Лиственные леса умеренного пояса. Проверь кроссворд

Лиственные леса умеренного пояса. Проверь кроссворд

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Растительный и животный мир умеренных поясов

Цель урока: Организовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей умеренного пояса.Способствовать приобретению умения работать с различными источниками знаний.

Задачи: Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД: формирование уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру), морально-этическая регуляция. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему урока, ставить и решать учебные задачи, умение управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность, высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учатся отличать верно выполненное задание от неверного и др.

Коммуникативные УУД : формировать умения: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; выделять главное.

Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; умение работать с информацией: умение работать с материалом учебника, слайдами презентации, раздаточным материалом.

Опорные понятия, термины: биосфера, степь, тайга, лиственные леса.

Планируемые образовательные результаты:

предметные Знать и объяснять существенные признаки понятий « степь», « тайга», лиственные леса».

Уметь приводить примеры типичных растений и животных умеренного пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных умеренного пояса. Уметь аргументировано доказывать связь между климатическими особенностями и распространением животных и растений.

метапредметные – Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Проводить самостоятельный поиск географической информации: климат, растений, животных умеренных поясов.

личностные – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе.Воспитание эстетического восприятия природы.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний

Форма урока :« исследовательское путешествие»

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта растительности, кейсы с заданиями для групп.

Структура и ход урока:

Организационный момент.(1 мин)

Все готовы

Все в порядке

И учебники

И тетрадки.

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности(7 мин)

Мы продолжаем путешествие по нашей планете Земля.

«Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы»

Актуализация опорных знаний .

Для путешествия нам нужен определенный багаж – знаний. Давайте проверим, готовы ли мы к путешествию.

1.Какие пояса освещенности выделяют на поверхности земли?

2.Какие линии ограничивают пояса освещенности Земли? показать.

3. Мы с вами уже совершили путешествие в самые жаркий пояс, называется он ….

4. какие природные зоны мы можем там встретить.

4.Давайте вспомним основные моменты путешествия. Напомните, какие вопросы мы рассматривали.(ГП, климат, увлажнение, растения и животные, приспособления)

5.Опрос, узнать по описанию и продолжить рассказ о природном сообществе тропического пояса. Как животным и растениям удается существовать в таких условиях?

Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря На вершине бархана промелькнула ящерица. Только в оазисах все благоухает……

Это равнины, покрытые травами. Среди животных количественно преобладают растительноядные. Здесь выделяется сухой и влажный сезон…..

Растения представлены в несколько ярусов. Под пологом леса влажно, душно и сыро. Стволы деревьев обвиты лианами. Большинство животных обитает на деревьях….

Экваториальный лес, саванна, пустыня.

Игра «Рассели жителей по домам» Учащиеся соотносят животных и растения с той зоной, в которой они обитают.(интерактивная доска) почему остались жители?

6. почему природные сообщества столь разнообразны? причины(приспособления животных и растений к освещенности территории, увлажнению)

7. какая наука изучает закономерности географического распространения растений и животных? (биогеография)

8.Где, в нашей жизни, нам пригодятся знания о тропическом поясе- комнатные растения.какие растения приехали к нам из тропиков. Знать условия выращивания

Монстера, бегония– тропич. Лес(тепло и влага), пеларгония, фиалка, хлорофитум -умеренный полив зимой)- саванна, алоэ, кактус- пустыня(тепло и свет, песок)

9.Тестовое задание

Я утверждаю, что:

1.в экваториальном лесу лето жаркое, а зима холодная.

2. в саванне 2 времени года.

3. животных в саванне очень мало.

4. в пустынях часто дуют ветры

5. экваториальные леса труднопроходимы, потому что там растёт много злаков.

6.пустыни занимают особенно засушливые районы Земли

7. тропический лес-самое бедное видами природное сообщество.

8.Животные пустынь охотятся днем.

9 .Самые крупные животные встречаются в саванне.

взаимопроверка

Этап 2. Целеполагание.

Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще один тепловой пояс.

Послушайте отрывок.(Николай Матвеевич Грибачев «Сказки про зайца Коську»)

Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клене зеленые листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придется заменить на белую и теплую. Очень ценил Коська помощь клена, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать листву.

1. Назовите явление.(Смена времен года.)

2. Как объясняют данное явление законы природы?(Причина смены времен года – вращение Земли вокруг Солнца.)

3. В каком тепловом поясе происходит событие?(В умеренном.)

4.какие природные сообщества характерны для умеренного пояса?

Чтобы узнать об этом Загадку нам надо сейчас отгадать.

Это дом. Огромный дом.

Места всем хватает в нём.

И бельчонку, и зайчонку,

И зубастому волчонку.

Какие леса бывают? (Лиственные, хвойные - тайга)

И еще об одном сообществе мы сегодня будем говорить:

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор.

Необъятная гладь,

Неоглядный простор! (связать с местом проживания)

Какие территории мы будем исследовать?

5. Покажите эту зону на карте.

Просмотрите отрывок из фильма «Лесная зона».

Давайте Составим план исследования.

1. Месторасположение на карте.

2. Климат природных зон умеренного пояса.

