www.eduscapes.com/sessions/smartboard/treasure2.jpg
  • Остальные картинки с
  • Дифференциация звуков К-Т-Г-Д

    учитель-логопед МДОУ

    «Кизильский детский сад №3»

    При нормальном развитии речи звуки «раннего онтогенеза» К, Г, Т, Д усваиваются дошкольниками к 2-3 годам.

    Одним из распространенных дефектов в произношении является замена звуков К, Г на звуки Т, Д.

    В литературе достаточно внимания уделено постановке и автоматизации заднеязычных звуков К, Г (,),

    Однако в практике работы за последние годы все чаще приходится встречаться со случаями замены звуков Т, Д на звуки К, Г детьми дошкольного возраста.

    При работе с такими детьми возникли трудности в поиске лексического материала на автоматизацию звуков Т, Д и их дифференциацию со звуками К, Г.

    Для решения этой проблемы нами был подобран лексический материал по коррекции звуков Т, Д

    1.Формирование восприятия звуков Т, Д.

    -"Хлопни (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь звук Т, Д)".

    Звуки называются вперемежку с любыми звуками, кроме Г, К.

    - "Хлопни, (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слог (та, ту, от, ды, до)".

    Один из данных слогов называется вперемежку с любыми другими слогами, не содержащими звуков Г, Д.

    - "Хлопни в ладоши (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слово со звуком Т: (работа, лото, туча, туман, рот, стол)»

    - "Хлопни в ладоши (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слово со звуком Д»

    (сады, дыня, дым, дочь, наряды)

    Одно из данных слов называется вперемежку с любыми другими словами.

    2. Изолированное произношение звука Т, Д).

    Многократное изолированное произношение звука с опорой на символы или картинки (дятел и колеса)

    "Как стучат колеса поезда? - т-т-т,

    Как стучит по дереву дятел? - д-д-д.

    Педагог поочередно показывает картинки - ребенок произносит звуки Т или Д

    3.Автоматизация звука Т в сло гах

    та-та-та, то-то-то, ту-ту-ту, ты-ты-ты, та-ту-то, ту-та-ты, то-ты-ту,

    ат-ят-ут, ют-ет-ит, ат-ат-ат, ут-ут-ут, ит-ит-ит, ят-ят-ят, ют-ют-ют, ет-ет-ет и т. д.

    4. Автоматизация звука Д в слогах

    да-да-да, ды-ды-ды, до-до-до, ду-ду-ду, дэ-дэ-дэ

    да-ды-до, дэ-до-ду, ада-ода-уду, уда-ода-ида и т. д.

    5. Автоматизация звука Т в словах.

    там, том, Таня. Толя, Тоня, Тома, Тамара, туфли, тумба, топор, труба, тут, туча;

    салат, халат, салют, свет, привет, рот, крот, билет, брат, лист, пишет, пищит, летит,

    полет, пилот, самолет, воет, поет, рисует, лепит, бьет, спит, шьет, несет, везет, сидит, делает, лежит, стирает, читает, лижет, обижает;

    старый, штора, трудно, ноты, стол, стул, автобус, волчата, ребята, девчата, телята, ягнята, цыплята, утята, поросята, лисята, гусята, щенята

    6. Автоматизация звука Д в словах.

    дом, дым, дам, Данил, дуют, дают, дыня, дыра, думают, дрова, дубы, двор, дочь, дача, даль, дарит, дверь, двор, Даша, дарю,

    сады, кидает, наряды, дыня, борода, холодно, выдать, посуда, вода, сюда, беда, медаль, педаль, льды, надо, ряды, рядом, ладони, обеды, победа, команда, пирамида, душ, дупло, духи,

    7.Автоматизация звуков Т, Д в словосочетаниях и предложениях

    (допускается одновременное произношение звуков Т и Д)

    Таня делает салат. У Тамары новые туфли. Тоня и Толя рисуют. Там летают самолеты. Тоня шьет халат и шторы. Топор и труба лежат около тумбы. Ребята и девчата сидят в автобусе. Самолет летит за тучей. Брат сидит на стуле у стола. Даша подарила Данилу новые карандаши. Из трубы идет дым. Там фонтан.

    В лесу спрятались волчата и лисята. Дым идет из трубы. Дом у Данилы стоит далеко от садов. Толя и Даша идут обедать. Открыли дверь, стало холодно. Данил и Толя моют ладони, они будут обедать. В ведре налита холодная вода. У Тамары самолет, улетает он в полет. Тут сады, а там дома.

    Там Таня. Тут Тома. Вот твои туфли. Я думаю, Даня спит. Зайчата оставили следы. Тома берет помаду. В саду спят поросята. Папа завинчивает винт. Ребята играют в лото. Таня достает домино. Жеребята стоят у дома. Дед рубит дрова. У деда борода. Бельчата сидят в дупле. В душе идет вода. Друзья едят дыню. Толя идет по мосту.

    8.Дифференциация звуков К-Т,

    Дифференциация звуков К-Т на слух.

    1. Попеременное называние изолированных звуков. Игра "Дождик - поезд". Инструкция: "Когда я говорю «дождик», ты произносишь звук К, когда я говорю «поезд», ты произносишь звук Т".

    2.Игра "Ладонь-кулак".

    Ребенок показывает ладонь, если услышит слог со звуком Т, сжимает ладонь в кулак, если слышит слог со звуком К.

    Дифференциация звуков К-Т в слогах

    Повторение по одному, по два и по три слога со звуками К-Т.

    ка - та - ка, та-та - ка, та-ка, ка-та, ко-то, то-ко, ту-ку, ку-ту, ат-ак, ат-ак, ут-ук, ук - ут

    то-то-ко, ту-ту-ку, ко-то-ко, то-то-ко, ак-ат-ак, ят-як-ят, от-ок-ок,

    ты-кы-кы, ит-ик-ик, ик-ит-ик, ка-та-ка, ку-ку-ту, ака-ата, ото-око,

    ита-ика, тла-кла, анк-ант, инк-инт, фта-фка и тд.

    . Дифференциация звуков К-Т в словах

    танк, кот, травка, кроватка, калитка, куст, капитан, ток, канат, кисточка, ласточка, платок, петрушка, ватрушка, шутка, кушетка, молоток, косточка, тарелка, ток, скачет, скулит, тыква, кабинет

    красит, капот, катает, копает, таскает, ветка, утка, комната, копыта, каток, моток, так, клетка, картошка, конфеты, кофта, стук, молоток, лодка.

    9.Дифференциация звуков Г-Д

    Дифференциация звуков Г-Д на слух.

    1. Попеременное называние изолированных звуков. Игра "Гуси-дятел". Инструкция: "Когда я говорю «Гуси», ты произносишь звук Г, когда я говорю «Дятел», ты произносишь звук «Д".

    2.Игра "Ладонь-кулак".

    Ребенок показывает ладонь, если услышит слог со звуком Г, сжимает ладонь в кулак, если слышит слог со звуком Д.

    Дифференциация звуков Г-Д в слогах

    Повторение по одному, по два и по три слога со звуками Г-Д.

    Га-да, ды-гы, го-до, до-го-до, ду-ду-гу, гы-ды-гы, ога-ода, ода-ога-ога, гна-дна, гра-дра-дра, длы-глы-глы и т. д.

    Дифференциация звуков Г-Д в словах

    догоняет, города, ягода, подруга, радуга, огороды, дорога, гадает, погода, угадает

    10.Дифференциация звуков К-Т, Г-Д в предложениях

    У Кати красная кофта. Зайка ест морковку. Данил играет танком. Это подарок его друга Сергея. На тарелках лежат косточки. Щенок скулит около огорода. Корова ест травку. Даша гуляет с Таней. Толя читает газету и книгу. На тарелках лежит петрушка. Галя с подругой работает в огороде. Молоток лежит на столе. Под кустом прыгает зайчик. Дорога идет вдоль огорода. Галя красит домик. После дождя видна радуга. Гром гремит над домом. В сказке говорится о добром гноме. Ребята идут на каток. Толя и Галя катаются на коньках на катке. Катя читает сказку «Кот в сапогах». Наташу укусил комарик. Кот Васька любит молоко и сметану. Коля тащит удочкой огромную щуку из реки. Радуга видна над городом. Попугай сидит в клетке. На карточке нарисованы кот и кит. В огороде растет картошка. Далеко пасутся гуси.

    Катя собирает букет. В комнате летает муха. В доме два этажа. Коля ест торт. На столе стоит кактус. Моряк смотрит в бинокль. Я иду в аптеку за ватой. Таня надевает кофту. В комнате стоит комод. Мама надевает платок. На тарелке лежат конфеты. Дед тянет репку. Высоко гнездо аиста. На остановке стоит автобус. На окне сидит кот. Паук плетет паутину. У Кати красивый бант. Дедушка видит бегемота.

    11.Дифференциация звуков К-Т, Г-Д чистоговорках

    Та-ка, та-ка - мы увидели жука

    Ик-ит, ик-ит - самолет летит

    То-ко, то-ко - улетит он далеко

    Ка-та, ка-та - мы впустили к нам кота

    Ут-ук, ут-ук - садим в огороде лук

    Ак-ат, ак-ат - Катя рвет салат

    Кы-ты, кы-ты - на реке стоят мосты

    Ат-ак, ат-ак - в огороде стоит бак

    Ага-ада, ага-ада, - стоит высокая ограда

    Дон-гон, дон-гон - стоит пустой вагон

    Задание 1. Прослушайте слова, назовите слоги со звуком г или к.

    б) икра, иголка, луга, Игорь, игра.окно, огонь, луга, речка.

    Задание 2. Запишите слоги с буквамиг и к:

    а) Галя, Коля, Гуля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, Гера, кино,гулять;

    б) грибы, криво, грива, греет, крыша, груша, гремит, кли­нок, клеит, кричит;

    в) рукава, ягоды, берегите, помогает, покупает, прыгает, лагери;

    г) радуга, нога, ноги, сапоги, иголка, салфетка, руки, вет­ки, клетка.

    Задание 3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звука­ми отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом:

    Горка - корка; грот - крот;

    гости - кости; икра - игла;

    кол - гол; Галина - калина;

    Задание 4. Рассмотрите картинки. Определите наличие звуков г, к в названиях этих картинок. Разложите картинки в три колонки по нали­чию звуков г или к, г и к

    Приблизительный перечень картинок (подбирает логопед); куст, груша, сапоги, радуга, крыша, грел­ка, гармошка, кубики, прыгалки, матрешка, подушка, гамак.

    Задание 5. Прослушайте слова. Начертите их схемы. Надпишите бук­ву г или к над соответствующим слогом. Напишите подсхемой соответ­ствующее ей слово.

    Куры, гиря, укол, икра, дорога, магазин, карман, скалка, погода, крышка, колокольчик, гигант, город, грозный, глыба, бригада, каблуки, голуби, сапоги.

    Задание 6, Работа с картинками. (Проводится аналогично предыдущему заданию, можно использовать картинки из задания 4.)

    Задание 7. Измените слова так, чтобы в них появились буквы к или г. Подчеркните буквы г и к разными карандашами.

    Город - городок, игла -..., газета -.... гриб -..., графин - ..., голова- .... голубь- ..., губы- ..., голос - ..., гора- ..., гармонь-...,

    Задание 8. Закончите слова, добавив слог га или ка.

    Ру... нит... ...зета кочер... ма...зин

    но... бит... ...ражи соба... ру...ва

    ро... сем... ...рета баран... ро...тый

    лу... вет... ...питан лопат... ма...роны

    ре... нор... ...чели бере... бо...тый.

    Задание 9. Закончите слова, добавив сдог ги или ки.

    Но... кеп... сабель... теле... ве... гор... сапо... уро... ру... вра... палат... каблу... ре... день... заплат... загад... .

    Задание 10. Вставьте в слова пропущенную букву г или к.

    у...ол, ва...он, у...сус, по...ода, у...оль, лав...а, ...амень, ...усто, ...усты, ...рафин, я...ода, ...аль...а, ...ал...а, с...аз...а, я...од...а, ...олуб...а, за...ад...а, ...ро...одил.

    Задание 11. Измените слова так, чтобы после согласного г или к по­явился гласный. "



    Утюг - ... молоток - ... когти - ... листок-... берег-... ногти-... овраг - ... лолог -... локти - ... галстук - ... сапог - ... легкий - ... стог - ... клубок - ... мягкий - ... .

    Задание 12. Допишите недостающую в словах букву г или к. В скоб­ках напишите проверочное слово.

    Сне..., куда...,творо...,пау...,ро..., столби..., замо...,дургшла..., пиджа..., дру... каблу..., шлан..., гон..., гама..., зна..., остро..., рыно..., плу..., клубо..., лу..., четвер....

    Разобрать слова по смыслу: дуршлаг, острог.

    Задание 13. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите ответы. Подчеркните г и к разными карандашами.

    Вопросы.

    Что на спине у верблюда? (Характерный признак верблюда.) Как называется вид качелей, сплетенных из веревок (в виде сети)?

    Что остается на столе после разрезанного хлеба?

    Какой игрушкой любят играть самые маленькие дети?

    Что грохочет во время грозы?

    Как называется зеленый массив в городе?

    Где устанавливают общую телевизионную антенну?

    Чем измеряют температуру?

    Слова для справок: горб, гамак, крошки, погремуш­ка. гром, парк, на крыше, градусником.

    Задание 14. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в них буквыг, к разными карандашами.

    Без головы, а в шляпе. Что за зверь зимой холодной Одна нога, и та без сапога. Ходит по лесу голодный?

    Всегда шагает мы вдвоем. Пять мальчиков, Похожие, как братья. Пять чуланчиков;

    Мы за обедом - под столом. Разошлись мальчики А ночью - под кроватью. В темные чуланчики,

    Каждый мальчик Красные лапки В свой чуланчик. Щиплют за пятки, Беги без оглядки.

    Черный, проворный. Маленький, удаленький, Кричит; «Крак!» Сквозь землю прошел, Червякам враг. Красную шапочку нашел.

    Он качалка и кровать. Голубочка бела Хорошо на нем лежать. В дом прилетела. --Он в саду или в лесу Что, где видала, Покачает на весу. Про все рассказала. Отгадки: гвоздь, волк, сапоги, перчатки, гуси, гриб, грач, гамак, газета.

    Послоговои диктант (с проговариванием слогов).



    Гвоздик, колокольчик, головка, голубка, маргаритки, клубника, горизонт, каблуки,сумерки, громкий, грунт, галка, крышка, кувшин, каблук, груша, бригада, кружечка, белка, лук, горе, горький.

    Проверочный диктант.

    Буквы, клен, грабли, капля, редиска, гулять, прогулка, выставка, копилка, гладкий, сугробы, каток, грозди, капуста, игра, икра, калька, глубокий, галька, сапог, пирог, мак, га­мак, рогатый, рог.

    Дифференциация г - к в предложениях

    Тренировочные упражнения

    Задание 1. Закончите Дредложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

    гости - кости Собака грызет....

    К четверг к нам придут....

    горка - корка Гриша любит хлебную....

    В понедельник весь класс ходил на....

    гол - кол Галкин Коля забил в ворота....

    Строители вбили первый....

    галька - калька На море много....

    У копировщицы много.... Галина - калина В саду цветет....

    Катину подругу зовут.... икра - игра Во дворе шла интересная....

    Очень полезна черная....

    Зерно 2. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а под­ходящие по смыслу слова из пункта б.

    а) Горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голу­бая, горячее, красная, красивый, глубокий;

    б) гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гу­сята, гуашь, колодец.

    Задание 3. Выпишите из предложений пары слов, связанные между собой по смыслу, с буквамиг, к. Подчеркните буквыг, к карандашами разного цвета.

    Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день-кормит го­лубей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мяг­кой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выс­тупала в голубых майках. Коля забил тол. Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле.

    Задание 4. Придумайте и запишите предложения с данными слово­сочетаниями. Подчеркните буквыг, к:



    Грозди калины;

    кисти винограда;

    мешок картошки;

    горсть крупы;

    высоко прыгнул;

    скакал галопом;


    кормила голубей;

    грызла кость;

    копал грядки;

    кивнул головой;

    раскрасил гуашью;

    загадал загадку;


    грелся на солнышке;

    катился с горки;

    скакал по дороге;

    качался в гамаке;

    игрдл на скрипке;

    за горизонтом;

    прыгнул через


    Задание 5. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквамиг, к. Подчеркните буквы,г, к в этих словах.

    Сегодня на уроке мы отгадывали.... Подул сильный ветер, ... гром. В лесу кукует.... На доме развевался красный.... Галя сматывает нитки в.... Замяукал маленький, серенький... .Машина ехала по асфальтовой.... Галя раскрашивает кар­тинку цветными.... В лесу ребята собрали белые... и спелые.... Дождь перестал, и... солнышко. Гриша... на санках с....

    Задание 6. Вставьте в слова пропущенные буквы. Подчеркните соглас." ные г, к.

    Летнее утро.

    Небо.. .олубое. Бри.. .ада работала на лу.. .у. Люди возили ду­шистое сено и с.. .ладывали его в сто.. .а. Большое стадо требует мно...о...орма. От...орма зависит...оличество и...ачество моло...а. Моло...о отправляют в...ород. Из...орода... сельс...ие жители и получают дру...ие проду...ты.

    Абачо...-толстячо...

    Ле... на...ряд...у-

    Имолчо.,...

    Он лежит на...ряд...е

    Оловы не поднимая.

    Маленькое и большое.

    Малень...ая Маня Я подумал, ...лядя Малень.. .ой лопат.. .ой На ее работу:

    Бережно вс... опала «Вырастет, наверное, Малень... ую... ряд... у. Малень...ое что-то». Малень...ок семя Но ошибся...реп...о В...ряд...у посадила, Я в своей до...ад...е:

    Малень.. .им забором Вели.. .ан арбузище Е...оо...ородила. Вырос тут на...ряд...е.

    На школьном участке.

    Наступила весна. Солнце сильно...реет. Шумно бе...ут ру­чей...и. На...олыхвет...ах появились поч...и. Бри...ада ш...ольни...ов на о...ороде. Они...опают...ряды и...отовят...лумбы для цветов. Первоклассники помогают старшим ребятам.

    Задание 7. Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишите их. Подчеркните в них буквыг, к.

    " Какие птицы прилетают весной? Где растут овощи?

    Какой крупнейший после Москвы город находится на реке Неве?

    Куда выезжают ребята летом?

    Кто воркует, а кто гогочет?

    Чем сгребают сено?

    Какая птица кукует в лесу?

    Где растут ромашки, кашка и колокольчики?

    Задание 8. Составьте предложения из данных слов, изменяяих по смыс­лу.

    Грызть, под, кость, собака, крыльцом; грелась, на, гадюка, солнышко; колхозники, в, складывать, сено, стог, покрыто, кругом, снегом, всё; под, согнулись, снегом, ветки, кусты, и, еревьев; класс, наш, ходил, выставка, картины, на, графики,и; скворцы, из, теплых, жаворонки, грачи, и, стран, возвраща­ются; дорога, усыпана, вся, галькой; отправились, на, гурьбой, прогулка, ребята.

    Дифференциация г - к в связных текстах

    Тренировочные упражнения

    Задание 1. Прочитайте скороговорки, запишите их по памяти.

    Конспект логопедического занятия для детей 1 класса с ЗПР

    Тема: Дифференциация звуков г-к в слогах и словах
    Описание: Предлагаю вам конспект занятия коррекционной работы для детей 6 – 7 лет с ЗПР. Этот конспект направлен на знания и представления об окружающем мире, на речевое развитие, предполагающее владение обширным словарём, основами грамматического строя речи.

    Цели. Закреплять правильное произношение звуков г, к, умение выполнять звуковой анализ слов.

    Демонстрационный материал. Мяч.

    Раздаточный материал. Кассы букв.

    Ход занятия

    Организационный момент.
    Логопед загадывает детям загадку:
    Съем червя, попью водицы;
    Хлебных крошек поищу,
    А потом снесу яичко-
    Ребятишек угощу.
    (Курица)

    Основная часть
    Характеристика звуков к, г.
    - Какой первый звук в слове курица? (Звук к.)
    - Какой буквой обозначается звук к? (Буквой К.)
    - Найдите букву К в кассах букв.

    Какой ещё звук обозначает эта буква? (Звук кь.)
    - Сравните звуки к и кь. (При произношении звука – язык «горкой». Звук к – твёрдый, звук кь – мягкий.)
    - Отгадайте загадку:

    Одежда белая, а ножки
    Обуты в красные сапожки.
    Из моды выйдут – вот беда!
    Ему ж не снять их никогда.
    (Гусь)

    Какой первый звук в слове гусь? (Звук г.)
    - Найди букву Г в кассах букв.
    - Какой ещё звук обозначает буква Г? (Звук гь.)
    - Сравните звуки г и гь.
    - Чем похожи звуки г и к? (При их произнесении губы не меняют своего положения.)
    - Чем они отличаются? (При произнесении звука г горлышко «дрожит», при произнесении звука к горлышко «не дрожит».)

    Игровое упражнение «Повтори, не ошибись»
    Логопед произносит цепочки слогов и предлагает детям повторить их: га – га – ка – га; ки – ке – ге – кё; гю – ги – ги – к – гё; ку – гу – гу – ку – гу.

    Игра «Измени слово»
    Логопед произносит слова со звуком к и по очереди бросает детям мяч. Они заменяют звук к на звук г и перебрасывают мяч обратно.
    Слова: колос (голос), калина (Галина), кости (гости), кора (гора) и т.д.
    Затем логопед произносит слова со звуком г, а дети заменяют его на к.
    Слова: игра (икра), угол (укол), гол (кол) и т.д.

    Физкультминутка
    Игра «Кто как передвигается?»
    Логопед детям показать, как передвигаются птицы (куры, петухи, индюки ходят по земле; утки, гуси ходят по земле и плавают в воде).

    Игра «Сосульки»
    На доске нарисованы длинные и короткие сосульки. В длинных сосульках написаны большие буквы, в коротких – маленькие буквы. Логопед предлагает детям сначала составить слово из букв, находящихся в длинных сосульках, затем – в коротких. (Курица, гусыня.)

    Игра «Переставь слоги так, чтобы получилось слово»

    Логопед произносит слова, переставив в них слоги. Дети должны догадаться, какое это слово, и назвать его.
    Слова: ка –дюш – ин(индюшка), ту – шок – пе(петушок),лё – цып – нок (цыплёнок).

    Работа на доске
    Чтение слова по цифрам (курица).
    Звуковой анализ слова голова.

    Итог занятия
    Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

    Цели:

    1. Закрепить у учащихся умение различать согласные Г-К в устной и письменной речи;

    2.

    3.

    4. Развитие связной речи;

    5.

    Оборудование: сигнальные карточки, магнитофонная запись, перфокарты, карточка с текстом «Мышка испугалась», 2 бумажных колеса.

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    II. Повторение пройденного материала . С какими звуками в работали на прошлом занятии? Характеристики звуков (согласные, К - глухой, Г- звонкий). В чем сходство и различие артикуляций этих звуков?

    Игра «Буква потерялась».

    Найдите потерявшиеся буквы в словах.

    Ора...орка кни...а доро...а

    …рибы сне…овик...ошка...рот.

    нет...и Ни...ита...рокодил.

    III. Закрепление пройденного материала.

    1. Дифференциация звуков Г-К в слогах.

    Записать слоги в две строчки: с Г - в первую, с К - во вторую.

    КЫ, КО, ГИ, ГЯ, КЁ, АГА, АКА, ГАК, КАЧ.

    2. Дифференциация Г-К в словах.

    1) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи.

    Горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, горячее, красная, красивый, глубокий, гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, колодец.

    2) Где больше слов (в левом или правом колесе)? Читайте по часовой стрелке и в обратном направлении, но обязательно подряд.

    (Ответ: справа - песок, сок, покос, око; слева - коса, оса, док

    Словарная работа: око, код.

    3) Изменените слова так, чтобы после согласного Г или К появился гласный.

    УТЮГ - УТЮГИ МОЛОТОК -

    ЛИСТОК - БЕРЕГ -

    ОВРАГ - ПОЛОГ -

    ГАЛСТУК - САПОГ -

    СТОГ - КЛУБОК -

    4) Ответьте на допросы одним словом. Запишите ответы, Подчеркните Г и К разными пастами.



    Вопросы:

    Чтона спине у верблюда?

    Как называется вид качелей, сплетенных из веревок в виде сети?

    Что остается на столе после разрезанного хлеба?

    Что грохочет во время грозы?

    Как называется зеленый массив в городе?

    Чем измеряют температуру?

    Слова для справок: горб, гамак, крошки, гром, парк, градусник.

    3. Дифференциация Г-К в предложениях.

    а) Окончить предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

    гости-кости Собака грызет ….

    В четверг к нам приедут ….

    горка-корка Гриша любит хлебную....

    В понедельник весь класс ходил на....

    Галина-калина В саду цветет....

    Катину подругу зовут....

    икра-игра. Во дворе шла интересная....

    Очень полезна черная....

    Прочтите предложения.

    б) Работа с перфокартами: Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквами Г, К.

    Сегодня на уроке мы отгадывали ____________.

    Подул сильный ветер, __________ гром.

    В лесу кукует ______________.

    Галя раскрашивает картинку цветными _____________.

    В лесу ребята собрали белые __________и спелые ___________.

    Дождь перестал и __________ солнышко.

    Прочтите предложения, назовите главные члены предложения.

    Логопедический физминутка.

    4. Дифференциация Г-К в связной речи.

    Письмо по памяти. Прослушайте рассказ. Запишите, как запомнили.

    Мышка испугалась.

    Пошла мышка на рынок. Купила мышка сыр и положила в сумку. Когда она возвращалась в свой домик, зажглась первая звездочка. Мышка бежала через лес. В темноте она заблудилась. Вдруг мышка видит, между елками светятся два глаза «Наверное, это кошка», - испугалась мышка и юркнула под пенек. А когда взошло солнышко, мышка поняла, что испугалась окон своего дома.

    Прочтите записанный рассказ.

    IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

    ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 41

    Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Ж-Ш.

    Цели:

    1. Сформировать у учащихся умение дифференцировать согласные Ж, Ш в устной и письменной речи;

    2. Развитие фонематического восприятия;

    3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

    4. Развитие связной речи;

    5. Развитие памяти, мышления, внимания.

    Оборудование: слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, индивидуальные карточки с заданиями; картинки: жук, шар, желудь, шапка, лягушка, жаба, пирожное, груша, жасмин, баклажан, машина, шина, этажерка, галоши, крыжовник.

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    II. Повторение пройденного материала.

    С какими звуками работали на прошлом занятии? Назовите звонкий, глухой. В чем сходство и отличие артикуляции этих звуков?

    Игра «Доскажи словечко».

    Вы должны подобрать слова с каким-либо из этих звуков.

    Что за скрип, что за хруст? Михаил играл в футбол

    Это что еще за куст? И забил в ворота...(ГОЛ).

    Как же быть без хруста.

    Если я... (КАПУСТА). Лодки по морю плывут,

    Люди веслами …(ГРЕБУТ).

    Кругла, рассыпчата, бела.

    На стол она с полей пришла На вербе с треском рвутся почки.

    Ты посоли ее немножко. На речке лёд трещит в ночи.

    Ведь правда вкусная... (КАРТОШКА). И гнезда вьют без проволочки

    На ветках первые... (ГРАЧИ).

    Кто альбом раскрасит наш?

    Ну, конечно... (КАРАНДАШ).

    III. Знакомство с новым материалом.

    1. Выделение звуков. Что изображено на картинке? (ЖУК, ШАР) из начала слов по предметным картинкам. Выделите первый звук. Характеристика звука. (Аналогичная работа со вторым звуком).

    2. Уточнение артикуляции звуков, установление их сходства и различия.

    3. Сопоставление артикуляции звуков их графическим изображением.



    Эта буква широка Ах, табуретка хороша!

    И похожа на жука, Псревернул - и буква - Ш!

    И при этом точно жук

    Издаст жужжащий звук: Ж-Ж-Ж.

    4. Дифференциация Ж-Ш.

    а) в слогах (слоговая таблица).

    1) Прочитайте слоги парами. Скажите, какими буквами отличаются эта пары слогов.

    ЖА-ША ЖУ-ШУ ША-ЖА ШУ-ЖУ

    ЖО-ШО ЖИ-ШИ ШО-ЖО ШИ-ЖИ

    2) Прослушайте слоги и звукосочетания. Запишите только согласные.

    ЖА, ШИ, ША, ЖИ, ШУ, ШУ, ЖО, ШО, ШТА, ЖДА, ШТУ, ЖДУ, ЖДЕ, ШЛО, ЖНЕ, ШТЫ, ШТИ, ЖНИ.

    Подсчитайте количество букв, определите каких букв больше.

    3) Прослушайте ряды слогов. Повторите их в той же последовательности. Запишите.

    жа-ша-жа жу-шу-жу жа-ша-жа-ша

    ша-жа-ша шу-жу-шу ша-жа-ша-жа.

    б) Дифференциация Ж, Ш в словах .

    1) Слоговой аукцион. Придумайте слова со слогом (жаворонок, жара, жало и т.д.); со слогом ША - шар, шапка...

    2) «Лесенка». Принимайте слова, которые начинались с Ж, Ш.

    ЖИРЫ ШУРА

    ЖЕЛЕЗО ШАЛИТЬ

    ЖУРАВЛЬ ШЕЛЕСТИТ

    3) Отхлопывание слогов.Прослушайте слова, отхлопайте ладошками количество слогов, входящих в слово.

    шум, жук, жаба, шапка, шуба, шаги, шумел, журчал, шалун, пешеход, стрижи, сторожил, кожаный, мешок, мешал, мошка, жеребенок, медвежонок, школа, жирный.

    4) Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов. Устно составьте предложение с каждым словом.

    ШАР-ЖАР ШАЛИТЬ-ЖАЛИТЬ

    ШАЛЬ-ЖАЛЬ УШИ-УЖИ

    5) Рассмотрите картинки. Определите наличие и место звуков Ж, Ш в названиях картинок.

    Приблизительные перечень картинок: желудь, шапка, лягушка, жаба, пирожное, груша, жасмин, баклажан, машина, шина, этажерка, галоши, крыжовник.

    6) Вставьте в слова недостающий слог ЖИ или ШИ. Запишите эти слова. Перед записью слов повторите правописание ЖИ-ШИ.

    7) Запись слов в два столбика (разными пастами):

    ОКОШКО, ЖУРАВЛЬ, ШАЛАШ, ЧИЖ, ПЛЯЖ, ЛАНДЫШИ, АБАЖУР, ШЛЯПА, КРУЖКА, МЕШОК.

    Прочтите слова 1-го столбика, второго.

    в) Дифференциация Ш, Ж в предложениях.

    1) Вставьте в предложения пропущенные слова с буквами Ж или Ш.

    В болоте квакала...

    Миша пил молоко из...

    Бабушка печет вкусные...

    Кошка ловит...

    Туристы воду носят во...

    Слова для справок: кружки, пирожки, лягушка, мышку, фляжке.

    Прочтите предложения. Найдите главные члены предложения.

    Логопедическая физминутка.

    г) Дифференциация Ж - Ш в связной речи.

    Работа с карточками. Прочитайте тексты, запомните их и запишите по памяти. (Каждый учащийся, получив карточку с индивидуальным заданием, читает содержание, запоминает. Затем переворачивает карточку и пишет по памяти. После выполнения работы опять переворачивает карточку и проверяет правильность написанного. Кроме этого, в карточке есть дополнительное задание).

    Карточка № 1

    Загадка

    В гору деревяшка, а под гору - коняшка.

    Отгадай загадку, напиши отгадку. Вспомни, как пишутся ЖИ, ШИ.

    Карточка № 2

    Они похожи

    Ель на ежика похожа:

    Еж в иголках, елка - тоже.

    Вспомни, как можно проверить согласную в конце слово.

    Карточка № 3

    Загадка

    На дорожку вышли рожки .

    Вы не будете бодать.

    Я потрогал их немножко

    Рожки спрятались опять.

    Отгадай загадку. К выделенным словам подбери проверочные слова.

    Карточка №4

    Семейка

    Мышка в кружечке зеленой.

    Наварила каши пшённой .

    Ребятишек дюжина

    Ожидает ужина

    Обрати внимание как пишутся выделенные слова. Напиши эти слова по слогам.

    Карточка №5

    Загадка

    У меня три подружки, у каждой по кружке,

    Сколько кружек у всех моих подружек?

    Отгадай загадку. Напиши отгадку. К выделенным словам найди в тексте проверочные слова.

    Карточка №6

    Загадка

    На бахче у нас растет,

    Как разрежешь - сок течет,

    Свеж и сладок он на вкус,

    Называется...

    Отгадай загадку. Подбери проверочное слово к слову СВЕЖ. Обрати внимание, как пишется выделенное слово. Напиши его по слогам.

    IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

    ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 42



    © 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными