Общая характеристика представления. Отличие представлений от восприятия

Общая характеристика представления. Отличие представлений от восприятия

Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов.

Представления как психические явления имеют черты как сходства, так и различий с такими психическими явлениями, как восприятие и галлюцинации. Эти сходства и различия показаны на рис. 7.1 и 7.2.

При формировании образов представления и восприятия возникающий образ существенно видоизменяется по сравнению с исходным образцом под влиянием ряда внутренних факторов: потребностей, мотивации, установок, жизненного опыта и т. д.

Сходство представления с восприятием

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной «пластичности» центральной нервной системы.

Представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственнонаглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи вообще отсутствуют.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Представления – это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы.



С одной стороны, представления наглядны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами. С другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения, и в этом отношении они сходны с понятиями. Таким образом, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.

Функции представлений: сигнальная, регулирующая и настроечная.

Сигнальная функции – отражение в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

Регулирующая – отбор нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств с учетом реальных условий предстоящей деятельности.

Настроечная – в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.

Виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Классификация по Б. М. Теплову:

по степени обобщенности (частные и общие); по степени проявления волевых усилий (произвольные и непроизвольные).

Типы представлений: представления памяти, представления воображения. Механизмы возникновения представлений.

5.1. Ощущение

5.2. Восприятие

5.3. Представление

5.4. Внимание

5.5. Память

5.6. Воображение

5.7. Мышление

5.8. Речь как инструмент мышления и средство общения

Основные понятия темы:

Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.

Воображение –это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений. Воображение тесно связано с эмоциональными переживаниями человека.

Восприятие форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущение –процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Память это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Представление – психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта. Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности.

Психические познавательные процессы – последовательное отражение в сознании человека свойств и качеств предметов и явлений объективного мира с целью его познания.

Мышление – опосредованное отражение в сознании человека глубоких и существенных связей и отношений между предметами и явлениями объективного мира. Физиологическая основа мышления – взаимодействие первой и второй сигнальной систем в работе коры головного мозга.

Речь – процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении. Физиологическая основа речи – связь соответствующих участков коры головного мозга с мыслительными процессами.

Ощущения

Мир психических явлений человека многообразен. В их основе лежат психические процессы, которые обеспечивают отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.

Первоначальная же картина окружающего мира складывается у человека благодаря функционированию психических познавательных процессов. К ним относятся: ощущение, восприятие, представление, внимание, память, воображение, мышление, речь.

Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира. Ученые выделяют следующие уровни познания: элементарный, промежуточный, высший.

Исключительную роль в жизни и деятельности человека играет познавательная сфера. Познавательная сфера включает в себя совокупность психических процессов: внимание, ощущение, восприятие, память, представление, мышление, речь, воображение.

Основная функция познавательных процессов – познавательно-аналитическая.

Ощущение – простейшая форма психического отражения, свойственная и животному, и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений. Ощущение – процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Физиологическая основа ощущений – работа нервно-физиологического аппарата, включающего рецептор, нервный путь и определенный участок коры головного мозга.

Основные виды ощущений :

· зрительные;

· слуховые;

· вкусовые;

· обонятельные (ощущение запаха);

· осязательные (тактильные).

Другие виды ощущений: двигательные, вибрационные, температурные, болевые, органические, статические и т. д.

Основные характеристики ощущений :

· минимальный (нижний) порог ощущений – наименьшая величина раздражителя, с которой он отражается в коре головного мозга;

· максимальный (верхний) порог ощущений – величина раздражителя, начиная с которой он или перестает отражаться в коре головного мозга, или наступают болевые ощущения;

· диапазон ощущений – разница между нижним и верхним порогом ощущений;

· порог различения (разностный порог) – минимальное значение, которое позволяет определить различия между двумя идентичными раздражителями

Главные особенности ощущений :

· адаптация – приспособление органов ощущений (глаз, слуховых анализаторов и др.) к силе действующих раздражителей;

· сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов;

· зависимость от силы раздражителя – при увеличении силы раздражителя в геометрической прогрессии сила ощущений увеличивается в арифметической прогрессии;

· явление контраста – различное ощущение одного и того же раздражителя в зависимости от опыта или одновременного действия другого раздражителя;

· последовательные образы – продолжение ощущений после прекращения действия раздражителя.

Восприятие

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Способность к восприятию мира в виде образов есть только у человека. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире. Оно предполагает выделение из комплекса зафиксированных признаков основных и наиболее существенных (с одновременным отвлечением от несущественных). В отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности, с помощью восприятия создается интегральная картина действительности. Восприятие всегда субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному в зависимости от способностей, интересов, жизненного опыта и т. д.

Рассмотрим восприятие как интеллектуальный процесс последовательных, взаимосвязанных актов поиска признаков, необходимых и достаточных для формирования образа:

Первичное выделение ряда признаков из всего потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному определенному объекту;

Поиск в памяти близкого по ощущениям комплекса признаков;

Отнесение воспринятого объекта к определенной категории;

Поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения;

Окончательный вывод о том, какой объект воспринят.

К основным свойствам восприятия относятся:

целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе;

предметность – объект воспринимается человеком как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело;

обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов;

константность – относительное постоянство восприятия образа, сохранение за объектом его параметров, независимо от условий его восприятия (расстояния, освещения и т. д.);

осмысленность – понимание сущности воспринимаемого объекта в процессе восприятия;

избирательность – преимущественное выделение одних объектов из других в процессе восприятия.

Восприятие бывает внешненаправленным (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправленным (восприятие собственных, мыслей, чувств и т. д.).

По времени возникновения восприятие бывает актуальным и неактуальным.

Восприятие может быть ошибочным (или иллюзорным) , например зрительные или слуховые иллюзии.

Развитие восприятия имеет большое значение при образовательной деятельности. Развитое восприятие помогает быстрее усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

Воображение – форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе раннее сформулированных представлений.

Представления – процесс создания в сознании человека воспринимавшихся ранее предметов и явлений объективного мира, информация о которых хранится в его памяти. Физиологическая основа – активизация связей нейронов коры головного мозга, установленных в ходе восприятия предметов и явлений.

Представление

Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова – случайно или намеренно – вызван нами. Это явление получило название «представление». Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения и на основе этого материала можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, – они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Представления имеют свои характеристики. Прежде всего представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.

Характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты – те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов – способность к формированию слуховых представлений, у художников – зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.

Следует отметить, что представления – это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер. Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.

Необходимо также подчеркнуть следующую очень важную особенность представлений. С одной стороны, представления наглядны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами. С другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения, и в этом отношении они сходны с понятиями. Таким образом, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяют три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.

Функции представлений . Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

И. П. Павлов считал, что представления являются первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность. Он показал, что представления очень часто формируются по механизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Когда вы в процессе своей жизни и деятельности сталкиваетесь с каким-то предметом или каким-либо явлением, то у вас формируются представления не только о том, как это выглядит, но и о свойствах данного явления или предмета. Именно эти знания впоследствии и выступают для человека в качестве первичного ориентировочного сигнала. Например, при виде апельсина возникает представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в состоянии удовлетворить голод и жажду.

Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.

Следующая функция представлений – настроечная . Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.

Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.

Виды представлений. В настоящее время существует несколько подходов к построению классификации представлений (рис.6). Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Данный подход к классификации представлений не может рассматриваться как единственный. Так, Б. М. Теплов говорил, что классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их содержанию: математические, географические, технические, музыкальные и т. д.; 2) по степени обобщенности: частные и общие представления; 3) по степени проявления волевых усилий: произвольные и непроизвольные; 4) по модальности ведущего анализатора: зрительные, слуховые представления, двигательные, пространственные представления.

Следует также отметить, что все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления – это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления – это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других – слуховые, а у третьих – двигательные представления. Различие у людей по качеству представлений нашло свое отражение в учении о «типах представлений». В соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы: лица с преобладанием зрительных, слуховых и двигательных представлений, а также лица с представлениями смешанного типа. К последней группе относятся люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида.

Человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Если ему нужно запомнить какие-то цифры, например номер телефона, он представляет себе его написанным или напечатанным.

Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа.

Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко. У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений. Так, у одних людей представления всех типов обладают большой яркостью, живостью и полнотой, тогда как у других они более или менее бледны и схематичны. Людей, у которых преобладают яркие и живые представления, принято относить к так называемому образному типу. Такие люди характеризуются не только большой наглядностью своих представлений, но и тем, что в их психической жизни представления играют чрезвычайно важную роль. Например, вспоминая какие-либо события, они мысленно «видят» картины отдельных эпизодов, относящихся к этим событиям; размышляя или говоря о чем-нибудь, они широко пользуются наглядными образами, и т. д. Так, талант известного русского композитора Римского-Корсакова состоял в том, что у него музыкальное, т. е. слуховое, воображение сочеталось с необычным богатством зрительных образов. Сочиняя музыку, он мысленно видел картины природы со всем богатством красок и со всеми тончайшими оттенками света. Поэтому его произведения отличаются необычайной музыкальной выразительностью и «живописностью».

Как мы уже отметили, все люди обладают способностью пользоваться любым видом представлений. Более того, человек должен уметь пользоваться представлениями любых типов, поскольку выполнение определенной задачи, например овладение учебным материалом, может потребовать от него преимущественного. использования представлений определенного типа. Поэтому представления целесообразно развивать.

Внимание

Общее представление о внимании. На человека постоянно воздействует множество самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Из множества окружающих объектов – предметов и явлений – человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям и жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального называют вниманием.

Если человек не мобилизует своего внимания, то в его работе неизбежны ошибки, а в восприятии – неточности и пробелы. Не сосредоточив внимания, мы можем смотреть и не видеть, слушать и не слышать, есть и не ощущать вкуса. Внимание организует нашу психику на все многообразие ощущений.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:

· точность и детализация восприятия (внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения);

· прочность и избирательность памяти (внимание выступает как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратковременной и оперативной памяти);

· направленность и продуктивность мышления (внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи).

В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. Внимательный человек достигает в жизни большего, чем невнимательный.

Основными функциями внимания в сенсорных, мнемических и мыслительных процессах, а также в системе межличностных отношений являются следующие:

· отбор значимых (т. е. соответствующих потребностям данной деятельности) воздействий и игнорирование других – несущественных, побочных, конкурирующих;

· удержание данной деятельности, сохранение в сознании образов определенного содержания до момента завершения деятельности, достижения поставленной цели;

· регуляция и контроль за тем как происходит деятельность.

Теории внимания . Внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Эта связь раскрывается в наиболее известных психологических теориях внимания.

Согласно моторной теории Т. Рибо, интенсивность и продолжительность произвольного внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но и определенными изменениями состояния организма. В качестве физиологического состояния внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других реакций. Состояние сосредоточенности внимания сопровождается движениями всех частей тела, которые вместе с органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания. Двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли и воспоминания получают особую интенсивность и яркость вследствие сосредоточения на них всей двигательной активности.

В соответствии с теорией А. А. Ухтомского, физиологической основой внимания является доминантный очаг возбуждения в коре головного мозга, усиливающийся под воздействием посторонних раздражителей и вызывающий торможение соседних областей.

Согласно концепции внимания П. Я. Гальперина, внимание является одним из составляющих ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой контроль за содержанием образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека. Этот контроль осуществляется при помощи заранее составленного критерия, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения. Все акты внимания, выполняющие функцию контроля, являются результатом формирования новых умственных действий.

Рассмотрим основные виды внимания.

В зависимости от активности личности выделяют следующие виды : непроизвольное, произвольное и постпроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли. Оно может быть вызвано неожиданностью или новизной раздражителя, его силой, подвижностью, контрастом между раздражителями.

Произвольное внимание – активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями. Раздражителем в этой ситуации является мысль или приказ, произносимый про себя и вызывающий соответствующее возбуждение в коре головного мозга. Произвольное внимание зависит от состояния нервной системы (снижается при расстроенном, чрезмерно возбужденном состоянии) и определяется мотивационными факторами: силой потребности, отношением к объекту познания и установкой (неосознаваемой готовностью воспринимать предметы и явления действительности определенным образом). Этот вид внимания необходим для усвоения трудовых навыков, от него зависит работоспособность.

Характеристика постпроизвольного внимания содержится уже в самом его названии: оно наступает после произвольного, но качественно от него отличается. Когда при решении задачи появляются первые позитивные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности, выполнение ее уже не требует специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется. Этот вид внимания имеет большое значение в учебной и трудовой деятельности.

По характеру направленности выделяют внешненаправленное и внутреннее внимание. Внешненаправленное (перцептивное) внимание направлено на окружающие объекты и явления, а внутреннее – на собственные мысли и переживания.

По происхождению выделяют природное и социально обусловленное внимание. Природное внимание – врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни субъекта (прижизненно) в результате обучения и воспитания; оно связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения.

По механизму регуляции выделяют непосредственное и опосредованное внимание. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов и слов.

По своей направленности на объект различают следующие формы внимания: сенсорное (направлено на восприятие), интеллектуальное (направлено на мышление, работу памяти) и моторное (направлено на движение).

Основными свойствами внимания являются сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключаемость.

Сосредоточенность внимания – это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания зависит от возраста и опыта работы (с годами незначительно повышается), а также от состояния нервной системы (при небольшой нервно-психической напряженности несколько повышается, а при высокой – понижается).

Устойчивость внимания – это длительность сосредоточения на объекте или явлении. Устойчивость внимания определяется различными причинами:

индивидуальными физиологическими особенностями организма (свойствами нервной системы и общим состоянием организма в данный момент времени);

психическим состоянием (возбужденностью, заторможенностью и т. д.);

мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности);

внешними обстоятельствами при осуществлении деятельности.

Общая устойчивость внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов.

Объем внимания определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе их восприятия. Численная характеристика среднего объема внимания – 5 – 7 единиц информации.

Распределение внимания – возможность одновременного выполнения индивидом двух или более видов деятельности. Это не означает, что эти виды деятельности в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к прерванному действию до того, как наступит забывание. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении (в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания) область его распределения значительно сужается.

Переключаемость внимания – способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Подобный процесс может осуществляться как на непроизвольной, так и на произвольной основе. Непроизвольная переключаемость внимания может свидетельствовать о его неустойчивости. Однако это не всегда негативное качество, так как оно способствует временному отдыху организма и анализатора, сохранению и восстановлению нервной системы и работоспособности организма в целом. Переключаемость внимания зависит от подвижности нервной системы, и, следовательно, она выше у людей более молодого возраста. В состоянии нервно-психического напряжения этот показатель снижается (возможно, компенсаторно) за счет повышения устойчивости и сосредоточенности.

Различные свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга. Так, высокая сосредоточенность может сочетаться со слабой переключаемостью.

Сосредоточенность и развитие внимания . Внимание является одной из наиболее важных психических функций и оказывает существенное влияние на психические процессы, обеспечивая целенаправленность и сосредоточенность познавательной деятельности человека, усиливая восприятие и память, активизируя мышление. Внимание играет важную роль в различных профессиях, связанных с осмыслением большого количества информации и общением. Именно поэтому, по мнению авторов, важно создать условия, необходимые для его появления, сохранения и развития. Среди подобных условий можно назвать следующие.

Обеспечение высокой работоспособности всех органов и систем человека:

· правильный распорядок дня, полноценные питание и отдых;

· своевременная диагностика и лечение нарушений зрения, слуха, заболеваний внутренних органов;

· учет дневного ритма работоспособности (пик нашей активности приходится на 5, 11, 16, 20 и 24 ч);

· чередование умственных и физических занятий.

Создание благоприятной рабочей обстановки :

· отсутствие сильных внешних раздражителей – обеспечение тишины (легкий шум способствует сосредоточенности), перенос других дел на иное время;

· обеспечение гигиенических условий работы (чистый воздух, комфортная температура воздуха);

· оптимальный физический фактор (поза, при которой ничто не отвлекает, отсутствие лишних движений);

· привычные условия работы.

Поиск путей появления интереса к задаче: следует обратить внимание на любопытные и необычные детали, взглянуть на происходящее по-новому.

Организация деятельности:

· установить приоритеты (определить, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному);

· поставить конкретные задачи (определить, что необходимо сделать для решения того или иного вопроса);

· определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения.

Воспитание критического отношения к себе и работе: после завершения деятельности необходимо проанализировать, достигнута ли поставленная цель, что способствовало ее достижению, а что мешало.

Кроме того, развитие ощущений (музыка, произведения искусства), воспитание восприимчивости и наблюдательности, а также повышение интеллектуального уровня имеют большое значение для развития внимания.

Внимание – это сложная, многогранная психическая функция. Оно характеризует состояние психических процессов и является одной из сторон психической деятельности. Внимание характеризует общий склад личности, социальную направленность человека. Оно может выражаться в наблюдательности (интеллектуальное качество) и внимательности (нравственное свойство личности, которое проявляется в чуткости, отзывчивости, понимании другого человека). Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Изменения внимания зависят от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик человека.

Память

В настоящее время в психологии не существует единой, законченной теории памяти, а изучение феномена памяти остается одной из центральных задач. Мнемические процессы (или процессы памяти) изучаются разными науками, которые рассматривают физиологические, биохимические и психологические механизмы процессов памяти.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим – это основа психической деятельности.Память – психический процесс запечатления, сохранения, воспроизведения прежнего опыта.

К процессам памяти относятся следующие:

Запоминание – процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания её с уже приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах: запечатление, непроизвольное запоминание, заучивание.

Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре мозга удерживается полученная информация.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней: узнавание, воспоминание, припоминание, реминисценция.

Забывание – процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем.

Одной из важнейших характеристик является качество памяти , которое обусловлено:

скоростью запоминания (количество повторений, необходимых для удержания информации в памяти);

скоростью забывания (время хранения информации).

Для классификации видов памяти существует несколько оснований: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения информации и др. Например, П. П. Блонский в зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала выделяет: 1) двигательную память; 2) эмоциональную память; 3) образную память; 4) словесно-логическую память.

Сравнить нашу память можно и с библиотекой. У разных хозяев она разная. Одни, сколько бы у них ни было книг, систематизируют их, составляют картотеку имеющейся литературы и в нужный момент быстро находят необходимый материал. У других вся имеющаяся в наличии огромная информация свалена в кучу, и любая попытка найти быстро требуемое бесперспективна. Также и с нашей памятью. Упорядочен материал, классифицирован по видам информации, сжат до определенных размеров – значит, доступен. Если же он хаотично и бессистемно разбросан в различных уголках памяти, то попытка в стрессовой ситуации что-либо путное из нее извлечь окончится массой огорчений. Память доставляет хлопоты тем, кто не заботится о ее гигиене и не соблюдает основные правила.

По длительности хранения и прочности закрепления информации выделяюттриблокапамяти:

– сенсорная, или непосредственная;

– кратковременная;

– долговременная.

Сенсорна я (непосредственная) память связана с органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом, обонянием. Это память автоматическая, в которой одно впечатление мгновенно сменяется следующим, и информация, находящаяся в сенсорной памяти, сохраняется не более 1,5 с. Кратковременная память действует до тех пор, пока ваше внимание находится в сосредоточенном состоянии, т. е. информация сохраняется в течение ограниченного времени (не более 30 с). Требуемый номер телефона, который вы нашли в справочнике, сохранится в памяти до момента набора, и через час вам вновь потребуется искать его в справочнике, если вы не выписали его на отдельную страницу вашего блокнота. Человек способен сохранить в памяти не более 5-7 единиц информации. Это значит, что пытаться запомнить семизначный номер телефона, да еще код страны и города к нему, задача не из легких. Но это вполне возможно, если сгруппировать нужный ряд цифр в блоки и «привязать» их к уже имеющейся в вашей памяти информации.

Как правило, информация лучше всего удерживается в кратковременной памяти в течение первых нескольких секунд. Примерно через 12 секунд качество запоминания начинает ухудшаться, и если через 30 секунд информация не будет востребована, она, скорее всего, утратится. Для того чтобы кратковременная память дольше удерживала информацию, необходима тренировка.

Усилия современной психологии по изучению памяти восходят к выдающимся работам немецкого психолога Германа Эббингауза , проведенным в 70-х годах прошлого столетия. Им были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания. В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием бессмысленных рядов псевдослов (триграмм), забывание после первого безошибочного повторения идет довольно быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей запомненной информации, а через восемь часов остается всего лишь 20%.

По мнению большинства ученых, в долговременную память попадает информация, которая удерживалась в памяти посредством повторения более пяти минут. Там она может сохраняться в течение часов, дней, месяцев, лет, а то и всю жизнь. Объем долговременной памяти поистине неограничен. Считается, что за всю жизнь человек использует лишь 5% своего ресурса памяти.

В когнитивной психологии существует понятие сверхдолговременной памяти, т. е. воспоминаний, которым более трех месяцев. Исследования такой памяти проводятся с 1975 года. В одном из экспериментов определялась долговечность памяти на имена и фотографии одноклассников, отобранных из годовых альбомов прежних лет (около 400 испытуемых, девять возрастных групп). Испытуемых просили вспомнить в свободном порядке имена учеников выпускного класса. Затем давалась задача на опознание, для которой отбирались фотографии из годового альбома испытуемого. Они предъявлялись в случайном порядке вместе с другими фотографиями. В следующих задачах надо было поставить фотографии с именами и имена с фотографиями. Уровень «опознания лиц» выпускников был поразительно высок – около 90% через 34 года, тогда как «опознание имен» через 15 лет ухудшилось. Способность ставить рядом имена с лицами сохраняется без изменения дольше; у 90% выпускников в диапазоне от 3 месяцев до 34 лет.

Безусловно, нас в первую очередь будут интересовать методы «загрузки», сохранения и извлечения информации именно из долговременной памяти.

Память не существует сама по себе, она формируется и проявляется в том или ином виде человеческой деятельности.

Зрительная память – наиболее сильный и в то же время наиболее коварный тип памяти. Потенциал зрительной памяти огромен, но вместе с тем именно она нередко подводит нас, воспроизводя воспринятые образы со значительными искажениями.

Слуховая память направлена на восприятие и анализ звуков. Нам часто приходится рассчитывать только на этот вид памяти, например при восприятии на слух голоса, музыкальных звуков, иностранной речи. Как правило, слуховая память работает вместе со словесно-логической, например когда мы воспроизводим на слух лекцию, беседу, телефонный разговор.

Двигательная память играет ведущую роль при овладении различными моторными навыками, например при обучении игре на музыкальном инструменте, в процессе печатания, вождения автомобиля и т. д.

Кроме перечисленных типов памяти, можно выделить память эмоциональную, вкусовую, тактильную , которые не менее важны для развития внутреннего «я» человека, для формирования его стратегий обучения и поведения, для развития познавательных способностей, для адаптации в окружающей среде. Принято различать в зависимости от характера деятельности произвольную и непроизвольную память . «Запомнилось само собой» – говорим мы в случае непроизвольного запоминания. Если же работа памяти сопровождается целенаправленным действием воли, то в этом случае мы говорим о произвольной памяти.

Наша задача – сделать процесс запоминания менее напряженным, не сопровождаемым перенапряжением воли, т. е. научиться переходить от произвольного запоминания к работе непроизвольной памяти. Для этого существуют способы, которыми может пользоваться каждый из нас. Соответственно выделяют механическую и смысловую память.

Механический способ – тот, которым пользуются некоторые студенты за день-два до сдачи экзамена, иначе называемый «зубрежкой». Это наименее тренируемый и самый неэффективный из всех способов запоминания. Конечно, здесь возможны некоторые ухищрения, но это очень ненадежный способ, и ваши шансы на успех ничтожно малы.

Рациональный способ запоминания построен на установлении логических, смысловых связей внутри запоминаемого материала, а также между ним и уже имеющимся «каркасом» знаний. Пользуясь этим способом, мы применяем логическую память. Тренировать ее – значит тренировать интеллект, углублять и расширять свои знания. Собственно, этим мы и занимаемся в течение всей жизни. Здесь возможно использование разнообразных стратегий, вспомогательных приемов по улучшению и совершенствованию запоминаемого материала.

Ассоциации , безусловно, являются основным средством вызова воспоминаний в область сознания. Некоторые считают, что «любая мысль есть порождение ассоциаций». Широкая сеть ассоциаций – это ключ к хорошей памяти. Принципом ассоциаций мы можем пользоваться и не прибегая к чувствам и логике, как, например, в случае, когда мы завязываем узелок на носовом платке, чтобы не забыть сегодня отдать соседу деньги, которые заняли у него в прошлом году.

Мнемотехнический способ запоминания – самый интересный и наиболее тренируемый. Он позволяет заметно усилить рациональный способ запоминания смысловой информации и неизмеримо повысить эффективность механического запоминания несмыслового материала.

В наше время, к сожалению, мнемотехникой пользуются крайне редко. Мнемоника с помощью «обыкновенной» памяти позволяет запомнить материал такого объема и качества, который не поддается никакому другому способу запоминания.

В доведенном до совершенства владении мнемоникой нередко заключается секрет успеха тех, кто, выступая с эстрады, поражает наше воображение чудесами памяти. Этому искусству более трех тысячелетий.

По преданию, автором первой мнемотехнической системы был древнегреческий поэт Симонид (VI – V вв. до Р. Х.). Однажды, согласно легенде, Симонида пригласили на пир. Гости уже сидели за столом, когда слуга доложил, что поэта ожидает человек. Симонид вышел из помещения, но никого не нашел. В этот момент в комнате, где происходило пиршество, обрушился потолок. Хозяин и все гости были убиты. Когда пришли родственники, оказалось, что тела погибших столь обезображены, что никого из них невозможно узнать. Тогда Симонид начал вспоминать, в каком порядке сидели пирующие за столом. Таким образом, по месту, занимаемому каждым, он смог определить имена погибших. Это дало ему ключ к открытию закона, согласно которому по месту расположения предметов можно восстановить их образы.

После этого Симонид специально занялся искусством запоминания. Он изобрел особый мнемотехнический город, в котором были отдельные районы для хронологии, географических названий, имен, практической жизни и т. д. Расположение домов на улицах воображаемого города, внутреннее устройство домов, виды комнат ассоциировались у Симонида с конкретной информацией, которую он должен был очень ярко представить и запомнить. Подобными методами широко пользовались все древние ораторы и богословы. По «методу мест» запоминаемые имена, факты и т. д. привязывались в определенной последовательности к знакомым предметам. Вспоминая, нужно было мысленно пройти мимо стен своего дома и «снять» с тех или иных деталей интерьера нужные сведения.

Одним из мнемотехнических приемов является метод агглютинации («склейки»). Примером такой склейки может служить фраза: «МеТеЭр ПоЕв КаТа, сказалКлУр ». Такая словесная абракадабра поможет легко запомнить имена девяти богинь – Муз, дочерей древнегреческой богини памяти Мнемозины:

Ме льпомена – богиня трагедии,

Те рпсихора – богиня танцев,

Эр ато – богиня любовной поэзии,

По лигимния – богиня гимнов,

Ев терпа – богиня лирической поэзии,

Ка ллиопа – богиня эпоса,

Та лия – богиня комедии,

Кл ио – богиня истории,

Ур ания – богиня астрономии.

Приведем еще несколько коротких агглютиграмм:

МеВеЗеМа ЮСУНП (планеты солнечной системы в порядке их отдаления от Солнца). Михаил АлФёСоф (правление Романовых в XVII в.).

ПёЕка ПёАн И Елизавета ПёЕка (+ Павел ) (правление Романовых в XVIII в.).

Александр , Николай ,Александры, Николай (правление Романовых в XIX в.).

СУПИК (стили поведения в конфликтной ситуации: сотрудничество, уступка, противоборство, избегание, компромисс).

УКРОП (характеристики внимания: устойчивость, концентрация, распределение, объем, переключаемость).

Такие сверткипозволяют запоминать приличный объем информации без особых усилий, а если же еще они придуманы самостоятельно, то можно предполагать сохранение их в вашей долговременной памяти как минимум на сто лет.

Метод связок: объединение информации в единую, целостную структуру с помощью опорных слов, понятий и т. д.

Метод мест основан на зрительных ассоциациях; ясно представив предмет запоминания, нужно мысленно объединить его с образом места, который легко извлекается из памяти; например, для того чтобы запомнить информацию в определенной последовательности, необходимо разбить ее на части и каждую часть соотнести с определенным местом в хорошо известной последовательности, например маршрутом на работу, расположением мебели в комнате, расположением фотографий на стене и т. д.

Интересен метод связного рассказа запоминания цветов радуги, который вам знаком с детства:

к аждый – к расный

о хотник – о ранжевый

ж елает – ж елтый

з нать – з еленый

г де – г олубой

с идит – с иний

ф азан–ф иолетовый

Среди первых психологов, начавших экспериментальные исследования мнемических процессов, был немецкий ученый Г. Эббингауз, который, исследуя процесс запоминания разных словосочетаний, вывел целый ряд законов запоминания.

Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам.

Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем легче последнее закрепляется в памяти.

Закон интереса: интересное запоминается быстрее, потому что на это затрачивается меньше усилий.

Закон установки: запоминание происходит легче, если человек ставит перед собой задачу восприятия содержания и его запоминания.

Закон первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее и быстрее его запоминание.

Закон контекста: информация легче запоминается, если ее соотнести с другими одновременными впечатлениями.

Закон объема знаний: чем обширнее знания по определенной теме, тем легче запоминается новая информация из данной области знаний.

Закон объема запоминаемой информации: чем больше объем информации для одновременного запоминания, тем хуже она запоминается.

Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.

Закон края: лучше запоминается то, что сказано (прочитано) в начале и конце ряда информации, хуже запоминается середина ряда.

Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.

В психологии в связи с изучением памяти можно встретить два термина, очень похожих друг на друга, – «мнемический» и «мнемонический», значения которых различны. Мнемический означает «имеющий отношение к памяти», а мнемонический – «имеющий отношение к искусству запоминания», т. е. мнемоника – это приемы запоминания.

Воображение

Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения. Итак, воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Каждый образ, созданный в воображении, является в какой-то степени и воспроизведением и преобразованием действительности. Воспроизведение – основная характеристика памяти, преобразование – основная характеристика воображения. Если основная функция памяти – сохранение опыта, то основная функция воображения – его преобразование.

Образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются глубокому изменению. Представления памяти – это образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали. Но мы можем, исходя из знаний и опираясь на опыт человечества, создать себе представления о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали. Например, я могу себе представить песчаную пустыню или тропические леса, хотя бывать там мне не приходилось. Воображение – это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспринимал в прошлом и с чем раньше не встречался. Тем не менее все новое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим. Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Из «ничего» воображение творить не может (слепой от рождения не может создать цветовой образ, глухой – звуков). Самые причудливые и фантастические продукты воображения всегда строятся из элементов действительности.

Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э. В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве. Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты». Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком. Воображение – это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».

При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы. Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Как же возникают образы воображения, по каким законам осуществляется их построение? Воображение – познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтезическую деятельность человеческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании. Физиологическая основа воображения – формирование новых связей между нейронами коры головного мозга с использованием уже установленных.

Аналитико-синтетический характер процессов воображения . Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. носят аналитико-синтетический характер.

Перечислим приемы и способы процесса воображения.

1. Агглютинация – «склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. К примеру, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).

2. Акцентирование, или заострение, – выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Карикатуристы выделяют самое существенное в образе, меняя пропорции: болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом.

3. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Например, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп.

4. Схематизация – сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

5. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. А. М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать–пятьдесят человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т. д. Все это обобщенные типы».

Воображение различается у людей по нескольким признакам:

· яркости образов;

· степени их реалистичности и правдивости, новизне, оригинальности;

· широте воображения;

· произвольности, т. е. умению подчинять воображение поставленной задаче (высокоорганизованное и неорганизованное воображение);

· типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек (зрительные, двигательные и т. д.);

· устойчивости.

Функции воображения . Воображение многофункционально. Среди его важнейших функций Р. С. Немов называетследующие.

Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности – создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Планирование и программирование деятельности – составление таких программ поведения, когда проблемная ситуация не определена.

Управление психофизиологическим состоянием организма. С помощью воображения чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

Воображение и мышление. Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Что общего и к чему сводятся различия между воображением и мышлением?

Общее заключается в следующем:

· воображение и мышление возникают в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение;

· воображение и мышление мотивируются потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т. е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.

Различия заключаются в следующем :

· опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир;

· в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется неопределенностью проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. В проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов и представлений и организованная система понятий. В основе воображения лежит возможность выбора образа. В основе мышления – возможность новой комбинации понятий. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», так как системы образов и понятий тесно связаны – например, выбор способа действия осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления о том, как будет осуществляться действие.

Рассматривая сходство и различие воображения и мышления, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью:

а) если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления;

б) если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действует механизм воображения.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии требуемой полноты знаний, необходимых для выполнения поставленных задач. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Однако в этом же заключается и слабость подобного решения проблемы.

Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве. Творчество без активного участия воображения вообще невозможно (рис. 5).

Рис. 5. Решение мыслительных и творческих задач

Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Так, например, в математике в начале доказательства различных теорем приходится встречаться с высказываниями, которые начинаются со слов: «допустим, что...», «представим себе, что...». Именно они указывают на то, что процесс математического доказательства начинается с творческого представления или воображения.

Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам. Однако после того, как некоторые закономерности уже подмечены, угаданы и изучены в экспериментальных условиях, после того, как закон установлен и проверен практикой, а также связан с ранее открытыми положениями, познание целиком переходит на уровень теории, строгого научного мышления. Попытка фантазировать на этом этапе исследования может привести к ошибкам.

Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества:

· подготовка (зарождение идеи);

· созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);

· озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

· проверка.

Изучение роли воображения в процессах научного и технического творчества осуществляется специалистами по психологии научного творчества.

Если ученый имеет дело главным образом с понятиями, то важнейшей особенностью воображения художника или писателя является его значительная эмоциональность. Образ, ситуация, неожиданный поворот сюжета, возникающие в голове писателя, оказываются пропущенными сквозь своего рода «обогащающее устройство», которым служит эмоциональная сфера творческой личности. Переживая чувства и воплощая их в художественные образы, писатель, художник и музыкант заставляют читателей, зрителей и слушателей сопереживать, страдать и радоваться.

  • АВТОМАТИЧЕСКИЕ И КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
  • Вопрос. Производственные процессы и принципы его организации.

  • Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления позволяют видеть не только «лицо», но и «спину» объектов во время их отсутствия. Причем, объектов, не только когда-то непосредственно воспринятых, но и относящихся к обобщенному классу объектов, синтезированных в представлении.

    Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова – случайно или намеренно – вызван нами.

    В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т.е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

    Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

    Представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственнонаглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее .

    Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи вообще отсутствуют.

    Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Представления – это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы.

    С одной стороны, представления наглядны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами. С другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения, и в этом отношении они сходны с понятиями. Таким образом, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.

    Функции представлений: сигнальная, регулирующая и настроечная.

    Сигнальная функции – отражение в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

    Регулирующая – отбор нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств с учетом реальных условий предстоящей деятельности.

    Настроечная – в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.

    Виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

    Классификация по Б. М. Теплову:

    1. по их содержанию (математические, географические, технические, музыкальные и т.д.;
    2. по степени обобщенности (частные и общие); по степени проявления волевых усилий (произвольные и непроизвольные).

    Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».

    Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.

    В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд, этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении человек отображает то, что никогда не видел, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

    Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности . При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения – они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

    Представления имеют свои характеристики . Прежде всего представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.

    Следующей характеристикой представлений является фрагментарность . Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи – вообще отсутствуют. Например, когда представляют себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводят только отдельные черты, те, на которых, как правило, фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.

    Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство . Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или человек, исчезнет из поля сознания, как бы человек ни старался его удержать. И ему придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы.

    Сигнальная функция состоит в выработке сигналов, относящихся к тем свойствам представляемого образа, которые в последующем могут быть использованы человеком в своей деятельности.

    Образ представления несет в себе различные сведения об объекте, его признаках и способах практического использования. По мнению И.П. Павлова, представления возникают по схеме, аналогичной выработке условных рефлексов: одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека гримасу отторжения.

    Регулирующая функция связана с отбором тех свойств представляемого объекта, которые необходимы в данный момент для выполнения каких-либо действий. Эта функция представления часто используется в аутотренинге для снятия психической напряженности или даже болевых ощущений. Образы будущего, возникающие в представлении, могут через подсознание управлять самочувствием и поведением человека.

    Настроечная функция предполагает формирование программы действий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситуации. Сама мысль о конкретном действии или движении может сопровождаться едва заметным реальным движением рук, глаз или головы.

    Различают следующие виды представлений.

    По ведущему анализатору:

    – зрительные (образ человека, предмета, пейзаж);

    – слуховые (представления музыкальной мелодии);

    – обонятельные (представление запаха эфира);

    – осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее);

    – двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.;

    По степени обобщенности:

    – единичные представления – это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета;

    – общие представления – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.

    По степени проявления волевых усилий:

    – непроизвольные представления – это представления, возникающие спонт

    – произвольные представления – это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.

    По продолжительности:

    – оперативные представления – представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности;

    – кратковременные представления – это представления очень непродолжительные по времени;

    – долговременные представления – это представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто.

    По степени обобщенности:

    – единичные – образы отдельных конкретных предметов, явлений;

    – общие – образы обобщенных предметов, явлений.

    Роль и место представлений в психологической структуре личности определяются тем, что они являются своеобразным звеном в переходе от ощущений и восприятий к мышлению.

    Воображением называется деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые, не имевшиеся у него ранее представления, мысленные ситуации, идеи, опираясь на образы, которые сохранились в его памяти от прошлого чувственного опыта, преобразуя и изменяя их.

    В связи с особенностями и причинами возникновения различают: 1) непроизвольное и 2) произвольное воображение; в связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач, которые ставятся перед произвольным воображением, различают: 3) воссоздающее, 4) творческое воображение и 5) мечты человека.

    Непроизвольное, или пассивное, воображение . Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Непроизвольное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно (персеверация), текут, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

    Непреднамеренное воображение имеет место и в состоянии бодрствования. Не следует думать, что те или иные новые образы всегда возникают в результате сознательной целеустремленной деятельности человека. Отличительной особенностью представлений является их изменчивость вследствие неустойчивости следовых возбуждений в клетках мозга и того, что они легко вступают в связь с остаточными процессами возбуждения в соседних центрах. Траектория этого возбуждения не является, как говорил Павлов, твердо зафиксированной ни в своей величине, ни в своей форме. Отсюда легкость воображения, наблюдаемая, например, у детей дошкольного возраста, которые часто отличаются чрезмерным фантазированием и отсутствием критического отношения к создаваемым образам. Лишь жизненная проверка практикой постепенно упорядочивает эту широкую и непреднамеренную деятельность воображения у детей и подчиняет ее руководству сознания, в результате чего воображение приобретает преднамеренный активный характер.

    Произвольное, или активное, воображение. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.). Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения. Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий: труд требует деятельности воображения, отчетливых представлений того предмета, который должен быть сделан, и тех операций, которые при этом должны быть выполнены.

    Произвольное воображение , хотя и в несколько иной форме, имеет место в творческой деятельности. Здесь человек также ставит перед собой задачу, которая является исходным моментом для деятельности его воображения, но, поскольку продуктом этой деятельности являются предметы того или другого искусства, воображение подчиняется требованиям, вытекающим из характера и особенностей данного вида искусства.

    Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями.

    Качество воссоздания того, что заложено в знаковой системе, зависит от:

    1) исходной информации, на основе которой развертывается воссоздание;

    2) суммы и качества знаний человека. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию и видеть за знаками то, что вложил в них автор;

    3) наличия установки. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной направленности мешают их воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться, ясно и отчетливо воссоздать содержание, заключенное в тексте, графических знаках.

    Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.

    Творческое воображение протекает как анализ и синтез накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть материализован, т. е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать на практике невозможно.

    Приемы творческого воображения:

      агглютинация – состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются так, что получается образ нового предмета;

      аналогия – состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие;

      акцентирование – в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается;

      преувеличение (преуменьшение) – распространяется на весь объект, на всю ситуацию.

    Шпаргалка по общей психологии Войтина Юлия Михайловна

    80. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК ПСИХИЧЕСКОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».

    Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.

    В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд, этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении человек отображает то, что никогда не видел, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

    Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения – они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

    Представления имеют свои характеристики. Прежде всего представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.

    Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи – вообще отсутствуют. Например, когда представляют себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводят только отдельные черты, те, на которых, как правило, фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.

    Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или человек, исчезнет из поля сознания, как бы человек ни старался его удержать. И ему придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы.

    Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

    а) общая характеристика Со времени классической и средневековой литературы вплоть до конца девятнадцатого века было потрачено много усилий на описание образа достойного человека и достойного общества, какими они должны быть. Такие идеи находили выражение отчасти в

    Из книги Живите без проблем: Секрет легкой жизни автора Манган Джеймс

    Сила психического представления В сотнях случаев представление себе образа конкретной цели, постоянно просматриваемого внутренним глазом, действовало как пароль, который помогал достичь

    Из книги Гуманистический психоанализ автора Фромм Эрих Зелигманн

    Из книги Психология установки автора Узнадзе Дмитрий Николаевич

    Общая характеристика установки у животных Если пересмотреть в общем полученные нами резуль­таты об установке животных, то мы должны обратить внима­ние особенно на следующее.1. Не подлежит никакому сомнению, что установка не представляет собой специфически

    Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

    48. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда – специфически человеческой

    Из книги Стандарты сексуального образования в Европе автора Коллектив авторов

    Из книги Психология типов тела. Развитие новых возможностей. Практический подход автора Трощенко Сергей

    Общая характеристика Луна является пассивно-негативным психологическим типом. Это единственный тип с подобным сочетанием двух основных характеристик. Направленность его внимания на пассивное начало показывает, что этот тип воспринимает внешний мир как нечто такое,

    Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

    Общая характеристика Тип Венера является пассивно-позитивным. Так же, как и тип Луна, он воспринимает мир как огромный и сложный механизм, скорость протекания процессов в котором настолько высока, что за ними просто невозможно поспеть. Скорость циркуляции внутренней

    Из книги Животворящая сила. Помоги себе сам автора Сытин Георгий Николаевич

    Общая характеристика Тип Меркурий активен по взаимодействию и негативен по восприятию. Его активная природа выражается как во внутреннем взгляде на жизнь, так и во внешних проявлениях. Он обладает отличной реакцией и способностью мгновенно адаптироваться к изменениям.

    Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

    Общая характеристика Тип Сатурна – активно-позитивный. Он самый заметный из всех типов. Его отличают отменные организаторские способности. Позитивность типа Сатурн – это внутренняя позитивность. Она проявляется в виде безграничной уверенности в себе, а также в

    Из книги автора

    Общая характеристика Этот смешанный тип сочетает в себе черты активно-негативного типа Меркурий и активно-позитивного типа Сатурн. Поэтому помимо меркурианской опрятности, властности, желания быть на виду, нетерпения, быстроты восприятия, трезвого расчета и хитрости у

    Из книги автора

    Общая характеристика Юпитер – это пассивно-позитивный тип. Позитивность этого типа очевидна. У него прекрасное чувство юмора. Он добродушен, приветлив, общителен и всегда находит нужные слова, когда требуется подбодрить или поддержать кого-либо. Тип Юпитер во всем

    Из книги автора

    Общая характеристика Как и любой другой смешанный тип, тип Юпитер-Луна сочетает в себе качества двух чистых (классических) типов – пассивно-позитивного типа Юпитер и пассивно-негативного типа Луна. Тип Юпитер-Луна склонен быть консервативным в одежде и формальным в

    Из книги автора

    14.1. Общая психологическая характеристика судебного процесса Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследует закономерности, связанные с психической деятельностью всех лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также воспитательное воздействие судебного

    Из книги автора

    1.1. Общая характеристика метода В метод СОЭВУС (или метод психокоррекции) входят: исцеляющие настрои (тексты), принципы построения настроев, методика их усвоения и приемы самоизменения, а также пути использования данного метода в разных условиях и с разными

    Из книги автора

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТА Одна из существующих точек зрения понимания природы психического развития человека сводится к утверждению неизменности, абсолютности возрастных стадий. Такое представление о возрасте связано с пониманием психического развития как



    © 2024 skypenguin.ru - Советы по уходу за домашними животными