3. Растительный мир умеренного пояса.

4. Животный мир умеренного пояса.

5.Приспособления.

Этап 3. Изучение нового материала. 10мин

Свои экспедиционные исследования мы проведем по группам. Каждая группа получает кейс с заданиями, маршрутом путешествия, а также «карточку-помогайку».

Работа с учебником.

Выполняют работу в течение 7 мин. Группа должна предоставить отчет о своих исследованиях.Золотое правило работы в группе - работать всем.

I группа Степи

II группа Лиственные леса

III группа Тайга

1. Найдите на карте природную зону, в которой вы оказались.

2. Какие факторы, влияющие на развитие жизни в данной природной зоне, являются основными?

3. Назовите основных представителей флоры и фауны данной природной зоны.

4. Как приспособились организмы для жизни в этой природной зоне?

Ребята в каждой группе:

1. Анализируют текст и иллюстрации учебника.

2. Работают с картой.

3. Обобщают полученную в группе информацию.

4. Обсуждают.

5. Объясняют.

6. Оформляют в виде отчета.

Дайте характеристику природной зоны, заполняя таблицу.

Природная зона

Где находится

Климатические условия

Растения

Животные

приспособления

Прежде прослушивания отчетов

Здоровьесберегающий этап урока. Физкультминутка . 2 мин

Мы словно деревья».

Мы словно деревья в чаще лесной,(водим глазами за руками)

Ветвями качаем под ветром зимой,

Весною мы выше и выше растём,(Поднимаем глаза)

И тянемся к солнышку ночью и днём,

А осенью листья встряхнём постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.(следим глазами, как кружатся листочки)

Этап 4.Обсуждение результатов работы.

Во время отчёта групп ведёте журнал

I Группа – Учитель:

Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь - полей раздолье!
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это... (Степь.)

Отчет группы по плану

II группа:

Отчет группы « Лиственные леса».

Летом одевается, а зимой раздевается.

Отчет 3 группы: « Тайга»

Пойдем со мной в наш тихий лес,
Там есть черника и морошка,
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч – и еще немножко!
Присев под кедром отдохнуть,
Вдохнем смолистый запах шишек,
И пусть ровней задышит грудь,
Стряхнув усталости излишек.
Видеоролик “Тайга

Этап 5. Первичная проверка понимания (3 мин)

Игра « Отгадай природную зону»

    Зимы здесь холодные. Но хвойные деревья: ель, сосна, пихта - приспособились к таким условиям. Из животных встречаются медведь, волк, лось и другие.
    2. Здесь летом сухо, а зимой морозно. Эта природная богата травянистыми растениями, а вот животных здесь немного.
    3. В этой природной зоне растут теплолюбивые лиственные деревья: дуб, клен, липа. Животный мир разнообразен.

4. Если много насекомых, значит будет много птиц: серая куропатка, стрепет, полевой жаворонок, степной жаворонок, дрофа, журавль-красавка. Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Здесь же обитают не крупные животные: сурок,мышь-полёвка, тушканчики, суслики, хомяки. А если есть птицы, мелкие грызуны, то будут и хищники: степной орёл, степная гадюка, степной хорёк.

Этап 6.Включение нового знания в систему знаний и повторение. (8мин)

Какие чудесные пейзажи у нас получились (пейзаж – картина природы)Так захотелось посетить эти места! (слайды изображение)

Показ слайдов с кадрами загрязнения.А эти места вам бы хотелось посетить?

Что же делать?

Сообщение Охрана природы Островцовская лесостепь Государственный природный заповедник «Приволжская Лесостепь»

ИТОГ УРОКА

А теперь я предлагаю вам проверить ваши знания по теме. Время работы 5 минут.

Базовый

А)Тест (индивидуальная работа, взаимопроверка)

Рефлексия

Есть высказывание немецкого зоолога Альфреда Брема: «Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, а другое- в степи, а третье- в море. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь, море. Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и зависящему от них растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего отечества, и лишь тогда, когда мы сопоставляем среду, образ и условия обитания животного мы постигаем его жизнь.»

Самоанализ и самооценка ученика

Где в повседневной жизни нам могут пригодиться полученные знания?

    Какое задание больше всего понравилось на уроке?

    Какое задание вызвало затруднения? Почему?

    Что нового узнали на уроке?

    Что вспомнили?

Домашнее задание:

Базовый уровень: стр 136 игра

Повышенный уровень: Составьте кроссворд « Животные(растения) умеренных поясов» не менее 15 слов.

1.Тайга - это:

а) смешанные леса;

б) хвойные леса;

в) широколиственные леса.

2. В тайге можно встретить

а) медведя, волка, тушканчика

б) белку, зайца, оленя

в)рысь, соболя, росомаху

3. Соотнести деревья и лес, в котором они произрастают.

Б.смешанный и

широколиственный лес

4. Растительность зоны широколиственных лесов более разнообразна, чем в зоне тайги, так как:

а) теплее;

б) почва богата питательными веществами;

в) больше выпадает осадков.

5.Растительный мир зоны степей представлен:

а) злаками и разнотравьем

б) мхами и лишайниками

в)кустарниками

Кроссворд « Леса умеренного пояса»

По вертикали:
1. Крупное травоядное животное.
2. Хищный зверь.
4. Травоядное животное, грызун.
6. Зверь, живущий в норах на берегах ручьёв и рек, строит плотины.
По горизонтали:
3. Ценный пушной зверь.
5. Дикая свинья.
7. Грызун, в дуплах деревьев запасает орехи и грибы.
8. Крупное копытное животное, сохранившееся в заповедниках.

Кроссворд «Леса умеренного пояса»

Комплекс луговых степей, зарослей степных кустарников и лесных колков в правобережье Хопра в 1,5 км от с. Островцы Колышл. р-на. Во время Вел. Отеч. войны участок сильно пострадал от порубок молодых деревьев и кустарников на дрова. В 1982 степь объявлена памятником природы под названием «Дикий сад». вошла в состав заповедника «Приволжская лесостепь».

Это единственный сохранившийся в Европейской части России участок лесостепи с хорошо выраженным кустарниковым компонентом, представляет собой связующее звено между травяной степью, кустарниковой опушкой и лесом.

флора насчитывает много редких для Пенз. обл. видов: люцерна румынская, марьянник полевой, зорька обыкновенная,а также занесённые в Красную книгу РСФСР ковыли опушённолистный и перистый. Своеобразие флоры – в распространении здесь видов деревьев и кустарников, а также настоящих лесных растений: ландыша майского, фиалки удивительной, сныти обыкновенной. Отмечено 85 видов шляпочных грибов. Открытые пространства заняты луговыми степями с разнотравьем.Встречаются(клен платановидный, вяз гладкий и осина). Вокруг них хорошо развиты низкорослые леса (клен татарский и черемуха обыкновенная) и высокорослые кустарники (бересклет, жимолость и сплошные заросли терна). Опушка – заросли степных кустарников, вишни, миндаля.



  • равнина , поросшая травянистой растительностью , в умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушарий. Характерной особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев (не считая искусственных насаждений и лесополос вдоль водоёмов)


  • Степи распространены на всех континентах, кроме Антарктиды . В Евразии наибольшие площади степей находятся на территории Российской Федерации , Казахстана , Украины и Монголии . Средние температуры зимних месяцев от 0ºС до −20ºС, а летних от +20ºС до +28ºС.


  • Характерная черта степи - безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью. Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковёр: ковыль , типчак , тонконог , мятлик , овсец и др. Растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы либо активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы.
  • Степи богаты луковичными растениями (тюльпан ).


  • Животные активны летом преимущественно ночью. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу, например, антилопы ; из грызунов - строящие сложные норы суслики , сурки , слепыши и прыгающие виды: тушканчики , кенгуровые крысы . Большая часть птиц на зиму улетает. Обычны: степной орёл , дрофа , степной лунь , степная пустельга , жаворонки . Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые .


слепыш

сурок





Дрофа

Жаворонок



Лиственные леса

  • лес , состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников . Также называют листопадным или летнезелёным за характерный ежегодный сброс листьев перед наступлением холодов.
  • На долю лиственных лесов в Европе приходится 24 %.


  • Леса этого типа высокие, 25-40 м, представлены в основном двумя ярусами деревьев , ярусом кустарников и травянистым покровом, в котором можно также выделить два - три яруса по высоте трав. Характерной чертой лиственного леса является преобладание видового разнообразия трав над разнообразием деревьев.


  • Лиственные леса делятся на
  • широколиственные , в которых деревья верхнего яруса имеют листья крупного и среднего размера, они отличаются высокой теневыносливостью и требовательностью к почве, светолюбивы, к ним относятся дуб , клён , липа , ясень , вяз . Широколиственные леса растут в условиях сравнительно мягкого климата;
  • мелколиственные леса , в которых преобладающие древесные породы имеют мелкие листовые пластинки, это берёзовые , осиновые и ольховые леса. Мелколиственные леса более светолюбивы и менее требовательны к плодородию почвы, они также более морозоустойчивы.










  • Фауне лиственных лесов свойственна сезонность, это связано с сезонными изменениями климата и с тем, что в зимний период лес, лишённый листвы, не обеспечивает надёжное укрытие лесным обитателям. В лиственном лесу обитают в основном перелётные птицы , также характерны виды птиц, живущие в дуплах и кронах деревьев.

Соловей













  • характеризующийся преобладанием хвойных лесов , образованных в основном, бореальными видами ели , пихты , лиственницы и сосны .








  • http:// img-2007-05.photosight.ru/26/2110968.jpg
  • http://litra-don.ucoz.ru/_ si/0/66621.jpg
  • http:// stalkerkz.narod.ru/Oboi/Step_HR.jpg
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/% D1%F2%E5%EF%FC
  • http:// www.tuvaonline.ru/uploads/posts/2012-07/1341122271_suslik.jpg
  • http:// img-fotki.yandex.ru/get/6612/38229061.92/0_76de6_86105b22_XL
  • http:// content.foto.mail.ru/mail/el.davidova/1/s-19.jpg
  • http:// pofigist.files.wordpress.com/2009/10/tawnyeagles.jpg
  • http://faunazoo.ru/wp-content/uploads/2012/07/ Дрофа. jpg
  • http:// img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/85/817/85817571_zhavoronok_polevoy.jpg
  • http:// demiart.ru/forum/uploads/post-27806-1175717978.jpg
  • http:// crosti.ru/patterns/00/01/21/864f2c130b/preview.jpg
  • http:// ecofriendly.ru/sites/default/files/images/eco_162.jpg
  • http:// mydiz.ru/sites/default/files/resize/userfiles/hedge_Carpinus_fruit-800x652.jpg
  • http:// s41.radikal.ru/i094/1104/74/ed9616c27abf.jpg
  • http:// img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/103/78103635_large_05b41bc2e05bab01fec5869c1d5.jpg
  • http:// knightswood.narod.ru/tour/wross/r41.jpg
  • http:// dezgefest.ru/images/image/zhyk_koroed.jpg
  • http://macroid.ru/_ data/04/N_1.jpg
  • ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%F1%F2%E2%E5%ED%ED%FB%E9_%EB%E5%F1
  • http:// gallery.ykt.ru/galleries/old/komuza/431590.jpg
  • http:// www.vashsad.ua/i/gallery/wallpapers/26/1600_1200/x9tX63Y8.jpg
  • http:// open.az/uploads/posts/2012-04/1335783226_8x10-z-ermine-aimg_1505-1024x819.jpg
  • http:// сезоны-года.рф /животные%20леса. html
  • http:// northerntreetransplanters.com/index_html_files/133.jpg
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%E9%E3%E0#. D0.A4.D0.BB.D0.BE.D1.80.D0.B0

Структура, состав и внешний вид растительного покрова пустынь несут на себе печать приспособления к крайней засушливости климата и повышенной засоленности почв. Недостаток влаги вызывает разреженность растительного покрова и преобладание в его составе многолетних ксероморфных полукустарников, с одной стороны, и эфемеров и эфемероидов, торопящихся использовать весеннюю влагу, – с другой. Из полукустарников ведущая роль принадлежит различным видам полыни (Artemisia) и солянкам – растениям из семейства маревых (Chenopodiaceae).

Полынно-солянковый разреженный покров представляет зональный тип растительности пустынь на глинистых и суглинистых почвах. Наиболее крупные отклонения от него наблюдаются в трех случаях: на песках, солончаках и речных поймах. Пески покрыты растениями псаммофитами, обладающими приспособлениями к жизни на подвижном субстрате. К солончакам приурочены галофиты – солеустойчивые виды собственно солянок (Salsola), солерос (Salicornia herbacea), сарсазан (Halocnemum strobilaceum). Некоторые из солончаковых растений относятся к суккулентам, обладающим сочным, мясистым стеблем и нередко такими же листьями. Поймы рек покрыты тугайными (приречными) лесами, зарослями кустарников и лугами.

Общий запас фитомассы в пустынях составляет всего 2,5-5 т/га, из них 90-95% приходится на подземную часть. Саксаульники по запасам фитомассы (25-50 т/га) приближаются к разнотравным степям и редколесьям лесотундры. Значительная часть биологического запаса (30-60%) пустынных группировок поступает в ежегодный опад, который, главным образом за счет отмирающих корней, снабжает почву большими дозами азота и зольных элементов. В итоге «по абсолютному количеству зольных элементов, поступающих при минерализации опада в почву, плакорные пустынные сообщества в среднем заметно опережают хвойные леса и сближаются с широколиственными лесами, иногда превосходят их».

Таким образом, пустыни представляют собой зону достаточно активного малого биологического кругооборота зольных веществ. Его особенность здесь в отличие от зон с положительным балансом влаги (тайги, смешанных лесов) заключается в «подземном» течении.

Несмотря на низкую продуктивность надземной растительной массы, пустыня имеет большое хозяйственное значение как естественная кормовая база для развитого здесь с давних времен овцеводства, верблюдоводства, коневодства и мясного скотоводства. Малоснежная и более теплая, чем в полупустынях, зима позволяет пасти животных круглый год, за исключением севера зоны, где непастбищный период для овец составляет в среднем около 30-60 дней.

Саксаул, особенно черный (Haloxylon aphyllum), а также некоторые кустарники и полукустарнички широко используются на топливо. В зоне пустынь (дельты рек Волги, Урала, Или, Амударьи, долины рек, берега озер) размещаются основные запасы тростника (Phragmites communis), идущего в молодом состоянии на корм скоту, а позднее используемого как ценный строительный материал (производство камышитовых плит) и сырье для целлюлозно-бумажной промышленности. Урожайность тростника в пустынях (12-15 т/га) примерно в 3 раза выше его урожайности в степной и лесостепной зонах Украины и Молдавии.

Животный мир пустынь небогат по сравнению с другими зонами, лучше обеспеченными зелеными кормами и влагой, и отличается высокой степенью специализации. Многие животные имеют «пустынную» – серовато-желтую или бурую – окраску, гармонирующую с голой почвой. Исключительного совершенства эта приспособительная черта достигает у ушастой круглоголовки (Phrynocephalus mystaceus), легко меняющей свою окраску в соответствии с окраской песка. Бедность кормами, редкие водопои и естественные укрытия выработали у некоторых животных пустынь способность к быстрому передвижению. Подавляющая часть животных зоны спасается от летнего дневного зноя в земле, в вырытых для этого норах и ведет активную жизнь только в ночное время или в утренние и вечерние часы. В отличие от других зон в пустыне совершенно отсутствуют мелкие зверьки, устраивающие свои гнезда не в земле, а на траве пли ветвях. У обитателей пустыни еще резче, чем в полупустыне, выражен период летней спячки.

Типичная для зоны антилопа джейран (Gazella subgutturosa), еще недавно имевшая промысловое значение, сейчас сильно выбита, и охота на нее запрещена. Кулан, или дикий осел (Equus hemionus), в начале этого столетия встречался огромными стадами – до тысячи голов. Ныне он на территории зоны полностью истреблен. Небольшое стадо куланов в целях реакклиматизации завезено из Туркмении на остров Барсакельмес (Аральское море). Многочисленны в пустынях тушканчики и песчанки, но в отличие от более северных зон почти нет полевок, питающихся зеленым кормом, которого в пустыне мало. Большая песчанка (Rhombomys opimus) – один из самых распространенных и вредных грызунов пустынь. Она уничтожает надземные и подземные части растений, семена, затрудняет закрепление песков, повреждает земляные валы арыков; кроме того, норы песчанок служат убежищем для клещей и москитов (Phlebotumus) – переносчиков опасных болезней.

Другие характерные представители зоны – барханная кошка (Felis margarita thinobius), манул (Felis manul), заяц толай (Lepus tolai), степная черепаха (Testudo horsfieldi), дрофа-красотка, или джек, чернобрюхий и белобрюхий рябки (Pterocles orientalis, Pt. alchata).

Пожалуй, наиболее многочисленны в пустыне ящерицы, которых только на равнинах Средней Азии насчитывается 35 видов. Самая крупная из них – серый варан (Varanus griseus) достигает 1,5 м в длину; прочная кожа варана используется в промышленности для галантерейных и обувных изделий. Много в пустынях змей, в том числе ядовитых; разнообразен мир насекомых, особенно жуков, велика роль в ландшафте муравьев. Вместе с тем вызывает интерес отсутствие на юге зоны дождевых червей – этих важнейших почвообразователей более северных зон . В среднеазиатских пустынях дождевые черви встречаются только на орошаемых землях, в зональных условиях их развитию мешает сухость и засоленность почв. Запасы зоомассы здесь малы, особенно ничтожны они – всего 2-4 кг/га – в глинистых и каменистых пустынях. Значительно выше они в песчаных пустынях.

Литература.

1. Мильков Ф.Н. Природные зоны СССР / Ф.Н. Мильков. - М. : Мысль, 1977. - 296 с.

Цель урока: Организовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей умеренного пояса.

Способствовать приобретению умения работать с различными источниками знаний.

Задачи:

Формировать УУД:

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру), морально-этическая регуляция. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

  • Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему урока, ставить и решать учебные задачи, умение управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность, высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учатся отличать верно выполненное задание от неверного и др.
  • Коммуникативные УУД : формировать умения: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; выделять главное.
  • Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; умение работать с информацией: умение работать с материалом учебника, слайдами презентации, раздаточным материалом.

Опорные понятия, термины: биосфера, степь, тайга, лиственные леса.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – знать и объяснять существенные признаки понятий «степь», «тайга», лиственные леса». Уметь приводить примеры типичных растений и животных умеренного пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных умеренного пояса. Уметь аргументировано доказывать связь между климатическими особенностями и распространением животных и растений.
  • метапредметные – работать с текстом, выделять в нем главное. Проводить самостоятельный поиск географической информации: климат, растений, животных умеренных поясов.
  • личностные – формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе.Воспитание эстетического восприятия природы.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний

Форма урока : «исследовательское путешествие»

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта растительности, кейсы с заданиями для групп.

Структура и ход урока:

Организационный момент. (1 мин)

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности (7 мин) ( Презентация 1)

Учитель : (слайд 1)

«Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы».

Мы продолжаем путешествие по нашей прекрасной планете Земля.

Актуализация опорных знаний .

Учитель : Для путешествия нам нужен определенный багаж – знаний. Давайте проверим, готовы ли мы к путешествию.

1. Какие пояса освещенности выделяют на поверхности земли?

2.Какие линии ограничивают пояса освещенности Земли? (Показать на карте.)

3. Мы с вами уже совершили путешествие в самые жаркий пояс, называется он ….

4. Какие природные зоны мы можем там встретить.

Учитель : Давайте вспомним основные моменты путешествия. Напомните, какие вопросы мы рассматривали. (ГП, климат, увлажнение, растения и животные, приспособления).

Учитель : Узнать по описанию и продолжить рассказ о природном сообществе тропического пояса. Как животным и растениям удается существовать в таких условиях?

- (слайд 2) Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря На вершине бархана промелькнула ящерица. Только в оазисах все благоухает…(пустыня).

- (слайд 3) Это равнины, покрытые травами. Среди животных количественно преобладают растительноядные. Здесь выделяется сухой и влажный сезон….. (саванна).

- (слайд 4) Растения представлены в несколько ярусов. Под пологом леса влажно, душно и сыро. Стволы деревьев обвиты лианами. Большинство животных обитает на деревьях… (экваториальный лес).

Учитель : Почему природные сообщества столь разнообразны? Попробуйте назвать причины. (примерный ответ: приспособления животных и растений к освещенности территории, увлажнению)

Учитель : какая наука изучает закономерности географического распространения растений и животных? (ответ: биогеография)

Учитель : Где, в нашей жизни, нам пригодятся знания о тропическом поясе? (примерный ответ: Знать условия выращивания комнатных растений, потому что монстера, бегония – жители тропического леса, им требуется тепло и влага. Жители саванн, пеларгония, фиалка, хлорофитум, требуют умеренный полив зимой. Алоэ, кактус из пустыни, их условия-тепло и свет, песок.

Учитель : Выполнить тестовое задание. (слайд 5)

Я утверждаю, что:

1. в экваториальном лесу лето жаркое, а зима холодная.
2. в саванне 2 времени года.
3. животных в саванне очень мало.
4. в пустынях часто дуют ветры
5. экваториальные леса труднопроходимы, потому что там растёт много злаков.
6. пустыни занимают особенно засушливые районы Земли
7. тропический лес-самое бедное видами природное сообщество.
8. Животные пустынь охотятся днем.
9 .Самые крупные животные встречаются в саванне.
Взаимопроверка. (Ответ: 2,4,6,9)(слайд 6)

Задание с использованием интерактивной доски. (5 мин.) (Презентация 2 ).

Игра «Рассели жителей по домам». Учащиеся соотносят животных и растения с той зоной, в которой они обитают, указывая названия животных и растения, приспособления к условиям обитания.
Проблемная ситуация: Почему остались жители? Где можно встретить этих животных и растения?

Этап 2. Целеполагание.

Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще один тепловой пояс.

Послушайте отрывок. (Николай Матвеевич Грибачев «Сказки про зайца Коську») (слайд 7)

Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клене зеленые листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придется заменить на белую и теплую. Очень ценил Коська помощь клена, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать листву.

Учитель задает вопросы:

1. Назовите явление, о которых повествует данный отрывок. (ответ: Смена времен года.)

2. Как объясняют данное явление законы природы? (ответ: Причина смены времен года – вращение Земли вокруг Солнца.)

3. В каком тепловом поясе происходит событие? (ответ: В умеренном.)

4. Какие природные сообщества характерны для умеренного пояса?

Учитель : Чтобы узнать об этом, загадки нам надо сейчас отгадать.

Это дом. Огромный дом.
Места всем хватает в нём.
И бельчонку, и зайчонку,
И зубастому волчонку.

Какие леса бывают? (ответ: Лиственные, хвойные - тайга) (слайд 8, гиперссылка отрывок из сайд –презентации, без звукового сопровождения.)

Учитель : И еще об одном сообществе мы сегодня будем говорить: (слайд 9)

На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор.
Необъятная гладь,
Неоглядный простор!
(ответ: Степь. Связать с местом проживания)

Учитель : Какие территории мы будем исследовать?

Учитель : Давайте составим план исследования.

1. Месторасположение на карте.
2. Климат природных зон умеренного пояса.
3. Растительный мир умеренного пояса.
4. Животный мир умеренного пояса.
5.Приспособления. (слайд 10)

Этап 3. Изучение нового материала. 15 мин

Свои экспедиционные исследования мы проведем по группам. Каждая группа получает кейс с заданиями, маршрутом путешествия. Приложение 1 (Кейс задания и план ответа). Работа с учебником, картой. Выполняют работу в течение 7 мин. Группа должна представить отчет о своих исследованиях. (слайд 11-12)

  • I группа Степи
  • II группа Лиственные леса
  • III группа Тайга

Ребята в каждой группе:

1. Анализируют текст и иллюстрации учебника.

2. Работают с картой.

3. Обобщают полученную в группе информацию.

4. Обсуждают.

5. Объясняют.

6. Оформляют в виде отчета. Дайте характеристику природной зоны, заполняя таблицу.

Здоровьесберегающий этап урока. Физкультминутка . 1 мин (слайд 13)

Мы словно деревья в чаще лесной, (водим глазами за руками)
Ветвями качаем под ветром зимой,
Весною мы выше и выше растём, (Поднимаем глаза)
И тянемся к солнышку ночью и днём,
А осенью листья встряхнём постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний. (следим глазами, как кружатся листочки)

Этап 4.Обсуждение результатов работы.

Во время отчёта групп ведёте журнал (слайд 14-18)

Отчет 1 группы по плану «Степь».

Учитель:

Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь - полей раздолье!
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это... (Степь.)

Отчет 2 группы по плану «Лиственные леса». (слайд 19-24)

Учитель : Летом одевается, а зимой раздевается.

Отчет 3 группы по плану «Тайга» (слайд 25-29)

Учитель :

Пойдем со мной в наш тихий лес,
Там есть черника и морошка,
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч – и еще немножко!
Присев под кедром отдохнуть,
Вдохнем смолистый запах шишек,
И пусть ровней задышит грудь,
Стряхнув усталости излишек.

Этап 5. Первичная проверка понимания (3 мин) (слайд 30)

Игра «Отгадай природную зону»

1. Зимы здесь холодные. Но хвойные деревья: ель, сосна, пихта - приспособились к таким условиям. Из животных встречаются медведь, волк, лось и другие.

2. Здесь летом сухо, а зимой морозно. Эта природная богата травянистыми растениями, а вот животных здесь немного.

3. В этой природной зоне растут теплолюбивые лиственные деревья: дуб, клен, липа. Животный мир разнообразен.

4. Если много насекомых, значит будет много птиц: серая куропатка, стрепет, полевой жаворонок, степной жаворонок, дрофа, журавль-красавка. Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Здесь же обитают не крупные животные: сурок, мышь-полёвка, тушканчики, суслики, хомяки. А если есть птицы, мелкие грызуны, то будут и хищники: степной орёл, степная гадюка, степной хорёк.

Этап 6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (8 мин)

Учитель : Какие чудесные пейзажи у нас получились. (слайд 31-34)

Так захотелось посетить эти места!

А эти места вам бы хотелось посетить? (слайд 35-37) (слайдов с кадрами загрязнения, вырубки лесов, опустынивания).

Что же делать?

Сообщение обучающегося. (опережающее задание)

Приложение 2, Приложение 3 Охрана природы. Островцовская лесостепь. Государственный природный заповедник «Приволжская Лесостепь» в Колышлейском районе Пензенской области. (слайд 38-39)

Итог урока

Учитель : А теперь я предлагаю вам проверить ваши знания по теме.

Время работы 6 минут.

Тест (индивидуальная работа, взаимопроверка) Приложение 3 или (слайд 40-44)

Рефлексия (3 мин.)

Есть высказывание немецкого зоолога Альфреда Брема: «Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, а другое - в степи, а третье - в море. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь, море. Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и зависящему от них растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего отечества, и лишь тогда, когда мы сопоставляем среду, образ и условия обитания животного мы постигаем его жизнь».

Самоанализ и самооценка ученика

Где в повседневной жизни нам могут пригодиться полученные знания?

  • Какое задание больше всего понравилось на уроке?
  • Какое задание вызвало затруднения? Почему?
  • Что нового узнали на уроке?
  • Как вы помогли друг другу при выполнении задания?

Домашнее задание

  • Задание на выбор Пар. № 22, стр. 136-137 игра стр. 137 .
  • Задание 4. Составьте кроссворд «Животные (растения) умеренных поясов» не менее 8 слов. (слайд 47)

Животные донских степей. Кроссворд для учащихся 8 класса

Зыкова Людмила, 14 лет, учащаяся 8 - Б класса МБОУ СОШ №9 города Азова Ростовской области.
Руководитель: Кушнарёва Татьяна Николаевна – учитель географии МБОУ СОШ №9 г. Азова Ростовской области.
Описание материала: Уважаемые гости и пользователи Портала, кроссворд о животном мире степей, можно использовать для проведения мероприятий в детских оздоровительных лагерях, способствующих экологическому воспитанию школьников. Кроссворд « Животный мир донских степей» поможет систематизировать знания учащихся на уроке географии в 8 классе при обобщении раздела: «Природно-хозяйственные зоны России». Возможно, материал будет полезен не только учителям географии, биологии, но и всем, кого интересует животный мир донской степи.

Цель: знакомство с представителями животного мира зоны степей Донского края.
Задачи:
- расширять знания учащихся о животном мире Донского края
- развивать интеллектуальные способности и познавательный интерес учащихся;
- воспитывать патриотичные и эстетичные чувства;
- воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать её красоту.

Едешь, едешь, - степь да небо,
Точно нет им края,
И стоит вверху, над степью,
Тишина немая.

Нестерпимою жарою
Воздух так и пышет;
Как шумит трава густая,
Только ухо слышит.

Едешь, едешь, - как шальные,
Кони мчатся степью;
Вдаль курганы, зеленея,
Убегают цепью.

Промелькнут перед глазами
Две-три старых ивы, -
И опять в траве волнами
Ветра переливы.

Едешь, едешь, - степь да небо, -
Степь, все степь, как море;
И взгрустнется поневоле
На таком просторе.
(И.Суриков)



Россия – страна, обладающая обширной территорией, а значит и богатым животным миром. Донской края – край пахучих трав, удивительных животных. Добро пожаловать в степную зону на донской земле!
Летние степные картины очень разнообразны. Отпели свои песни многие птицы, и, пробираясь в густой траве, гуськом шагают за своей матерью молодые перепелята. Сусличья молодёжь давно разбрелась поодиночке и забыла дорогу к родным выводковым норам.
Степной орёл, поочерёдно с орлицей, караулит двух своих пуховых птенцов, каждый из них величиной с хорошую курицу. Семья расположилась прямо на земле, в огромном гнезде из кое-как накиданных стеблей бурьяна и кустарника. Нелегко воспитывать орлам медленно растущих птенцов, ничем не защищённых от бродящих вокруг лисиц и хорьков, которые не прочь поживиться свежей дичинкой.



Орлы – вольные птицы, они постепенно вытесняются из донских степей, так как не мирятся с распашкой целины и сокращением стада сусликов, многие откочёвывают в новые местности, не освоенные сельским хозяйством.
Степи - это дом для многих удивительных животных, а для каких, предлагаю также просмотреть видеоматериал, закрепить свои знания, чтобы после просмотра успешно разгадать кроссворд.


Кроссворд на тему: « Животный мир донских степей»





1. Степной (обыкновенный). Вид грызунов.
Этот степной зверёк имеет коренастое тело с толстой головой и короткой шеей; небольшие уши, блестящие и относительно огромные глаза; короткие лапы с хорошо развитыми пальцами и короткими когтями.
Хомяк
3. Тип: хордовые, класс – птиц, род красавки. Высота составляет около 89 см, а вес 2-3 кг. Голова и шея в основном чёрные; позади глаз хорошо заметны длинные пучки белых перьев.
Журавль
6. Это животное ещё называют сайга, совершенно своеобразное, по облику похожее на овцу на тонких высоких ногах.
Сайгак
7. Тип: хордовые, класс – млекопитающие. Длина тела 57-68 см; масса 4-6 кг, редко - до 7 кг. Длинные уши (9,4-14 см). В летнее время питается растениями, молодыми побегами деревьев и кустарников.
Заяц
10. Отряд хищных птиц. Охотится ночью, оперение мягкое, полёт бесшумный, когти длинные и острые, окрас маскирующий. У этой птицы крупная голова, большие круглые глаза спереди головы, клюв короткий.
Сова
11 .Тип: хордовые, класс – птиц. Хищная птица, значительно меньше тетеревятника. Спина имеет темно-серый цвет. Низ беловатый или рыжеватый с ясно заметными поперечными темными полосами.
Ястреб
13. Подотряд пресмыкающихся из отряда чешуйчатых. Питается взрослыми насекомыми, личинками жуков, гусеницами, также могут поедать свое потомство. Это животное в случае опасности отбрасывают свой хвост. После чего в течение нескольких недель (3-4) вырастает новый хвост.
Ящерица
15. Ядовитая змея. Тип: хордовые, класс: пресмыкающиеся, отряд: чешуйчатые. длина вместе с хвостом обычно не превышает 65 см. Окраска чрезвычайно изменчива, но основной фон может быть серый.
Гадюка
16. В степях Дона обитает верхово-упряжная порода, выведенная в XVIII-XIX веках на территории Ростовской области донскими казаками. Характеризуется горбатой головой, тонкой и длинной шеей, прямой и сильной спиной, глубокой подпругой, длинными и сухими ногами.
Лошадь



2. Тип: хордовые, класс: млекопитающие, отряд: грызуны. Является одним из важнейших вредителей зерновых культур. Может быть переносчиком возбудителей клещевого энцефалита, лихорадки Ку и других заболеваний.
Мышь
4. Тип: хордовые, класс: рептилии, отряд: чешуйчатые, подотряд: змеи. Отличаются от других змей «жёлтыми ушами» - ярко выраженными отметинами на голове, чаще жёлтыми, но иногда белыми и оранжевыми. Неядовитая змея.
Уж
5. Группа мелких и средних птиц (семейство тетеревиные и фазановые). Длина 30-45 см, масса до 400 г. Оперение, маскирующее птиц на земле, летом пестрое, зимой белое.
Куропатка
8. Род некрупных грызунов, семейства беличьих. Длина тела 14-40 см, хвоста 4-25 см (обычно менее половины длины тела). Задние конечности немного длиннее передних. Уши короткие, слабо опушённые. Известны своей привычкой при опасности вставать на задние лапы и издавать характерные свистящие звуки.
Суслик
9. Вид хищных млекопитающих из семейства псовых. Шерсть светлая тускло желтого цвета. В донских степях охотятся на зайцев, лисиц, куропаток и гусей, часто нападают на домашний скот.
Волк
12. Очень крупная птица с крепким телом, длинной шеей и мощными ногами. Ходит неторопливо и размеренно. Эта особь принадлежат к числу самых тяжелых летающих птиц на свете.
Дрофа
14. Тип: хордовые, класс: млекопитающие, отряд: хищные, семейство: псовые.
Обычная окраска светлая, серая или рыжевато-серая, встречаются оттенки красного; брюхо беловатое или желтоватое, кончик хвоста тёмно-бурый или чёрный, подбородок светлый. Вид: корсак.
Лиса
17. Семейство млекопитающих отряда грызунов. Внешность очень характерная, благодаря короткому кургузому туловищу и удлинённым, сильным задним конечностям, длина которых иногда в 4 раза превышает длину передних. При медленном движении могут передвигаться на всех четырёх ногах, но большинство видов - только на задних.
Кроссворд с вопросами и ответами для 8 класса. География Тюменской области

© 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными